Где могила Петра 1

Содержание

1Царская усыпальница в Архангельском соборе Московского Кремля

Обычай погребения правителей и высших сановников в церкви пришел на Русь из Византии, он лег в основу традиции возведения великокняжеских храмов-усыпальниц для представителей одной династии. Таким родовым некрополем является и Архангельский собор Московского Кремля. Здесь хоронили представителей московских правящих династий — Рюриковичей и Романовых.

Архангельский собор Ивана Калиты стал первой великокняжеской усыпальницей. К началу XVI века Иван III решил разобрать прадедовскую усыпальницу и построить новую, более просторную. Через четыре года в заново построенную усыпальницу возвратили каменные гробницы предков. Но сначала в соборе был положен сам его основатель, Иван III, скончавшийся 27 октября 1505 года.

Захоронения князей Рюриковичей расположены вдоль стен собора в определенном порядке. Вдоль южной стены погребены в основном великие московские князья; вдоль западной — удельные, близкие родственники великих князей; вдоль северной — князья, впавшие в немилость и умершие насильственной смертью. У северо-западного и юго-западного столпов захоронены принявшие православие представители татарской знати, находившиеся при русском дворе.

При Иване Грозном в дьяконнике — южной части алтарного помещения собора — была устроена царская усыпальница. Создание особой усыпальницы диктовалось принятием Иваном IV царского титула. Помимо гробницы самого Грозного, там находятся захоронения его сыновей — Ивана Ивановича, пострадавшего от отцовского гнева, и Федора Ивановича, правившего после смерти отца. В Архангельском соборе покоится и младший сын Ивана IV — царевич Дмитрий, погибший в Угличе в 1591 году в возрасте неполных девяти лет. С 1606 года рака со святыми мощами царевича Димитрия находится у юго-восточного столпа собора.

Гробницы царской династии Романовых расположены у столпов в центральной части собора. Здесь обрели покой основатель династии царь Михаил Федорович, а также цари Алексей Михайлович, Федор Алексеевич и Иван Алексеевич. Российских же императоров начиная с Петра I хоронили в Петропавловском соборе Санкт-Петербурга. В Архангельском соборе покоится только император Петр II, внук Петра I, умерший в Москве в 1730 году от черной оспы.

Погребения совершали в белокаменных саркофагах, их опускали под пол в землю. Над захоронениями устанавливали кирпичные надгробия с белокаменными плитами, украшенными тонким резным растительным орнаментом и эпитафиями, выполненными славянской вязью. В начале ХХ века надгробия заключили в латунные застекленные футляры с накладными крестами и надписями. Всего в соборе под сорока четырьмя надгробиями и двумя памятными плитами находятся пятьдесят четыре захоронения.

2Императорская усыпальница в Петропавловском соборе в Санкт-Петербурге

При Петре I в России появилась новая усыпальница для монарших особ и членов их семей. Эту функцию выполнял Петропавловский собор Санкт-Петербурга. Он возводился в 1721—1733 годы, но погребения в нем производились и раньше. В северном приделе нынешнего собора у дверей, ведущих в великокняжескую усыпальницу, помещены бронзовые доски над предполагаемым местом захоронения сына и четырех малолетних дочерей Петра I и Екатерины. В январе 1716 года у входа в собор было предано земле тело царицы Марфы Матвеевны — вдовы царя Федора Алексеевича. Потом под недостроенной колокольней появилась третья усыпальница, где была похоронена принцесса Брауншвейгская-Люксембургская Шарлотта — супруга царевича Алексея, скончавшаяся вскоре после родов сына — будущего императора Петра II. В последние дни июня 1718 года, в присутствии Петра I, рядом было предано земле и тело ее замученного мужа. Позднее в Петропавловском соборе упокоилась Мария Алексеевна — сестра Петра I. Но ранг императорской усыпальницы Петропавловский собор приобрел только после смерти Петра I, скончавшегося 28 января 1725 года.

Постоянную усыпальницу Петру I соорудили только в 1731 году, а еще через два года Петропавловский собор был освящен. Гроб с телом императора предали земле у южной стены. С этого момента собор становится усыпальницей членов русской императорской фамилии. Здесь похоронены почти все русские императоры и императрицы, кроме Петра II и императора Иоанна VI. Рядом с Петром Великим погребены его ближайшие родственники и преемники, в том числе и императрица Екатерина I. Над гробницей Анны Иоанновны до революции находились две иконы — Иерусалимской Божьей Матери и Святой Анны Пророчицы. Неподалеку от Анны Иоанновны похоронены две дочери Петра I и Екатерины I — старшая Анна и младшая — императрица Елизавета Петровна. Петра III первоначально погребли в Александре-Невской лавре, а по восшествии на престол Павла I останки убитого монарха торжественно перенесли в Петропавловский собор. Это произошло 5 декабря 1796 года одновременно с погребением императрицы Екатерины II.

Надгробия над захоронениями изначально были каменными. Но в 70-е годы XVIII века их заменили надгробиями из серого мрамора. В повседневности они были накрыты темными суконными покрывалами с вышитыми на них гербами. По торжественным же случаям надгробия покрывали парчой, обшитой мехом горностая. Во второй половине XIX века над новыми захоронениями стали устанавливать надгробия из белого мрамора. Новые надгробия существенно отличались внешне от старых, поэтому в 1865 году император Александр II повелел все надгробия сделать одинаковыми беломраморными. К надгробиям прикрепили бронзовые доски с именами и титулами усопших, датами рождения, вступления на престол и смерти. Сверху надгробия украсили позолоченными бронзовыми крестами, а для императоров и императриц еще и государственными гербами. На новые надгробия перестали стелить покровы.
Очередное изменение произошло по решению Александра III, решившего над могилами своих родителей установить надгробия из яшмы (Александру II) и родонита (Марии Александровне). А Николай II в начале своего царствования решил пристроить к собору специальную усыпальницу для членов императорской фамилии. К этому времени в соборе уже было 46 захоронений, места для новых могил оставалось мало, поэтому в нем планировалось хоронить только императоров и императриц. Первое захоронение в новой усыпальнице состоялось осенью 1908 года, погребли великого князя Алексея Александровича, сына Александра II. Похороны в усыпальнице проводились до 1915 года, когда был погребен великий князь Константин Романов. В усыпальнице не предусматривались надгробия, а вровень с полом устанавливались мраморные плиты с выбитыми на них сведениями о похороненных.
Весной 1919 года Петропавловский собор был закрыт. К счастью, сам собор практически не пострадал, и прах усопших потревожен не был. Первые после революции похороны в усыпальнице состоялись в июле 1998 года, когда здесь предали земле останки императора Николая II, его семьи и погибших вместе с ними слуг. К настоящему времени в Петропавловском соборе находятся 52 захоронения.

3Некрополь у Кремлевской стены

Некрополь у стен Московского Кремля начал складываться с ноября 1917 года, тогда там появились первые братские могилы. Первая одиночная могила у Кремлевской стены появилась в 1919 году. В ней был погребен Я. М. Свердлов. В начале 20-х годов в одиночных могилах были захоронены многие известные деятели партии и правительства: М. В. Фрунзе, Ф. Э. Дзержинский, М. В. Калинин и другие.
С 1924 года центром Кремлевского некрополя стал Мавзолей, в котором покоилось тело В. И. Ленина. 9 марта 1953 года в мавзолее было помещено и тело Иосифа Сталина. Там оно покоилось до 1961 года, когда на XXII съезде коммунистической партии было вынесено решение о перезахоронении вождя на Красной площади, у стен Кремля, за Мавзолеем. Вынос тела Сталина состоялся в обстановке строжайшей секретности. 31 октября, поздним вечером, под предлогом очередной репетиции торжественного парада 7 ноября, была оцеплена Красная Площадь. Вырытая могила и вход в Мавзолей при этом были укрыты фанерными щитами. Свидетелями переноса тела были только многочисленная охрана, комиссия по перезахоронению и похоронная команда. В 1970 году на могиле вождя был установлен памятник, созданный скульптором Томским.
15 ноября 1982 года в 12 ч. 45 мин. после торжественной траурной церемонии, воспроизводящей в общем виде похоронный ритуал по И. В. Сталину и В. И. Ленину, у Кремлевской стены был захоронен Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев, умерший 10 ноября. Бюст работы скульптора И. М. Рукавишникова был установлен над могилой в 1983 году.
14 февраля 1984 года в Кремлевском некрополе появилась могила генсека Юрия Андропова. А последним лидером СССР, похороненным у Кремлевской стены, был К. У. Черненко, погребенный там 13 марта 1985 года.

4Усыпальница французских королей в Сен-Дени

Место, на котором сегодня высится базилика Сен-Дени, считается святым еще с III века н. э. По легенде, именно здесь окончил свои дни Святой Дионисий. В V веке Святая Женевьева благословила возведение первой часовни на этом месте. Впоследствии вокруг церкви вырос крупный монастырь — в 630 году его основал король Дагобер I.
В 30-х годах XII века аббат Сугерий начал перестройку главной монастырской церкви. Работы длились около 20 лет. Базилика Сен-Дени была полностью закончена и освящена в 1281 году. А в начале XIII века Людовик IX Святой приказал перенести в базилику прах своих предшественников и создать для них надгробия. С этого момента церковь служила усыпальницей французских королей.
В Сен-Дени были похоронены 25 французских королей (начиная с Дагобера I), 10 королев и 84 принца и принцессы. Особенно замечательны гробницы Людовика, сына Людовика Святого, Людовика XII и его супруги Анны Бретонской, Генриха II и его супруги Екатерины Медичи (работы Жермена Пилона), Дюгеклена, Франциска I и мозаичный надгробный памятник Фредегунды.
Во время Великой французской революции аббатство было разграблено и закрыто, а останки погребённых монарших особ выброшены в ров. В 1814 году при реставрации Сен-Дени кости королей и членов их семейств были собраны в оссуарий. В крипте здания были перезахоронены казненные во время революции Людовик XVI и Мария-Антуанетта, а также умершие в эмиграции принцы и принцессы. В 1820 году здесь же был погребен убитый Лувелем герцог Беррийский, а в 1824 — Людовик XVIII. С июльской революцией 1830 года захоронения в аббатстве прекратились.
9 июня 2004 года в церкви было захоронено сердце Людовика XVII, малолетнего, признанного правительствами многих европейских государств и США, но фактически не взошедшего на престол, короля Франции, сына Людовика XVI и Марии-Антуанетты.

5Усыпальница английских королей в Вестминстерском аббатстве

Вестминстерское аббатство основал на месте старых церквей еще в 1065 году Эдуард Исповедник. Все следующие короли Англии украшали и расширяли аббатство. Строительство современного здания аббатства началось в 1245 году по указанию Генриха III и под руководством королевского каменщика Генри Рейнского. Планировалось построить сооружение в готическом стиле, предназначенное не только для богослужений, но и для коронаций, также оно должно было стать местом захоронения монархов. Освящение церкви прошло 13 октября 1269 года, хотя к этому времени была реализована лишь часть проекта, новая восточная часть церкви примыкала к старому нефу.
В XIV веке значительный вклад в строительство аббатства сделал английский архитектор Генри Йевель. Под его руководством в 1362 году были построены Дом Аббата, неф и западный клуатр, а также гробницы Эдуарда III, Ричарда II и кардинала Саймона Лэнгэма.
На протяжении многих веков Вестминстерское аббатство было усыпальницей английских королей и великих людей Великобритании. Сначала здесь хоронили только монархов, затем, начиная с 17 века, появилась традиция захоронения лучших представителей науки и культуры, великих государственных деятелей. Всего на территории аббатства расположено более 3300 могил.
Надгробия Вестминстерского аббатства можно разделить на два стиля: английский и итальянский. К итальянскому стилю можно отнести гробницы Эдуарда Исповедника и Генриха VII. Гробница Генриха VII и его жены, последней из рода Йорков, в часовне Богородицы считается одним из самых величественных и изящных памятников своего времени. Она выполнена итальянским скульптором Торриджиано из Флоренции в 1518 году.
Английский стиль хорошо представлен в надгробиях монархов 13 — 14 веков, расположенных вокруг алтаря. Объединяет их использование готических архитектурных элементов в оформлении, таких как стрельчатые арки, ниши с фигурками рыцарей и святых, использование растительного узора и мозаики. На верхней части саркофага обычно располагались выполненные в полный рост фигуры умерших, одетых в богатое, тщательно вырезанное платье. В некоторых надгробиях мастера добивались портретного сходства.

Где похоронен Пётр 1


Император российской империи Пётр 1, умер 28 января 1725 году. Произошло это в стенах Зимнего дворца его семьи. На тот момент Петру 1 было 52 года. Основной причиной его скоропостижной смерти является по всем признакам воспалительный процесс мочевого пузыря. Это сперва лёгкое воспаление было сильно запущено и переросло со временем в гангрену. После того, как император скончался, его тело выставили в Зимнем дворце в траурном зале. Все желающие проститься со своим императором могли прийти сюда, чтобы проводить его в последний путь. Более одного месяца люди из разных уголков империи приезжали, чтобы попрощаться с ним. В гроб Петра 1 положили надев на него камзол из парчи, который был обшит кружевной тканью. На ногах его были высокие сапоги со шпорами на пятках. На груди его был прикреплён орден Андрея Первозванного, а рядом с ним лежала его верная шпага. В результате затянувшихся проводов, труп императора постепенно начал разлагаться, и неприятный запах разносился по всему Зимнему дворцу. Было решено забальзамировать тело Петра 1 и переместить его в собор Петропавловский. Там оно пролежало ещё целых шесть лет, пока не было принято решение наконец-то похоронить его. Погребение было совершено в Петропавловском соборе, в Царской усыпальнице. До этого момента, гроб с телом императора находился в стенах часовни, которая постепенно достраивалась.
Екатерина, которая была женой Петра 1 прожила всего на два года больше своего покойного супруга. Это произошло в результате того, что императрица ежедневно посещала различные балы и гуляла практически до самого утра, что сильно отразилось на стабильности состояния её здоровья. Поэтому жена покойного императора Екатерина, распрощалась с жизнью в середине мая в 1727 году. На тот момент ей было 43 года. Императору Петру 1 было положено законным правом место в Царской усыпальнице, а вот его супруга не могла похвастаться такой почести. Ведь она не была благородных кровей. Екатерина 1, которая была Марта Скавронская, была рождена в Прибалтике в простой крестьянской семье. Во время Северной войны, её взяли в плен русское войско. Петр 1 просто был околдован её красотой, что принял поспешное решение жениться на ней и подарить ей титул императрицы. Тело Екатерины было погребено в 1731 году с разрешения Анны Иоанновны.
В пределах стен Петропавловского собора похоронены практически все цари российской империи, начиная с Петра 1 и заканчивая Александром 3. Могила Петра 1 была расположена вблизи входа в собор с южной стороны. Его могила сделана в виде отдельного склепа, которые находится под полом сделанным из камня. В этом склепе расположен ковчег из чистого металла, в котором и находится сам гроб с императором. Над могилой установлена огромная и толстая плита высеченная из мрамора. Они украшены росписями и крестами из чистого золота.

LiveInternetLiveInternet

Петропавловский собор




Петропавловский собор, золоченый шпиль которого стал одним из символов Санкт-Петербурга, широко известен как выдающийся памятник архитектуры первой половины XVIII века. Гораздо меньше освещена его история как усыпальницы Российского Императорского Дома.



Между тем современниками Петропавловский собор воспринимался прежде всего как некрополь Дома Романовых, и этому же, в значительной степени, были посвящены и его церковные службы. В печальном оформлении собора для траурных церемоний принимали участие многие ведущие архитекторы и художники города — Д. Трезиии, А. Вист, Дж. Кваренги, О. Монферран и другие. К сожалению, видеть все это могли лишь современники событий, так как после похорон траурное убранство разбиралось, и собор принимал свой обычный облик.



Собор во имя Святых Первоверховных Апостолов Петра и Павла в Санкт-Петербургской крепости, именующийся с 1858 года „Петропавловский», был построен в 1712-1733 годах по проекту архитектора Доменико Трезини.
Освященный 29 июня 1733 года, собор является одним из интереснейших памятников архитектуры эпохи барокко. Храм представляет собой вытянутое с запада на восток прямоугольное здание, над восточной частью которого высится барабан, увенчанный куполом, а над западной — колокольня с позолоченным шпилем. Последняя и поныне остается самым высоким (122,5 метра) архитектурным сооружением города.


Центральный неф собора. Современный вид

Иконостас. Царские врата (фрагмент)

Внутри Петропавловский собор поражает размерами церковного зала. Расписанные под разноцветный мрамор пилоны, венчающиеся золочеными капителями с херувимами, делят его на три нефа, перекрытых крестовыми сводами. В них находятся живописные плафоны с фигурами ангелов. В люнетах сводов помещены восемнадцать больших картин на новозаветные сюжеты. Семь из них были выполнены в 1726-1731 годах художниками А. Матвеевым, В. Игнатьевым и Г. Гзелем. Остальные — более поздние.


Центральная часть иконостаса. Современный вид

Резной золоченый иконостас, созданный московскими резчиками в 1722-1729 годах по проекту Д. Трезини и И. Зарудного, является главным элементом церковного зала. Иконы были написаны А. Поспеловым и Ф. Протопоповым. В центре иконостаса — царские врата, над которыми переброшена устремленная ввысь, в пространство барабана, арка. Из сорока трех его икон выделяются четыре большие: „Господь Вседержитель, сидящий на троне», „Богоматерь на троне с Богомладенцем на руках», „Апостол Петр», „Апостол Павел». Большую икону „Апостол Петр» окружают четыре малые с изображением святых князей Бориса, Глеба, Александра Невского и царевича Димитрия Иоанновича. Эти русские святые как бы представляют здесь краткое родословие княжеской и царской власти, предшествовавшей императорской.


Икона «Воскресение Господа Иисуса Христа»

Икона «Богоматерь на троне с Богомладенцем на руках»
Икона «Господь Вседержитель, сидящий на троне»
Икона «Апостол Петр» и
Икона «Апостол Павел»
Икона «Пророк Иезекииль»
Икона «Святой равноапостольный царь Константин»
Икона «Святая княгиня Ольга»
Икона «Святой князь Борис»
Икона «Святой князь Глеб»
Икона «Святой равноапостольный князь Владимир»
Икона «Святой благоверный князь Александр Невский»
Икона «Святой царевич Дмитрий»

Напротив иконостаса на одном из пилонов левого ряда установлена деревянная резная кафедра (амвон) с сенью над ней. У противоположного пилона — царское место, на котором во время богослужения стоял император.


Царское место. Современный вид

Петропавловский собор занимал особое место среди храмов Санкт-Петербурга. Будучи кафедральным, он одновременно был и усыпальницей Императорского Дома Романовых.
Обычай хоронить членов правившей династии в храмах, основывавшийся на древнейшем представлении о божественном происхождении их власти, был широко распространен во всем христианском мире. В допетровской Руси таким храмом был Архангельский собор Московского Кремля. С переносом в 1712 году столицы из Москвы в Петербург его функции перешли к Петропавловскому собору. Создание усыпальницы в Петербурге должно было служить одним из многочисленных доказательств начатой Петром I новой эры русской истории.
<…>Петропавловский собор вобрал в себя характерные для той культуры черты — активную европеизацию с одновременным сохранением основ православия. Этими особенностями объясняются и многочисленные связи собора с другими памятниками отечественной и мировой истории.

Картина „Явление ангела мироносицам у гроба Спасителя»
Картина „Моление Христа о Чаше»

В событиях отечественной истории он занял место Архангельского собора. По этому поводу один из первых историков собора писал: „…Архангельский собор в Москве весьма справедливо называют «Святилищем Истории Российской», как заключающий в себе останки наших Великих Князей от Калиты… до царя Иоанна Алексеевича. Это название, столь же справедливо, принадлежит собору Петропавловскому — как служащему усыпальницею Августейших Особ нашего Императорского Дома со времен основания Санкт-Петербурга…» В событиях мировой — Петр I, превратив Петропавловский собор в усыпальницу, как бы продолжил традицию первого
христианского императора Константина, построившего в IV веке в новой столице своей империи Константинополе церковь Святых Апостолов с намерением превратить ее в свой мавзолей и усыпальницу всей династии. В VI веке король франков Хлодвиг на левом берегу Сены построил базилику Апостолов Петра и Павла, также ставшую его усыпальницей.
На протяжении двух столетий под сводами собора были похоронены почти все российские императоры от Петра I до Николая II (исключение составили лишь императоры Петр II и Иоанн VI Антонович) и многие члены императорской фамилии.
Первой в церкви Апостолов Петра и Павла была похоронена полуторагодовалая дочь Петра I Екатерина, скончавшаяся в 1708 году. (Впоследствии деревянную церковь, построенную в 1703-1704 годах, разобрали в связи с начавшимся в 1712 году строительством на этом месте каменного храма.)

Лепнина на парусе собора
Фрагменты росписей сводов собора

К моменту смерти Петра I собор еще не был достроен. Поэтому внутри него, по проекту Доменико Трезини, была сделана временная деревянная церковь. Туда, 10 марта 1725 года, с подобающей пышной церемонией, перенесли тела Петра I и его дочери Натальи, скончавшейся 4 марта. Оба гроба были установлены на катафалке под балдахином, обитом золотой тканью.
В 1727 году там же поставили и гроб с телом его жены, императрицы Екатерины I. В мае 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела предать земле прах Петра I и его супруги. Погребение, по словам „Ведомостей» того времени, „происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в приготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел». Точная дата предания земле праха его дочери неизвестна.
После пожара 1756 года, в результате которого сгорели деревянный купол и шпиль собора и пострадало его внутреннее убранство, возникла идея превращения собора в своеобразный мавзолей Петра Великого. В объявленном конкурсе победу одержал проект, представленный академиком М. В. Ломоносовым. Однако проект этот по ряду причин осуществить не удалось.

Могила Петра I. Современный вид

В течение XVIII —первой трети XIX веков Петропавловский собор был местом захоронения, как правило, коронованных особ. Остальных членов императорской
семьи хоронили в Благовещенской церкви Александро-Невской лавры и других местах. С 1831 года, по повелению Николая I, в соборе стали хоронить также великих князей, княгинь и княжон.
В первой половине XVIII века над местами захоронений ставили надгробия, сделанные из белого алебастрового камня, а в 70-е годы, когда собор реставрировался и перестраивался, их заменили на новые, сделанные из серого карельского мрамора. Надгробия покрывались золотой парчой, обложенной горностаем, и имели поверху нашитые гербы. В обычные дни на них клались чехлы из темно-зеленого или черного сукна, обложенные сверху и снизу золотым позументом и имеющие вензелевое изображение имени покоящегося. В 40-50-е годы XIX века появляются первые надгробия, сделанные из белого итальянского (каррарского) мрамора.

Могила Петра I. Современный вид

В марте 1865 года Александр II, посетив собор, обратил внимание на неприглядный вид покровов на надгробиях. Сохранность самих надгробий также оказалась плохой. Он повелел, чтобы все надгробия, „кои пришли в ветхость или сделаны не из мрамора, сделать из белого, по образцу последне исполненных». По проекту архитектора А. А. Пуаро были сделаны пятнадцать надгробий из белого итальянского мрамора. Их ус-
тановили на могилах Петра I, Екатерины I, Анны Петровны, Анны Иоанновны, Елизаветы Петровны, Петра III, Екатерины II, Павла I, Марии Федоровны, Александра I, Елизаветы Алексеевны, Константина Павловича, Александры Максимилиановны, Александры Михайловны и Анны Михайловны. Очищены и вновь отполированы были надгробия великого князя Михаила Павловича и великих княгинь Александры Николаевны и МарииМихайловны.
Надгробия имеют форму четырехугольной призмы, на верхней крышке которой лежит большой бронзовый крест, вызолоченный червонным золотом. В головах, на боковой стенке, прикреплены бронзовые доски с обозначением имени погребенного, титула, даты и места рождения и смерти, даты погребения. На надгробиях императоров и императриц, помимо креста, по углам помещены еще четыре бронзовых герба Российской империи.

На доске писалась также и дата вступления на престол. Тексты надписей на бронзовых досках были составлены русским историком Н. Г. Устряловым. После установления надгробий в 1867 году последовал указ об отмене всех покровов на них.
<…>
В 1887 году Александр III повелел заменить беломраморные надгробия на могилах своих родителей — Александра II и Марии Александровны — на более богатые и
нарядные. Для этого были использованы монолиты зеленой алтайской яшмы (для Александра II) и розового уральского родонита — орлеца (для Марии Александровны).


Могилы Александра II и императрицы
Марии Александровны. Современный вид

Изготовление надгробий (по эскизам архитектора А. Л. Гуна) шло на Петергоф-
ской гранильной фабрике в течение восемнадцати лет. Установлены в соборе они были в феврале 1906 года.
К концу XIX века в Петропавловском соборе было сорок шесть захоронений и практически уже не оставалось места для новых погребений. Поэтому в 1896 году рядом с собором было начато строительство Великокняжеской усыпальницы, официально именовавшейся Усыпальницей членов императорской фамилии, или Новой усыпальницей, при Петропавловском соборе. Строилась она с 1896 по 1908 год по проекту архитектора Д. И. Гримма при участии А. О. Томишко и Л. Н. Бенуа. 5 ноября 1908 года только что построенное здание Усыпальницы было освящено. Вначале освятили престол в алтаре в честь святого князя Александра Невского, считавшегося
покровителем Петербурга, а затем и само здание. Через три дня после этой
церемонии состоялось первое захоронение — у южной алтарной части был погребен сын Александра III, великий князь Алексей Александрович.

Делегация петербургских старшин направляется в Петропавловский собор для возложения медали на могилу Петра I. 1903

В 1909-1912 годах в Усыпальницу из собора был перенесен прах нескольких членов семьи. При этом перезахоронение занимало несколько дней, так как склепы в Усыпальнице были меньше переносимых из собора ковчегов.
В 1916 году здесь насчитывалось тринадцать захоронений, восемь из которых были перенесены из Петропавловского собора. В отличие от собора, в Усыпальнице не было надгробий. Могила закрывалась вровень с полом беломраморной плитой, на которой были выбиты титул, имя, места и даты рождения и смерти, дата погребения. В 1859 году Петропавловский собор из ведения епархии был передан в придворную строительную контору Министерства императорского двора, а в 1883 году его вместе с причтом причислили к Придворному духовному ведомству.

Делегация города Гатчины с венком на могилу Александра III. 1912

Особое положение Петропавловского собора вносило существенные коррективы в его церковную деятельность. Здесь никогда не совершались такие христианские таинства, как крещение и венчание. Обряд отпевания совершался только над усопшими членами императорской фамилии, и лишь в отдельных случаях делались исключения для комендантов крепости, которых хоронили на Комендантском кладбище у соборной стены.
К 1917 году в Петропавловском соборе на стенах, колоннах и у могил находилось более тысячи венков. Например, у могилы Александра III их было 674. Практически на каждой могиле и около нее стояли иконы и лампады. На надгробиях Петра I, Николая I и Александра II лежали золотые, серебряные и бронзовые медали, выбитые по случаю различных юбилейных дат.

Германский император Вильгельм II у южного входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. 1906

В сентябре-октябре 1917 года по распоряжению Временного правительства все иконы и лампады, золотые, серебряные и бронзовые медали с могил, золотые, серебряные и фарфоровые венки были сняты, уложены в ящики и отправлены в Москву. Дальнейшая судьба вывезенных соборных ценностей пока неизвестна.
14 мая 1919 года по распоряжению коменданта Петропавловской крепости собор и усыпальница были закрыты и опечатаны. 21 апреля 1922 года было произведено изъятие остатков церковных ценностей для помощи голодающим. Оно происходило в присутствии коменданта крепости, ктитора собора, заведующего его имуществом и представителя Главмузея.
В 1926 году собор перешел в ведение Музея революции.

Герцог Коннаутский у входа в Петропавловский собор. Фотограф К. Булла. Начало XX в.

В 1939 году вскрывалась могила великой княгини Александры Георгиевны, супруги великого князя Павла Александровича (он был расстрелян в 1919 году). Она была урожденной принцессой Греческой, и ее прах, по просьбе греческого правительства, был перевезен на родину.
Судьба Великокняжеской усыпальницы сложилась иначе. В декабре 1926 года комиссия, обследовавшая здание, пришла к выводу, что „все бронзовые украшения, а также решетки алтарной части, как не представляющие исторической и художественной ценности, подлежат переплавке». Украшения были сняты, и дальнейшая судьба их неизвестна.

Итальянский король Виктор-Эммануил III у Петропавловского собора. Фотограф К. Булла. 1902

В начале 1930-х годов Усыпальница была передана в ведение Ленинградского отделения Центральной книжной палаты и использовалась для хранения изъятых при обысках книг. После Великой Отечественной войны в здании некоторое время распо-
лагался склад бумажной фабрики.
В 1954 году Петропавловский собор и Великокняжеская усыпальница были переданы Государственному музею истории Ленинграда. В 1960-е годы, после проведения ремонтно-реставрационных работ, в здании Усыпальницы открылась экспозиция „История строительства Петропавловской крепости». Ее демонтировали в мае 1992 года в связи с захоронением правнука Александра II, великого князя Владимира Кирилловича, и началом реставрационных работ. После их завершения зданию будет возвращен его первоначальный облик.

Прибытие болгарского царя Фердинанда в Великокняжескую усыпальницу. 1909

По словам одного историка, „каждый Русский считает своим священным долгом посещать Усыпальницу нашего Царского Дома; иноземцы, прибывшие в Санкт-Петербург, также спешат поклониться гробницам Высоких Усопших».
ПЕТРОПАВЛОВСКИЙ СОБОР
Петропавловский собор. Усыпальница императорского дома Романовых
В. Б. Гендриков, С. Е. Сенько
Издательство: Лики России
Год выпуска: 2004
Страниц: 176

Похороны Петра I (1725-1731)

Удивительным фактом является то, что между смертью Петра I и его погребением прошло 6 лет и 123 дня. В связи с этим, уместно разделить этот период на несколько этапов.

Прощание

Пётр I умер 28 января 1725 года. Монашеского пострига, подобно всем московским царям, он не принимал.

Вдова Петра Екатерина I объявила годовой траур, во время которого дамам полагалось носить траурные платья, а кавалерам – траурные повязки на рукавах. До погребения всем было велено одеться в чёрную одежду, а высшим сановникам (до генерал-лейтенанта) обтянуть чёрным по две комнаты в своих домах.

По старой московской традиции, погребение было назначено на 40-ой день (начало марта 1725 года), но не в Москве, а в Петербурге. Тем временем, для организации похорон была создана «Печальная комиссия» во главе с Яковом Брюсом.

Брюс со своими помощниками сделал всё, чтобы похороны царя из чисто церковного обряда превратились в государственное событие. В связи с этим, многое было заимствовано на Западе, а непосредственным образцом для них стала разработанная самим царём в 1699 году церемония похорон Франца Лефорта.

Говорят, что Пётр I не хотел быть забальзамированным после смерти. Тем не менее, уже 30 января его тело (предварительно вскрытое и забальзамированное) было выставлено для прощания в «Меньшей дворцовой зале». 13 февраля оно было перенесено в приготовленную за эти дни «Печальную залу», где находилось вплоть до погребения.

Оформление стены Печальной залы

Оформление «Печальной залы» было преимущественно имперским и военным по своей тематике. Над ним работали лучшие архитекторы и художники. Однако, кроме обычных украшений, использовавшихся в подобных случаях на Западе (фигуры, гербы, символы), в зале были поставлены также пирамиды с надписями. Стены залы первоначально были обиты шпалерами с изображением «Чудес Христовых», но Екатерина I, взглянув на них, велела Брюсу и Боку обить их просто чёрным сукном.

В центре залы было сделано возвышение, покрытое кармазинным бархатом и золотыми коврами («амвон»). На нём был поставлен покрытый золотой парчой одр под богатым балдахином. На современной гравюре видно, что Пётр лежит в своём гвардейском мундире. В изголовье на подушках лежат короны. Вдоль стен – почётный караул.

Вид Печальной залы

Одновременно с прощанием шла подготовка к похоронам. Всем пригашённым был разостлан отпечатанный «Церемониал перенесения тела».

За день-два до похорон герольды на главных городских площадях объявили о дне и часе начала траурной процессии.

Перенесение тела в собор

10 марта 1725 года начался перенос тел Петра I и его 6-летней дочери Натальи (умершей в начале марта) в Петропавловский собор. Сигналом к началу церемонии стал выстрел из пушки.

Процессия делилась на 14 отделений, во главе каждого из которых шли церемониймейстер и маршал. Шествие открывали и закрывали отряды конной гвардии. В процессии участвовали свыше 10 тыс. человек, в т.ч. 200 священнослужителей.

Перед колесницей с гробом несли гербы крупнейших городов и ордена царя, шли певчие, высшее духовенство и официальные лица.

Траурная колесница была запряжена 8 лошадьми в чёрных попонах. По сторонам от неё шли 60 гвардейских бомбардиров с зажжёнными свечами. Над гробом 10 штаб-офицеров несли богатый балдахин на литых серебряных древках с гербами. Его покров придерживали за кисти два полковника.

Гроб Петра I

За колесницей несли царские регалии. За ними следовали императрица и другие официальные лица по старшинству (все в чёрном). Была сильная метель, но Екатерина, поддерживаемая Меншиковым и Апраксиным, шла за гробом пешком.

Перед гробом цесаревны Натальи шли два маршала с жезлами, а за ним несли её корону, ордена и регалии.

Регалии Петра I и гроб Натальи

Вслед за сановниками шёл простой народ (до 10 тыс. чел.).

Процессия шла по льду Невы от Зимнего дворца к крепости и в собор. По сторонам её стояло 1250 гренадёр с факелами. Шествие сопровождалось стрельбой из пушек.

На Иоанновском мосту кортеж был встречен комендантом крепости, а на паперти собора – членами Синода во главе с митрополитом Санкт-Петербургским.

У входа в собор выставили караул. Иностранных дипломатов в собор не пустили.

Предание земле

Перед входом в собор с гробов сняли покровы, гробы внесли вовнутрь и установили на катафалке. Затем с гробов были сняты крышки, а тела накрыты покровами. У катафалка также был выставлен караул.

Прецессионная попона для похорон

Далее тела символически были «преданы земле» (посыпаны землёй), гробы закрыты, на них разостлали императорские мантии и оставили на катафалке под балдахином на 6 лет. Предполагалось, что прощание с царём продолжится и в соборе. Кроме того, сам собор ещё не был достроен, а потому решили ждать окончания работ. В связи с этим, внутри собора была даже поставлена маленькая деревянная церковь, в которой и поместили тела.

16 мая 1727 года рядом с телом Петра будет выставлен гроб скончавшейся Екатерины (для совместного погребения). Тело Натальи будет захоронено ещё до погребения императорской четы.

Погребение

21 мая 1731 года, в субботу, в 11.00, по указу императрицы Анны Иоанновны, было совершено погребение Петра и Екатерины. Их хоронили – обоих в золотых коронах – в герметично закрытых гробах, а за сутки до этого, в присутствии членов «Печальной комиссии» и духовенства, на дне могилы были захоронены сердце и внутренности царей. Как и при похоронах московских царей, могилы не засыпали землёй, а закрыли плитами.

На погребении присутствовали генералы, адмиралы и коллежские чины. С крепости при этом был произведён 51 выстрел.

Известия о похоронах сохранились в «Описании порядка, держанного при погребении Петра Великого» (официальное издание) и «Краткой повести о смерти Петра Великого» Феофана Прокоповича.

После смерти мужа, Екатерина I простила ряд наказанных царём деятелей: Шафиров, Скорняков-Писарев и Лесток получили прежние чины; прощены шесть служителей Покрово-Сузальского монастыря; 200 лиц, отказавшихся в 1722 году принять новый порядок престолонаследия и принести присягу, было возвращено из Сибири.

  • история (1584)
  • Жизнь Замечательных Людей (392)
  • Женщины в истории (164)
  • Музеи (154)
  • Новейшее время (1918 год — наши дни). (138)
  • История моды (121)
  • История вещей, которые нас окружают (119)
  • оружие и войны (116)
  • Королевские истории (107)
  • Новое время (конец XV в. — 1918 год) (93)
  • Средневековье (91)
  • археология (90)
  • Древний мир (85)
  • Жизнь под шляпкой (53)
  • История от Олеся Бузины (35)
  • По России (1307)
  • Люди России (355)
  • Слава русского оружия (153)
  • По городам и весям (148)
  • Москва и москвичи (136)
  • Петербург-Петроград-Ленинград (125)
  • Культура народов России (85)
  • Россия царская (71)
  • Сказания о Земле Сибирской (64)
  • Россия современная (58)
  • Родная речь (55)
  • по Крыму и Кавказу (51)
  • Русь древняя (48)
  • Дворянское гнездо (44)
  • моя Казань (41)
  • Новгородские чудеса (21)
  • Астраханские красоты (7)
  • Калининградская область- Восточная Пруссия (6)
  • актуальное (1099)
  • свидетельства очевидцев, фоторепортаж (434)
  • живая память народа (368)
  • Наши поздравления (156)
  • Горячие события (98)
  • Новости КамелотКлуба (32)
  • Музыка (838)
  • Классическая музыка (369)
  • Поп-музыка (131)
  • История известных произведений (88)
  • Народная и национальная музыка (70)
  • Рок в роке (50)
  • Джазовые композиции (47)
  • Самодеятельня и бардовская музыка (42)
  • альтернативный (панк, симфо, новая волна, глем, пр (31)
  • Музыкальные инструменты (16)
  • искусство (833)
  • фотоискусство (222)
  • Прикладное искусство (146)
  • Мода и дизайн (103)
  • Ювелирика (91)
  • Театр (90)
  • Скульптура (58)
  • Игрушки (45)
  • Инсталляции (10)
  • живопись, графика, акварель (779)
  • Рассказы о художниках (98)
  • Пейзаж (77)
  • Портрет (70)
  • Жанровая живопись (68)
  • Историческая живопись (58)
  • Религиозная живопись (48)
  • История известных живописных произведений (47)
  • Музеи изобразительных искусств (37)
  • Сюрреализм и современная живопись (35)
  • Архитектурная живопись (31)
  • Декоративная живопись (27)
  • Анималистическая живопись (20)
  • Натюрморт (18)
  • Миниатюра (17)
  • Марина (15)
  • Импрессионизм (13)
  • Батальная живопись (8)
  • Литература (778)
  • Поэзия (132)
  • О писателях и поэтах (Русская литература) (116)
  • О писателях и поэтах (Иностранная литература) (75)
  • Проза (66)
  • Литературные герои (61)
  • ПУШКИН (53)
  • Книжное (52)
  • Книжные иллюстрации (50)
  • самиздат (40)
  • О ПУШКИНЕ (34)
  • Детская литература (32)
  • ЛЕРМОНТОВ (16)
  • ВЫСОЦКИЙ (15)
  • ЛЕВ ТОЛСТОЙ (14)
  • ЕСЕНИН (14)
  • ЦВЕТАЕВА (14)
  • АХМАТОВА (13)
  • ГОГОЛЬ (11)
  • БУЛГАКОВ (10)
  • ЧЕХОВ (8)
  • БЛОК (3)
  • архитектура (769)
  • Города и достопримечательности (291)
  • Храмы, соборы, сакральная архитектура (177)
  • Дворцы (101)
  • Садово-парковое искусство (82)
  • Замки (70)
  • Интерьеры (53)
  • Кремли (31)
  • Старая крепость (26)
  • природа, экология (659)
  • Окружающая среда (122)
  • животные (113)
  • Растительный мир (61)
  • Природные явления (57)
  • Звездное небо (52)
  • Цветы (50)
  • Весна (47)
  • Кошки, коты и котята (46)
  • Собаки и собачки (41)
  • Осень (38)
  • Зима (37)
  • Лето (28)
  • Пернатые (26)
  • Галопом по Европам (587)
  • Италия (90)
  • Германия (87)
  • Страны Скандинавии (52)
  • Разные страны Европы (51)
  • Прибалтика (43)
  • Испания (40)
  • Австрия (38)
  • Греция (35)
  • Польша (25)
  • Чехия и Словакия (24)
  • Кипр (21)
  • Швейцария (19)
  • Страны-лилипуты (19)
  • Грузия и Азербайджан (16)
  • Венгрия (14)
  • Финляндия (9)
  • Кинематограф (525)
  • Любимые артисты (наши) (129)
  • И всё кино (отечественное) (129)
  • И всё кино (зарубежное) (111)
  • Любимые артисты (зарубежное кино) (105)
  • культура (490)
  • юмор (417)
  • Забавности (70)
  • Интересности (56)
  • Артисты шутят (43)
  • Лингвалидол (33)
  • Художники шутят (32)
  • Мультяшное (31)
  • Писатели шутят (14)
  • Праздничное настроение (411)
  • Новый год (60)
  • Дни рождения (54)
  • Праздничное ассорти (49)
  • Рождество (39)
  • Советские праздники (35)
  • 8-е марта и День Матери (33)
  • Религиозные праздники (33)
  • День Победы (29)
  • 23 февраля — День защитника Отечества (23)
  • День Святого Валентина (17)
  • День рождения сообщества Camelot_Club (16)
  • Языческие праздники (13)
  • Масленница (11)
  • путешествия (310)
  • мифология (306)
  • Религии и верования (99)
  • Легенды и сказания (63)
  • Мифы древнего мира (58)
  • Поверья и предания (56)
  • Бестиарий (32)
  • Камелот и Рыцари Круглого стола (12)
  • этнография (293)
  • Традиции (151)
  • Национальный характер (95)
  • Национальный костюм (60)
  • ВОСТОК- дело тонкое (всё про Азию) (286)
  • Разные страны Азии (65)
  • Китай (61)
  • Япония (52)
  • Индия (45)
  • Турция и Иран (18)
  • Израиль (17)
  • Арабские Эмираты (16)
  • Сирия (10)
  • Обе Кореи (9)
  • Таиланд (5)
  • Открывая АМЕРИКУ (179)
  • США (71)
  • Северная Америка (60)
  • Южная Америка (25)
  • Карибы (21)
  • ОСТРОВ СВОБОДЫ (13)
  • Приключения, детективы и загадочные события (167)
  • Тайны и загадочные события (66)
  • Детективные истории (53)
  • Мистика (42)
  • Памятное (163)
  • Солдатское (65)
  • Бессмертный полк (51)
  • Родное-любимое (28)
  • Родительский день (21)
  • Танец (162)
  • Балет (56)
  • Танго (32)
  • Танец как праздник (28)
  • Национальные танцы (21)
  • Балы и Бальные танцы (21)
  • Мюзиклы (14)
  • ФРАНЦИЯ (161)
  • Париж и парижане (72)
  • Достопримечательности Франции (54)
  • Королевские тайны (21)
  • ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (149)
  • Англия (47)
  • Культура Великобритании (47)
  • История Великобритании (26)
  • Королевская династия Великобритании (22)
  • Шотландия (15)
  • Ирландия и Уэлс (12)
  • Взрослым о детях (140)
  • Угощения (136)
  • Кулинарные традиции (59)
  • Рецепты со всего мира (55)
  • Рецепты наших читателей (23)
  • видео и ТВ (134)
  • философия, цитаты, афоризмы (129)
  • УКРАЇНА / УКРАИНА, (128)
  • Люди Украины (41)
  • КИЕВ (31)
  • ХАРЬКОВ (20)
  • ОДЕССА (10)
  • Украинская Земля (9)
  • наука (103)
  • homo homini (94)
  • Психология (84)
  • Мой адрес Советский Союз (82)
  • Филателия (68)
  • Любовь — прекрасная страна (64)
  • Добрые дела (61)
  • спорт (60)
  • кич (60)
  • Имена и именины (51)
  • секс (38)
  • genius loci (37)
  • ПО АФРИКЕ (29)
  • Австралия и Антарктида (15)
  • БЕЛОРУССИЯ (12)

deletant

Питер-2013 // Часть 3
1. Петропавловский собор построен в 1712-1733 годах по проекту Доменико Трезини на месте деревянной церкви, стоявшей на этом месте в 1703-1704 годах.Колокольня собора увенчана шпилем и имеет общую высоту 122 метра, что позволяло ей до 2012 года быть самым высоким зданием Петербурга.
2. С самого начала собор являлся местом захоронения Романовых и их родственников. В 1896 году рядом было возведено здание усыпальницы для великих князей императорской фамилии и светлейших князей Романовских. Сюда из Петропавловского собора были перенесены восемь захоронений.
3. Великокняжеская усыпальница сильно пострадала в годы советской власти, много лет ремонтируется и до сих пор закрыта для посещения.
4. С собором её связывает белый коридор. Как видно, здесь всё уже готово, но проход пока закрыт.
5. Осмотрим интерьер трёхнефного собора.
6. Главный вход в храм со стороны Соборной площади.
7. Потолок украшен картинами на евангельские сюжеты.
8. К сводам подвешены пышные люстры.
9. Кафедра проповедника, украшенная золочёной скульптурой.
10. Позолоченный резной иконостас собора изготовили в Москве по рисункам Трезини.
11. Перед иконостасом находятся захоронения императоров и императриц XVIII века.
12. Слева в первом ряду — захоронение Петра I, увенчанное бюстом царя. Рядом с ним — Екатерина I (Марта Скавронская), его жена. Слева — Елизавета Петровна, их дочь, предусмотрительно озаглавленная табличкой «Елизавета I» на случай, если бы среди императриц появилась бы другая Елизавета. За Петром I лежит его племянница Анна Иоановна, дочь царя Ивана V. Слева во втором ряду — Екатерина II и Пётр III, перенесённый после смерти жены из Александро-Невской лавры. На их надгробиях стоит одна и та же дата погребения, что создаёт иллюзию, будто бы они жили вместе и умерли в один день.
13. Пётр Великий подписан как «Отец Отечества». Когда он умер в 1725 году, стены собора едва поднялись на человеческий рост, и его тело до 1731 года пролежало во временной деревянной часовне.
14. По другую сторону от царских врат так же в два ряда находятся надгробные плиты Павла I и Марии Фёдоровны, Александра I и Елизаветы Алексеевны, Николая I и Александры Фёдоровны, а также дочери Петра I, великой княжны Анны.
15. Все надгробия огорожены чёрными оградами, увенчанными набалдашниками в виде ваз, накрытых траурной тканью. Надгробия супругов очерчены единой оградой.
16. Все надгробия были в 1865 году заменены на мраморные, существующие и ныне, но два саркофага отличаются от остальных. Они были изготовлены в 1887-1906 годах из зелёной яшмы и розового орлеца для императора Александра II и его супруги Марии Александровны.
17. Все мраморные надгробия накрыты золочёными крестами, императорские по углам украшены изображениями двуглавых орлов. Одно из надгробий явно свежее других.
18. Оно поставлено над захоронением императрицы Марии Фёдоровны (принцессы Дагмары), жены Александра III. Умершая в 1928 году императрица была похоронена рядом с родителями в усыпальнице собора датского города Роскилле. В 2006 году её прах на корабле доставили в Петербург и захоронили рядом с мужем.
19. А в 1998 году в Екатерининском приделе собора упокоились останки последнего императора Николая II, императрицы Александры Фёдоровны и их дочерей Татьяны, Ольги и Анастасии.
20. Но самые первые захоронения в соборе можно увидеть лишь на экскурсии на колокольню собора, которую успели построить при жизни Петра Великого. Здесь, под лестницей, находятся могилы царевны Марии Алексеевны, сестры Петра I, и его сына Алексея Петровича рядом с женой, принцессой Шарлоттой-Христиной Софией Брауншвейг-Вольфенбюттельской.
21. По стёртым ступеням поднимемся на нижний уровень колокольни, находящийся вровень с крышей собора.
22. Здесь во время блокады находился пост противовоздушной обороны.
23. Здесь можно посмотреть на первоначальный вид храма. Собор был окрашен в розовой гамме, ангел на шпиле был совершенно другим.
24. Вход был украшен пышным крыльцом со скульптурами.
25. Напоминаю, как собор выглядит сегодня (фото с Гранд-макета).
26. Здесь же представлен каркас фигуры ангела, находившегося на шпиле с 1858 года.
29. Каркас ангела заменили в конце XX века на современный.
27. Медная фигура, находившаяся на шпиле до 1858 года, находится в музее истории крепости. Её заменили при перестройке шпиля собора в металле, ведь до 1858 года шпиль был деревянным.
28. Нынешняя фигура-флюгер была отремонтирована и заново позолочена в 1995 году.
30. С этого яруса начинается сама колокольня. Внизу собраны старые грузы механизма башенных часов-курантов.
31. А также вот эта старинная лебёдка.
32. Запорный механизм на дверях, ведущих на открытую площадку собора.
33. По каменным ступеням поднимемся выше.
34. На балках-опорах установлен карильон собора.
35. Карильон — это внушительных размеров многоголосый колокольный музыкальный инструмент, родом из Бельгии. Кстати, «малиновый звон» назван так не за сладость звучания, а в честь бельгийского города Malines.
36. Первоначально карильон был привезён и установлен в Петропавловском соборе Петром I, но позже сгорел при пожаре, а восстановлен был уже в наши дни.
37. Инструмент состоит из множества неподвижных колоколов разного размера.
38. Языками колоколов можно управлять при помощи стальных тросов.
39. Играть на карильоне нужно вот с этого пульта. Преподаватель игры на инструменте, несмотря на «бородатость», на русском говорит с сильным акцентом, он явно откуда-то из Бельгии.
На видео можно послушать, как своеобразно звучит этот инструмент:
40. Над карильоном находится нижняя звонница, традиционная для православных храмов.
41.
42.
43. Самый большой колокол, диаметром больше метра.
44.
45. Звонят в эти колокола вполне традиционно — при помощи системы верёвок, привязанных к языкам.
46. Здесь же висят грузы расположенных ярусом выше часов-курантов.
47. Экскурсия не рассчитана на подъём выше нижней звонницы, поэтому под конец два кадра с сорокаметровой высоты.

Как Петропавловский собор стал усыпальницей российской императорской семьи? Часть 1-я

Все лето на острове работные люди и солдаты осушали болото, вбивали сваи, насыпали вал, ставили укрепления и дома. Работа шла в неимоверно тяжелых условиях, спешили, ведь рядом находился грозный сосед — Швеция. Не все выдерживали каторжный труд и жизнь впроголодь. Сначала умерших хоронили где придется, затем появилось небольшое кладбище. Вскоре поставили деревянную церковь во имя апостолов Петра и Павла. Пожалуй, в этот период чаще других служб в ней шли отпевания.

Несмотря на все трудности, город строился. Следуя грозному повелению молодого царя, в него потянулись из Москвы бояре и дворяне с семьями. Появились первые улицы, стали возводиться каменные дома. После Полтавской победы, когда опасность с севера практически миновала, город стал стремительно расти. Крепость же, получившая название по расположенному в ней собору, на Заячьем острове сохранилась, став форпостом Санкт-Петербурга со стороны Невы и местом заключения государственных преступников.

Трудно сказать, когда у Петра родилась идея поставить вместо ветшающей деревянной церквушки каменный собор, придав ему особую роль в жизни императорской фамилии. В мае 1712 года Петр, окруженный своими сподвижниками, заложил на месте снесенной деревянной церкви камень в основание нового собора. К строительству царь подошел основательно, выписал из Швейцарии архитектора Доменико Трезини, обеспечил его лучшими мастерами, да и денег не жалел.

Основные строительные работы были закончены за 8 лет. На собор установили часы-куранты, приобретенные за огромные деньги (около 45 тыс. рублей) в Голландии. А в 1723 году над собором взметнулся ввысь знаменитый позолоченный шпиль, ставший самым высоким архитектурным сооружением города (122,5 метра). Внутреннее оформление собора и создание иконостаса продолжилось после смерти Петра, завершившись в 1733 году, когда собор был освящен.

Петропавловский собор поражал современников размерами и богатством внутреннего убранства. Оформленные под мрамор пилоны, увенчанные капителями с золочеными херувимами, делят собор на три нефа, которые перекрывают крестовые своды. Их украшают расписные плафоны с фигурами ангелов. На сводах размещены 18 больших картин на сюжеты Нового Завета. У одного из пилонов оформлено царское место, которое во время богослужений занимал монарх.

Любопытно, что по распоряжению Петра в соборе были выставлены взятые в боях трофейные знамена и штандарты. Эта традиция была сохранена и после смерти Петра I. Кстати, флаг с адмиральского турецкого корабля, захваченный в Чесменской битве, Екатерина II в 1772 году торжественно возложила на гробницу создателя российского военного флота. Со временем в соборе накопилось значительное количество знамен, и в 1855 году архитектор Монферран создал специальные позолоченные деревянные тумбы, в которых трофейные штандарты разместили на стенах и колоннах собора.

Первое время собор был кафедральным, но уже четко обозначилось главное его предназначение — быть усыпальницей императорской фамилии. Первые похороны прошли еще летом 1708 года в старой деревянной церкви, когда в ней обрела вечный покой полуторагодовалая Екатерина, дочь Петра I. Эта могила была сохранена, а в 1715 году к ней добавились еще четыре. Сначала похоронили дочерей Петра Наталью и Маргариту, затем царицу Марфу, вдову царя Федора Алексеевича. Затем в строящемся соборе похоронили принцессу Шарлотту-Христиану Софию, супругу царевича Алексея.

С этого времени стало окончательно ясно, что теперь всех Романовых будут хоронить только здесь — в Петропавловском соборе. Раньше всех великих московских князей (начиная с Юрия Данииловича), а затем и царей (до Алексея Михайловича Романова) традиционно хоронили в Москве в Архангельском соборе. Правда, в послепетровские времена было одно исключение, в Архангельском соборе похоронили скончавшегося в Москве молодого императора Петра II.

При жизни Петра I в соборе прошло еще несколько похорон. В январе 1717 года был похоронен сын императора Павел. Летом 1718 года здесь же похоронили царевича Алексея Петровича, казненного по решению императора за подготовку государственного переворота.

8 марта 1725 года траурная процессия доставила в собор гроб с телом усопшего Петра Великого. Для погребения императора в соборе соорудили небольшую деревянную церковь, так как еще продолжались оформительские работы. В ней разместили под балдахином катафалк с гробом императора и гробом его дочери Натальи, умершей 4 марта. Летом 1727 года к ним добавился и гроб с телом императрицы Екатерины I, скончавшейся 6 мая. Земле тела Петра и Екатерины были преданы только в мае 1731 года по распоряжению императрицы Анны Иоанновны. По свидетельству «Ведомостей» торжественное погребение «происходило с особенно учрежденной церемонией 29 мая в субботу, в одиннадцатом часу утра. При этом присутствовали господа от генералитета и Адмиралтейства и многие коллежские чины. Во время поставления гробов в преуготовленное нарочно к тому Императорское кладбище, с крепости произведен пятьдесят один выстрел». Гроб с телом Натальи, видимо, был захоронен раньше.

Сам церемониал императорских похорон был частично разработан еще Петром I. Естественно, что православный чин предания тела земле был оставлен без изменений, а вот светская часть церемониала была во многом заимствованная из европейских традиций монарших погребений. Петр отказался от проведения монашеского пострига умирающего императора, который исполнялся в России веками. Было установлено, что по умершему монарху объявлялся траур на год, а по умершим великим князьям или княгиням — на три месяца. В этот период при дворе дамы должны были носить траурные черные платья, а мужчины — траурные повязки на рукаве.

Вступивший на престол император создавал для похорон своего предшественника «Печальную комиссию» из высших сановников государства, которая составляла роспись подробного церемониала похорон и после её утверждения занималась их подготовкой и проведением. В XVIII веке императоров хоронили на сороковой день после смерти. Этот срок нарушили только при похоронах Екатерины I. В XIX веке этот порядок похорон соблюдать перестали, как и традицию хоронить монарших особ в золотой короне.

По сложившейся традиции в соборе хоронили не только забальзамированные тела в герметично закрытых гробах, но и все, что было изъято из тела при бальзамировании. Причем, сердце и внутренности помещали в отдельные сосуды и захоранивали за день до официального погребения на дне могилы. Как правило, это происходило только в присутствии членов «Печальной комиссии» и духовенства.

Первый этап использования собора как усыпальницы императорской фамилии завершился в 1728 году, когда в нем похоронили дочь Петра I великую княжну Анну. После этого в течение 100 лет в соборе хоронили только коронованных представителей рода Романовых, от императрицы Анны Иоанновны до вдовствующей императрицы Марии Федоровны, супруги Павла I. В 1831 году император Николай I повелел похоронить в соборе своего старшего брата великого князя Константина Павловича. С этого времени в соборе снова стали хоронить близких родственников императора.

Естественно, что предназначение Петропавловского собора отразилось и на его деятельности. В нем совершались не все таинства: никогда не проводились крещения и венчания. Отпевали же только членов императорской семьи, иногда делая исключение для комендантов крепости, которых хоронили на небольшом кладбище рядом с собором.

Продолжение статьи

Теги: похороны, собор, Петр Первый, Санкт-Петербург, император, традиции, история

Пётр I (Пётр Великий) — один из самых известных русских царей, который произвёл настоящую культурную революцию. Стал основателем одного из самых красивых (а многие считают, что самого красивого) городов России — Санкт-Петербурга. Пётр I является настолько яркой фигурой в истории России, что многие хотят увидеть место его последнего пристанища лично. Если вы хотите увидеть, где похоронен великий всероссийский император, то для этого вам стоит посетить Петропавловский собор в Петропавловской крепости, Санкт-Петербург.

Император Пётр I похоронен в Петропавловском соборе. Именно здесь, в царской усыпальнице, вы можете увидеть захоронение Петра I и многих других членов царской семьи, в том числе и жены Петра Первого — Екатерины I. Петр Великий скончался в январе 1725 года в возрасте 52 лет. Екатерина I пережила своего мужа на два года и умерла в мае 1727 года в 43 года. В Петропавловском соборе, который находится в одном из самых посещаемых туристами мест города на Неве — Петропавловской крепости, найти склепы Петра I и Екатерины I не составит труда. Сами могилы императора и императрицы, а также других представителей царской семьи, находятся под каменным полом, сверху находятся мраморные плиты с надписями.

Царская усыпальница в Петропавловском соборе является одной из самых известных достопримечательностей Петропавловской крепости и Санкт-Петербурга. Строительство храма началось 29 июня 1703 года. Строительством руководил известный архитектор Доменико Трезини. Официальное название — Собор во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Высота собора составляет 122,5 метра. До 2012 года это было самое высокое здание Санкт-Петербурга. Сегодня Петропавловский собор по высоте занимает третье место, уступая лидерство небоскрёбу Лидер Тауэр и жилому комплексу «Князь Александр Невский».

Хотите заказать красивый памятник, но не знаете где и как это сделать? На сайте предприятия Антик эксклюзивные элитные памятники заказ с быстрым и качесвенным изготовлением. Кроме того, стандартные памятники, ограды, столы, лавки, вазы, лампады и многое другое.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *