Фонематичний слух

Перед тем как научить ребёнка читать, родителям советуют сначала научить малыша узнавать и различать звуки. Одним детям разница между буквами и звуками становится понятна после первого объяснения, а другим нет. И вот тогда маме приходится подключать фантазию и все свои педагогические способности, чтобы для начала самой понять, а потом и ребёнку объяснить, для чего же различать звуки и буквы и как это делать.

Надо понять такую закономерность: звуков намного больше, чем букв, звуки главнее букв, буквы сами по себе ничего не значат, а все качества, например: звонкость, мягкость и т.д., относятся к звукам. Одна буква может обозначать несколько звуков. Поэтому учить говорить и читать мы начинаем именно со звуков.

Расскажите малышу сказку:
«В древние времена жили люди. Они уже умели говорить и поэтому любили рассказывать друг другу сказки и петь песни. Но всё, что они рассказывали, быстро забывалось, потому что люди не умели писать. Сказки и песни были такими интересными, что человеку захотелось их запомнить надолго. И тогда люди придумали специальные значки-буквы. Буквы обозначали звуки, которые произносили люди, рассказывая сказку. Так древний человек стал записывать свои сказки с помощью букв. Поэтому в книжках живут теперь буквы-значки, но они всегда молчат, пока ты не захочешь их прочитать вслух. И как только ты захочешь прочитать букву, сразу появится звук. Звук и буква – самые близкие друзья и не могут жить друг без друга. Буква без звука молчит, а звук без буквы сразу исчезает».

Нарисуйте с ребёнком город букв и звуков:

Всего в городе будет 33 домика, потому что в алфавите – 33 буквы. В городе будет протекать река, которая разделит его на три части. Один берег называется «Гласные», второй – «Согласные», а на третьем берегу построены пустующие домики. Однако в городе будут строить домики не только на берегу, но и на реке. Плавучие домики – особые. Их можно раскрасить двумя цветами, а пустые домики – одним серым цветом.

Домики в городе делятся на три вида: с двумя жильцами, с одним и пустующие домики.

На берегу гласных будет 6 домиков-одиночек: а, и, о, у, ы, э.

На реке будут жить домики-чемоданчики, их всего 4. В домике Е живут два звука Й-Э, в домике Ё живут звуки Й-О, в домике Ю – Й-У, в домике Я – Й-А. Эти домики построили на реке, потому что в них соседствуют гласные и согласные звуки.

На третьем берегу стоят пустующие дома: Ь знак и Ъ знак. В этих домиках никто не живёт. Поэтому у этих букв нет звуков. Они нужны только для письма.

Играйте с нарисованной картой.

Рассуждайте с ребёнком в такой последовательности: буква Б – это домик двух друзей: большого и твердого звука Б и маленького и мягкого звука бь. Сравните, как звучит буква Б, например, в словах Бом и Бим. (В слове Бом мы слышим твёрдый звук Б, в слове Бим — мягкий звук бь).

Когда рассматриваете книжку, спросите: «Где в слове МЕДВЕДЬ буква М? А какие звуки живут в домике-букве М?» Ребёнок должен вспомнить карту или прямо рассматривать её с вами в этот момент и показать пальчиком, что в этом домике живут звуки: большой и твердый М и маленький и мягкий мь.

Изучая согласные буквы, называйте их обозначаемым ими звуком, т.е. не «мэ» или «эм», а «м». Иначе потом ребёнку будет очень сложно научиться соединять буквы в слоги и слова.

Соотношение звуков и букв довольно абстрактная для малышей вещь. И им будет проще понять её, если ориентироваться по картинке и создавать образы в воображении.

Сайт «Разумейкин» поможет малышу выучить буквы в разделе «Буквы и чтение» и познакомиться с характеристиками звуков в разделе «Подготовка к обучению грамоте» — обучающие видео и интерактивные задания превратят обучение чтению в увлекательную игру!

Онлайн занятия для детей 3 — 10 лет:

  • развитие внимания, памяти, логики;
  • подготовка к школе, помощь в освоении школьных предметов;
  • расширение кругозора — знакомство с биологией, географией, физикой, химией.

Определение уровня сформированности фонематического слуха у детей младшего школьного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Для изучения уровня развития фонематического слуха были использованы методики, разработанные Л.С. Волковой, Г.Г. Голубевой, Н.В. Нищевой. Эксперимент состоял из пяти блоков заданий.

1 блок. Включает задания на обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Материалом для обследования служили ряды произносимых логопедом изолированных звуков:

1) Для звука звуковой ряд состоял из гласных: , , , , , , , .

2) Для звука звуковой ряд состоял из: , , , , , , , , , , , , , , .

3) Для звука звуковой ряд состоял из: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

4) Для звука звуковой ряд состоял из: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

5) Для звука звуковой ряд состоял из: , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , , .

Звуковые ряды для сложных в артикуляции звуков были составлены по такому принципу: в начале ряда находились звуки далекие по артикуляции и звучанию от заданного звука; затем звуки близкие по артикуляции и звучанию. В заключении ряда мы включали искаженные варианты фонем, если такие имели место в произношении у данного ребёнка.

Оценка задания проводилась в баллах:

1 балл – без ошибок выделил звук в звуковом ряду.

0,5 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков близких артикуляторно и акустически.

0,25 балла – затруднялся в дифференциации заданного звука от звуков далеких акустически и артикуляторно.

0 баллов – не справился с заданием.

2 блок. Повторение слогов с оппозиционными звуками.

Ребёнку предлагалось послушать и повторить за логопедом серии из слогов:

1) ба – па, па – ба,

2) са – ша, ша – са,

3) ша–жа – ша, жа – ша – жа,

4) ца – са – ца, са – ца – са,

5) ра – ла – ра, ла – ра – ла.

Система оценки:

1 балл – точное, и правильное воспроизведение слоговой структуры,

0,5 балла – первый член воспринимается правильно, 2-ой уподобляется первому (ба – па, ба – па),

0,25 балла – неточное восприятие с перестановкой слогов, заменой, пропуском,.

0 – балла – отказ, невозможность восприятия

3 блок. Дифференциация оппозиционных звуков, не смешиваемых в произношении.

Инструкция: давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазиомонимов, которые содержат артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки:

Почка – бочка

Трава – дрова

Корка – горка

Сова – софа

Крыша — крыса

Система оценки:

1 балл — правильный показ картинки,

0,5 балла — показ картинки после стимулирования,

0,25 балла — восприятие слов – паратипов как одинаковых,

0 – балла — отказ, невозможность восприятия.

4 блок. Дифференциация звуков, смешиваемых в произношении

Инструкция: Давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Суп – зуб

Челка – щёлка

Сайка – чайка

Галка – галька

Лак – рак

Система оценки:

1 балл — правильный показ картинки,

0,5 балла — показ картинки после стимулирования,

0,25 балла — восприятие слов – паратипов как одинаковых,

0 – балла — отказ, невозможность восприятия.

5 блок. Обследование восприятия и дифференциации звуков в словах. Материалом для обследования служили различные картинки с изображениями предметов. Ребенку предлагалось отобрать картинки с заданным звуком.

Задание: «Давай поиграем. Перед тобой лежат картинки, я буду их называть. Выбери те из них, в которых ты слышишь звук (, , , )».

Система оценки:

1 балл – картинки отобраны полностью верно,

0,5 балла — неверно отобраны 1 – 2 картинки, самостоятельно исправляет ошибки, либо после утрированного произношения звука в слове логопедом,

0,25 – больше половины картинок на заданный звук выбрано неверно,

0 баллов – не справился с заданием.

Максимальное количество баллов – 5, приняв эту цифру за 100 %, были определены уровни развития фонематического слуха:

Высокий уровень развития — 4 — 55 баллов,

Средний уровень развития — 2 — 3 балла,

Низкий уровень развития — 0 – 1 балл.

При проведении обследования учитывались методические рекомендации, предложенные Л. Г. Парамоновой:

– создание доброжелательной обстановки, установление контакта с ребенком;

– выяснение понимания ребенком смыслового значения предлагаемых в процессе обследования слов и разъяснение значения незнакомых ребенку слов;

– применение четких инструкций по выполнению заданий.

Анализ результатов исследования по данной методике показал, что у 13% детей экспериментальной группы и 13% детей контрольной группы выявлен низкий уровень сформированности фонематического слуха. У этих детей плохо развит фонематический слух, они недостаточно точно различают звуки, чтов свою очередь, существенно затрудняет возможности детей в использовании навыков звукового анализа и синтеза.У школьников с ФФНР наблюдаются ошибки в восприятии и дифференциации изолированных звуков: невозможность выделить звук в звуковом ряду, трудности и невозможность воспроизведения слогов с оппозиционными звуками. Ещё большие трудности были выявлены у детей с ФФНР при дифференциации звуков, смешиваемых в произношении и при выборе картинок на заданный звук.

Средний уровень сформированности фонематического слуха выявлен у 60% детей экспериментальной и 67% контрольной групп.

Высокий уровень развития фонематического слуха зафиксирован у 27% детей экспериментальной группы и 20% детей контрольной группы.

Обобщенные данные констатирующего этапа представлены в таблице 1.

Таблица 1 — Уровни развития сформированности фонематического слуха на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования у детей контрольной и экспериментальной группы.

Экспериментальная группа

(15 человек)

Контрольная группа

(15 человек)

Уровни

Кол-во детей

%

Кол-во детей

%

Высокий

Средний

Низкий

Сравнительные данные представлены на рисунке 1:

Рисунок 1. Уровни развития сформированности фонематического слуха на констатирующем этапе опытно-экспериментального исследования

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод, что уровень сформированности фонематического слуха у детей обеих групп примерно одинаков и преобладающим является средний. При этом в каждой группе были выделены дети, имеющие низкий уровень сформированности фонематического слуха, что обусловило необходимость проведения дальнейшей работы с детьми.

Использование дидактических игр как средства формирования фонематического слуха у детей старшего дошкольного возраста с фонетико – фонематическим недоразвитием речи.

Формирующий этап мы сочли целесообразным провести на базе экспериментальной группы, контрольная группа в формирующем эксперименте не участвовала.

Работа по формированию фонематического слуха начиналась с развития слухового внимания и слуховой памяти. С самых первых занятий мы использовали дидактические игры и упражнения для развития слухового внимания, слухового восприятия и слуховой памяти. Приведем примеры некоторых из них:

а) Бывает – не бывает.

Если действия (или явления), названные взрослым, могут происходить в реальной жизни («бывает»), ребенок приседает, если не могут происходить («не бывает»), ребенок стоит на месте. Примеры: корова лает, лошадь выступает в цирке, рыба бежит к реке, курица дает молоко, петух кукарекает и т. п.

б) Исправление смысловых несоответствий в прослушиваемых рифмовках, с опорой на изображение.

в) Ребенок внимательно слушает и отгадывает загадки-обманки, выбирая картинку-отгадку. Вначале логопед не произносит неверный вариант ответа. Затем неверный ответ в рифмовке логопед предлагает для усложнения, произнося его с вопросительной интонацией.

Развитие фонематического восприятия осуществлялось с самых первых этапов логопедической работы и проводилось в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.

Логопедическая работа по развитию у детей фонематического восприятия проводилась в 5 этапов:

а) узнавание неречевых звуков;

б) различение одинаковых слов, фраз, звукокомплексов и звуков по высоте, силе и тембру голоса;

в) различение слов, близких по звуковому составу;

г) дифференциация слогов;

д) дифференциация фонем.

На первом этапе в процессе специальных игр и упражнений мы развивали у детей способность узнавать и различать неречевые звуки.

Одновременно эти занятия способствовали развитию слухового внимания и слуховой памяти (без чего невозможно научить детей дифференцировать фонемы).

На первом этапе использовались следующие задания:

– после прослушивания выделить и назвать неречевые звуки (например, бытовые шумы, звуки улицы, школы, звучание музыкальных инструментов и т.д.);

– чередовать характер действий или изменять направление движений, ориентируясь на громкость или смену темпоритмических характеристик звукового сигнала (барабан, бубен, хлопки);

– запомнить и как можно точнее воспроизвести ритмический рисунок с помощью отхлопывания, отстукивания или зарисовывания;

– прослушать серию звуков (например, удары в барабан) и определить их количество (показать цифру, отхлопать столько же раз).

Более конкретно задания и упражнения, используемые нами на первом этапе, даны в приложении Г.

В зависимости от возраста ребенка и уровня развития слухового восприятия продолжительность этого этапа была различной.

На протяжении второго этапа дошкольников учили различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова.

– Различить на слух варианты слов, произнесенные с различной силой голоса (громко, тихо).

– Различить на слух варианты слов, с различным тембром голоса.

– Различить на слух различные звукокомплексы, произнесенные различной силой или тембром голоса (уа-уа-уа — как кричит голодный ребенок, довольный ребенок, и т.д.).

– Различать по слуху голоса товарищей по силе, высоте, тембру и т.д.

Этим целям служил целый ряд игр. Игры, проводимые нами на этом этапе, находятся в приложении В.

На протяжении третьего этапа детей обучали различать слова, близкие по звуковому составу.

– выделить из ряда слов, отличающихся одним звуком, заданное педагогом слово;

– подобрать по картинкам сходные по звучанию слова; и т.д.

Первоначально использовались более легкие слова, а затем задания все более усложнялись. Речевой материал игр и заданий, предлагаемых нами на этом этапе, размещен в приложении 4.

На четвертом этапе детей учили различать слоги.

Помимо отраженного повторения мы использовали игры:

– Игра «Телефон». Дети сидят в ряд друг за другом. Логопед называет слог или серию слогов (например: су-су-со, па-па-са и т. д.), состоящие из звуков, не нарушенных в произношении детей на ушко первому ребенку. Серия слогов передается по цепочке, и последний ребенок произносит ее вслух. Последовательность цепочки меняется.

На пятом этапе дети учились различать фонемы родного языка.

Работа на этом этапе начиналась с изучения гласных звуков: , , , , , . Порядок знакомства с согласными определялся появлением звуков в онтогенезе. Сначала работа проводилась на звуках правильно произносимых, затем в определенной последовательности включались поставленные к этому времени звуки.

Логопедическая работа по уточнению и закреплению дифференциации звуков проводилась с опорой на различные анализаторы (речеслуховой, речедвигательный, зрительный и др.). На данном этапе нами вводились графические обозначения звуков (например, гласный – красный кружок, согласный – синий квадратик и т.п.)

Последовательность работы над каждым звуком была такова:

а) знакомство со звуком — выделение его на слух;

Для знакомства со звуками мы использовали загадки, отгадки которых начинаются на интересующий звук, стихи с многократно повторяющимся определенным звуком, рассказы, в которых главное внимание направлялось на слуховое восприятие данного звука. Звук при этом, связывается с конкретным образом и произносится по подражанию («песенка насосов» — , «песенка комарика» — ). При изучении гласных звуков и йотированных гласных букв мы использовали фонетические сказки для дошкольников.

б) уточнение артикуляции звука;

Детям предлагалось произнести звук и обратить внимание на положение артикуляторных органов. По ходу работы дети отвечали на вопросы, которые нацеливали каждого ребенка не на простое произношение звука, а на необходимость проанализировать, «прочувствовать» его артикуляцию, например: «В каком положении губы (язык)?». Таким образом, полученные знания становятся осознанными, так как формируются на основе четких слуховых и кинестетических (двигательных) ощущений. Логопед при этом не просто проговаривал звук вместе с детьми, а, имитируя руками положение языка, заострял их внимание на существенных моментах.

в) определение характеристик звука (гласный — согласный, глухой — звонкий);

Например: звук — рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом (логопед «дирижировал» и вместе с детьми пропевает звук выше — ниже), давалось объяснение, что такой звук называется гласным;звук — губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, т. к. ему мешают губы, звук можно потянуть (логопед с детьми произносил звук длительно, показывая руками, что звук «тянется», но его нельзя произнести выше — ниже, т.е. нельзя петь), объяснял, что такой звук называется согласным, затем детям предлагалось положить руку на шею и многократно произнести звук , при этом задавался вопрос: «Что вы чувствуете?». Когда все убеждались, что «горлышко дрожит», логопед объяснял, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким. После знакомства с характеристиками звука задавалась серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний: звук () — это какой звук? (гласный/согласный), почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный — петь нельзя, воздух встречает преграду), какой согласный? (глухой/звонкий), почему? (глухой — горлышко не дрожит, не работают голосовые связки;звонкий — горлышко дрожит, голосовые связки работают).

г) выделение на слуховом уровне звука из ряда других звуков, слогов, слов;

Проводилась игра «Ловишки»- на заданный звук нужно хлопнуть в ладоши.

д) определение места звука в слове (с опорой на картинки);

Логопед показывал картинку и проговаривал слово, а дети определяли место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводился в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности. При этом, после того как детьми определено место звука в слове, картинка выставлялась на доску в соответствующий ряд (верхний, средний или нижний). Таким образом, формирование и закрепление понятия о месте звука в слове происходило с опорой не только на слуховой, но и на зрительный анализатор.

е) определение твердости — мягкости (согласных звуков) с опорой на картинки;

Детям предлагалось для прослушивания с одновременным показом картинок два слова — одно на твердый, другое на мягкий звук. Вопрос логопеда, сопровождающий показ, нацеливал на то, чтобы ребята вслушались и определили, одинаково ли звучат первые звуки. После определения на слух разницы звучания логопед объяснял, что один звук — твердый, другой — мягкий, и картинки выставляются в ту или иную часть доски: на твердый звук — слева, на мягкий — справа. Далее логопед упражнял детей в различении твердого и мягкого звука, проговаривая слова, предъявляя картинки и помещая их после ответов детей в соответствующую часть доски.

По окончании этого этапа работы детям еще раз задавалась серия вопросов на закрепление:

О каком звуке мы сегодня говорили?

Какой это звук?

Почему его называют согласным (гласным)?

Какой это согласный? (Глухой — звонкий.)

Почему?

Каким он может быть? (Твердым — мягким.)

ж) составление слогов, слов заданным звуком;

з) подбор слов с определенным звуком;

На начальном этапе мы проводили дифференциацию звуков в играх: «жуки и комары», «змейка и насосик» и т. п., где на заданную песенку (песенка змейки или песенка насосик) дети поднимали соответствующую картинку, затем мы менялись местами, и логопед поднимал картинку, а ребёнок произносил прикреплённый к этой картинке звук. Также использовали игру «Повторяй за мной только звук — предлагаемый звукоряд: , , , и т. п.

Для дифференциации звуков в слогах мы использовали дидактическую игру «Телефон».

Дифференциация звуков в словах проводилась в игре «Подари подарки зверятам».

Проводилась дидактическая игра «Телевизор» на преобразование слов путем замены одной буквы. Дети определяли первый звук в слове по предметным картинкам, а затем, меняя один звук на другой, получали новое слово («шок» — «сок», «жук» — «сук» и т.д.).

«Повторяй за мной только слова со звуком «. Также на этом этапе использовались различные рифмовки — обманки, игры: «путаница», «буква заблудилась» и т. п. Для дифференциации звуков в произношении нами был использован различный речевой материал, содержащий оба дифференцируемых звука.

Анализ результатов исследования.

После завершения формирующего этапа, была проведена контрольная диагностика уровня развития фонематического слуха в экспериментальной и контрольной группах, по тем же методикам, что и на констатирующем этапе.

В результате повторного проведения методики в экспериментальной группе значительно увеличилось количество школьников с высоким уровнем развития фонематического слуха: высокий уровень на данном этапе исследования зафиксирован у 60% участников экспериментальной группы (положительный сдвиг + 33%). Средний уровень развития фонематического слуха был выявлен у 40% участников экспериментальной группы. Низкий уровень развития навыков словообразования мы не выявили ни у кого из детей экспериментальной группы (положительная динамика по сравнению с результатами констатирующего этапа составила 13%).

Таким образом, к началу контрольного этапа опытно — экспериментального исследования дети экспериментальной группы стали более легко воспринимать и дифференцировать смешиваемые и несмешиваемые в произношении звуки как изолированные, так и в слогах и в словах.

В контрольной группе высокий уровень развития фонематического слуха был зафиксирован так же у 20% детей. У 67% контрольной группы был выявлен средний уровень развития фонематического слуха. 13% дошкольников контрольной группы имеют низкий уровень развития навыков словообразования.

Таким образом, после повторного проведения методики, направленной на выявление уровня развития фонематического слуха контрольной и экспериментальной групп, данные в экспериментальной группе претерпели значительную положительную динамику. Тогда как в контрольной группе произошли лишь не значительные изменения.

Обобщенные данные результатов констатирующего и контрольного этапа работы представлены в таблице 2.

Таблица 2 – сравнительная таблица уровней развития сформированности фонематического слуха на констатирующем и контрольном этапе опытно-экспериментального исследования у детей контрольной и экспериментальной группы.

группа

Уровни

Начало эксперимента

Конец эксперимента

ЭК

(15 чел)

КК

(15 чел)

ЭК

(15 чел)

КК

(15 чел)

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Кол-во уч-ся

%

Высокий

Средний

Низкий

Наглядно результаты по методике на контрольном этапе представлены на рисунке 2.

Рисунок 2 – Сравнительная характеристика уровня сформированности фонематического слуха на контрольном этапе опытно-экспериментального исследования

Анализ таблицы и рисунка показывает, что после проведения формирующего этапа работы с детьми экспериментальной группы уровень сформированности фонематического слуха повысился.

Отсюда следует, что использование дидактических игр будет способствовать формированию фонематического слуха у детей школьного возраста с ФФНР если:

— использованию дидактических игр предшествует предварительная работа, направленная на обогащение представлений детей о предметах, явлениях, характерных признаках тех или иных объектов.

— работа организуется во взаимодействии с воспитателем, подтвердилась.

Таким образом, на основании результатов проведенного опытно-экспериментального исследования можно говорить о эффективности комплекса дидактических игр, направленных на формирование и развитие фонематического слуха у детей младшего школьного возраста с ФФНР.

Хорошо развитый фонематический слух «отвечает» за правильное восприятие фонем в звучащей речи у детей от 4-5 лет. Именно благодаря ему мы можем определить:

  • какой конкретно звук имеется в слове;
  • в каком месте слова звук находится — в конце, в середине или в начале;
  • сколько звуков в слове — различных и одинаковых, в какой последовательности они находятся.

Иногда дети, даже не имеющие никаких проблем со звукопроизношением, попросту «не слышат» тот или иной звук, заменяя его другим.
Нарушения фонетического слуха приводят к отставанию развития речи, проблемам с восприятием и произношением звуков и, как следствие, ухудшению уровня социального общения ребенка и снижению обучаемости.

Хорошая новость — на этот процесс можно влиять. Логопеды в своей работе используют различные приемы для развития фонематического слуха. Очень многие упражнения можно делать с ребенком и дома, в рамках самостоятельной работы.

Развитие фонематического слуха включает работу сразу по нескольким направлениям:

  • узнавание неречевых звуков;
  • различение высоты и тембра произносимых звуков;
  • различение в речи слов, близких по своему звучанию;
  • определение длины слова и количества слогов;
  • правильное определение фонем в слове.

Игры и упражнения для развития восприятия неречевых звуков

В занятиях с детьми дошкольного возраста широко используются различные музыкальные инструменты, всевозможные «звучащие» предметы и игрушки. Важно, чтобы ребенок научился легко определять, какой звук он слышит.

  1. «Что поет». Ребенку предлагается послушать звуки музыкальных инструментов — детская дудочка, барабан, пианино, ксилофон. Нужно определить, звучание какого инструмента он услышал.
  2. «Волшебные коробочки». В картонные коробки насыпьте разный наполнитель — горох, крупу, песок, металлические кнопки или скрепки. Пусть ребенок с закрытыми глазами послушает, как гремит одна из коробок, а потом найдет ее среди других по звуку.
  3. Очень интересно бывает узнавать, как звучит окружающий нас мир. Попробуйте с детьми по звуку определить, что происходит — течет вода, открывается дверца шкафа, гудит пылесос и т. д.

Тренировка восприятия уровня громкости и силы звука

В заданиях этого типа ребенок учится соотносить силу звука с расстоянием до его источника, ориентироваться на тембр и громкость.

  1. «Жмурки» — самый известный вариант такой игры. Завяжите ребенку глаза и попросите найти вас, слушая ваши хлопки в ладоши. От того, кто «жмурится», можно уклоняться, менять местоположения.
  2. «Прячемся от волка». Детки — это зайчики, которые играют на полянке под музыку. Тихая музыка означает, что все спокойно, громкая — идет волк, надо прятаться.
  3. «Нарисуем звук». Предложите ребенку нарисовать длину звука. Возьмите бубен, детское пианино или дудочку. Если звук долгий, на листочке надо нарисовать длинную линию, и наоборот.
  4. Очень полезно просто танцевать под музыку. Спросите, что ребенок хотел выразить в танце, какие чувства вызвала у него мелодия. Или попросите нарисовать иллюстрацию к музыкальному произведению.

Упражнения на умение различать слова, близкие по звучанию

  1. «Что я сказал?» Перед ребенком разложите картинки с изображениями разных предметов. Называйте слова, звучащие похоже (лак-рак-мак, мышка-мишка), ребенок должен показывать карточку с нужной картинкой.
  2. «Исправь ошибку». Дети очень любят поправлять взрослых. Попросите их найти ошибки в ваших словах — «На ногах шапки, на улицу наденем тапки» и т. п.
  3. «Рифмы» — читая стихи, делайте в конце четверостишия паузы, пусть ребенок сам закончит предложение. На этом же принципе построено много загадок.
  4. «Аплодисменты». Покажите картинку и попросите ребенка хлопать в ладоши в том случае, если вы назовете ее правильно. Например, шляпа-сляпа-кляпа.

Игры для обучения восприятию длины слов и различению слогов

  • «Кто лишний?» Взрослый произносит одинаковые слоги, в конце добавляя один похожий (па-па-па-ба, та-та-та-тя).
  • «Повторяй за мной!» Произносите слоги, загородив рот ладонью или листом бумаги, чтобы ребенок не мог «считать» звук по артикуляции. Его задача — правильно повторить то что он услышал (ша-ша-жа, си-зи-си). Возможно, цепочка из трех слогов детям с нарушением слуховой памяти покажется сложной, в таком случае можно начать с двух слогов, постепенно усложняя задание.
  • «Сколько слогов» — вместе со взрослым дети должны посчитать количество слогов в слове. Произносите слова хором, медленно, каждый слог отмечая хлопком в ладоши.

Упражнения на различение фонем и развитие навыков анализа и синтеза

  1. Одна из наиболее распространенных игр на эту тему — подбор слов на определенную букву. Кто сможет придумать больше слов, тот и выиграл.
  2. Еще вариант — разновидность игры в города. Надо придумать слово, которое начинается на последнюю букву предыдущего (автобус — слива — апельсин).
  3. «Собери слово». Взрослый говорит буквы слова по отдельности (Р-Ы-Б-А), а ребенок должен назвать слово целиком. А можно поиграть и наоборот, чтобы дети называли буквы.
  4. Игры с карточками. Из набора картинок ребенок должен найти изображение предмета, в котором заданный звук находится в начале слова, в конце, в середине. Например, Р — Река, тигР, матРос.
  5. «Какой звук общий» — взрослый произносит несколько слов, а ребенок должен сказать, какой звук есть во всех словах (кошка, шапка, клюшка — звук Ш).

Развитие фонематического слуха у детей — важная задача. Однако, планируя занятия, необходимо помнить, что проводить их нужно в игровой форме, не утомлять ребенка и обязательно хвалить за успехи. По мимо развития фонематического слуха, необходимо уделить внимание развитию логического и творческого мышления и артикуляционной гимнастике. Начинайте заниматься с упражнений, которые ему по силам, постепенно усложняя задания. Хорошее настроение и интерес — самая лучшая мотивация.

Развитие фонематического слуха: самые простые и эффективные упражнения. Как упражнениями развивать фонематический слух

08.04.2017 11:38 Юлия Улиткина

Умение различать и правильно произносить звуки родной речи – главное условие успешного обучения ребенка в начальной и средней школе.

В детских садах подготовка к поступлению в первый класс ведется в рамках образовательной программы для дошколят. Но и на родителях лежит большая ответственность: чтобы речевой аппарат и мышление малыша правильно развивались, нужно постоянно тренировать его фонематических слух.

Что такое фонематический слух

Если речь ребенка после трех-четырех лет невнятная, он заменяет или путает звуки в слогах, можно говорит о неразвитости фонематического слуха. И педагогам, и родителям нужно срочно заняться развитием речи малыша, чтобы ликвидировать нарушения. Может быть, речь идет о физической патологии: снижении слуха у ребенка. В этом случае требуется помощь врачей. А может быть, детсадовцу требуется иная помощь: регулярные упражнения для развития фонематического слуха.

Этот вид слуха более тонкий, именно он позволяет ребенку узнавать звук, систематизировать и различать разные звуки, а затем использовать эту информацию в собственной речи.

Определить, хорошо ли развит фонематический слух, родители могут по следующим речевым операциям:

• ребенок слышит определенный звук в слове, уверенно называет его или говорит, что названного звука нет;

• ребенок различает слова, близкие по звучанию, но разные по смыслу;

• он различает слова, состоящие из одних и тех же фонем.

Мозг малышей развивается интенсивно, и полноценный фонематический слух позволяет им решать не только речевые, но и логические, нравственные, эстетические задачи. Чем раньше начать его развивать, тем более успешным в социальном и образовательном отношении будет расти маленький человек. Родной язык обеспечивает полноценное общение со сверстниками и взрослыми, развивает психику, позволяет приобщиться к культуре.

В формировании личности ребенка именно язык играет уникальную роль. Он является той точкой, в которой сходятся эмоции и мышления, память и воображение. С одной стороны, ребенка нужно научить распознавать звучащую речь, с другой – правильно пользоваться ею.

Зачем развивать фонематический слух

Формирование речевых навыков начинается с первых минут жизни новорожденного – с его крика, гуления, лепета. Но первые слова осознанно малыш произносит к концу первого года жизни. На протяжении второго года умение произносить слова совершенствуется, но произношение остается нечетким и неточным. К концу третьего года жизни уже можно отследить первые признаки несовершенства фонематического слуха:

• ребенку трудно произносить слова, состоящие более чем их двух слогов (слог – это сочетание согласного и гласного звуков);

• ребенок пропускает слоги в словах и заменяет звуки.

Если окружающая среда благоприятна, ребенок слышит правильную речь, много общается, то к четырем годам ситуация улучшается. В собственной речи появляются длинные слова из нескольких слогов и шипящие звуки, но вот с непростыми звуками Р-Л-Й есть проблемы. Здесь-то и стоит поработать, чтобы не сделать неправильное произношение нормой. В пять лет дошкольник должен научиться произносить все без исключения звуки правильно, слышать слоговое построение слова и точно воспроизводить его.

Что случится, если ребенок сам не справиться с языковой нагрузкой, а своевременной помощи в развитии фонематического слуха не будет? Появится стойкое речевое расстройство из-за неправильного восприятия и произнесения слов. Нарушение норм произношения – это серьезный дефект, который в логопедической практике называется фонетико-фонематическим недоразвитием речи и автоматически делает ученика начальных классов потенциальным двоечником, максимум троечником по русскому языку.

Не умея различать отдельные звуки и слоги, школьник не научится анализировать слово, делить его на слоги и морфемы (части), видеть орфограмму – то есть опасное место, в написании которого можно ошибиться. Даже записать слово правильно будет невозможно, то есть сформируется стойкое нарушение правил графики.

Проблем не избежать и в живой, звучащей речи. Активный словарь останется бедным, понимание грамматики родного языка нарушится. Ребенок не сможет правильно читать, создавать собственное высказывание, интонировать отдельные предложения и текст в целом, ему трудно будет регулировать темп и громкость речи, правильно произносить сложные слова. А значит, неизбежно возникнет психологический дискомфорт, который отразится на поведении.

Нужно ли развивать фонематический слух? Ответ на этот вопрос очевиден. Причем начинать нужно не накануне поступления в первый класс, а гораздо раньше. Лучше начинать занятия с трех лет, а в дальнейшем постоянно уделять речевой практике как можно больше времени.

Как развить фонематический слух

Работа логопеда, педагога или родителя заключается в то, чтобы научить ребенка простейшим способам анализа слова:

• правильно ставить ударение;

• делить на слоги;

• понимать смысл и значение каждого звука в слове;

• выделять согласные и гласные звуки.

Научив детей решать эти задачи, можно отлично подготовить их к важнейшему этапу обучения – учению анализировать звуковой состав слова. Научившись дифференцировать звуки и правильно произносить их, малыши быстро овладеют основами правильного чтения и правописания.

Что же помогает развитию фонематического слуха? Упражнения! Описание наиболее эффективных способов работы с малышами приведены ниже. Но для начала отметим, что методика строится на последовательной отработке шести этапов:

• основа фонематической тренировки – узнавание звуков, издаваемых различными предметами (так называемые неречевые звуки);

• различение тембра, силы, высоты голоса, то есть звучащей живой речи;

• различение слов, которые очень близки по звучанию (набору фонем);

• различение отдельных слогов;

• различение отдельных звуков речи;

• освоение азов анализа и синтеза слов.

Освоить упражнения для каждого этапа несложно. Форма игры для ребенка естественна, не вызывает отторжения, являясь единственно приемлемой для малышей. Осталось заготовить раздаточный материал для занятий по развитию фонематического слуха (фото и вырезанные из журналов картинки, звучащие предметы и пр.) и изучить методику работы.

Первый этап

Начальный этап работы позволяет создать базу, фундамент для развития тонкого слуха и подходит для совсем маленьких детей. Что нужно делать? Играть! Например, в игру «Угадай, что звучит». Бытовые ситуации можно обыгрывать любые: шум льющейся воды, звон посуды, шаги человека, мяуканье кошки, шуршание бумаги.

Другие упражнения для этого этапа:

• «Волшебные звуки». Вместе с ребенком наполните тканые мешочки, непрозрачные пластиковые контейнеры или просто спичечные коробки любыми «звучащими» материалами: крупой, металлическими скрепками, пуговицами. Нужно угадать по звуку, что внутри.

• Обычные «Жмурки» отлично подойдет для решения фонематических задач. Ребенку нужно двигаться на оговоренный звук, например, хлопки в ладоши или звон колокольчика.

• «Волшебный карандаш». Дайте ребенку в руки обычный карандаш и попросите постучать по разнофактурным предметам из дерева, стекла, металла, бумаги.

• «Похлопай!». Ребенку нужно повторить за взрослым ритм хлопков и чередующихся пауз разной длины. Сначала упражнение делается с открытыми глазами, потом можно усложнить: завязать глаза платком или просто закрыть их.

Чтобы было понятно, как заниматься, посмотрите информационные ролики о развитии фонематического слуха. Видео поможет не только понять логику занятия, но и освоить наиболее эффективные приемы работы.

Второй этап

На следующем уровне нужно показать ребенку разницу в качестве звучащей человеческой речи.

• «Кто говорит?». Запишите на диктофон голоса знакомых ребенку взрослых (мама, бабушка, отец, брат или сестра) и обязательно – голос самого малыша. Путь угадывает, кому принадлежит голос.

• «Три медведя». Это упражнение-имитация. Почитайте сказку про трех медведей вместе, а затем говорите за персонажей. Ребенку следует угадать, когда говорит мама-медведица, папа-медведь и медвежонок.

• «Громко или тихо?» Придумайте действия, которые ребенок должен выполнять при тихом мамином голосе и при громком.

Третий этап

Узнавание слов – большая работа для мозга. Главное, понять, как делать правильно упражнения для развития фонематического слуха. Дошколенок готов к переходу на следующий уровень, как только начнет безошибочно справляться с заданиями.

• «Правильно – неправильно». Приготовьте яркие картинки с изображением разных предметов. Показывайте из малышу и называйте, но не правильно, а заменяя первую букву слова другой. Например, вместо корова – борова, вместо стул – фтул, вместо чашка – кашка и т.д. Услышав правильное слово, ребенок прихлопывает в ладошки или притопывает ногой.

Четвертый этап

Учимся различать слоги. Тут важно дать первичное понятие о том, что такое слог. Начать можно с того, что слова могут быть короткими и длинными. Затем, хлопая в ладоши, с помощью интонации делить слова по гласным звукам на части.

Пятый этап

Простой для детского восприятия, но очень важный этап – правильное произнесение звуков. Можно ввести понятие «звук», рассказав, что каждое слово состоит из нескольких звуков. А затем поиграть в них.

• «Я тебя узнал!» Договоритесь с ребенком, какой звук он должен узнать. Затем взрослый произносит подряд несколько звуков, а ребенок, услышав «свой» звук, хлопает в ладоши.

• Можно поиграть с малышом наоборот. Мама издает характерный звук, а ребенок должен догадаться, что так звучит.

Шестой этап

Самый высокий по сложности уровень – аналитический. Тут требуется собрать все знания, которые есть у ребенка. Вот примеры упражнений.

• «Сосчитай звуки». Взрослый произносит один звук или сложное звукосочетание, а ребенку предстоит определить количество звуков (иии- 1 звук, дио – 3 звука).

• «Буква-потеряшка». Взрослый называет слово, пропуская один звук. Ребенку нужно найти пропущенную букву и назвать звук (пти…ка, с…ол, мы…о).

• «Что внутри?» Взрослый называет букву, которую ребенок должен услышать к середине слова, и произносит слова. Как только звучит нужный звук, нужно хлопнуть (л – палка, ф – вафля).

Освоить приемы развития тонкого слуха не так сложно, как может показаться. Самые эффективные упражнения для развития фонематического слуха те, в процессе выполнения которых ребенок слушает, анализирует, действует (хлопает или топает) и сам произносит звуки.

Занимаясь с малышом с первых лет жизни, родители предвосхищают формирование речевых нарушений и готовят ребенка к освоению чтения и правильного письма. Ну а если нарушение уже появилось или только начало формироваться, то регулярные занятия помогут быстрее справиться с проблемой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *