Философы о религии

Федеральное агентство железнодорожного транспорта

Сибирский Государственный университет путей сообщения

Кафедра «Философии и Культурологии»

Реферат по дисциплине «Философия»

на тему:

«Философия и религия»

Выполнил: Стаценко Д.С. Проверил: Доктор наук

Группа МПМ – 113 Быстрова А. Н.

Новосибирск 2013

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры. Поэтому она вступает в сложные взаимодействия со всеми другими формами духовной деятельности человека, такими как наука, искусство, нравственное сознание, идеология и другое. При этом, особенно сложным и многоплановым является взаимодействие философии и религии.

Отвечая на вопрос, как соотносятся философия и религия в научных кругах нет единого мнения. Как философия, так и религия стремятся ответить на одни и те же вопросы: о месте человека в мире, о взаимоотношении человека и мира, что есть добро и зло, где источник добра и зла. При этом, как религии, так и философии в своих рассуждения свойственен выход за границы возможного опыта и за пределы разумного.

Но между ними есть и различия. Религия — сознание массовое. Философия — сознание теоретическое, элитарное. Религия требует беспрекословной веры, а философия свои истины доказывает, апеллирует к разуму. Важно также отметить, что философия всегда приветствует любые научные открытия как условия расширения наших знаний о мире.

В свете вышесказанного, тема настоящего реферата представляется весьма актуальной. Целью настоящей работы является анализ литературы и изучение различных точек зрения на соотношение философии и религии.

Для достижения указанной цели автор предполагает решить следующие задачи:

— дать понятие философии и религии;

— рассмотреть соотношение понятий философии и религии в научной литературе, выявить сходство и различия.

Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников и литературы.

глава 1. понятие философии и религии

  1. Понятие философии

Прежде, чем приступить к раскрытию всей многогранности и сложности взаимоотношений между этими формами духовной деятельности человека, остановимся кратко на содержание самих понятий «философии» и «религия».

Как отмечает С.Л.Франк, греческое слово философия происходит от слов любить и мудрость, что в буквальном смысле означает любомудрие. Обращаясь к истории понятия «философия», С.Л.Франк отмечает, что впервые оно встречается мы встречаем у Геродота (V в. до н.э), который описывая разговор Креза и Соломона, приводит следующие слова Креза: «Я слышал, что ты, философствун, ради приобретения знаний исходил много стран». При этом, как отмечает С.Л.Франк, в данном случае «философствовать» значит «любить знание, стремиться к мудрости»1.

Впоследствии понятие «философия» встречается у Фукидида (конец V), который утверждает, что Перикл в надгробной речи над павшими в бою афинянами говорит, прославляя афинскую культуру: «Мы философствуем, не изнеживаясь». Иными словами, «мы предаемся умственной культуре, развиваем образование». У Платона (IV в.) слово «философия» встречается в смысле, тождественном современному понятию науки. В свою очередь, у Аристотеля появляется термин «первая философия» в качестве основной или основополагающей науки, т.е. философии в современном смысле слова (или метафизики). Однако, важно подчеркнуть, что в целом в том смысле, в каком это слово употребляется в настоящее время, оно вошло в употребление лишь в эллинистическую эпоху Древнего Рима.

Как указывает А.Г.Спиркин, философия — это все единосущее, «схваченное в мыслях», это квинтэссенция духовной жизни мыслящего человечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты2. Он указывает, что каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в их простом сложении – это сумма обрывков. Философия же дает систему знаний о мире как о целом. Она не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, беря их в самом общем виде и, опираясь на этот «интеграл», строит систему знания о мире как целом, об отношении человека к миру, т.е. о разуме, о познании, о нравственности и т.п.

С точки зрения В.В.Миронова, философия представляет собой сложно организованную систему знания, претендующую на обобщение, синтез всего наличного знания и совокупной человеческой культуры3.

1.2. Понятие религии

Сам термин «религия» определяют различно: одни производят его от латинского religare — связывать, а другие, например Цицерон, — от relegere — собирать. Наиболее адекватным, по мнению А.Г.Спиркина, корнем является латинское religio — благочестие, святость. Из чего он делает вывод, что по существу, религия являет собой выражение признания Абсолютного начала, т.е. Бога, от которого зависит все конечное, в том числе и человек, и стремление согласовать нашу жизнь с волей Абсолюта. Поэтому в каждой религии можно найти две стороны — теоретическую, в которой выражается понимание Абсолюта, и практическую, в которой устанавливается реальная связь Абсолюта с жизнью человека.

По мнению В.В.Миронова, религия — это мировоззрение и мироощущение человека, а также его поведение, определяемое верой в существование Бога и чувством связанности, зависимости от него, почтение и почитание силы, дающей опору и предписывающей человеку определенные нормы поведения по отношению к другим людям и ко всему существующему4.

А.Г.Спиркин указывает, что религия являет собой важный и необходимый феномен духовной жизни человека и общества. Это, по словам А. Шопенгауэра, «метафизика народа», т.е. его философия как неотъемлемый компонент его мировоззрения. Изучением религии занимается прежде всего богословие, а также история и философия — каждая под своим особым углом зрения. Богословие стремится к адекватному истолкованию фактов религиозного сознания, данных путем откровения. История религии исследует процесс возникновения и развития религиозного сознания, сравнивает и классифицирует различные религии с целью найти общие принципы их становления. Философия анализирует прежде всего сущность религии, определяет ее место в системе мировоззрения, выявляет ее психологические и социальные аспекты. ее онтологический и познавательный смысл, высвечивает соотношение веры и знания, анализирует проблемы отношения человека и Бога, нравственный смысл религии и ее роль в жизни общества, в развитии духовности как человека, так и человечества.

По мнению А.Г.Спиркина, религия должна рассматриваться в разных аспектах: она осмысливает Бога как Абсолют в его отношении к человеку, природе и обществу. Существенной функцией религии является нравственно-социальное служение: она призвана сеять в душах народа мир и любовь5.

Говоря об истории религии, следует отметить, что в истории всегда существовало и поныне существует огромное многообразие религий и религиозных верований, различающихся конкретным пониманием природы Бога, его сущностных черт и особенностей, характером взаимоотношений с миром природы и человеком.

глава 2. философия и религия: общее и различия

2.1.Сходство философии и религии

Философия и религия на протяжении многих веков находилась в тесном и сложном, а иногда и противоречивом, взаимодействии. Так, следует отметить, что в период своего зарождения христианство очень часто и осознанно обращалось к античному философскому наследию. Это было обусловлено тем, что христианство видело в философии необходимую историческую предпосылку своего возникновения и последующего распространения.

Однако, в Средние века философия в значительной степени утратила свое значение и трактовалась как важный, но при этом всего лишь вспомогательный инструмент, способствующий уяснению и уточнению содержания религиозной веры6.

В Новое время философы стремились вернуть утратившее положение философии, в связи с чем большая часть философ стали утверждать абсолютность и самодостаточность человеческого разума, его полную автономию по отношению к религиозному сознанию. Результатом такого положения стало возникновение острого конфликта между философией и религией.

Однако в конце XIX – начале XX вв. возможности человеческого интеллекта на всесилие и всемогущество снова начинают ставиться под сомнение, при этом идеалы рациональности Нового времени подвергаются резкой критике, а иногда им отрицаются вовсе. В результате проблема взаимоотношений философии и религии начинает рассматриваться как проблема взаимоотношений, взаимодействия двух достаточно автономных областей и форм духовной деятельности человека, ни одна из которых не может претендовать на вытеснение и поглощение другой.

На самом деле взаимоотношения между философией и религией носили и носят значительно весьма многогранный и сложный характер.

Отмечая сходство философии и религии, А.С.Кармин отмечал, что в религии, как и в философии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исходить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи — о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. — по своему характеру сходны с философскими7.

В свою очередь П.В.Алексеев видел сходство философии и религии в том, что подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания8.

Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что «различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли». Более того, «религия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны».

В.В.Миронов, отмечая сходство философии и религии, утверждает, что по своей глубинной сущности философия и религия являются мировоззренческими формами духовной деятельности человека, чем и отличаются от всех других типов и видов жизнедеятельности человека. Согласно точки зрения В.В.Миронова, философия по целостности и универсальности выдвигаемых ею перед собой задач есть не какое-либо частное, конкретное, специализированное знание, а именно мировоззрение, в самом прямом и буквальном смысле этого слова, т.е. выработка и обоснование представлений и взглядов о мире в целом: о природе, обществе, человеке в их взаимосвязи и взаимодействии друг с другом. Такие же цели ставит перед собой и религия9.

Кроме того, как отмечает В.В.Миронов, философия в лице большой части своих наиболее выдающихся представителей пыталась, подобно религии, усмотреть единое, универсальное основание всего сущего в сущностях и качествах духовно-идеального порядка, часто включая в их число Бога.

О наличии сходства, общности между философией и религией, по мнению В.В.Миронова, свидетельствуют и многочисленные факты взаимопроникновения и взаимообогащения философских и религиозных идей.

Интересной представляется нам позиция по рассматриваемому вопросу доктора философских наук А.Л.Анисина, который считает, что связь философии с религии достаточно заметна и выражаются, в первую очередь, в том, что процессы в религиозной жизни напрямую отражаются на формировании философских учений10. Обратное влияние философии на религию, как отмечает А.Л.Анисин, менее значимо, но оно тоже есть. Те вопросы и темы, которые ими рассматриваются, очень схожи: первоначало всего, смысл жизни, место человека в мире, сущность мира в целом, соотношение духа и тела в человеке, духовного и вещественного вообще.

2.2.Различия философии и религии

Прежде чем рассматривать доводы ученых, считающих, что философия и религия значительно отличаются между собой, интересно отметить, что в нашей стране наиболее распространенным и господствующим представлением о соотношении понятий философия и религия, долго время оставалось представление об этом, изложенное К. Марксом, которое, в свою очередь, опиралось на философские учения Фейербаха XVIII века. В рамках данного учения религия рассматривается как иллюзорное, превратное отношение к действительности, как совокупность представлений и идей, которые принимаются на веру на основе слепого послушания авторитету и церковной традиции, без какой-либо проверки и самостоятельного суждения личного сознания, лишь на основании детской доверчивости и покорности мысли. В свою очередь, философия представлялась как свободное чуждое каких-либо ссылок на чужие мнения и общепризнанные авторитеты осмысление мира, которое было основано на принципах автономии и самодостаточности разума, без каких-либо ссылок на сакральные источники знания. В свете приведенных определений, отмечалось, что между философией и религией неизбежна роковая ничем не заполнимая пропасть11.

Как отмечал в своё время Гегель, различие между религией и философией в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия — в основном на представлениях (т.е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию — нет. При этом Гегель указывал, что «философия, как постигающее мышление… обладает перед представлением, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, понимает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, понимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли».

Таким образом, как отмечает П.В.Алексеев, в религии делается упор на веру, культ, откровение, а в философии — на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную возможность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а философия антидогматична. В религии есть культ в отличие от философии. В обоснование своей позиции П.В.Алексеев ссылается на Карла Ясперса, который в свое время писал: «Признаком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя»12.

Обращаясь к другим мнениям по вопросу соотношения философии и религии, следует отметить следующее.

Н.А.Моисеева и В.И.Сороковикова отмечают следующие особенности соотношения религии и философии, которые наглядно свидетельствуют о различии между этими понятиями:

1) В философии мировоззрение опирается на рационально-теоретическое знание, когда как в религии мировоззрение опирается на веру, поскольку вера в сверхъестественное есть основа религиозного мировоззрения;

2) Философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована никаким авторитетом и может все подвергнуть сомнению. В свою очередь, религия нуждается в авторитете и признает некие истины на веру, не требуя доказательств;

3) Философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «земной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небесный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный)13.

Следует отметить, что аналогичные по своей сути мусли высказывает и А.С.Кармин. Так, он считает, что

1) Религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике. В свою очередь, философия же стремится аргументировать все свои утверждения;

2) В отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собственные выводы;

3) Религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определенные «сверхразумные» догматы, в свою очередь философия требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам14.

В свете вышесказанного интересной видится точка зрения И.Н.Романова, который указывает, что диалектика взаимодействия философии и религии проявляется:

— во-первых, в религизации философии: религиозности философии и учете в деятельности философа уровня и направленности религиозности в обществе;

— во-вторых, в философизации религии: занятии философией служителей культа и создании философских школ (направлений) на религиозной основе15.

Как отмечает А.С.Кармин, несмотря на существенные различия, религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, рационального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направление — религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепляется философской аргументацией.

При этом, И.Н.Романов, отмечает двоякую роль теистической философии в жизни общества. Он считает, что положительная роль теистической философии в жизни общества заключается в том, что философия раскрывает общечеловеческие нормы морали; утверждает идеалы мира; приобщает людей к знаниям особого рода; сохраняет традиции. Наряду с положительной отрицательная роль теистической философии в жизни общества заключается в том, что она формирует одностороннюю картину мира; осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддерживает устаревшие обычаи, нормы, ценности.

Совершенно различные задачи и суть философии и религии видит С.Л.Франк, который в обоснование своей позиции утверждает следующее. Религия есть жизнь в общении с Богом, имеющая целью удовлетворение личной потребности человеческой души в спасении, в отыскании последней прочности и удовлетворенности, незыблемого душевного покоя и радости. Философия есть, по существу, совершенно независимое от каких-либо личных интересов высшее, завершающее постижение бытия и жизни путем усмотрения их абсолютной первоосновы. Но эти, по существу, разнородные формы духовной жизни совпадают между собой в том отношении, что обе они осуществимы лишь через направленность сознания на один и тот же объект — на Бога, точнее, через живое, опытное усмотрение Бога16.

Конечно, как отмечает С.Л.Франк, отвлеченно рассуждая, возможно представить себе и обратное соотношение — именно совершенное расхождение путей осуществления обеих задач. Где, как, например, в буддизме, личное спасение отыскивается не на пути общения с Богом и где, с другой стороны, разум тщится постигнуть жизнь и мир не из его вечной и абсолютной первоосновы,— там между религией и философией не ничего общего; они не то что противоречат одна другой, они в это) случае так же не соприкасаются между собой, как, скажем, музыка и химический анализ. Но все дело именно в том, что такие, совершенно расходящиеся пути суть и для религии, и для философии пути мнимые, не Приводящие к цели, и что, наоборот, подлинное осуществление задач и той и другой возможно только на путях, ведущих к одной и той же цели — к Богу. В отношении религии это утверждение не требует, конечно, особого доказательства; мы можем здесь спокойно предоставить отдельным парадоксалистам труд, вопреки общечеловеческому опыту, доказывать противоположит. Наоборот, в отношении философии это есть тезис, требующий окончательного уяснения и доказательства, отнюдь еще не исчерпанного предыдущими общими соображениями.

Г.Г.Кириленко, в свою очередь отмечает, что философия как форма рационального знания отлична от религиозного сознания17. Философия представляет собой форму рефлексивного знания, она не догматична и внутренне критична. Вместе с тем, отмечает она, все философы во все времена не могли обойти проблему бытия Бога, смерти или бессмертия человеческой души. Трансцендентное буквально «притягивает» философию. Даже открыто нерелигиозные философы, такие, как М.Хайдеггер, говорят о том, что человек живет в «ожидании Бога», К.Ясперс ввел понятие философской веры, неотделимости философствования от прорыва к трансцендентному. Однако, несмотря на сказанное, в обоснование своей позиции отличия философии от религия, Г.Г.Кириленко утверждает, что для философии важна сама идея Бога как безусловный гносеологический, этический, эстетический идеал и, одновременно, основание, источник познания, нравственности, искусства.

В целом, по мнению Г.Г.Кириленко, философия и религия идут разными путями, но реализуют одну человеческую потребность — закрепить себя в бытии. Сторонники религии, говоря о ней, имеют в виду искание и осуществление контакта со сверхчувственным, высшей реальностью, протекающего в определенных организационных рамках. Философы, говоря о религии, рассматривают ее как необходимую форму выхода ценностей в символической форме веры в абсолютное бытие. При этом, философы лишь задают общие контуры той реальности, с которой связано «подлинное» существование человека и при условии которой имеет смысл философия как форма теоретического знания.

Существенные различия между философией и религией, отмечает также и А.Л.Анисин18. По его мнению, в первую очередь различие заключается в том, что рассматриваемые вопросы (которые, по сути, одни и те же) ставятся и рассматриваются по-разному: в религии они ставятся и решаются на жизненно-практическом уровне, а в философии они рассматриваются на уровне интеллектуальном. В религии главное – религиозная жизнь, культовые действия, молитва, то есть «практика», теория же, то есть богословие имеет значение второстепенное, можно быть религиозным человеком совсем не вникая в тонкости богословия. В философии же главное именно мысль, философия в некотором смысле оторвана от практической жизни, возвышаясь над ней. Связь философии с жизнью философа, с жизнью общества, конечно, существует, но в самой философии главным является стремление «додумать до конца» свои убеждения, философия это чисто интеллектуальное занятие.

Подводя итог изложенного материала по теме реферата, следует сформулировать следующие основные выводы.

Отношения философии и религии всегда были непростыми. В целом, возникнув на развалинах мифологии, в Древнем Риме эллинского периода философия занимала своё достойное место, после чего в средние века была низведена до служанки богословия. В эпоху Просвещения философия вновь праздновала победу, высмеивая религию как обман, невежество и простое суеверие.

В настоящее время связь между философией и религией освободилась от прежней конфронтации, она стала ровной и толерантно-спокойной. Эти отношения сейчас представляют собой не только отношение взаимного отталкивания и борьбы, но и довольно широкий спектр сходства и общности.

Исторический опыт развития показывает несостоятельность как попыток поглотить философию теологией, так и установок на поглощение религии философией или наукой.

В настоящее время всё более утверждается мысль, что философия и религия являются автономными, несводимыми друг к другу формами духовной деятельности человека, которые должны свободно развиваться, взаимодополняя и взаимообогащая друг друга.

Вместе с тем, не следует забывать, что между философией и религией по-прежнему существует некая идейная борьба, которой попросту не может не быть, поскольку эти культурные системы являются довольно-таки мощными и самостоятельными. У них одинаковые претензии — на целостное видение реальности, на истину, на наставничество в делах жизни. И философия, и религия пытаются говорить от имени абсолютов, вещают, пророчествуют. Вместе с тем, следует подчеркнуть, что религия делает это от имени веры, а философия от имени разума.

Список использованных источников И ЛИТЕРАТУРЫ

1 Цит. по Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. — М.: Политиздат, 1991. С.120.

2 Русская религиозно-философская мысль ХХ века: сборник / под ред. Н. П. Полторацкого.- Питссбург, 1975. С.126.

5 Русская религиозно-философская мысль ХХ века: сборник / под ред. Н. П. Полторацкого.- Питссбург, 1975. С.127

6 Мотрошилова Н. В. Рождение и развитие философских идей / Н. В. Мотрошилова. — М.: Политиздат, 1991. С.141.

7 Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. — СПб.: Лань, 2004. С.486.

8 Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. — М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.62.

11 Кто сегодня делает философию в России. Т. 1 / сост. А.Нилогов.- М.: Поколение, 2007. С.124.

12 Цит. по: Алексеев П.В. Социальная философия / П.В. Алексеев. — М.: ООО «ТК Велби», 2003. С.74.

13 Моисеева Н.А. Философия / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. — СПб.: Питер, 2004. С.28.

14 Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. — СПб.: Лань, 2004. С.487.

15 Романов И.Н. Философия / И.Н. Романов, А.И. Костяев. — М.: Педагогическое общество России, 2003. С.166.

17 Кириленко Г.Г. Философия. Высшее образование / Г.Г.Кириленко, Е.В.Шевцов.- М.: Слово, 2003. С.603.

Религия и проблема её определения

Религия — является общественным институтом, занимающим важное место в структуре общества; выступает как форма общественного сознания, выражающая определенные идеи и регулирующая общественные отношения; существует в виде системы норм и предписаний поведения человека в обществе.

Науке известно около пяти тысяч религий. Многообразие религиозных форм, языковые различия для выражения этих форм в разных культурах делают чрезвычайно трудной проблему поиска характерных черт, которые позволили бы относить некоторые явления к религиозным. Все это усложняет проблему определения религии. Насчитывают более 250 таких определений, и число это постоянно растет. Невозможно рассмотреть каждое из определений, однако все определения можно разделить на группы и изучить характерные черты каждой группы.

Выделяют следующие группы определений религии:

  • теологические;
  • философские;
  • психологические.

Религия и теология

Теологические определения — это определения, принятые в богословии. Они рассматривают религию «изнутри», исходят из той модели, которую задает соответствующая религия и конфессия. Несмотря на различие религиозных конфессий, в этом вопросе общим для всех является то, что они рассматривают религию как связь человека с Богом. Определения этого типа можно разделить на две группы.

1. Супранатуралистические — исходят из того, что религия — это действительно существующая связь человека с Богом, она возникает из Откровения Бога, она дана человеку Богом раз и навсегда в неизменном виде. Эти определения не могут объяснить причин изменения религии. Их авторы считают, что человек нуждается в понятии Абсолюта, присутствие которого он постоянно ощущает; это ощущение помогает человеку упорядочить свою собственную жизнь. Русский религиозный философ П. Флоренский писал, что религия — это система действий и переживаний, обеспечивающих душе спасение. Душу окружает хаос общественных отношений и собственных бессознательных импульсов. Религия помогает выстроить из этого хаоса целостный закономерный мир и тем самым спасает душу от хаоса.

2. Исторические определения утверждают, что религия и общество тесно связаны. Религия является априорным, доопытным переживанием. Однако в обществе она испытывает разнообразные влияния со стороны государственных, семейных, экономических и других отношений. Таким образом, религия представляет собой одновременно и субъективное отношение к Богу, и историческую реальность. Эту точку зрения развивали многие богословы, в частности немецкие теолога Эрнст Трельч и Рудольф Отто. Исторические определения позволяют понять религию как исторический феномен, изменяющийся в соответствии с изменениями общества и в то же время сохраняющий неизменной свою способность к трансцендированию — выходу за пределы реальности с целью конструирования смыслового поля существования.

Религия и философия

Философские определения позволяют взглянуть на религию как на особое образование, выполняющее в обществе важные функции. Они стремятся отыскать признаки религии извне, сознательно дистанцируют себя от какой бы то ни было религии и часто занимают по отношению к ней критическую позицию.

Наиболее оригинальный взгляд на соотношение религии и общества в истории философии высказал И. Кант. Он считал, что человек как свободное существо должен следовать категорическому императиву, т.е. нравственному закону. Этот закон требует полноты нравственной добродетели, которая недостижима в «мире вещей для нас», следовательно, достижение этой высшей добродетели возможно только в перспективе, а значит, душа бессмертна и Бог является гарантией этого бессмертия и моральной основой бытия.

Кант различает религии моральные и статуарные. Моральные религии основаны на вере «чистого разума», в них человек с помощью собственного разума познает божественную волю в себе самом. Статуарные религии основаны на исторической традиции, в них познание происходит посредством Откровения Бога, их нельзя признать обязательными для людей. Только моральная религия является обязательной. Религия возникает сначала как моральная, но, чтобы получить распространение в обществе, она принимает статуарный характер. Высшая форма религии — христианство, причем прежде всего в его протестантской разновидности.

Немецкий философ Г. Гегель считал, что религия является одной из форм самопознания Абсолютного духа, наиболее адекватной его природе. Религия равнозначна философии, у них один предмет — вечная истина, Бог и объяснение Бога. Но они различаются по методу исследования: религия исследует Бога с помощью чувств и представлений, а философия — с помощью понятий и законов.

Л. Фейербах в отличие от Канта и Гегеля считал, что религия появилась в результате отчуждения от человека самых лучших его характеристик, возведение их в абсолют и поклонение им. Он считал, что такую религию нужно уничтожить, а на ее место поставить поклонение одного человека другому, или любовь человека к человеку.

Марксистская философия определяет религию как веру в сверхъестественное. Религия — это фантастическое отражение в головах людей тех внешних сил, которые господствуют над ними в действительной жизни. Марксизм видит причины изменения религии в развитии общества. В первобытном обществе люди зависели от стихийных сил природы, поэтому обожествляли их. С появлением классов и развитием общественных отношений люди познают законы природы, научаются пользоваться ими для достижения своих целей, поэтому природа перестает быть загадкой и предметом поклонения. Ее место занимают общественные отношения, которые становятся все более непонятными для людей. Как на земле воцаряется единый монарх, так и на небе появляется единый Бог.

Религию К. Маркс вслед за Гегелем называл опиумом для народа, т.е. средством одурачивания с целью эксплуатации. Религия во времена Маркса была единственной разрешенной в обществе идеологией, выражающей интересы господствующих классов; с ее помощью богатые эксплуатировали бедных. Однако таким опиумом становится любая безальтернативная идеология, выражающая идеи и интересы тех, кто стоит у власти, даже атеистическая. Марксизм утверждал, что основой религии является незнание людьми законов природы и общества. Как только законы их существования и развития будут открыты, необходимость в религии отпадет.

Немецкий философ и социолог, один из основателей социологии религии М. Вебер считал, что религия вырастает из переживания иррациональности мира и человеческой жизни. Религия является способом придания смысла социальному действию; религия вносит рациональность в объяснение мира и в повседневное поведение. Вебер исследовал, каким образом протестантизм стимулировал развитие капитализма в Западной Европе.

Религия и психология

Психологические определения видят основу религии в особенностях человеческой психики.

Представитель прагматизма, американский философ и психолог У. Джеймс считал, что истинность религии определяется ее полезностью. Основная функция любой религии — переход от душевного страдания к постепенному освобождению от него. Религия обладает чудесной силой, считал Джеймс, — самое невыносимое страдание человеческой души превращать в самое глубокое и самое прочное счастье. Полезность религии Джеймс видел в том, что она способствует внутреннему росту и более интенсивной духовной жизни.

Австрийский психолог, невропатолог и психиатр 3. Фрейд называл религию великой иллюзией. Общество накладывает запреты на проявление человеческих инстинктов, в результате чего происходит вытеснение инстинктивных влечений, а это порождает неврозы. Религия является средством защиты от невроза, поскольку предлагает замещение желаемого и, соответственно, иллюзию исполнения желаний. Фрейд считал, что под воздействием рационального начала, по мере осознания человеком своих бессознательных влечений религия как иллюзия будет уничтожена.

Швейцарский психолог и культуролог К. Юнг считал, что помимо индивидуального бессознательного существует коллективное бессознательное, которое выражается в архетипах и воплощается в образах мифологии и религии. Коллективное бессознательное одинаково для всех людей на земле, так как обусловлено телесной организацией человека, оно является причиной появления религии. Различия, имеющиеся в религиозных представлениях разных народов, объясняются особенностями исторически сложившихся обычаев, традиций, ритуалов этих народов. Религия, как считал Юнг, выполняет важную функцию защиты сознания от разрушающих факторов — тайных бессознательных сил человеческой души.

Человек объясняет темные стремления души промыслами дьявола, а светлые стороны — стремлением к Богу. С такими объективированными образами человеку справиться легче, чем с собственными влечениями. В любой религии существует система действий, ритуальных предписаний, направленных на защиту человека от бессознательных сил. Юнг считал, что религия в таком понимании не будет преодолена никогда, потому что се основа — свойства человеческой психики — неизменна. Не случайно психоанализ возникает в то время, когда религия сдает свои позиции.

То, что осуществляла религия на протяжении веков, теперь пытаются заменить психоанализом.

Элементы и структура религии

Любая религия обычно состоит из следующих основных элементов:

  • религиозное сознание (идеология и религиозная психология);
  • религиозный культ (отношения);
  • религиозные организации.

Религиозная идеология представляет собой приведенные в систему взгляды, касающиеся существования сверхъестественной силы, творящей мир и безраздельно господствующей в нем. В настоящее время религиозная идеология, в частности, включает:

  • догматику;
  • богословие;
  • учение о культах (экзегетика);
  • церковную археологию;
  • учение об отцах церкви (патрология);
  • историю святых книг церкви;
  • правила проведения служений (гомилетика).

Религиозная психология подразумевает эмоциональные отношения верующих к Богу и его атрибутам, религиозным организациям, друг к другу, государству, обществу, природе. Преобладающими среди них являются чувства полнейшей зависимости от Божьей воли, обязанности, вины и страха перед Богом. Православный катехизис гласит: «Каждый последователь Христа должен нести свой крест, т. е. стараться всегда умерщвлять в себе свое самолюбие, злую волю, плотские страсти и чувственные греховные пожелания, а также, предавшись всецело воле Божьей, безропотно переносить разные лишения, труды, недостатки, бедность, скорби и обиды, подавляя в себе зависть, мстительность, вражду».

Религиозный культ представляет собой совокупность предписаний, указывающих, что. как и когда надо делать, чтобы быть угодным Богу. В культе реализуется связь людей со сверхъестественными силами, проявляется стремление воздействовать на них.

К древним религиозным культам относятся:

  • превознесение богов, святых, предков, реликвий;
  • жертвоприношение, жертвование, милостыня и т. п.;
  • богослужение, таинства, молитвы и т. д.;
  • освяшение церковных сооружений, утвари и проч.;
  • пропаганда вероучения, книг, деятелей, мучеников за веру и др.;
  • принуждение к каким-либо формам самопожертвования, иногда даже самоистязания.

Религиозная организация подразумевает деление верующих на рядовых и их руководителей, т. е. на паству и пастырей или мирян и клир. Клир объединяет следующих религиозных руководителей:

  • патриарх, папа, аятолла и др.;
  • синод, коллегия кардинаюв, имамат и др.;
  • священнослужители.

Религиозные организации выступают и в виде различных объединений пастырей и паствы: монашеские ордена, религиозные братства, общества верующих и др.

Религия в системе общественных отношений

Общество представляет собой сложную систему взаимоотношений между людьми, институтами, государствами, этническими образованиями; одно из важнейших мест в этой системе занимает религия. Для понимания значения религии и ее роли в жизни общества необходимо рассмотреть взаимосвязи религии и других форм общественной жизни.

Религия и производство

С точки зрения марксизма, определяющее место в жизни общества занимает материальное производство, на основе которого формируются общественные отношения. Появление религии обусловлено степенью развития производства и познания человеком мира. С развитием производства и общественных отношений религия отомрет.

С точки зрения американского социолога М. Вебера, определяющую роль в этом взаимоотношении играет религия. Он считает, что развитие капитализма в Европе стало возможным в результате появления протестантизма, который смог освободить верующих от необходимости служения Богу и направить их энергию в другое русло — производство, коммерцию.

Религия и политика

Политика имеет дело с отношениями между классами, нациями, государствами и гражданами, а поскольку это все — субъекты религиозных отношений, религия оказывает опосредованное влияние на политику на всем протяжении истории общества. Однако религия влияет на политические отношения и непосредственно.

В эпоху Средневековья в Европе политика и религия были тесно взаимосвязаны, поскольку христианство играло в обществе определяющую роль. Любое политическое событие принимало религиозную окраску, так же как и религиозные решения реализовывались политическими средствами.

Еще более взаимосвязанными были отношения между политикой и религией в странах Ближнего Востока, где в эпоху Средневековья зародился и развивался ислам. Важнейшей особенностью ислама является то, что политическая и религиозная власти объединены. Нередко даже в настоящее время глава государства является одновременно и главой церкви. Очень часто политики используют религиозные лозунги для осуществления своих целей.

Религия и право

Особенно четко эта взаимосвязь прослеживается в исламе, так как в священной книге мусульман — Коране содержатся основы политического и правового законодательства.

Религия и искусство

Религия использует искусство для воздействия на чувства верующих. Искусство использует религиозные образы, сюжеты, на основе которых создаются художественные произведения.

Религия и мораль

Моральные нормы и принципы впервые возникают в рамках религии в виде божественных заповедей. Основной функцией морали является регулятивная, т.е. мораль регулирует взаимоотношения людей в обществе с помощью норм и принципов. Но это регулирование в первобытном обществе было возможно только потому, что у моральных принципов был статус священных: не убий, не укради, потому что того требует Бог. За нарушение человек будет расплачиваться.

Религия и наука

Отношения религии и науки наиболее драматичны. Религия и наука связаны по происхождению. Некоторые исследователи считают, что первой формой науки была магия, а магия — это форма религии. Первыми учеными называют шаманов, так как именно они были носителями знаний в первобытном обществе. Впоследствии наука и религия разделяются и даже враждуют друг с другом. Однако даже в эпоху Средневековья, когда это противостояние было наиболее ожесточенным, религия способствовала развитию науки. Это проявлялось в различных формах: ученые Средневековья были монахами, первые научные лаборатории были созданы в монастырях, монастыри содержали огромные библиотеки, первые университеты также возникли на основе монастырей; и наконец, церковь создавала первые начальные школы для детей.

В современном мире наука уже не считает борьбу с религией одной из своих задач, каждая из этих форм деятельности выполняет свои задачи, решает свои проблемы. Дело ученых — создавать непротиворечивую систему знаний о природе и обществе, дело священников — помогать человеку в сложных жизненных ситуациях, решать мировоззренческие проблемы.


Отмечая сходство философии и религии, следует сказать, что в религии, как и в филосо­фии, речь идет о самых общих представлениях о мире, из которых люди должны исхо­дить в своей жизни; фундаментальные религиозные идеи — о Боге, о Божественном творении мира, о бессмертии души, о Божьих заповедях, которые человек должен выполнять, и т.д. — по своему характеру сходны с философскими . Подобно философии, религия также исследует первопричины мыслимого (Бог), является формой общественного сознания .

Г.В.Ф. Гегель, сравнивая религию с философией, обращал внимание на то, что «различие двух сфер не должно быть понимаемо так абстрактно, как будто мыслят лишь в философии, а не в религии; в последней также имеются представления, общие мысли». Более того, «рели­гия имеет общее содержание с философией, и лишь их формы различны».

Различие между религией и философией по Гегелю, в том, что философия зиждется на понятиях и представлениях, а религия — в основном на представлениях (т. е. конкретно-чувственных образах). Поэтому философия может понять религию, а религия философию — нет. «Философия, как постигающее мышление… — указывает он,- обладает перед представле­нием, являющимся формой религии, тем преимуществом, что она понимает и то и другое: она может понимать религию, она понимает также рационализм и супранатурализм, пони­мает также и себя, но обратное не имеет места; религия, опирающаяся на представления, по­нимает лишь то, что стоит на одной и той же точке зрения с нею, а не философию, понятие, всеобщие определения мысли». В религии делается упор на веру, культ, откровение, а в фило­софии — на интеллектуальное постижение. Тем самым философия дает дополнительную воз­можность постижения смысла и осмысления мудрости, заложенных в религии. В религии на первом плане вера, в философии — мысль и знание. Религия догматична, а философия антидог­матична. В религии есть культ в отличие от философии. Карл Ясперс писал: «Призна­ком философской веры, веры мыслящего человека, служит всегда то, что она существует лишь в союзе со знанием. Она хочет знать то, что доступно знанию, и понять самоё себя» .

Обратимся к другим мнениям. Н.А. Моисеева и В.И. Сороковикова отмечают особенности: 1) мировоззрения (в филосо­фии опора на рационально-теоретическое зна­ние, в религии — на веру, вера в сверхъестест­венное — основа религиозного мировоззре­ния); 2) мышления (философская мысль нуждается в свободе от догм, она не должна быть скована ника­ким авторитетом и может все подвергнуть сомнению, религия нуждается в автори­тете и признает некие истины на веру, не требуя доказа­тельств); 3) сознания (философия пытается дать целостное представление о мире, в религии же происходит раздвоение мира на «зем­ной», естественный, постигаемый органами чувств, и «небес­ный», сверхъестественный, сверхчувственный, трансцендентный) .

Подобные мысли и у А.С. Кармина: 1) религиозные идеи не обосновываются, а принимаются на основе веры и не подлежат никакой критике, философия же стремится аргументировать все свои ут­верждения; 2) в отличие от религии, философия постоянно подвергает критике свои собствен­ные выводы; 3) религия авторитарна, навязывает человеческому разуму определен­ные «сверхразумные» догматы, философия же требует самостоятельности мышления, в ней разум не подчиняется никаким авторитетам .

Диалектика взаимодействия философии и религии проявляется в: 1) религизации фило­софии: а) религиозности философии; б) учете в деятельности философа уровня и направ­ленности религиозности в обществе; 2) философизации религии: а) занятии филосо­фией служителей культа; б) создании философских школ (направлений) на религиозной ос­нове .

Религия сближается с философией при решении задачи доказательства бытия Божия, ра­ционального обоснования религиозных догматов. Образуется особое философское направле­ние — религиозная философия (теология, теоретическое богословие). Существуют различные религиозно-философские доктрины, в которых религиозное содержание подкрепля­ется философской аргументацией .

Роль теистической философии в жизни общества: 1) положительная: а) раскрывает об­щечеловеческие нормы морали; б) утверждает идеалы мира; в) приобщает людей к зна­ниям особого рода; г) сохраняет традиции; 2) отрицательная: а) формирует одностороннюю кар­тину мира; б) осуждает (преследует) людей за отказ от теистических взглядов; в) поддержи­вает устаревшие обычаи, нормы, ценности .

Литература

1. Алексеев П.В. Социальная философия: Учебное пособие / П.В. Алексеев. — М.: ООО «ТК Велби», 2003 — 256 с.

2. Кармин А.С. Культурология / А.С. Кармин. — СПб.: Лань, 2004. — 928 с.

3. Моисеева Н.А. Философия: Краткий курс / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова. — СПб.: Питер, 2004. — 352 с.

Религия — упорядоченная система взглядов и убеждений, основанная на вере в высший разум и божественное духовное начало, которым подчинена человеческая жизнь и все происходящее на земле. Религиозные представления формируются на определенном этапе становления общественных укладов и всегда соотносятся с их иерархической структурой.

Религия отличается от философии тем, что объясняет бытие не с точки зрения его познаваемости и саморазвития, а как проявление воли высшего божества, непостижимого для человеческого сознания. Если философии присущи логический анализ, обобщения, аргументированные доказательства и выводы, религия основана на безоговорочной вере. Религиозное сознание проявляется на идеологическом уровне — в теологии, этике, теософских доктринах церкви, и на уровне психологическом — как стереотип поведения и эмоциональных состояний верующих. Социально значимой формой религии является культ, в котором складывается и утверждается система этических идеалов и ритуальных действий.

И философию, и религию следует прежде всего рассматривать как формы мировоззрения человека, направленные на познание мира и определение своего места в нем. Однако, несмотря на то, что суть этих двух явлений во многом совпадает, все же философия, в отличии от религии, не допускает абсолютной веры в то, что не доказано. Философские учения базируются на гипотезах, теориях и законах, которые были сформированы в процессе исследований и наблюдений, при чем каждая с философских теорий может быть оспорена. Религия же предполагает абсолютную веру в догмы и постулаты верования, и адептам практически всех современных религий не позволено ставить под сомнение истинность религиозного учения.

Другим весомым отличием религии от философии является наличие в практически каждой религии культов и правил поведения, которых должны придерживаться все верующие. В многих религиозных культах практическая часть, включающая в себя разнообразные обряды, ритуалы, чтение молитв и другие способы восхваления бога, считается более важной, чем «теоретическая» подоплека верования. Для большинства рядовых адептов религий совершенно необязательно разбираться в тонкостях верования, изучать все священные писания и писания богословов — им достаточно веровать в то, что предписано религией и выполнять заповеди высших сил, в которых они верят. Философия же, наоборот, основывается на изучении и познании, философское мировоззрение, в отличии от мировоззрения религиозного, направленно на осмысление и понимание окружающего мира.

Для того, чтобы наиболее полно обозначить, чем отличается философия от религии, необходимо изучить и проанализировать их функции. Так как философия является не только одной из систем мировоззрения, но и способом познания мира и определения своего места в мире, она выполняет ряд функций, среди которых наиболее весомыми являются:

  • 1. Мировоззренческая — философия формирует у человека целостную картину мира и определяет отношение человека к социуму и к окружающему миру
  • 2. Методологическая — философия вырабатывает методы и способы изучения и познания окружающего мира
  • 3. Идеологическая — заключается в том, что она помогает обществу и отдельным группам людей вырабатывать идеи, правила и принципы, направленные на достижение поставленной цели
  • 4. Аксиологическая — через призму философии человек оценивает явления, события и других людей, ориентируясь на морально-этические ценности и нравственные категории
  • 5. Гносеологическая — функция философии, направленная на правильное и полное познание окружающего мира и выработку механизмов изучения и познания действительности
  • 6. Праксиологическая — функция, заключающаяся в опосредованном влиянии философии на другие сферы и аспекты жизни людей и человеческого общества
  • 7. Логическая — философские принципы и категории люди используют в качестве способов организации мыслительного процесса в установленном направлении
  • 8. Прогностическая — на основе уже имеющихся философских знаний об личности, обществе и окружающем мире люди имеют возможность прогнозировать тенденции развития бытия в целом и человеческого общества в частности.

Религиозное мировоззрениеОчевидно, что функции философии направлены на всестороннее познание мира и подразумевают непрекращающийся процесс изучения окружающей действительности. Философское мировоззрение призвано примирить человека с окружающим миром и помочь каждой отдельной личности найти смысл своей жизни и определить направление развития и глобальные цели для человеческого общества. Функции религии более ориентированы на то, чтобы каждый отдельный верующий не сомневался в догмах культа и интегрировался в группу таких же адептов религии. Религия, в отличии от философии, не поощряет размышлений и исследований, поэтому она формирует однобокую картину мира у верующих.

Три главных отличия религии от философии

1. Отличие в формировании мировоззрения каждой отдельной личности

Философия формирует мировоззрение человека, опираясь на практический опыт и рационально-теоретические выводы, философское мировоззрение всегда является результатом размышлений. Несмотря на то, что философия допускает выход за границы приобретенного опыта, для того, чтобы теория стала законом, ее необходимо доказать. Религиозное мировоззрение, наоборот, основывается на вере, так как вера в существование сверхъестественной силы является основополагающей в любой религии.

1. Отличите философии от религии. Отличие в мышлении адептов религии и людей с философским мировоззрением

Философское мировоззрение не приемлет абсолютных авторитетов и догм; люди с таким мышлением склонны все подвергать сомнению и не принимать на веру то, что не доказано и не проверено на собственном опыте. Любую философскую теорию можно попробовать оспорить и опровергнуть. Религиозное мировоззрение, наоборот, догматично; адепты религии не подвергают сомнению постулаты верования, так как авторы священных писаний, апостолы, пророки и современные священнослужители обладают в глазах верующих неопровержимым авторитетом.

3. Отличие в осознании мира людьми с философским мировоззрением и адептами религиозных верований

Философское мировоззрение подразумевает целостное представление о мире, а религиозное — разделяет действительность на несколько разных миров (мир людей, мир духовных сущностей, загробный мир и др).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *