Флаг Андрея Первозванного

Андреевский флаг представляет собой полотнище прямоугольной формы с отношением сторон 1 к 1,5. На белом фоне расположены две диагональные полосы синего цвета, которые образуют косой крест. Ширина полос в 10 раз меньше длины флага.

Происхождение символики

Название связано с именем Андрея Первозванного, который первым из апостолов последовал за Христом и сопровождал его во всех земных странствиях. Он присутствовал на Вознесении Христа, а в день Пятидесятницы получил по жребию в удел для проповедей земли Причерноморья и Балканы. Апостол побывал в Абхазии, Алании и Адыгее, после чего посетил Византий. Местами его пламенных проповедей стали Греция и Македония, Вифиния и Скифия. Апостол Андрей закончил свой земной путь в греческом городе Патры. Форму креста для распятия в виде буквы «Х» он выбрал сам, считая, что не достоин распятия на кресте той же формы как у Христа.

Распятие Андрея Первозванного

По преданиям Андрей Первозванный посетил Россию, дойдя до Новгорода, поэтому его считают сугубым святым покровителем нашей страны.

История

История флага насчитывает более 1000 лет. В 832 г. войско, состоявшее из скоттов и пиктов, разбило англов, и тогда король Ангус II провозгласил покровителем Шотландии Андрея Первозванного. Перед битвой облака на небе соединились в косой крест. Но это легенда, а первое достоверное свидетельство использования косого креста встречается на печати шотландской гвардии и относится к 1286 году. В 1606 году образовался союз Англии и Шотландии при вступлении шотландского короля Якоба IV на английский престол. Флагом союзного государства стал Union Jack, объединивший два креста – прямой английский и косой шотландский.

Его можно встретить на флагах многих стран, входивших в Британскую империю до ее распада в ХХ веке. Флаги многих городов также включают в себя косой крест.

История Андреевского флага в качестве морского флага России начинается в эпоху Петра I. Он лично работал над его созданием и перепробовал множество вариантов. Сохранился рисунок Петра, на котором триколор пересекал андреевский крест. По легенде, во время работы он заснул, а пробудившись увидел, что солнечные лучи, преломившись на слюдяном окне, образовали крест синего цвета.

Петр I утвердил Андреевский флаг военно-морским флагом России. Это случилось 11 декабря 1699 года.
С тех пор крестовый стяг стал символом и свидетелем морских побед России. Традиционным напутствием перед боем было: «С нами Бог и Андреевский флаг».

За всю историю он был спущен перед противником лишь дважды. В первый раз это произошло в конце русско-турецкой войны. В 1829 году командующий попавшим в окружение фрегатом «Рафаил» Стройников опустил его, желая спасти жизнь сотен моряков. Имя фрегата было отныне покрыто позором, а офицеры разжалованы. Война подходила к концу, битва ничего не решала, поэтому Смольников нарушил приказ, предписывавший при угрозе гибели приблизиться к кораблю противника и взорвать фрегат. Николай I приказал взорвать корабль, что и сделал адмирал Нахимов в ходе Синопского сражения.

Второй случай произошел во время Цусимского сражения. На вторые сутки трагического для России морского сражения пять оставшихся русских кораблей оказались в окружении более 20 японских судов, и тогда контр-адмирал Николай Небогатов отдал приказ спустить флаги. Жизни более двух тысяч моряков были спасены, но трибунал приговорил Небогатова к расстрелу, который был впоследствии заменен на 10 лет заключения в крепости.

Эти два случая были единственными за два с лишним века использования Андреевского флага на российском военном флоте. Моряки свято чтили честь флага, пренебрегая своими жизнями, а неуважение, проявленное к флагу, считалось тяжким оскорблением и порой едва не приводило к войнам.

Так в 1910 году чуть не вспыхнула российско-австрийская война из-за того, что австрийцы не ответили на салют, отданный русской эскадрой, прибывшей в венгерский порт Фиуме. Австрийцы дважды оскорбили флаг, сначала при заходе кораблей в порт промолчали пушки в крепости, а затем не ответила на приветствие из традиционного 21 залпа и подошедшая вскоре в тот же порт австро-венгерская эскадра. Командующий Николай Маньковский потребовал, чтобы австрийцы дали салют в 8 часов утра при поднятии флагов русскими моряками, угрожая запереть в порту превосходящую по силам в десять раз австрийскую эскадру. Салют наутро австрийцами был отдан

Андреевский флаг в новейшей истории

После революции крестовый стяг на кораблях белогвардейцев продолжал развеваться до октября 1924 года, когда в североафриканском порту Бизерт флаги после признания Францией Советской России были спущены.

На гюйсе (носовом флаге) советских военных кораблей до 1932 года присутствовал андреевский крест.

Вернулся Андреевский флаг указом Ельцина от 21 июля 1992 года. С 2000 г. он стал официальным флагом ВМФ РФ.

В 1564 г. в Москве начинает свою работу первая типография в стране. Под руководством печатника Ивана Федорова подготавливается к печати и издается Апостол — часть Нового Завета, включающая Деяния святых апостолов и 21 апостольское послание (полное название книги: «Деяния апостольские, послания соборные и святого Павла послания»). Оригинальный шрифт, 48 заставок, 22 инициала и другие оформительские элементы образовали собственный стиль, названный старопечатным. Вероятно, было отпечатано 1-1,5 тыс. экземпляров Апостола, до наших дней дошло около 60.

ПЕРВОПЕЧАТНИК

Жизнь русского первопечатника Ивана Федорова полна загадок. Не известны ни год, ни место его рождения, ни даже социальное происхождение. Правда, обнаружен документ, из которого следует, что в 1532 г. Иван Федоров был удостоен степени бакалавра в Краковском университете (Немировский Е. Л. Иван Федоров в Белоруссии. М., 1979). Первые достоверные сведения о Федорове в русских источниках начинаются с послесловия к Апостолу 1564 г., где сообщается, как по распоряжению Ивана Грозного к изданию первой датированной русской книги приступили дьякон кремлевской церкви Николы Гостунского Иван Федоров и Петр Тимофеев Мстиславец (по-видимому, выходец из белорусского города Мстиславля)… В 1565-1568 гг. по неведомым нам причинам они покидают Москву и оказываются в имении известного ревнителя православия, великого гетмана литовского Г.А. Ходкевича. Ивану Федорову пришлось осенью 1572 г. покинуть Заблудово и перебраться во Львов, где в 1574 г. уже в своей собственной типографии он издал Апостол… Первопечатник обращается к новому ремеслу — «пушкарскому»; по разным делам он побывал в 1583 г. в Кракове, Вене, возможно и в Дрездене. Скончался Иван Федоров во Львове 5 декабря 1583 г.

Такова краткая событийная канва жизни Ивана Федорова, скорее, напоминающей судьбы западноевропейских гуманистов, переходивших от одного мецената к другому, чем жизненный путь древнерусского книжника. Иван Федоров был не только организатором книгопечатания в Москве и на Украине, не только издателем полиграфически совершенных книг, он был и замечательным мастером слова. Памятниками его писательского искусства служат послесловия к осуществленным им изданиям. С одной стороны, эти послесловия продолжают традиции древнерусских послесловий к рукописным книгам и писцовых записей на рукописных кодексах. С другой стороны, эти сочинения Ивана Федорова (а большинство исследователей склоняется к тому, что они принадлежат перу самого первопечатника) заложили основы совершенно особого жанра — послесловия к печатной книге (послесловиями была снабжена большая часть продукции Московского Печатного двора), с присущим ему лаконизмом, особым формуляром и т. д.

Библиотека литературы Древней Руси. Т. 12

ПОСЛЕСЛОВИЕ К АПОСТОЛУ

По воле Отца, и с помощью Сына, и при поддержке Святого Духа, по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича, всея Великой России самодержца, и с благословения преосвященного Макария, митрополита всея Руси, многие святые церкви воздвигались в столичном городе Москве, и в окрестных землях, и во всех городах царства его, особенно же в недавно приобщенном к христианству месте — в городе Казани и его пределах. И все эти святые храмы благоверный царь украшал почитаемыми иконами, и святыми книгами, и сосудами, и ризами, и другой церковной утварью по заветам и по правилам святых апостолов и богоносных отцов и по установлению благочестивых царей греческих, в Царьграде царствовавших Константина Великого, Юстиниана, и Михаила и Феодоры, и других благочестивых царей, в древние времена живших. И поэтому благоверный царь и великий князь Иван Васильевич всея Руси повелел святые книги на торгах покупать и в святые церкви вкладывать: Псалтыри, и Евангелия, и Апостолы, и другие святые книги, но среди них мало нашлось пригодных, другие же все оказались испорчены переписчиками, невежественными и несведущими в науках, а кое-что испорчено было по небрежению писцов.

Дошло это и до слуха царя; тогда он начал размышлять, как бы наладить печатание книг, как у греков, и в Венеции, и в Италии, и у других народов, чтобы впредь святые книги издавались в исправленном виде. Эту мысль свою он сообщает преосвященному Макарию, митрополиту всея Руси. Иерарх же, услышав об этом, весьма обрадовался и, Бога поблагодарив, царю сказал, что тому такая мысль пришла от Бога и как сходящий свыше дар. И вот по повелению благочестивого царя и великого князя Ивана Васильевича всея Руси и с благословения преосвященного Макария митрополита начали готовить устройство для печатания книг в год 61 восьмой тысячи (1563), в тридцатый год царствования Ивана Васильевича. Благоверный царь повелел на средства из своей царской казны устроить дом, где будет совершаться печатное дело, и щедро наделял из своей царской казны печатников — дьякона церкви Николая Чудотворца Гостунского Ивана Федорова и Петра Тимофеева Мстиславца: для устройства печатного дела и для их собственных нужд, пока дело не было налажено. И в первую очередь начали печатать эту святую книгу — Деяния апостолов, и послания соборные, и послания святого апостола Павла в год 7071 (1563) апреля 19 числа в день памяти преподобного отца Иоанна Палеврета, то есть из старой лавры. А завершено было издание в год 7072 (1564) марта 1 числа при архиепископе Афанасии, митрополите всей России, в первый год правления его, во славу Всемогущей и Живоначальной Троицы, Отца и Сына и Святого Духа, аминь.

Послесловие к московскому Апостолу 1564 г. Подготовка текста, перевод и комментарии Д. М. Буланина

КНИГОПЕЧАТАНИЕ И ОФИЦИАЛЬНАЯ ВЛАСТЬ

Для нашей темы особенно важна первая причина заведения книгопечатания на Руси — Апостол 1564 г. говорит о распространении первопечатных книг в районе Казанского царства. М.Н. Тихомиров в своей статье о начале книгопечатания в России подтверждает это сообщение свидетельством писцовых книг Свияжска 1565-1567 гг. (Свияжск — город на другом от Казани берегу Волги). В Успенском Свияжском монастыре в это время было: «Евангелье печатное в десть на бумаге… пятеры псалмы в полдесть печатных». М.Н.Тихомиров отождествляет эти книги с одним из так называемых безвыходных Евангелий и Псалтырью, которые были посланы в пределы «новопросвещеннаго» Казанского царства.

В середине XVI в. в монастырях и церквах Московского государства был объявлен сбор книг для новооснованных церквей и монастырей Казанской епархии — об этом свидетельствуют II Новгородская летопись, записные и переписные книги монастырей. Новгородская II летопись под 1555-м годом сообщает: «И того лета по всем монастырем новгороцким сбирали денги на владыку Казанскаго на Гурья, да и книги имали по манастырем, Апостолы и Евангелия, и четьи — в Казань».

Это подтверждает важность сформулированной в послесловии Апостола первой причины заведения книгопечатания. Такие факты свидетельствуют и о том, что московские правители в середине XVI в. сразу же оценили, какое мощное средство политического и идеологического воздействия получили они в виде печатного станка в самый разгар освоения русскими восточных земель (Казань, Астрахань, наконец, Сибирь), жители которых, по свидетельству летописца, «держаше Моамета проклятаго закон, или кумиром покланяются и жертвы приносят идолом, и жруще им, яко богу» (Лихачевская летопись).

Алексеев В. Русское книгопечатание XVI века и начало освоения русскими Сибири

У этого термина существуют и другие значения, см. Апостол (значения). Фронтиспис и заглавная страница книги.

«Апо́стол» 1564 года («Моско́вский Апо́стол», «Деяния святых апостол списана святым апостолом и евангелистом Лукою») — первая датированная московская книга. Напечатана в 1563—1564 гг. Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.

История создания

Необходимость издания печатных книг в Московском государстве назревает к 1550-м годам. Иван Грозный отдает приказание устроить типографию. Тому было несколько причин, среди которых: потребность в книгах в связи с «колониальной политикой» (завоевание Казани) и развитием ремесел и торговли вообще; «необходимость упрочения государственной цензуры»; «политика централизации и унификации идеологического воздействия». Иван Фёдоров в послесловии к «Апостолу» говорит о необходимости исправления текста рукописных книг, которые часто искажались переписчиками.

«Апостол» не был первой книгой, изданной в Москве. Шесть так называемых анонимных изданий (три Евангелия, две Псалтыри и Триодь) были выпущены в 1550-х гг. незадолго до первых изданий Ивана Фёдорова (самые поздние из них — возможно, вскоре после выхода «Апостола»).

Разворот «Апостола».

Характеристики издания

«Апостол» напечатан на французской проклеенной бумаге в лист малого формата. В книге 267 листов (534 стр.), на каждой странице — 25 строк. Первые 6 листов — без помет. Нумерация — буквенная кириллическая, начинается с 7-го листа. Оригинальный формат точно не известен (все существующие экземпляры обрезаны переплётчиками), но примерно составляет 28×18 см (1:1,56). Пропорции наборной полосы (1:1,72) также стремятся к золотому сечению.

Впервые в московском издании появляется гравированный фронтиспис — фигура евангелиста Луки в триумфальной арке. Помимо этой гравюры в книге 48 заставок (с 20 досок), 22 буквицы (с 5 досок), 51 цветок-рамка (с одной доски). Названия разделов набраны вязью.

Гравюра на фронтисписе — составная (для арки и для евангелиста использованы отдельные доски). Арку Фёдоров использовал и в других изданиях. Известно, что её основой послужила гравюра художника Э. Шёна из Библии, напечатанной в Нюрнберге в 1524 г. Пейпусом. Подобная практика была обычной в книгопечатании, однако в «Апостоле» рисунок арки творчески переработан. Евангелист Лука, изображенный в обратной перспективе, совершенно самобытен. Ближайшие прототипы следует искать в русских церковных фресках. Скорее всего, рамка и евангелист исполнены разными гравёрами. Автором рамки, возможно, является сам Иван Фёдоров.

Заставки с лиственным орнаментом одновременно похожи на традиционные русские рукописные заставки, готический орнамент немецких инкунабул и на «венецианский» орнамент современных «Апостолу» западных печатных книг. Ренессансное влияние последних особенно заметно в орнаменте «Часовников» Фёдорова, напечатанных вслед за «Апостолом».

Шрифт «Апостола» исполнен гораздо более аккуратно и точно, чем шрифты анонимных изданий. Основные и дополнительные линии — одной толщины. В основе шрифта — рукописный полуустав XVI века.

«Апостол» Фёдорова — подлинный шедевр русской первопечатной книги. Он превосходит по художественной целостности, типографской аккуратности, рисунку шрифта и выверенности набора как ранние «анонимные издания», так и последовавшие издания самого Фёдорова. В «Апостоле» впервые в славянской книге наборная полоса была выключена как по левой, так и по правой стороне. Слова разделяются шпациями, но не всегда.

«Часовники», отпечатанные Фёдоровым и Мстиславцем ещё в Москве, исполнены значительно скромнее. Зарубежные издания Фёдорова сильно отличаются и по набору, и по оформлению от московских. Фёдоров применяет в них более мелкий шрифт, набор в две колонки. Вместе с рамкой из Московского «Апостола» им используется более скромная по своему достоинству гравюра с изображением царя Давида.

Особенности печати

При издании «Апостола» Фёдоров использовал два изобретения, характерные для русского книгопечатания. Во-первых, это использовавшийся уже в анонимных изданиях принцип «перекрещивания строк» (термин Е. Л. Немировского), когда диакритические знаки набираются отдельными от букв литерами. Во-вторых — оригинальный, изобретенный, видимо, самим Фёдоровым, метод печати в два прогона (краски) с одной формы. Сперва литеры, которые следовало отпечатать красным (киноварью), приподнимали над поверхностью формы и производили оттиск. Затем их извлекали из набора, после чего основной текст впечатывали на те же листы чёрной краской.

Известные экземпляры

Е. Л. Немировский предполагает, что было напечатано около 2000 экземпляров Апостола. Из них 23 экземпляра остались в Москве, 13 находятся в Санкт-Петербурге, 3 — в Киеве, по 2 — в Екатеринбурге, Львове и Новосибирске. Ещё около двадцати — в различных городах мира.

Другое

25 декабря 2009 года решением Священного Синода Русской православной церкви было постановлено учредить ежегодный День православной книги, приурочив его к дате выпуска первой на Руси печатной книги Ивана Федорова «Апостол», вышедшей в свет 1 марта 1564 года — 14 марта по новому стилю.

Примечания

Ссылки

  • Электронное факсимиле «Апостола»

❦ Искусство книгопечатания

Книги

Библия Гутенберга • Майнцская Псалтирь • Об Этне • Гипнэротомахия Полифила • Описание растений • О строении человеческого тела • Апостол 1564 года • Первое фолио • Песни невинности и опыта • Типографическое руководство Бодони • Келмскоттский Чосер • Сказ про два квадрата • Новая типографика • Лысая певица

Люди

Книгопечатни

Дом Альда • Плантен-пресс • Дом Эльзевиров • Чизик-пресс • Келмскотт-пресс • Давс-пресс • Мерримаунт-пресс • Официна Бодони

Электронные
архивы

Всемирная цифровая библиотека • Галлика • Сводный каталог инкунабул • Europeana • Google Books • Incunabula Short Title Catalogue • Normannia • Open Library • Rare Book Room

Список выдающихся произведений книгопечатания

Москва, 31 августа 2016 г.

Десница апостола Андрея Первозванного после месяца пребывания в Крыму возвращается в Елоховский собор. Дата начала принесения мощей на полуостров была приурочена ко Дню Военно-Морского Флота России, который отмечается 31 июля. Впервые в истории города православная святыня принимала участие в военном параде. При содействии Фонда Андрея Первозванного мощи святого совершили путешествие по десяти храмам Крыма, где к ним смогли приложиться десятки тысяч верующих. Торжественные проводы десницы Апостола Андрея Первозванного состоялись в одной из старейших симферопольских церквей — храме Трех Святителей, передает Tvkultura.ru.

Церковь во имя Трех Святителей в Симферополе — одна из десяти храмов Крыма, где паломники могли приложиться к мощам Андрея Первозванного. В течение месяца святыню приносили в разные города. Ей поклонились десятки тысяч человек.

Днем отслужили торжественный молебен, и ковчег со святыней отправился в Москву. Дата начала принесения мощей в Крым была приурочена ко Дню Военно-Морского Флота недаром — апостол Андрей, который проповедовал в Херсонесе в 50-м году, считается покровителем моряков.

«Мы тесно связаны с Крымом, духовно связаны. И принесение мощей Андрея Первозванного в те места, где он начинал служение, на земле, которую потом стали называть Россия, Русь, — очень важная веха в духовном укреплении нашего народа», — отметил президент Фонда апостола Андрея Первозванного Владимир Бушуев.

Десница — правая рука апостола — в XII веке хранилась в Константинополе. В 1644 году константинопольский патриарх Парфений передал святыню в дар Михаилу Романову. Это была благодарность за то, что русский царь заплатил серьезный выкуп турецкому султану, чтоб тот не разорял монастырь в греческих Фессалониках. Десница хранилась в Успенском соборе Московского Кремля, а в 1988 году была торжественно передана Русской Православной Церкви и перевезена в Богоявленский собор.

«Эти мощи, т.е. целая рука, до самого локтя, и им 2000 лет! Поэтому каждая перевозка опасна», — подчеркнул протоиерей Богоявленского собора Москвы Борис.

Отец Борис сопровождает святыню по всему миру. Говорит, вывозят мощи крайне редко — боятся повредить. Серебряному мощевику, в котором хранится десница, больше двухсот лет. Раньше священнослужители перевозили святыню, прижав мощевик к груди. Теперь ее, хрупкую и легкую, помещают в тяжелый 12-килограммовый ковчег. И только так, изредка, в исключительных случаях, десница апостола Андрея покидает стены Богоявленского собора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *