Где моисей переходил море

Переход евреев через Красное море

Американский археолог любитель Рон Уайетт со своими сыновьями исследовал путь, каким евреи возвращались из египетского плена.

«и пошли сыны Израилевы среди моря по суше: воды же были им стеною по правую и по левую сторону» (Исх.14:22). Проследовав из Египта, евреи вступили на Синайский полуостров. Они не пошли вдоль побережья, потому что там было очень много диких воинствующих племён. Не пошли они и через земли своих врагов, филистимлян, живущих на севере, и не могли они идти через пустыни юга. Для них возможен был только один путь: следовать по глубокому узкому ущелью, называемому Вади Ватир, которое привело их к единственному месту на всём левом египетском побережье Акабского залива, способному вместить несколько миллионов людей. Путь к северу израильтянам преграждала египетская военная крепость Мигдол (Исх.14:2). К югу от места расположения еврейского народа на взморье горы спускаются к самой воде так, что люди с повозками детьми и домашней скотиной не смогли бы пройти там. Повернуть назад они не могли, их преследовало египетское войско. Бог привёл их именно к тому месту, где Он мог избавить их от руки фараона и показать им Свою славу. Согласно Библии там было только мужчин, способных воевать, не считая женщин, детей и стариков, 603.550 – среди евреев (Чис.2:32) + 8.500 среди левитов (Чис.4:48) + «множество разноплемённого народа» (Исх.12:38).
В 1988 г. в районе этих мест на дне Красного моря, на площади около 200 квадратных метров обнаружены фрагменты около 400 человеческих скелетов, а также большое количество военного снаряжения эпохи фараонов, включая составные части боевых колесниц. Также было обнаружено около 600 колес от древне-египетских повозок. Откуда на середине Красного моря такое количество колёс? Красное море границ своих не изменило: где сейчас середина моря, там она была и тогда. Ответ можно найти только в Библии: это колёса от фараоновских повозок, на которых египетская армия, преследуя евреев, дошла до середины расступившегося моря, и Господь сомкнул воды моря над их головами, потопив всё воинство фараона. Но самое удивительное – подводный грунтовый мост на дне Красного моря. Как раз в том месте, где, как предполагалось, был совершён переход. На протяжении всего Акабского залива глубина воды достигает в среднем 5000 футов (или приблизительно 1500 м). Крутизна спуска в воду у берегов Египта составляет 45°. И только в одном месте, на берегу Нувейбы, подводный мост спускается с постепенным наклоном в 6° на глубину только 100 метров. Расстояние от Нувейбы до Саудовской Аравии около 13 км. Ширина подводного моста около 900 метров. Евреи этого не знали, да и если бы знали, это не имело для них никакого значения: у них не было ни кораблей, ни даже лодок. Бог создал этот перешеек для них, чтобы сбалансировать водные стены расступившегося моря.
На побережье исхода Рон обнаружил колонну, лежащую неподалёку от воды. На противоположном побережье, в Саудовской Аравии, он нашёл другую, точно такую же колонну, с надписью на древнееврейском языке, которая гласит: “Мицраим (Египет), Соломон, Едом, Смерть, Фараон, Моисей, Яхве”. Он предположил, что эти колонны были возведены Соломоном в память о переходе через Красное море. Надписи на найденной на берегу Египта колонне были разрушены водой. Впоследствии власти установили её на бетонном основании.
Каирское министерство древностей объявило о важной находке, сделанной командой подводных археологов на дне Красного моря. В полутора километрах от берега в районе города Рас Рариб на морском дне обнаружены останки древнеегипетской армии, датируемые XIV столетием до н.э., эпохой фараона Эхнатона. Профессор Абед Эль-Мухаммад Гадер из Каирского университета не исключает, что сделанная его командой находка может являться подтверждением Исхода евреев из Египта. Согласно книге «Исход», фараон долго отказывался отпускать евреев с Моисеем, однако после «десяти казней» был вынужден дать согласие. Когда же евреи ушли, фараон передумал и послал армию, чтобы вернуть их. Тогда Господь, чтобы спасти евреев, раздвинул воды Красного моря, а затем обрушил их на гнавшуюся за евреями египетскую армию.

Моисей

В Википедии есть статьи о других людях с именем Моисей.

Моисей

ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎

Моисей с Десятью заповедями.
Художник Филипп де Шампань

Пол

мужской

Период жизни

XIV-XIII век до н. э.

Толкование имени

«взятый (спасённый) из воды»

Имя на других языках

греч. Mωυσής
лат. Moyses

В иных культурах

Муса (ислам)

Местность

Египет, Аравийский п-ов, Синайский п-ов

Занятие

первый Судья Израиля, пророк, пастух

Происхождение

колено Левия

Упоминания

Пятикнижие (Тора), Евангелие нагорная проповедь

Отец

Амрам

Мать

Иохаведа

Супруг(а)

Сепфора, дочь Иофора

Дети

Гирсам и Елиезер

Место погребения

долина у горы Нево хребта Аварим

Связанные понятия

Неопалимая купина, Десять казней египетских, Исход, Золотой телец, Медный змий, манна небесная, Станы Исхода, Десять заповедей, гора Синай, песах, Шаббат, иудаизм, скиния, менора

Связанные события

Исход

Связанные персонажи

Аарон и Мириам (брат и сестра), Иисус Навин

Атрибуты

Скрижали Завета, посох, рожки (cornuta)

Цитаты в Викицитатнике

Медиафайлы на Викискладе

Запрос «Моше» перенаправляется сюда, о других носителях имени см. Моисей (имя)

Моисе́й (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎ «взятый (спасённый) из воды»; араб. موسىٰ‎ , др.-греч. Mωυσής, лат. Moyses) (XIII век до н. э.), в Пятикнижии — еврейский пророк и законодатель, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.

Согласно Книге Исхода, Моисей родился в то время, когда его народ увеличивался в численности и египетский фараон был обеспокоен тем, что израильтяне могут помочь врагам Египта. Когда фараон приказал убивать всех новорождённых мальчиков, мать Моисея, Иохаведа спрятала его в корзинке и пустила её по водам Нила. Корзинка вскоре была обнаружена дочерью фараона, которая решила усыновить ребёнка.

Когда Моисей вырос, он увидел притеснение своих соплеменников. Он убил египетского надсмотрщика, который жестоко наказывал израильтянина, и сбежал из Египта в землю мадианитян. Здесь из горящего, но несгорающего кустарника (Неопалимой купины), к нему обратился Бог, который повелел Моисею вернуться обратно в Египет и просить освобождения израильтян. После десяти казней Моисей вывел израильтян из Египта через Чермное море, после чего они остановились у горы Синай, где Моисей получил десять заповедей.

После сорока лет скитаний по пустыне и долгожданного прихода израильского народа на землю Ханаанскую, Моисей умер на горе Нево, которая находится на стороне нынешней Иордании, не входя в Землю Обетованную.

Существование Моисея, а также достоверность его жизнеописания в Библии является предметом споров среди библеистов и историков. Библеисты обычно датируют его жизнь XVI—XII веками до н. э., в основном связывая с фараонами Нового царства.

Жизнеописание

Библейский рассказ

Нахождение Моисея. Ф. Гудолл, 1862

Основной источник сведений о Моисее — библейское повествование на древнееврейском языке. Его жизни и деятельности посвящены четыре книги Пятикнижия (Исход, Левит, Числа, Второзаконие), составляющие эпопею Исхода евреев из Египта.

Книга Исход повествует о том, что родители Моисея принадлежали колену Левия (Исх. 2:1). Моисей родился в Египте (Исх. 2:2) в царствование фараона, который «не знал Иосифа» (Исх. 1:8), бывшего первым вельможей при одном из его предшественников. Правитель усомнился в верности Египту потомков Иосифа и его братьев и обратил евреев в рабов.

Но каторжный труд не сократил численности евреев, и фараон приказал топить в Ниле всех новорождённых еврейских младенцев мужского пола. В ту пору в семье Амрама родился сын (Исх. 2:2). Матери Моисея Иохаведе (Йохевед) удалось скрывать младенца у себя дома в течение трёх месяцев (Исх. 2:3). Не имея более возможности его прятать, она положила младенца в тростниковую корзину, обмазанную снаружи асфальтом и смолой, и оставила в зарослях тростника на берегу Нила, где его нашла дочь фараона, пришедшая туда на купание (Исх. 2:5).

Паоло Веронезе. Нахождение Моисея. 2-я треть XVI в. Картинная галерея. Дрезден

Поняв, что перед ней один «из еврейских детей» (Исх. 2:6), она, однако, сжалилась над плачущим младенцем и по совету сестры Моисея Мириам (Исх. 15:20), издали наблюдавшей за происходящим, согласилась позвать кормилицу-израильтянку. Мириам позвала Иохаведу, и Моисей был отдан своей матери, которая вскормила его (Исх. 2:7-9). Дочь фараона назвала ребёнка Моисей («вынутый из воды») «потому что, говорила она, я из воды вынула его» (Исх. 2:10). В Библии не упоминается, как долго Моисей жил у своего родного отца и матери, предположительно, он оставался с ними два или три года (Жена зачала и родила сына, и видя, что он очень красив, скрывала его три месяца Исх. 2:2). В книге Исход говорится, что «вырос младенец» у родителей, но какого возраста он достиг, неизвестно. «И вырос младенец, и она привела его к дочери фараона, и он был у неё вместо сына» (Исх. 2:10). Вскармливала своего же сына Моисея мать, нанятая дочерью фараона. А когда отняла от груди, отдала. И был Моисей как сын дочери фараона (Исх. 2:10).

Нахождение Моисея царевной в Викицитатнике

Нахождение Моисея царевной в Викитеке

Нахождение Моисея царевной на Викискладе

Нахождение Моисея царевной в Викиновостях

Согласно новозаветной книге «Деяния святых апостолов», когда Моисей был отдан дочери фараона, его стали обучать «всей мудрости египтян» (Деян. 7:22).

Моисей вырос как приемный сын в семье фараона. Однажды Моисей вышел из царских покоев к простолюдинам. Он был глубоко огорчен рабским положением родного народа. Увидев египтянина, бившего еврея, Моисей убил воина и закопал в песке, а бывший обиженный назавтра рассказал всем евреям об этом случае. Затем Моисей пытался помирить ссорящихся между собой двух евреев. Но обижавший другого еврея еврей сказал Моисею: «кто поставил тебя начальником и судьею над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина?» Вскорости евреи довели информацию и до египтян. Фараон узнал об этом, и Моисей бежал из Египта в землю Мадиамскую, опасаясь за свою жизнь.

Семья

Моисей защищает дочерей Иофора

Моисей, бежав из Египта в землю Мадиамскую, остановился у священника Иофора (Рагуила). Жил у Иофора, пас его скот и женился на его дочери Сепфоре. Она родила ему сыновей Гирсама (Исх. 2:22; Исх. 18:3) и Елиезера. После Исхода евреев из Египта Моисей собрал многотысячную армию и истребил мадианитян (народ своей жены).

В книге Числа (Чис. 12:1) упоминается, что сестра Мириам и брат Аарон упрекали Моисея за то, что его жена — эфиопка (кушитка). По мнениям библеистов, это могла быть не Сепфора, а ещё одна жена, которую он взял после Исхода евреев из Египта, хотя традиционное воззрение, принятое в иудаизме утверждает, что речь здесь идёт о Сепфоре.

Откровение

Выпасая скот у горы Хорив (Синай), он из неопалимой купины получил призыв Бога, открывшего ему своё Имя (Яхве (ивр. יהוה), «Аз есмь сущий») к освобождению своего народа. Моисей спросил, что ему делать, если израильтяне ему не поверят. В ответ Бог дал Моисею возможность творить знамения: он превратил посох Моисея в змея, а змея — снова в посох; затем Моисей положил руку свою к себе в пазуху, и рука побелела от проказы как снег; по новому повелению снова положил руку в пазуху, вынул её, и рука была здорова.

Возвратившись на берега Нила, вместе с братом Аароном (которого Бог выбрал ему в помощники служить «его устами» (Исх. 4:16), так как Моисей ссылался на своё косноязычие), ходатайствовал перед фараоном об освобождении сынов Израилевых из Египта. Причём сначала Моисей и Аарон от имени Яхве просили фараона отпустить евреев в пустыню на три дня для принесения жертв.

Упорство фараона подвергло страну ужасам «Десяти казней египетских»: превращению вод Нила в кровь; нашествию жаб; нашествию мошек; нашествию пёсьих мух; мору скота; болезни на людях и скоте, выразившейся в воспалениях с нарывами; граду и огню между градом; нашествию саранчи; тьме; смерти первенцев в семьях египетских и всего первородного из скота. Наконец, фараон разрешил им отлучиться на три дня (Исх. 12:31), и евреи, взяв скот и останки Иакова и Иосифа Прекрасного, ушли из Египта в пустыню Сур.

Исход

Основная статья: ИсходПереход евреев через Красное море. И. К. Айвазовский. 1891

Бог показывал беглецам путь: он шёл перед ними днём в столпе облачном, а ночью в столпе огненном, освещая путь (Исх. 13:21-22). Сыны Израиля перешли через Чермное море, которое расступилось перед ними, но потопило армию фараона, которая преследовала израильтян. На берегу моря Моисей и весь народ, в том числе его сестра Мириам, торжественно воспели благодарственную песнь Богу (Исх. 15:1-21).

Моисей повел свой народ в Землю Обетованную через Синайскую пустыню. Сначала три дня они шли пустыней Сур и не находили воды кроме горькой, но Бог усладил эту воду, повелев Моисею бросить в неё указанное им дерево (Исх. 15:24-25). В пустыне Син Бог послал им множество перепелов, а затем (и в течение всех следующих сорока лет блужданий) ежедневно посылал им с неба манну.

В Рефидиме Моисей по повелению Бога извёл воду из скалы горы Хорива, ударив в неё своим жезлом. Здесь на евреев напали амаликитяне, но были побеждены при молитве Моисея, который во время битвы молился на горе, воздевая свои руки к Богу (Исх. 17:11-12).

В третий месяц по выходе из Египта израильтяне подошли к горе Синай, где Бог дал Моисею правила, как нужно жить Сынам Израиля, а потом Моисей получил от Бога каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями, ставшими основой Моисеева законодательства (Торы). Так был заключен завет между Богом и избранным народом. Здесь же, на горе, получил указания о постройке Скинии и о законах богослужения.

Моисей дважды всходил на гору Синай, оставаясь там по сорок дней. Во время его первого отсутствия народ согрешил, нарушив только что заключённый завет: сделал Золотого тельца, которому евреи начали поклоняться как Богу, выведшему их из Египта. Моисей в гневе разбил Скрижали и уничтожил тельца (Семнадцатое тамуза). После этого опять на сорок дней он вернулся на гору и молился Богу о прощении народа. Оттуда он вернулся с лицом, осиянным светом Божьим, и был вынужден прятать лицо под покрывалом, чтобы народ не ослеп. Через полгода была сооружена и освящена Скиния.

Несмотря на великие трудности, Моисей остался служителем Божиим, продолжал вести избранный Богом народ, учить его и наставлять. Он возвестил будущее колен Израилевых, но в землю обетованную не вошёл, как и Аарон, из-за греха, совершённого ими у вод Меривы в Кадесе — Бог дал указание сказать слова скале, но по маловерию они ударили в скалу два раза.

В конце странствования народ опять стал малодушествовать и роптать. В наказание Бог послал ядовитых змей, и когда евреи раскаялись, повелел Моисею воздвигнуть медного змия для их врачевания.

Смерть

Моисей умер перед самым входом в Землю Обетованную. Господь перед смертью призвал его на хребет Аварим: «И взошёл Моисей с равнин Моавитских на гору Нево, на вершину Фасги, что против Иерихона, и показал ему Господь всю землю Галаад до самого Дана» (Втор. 34:1). Там он и умер. «Погребен на долине в земле Моавитской против Беф-Фегора, и никто не знает погребения его даже до сего дня» (Втор. 34:6).

Своим преемником по указанию Бога он назначил Иисуса Навина.

Жил Моисей 120 лет. Из которых сорок лет провёл в странствиях по Синайской пустыне.

Античная традиция

О Моисее упоминали греческие и латинские авторы.

По свидетельству римского историка Иосифа Флавия, египетский историк Манефон (IV—III вв. до н. э.) сообщал, что фараон приказал переселить в каменоломни всех прокажённых и больных другими болезнями. Прокажённые избрали своим предводителем гелиопольского жреца Осарсифа (имя в честь бога Осириса), который после изгнания сменил имя на Моисей. Осарсиф (Моисей) установил для сообщества изгнанных законы и повелел не вступать в общение ни с кем, кроме связанных с ними единой клятвой. Он также возглавил войну против фараона. Однако в войне переселенцы потерпели поражение, и армия фараона преследовала разбитых врагов до пределов Сирии. Однако Иосиф Флавий называет сведения Манефона «вздорными и лживыми». По мнению Флавия, Моисей был сделан начальствующим над египетским войском против эфиоплян, вторгнувшихся в Египет до самого Мемфиса, и с успехом поразил их.

По Херемону, Моисея звали Тисифен, он был современником Иосифа, которого звали Петесеф. Тацит называет его законодателем иудеев. Источник, использованный Помпеем Трогом, называет Моисея сыном Иосифа и отцом Арруаса, царём иудеев.

Египетские источники

Древнеегипетские письменные источники и археологические находки не содержат никаких сведений о Моисее.

Моисей в авраамических религиях

В иудаизме

Моисей (ивр. ‏מֹשֶׁה‏‎, «Моше») — главный пророк в иудаизме, получивший от Бога Тору на вершине горы Синай. Считается «отцом» всех последующих пророков, так как уровень его пророчества является наивысшим из возможных. Так в книге Второзаконие сказано: «И не было более у Израиля пророка такого, как Моисей, которого Господь знал лицем к лицу» (Втор. 34:10). Также о нём говорится: «Если и есть у вас пророк, то Я, Господь, в видении открываюсь ему, во сне говорю Я с ним. Не так с рабом Моим Моше, доверенный он во всём доме Моём. Устами к устам говорю Я с ним, и явно, а не загадками, и лик Господа зрит он.» (Чис. 12:6-8). Однако в Книге Исход Моисею запрещено видеть лицо Бога: «И потом сказал Он: лица Моего не можно тебе увидеть, потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20).

На основе повествования Книги Исход иудеи считают, что свод религиозных законов иудаизма (Тора) был дан Моисею Богом на горе Синай. Однако, когда Моисей, спустившись с горы, увидел, как евреи поклоняются золотому тельцу, он в гневе разбил скрижали. После этого Моисей вернулся на вершину горы и написал заповеди своей рукой.

В каббале раскрывается соответствие Моисея (Моше) и сфиры нецах. А также то, что Моисей — это кругооборот (гилгул) души Авеля.

Обычно иудеи упоминают Моисея как «Моше Рабейну», то есть «наш учитель».

В христианстве

Моисей пророк. Икона. Каргополь, 1590-е гг.

Моисей — великий пророк Израиля, по преданию, автор книг Библии (Пятикнижия Моисея в составе Ветхого Завета). На Синайской горе принял от Бога Десять заповедей.

В христианстве Моисей считается одним из важнейших прообразов Христа: как через Моисея явлен миру Ветхий Завет, так через Христа в Нагорной проповеди — Новый Завет.

Согласно синоптическим евангелиям, во время Преображения на горе Фавор, с Иисусом были пророки Моисей и Илия (Мф, 17: 1 — 6).

Икона Моисея входит в пророческий чин русского иконостаса.

Память пророка Моисея отмечается Русской православной церковью 17 сентября (нов. ст.).

Филон Александрийский и Григорий Нисский составили подробные аллегорические толкования жизнеописания пророка.

В исламе

Основная статья: Муса

В мусульманской традиции имя «Моисей» звучит как «Муса́» (араб. موسى‎). Он — один из величайших пророков, собеседник Аллаха, которому был ниспослан Таурат (Тора). В Коране Муса (Моисей) упоминается 136 раз. В суре 28-й Корана рассказывается о рождении и спасении Мусы из вод Нила.

Муса — пророк в исламе, один из потомков пророка Якуба (библ. Иаков). Он родился и некоторое время прожил в Египте. В то время там властвовал Фираун (Фараон), который был неверующим. Муса убежал от фараона к пророку Шуайбу (библ. Иофор), который в это время владел Мадьяном.

Историчность Моисея

Существование Моисея и его роль в ранней истории Израиля — предмет давних споров. Первые сомнения в историчности Моисея и достоверности его жизнеописания высказаны в Новое время. В современную эру ряд историков и библеистов приводит доводы в пользу того, чтобы считать Моисея легендарной фигурой. Они отмечают, что древневосточные (включая древнеегипетские) письменные источники и археологические памятники не содержат никаких сведений о Моисее или событиях исхода. Их оппоненты указывают на дефицит исторических памятников и утверждают, что события исхода, связанные с Моисеем, имеют минимальные шансы на отражение в памятниках бронзового и раннего железного веков. Однако и те и другие признают, что записи сказаний о Моисее предшествовала длительная устная традиция, которая могла видоизменить, переиначить, исказить или дополнить первоначальные предания. Этим точкам зрения противостоят сторонники школы «библейского минимализма», которые полагают, что Ветхий Завет написан иудейскими жрецами около IV — II веков до н. э. и подавляющее большинство событий и фигур этой части Библии являются вымышленными.

Исследователи Библии обращают внимание на ряд параллелей между эпизодами предания об исходе и другими литературными памятниками древнего Ближнего Востока. Такие параллели могут указывать на общие традиции или заимствования. Так история о спасении Моисея в тростниковой корзине частично совпадает с более древней легендой о происхождении царя Саргона; свод законов завета (Исх. 21 — 24) по содержанию имеет заметное сходство со «Сводом законов Хаммурапи»; история о бегстве Моисея к мадианитянам после убийства египтянина, по мнению некоторых учёных, имеет параллели с египетским «Сказанием о Синухе».

Сторонники документальной гипотезы рассматривают Пятикнижие как результат компиляции нескольких источников, четыре из которых (Яхвист, Элохист, Священнический кодекс и Девторономист) составляют основной массив текста. Они отмечают, что фигура Моисея и его роль в каждом источнике отличается. Так в Яхвисте Моисей безоговорочный лидер исхода. Жреческий кодекс стремится преуменьшить роль Моисея и акцентирует внимание на роли брата Моисея Аарона, к которому возводили свою родословную иерусалимские священники. Элохист в противовес Аарону подчеркивает роль Иисуса Навина, который оказался верен слову Бога более Моисея. Наконец, Девторономист подчеркивает роль Моисея как пророка и законодателя. Из этих наблюдений делается вывод, что предания о Моисее сложились постепенно и их версии в разных традициях отличались. Эти выводы оспариваются критиками документальной гипотезы.

Библеисты также отмечают, что в текстах об Исходе, которые считают более ранними, чем основной массив Пятикнижия (ранние пророки, псалмы, «песнь моря»), Моисей не упоминается. На этом основании выдвигается предположение о том, что в ранних устных традициях Моисей или не был героем исхода, или имел незначительную роль. И только позднее составители письменного предания построили весь рассказ вокруг фигуры Моисея, от которого они вели свою родословную. Такие заключения также оспариваются на том основании, что предполагаемые упоминания об исходе являются краткими и Моисей в них мог быть не упомянут по желанию авторов.

Моисей и фараон: версии

Предпринималось множество попыток установить, к какому периоду истории Древнего Египта Библия относит события исхода евреев и о каком фараоне в ней говорится. Существует несколько версий того, когда, предположительно, произошёл исход евреев, и, следовательно, когда жил Моисей. Большинство версий связывают исход с фараонами Нового царства. Это подразумевает, что деятельность Моисея приходится на промежуток XVI—XII веков до н. э.

Библия не называет упоминаемого фараона по имени, хотя в ней именам часто уделяется много внимания. Так, в Исходе упомянуты имена двух повитух, которых фараон призвал к себе, но не имя фараона (Исх. 1:15). Согласно Исходу, после бегства Моисея из Египта в Мадиамскую землю фараон умер («спустя долгое время, умер царь Египетский») (Исх. 2:23). Таким образом, в Исходе фигурируют не менее двух фараонов.

Различные библеисты пытались идентифицировать фараона Книги Исход со следующими фараонами:

  • Яхмос I (1550 — 1525 до н. э.)
  • Тутмос III (1479 — 1425 до н. э.)
  • Рамсес II (1279 — 1213 до н. э.)
  • Мернептах (1212 — 1202 до н. э.)
  • Сетнахт (1189 — 1186 до н. э.)

На Яхмоса I указывали те, кто полагали, что израильтяне покинули Египет после изгнания гиксосов. Яхмос I успешно воевал с гиксосами и захватил их столицу — Аварис. Те, кто пытались установить дату исхода на основе библейского летоисчисления, приходили к заключению, что исход приходится на правление Тутмоса III. В Рамсесе II, ведшего обширные строительные работы с привлечением большого числа людей, видели фараона-угнетателя. При Мернептахе, сыне Рамсеса II, Египет начал слабеть, поэтому правление Мернептаха считали более вероятным временем для исхода. Отсутствие мумии этого фараона также служило поводом для спекуляций, пока мумию не обнаружили.

См. также: Иосиф Прекрасный § Исторические идентификации Иосифа и Ирсу

Моисей и Эхнатон

Зигмунд Фрейд в работе «Моисей и монотеизм» (1939) высказал мнение, что культ Атона (атонизм) при фараоне XVIII династии Эхнатоне наложил серьёзный отпечаток на формирование и развитие иудейского монотеизма и предшествовал его появлению, поскольку ветхозаветный пророк Моисей, проживавший на территории Древнего Египта предположительно в тот период, мог воспринять многие идеи местного религиозного культа (Адонай). Основываясь на сведениях Манефона, Фрейд высказывает догадку, что после провала атонизма в Египте один из учеников Эхнатона (Осарсиф) предпринял попытку объединить под её эгидой другой народ, совершив вместе с ним побег из Египта. Это относит дату Исхода сразу за датой кончины Эхнатона, то есть после 1358 года до н. э.

На сегодняшний день «догадка» Фрейда представляет интерес лишь для историков психоанализа.

В искусстве

Эдвин Лонг Нахождение Моисея (1886) изобразительное искусство:

  • Моисей (Микеланджело)
  • Моисей (фонтан в Берне)
  • Смерть и завещание Моисея

литература:

  • Поэма И. Я. Франко «Моисей»
  • Зигмунд Фрейд написал книгу «Моисей и монотеизм» (З.Фрейд: Этот человек Моисей), посвящённую психоаналитическому исследованию жизненного пути Моисея и его отношений с народом.

музыка:

  • опера Джоаккино Россини;
  • опера Арнольда Шёнберга;
  • опера Мирослава Скорика;
  • американский негритянский спиричуэлс «Go Down Moses».

кинематограф:

  • Мультфильм «Принц Египта» (1998)
  • Фильм «Десять заповедей» (1923) и его одноимённый римейк (1956)
  • Фильм «Моисей» (1974)
  • Фильм «Пророк Моисей: Вождь-освободитель» (1995)
  • Фильм «Исход: Цари и боги» (2014)
  • Теленовела «Десять заповедей» (2015)

Иконопись

Иконописные подлинники дают такое описание внешности пророка Моисея:

Великий старец 120 лет, еврейского типа, благонравный, кроткий. Плешив, со средней величины бородой прядями, очень красив собою, телом мужествен и силён. Носил нижний хитон синего цвета, с разрезом спереди и подпоясанный (ср.: Исх. 39:12 и далее); сверху — ефод, то есть длинное полотно с прорезом посредине для головы; на голове — покрывало, на ногах — сапоги. В руках у него — жезл и две скрижали с 10 заповедями.

Кроме скрижалей изображали и свиток с надписью:

  • «Кто есмь аз, яко да пойду к фараону царю египетскому, и яко да изведу сыны израилевы от земли египетския.» (Исх. 3:11).
  • Иногда приводится другой текст: «Помощник и покровитель бысть мне во спасение; Сей мой Бог и прославлю Его, Бог Отца моего и вознесу Его» (Исх. 15:1).

Существует также традиция изображать пророка ещё достаточно молодым («средовеком»): это иконы с изображением пророка при Купине неопалимой, изувающим (снимающим) сапоги от ног своих (Исх. 3:5), или получающим от Господа скрижали.

Примечания

  1. Moses, Hebrew prophet (англ.). — статья из Encyclopædia Britannica Online.
  2. По иудейским верованиям, родился в Египте 7-го адара 2368 года по еврейскому календарю (1392 г. до н. э.), а умер 7-го адара 2488 (1272 г. до н. э.).
  3. Чермное море // Библейская энциклопедия архимандрита Никифора. — М., 1891—1892.
    Из-за сходства названий Чермное море часто путают с Чёрным морем. Чермное море не является универсальным названием. Его использует синодальный перевод Библии. В септуагинте водоем отождествляется с Красным морем. В еврейском тексте используется название «Море камышей».
  4. Richard C. Steiner. The Mountains of Ararat, Mount Lubar and הר הקדם // Journal of Jewish Studies. — 1991-10-01. — Т. 42, вып. 2. — С. 247–249. — ISSN 2056-6689 0022-2097, 2056-6689. — DOI:10.18647/1605/jjs-1991.
  5. 1 2 Иосиф Флавий. О древности еврейского народа. Против Апиона. khazarzar.skeptik.net. Дата обращения 30 января 2019.
  6. Mark S. Smith. Exodus. — Collegeville, MN: The Liturgical Press, 2011. — Т. 3 (The New Collegeville Bible Commentary).
  7. Исх. 2:11-14: Оригинальный текст (рус.) Спустя много времени, когда Моисей вырос, случилось, что он вышел к братьям своим и увидел тяжкие работы их; и увидел, что Египтянин бьет одного Еврея из братьев его. Посмотрев туда и сюда и видя, что нет никого, он убил Египтянина и скрыл его в песке. И вышел он на другой день, и вот, два Еврея ссорятся; и сказал он обижающему: зачем ты бьешь ближнего твоего? А тот сказал: кто поставил тебя начальником и судьёю над нами? не думаешь ли убить меня, как убил Египтянина? Моисей испугался и сказал: верно, узнали об этом деле.
  8. 1 2 Исх. 2:15″И услышал фараон об этом деле и хотел убить Моисея; но Моисей убежал от фараона и остановился в земле Мадиамской, и сел у колодезя.»
  9. Исх. 3:1″Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. Однажды провел он стадо далеко в пустыню и пришел к горе Божией, Хориву.»
  10. Исх. 2:17″И пришли пастухи и отогнали их. Тогда встал Моисей и защитил их, и напоил овец их.»
  11. Исх. 18:4″а другому имя Елиезер, потому что Бог отца моего был мне помощником и избавил меня от меча фараонова.»
  12. Чис. 31
  13. др.-евр. כשי‏ в Чис. 12:1 // Подстрочный перевод Ветхого и Нового Заветов на русский язык.
  14. Чис. 14:22-23: Оригинальный текст (рус.) Все, которые видели славу Мою и знамения Мои, сделанные Мною в Египте и в пустыне, и искушали Меня уже десять раз, и не слушали гласа Моего, не увидят земли, которую Я с клятвою обещал отцам их; все, раздражавшие Меня, не увидят её;
  15. Втор. 32:49, Чис. 27:12
  16. Втор. 34:9
  17. Втор. 34:7
  18. Иосиф Флавий. О древности еврейского народа I 32
  19. Тацит. История V 3-4
  20. Юстин. Эпитома Помпея Трога XXXVI 2, 11-16
  21. Еврейская мудрость | Введение в кабалу | Сфирот | Десь сфирот (недоступная ссылка). www.havura.net. Дата обращения 30 января 2019. Архивировано 3 мая 2014 года.
  22. Книга Зоар. Пункт 285 «Эвель — Моше»
  23. Коран: Та Ха 20:36—40, аш-Шу‘ара 26:18—51 и др.
  24. Коран: аль-Касас 28:3—28, аль-Касас 28:29—45 и др.
  25. Who Were the Early Israelites? by William G. Dever (William B. Eerdmans Publishing, Grand Rapids, MI, 2003)
  26. The Bible Unearthed by Neil Asher Silberman and Israel Finkelstein (Simon and Schuster, New York, 2001)
  27. »False Testament»by Daniel Lazare (Harper’s Magazine, New York, May 2002). Harpers.org. Дата обращения 11 октября 2010.
  28. Archaeology and the Hebrew Scriptures.
  29. Hoffmeier, James K. Moses and the Exodus. — Israel in Egypt: The Evidence for the Authenticity of the Exodus Tradition. — New York: Oxford University Press, 1996.
  30. Kugler, Robert; Hartin, Patrick. An Introduction to the Bible. — Eerdmans, 2009. — ISBN 9780802846365.
  31. 1 2 Фридман Р.. Как создавалась Библия / Пер. с англ. Г. Ястребова. — М.: Эксмо, 2011. — 400 с. — ISBN 978-5-699-48351-8.
  32. Ранович А. Очерк истории древнееврейской религии. — М.: ОГИЗ, 1937.
  33. Зигмунд Фрейд. Моисей и монотеизм.
  34. Harl Kenneth W. The Great Courses: Origins of Great Ancient Civilizations. — THE TEACHING COMPANY, 2005.
  35. З.Фрейд. Этот человек Моисей. skazanie.info. Дата обращения 30 января 2019.
  36. Архимандрит Николай (Погребняк). Иконография пророческого служения

> Литература

Ссылки

  • Моисей — статья из Электронной еврейской энциклопедии
  • Дороги праотцев (недоступная ссылка с 14-05-2013 — история)
  • Леннарт Мёллер. Дело об исходе = Lennart Möller. The Exodus Case. — 2007. — 164 с.
  • Баренбойм П. Д. Библейское начало философии права (HTML-версия статьи в журнале «Законодательство и экономика», № 2, 2012).
  • Пророк Моисей и Исход в русской живописи. Репродукции картин

  • Иезекииль (Йехезкель)
  • Иеремия (Йирмеяху)
  • Исаия (Йешаяху)
  • Даниил (Даниэль)

  • Аввакум (Хаваккук)
  • Авдий (Овадья)
  • Аггей (Хаггай)
  • Амос (Амос)
  • Захария (Зхарья)
  • Иоиль (Йоэль)
  • Иона (Йона)
  • Малахия (Малахи)
  • Михей (Михa)
  • Наум (Нахум)
  • Осия (Хошеа)
  • Софония (Цфанья)

Пророки до Моисея и во времена Моисея
  • Енох (Ханох), Ной (Ноах), Евер (Эвер), Иов (Ийов)
  • Авраам (Авраам), Исаак (Ицхак), Иаков (Яаков)
  • Моисей (Моше), Аарон (Аарон), Мириам (Мирьям), Иисус Навин (Йехошуа бин Нун), Валаам (Бильам), Финеес (Пинхас)
Пророки в эпоху Судей
и объединённого царства
  • Девора (Двора), Анна (Ханна), Самуил (Шмуэль)
  • Давид (Давид), Соломон (Шломо)
  • Гад (Гад), Нафан (Натан), Ахия Силомлянин (Ахия ха-Шилони)
Письменные пророки Великие пророки Малые пророки
Другие пророки Израиля и Иудеи
  • Самей (Шмая)
  • Илия (Элияху)
  • Елисей (Элиша)
  • Олдама (Хульда)

Моисей действительно разделил море

Библейская история, в которой воды Красного моря расступились перед народом Израиля, не противоречит законам природы, установили ученые под руководством Карла Дрюса (Carl Drews) из Национального центра атмосферных исследований () и университета Колорадо (), США, сообщает агентство . Статья на эту тему была опубликована в онлайн-журнале PlosOne. Компьютерное моделирование воздействия ветра на воду показало, что при определенном стечении обстоятельств вода может отступить достаточно далеко и образовать лагуну.

Также точно установлено место, в котором воды могли отступить, образовав своеобразный коридор, а потом сойтись обратно. Это было не в Красном море, а в дельте Нила, недалеко от берега. Согласно компьютерной модели, часть вод отступила от берега, другая же отступила в небольшой приток. Скорость ветра при этом составляла около 100 км/ч, причем ветер дул не менее 12 часов. Предполагаемая глубина залива, который переходили евреи, – чуть меньше 2 м. Сухопутный мост, образовавшийся в результате отхода вод, был длиной 4 и шириной 5 км.

Напомним, что согласно Библии, евреи находились в рабстве у египтян сотни лет. Через своего пророка Моисея Бог велел египетскому фараону отпустить евреев из рабства и разрешить им уйти в землю обетованную. Но фараон отказался это сделать, и тогда на египтян были насланы 10 страшных наказаний, известных как казни египетские. Накануне последней казни, поражения первенцев, Бог повелел евреям заколоть ягнят, зажарить их мясо, а их кровью отметить дверные косяки. Карающий ангел «прошёл мимо» отмеченных домов евреев и их первенцы уцелели. Последняя казнь так напугала фараона, что он отпустил еврейский народ.

Однако после того, как евреи ушли, фараон передумал и во главе многочисленного войска отправился их догонять. Он настиг евреев, когда те были на берегу Красного моря. Однако Моисей поднял свой жезл, и Красное море отступило перед евреями, позволив им пройти на другой берег. Когда же на дно моря вступило египетское войско, воды Красного моря сомкнулись вновь, фараон и его солдаты утонули.

Интересно, что библейские историки уже давно ставят под сомнение версию о том, что евреи шли из Египта именно через Красное море. Помимо того, что это не самый оптимальный маршрут, они указывали на еще одно обстоятельство – дно Красного моря покрыто кораллами, и пройти по нему не так-то просто.

Переход через Красное море: правда или выдумка?

Наши современники, в большинстве своем, не верят «в чудеса», в просветлённых мудрецов, хотя мало кто не слышал о том, что когда Моисей выводил детей израилевых из Египта, Бог сделал так, что расступились воды Красного моря и пропустили беглецов, но сомкнулись над войском фараона. Однако действительно верящих в это чудо сейчас можно сосчитать по пальцам. Большинство принимает это и другие чудеса за выдумки, суеверия и «бабушкины сказки». Из этой статьи читатель узнает об археологических находках, связанных с этой историей.

Египет пропитан историей, полон следов древних наук, изобретений и уникальных сооружений. В книге «Исход» (Вторая книга Моисеева) говорится, что Моисей вывел сынов израилевых из Египта, они блуждали по пустыне 40 лет, и за это время случилось очень много чудес.

Для начала, был ли вообще Моисей и жил ли он в Египте?

Когда Моисей был младенцем, его приёмную мать звали Хэтчапсут, и Моисею было дано имя Сенмут. Змей на его голове на статуе означает о его принадлежность двору. Когда Моисей вырос, его египетское имя было Тат Мозес II. В Египте есть древние статуи, которые имеют ярко выраженный еврейский профиль. Считается, что это именно образы Моисея.

Когда Моисей убил египтянина-надсмотрщика, издевавшегося над иудеем, он должен был бежать из Египта, чтобы избежать смерти. Фараон узнал об этом и послал своих людей задержать Моисея, но Моисей смог укрыться в земле Мадиама (Мидьян). Моисей был женат и у него родился сын, которого он назвал Герш, что означает «незнакомый на незнакомой земле». Это указывает на то, что в то время Моисей был на земле, не управляемой египтянами. Из Священного писания известно, что Моисей вел стадо овец, священника Мадиама. Мадиама — не та область, которую мы сегодня называем Синайским полуостровом. Она находится в Саудовской Аравии, и ее можно найти на большинстве карт именно в этом месте. Моисей повел это племя по другую сторону пустыни и пришел к горе Хореб, и к нему явился Ангел Господень в Неопалимой купине. Бог повелел Моисею вывести народ Израиля из Египта и привести его к этой горе. После Десяти казней египетских (в виде воды превратившейся в кровь, лягушек, вшей, диких животных, чумы животных, болячек на коже, града, саранчи, темноты, умерщвления первенцев), насланных на Египет, фараон, наконец-то, разрешил Моисею вывести его людей из Египта.

Согласно исследованию археолога Рона Уайетта, во времена Исхода фараоном был Аменхотеп III. Большинство археологов не верят в маршрут Исхода. Согласно Библии, Моисей вывел израильский народ к полуострову Синай. Но не было найдено археологических доказательств, что эти люди жили там в течение 40 лет. Однако это возможно, 40 — это не такой уж большой срок, тем более они кочевали и не строили никаких сооружений.

В начале Исхода сыны израилевы жили в районе дельты Нила или на земле Рамзеса и сначала расположились станом в северной части Суэцкого залива или Суккот. Это было началом кочевого образа жизни. Затем они странствовали по пустыне возле Красного моря, или что мы сегодня называем Синайским полуостровом, и вышли к заливу Акаба.

Традиционно считается, что дети израилевы пересекли Красное море в месте, которое не соответствует Библейским сказаниям. Могут ли «Горькие Озера» (Мерру) быть местом, упомянутым в Библии? Могли ли тысячи солдат на колесницах утонуть в таких мелких водах?

Во время перехода через пустыню у Красного моря, спасаясь от армии фараона, Бог повелел Моисею повернуть на юг, поэтому они направились через вади или каньон, называемые Вади Ватир, и вышли к морю. В Библии говорится, что они заблудились в земле, и пустыня их заперла.

Берег, где свершился переход

По прибытии на берег, сыны израилевы почувствовал ловушку, не имея возможности повернуть ни назад, ни на север, потому что в северной части берега находилась трехэтажная, египетская военная крепость, которая, находясь в реставрации, стоит и сегодня.

Кроме того, их бегству препятствовали горы. На юге горы спустились к самому морю, о чем говорил Иосиф Флавий (древний историк): «Ибо стояли горы, которые входили в море, и были непроходимы по причине их шероховатости, и препятствовали их побегу». «Иудейские древности, кн. 2, 15-3». Эти горы можно увидеть и сегодня. Если посмотреть на карту побережья, оно достаточно большое и может разместить пару миллионов человек. То есть остается только – Нувейба, Египет.

Гранитная колонна Соломона

Колонна соответствует аналогичной колонне на другой стороне залива в Саудовской Аравии. На колонне выгравированы нетронутые временем слова на иврите: смерть, вода, фараон, Едома, Господь (Яхве) и Соломон. Этим колоннам 3000 лет, на той, что в Саудовской Аравии, слова надписи были уничтожены из-за идейной борьбы между этими двумя народами.

Эти колонны были воздвигнуты царем Соломоном через 400 лет после чуда перехода Красного моря. Морской порт Соломона находился в северной части залива Акаба в Эйлате, царю было известно место перехода Красного моря. В Библии также упоминается эта колонна. Полное название этого места на карте — Nuwayba’ al Muzayyinah (Нувейба аль Музайина), что означает: «Расступились воды Моисея».

В Священном писании говорится, что Бог сделал так, чтобы поднялся сильный восточный ветер, и расступились воды, и сыны израилевы смогли пересечь Красное море посуху до Аравии. Путь перехода составляет от четверти до полумили в ширину и постепенно спускается к дну Красного моря, а затем поднимается до берега в Саудовской Аравии. С двух сторон от места перехода находятся глубины Красного моря, это впадины Эйлата и Арага глубинами 3000 — 5000 футов соответственно.

Некоторые колеса колесницы были найдены археологом Роном Уайеттом, который использовал генератор молекулярной частоты – оборудование, предназначенное для поиска золота. В Библии говорится, что все колесницы фараона и более 600 золоченых колесниц были использованы для погони за Божьим народом. Есть предположение, что в тот день было уничтожено 20 000 колесниц. Колеса с четырьмя спицами были найдены в египетской гробнице того времени. Колеса с четырьмя, шестью и восьмью спицами, найденные в заливе, использовались только в это время, то есть, при 18-ой династии или 1446 г. до н.э., когда Исход имел место. На месте перехода найдены многочисленные колеса колесниц, а также человеческие и лошадиные кости, покрытые кораллами. Такие же колеса от колесниц были также найдены по другую сторону Красного моря (в месте перехода). Было найдено также высохшее копыто лошади, тогда как на сегодняшний день на Синайском полуострове лошадей нет.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *