Где находился рай?

2. Источник в долине Кедрон, расположенный восточнее Иерусалима, от к-рого в древности полностью зависело водоснабжение города. Название происходит от евр. глагола jyg — изливаться. В LXX передается как Γιων, в синодальном переводе — Гион или Геон. В Свящ. Писании Г. впервые упоминается в связи с помазанием Соломона на царство (3 Цар 1. 33, 38, 45). Ряд исследователей полагают, что в данном месте присутствует интерполяция или метафорическое словоупотребление или имеется в виду др. местность (напр., Гибеон — см.: Göörg. 1992). Изначально воды Г. поступали в особый пруд, большей частью по открытому акведуку (Ис 22. 9). Прор. Исаия называет эти воды «текущими тихо» (Ис 8. 6). При угрозе осады Иерусалима ассирийцами царь Езекия приказал засыпать все источники за пределами городской стены (2 Пар 32. 3-4) и прорубить в скале туннель (водопровод) Силоам от Г. к юго-зап. части Иерусалима (2 Пар 32. 30; 4 Цар 20. 20; Сир 48. 19; возможно, Ис 22. 11). По разным подсчетам, длина туннеля была 512 или 643 м, а перепад высоты составлял 10 м. Царь Манассия, вероятно, продолжил укрепление города и построил к западу от Г. «внешнюю стену» (2 Пар 33. 14; однако в 4 Цар 21 об этом не сообщается).

Христ. название Г.- Айн-Ситти-Марьям (Источник (колодец) Девы Марии). Его высота над уровнем моря — 646 м. Ключ бьет по 1-2 раза в день (после сезона дождей — 4-5 раз) по 40 мин. По данным археологии, источник использовался и укреплялся от нападений врагов с эпохи средней бронзы иевусеями, жившими в этой местности до прихода евреев,- т. о., он фиксирует расположение древнейшего из поселений в районе Иерусалима, известных в наст. время. Поселение исследовано К. Кеньон (1961-1962) выше по склону над источником, причем открыто основание оборонительной стены из крупных валунов, датированное ок. 1800 г. до Р. Х. (эпоха начала раннебронзового века), с ремонтным уровнем более позднего времени (ок. Х в. до Р. Х.). По-видимому, это фрагмент внешней вост. оборонительной стены Иерусалима Ханаанской эпохи. Считается, что прорезанный от Г. в город (под стеной) туннель, соединявшийся с вертикальной шахтой внутри города, обеспечивал защитникам постоянный доступ к воде (в мирное время к источнику проходили через внешний крытый проход вдоль стены).

Лит.: Barrois G. A. Gihon (Spring) // IDB. 1962. Vol. 2. P. 396; Göörg M. Gihon (Place) // ABD. Vol. 2. P. 1018-1019: Archaeology in The Holy City, 1968-1974. Jerusalem, 1975; Amiran R. The Water Supply of the Israelitte Jerusalem // Jerusalem Reveled. New Haven; L., 1978. P. 75-78; Shiloh Y. Undeground Water System in Eretz-Israel in the Iron Age // Archaeology and Biblical Interpretation: Essays in Memory of D. G. Rose. Atlanta, 1987. P. 203-244; Finegan J. The Archaeology of the New Testament: The Life of Jesus and the Beginning of the Early Church. Princeton, 1992. P. 187-190.

А. А. Ткаченко, Л. А. Беляев

Очередной текст из журнала «Столичное образование». Буду рад замечаниям и добавлениям.
В этот раз мы поговорим о названиях рая и ада в разных языках.
Этимология русского слова рай неясна. Чаще всего его считают заимствованием из иранских языков в славянские и связывают с авестийским корнем rāy- ‘богатство, счастье’. Другую версию выдвинул этимолог О. Н. Трубачев, который предложил связать рай вместе с такими славянскими словами, как рой и река, с индоевропейским корнем *reu-, означающем ‘течь’. Трубачев писал, что это название связано с «проточной водой, очевидно, образовывавшей преграду, которая отделяла ‘рай’ от мира живых, по древним представлениям».
Название рая часто связывается с названием неба. Таковы латинское слово caelum и произошедшие из него итальянское cielo, испанское cielo, французское ciel и румынское cer. В германских языках связь значений ‘небо’ и ‘рай’ демонстрирует английское heaven (др.-англ. heofon), сравните с нижненемецким heben, древнеисландским himinn, готским himins, древнефризским himul, означающими ‘небо’. В новогреческом языке слово οὐρανός ‘небо’ употребляется в значении ‘рай’ (наряду со словом παράδεισος). Древнеирландское слово nem обозначало ‘небо’ и ‘рай’, а в современном ирландском у слова neamh, которое восходит к nem, значение ‘рай’ стало основным. Чтобы как-то обозначить просто небо, в ирландском появилось новое слово spēir (из латинского sphaera). Часто в значении ‘рай’ исользуется форма множественного числа от слова ‘небо’. Вспомним русское небеса, также латышское слово debesis ‘рай’ представляетс обой форму множественного числа от debess ‘небо’. Современное ирландское слово faitheas ‘королевство, государство’ тоже употребляется в значении ‘рай’, особенно во множественном числе.
Часто рай мыслится как сад. Например, крестьяне русского севера говорили, что рай – это вечно зеленый сад, который находится на небе. По представлениям полесских крестьян, рай – огромный сад в небе, огороженный высокой, в десять верст, стеной, прикрытой стеклянным сводом. Там никогда не бывает зимы и непогоды, всегда светит солнце, причем не жарит, а греет, всюду яркая зелень, огромной высоты деревья, масса ярких цветов – синих, белых, красных, издающих благоухание. Подобные представления были характерны для многих народов, как христианских, так и мусульманских.
Представления о райском саде, конечно же, отразились и в названии рая. Известное слово парадиз восходит к греческому παράδεισος. Греческое слово заимствовано из древнеперсидского pairidaēza- ‘огороженное место’, ‘заповедник’, ‘парк’, ‘сад’. Сначала оно исползовалось древнегреческими писателями при описании садов и охотничьих заповедников персидских царей (например, Ксенофонтом в «Воспитании Кира» и «Анабазисе»). А потом стало просто обозначать сад. Когда создавали Септуагинту – перевод Ветхого завета на греческий язык, то древнееврейское название рая Ган Эден ‘сад неги’, перевели как παράδεισος. Самое распространенное название рая в исламе также отражает представление о райских садах – ал-джанна ‘сад’ или джаннат ‘сады’.
Аналог рая в древнескандинавской мифологии – Вальхалла (др.-исл. Valhöll) – чертог для доблестных воинов, павших в бою. В буквальном переводе это название означает ‘зал павших (убитых)’.
В древнеирландском также было слово rīched, обозначавшее рай. Буквально оно означало ‘королевский престол’. В арабском есть названия рая, связанные со словом дар ‘обитель’: дар ас-салам ‘обитель мира’, дар ал-муттакин ‘обитель богобоязненных’, дар ал-мукама ‘обитель вечного пребывания’. Употребляются также арабские слова ан-на‘им ‘благодать’ и ‘иллийун ‘возвышенное’.
***
Теперь от названий рая перейдем к названиям ада. Слово ад происходит от греческого ᾅδης или Ἅιδης – имени бога подземного царства Аида. Это имя буквально означает ‘невидимый’. Очень рано это слово стало помимо имени бога стало обозначает и его царство – загробный мир. В Септуагинте греческое слово ᾅδης использовалось для передачи еврейского названия ада – шеол. А затем оно начало употребляться и в Новом завете.
Другое распространенное название ада – геенна или геенна огненная. Это слово происходит от древнееврейского названия «долина Хинном». Долиной Хинном или Бен-Хинном («долина сыновей Хинномовых») называлось местность к югу от Иерусалима, возле Солнечных ворот. Она была местом языческих обрядов, во время которых приносили в жертву детей («и устроили высоты Тофета в долине сыновей Енномовых, чтобы сожигать сыновей своих и дочерей своих в огне, чего Я не повелевал и что Мне на сердце не приходило» Иеремия 7,31). Иудеи, верные единому богу Яхве ненавидели это место. В книге пророка Иеремии говорится: «…за то вот, приходят дни, говорит Господь, когда место сие не будет более называться Тофетом или долиною сыновей Енномовых, но долиною убиения. И уничтожу совет Иуды и Иерусалима на месте сем и сражу их мечом пред лицем врагов их и рукою ищущих души их, и отдам трупы их в пищу птицам небесным и зверям земным» (19, 4 – 7). Иудейский царь Иосия, истребляя идолопоклонство около 622 года до н. э. разрушил языческие жертвенники. Долина Хинном стала свалкой мусора, туда свозили непогребенные трупы преступников и павших животных. Для уничтожения их в долине постоянно горел огонь. Поэтому пророк Исайя говорил: «… И увидят трупы людей, отступивших от меня; ибо червь их не умрет , и огонь их не угаснет; и будут они мерзостью для всякой плоти» (66, 24). Этот образ перешел и в Новый завет. Так геенна стала символическим обозначением места вечных мучений грешников. Из древнееврейского слова возникли славянское геенна, древнегреческое γέεννα, готское gaiainna. От него же происходит арабское слово джаханнам – основное название ада в исламе.
В представлении христианских народов ад часто изображается, как озеро кипящей смолы. Поэтому еще один источник названия для ада – слово обозначающее смолу. От латинского слова picula ‘смола’ произошло старославянское пькълъ ‘ад’. Затем это слово распространилось и в других славянских языках: рус. пекло, серб. пакао, болг. пъкъл, чеш., словац. peklo, пол. piekło. Его широкому распространению помогло сближение с глаголом печь, хотя изначально печь и пекло не родственны. В говорах восточного Полесья записано и слово смола в значении ‘ад’.
Часто в названии ада указывается на его расположение внизу, под землей. Это и русское слово преисподняя, и латинское infernus или inferna ‘ад’, образованного от inferus ‘нижний, находящийся внизу’, ‘подземный’. Из латинского слова возникли итальянское inferno, французское enfer, испанское infierno, древнеирландское ifern, современное ирландское ifreann, валлийское uffern, бретонское ifern.
Распространены названия ада, означающие ‘бездна, пропасть’. Это испанское abismo, итальянское baratro, литовское prãgaras (образовано от pragarmė ‘пропасть’). В одном из хорватских диалектов слово jama обозначает ад. Одно из арабских названий ада – хавийа – тоже означает ‘пропасть’.
Греческое χάος ‘первобытный мрак’, в псевдоплатоновском диалоге «Аксиох» обозначает также темную бездну в загробном мире: «Тех же, чья жизнь была истерзана злодеяниями, Эринии ведут через Тартар к Эребу и Хаосу, в обитель нечестивцев…»). У этого слова тот же корень, что и у греческого глагола χαίνω ‘раскрываться’, ‘разевать рот или пасть’ (а этимологический родственник этого глагола — русское слово зевать).
Английское слово hell восходит к древнеанглийскому hel, helle, обозначавшему мир мертвых. Оно восходит к прагерманскому слову *halja, означавшему ‘скрытое, закрытое, спрятанное место’. Английскому hell родственны немало слов в других германских языках: древнефризское helle, hille, древнесаксонское hellja, средненидерландское helle (современное нидерландское hel), древневерхненемецкое helle (современное немецкое Hölle), норвежское и шведское helvete (из hel + древнеисландское vitti ‘наказание’), готское halja. Позднее слово из языческих германских верований было использовано при создании христианской терминологии и стало обозначать христианский ад.
Немало названий для ада есть в древнееврейском. Основной термин – уже упоминавшееся слово шеол. Также использовались слова эрец ‘земля’ (Иона 2:7; иногда с уточнением ‘земля тьмы’, Иов 10:21; ‘земля нижняя’, Иех. 31:14), кевер ‘могила’ (Пс. 88:12), афар ‘прах’ (Ис. 26:5; 26:19), бор ‘яма’ (Ис. 14:15; 38:18; Пр. 28:17; иногда с уточнением `яма глубин`. Плач 3:55), шахат ‘яма’ (Иона 2:7; Пс. 7:16), авадон ‘место исчезновения’ (Иов 28:22), дума ‘место неподвижности’ или ‘место молчания’ (Пс. 94:17; 115:18).
В осетинских мифах ад назывался zyndon. По народной этимологии оно осмысляется как место (don) тягот (zyn), но на самом деле происходит от персидского zindān ‘тюрьма’. Посколько адские муки считались вечными, в македонских диалектах возникло название ада – вечна. В греческом было также название κόλασις, буквально означающее ‘кара, наказание’ (оно образовано от глагола κολάζω ‘резать, обрезать’, ‘наказывать’). Среди арабских названий ада есть также ал-хутама ‘сокрушилище’ и ал-джахим ‘огонь, пламя’.

В последнее время в прессе все больше разговоров о том, что все живое на нашей планете произошло не в процессе эволюции, а кем-то было специально создано. Причем подобная тенденция вызвана не речами и трудами праведников, а в результате исследования.
Сегодня все больше ученых, которые работают в различных направлениях биологии, переходят на сторону креационизма – направления в биологической науке, которая уверена, что возникновение Земли, жизни на ней и человека в частности является результатом божественного творения. Как правило, многие креационисты вначале верили в процесс эволюции, но теперь, когда на свет появились многочисленные научные доказательства, они убедились, теория эволюции уступает гораздо более достоверной модели происхождения мира – теории сотворения.
Что же раскрыла эта наука о происхождении жизни на нашей планете, кто ее создал, где живет Создатель, где находятся рай и ад?
Буквально несколько лет назад немецкие астрономы обнародовали сенсационное открытие: они, якобы, обнаружили место на небесах, где по их глубочайшему заверению «прописан» Бог. Об этом миру поведал достаточно респектабельный и серьезный немецкий журнал «Шпигель», на страницах которого весте со статьей о вышеупомянутом научном открытии была размещена удивительная фотография: в самом центре снимка изображено большое сверкающе белое «Магелланово облако», которое отдалено от нашей планеты Земля на целых сто семьдесят тысяч световых лет. Фотографию удалось сделать с помощью уникальной камеры, которую создали исследователи Института астрономических исследований имени Макса Планка, находящегося в немецком городке Гейдельберг.

Этот аппарат, являющийся одновременно и телескопом, и фотоаппаратом – единственный в мире. Он имеет очень высокую точность глубины резкости.
Как пишет на своих страницах не менее известная газета «Бильд», «Магелланово облако» представляет из себя некую звездную систему, которая расположена где-то в «южном небе».
Почему же астрономы так уверены, что именно это место является «штаб-квартирой» Бога?
А все очень просто!
Исследователи, историки и искусствоведы размышляли следующим образом: во все века живописцы пытались как-то изобразить на своих холстах место, где «живет» Всевышний, попытаться объяснить тайну его местонахождения. Особенно настойчиво это предпринималось в эпоху Ренессанса.
Ученые же решили сравнить небо, изображенное на полотнах известных художников, с фотографиями, сделанными в далеком космосе, и обнаружили совершенно невероятную вещь: художники все как один достаточно четко изображали район Магелланова облака, создавалось впечатление, старые мастера имели в своем распоряжении суперкамеру, пишет газета «Бильд». Вот почему ученые так уверены, что именно это место является мифическим Олимпом.
Если с местом «постоянного проживания» Бога хоть как-то все разъяснилось, то споры о местонахождении ада и рая до сих пор не прекращаются.

Два испанца – ученые-физики Хосе Винья и Хорхе Перес, работающие в университете Сантьяго-де-Компостела, еще в 1998 году, взяв за основу Священное Писание, смогли определить температуру ада и рая, а также их местонахождения.
Как они утверждают, физические параметры, определяющие рай, есть в Книге пророка Исайи. В ней говорится, что свет Луны станет похожим на свет Солнца, которое будет всемерно светлее – как свет семи дней…Испанцы, определяя температуру рая, опирались на закон излучения, открытый Стефаном-Больцманом, а для установления температуры ада – на тепловую функцию, именуемую энтальпией.
В результате им удалось с достаточно большой «точностью» рассчитать температуру в аду и раю, а также наиболее «достоверно» определить их месторасположения. К своим испанским коллегам примкнул и профессор из Германии Геро Хильмер, который утверждает, что у них есть данные о том, что ад находится в глубине земли на расстоянии около 14 километров.

Правда, многие ученые, исследователи и представители веры скептически замечают, что вряд ли земные измерения годятся для обозначения таких сфер. Однако Винья и Перес, тем не менее «перевели» на язык науки физики слова пророка о том, что небеса излучаются от солнца в пятьдесят раз больше, чем наша планета, пропустив их через призму закона Больцмана, а также проведя метеорологический анализ. В результате они сделали сенсационное открытие: рай находится на высоте около двухсот километров над поверхностью нашей Земли.
По их мнению, царство небесное находится в атмосферных слоях, именно там, где проходят пути космических кораблей и спутников, там, где температура доходит до 232°.
Получается, что души праведников, которые всю жизнь мечтали попасть в рай, чувствуют себя здесь не совсем комфортно, даже если они лишены «квазитела». В таких условиях, когда вокруг трескучий мороз, а в раю температура доходит до 232° в результате солнечного излучения, должен быть полный вакуум с ничтожно малым количеством воздуха.
Получается, что на небесах – в раю – одновременно и мороз и пекло, что лишний раз является доказательством воистину непревзойденной истины – пути Господни неисповедимы.
Однако с такими громогласными заявлениями категорически не согласна католическая церковь, представители которой — в частности, Папа Римский — еще в 1999 году, накануне нового тысячелетия, заявил, что на небесах никакого рая нет и не может быть, по той простой причине, что рай – это не физическое место, находящееся где-то в облаках, а непосредственно живая духовная связь со Святой Троицей. Получается, что все, что представляется человеку раем небесным – зеленые лужайки, цветущие сады, кристально чистые родники, журчащие среди белых облаков – все эти картины умилительного пасторального идиллического мира, где живут ангелы и где всем праведникам уготована безмятежная и блаженная жизнь, на самом деле являются метафорой, плодом воображение.
Правда, Глава Ватикана при этом пояснил, что рай – не абстракция, а просто ощущение полноты общения с Всевышним, призвав при этом праведников не сгущать краски. описывая райскую жизнь и краски ада с котлами с кипящим жиром и орудиями пыток.

Так все-таки где находится Эдем?

В Ветхом Завете сказано, что рай земной – это цветущий оазис, находящийся в пустыне, там, где а самом начале жили наши прародители – Адам и Ева, и предположительно это место находилось в восточном направлении от Палестины, в том месте, где есть поток, из которого берут свое начало четыре реки.
Однако Библия – не учебник географии, поэтому она не дает точных географических координат «рая земного», поэтому существовало великое множество различных теорий относительно месторасположения Эдема, в том числе и теория о том, что это место – это южная Африка.
Она исходит из подтверждения о том, что именно Африканский континент является «исторической родиной» сегодняшнего человека. По мнению ученых, около двухсот тысяч лет назад в этом месте жили наши предки – древние люди, которые с точки зрения биологических измерений мало чем отличались от нас. Затем, спустя века, они расселились по Азии и Европе.
Генетические исследования человека, позволили исследователям проследить всю их цепочку генов, которые передаются по линии матери и доходят от современного человека к его древнему предку, и в силу этого анализа определить тот регион Африки, который могли населять наши прародители. И поэтому именно эти места нужно считать Эдемом, с чем согласны и в Ватикане.
Некоторые ученые из СНГ считают, что «рай земной» находится в… Антарктиде. Они основывают свои выводы на расчетах энергоинформационных и магнитных земных полей, а также аномальных зон на нашей планете. В их разработках есть также данные секретных фашистских лабораторий Рейха, которые активно занимались поиском сакральных зон на поверхности Земли. Например, в свое время адмирал Денниц доложил Гитлеру о том, что его подводники обнаружили вход в «рай земной» и находится он у побережья Антарктиды.
Ученые из бывшего СССР утверждают, что не случайно на этом материке попадаются грибы и папоротниковые растения. Направленные к «вратам рая» две экспедиции подводников исследовали берега таинственного белого материка. Они подтвердили догадку ученых о том, что в глубинах океана действительно существуют оазисы, которые омываются горячими термальными течениями.

Один из таких оазисов располагается у входа в подземную пещеру, и оттуда исходит невероятно яркое свечение, объяснить происхождение которого пока не удалось. Проникнуть в этот грот подводная лодка не в состоянии, это может сделать только аквалангист, да и то, в очень легкой экипировке.
Думается, что когда-нибудь ученым удастся ответить на вопрос: по какому адресу нужно попасть в «рай земной», а сейчас каждый из нас, живя в этом мире, должен понимать, что пока рай не найден, нужно бережнее относиться к этому миру, в котором мы живем сейчас, не уничтожая то, что у нас есть сегодня.
Tags: Наука НЛО и Необъяснимое

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *