Гавриил мелекесский

Архимандрит Гавриил (Игошкин) 23 мая/ 5 июня 1888 г. — 5/18 октября 1959 г.

Для нашего прихода 2007 г. год знаменателен тем, что мы узнали имя преподобноисповедника архимандрита Гавриила (Игошкина) (1888-1959), который был последним настоятелем храма Воскресения Христова в Кадашах до его закрытия безбожной властью.

Житие Архимандрита Гавриила (Игошкина)

Архимандрит Гавриил (в миру Иван Иванович Игошкин) родился 23 мая по с.с. 1888 года в деревне Самодуровка Городищенского уезда Пензенской губернии в семье крестьян-бедняков. Родители его были людьми глубоко верующими, и с самого рождения воспитывали сына в строгом благочестии.

Благоразумный с детства, Иоанн рано обнаружил склонность к подвижничеству. Закончив церковно-учительскую школу, Иоанн шесть лет провел в монастыре Жадовской пустыни.

В 1909 году послушника Иоанна призывают на военную службу в царскую армию, затем Первая мировая война. В конце 1917-го Иоанн был демобилизован по болезни и возвратился к родителям в деревню.

Несмотря на разгоравшийся в стране красный террор, массовые убийства священнослужителей, гонения и притеснения, Иоанн сознательно, в 33 года принял решение восполнить ряды священства и послужить Церкви. В 1921 году Иоанн Игошкин был рукоположен в сан диакона, а в 1922 – в сан священника. Вместе с митрополитом Уральским Тихоном (Оболенским) о. Иоанн попадает в Москву, где и начинается его пастырский путь. Сначала он служит в Покровском храме Марфо-Мариинской обители, а после закрытия обители коммунистами – переходит в храм Николы в Пыжах.

В 1929 году отец Иоанн принимает монашеский постриг в московском Богоявленском монастыре с именем Гавриил, а в 1930 – возведен в сан игумена.

Первый раз игумена Гавриила арестовали 14 апреля 1931 г. Он был осужден по статье 58-10 УК РСФСР (контрреволюционная пропаганда и агитация) на трехлетнее лагерное заключение. Больше года игумен-«зэк» валил лес в Вишерском лагере, затем по состоянию здоровья отбывал ссылку в Ростове и Владимире. По окончании срока о. Гавриил вернулся в Москву, где был назначен настоятелем храма Святителя Николая в Пыжах. В 1934 г. архиепископом Московским Питиримом (Крыловым) игумен Гавриил был возведен в сан архимандрита.

В стране в то время шла «безбожная пятилетка» – к 1 мая 1937 г. предполагалось ликвидировать Церковь. Борьба с Церковью велась не только явными, но и тайными методами, путем «разложения» ее изнутри. В 1934 г. храм, где служил отец Гавриил, захватили обновленцы.

Оставаясь верным Православию, отец Гавриил переходит служить в храм Воскресения Христова в Кадашах. Вместе с ним перешли сюда иеромонах Козьма Кукушкин и иеродиакон Симеон Ткач. Своих духовных чад и прихожан отец Гавриил не благословлял ходить в храмы, где служили обновленцы. Но и здесь батюшка послужил не долго. 19 августа 1934 года, в праздник Преображения Господня, прямо во время богослужения, его арестовали. Вместе с ним арестовали еще 9 священников, объявив их членами контрреволюционного церковно-монархического общества. Отца Гавриила, кроме того, обвинили в том, что он занимался тайным пострижением в монашество. Содержался архимандрит Гавриил в Бутырском изоляторе. В ходе следствия его участие в церковно-монархическом обществе не подтвердилось, и 3 октября 1934 г. он был освобожден из-под стражи. Придя в церковь, нашел ее закрытой.

Еще дважды отец Гавриил был судим. В общей сложности он провел в лагерях семнадцать с половиной лет. Безропотно и мужественно переносил он страдания, говорил: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и претерпеть сполна все скорби, которые выпали на долю православных. Испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения».

Когда отец Гавриил был осужден в третий раз, то по прибытии в лагерь его поселили в барак, где содержались уголовники-рецидивисты. Надзиратели были уверены, что батюшку непременно убьют, так как без убийства не проходило ни одной ночи. Батюшка вошел в камеру со словами: «Мир вам!». Сразу сказал, что он священник и попросил разрешения помолиться. Сокамерники возмутились, но потом притихли и стали слушать молитву, в которой отец Гавриил поминал всех страждущих и озлобленных. Вскоре все они почувствовали в нем присутствие благодати Божией, избрали отца Гавриила старшим, все делали только с его благословения. Тяжкие преступления тогда в тюрьме прекратились.

В 1954 году возвратился 65-летний архимандрит Гавриил из тюремного заключения в город Мелекесс. Последние пять лет своей земной жизни архимандрит Гавриил посвятил написанию духовного наследия.

(Читать духовное наследие >>)

Рукописи печатались на печатной машинке, раздавались и рассылались духовным чадам во все концы страны, передавались из рук в руки. Молился батюшка неустанно и непрерывно, не давая себе телесного покоя до самой смерти. За праведную жизнь Господь даровал о. Гавриилу дары прозорливости и исцеления. Множество чудес творил он при жизни, и до сего времени творятся чудеса по молитвам старца.

Архимандрит Гавриил отошел ко Господу 18 октября 1959 года.

Память святому преподобноисповеднику Гавриилу, архимандриту Мелекесскому совершается в день его преставления – 5/18 октября, а также в день празднования Собора Новомучеников и Исповедников Российских. Святые мощи преподобноисповедника Гавриила, архимандрита Мелекесского, почивают в Свято-Никольском Соборе города Димитровграда Ульяновской области, а на родине о. Гавриила, в селе Сосновка Сосновоборского района Пензенской области в 2004 г. открылся храм в честь преподобноисповедника Гавриила на месте, где когда-то стоял дом, в котором он родился.

Тропарь, глас 8

Православия наставниче, благочестия учителю и чистоты, вселенныя светильниче, архиереев богодухновенное удобрение, Гаврииле премудре, ученьми твоими вся просветил еси, цевнице духовная, моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святый преподобноисповедниче Гаврииле, моли Бога о нас!

Текст Людмилы Куликовой

«Глазам моим представилась жуткая картина. Недалеко от Богородицы, среди народа стоял огромный медведь, вытянув вперед передние лапы. Я задрожал от испуга, что великан-зверь растерзает Матерь Божию»

Постриг в разгар гонений

Священником Иван Игошкин (память 18 октября) стал в 1921 году, в возрасте 33 лет, когда в стране развернулась антирелигиозная кампания. В Москве отец Иоанн служил на Большой Ордынке, в Покровском храме Марфо-Мариинской обители сестер милосердия, до самого его закрытия в 1927 году, и был первым помощником настоятеля храма архимандрита Сергия (Сребрянского), преподобноисповедника.

Когда умер Патриарх Тихон, среди священнослужителей встал вопрос: признавать ли авторитет местоблюстителя патриарха Сергия (Страгородского)?

Отец Иоанн говорил так: «Пастырское дело – служить Господу, а не заниматься церковной политикой». В 1929 году отец Иоанн принял монашеский постриг с именем Гавриил.

Убийства в бараках прекратились

Игумен Гавриил, г. Москва, 1930-е гг. Фото с сайта kadashi.ru

В 1949 году о. Гавриила опять отправили в лагерь. Посадили в барак с уголовниками, где каждую ночь кого-то убивали.

В барак батюшка вошел со словами: «Мир вам!», предупредил, что сам – священник и попросил разрешения вслух помолиться. Первой реакцией рецидивистов было возмущение, но потом они стали прислушиваться к словам молитвы. Священник молился о страдающих и озлобленных.

Почувствовав в словах священника сострадание, уголовники не смогли навредить о. Гавриилу. Ночные убийства с тех пор в этом бараке прекратились.

В заключении, уже в преклонных годах, отец Гавриил должен был работать наравне с молодыми заключенными, при этом совершать священническое служение: беседовал, исповедовал, отпевал, крестил, — все в строгой тайне.

Духовные дети не оставили своего батюшку, присылали передачи с продуктами и вещами, а начальство шутило: «Иван Иванович! Для вас только почта и работает!» Отец Гавриил делился со всеми чем только мог. Он стал пользоваться таким доверием в бараке, что его уполномочили делить все продукты. Он нередко отдавал свой кусок обессилевшим, ухаживал за больными.

Тюрьму батюшка называл «курортной лечебницей», где душа верующего человека исцеляется терпением и молитвой. В своей книге «О загробной жизни», он вспоминал:

«Мы, христиане, и в особенности священнослужители, были беззащитны, судили нас, как хотели, предъявляя чудовищные обвинения в нелепых преступлениях. Искать справедливости, доказывать свою невиновность, добиваться защиты было делом немыслимым. Мы могли только страдать и терпеть».

Страшный великан-зверь рассыпался, как прах

Архимандрит Гавриил с духовными чадами. Фото с сайта kadashi.ru

В воспоминаниях о лагерной жизни о. Гавриил описал явление ему Матери Божией: «Однажды под давлением всего пережитого я лег на свое убогое ложе с намерением скорее заснуть. Измученный переживаниями целого дня, я в ту же минуту погрузился в глубокий сон.

И вот увидел я себя стоящим в конце площадки перед бараком. Там стояли и другие, преимущественно старики, народу было немного. Взор мой прикован был чудным видением. Низко на облаках плыла величественная женщина – Монахиня, одетая во все черное и с черным апостольником на голове. Взор Ея блистал, лицо светилось, красоты было неописуемой.

Величественно Она плыла по воздуху и плавно опустилась на середину площадки к стоящему народу. В мыслях у меня промелькнуло, что это Матерь Божия пришла посетить нас, скорбящих, и подать утешение в печали. Скорыми шагами я направился к Ней, но здесь глазам моим представилась другая – жуткая картина.

Недалеко от того места, где Она опустилась, среди народа стоял огромного роста бурый медведь. Он стоял, как копна, вернее, сидел на задних лапах с вытянутыми вперед передними лапами. Я задрожал от испуга, что этот великан-зверь растерзает Монахиню. Она же шла прямо на него.

И что же? Она не дошла до него. Как только увидел Ее этот страшный великан-зверь, рассыпался, как прах, исчез бесследно. Не убежал, не спрятался и не скрылся куда-либо, но рассыпался в прах и исчез, не оставив после себя никакого следа, так что никаких признаков его существования на площади не осталось.

Матерь Божия двигалась по тому же направлению, как и вначале, то есть дальше на восток. Народ подходил к Ней, и Она каждого благословляла, что-то давала каждому в руку. Все с радостью спешили к Ней получить благословение и получить во утешение то, чем Она оделяла всех. Спешил и я, но вследствие того, что я стоял на самом конце площадки, скоро не мог подойти, и тем более когда весь народ тесным кольцом окружил Ее со всех сторон.

Когда подошел я к первым получившим от Нее гостинцы, спросил: что Она раздает? Один благообразный старичок показал мне только что полученную от Нее круглую небольшую лепешечку размером, видом и цветом наподобие печенья; разломивши пополам, старичок половину отдал мне. С радостью я взял как дар и благословение Матери Божией, а сам употреблял все меры, чтобы самому подойти и лично получить от Нее благословение и гостинец.

Но сего по моим грехам не удостоился, ибо, только я получил половину лепешечки, врученную мне старичком как небесный дар, как благодать Божию, как небесный хлеб, данный людям в благословение, освящение и подкрепление духовных и телесных сил, я с благоговением принял его во уста и тут же проснулся, чувствуя сладость во устах.

Проснулся я с большим сожалением, как бы потерявши сокровище и драгоценности, не удостоившись лично получить от Матери Божией то, чем Она утешала многих. Я сокрушался, что по своим грехам не удостоился получить благословение.

Во время такого печального раздумья меня осенили отрадные мысли. В них слышался мне как бы голос, отрадный голос Самой Матери Божией, ласково и непонятно откуда раздававшийся в ушах моих:

«Не печалься, – вещал сей таинственный голос, – видение сие для тебя не окончено, а только прервано, оно продлится для тебя в самой жизни.

Ты идешь и стремишься получить благословение и милость. Не ослабевай, терпеливо продолжай путь, вместе с благословением получишь милость и дар”. Настоящие мысли ободрили меня».

Будут говорить новыми языками, будут брать змей

Архимандрит Гавриил (Игошкин). Фото с сайта kadashi.ru

Однажды в тюрьме о. Гавриила попытались отравить. Бог открыл ему это. Помолившись и перекрестив еду, о. Гавриил сказал: «Вы мне яду подсыпали. Я съем эту еду, как вы этого хотите, и она не причинит мне вреда». Отравители ухмыльнулись и стали ждать, когда «поп» скорчится в муках. О. Иоанн доел все до конца и вернулся к работе.

В другой раз начальник лагеря пришел к батюшке и стал просить о своей больной жене. Женщине не могли помочь никакие врачи. Батюшка ответил, что помолится. Вскоре женщина полностью исцелилась.

Христос обещал своим верным, что их «будут сопровождать знамения: именем Моим будут изгонять бесов; будут говорить новыми языками; будут брать змей; и если что смертоносное выпьют, не повредит им; возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мф. 16:17-18). Верность о. Гавриила была испытана годами самых разных лишений. Так что не удивительно, что и яд ему не вредил, и больных он исцелял.

Благодарный тюремщик стал ходатайствовать, чтобы отца Гавриила отпустили на свободу. Батюшку освободили в 1954 году, хотя он отсидел только половину срока.

Отец Гавриил пробыл в лагерях 17 лет. Батюшка свидетельствовал: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю православных; испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения».

Добрая Евдокия

Архимандрит Гавриил (Игошкин), 1950-е годы. Фото с сайта kadashi.ru

Когда отца Гавриила освободили, он вернулся в свой город. Но дом его конфисковали. Батюшка зашел в церковь и стал искать добрых людей, которые смогли бы его приютить, но все боялись. Неожиданно к батюшке подошла женщина по имени Евдокия и предложила остановиться у нее.

В скором времени отца Гавриила полностью реабилитировали и его дом вернули. Дом же Евдокии готов был развалиться в любой момент от ветхости. Батюшка пригласил Евдокию с ее домочадцами жить у себя: «Будете за мной ухаживать. Я человек больной, долго не проживу, а дом подпишу на вас». Так и произошло.

Там отдохну

Преподобноисповедник Гавриил Мелекесский. Изображение с сайта kadashi.ru

О. Гавриил служил у себя дома: в храме ему не позволяло здоровье. Время, свободное от службы и молитвы, он отдавал людям – принимал всех приходящих. По молитвам отца Гавриила уже при его жизни происходило много чудес и исцелений. Домочадцам было жалко старенького и больного батюшку и они пытались уговорить отдохнуть, отец Гавриил отвечал: «Здесь некогда отдыхать! Уж очень много дел! Там отдохну…»

Отец Гавриил говорил, что он черпает силы в молитве. За три дня до смерти батюшку посетил Господь. Отец Гавриил говорил, что видел необыкновенный свет и в нем Господа-Христа, и беседовал с Ним.

18 октября 1959 года о. Гавриил тихо отошел ко Господу после служения Божественной литургии.

О. Гавриил был одним из тех старцев, народное почитание которых было велико еще при жизни. И при жизни его почитали святым. 18 октября 2000 года были обретены святые мощи преподобноисповедника Гавриила (Игошкина). В настоящее время они находятся в Никольском соборе города Димитровграда (Ульяновская область). А в 2004 году в селе Сосновка, где он родился, был освящен первый храм, посвященный преподобному Гавриилу (Игошкину) – на том месте, где стоял его родной дом.

17.10.2019

18 октября (5 октября ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память преподобноисповедника Гавриила (Игошкина). Он принял священный сан в разгар гонений на веру в 1921 году. И в течение шести лет, с 1922 г. по 1928 г., служил в Марфо-Мариинской обители. В тюрьмах и лагерях провел в общей сложности 17,5 лет. Еще до официальной канонизации во многих епархиях Русской Церкви архимандрита Гавриила почитали как святого. 18 октября 1959 года он скончался в г. Мелекессе (ныне — Дмитровград).

«За грехи»
8 июня 1949 года во время богослужения в Никольскую церковь г. Мелекесса Ульяновской области вошли люди в штатском — сотрудники госбезопасности. Не дожидаясь конца службы, они арестовали настоятеля храма, архимандрита Гавриила.
В насмешку сотрудники ГБ посадили 60-летнего отца Гавриила на автомашину с углем и так повезли в отделение милиции. Многие прихожане бежали за машиной со слезами. Когда машина подъехала к отделению, отец Гавриил был весь черный от угольной пыли. К нему подбежали верующие, одна прихожанка спросила: «Отец Гавриил, за что Вас так?» — «За грехи, люди нашлись и написали клевету. Последний мой суд будет». Священник слез с машины, люди захотели подойти к нему под благословение, но милиция не позволила.
Обвинение гласило, что архимандрит Гавриил является враждебно настроенным к политике коммунистической партии и советского правительства, среди верующих на протяжении ряда лет проводит антисоветскую пропаганду. Возглавляемую им мелекесскую церковь превратил в духовную школу, в которой в праздничные и воскресные дни после церковной службы с верующими проводил собеседования, беседы по изучению молитв, привлекал к церкви молодежь и детей школьного возраста.

В одной из проповедей сказал: «Родители, чтобы не допустить детей к неповиновению, нужно им всегда внушать слово Божие. Утром встанет дитя — заставить его молиться, приучать к страху Божию, тогда дети будут расти послушными». Игнорировал марксистско-ленинские науки. Во время церковной службы упоминал врага революционного движения отца Иоанна Кронштадтского.
Иван из Самодуровки
Иван Иванович Игошкин был крестьянского происхождения. Он родился в селе Самодуровка (ныне — Сосновка) Пензенской губернии, с детства был привычен к сельскохозяйственному труду. В подростковом возрасте принял решение о монашестве.
В 16 лет, окончив двухклассное духовное училище, поступил послушником в Жадовскую Казанско-Богородицкую пустынь (мужской монастырь, основанный в 1698 году на реке Самородка, рядом с селом Жадовка, Симбирская губерния).

Вскоре был призван в царскую армию, и с 1909 по 1913 году служил в крепостной артиллерии г. Ковно в должности певчего при Петро-Павловском военном соборе. С началом Первой Мировой войны, в 1914-м, был мобилизован, служил псаломщиком и делопроизводителем при военном госпитале. В конце 1917 года был демобилизован по болезни, вернулся к родителям в Самодуровку, помогал им вести хозяйство, служил псаломщиком в сельском храме.
Отец Иоанн
В январе 1921 года, несмотря на разгар антирелигиозной кампании в стране, Иван принимает священный сан. Епископом Уральским и Николаевским Тихоном (Оболенским) он был рукоположен во диакона и начал служить в Троицком храме г. Покровска (в настоящее время это г. Энгельс Саратовской области). На следующий год состоялась иерейская хиротония.
Когда митрополит Тихон в 1922 году переехал в Москву, отец Иоанн поехал с ним. В Москве он в течение шести лет (1922–28) служил в Покровском соборе легендарной Марфо-Мариинской обители.
Переезд отца Иоанна в Москву совпал по времени с обновленческим расколом в Русской Церкви. О. Иоанн решительно отверг обновленчество и остался верным патриарху Тихону. После кончины патриарха Тихона о. Иоанн признал митрополита Сергия (Страгородского) как местоблюстителя патриаршего престола, считая необходимой централизованную власть в Церкви.
Свою позицию он объяснял следующим образом: «Наше пастырское дело — служить Господу, исполняя свой долг, а не заниматься церковной политикой и осуждением архиереев». В личном архиве отца Иоанна сохранилась справка о том, что он «находится в общении с Заместителем Патриаршего местоблюстителя митрополитом Сергием и в священнослужении не запрещен», подписанная архиепископом Питиримом (Крыловым).
Дружба новомучеников
В 1926 году Марфо-Мариинская обитель была ликвидирована властями, все 111 сестер во главе с матушкой Валентиной (Гордеевой) были арестованы и сосланы в разные конца страны. 18 из них были отправлены в Туркестан. Там в июле 1926 года они встретились с новомученицей Татьяной Николаевной Гримблит, также сосланной в Среднюю Азию. Для Татьяны Николаевны это был уже третий срок. Как и прежде, она отбывала наказание за помощь заключенному духовенству.
От сестер обители Татьяна Николаевна узнала об отце Иоанне, о его духовных дарах. Когда в декабре 1927 года ее выпустили из заключения, она направилась в столицу, чтобы познакомиться с батюшкой. По прибытии в Москву, она пришла в Покровский собор, который после закрытия Марфо-Мариинской обители стал приходским, и передала отцу Иоанну поклон от заключенных сестер. Так они познакомились, между ними завязалась тесная духовная дружба. Вместе они организовывали помощь ссыльным и заключенным, поддерживали семьи пострадавших за веру.
Гавриил — «крепость Божия»
В 1928 году Покровский собор был закрыт властями и превращен в кинотеатр. Перед закрытием храма, 28 августа 1928 года, безбожники выносили из церкви святые иконы в дорогих ризах с камнями, ризы снимали, а иконы кололи и сжигали. Воспоминание об этой ужасающей картине отец Иоанн пронес через всю жизнь, — своим духовным чадам он рассказывал о произошедшем со слезами на глазах.
После закрытия Покровского храма отец Иоанн вместе с последним настоятелем этой церкви о. Вениамином Воронцовым (впоследствии митрополит Лениградский и Ладожский Елевферий) перешел служить в храм святителя Николая в Пыжах, расположенный неподалеку от Марфо-Мариинской обители. В ночь с 28 на 29 октября 1929 года отец Вениамин был арестован по обвинению в «контрреволюционной деятельности», заключен в Бутырскую тюрьму, а позднее отправлен в лагерь. Пост настоятеля Никольского храма принял отец Иоанн, он занимал его вплоть до 1934 года.

В 1929 году отец Иоанн принял монашество с именем Гавриил, что означает «крепость Божия», через год был возведен в сан игумена. Жизненный путь отца Гавриила сложился в соответствии с именем — он претерпел множество испытаний и мытарств, но не отказался от служения Господу.
В 1931 году игумен Гавриил был арестован за «систематическую антисоветскую деятельность». Вместе с ним (уже в четвертый раз) была арестована и Татьяна Николаевна Гримблит. Каждый из них был осужден на три года лагерей.
На следствии отец Гавриил утверждал:»Против власти среди прихожан агитации я не вел. Я всегда говорил, что Советская власть как и всякая власть, дана Богом, поэтому ей надо подчиняться и за нее молиться, чтобы Господь улучшил положение верующих». Отца Гавриила подвергали многим изнурительным допросам.
Впоследствии сам он в своей книге «О загробной жизни» вспоминал об этом:»Мы, христиане, и в особенности священнослужители, были беззащитны, судили нас, как хотели, предъявляя чудовищные обвинения в нелепых преступлениях. Искать справедливости, доказывать свою невиновность, добиваться защиты было делом немыслимым. Мы могли только страдать и терпеть. Сами допросы были ничем иным, как изощренными пытками и издевательствами над личностью допрашиваемого и необузданным кощунством над Богом и всем святым…».
Отцу Гавриилу обещали свободу, если он откажется от священнического сана, избивали на допросах, но он был непоколебим. Виновным себя не признал. Срок он отбывал в Вишерском лагере Екатеринбургской области. Его соседями по баракам были другие заключенные священнослужители — епископ Омский Антоний (Миловидов), протоиерей Глеб Коптягин, иеромонах Нектарий (Григорьев, впоследствии митрополит).

В Вишлаге отец Гавриил пробыл до 29 июня 1932 года, после чего по состоянию здоровья был освобожден досрочно и выслан в город Ростов Ярославской области под наблюдение местного отдела ОГПУ, а через полтора месяца отправлен в город Владимир отбывать оставшийся срок ссылки — до декабря 1933 года.

Прощание с братом
Во Владимире отец Гавриил неожиданно встретился со своим младшим братом Афанасием и его семьей. Родственники отца Гавриила проживали в г. Покровске (Энгельсе). Афанасий служил там сторожем в церкви Вознесения Господня.
Встреча отца Гавриила с братом, как оказалось, была последней. Племянница отца Гавриила Зинаида Афанасьевна Игошкина († 2001), вспоминала: «Шел 1933 год. В Поволжье был сильнейший голод, вымирали целые семьи. Мне было 8 лет, когда я от постоянного недоедания сильно заболела. На меня было страшно смотреть: одни кости и большой живот. Чтоб спасти мне жизнь и избежать ареста, папа (брат отца Гавриила — Афанасий Игошкин) решил поехать в Москву к батюшке Гавриилу.
В Москве нас встретила духовная дочь батюшки Мария Харитоновна Орлова. Она нам рассказала, что отец Гавриил находится в заключении, и приняла нас в свой дом. Меня устроила на лечение в больницу, и после моего выздоровления мы поехали с отцом в город Владимир, где отбывал батюшка ссылку. …Меня поразило, что больной, измученный концлагерной жизнью отец Гавриил спал на кирпичах, и сверху одна простыня.
Долго жить во Владимире нам не пришлось, ведь батюшка снимал квартиру и был под наблюдением ОГПУ. Папа с батюшкой Гавриилом очень подолгу беседовали и молились. Отец Гавриил учил папу: «Что б ни случилось с тобой — гонения, аресты и даже угрозы расстрела — нужно оставаться верным вере Христовой, и даже жизнь свою отдать за Христа». Перед отъездом мы с папой получили благословение архимандрита Вениамина и батюшки Гавриила. Это была последняя встреча папы с любимым братом. В 1938 году папу обвинили в контрреволюционной деятельности и расстреляли».
Арест за арестом
По окончании срока отец Гавриил вернулся в Москву, продолжил служение в храме святителя Николая в Пыжах, был возведен в сан архимандрита. В 1934 году Никольский храм захватили обновленцы. Отец Гавриил перешел в храм Воскресения Христова в Кадашах. Там, 19 августа 1934 года, в праздник Преображения Господня, во время торжественной службы его, вместе с девятью другими священниками, вновь арестовали.
Архимандрит Гавриил был обвинен в принадлежности к «контрреволюционной церковно-монархической группировке». 3 октября того же года его освободили «за недоказанностью вины». Московский храм, в котором служил отец Гавриил, был опять закрыт — и он перешел в Покровскую церковь села Звягино Пушкинского района Московской области.
Несмотря на дальность расстояний, московские прихожане отца Гавриила ездили к своему духовному отцу в Звягино. В 1936 году комсомольцы сожгли храм в Звягино — тогда отец Гавриил переехал служить в храм Сошествия Святого Духа города Пушкино.

4 ноября 1936 года во время богослужения на праздник в честь иконы Казанской Божией Матери отца Гавриила вновь арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности. Содержался отец Гавриил в Бутырском изоляторе, где на многочасовых допросах спрашивали о священнике Вениамине Воронцове, с которым он служил пять лет в Марфо-Мариинской обители.
Стремясь никому не навредить, на вопросы отец Гавриил отвечал уклончиво: «Я с ним не поддерживаю связи». Задавали вопросы и о других священниках и руководителях Марфо-Мариинской обители, в частности о великой княгине Елизавете Федоровне. На все вопросы он отвечал: «Ничего не знаю и общаюсь только с теми людьми, что касается службы в церкви».
В день Рождества Христова — 7 января 1937 года — отцу Гавриилу предъявили обвинительное заключение. За участие в «контрреволюционной группе» он был приговорен к пяти годам исправительно-трудового лагеря. Отца Гавриила отправили этапом в город Чибью (ныне — г. Ухта) в область Коми, в печально известный Ухтпечлаг.
Однажды в Ухтпечлаге отец Гавриил с соседями по бараку тайно праздновали Христово Воскресение: «Ночью мною было тайно отслужено Пасхальное богослужение, — писал в своих воспоминаниях сам отец Гавриил, — все присутствующие причастились Святых Христовых Таин. Праздник Светлого Христова Воскресенья, Пасха — самый большой и главный для православных. Духовные чада постарались сделать передачку с продуктами, которыми и разговелись. Всем казалось, что все сделано тайно и начальство ничего не узнает.
Утром вызвал меня начальники грозно приказал… мести лагерный двор. — «Товарищ начальник, сегодня великий праздник Пасхи, нарушать его не буду»… Тогда начальник вызвал надзирателя, который,… обрив наголо мне голову и сбрив бороду, отпустил с насмешкой: «Вот тебе, поп, и Святая Пасха!»
На душе была такая скорбь. Но я сразу вспомнил слова, произнесенные распятым на Кресте Спасителем мира:»Отче, прости им, ибо не знают, что делают». Поблагодарил Господа, что Он в такой день сподобил пострадать за Его святое Имя и запев: «Христос воскресе из мертвых…», — пошел в свой барак».
«Враг народа»
Срок заключения закончился в конце 1941 года, но в связи с войной отец Гавриил был освобожден только в июле 1942-го. После освобождения работал в этом лагере до октября 1942 года. В октябре 1942 года он уехал в город Кузнецк Пензенской области к своей сестре Пелагее. Прожив у сестры около месяца, он решил идти пешком в Ульяновск (быв. Симбирск), чтобы получить назначение на службу, так как туда было эвакуировано руководство Московской Патриархии во главе с митрополитом Сергием (Страгородским).
Однако в Ульяновске отцу Гавриилу — «врагу народа» — служить не разрешили. Тогда он отправился к известному в то время блаженному старцу Василию Струеву, проживавшему в селе Копышовка Тагайского (ныне — Майнского) района Ульяновской области, чтобы получить от него благословение, как и где ему жить. В дороге он заболел, и старец Василий благословил пожить ему в двух километрах от него в селе Базарный Урень у двух верующих старушек, Матрены и Анны Беляковых.
Сестры не побоялись принять в своем доме «врага народа». Как могли, они подкормили и подлечили отца Гавриила. Отец Гавриил прожил у них до мая 1946 года, тайно служил в их доме Божественную литургию, исповедовал, причащал, совершал требы. Много раз он посещал и старца Василия в Копышовке, подолгу они вели духовные беседы. В доме у блаженного отец Гавриил также тайно служил литургию.
В 1946 году прошение отца Гавриила о месте служения было, наконец, удовлетворено — епископ Ульяновский и Мелекесский Софроний назначил его настоятелем храма в Ульяновске. Однако местный уполномоченный по делам религий, видя, как популярен в народе батюшка, отказал ему в регистрации в Ульяновске. Тогда отец Гавриил был назначен настоятелем Никольской церкви г. Мелекесс (с 1972 года — Дмитровград).
Но и там долго служить ему было не суждено. На этот раз формальным поводом для ареста стал донос брата во Христе — приходского регента Костина.
«Настроен я религиозно»
Во время своего последнего суда в 1949 году во поводу «антисоветской настроенности и агитации» отец Гавриил ответил: «Настроен я религиозно, я человек верующий, антисоветской агитацией никогда не занимался. Нигде и никто не слышал от меня враждебных слов в адрес советской власти и ее вождей. Сборищ не собирал, проповеди говорил только в церкви, призывал верующих к честному труду и исполнению своих гражданских обязанностей, заботе о семье и быть полезным членом общества и государства».
На обвинение в том, что он игнорирует науку, отец Гавриил ответил: «Это неправда, науку я люблю и всю жизнь учусь и другим советую учиться, ибо учение — свет, а неучение — тьма. Наука облагораживает человека и облегчает ему жизнь. Пред людьми науки я преклоняюсь и превозношу их имена, труды и открытия. О сотворении на земле жизни и человека говорил, как написано в Святом Писании, по-другому и не мог сказать… Проповеди произносились в строго церковном духе, ни в какой мере не касался политики. А остальное, что говорят так называемые свидетели, это клевета».

29 декабря 1949 года областной суд приговорил 60-летнего отца Гавриила к 10 годам лишения свободы. Этапом в товарном вагоне в лютую январскую стужу престарелый больной священник был отправлен в лагерь в город Мариинск Кемеровской области. По прибытии в лагерь его поселили в бараке, где содержались уголовники-рецидивисты. Несмотря на преклонный возраст и болезни, он был вынужден трудиться на тяжелых работах наравне с молодыми.

В Мариинский лагерь отцу Гавриилу приходило много посылок от духовных чад с продуктами, которыми он всегда щедро делился с соседями по бараку. Лагерное начальство шутило: «Иван Иванович, для вас только почта и работает».
Отца Гавриила полюбили не только заключенные, но и надзиратели. Порой они приходили в его барак, чтоб послушать наставления и беседы. Начальник лагеря относился к отцу Гавриилу с большим уважением. Однажды у него тяжело заболела жена, ни один врач не мог ей помочь. И тогда он стал просить отца Гавриила, чтоб он полечил жену. Отец Гавриил отказывался, утверждая, что он не врач и может только молиться о болящей. «А я это и прошу вас», — сказал начальник и пригласил отца Гавриила к себе домой.
По молитвам отца Гавриила жена начальника лагеря получила полное исцеление. Тогда начальник в благодарность стал хлопотать о досрочном освобождении отца Гавриила. 3 октября 1954 года состоялось заседание Кемеровского областного суда, на котором было вынесено определение о досрочном освобождении отца Гавриила по болезни. Священник был освобожден из-под стражи 23 октября, отбыв ровно половину срока.
«Молиться за своих врагов»
По освобождении отец Гавриил отправился в Мелекесс — как он сам говорил, «молиться за своих врагов». Возвратившись из лагеря, он был очень слаб здоровьем, уже не мог служить в храме и совершал литургию на дому. В доме практические всегда были гости — духовные чада отца Гавриила со всех концов страны.
Трижды судимый, отец Гавриил пробыл в лагерях в общей сложности семнадцать с половиной лет, но никогда не жаловался на ужасы лагерной жизни. Он говорил: «Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпали на долю православных, что испытания посылаются человеку от Бога и необходимы для его очищения и освящения».
В июне 1956 года отец Гавриил совершил последнюю поездку на родину — в Пензенскую область. Обошел пешком села Сыреси, Самодуровку, Шугурово, Шкудим, Качим, где проживали его родные, в их домах служил Божественную литургию, крестил младенцев. Совершил последнюю панихиду на могиле родителей, похороненных в селе Сыреси.
По возвращении в Мелекесс отец Гавриил стал слабеть с каждым днем. Кончина его была мирной и поистине христианской. 18 октября 1959 года, предчувствуя конец земной жизни, он попросил духовных чад прочесть над ним «Канон при разлучении души от тела». Стал прощаться со всеми, велел крестить его с головы до ног, окинул взглядом все четыре стороны света и тихо заснул. Сначала думали, что спит, но пульс уже не бился — умер.
Память
Архимандрит Гавриил (Игошкин) — редкий представитель сонма новомучеников и исповедников Российских, в отношении которого имеет место действительно народное почитание. В разных городах России еще живы духовные дети отца Гавриила, которые передают потомкам память о нем. В храмах, где служил отец Гавриил, написаны его иконы, служатся акафисты преподобноисповеднику Гавриилу.
Мощи преподобноисповедника Гавриила находятся в Никольском соборе г. Дмитровграда; поток паломников, желающих им поклониться, не иссякает.

В 2004 году на родине архимандрита Гавриила (Игошкина) в деревне Сосновка (быв. Самодуровка) Пензенской области был построен деревянный храм, освященный во имя преподобноисповедника Гавриила. Инициатором строительства выступила жительница г. Ульяновска (быв. Симбирск) Людмила Владимировна Куликова. Здание стоит на том самом месте, где некогда стоял родительский дом архимандрита Гавриила. Рядом с храмом поставлен памятный крест святому.

По материалам книги: Куликова Л. Житие преподобноисповедника Гавриила (Игошкина).

Анастасия Коскелло
www.pravmir.ru

18 октября в 18:00 в Голубой гостиной Марфо-Мариинской обители милосердия пройдет памятный вечер, посвященный 60-летию блаженной кончины преподобноисповедника Гавриила (Игошкина), последнего священника Обители.
Организатор встречи — Людмила Куликова, действительный член Императорского Православного Палестинского Общества. Она представит две свои недавно изданные книги: «Крестный путь преподобномученицы благоверной Великой княгини Елисаветы Феодоровны на Алапаевскую Голгофу» и «Святой преподобноисповедник Гавриил (Игошкин)».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *