Где сейчас скрижали моисея

Значение скрижалей

Согласно истории святого писания, Моисей является одним из самых почитаемых людей того времени. Он выполнял все повеления Господа Бога, доведя народ из Египта до Земли Обетованной, при этом он очень часто вступался за поведение и грехи людей перед Богом.

Кроме того, Моисей был основным творцом святой литературы. Он написал первые книги Библии и принес их с горы Синай, где и проводил общение с Господом на протяжении 40 дней. Там он и получил каменные скрижали с основными заповедями Господними.

И так, что такое скрижали? В переводе слово означает «груда камней». Первично это была рассеченная плита. На иврите скрижали понимают как доски союза. Существует мнение, что если бы 7 скрижалей Завета от Всевышнего существовали в наши дни, то их бы назвали «договора». В современном мире такие договора встречаются часто, они к примеру, во время сделок купли-продажи, которые либо подписываются либо нет.

Сколько было скрижалей завета, которые получил Моисей точно не известно:

Так же заходите в нашу православную группу в телеграме https://t.me/molitvaikona

  • одни веряне считают, что их было 10;
  • другие говорят, что их было в количестве 7 штук.

В Библии Моисей самостоятельно назвал скрижали заповедями. Согласно памяти древних евреев сохранила точное изображение в виде прямоугольной пирамиды с закругленными углами.

Другая же легенда говорит о том, что скрижали были сделаны из драгоценного камня. А если быть точным то из камня граната. Поразительно, но символом закона Моисея считается именно фрукт гранат. Он состоит из 613 косточек, в законе также находиться 613 заповедей.

В церковной литургии вспоминается еще одно предположение, согласно которому камень для скрижалей был взят на Храмовой горе.

Где сейчас скрижали Завета

Удивительно, но с тех пор как была найдена первая скрижаль Завета прошло очень много лет. Но несмотря на то, что много святынь с того времени сбереглись, данную святыню сберечь не удалось.

Они были положены в специальный Ковчег. При этом там ничего не было, кроме двух каменных плит. Их положил туда ученик Иисуса. Когда храм был разрушен войсками, Ковчег был утрачен. Пропали и каменные экземпляры.

Апостол всегда говорил, что закон Христа, а точнее заповеди всегда были подобны святому письму. Они словно духи живут в вере каждого человека в сердце. Точная же копия скрижалей находится в музее Израиля. Плита имеет датирование 8 веком до нашей эры. На ней выбит текст на языке древних самаритян. Со временем она была продана, после чего точное место ее нахождения было утрачено.

Пусть хранит Вас Господь!

В магазине Сегодня в магазине обратил внимание на бабушку — долго выбирала консервы подешевле. Обратил внимание, что в плюс 2 градуса, она была в резиновых тапочках… Подошел, встал рядом, помог разобраться с ценниками, потом повел по магазину, кидал в корзину все, что попадалось на глаÐ… 7 СЕКРЕТОВ СЧАСТЬЯ ОТ АФОНСКИХ СВЯТЫХ И СТАРЦЕВ Наверное, нет на земле такого человека, который не мечтал бы стать счастливым. Но представление о счастье у каждого свое. Кто-то видит счастье в материальном достатке и богатстве, кто-то в успехе и популярности у окружающих, кому-то для счастья не хватает второй половинки, кÐ… «Да будет на всё Господи Твоя воля! Не так, как я хочу, как Ты дашь!!!» Ехал в карете богатый человек… Увидел крестьянина, сидящего на мостовой. Мужик плакал: — Не как ты хочешь, а как Бог даст! Не как ты хочешь, а как Бог даст!Невзирая на кучера («ишь, мол, пьяниц»), велел барин остановить карету. Позвал мужика, спросил его чего он тут сидит. П… «АЛЁША — ЧЕЛОВЕК БОЖИЙ» Очередь волновалась — всем надо ехать, а в автобусе всё меньше и меньше мест. Поглядывали на молоденькую беременную русскую. Пропустить, что ли, её вперёд? А если самим не хватит билетов? Нет уж, пусть дома сидит, а не разъезжает со своим животом! И когда, наконец, очередь дошл…

Библейские сказания не первый век занимают умы ученых. Изучаются священные тексты, а при раскопках на Ближнем Востоке находятся очередные артефакты, которые часто задают больше вопросов, нежели находят ответы. Каменные скрижали и начертанные на них заповеди — одна из таких загадок.

Что такое скрижали Завета

Данный образ пришел к нам из Библии и прочно закрепился в культуре и искусстве. Здесь стоит выделить смысловой, исторический, религиозный и лингвистический аспекты.

Происхождение слова

Это слово, как и многие другие религиозные термины, берет свои корни из старославянского языка и обозначает рассеченные доски — не обязательно каменные. На иврите это наименование звучит как «лухот ха-брит», то есть «доски завета». На языке Библии последнее слово также может означать «союз» или «договор». То есть смысловой акцент ставится на соглашении, которое, согласно Писанию, Бог заключил с еврейским народом.

Значение понятия

Термин чаще всего используется в библейском контексте для описания каменных плит с начертанными на них заповедями, которые Бог дал пророку Моисею. Но в более широком смысле значение слова — это плита или доска с текстом, то есть речь идет о материале для письма как таковом. А им в древности могли также выступать дерево и особенно глина, если речь идет о ближневосточном регионе с его знаменитой клинописью.

Библейское сказание

Святыня впервые упоминается в книге Исход — второй части Пятикнижия Моисея, или Торы, согласно традиции иудаизма.

История появления

Тора, или Пятикнижие Моисея, повествует, что заповеди были переданы пророку свыше на горе Синай. Тем самым был заключен завет, или договор, между единым Богом и евреями.

Однако окружающие народы продолжали оставаться язычниками, поклоняться идолам и сохранять многобожие. Похожая культура и родственные семитские наречия упрощали проникновение чужих культов в еврейскую среду – данное явление хорошо описано в Ветхом Завете. Как и то, что Моисей в гневе разбил не только золотого тельца, но и каменные плиты с заповедями.

Однако Бог даровал их повторно — и теперь они бережно сохранялись в Ковчеге Завета. Этот специальный саркофаг был переносным и сопровождал евреев-кочевников во время странствий и военных походов, а после хранился в Святая Святых Первого храма, построенном царем Соломоном в Иерусалиме.

Суть и содержание надписей

Согласно Писанию, на камне были высечены 10 заповедей — краткое изложение божественного закона и правил жизни, которым должен следовать избранный народ. Однако всего заповедей 613 — они перечислены в Торе.

Цель и значение реликвии

Таблицы с заповедями, высеченные божественным знамением в камне, стали свидетельством союза, заключенного Богом с людьми. Эти предписания обрели силу закона для евреев, ставших с этого момента избранным Богом народом. Ковчег Завета выполнял роль святыни и бережно охранялся.

После завоевания Ханаана и перехода к оседлой жизни реликвия нашла место в храме Соломона. Она стала свидетельством веры в единого Бога в условиях продолжавшейся экспансии языческих культов и фактического двоеверия, когда позиции иудаизма на Земле Обетованной были еще недостаточно крепки.

Толкование

Десять заповедей также известны как Декалог. В зависимости от того или иного библейского перевода формулировки могут отличаться в деталях, но суть одинакова:

Я есть твой Бог и да не будет у тебя других богов перед лицом Моим.

Предписывается почитание единого Бога. Также налицо прямой запрет поклоняться Творцу и иным божествам одновременно — что в тех условиях было весьма актуально.

Не сотвори себе кумира, не служи ему и не поклоняйся.

Здесь налицо логическое продолжение первой заповеди — и недопустимость чужеродным культов в материальном выражении. Идолопоклонство категорически запрещается. В наши дни это воплотилось в пословицу, которая порицает чрезмерное увлечение чем-либо и превращение в предмет поклонения.

Не поминай имя Бога всуе.

Трактовка данного запрета различается. Иудаизм понимает его буквально — имя Бога табуировано, вместо него используются разные эпитеты. На иврите также очень часто применяется термин «Ашем» (буквально «Имя»). Другое понимание заповеди — человек не должен беспокоить Творца без лишней надобности и стремиться переносить на него ответственность за свои действия.

Почитай день субботний.

В еврейском календаре суббота, или шаббат, является седьмым днем недели. Считается, что Бог сотворил мир за шесть дней, а на седьмой лишь созерцал свое творение. Так и верующему предписывается отдыхать в этот день и посвящать его молитве.

Почитай отца и мать свою.

Традиционное для всех культур уважение и забота о родителях будет вознаграждено долголетием — так гласит этот закон.

Не убивай.

Библейская притча о Каине и Авеле повествует, как впервые в мир людей вошла смерть, — и это было братоубийство, совершенное по неведению. Здесь утверждается ценность жизни ближнего.

Не прелюбодействуй.

Осуждается супружеская измена. Муж и жена должны хранить друг другу верность, а ее нарушение в ветхозаветное время сурово наказывается — вплоть до смертной казни. Однако ограниченная полигамия допускалась – согласно библейским текстам, у многих еврейских патриархов были наложницы.

Не кради.

После ухода из египетского рабства евреи кочевали по пустыне в условиях скудости и ограниченности ресурсов. Воровство в этих условиях справедливо признавалось тяжким грехом.

Не лжесвидетельствуй.

Ветхий Завет особо отмечает важность исполнения клятв и верности данному слову. До появления первых царей Израиля длительное время роль правителей исполняли судьи. Поэтому в данных условиях честность свидетеля была крайне важна как элемент правосудия и общественных отношений в целом.

Не возжелай жены ближнего и никакого его имущества.

Заповедь иногда трактуется как общее осмысление запрета на воровство и прелюбодеяние. Но обычно ее понимают проще — не завидуй ближнему и тому, что он имеет.

Заключение Завета

Согласно Пятикнижию, Скрижали Завета были даны Моисею Богом на горе Синай. Десять заповедей («…наставление и заповедь, которые Я написал») были высечены на плитах «с обеих сторон, с той и с другой было на них написано. И скрижали эти было дело Божье, а письмена — письмена Божьи» (Исх. 32:15-16). Эти скрижали Моисей разбил, увидев поклонение народа золотому тельцу (Исх. 32:19). Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые скрижали и поднялся с ними на гору второй раз (Исх. 34:1-4). На этих скрижалях Бог во второй раз написал те же Десять заповедей (Втор. 10:1-5). Скрижали Завета именуются также «скрижалями свидетельства» (Исх. 34:29), так как они свидетельствуют о Завете, заключенном Богом с народом Израиля.

Заключение Завета с еврейским народом происходило в три этапа.

  1. Моисей поднялся на гору Синай, и Бог объявил ему первые Десять заповедей.
Весь народ видел громы и пламя, и звук трубы, и гору дымящуюся; и увидев то, народ отступил и стал вдали. И сказали Моисею: говори ты с нами, и мы будем слушать, но чтобы не говорил с нами Бог, чтобы нам не умереть. И сказал Моисей народу: не бойтесь; Бог пришёл, чтобы испытать вас и чтобы страх Его был перед вашим лицом, чтобы вы не грешили. И народ стоял вдали, а Моисей вступил во мрак, где Бог.
  1. Затем Моисей вторично восходит на гору, где получает ещё много указаний, в частности, детальное описание как и из чего надлежит сделать Ковчег Завета, в котором потом надлежит хранить скрижали.
И Господь сказал Моисею: взойди ко Мне на гору и будь там; и дам тебе каменные скрижали, и закон и заповеди, которые Я написал для их научения. И Моисей встал с Иисусом, своим служителем, и Моисей пошёл на гору Божью, а старейшинам сказал: оставайтесь здесь, пока мы не возвратимся к вам; вот Аарон и Ор с вами; кто будет иметь дело, пусть приходит к ним. И Моисей взошёл на гору, и облако покрыло гору, и слава Господня осенила гору Синай; и облако покрывало её шесть дней, а в седьмой день Господь воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был перед глазами народа Израиля, как поедающий огонь. Моисей вступил в середину облака и взошёл на гору; и Моисей был на горе сорок дней и сорок ночей

И далее:»И когда Бог перестал говорить с Моисеем на горе Синай, дал ему две скрижали откровения, каменные скрижали, на которых было написано рукой Божьей.» (Исх. 31:18) Спустившись с горы, он застал народ за поклонением золотому тельцу, и разбил скрижали. Левиты встали на сторону Моисея и убили всех, кто пропагандировал идею с тельцом.

  1. После этих происшествий Господь вновь обратился к Моисею:
В то время сказал мне Господь: вытеши себе две скрижали каменные, подобные первым, и взойди ко Мне на гору, и сделай себе деревянный ковчег; и Я напишу на скрижалях те слова, которые были на прежних скрижалях, которые ты разбил; и положи их в ковчег. И сделал я ковчег из дерева ситтим, и вытесал две каменные скрижали, как прежние, и пошел на гору; и две сии скрижали в руках моих. И написал Он на скрижалях, как написано было прежде, те десять слов, которые изрек вам Господь на горе из среды огня в день собрания, и отдал их Господь мне. И обратился я, и сошел с горы, и положил скрижали в ковчег, который я сделал, чтоб они там были, как повелел мне Господь.

Передача скрижалей — знаковый момент в истории народа. Считается, что с этого момента был заключен союз между Богом и еврейским народом. Согласно талмудической традиции, это событие произошло 10 тишрея по еврейскому календарю, в тот самый день, когда согласно библейскому установлению праздновался День Искупления (Йом Кипур) — один из наиболее священных еврейских праздников.

Поскольку заповеди установили завет, вполне вероятно, что они были высечены на обеих скрижалях. Это можно сравнить с дипломатическими договорами Древнего Египта, когда каждая из сторон получала свой экземпляр.

Скрижали в культуре и искусстве

Моисей, разбивающий Скрижали Завета, 1659 Рембрандт

Слова шиврей лухот («обломки скрижалей») применялись к престарелым мудрецам, которым стала изменять память.

Изображение Скрижалей Завета стало излюбленным еврейским символом; его помещают над ковчегом со свитками Торы в синагоге; на нём обычно пишут первые десять букв еврейского алфавита или первые слова Десяти заповедей.

Согласно Талмуду, форма скрижалей — квадратная (или прямоугольная). Изображения скрижалей такой формы можно найти в старых изданиях еврейских книг. Однако под влиянием христианского искусства итальянского Ренессанса почти во всех странах скрижали Завета стали изображаться как страницы раскрытой книги дугообразной сверху формы (). Тем не менее многие раввины выступают против изображения скрижалей такой формы и иногда даже постановляют заменить уже существующее изображение скрижалей.

В переносном смысле — «то, что хранит» (т. е. куда заносят даты, памятные события, имена, идеи и т. п.)

Письменность скрижалей

Традиционно в искусстве текст на скрижалях изображают еврейским квадратным письмом, или же более ранним самаритянским письмом (извод арамейского письма, ещё сохранивший угловатые начертания знаков для письма по твёрдому материалу). Однако оба варианта письменности являются анахронизмом для эпохи Моисея, который, скорее всего, владел египетским письмом.

ЕЭБЕ/Скрижали Завета

Скрижали Завета (לוחות העדות‎, לוחות הנרית‎) — две каменные плиты, на которых начертаны были десять заповедей. Господь повелел Моисею взойти к Нему на гору, чтобы получить «каменные скрижали и закон» (Тору; Исх., 24, 12). Скрижали эти называются «скрижалями свидетельства, начертанными перстом Божиим» (id., 31, 18) с обеих сторон (ib., 32, 15); они были «творением Бога» (ib. 32, 16). Спускаясь с горы с С. З. в руках, Моисей, узнав об отпадении народа от Бога, «бросил из рук своих С. З. и разбил их» (ib., 32, 19). Впоследствии Моисей по Божьему велению высек из камня новые С. З. наподобие первых, и Бог начертал на них первоначальный текст заповедей (ib., 34, 1—4). С. З. были помещены Моисеем в ковчеге (ib., 25, 21)., где они находились и при освящении Соломонова храма. — Ср. Десять заповедей, Откровение.

Мнение критической школы. Некоторые библейские критики подвергают сомнению существование С. З., на которых были написаны «десять заповедей», не приводя, однако, убедительных доказательств (см. Десять заповедей). Из библейского рассказа, по их мнению, можно с исторической достоверностью вывести только: 1) что законы и другие акты публичного характера писались в древности на камне и 2) что известного рода камень представлял собою национальный (или родовой) палладиум, переносимый с места на место (главным образом, во время войн) в специально для этого изготовленном ящике. Хотя такие палладиумы обыкновенно помещались на видном месте, a не скрывались от взоров людей в ковчеге, но С. З. сохранялись в скрытом месте именно с целью предохранить их от злонамеренной или случайной порчи. В более ранних повествованиях ο ковчеге в кн. Самуила не упоминается вовсе ο находившихся там С. З., хотя это, может быть, случайно. Традиция расходится в установлении текста, начертанного на С. З. (см. Десять заповедей). Это и вызвало, по мнению критиков, предположение ο том, что С. З. с более древним текстом были разбиты. Ввиду того, что С. З. были скрыты от взоров людей, нет ничего удивительного, как рассуждают критики, что создалось разногласие относительно их текста. Следует отметить, что слова Иеремии ο «Законе, написанном на сердце», при новом союзе Бога с Израилем (Иер., 31, 32) представляют как бы противоположность старому союзу, который был написан на камне; ср. также Притч., 3, 3; 7, 3. .

Скрижали Завета в агаде. Ввиду важного значения С. З. они, естественно, вызывали большой интерес y агадистов. В Талмуде и мидрашим находим много изречений, касающихся С. З. Порою в дебаты ο них вплетены и народные легенды. Две скрижали соответствуют другим естественным парным предметам в природе и жизни: жениху и невесте, небу и земле, настоящему и грядущему миру. Первые С. З. были получены Моисеем без всяких усилий с его стороны, a вторые лишь после 40 дней самоуничижения и лишений (ib.). Ангелы запротестовали, когда Бог повелел Моисею самому написать вторые С. З., опасаясь, что он станет приписывать себе авторство и даже изменит их текст и содержание, но Господь, тем не менее, вверил эту обязанность Моисею (со ссылкою на Числ., 12, 7; Schem. r., l. c.). Повеление Моисею написать самому вторые С. З. Мидраш (l. c.; Debar r., III) объясняет притчею ο царе, составившем лично письменный брачный договор с своей супругой, но, когда она ему впоследствии изменила, царь ее простил, но просил ее уже на этот раз, чтобы она сама написала брачное условие. Слово חרות‎ («вырезанный») в Исх., 32, 16, следует читать חירות‎ («свобода»), что указывает, что над израильтянами, получившими С. З., не имеют власти ни смерть, ни земные цари и никакие страдания (Waj. r., XVIII; Пирке р. Элиез., XLVI). Моисей высек вторые С. З. из специально для этого добытого из солнечного диска куска сапфира (Пирке р. Элиез., l. c.; Schir. r., V, 12). Моисей разбогател от продажи обломков сапфира, отлетавших во время обтесывания сапфира для С. З. (Нед., 38а), который притом был таким гибким, что С. З. можно было свертывать (Schir. r., V, 12). Число букв Декалога было 613, в соответствии с 613 предписаниями Торы (Bam. r., XVIII). Талмудисты расходятся в определении порядка заповедей на С. З.; по мнению одних, на каждой скрижали было написано по пяти заповедей, другие же полагают, что каждая из С. З. в отдельности содержала весь Декалог (Schir. r., V, 12). Господь помог Моисею носить тяжелые С. З.; заметив, однако, что народ поклоняется золотому тельцу, Он лишил Моисея поддержки, что заставило последнего бросить С. З. По другой версии, буквы поддерживали самих себя и камень, но, когда израильтяне лишились благоволения Божия, они (буквы) вознеслись на небо, так что Моисей изнемог под тяжестью камней (Иер. Таан., IV). Первые С. З. были написаны рукою самого Бога. Ввиду того, что первые С. З. были даны при торжественной обстановке, Сатана завистливо наблюдал за ними и толкнул народ на грех; поэтому вторые С. З. даны были при совершенно тихой и скромной обстановке (ib.). M. разбил первые С. З. 17 Таммуза (Пирке р. Элиез., XLVI). — Камень, из которого были высечены С. З., существовал испокон веков, также и резец, которым они были начертаны (ib.). Каббала использовала для разных мистических и оккультных целей числовое значение текста и отдельных слов С. З. (см. Гематрия). Вторые С. З. и обломки первых были помещены в ковчеге (Баба Бат., 14б); в связи с этим выражение «обломки скрижалей» (שנרי לוחות‎) стало применяться к престарелым и дряхлым ученым, которым память стала изменять, но которые, тем не менее, не переставали пользоваться должным уважением. Выражение לוחות הנרית‎ (Скрижали Завета) употреблялось в аллегорическом смысле для обозначения патриарха р. Иуды I (Иер. Кил., IX, 32б). .

Сегодня даже не церковный человек знаком с некоторыми понятиями, которые встречаются в Библии. Все они незаметно укоренились в повседневной жизни в виде поговорок и фразеологизмов. Взять, к примеру, такие фразы, как: «Око за око, зуб за зуб», «Фома неверующий», «Не убий», «Не укради» и т.д. Последние же две фразы относятся к Десяти Заповедям Ветхого Завета.

Несмотря на Заповеди Блаженства, которые оставил человечеству сам Господь Иисус Христос в Новом Завете, каждый верующий христианин обязан знать и о происхождение Декалога, или Десяти Заповедей. Для человека светского, подобная информация не станет лишней, так как несет в себе образовательный характер.

История появления скрижалей

Еще до прихода на Землю Спасителя, многие люди не знали истинного Бога и поклонялись идолам. Существовали и богоизбранные пророки, которые должны были подготовить народ к пришествию самого Бога.

Одним из первых пророков и праотцов был Моисей. Господь велел ему вывести из египетского рабства избранный Израильский народ. Лишь после сорока лет скитаний, Моисею и его людям удалось покинуть пустыню. Богом избранному народу надлежало вести жизнь праведную, нежели ее вели остальные варварские народы. Для этого Бог передал Моисею Скрижали Завета на горе Синай в пятидесятый день после исхода из Египта.

Пророк Моисей, получающий от Господа Скрижали Завета

Но народ забыл о земле обетованной и о Боге, установив при этом себе идола — золотого тельца. Моисей счел людей недостойными этих заповедей, и разбил скрижали.

Позже, он просил Бога простить неверие народа, на что Всевышний согласился и велел Моисею вытесать новые скрижали. Именно на этих скрижалях и были размещены заповеди. Скрижали были положены в Ковчег Завета. Ковчег — это специальный сосуд, который израильтяне бережно хранили в знак союза между Богом и их народом.

Сам Господь показал Моисею, какой формы должен быть ковчег. Предполагается, что он был утерян после разрушения Иерусалимского храма царем Навуходоносором в 586 году.

Для сведения! На сегодня местонахождение ковчега и скрижалей так и не было определенно.

Значение каждой заповеди

В десяти Божьих заповедях кратко объясняется, как должен относиться человек к Богу и своему ближнему:

  • в первой заповеди речь идет о том, что существует только один истинный Бог и создатель всего видимого и невидимого. Поклонение другим Богам является грехом. Эта заповедь одна из главных установлений во взаимоотношениях между Богом и человеком;
  • вторая заповедь подобна первой. В ней говориться, что нельзя обожествлять всякое творение Господне, а нужно служить единому Богу;
  • третья заповедь запрещает вспоминать имя Бога напрасно;
  • четвертая заповедь взывает к отдыху и покою в день субботний, символизируя отдых Творца после шести дней творения. У православных христиан таким днем считается воскресенье, так как в этот день произошло главное событие человечества — Воскресение Господа;
  • в пятой заповеди говорится о почитании родителей. Это главная заповедь, которая регулирует человеческие отношения;
  • в шестой заповеди говорится о важности человеческой жизни. Убийство — уничтожение Божьего дара;
  • седьмая заповедь указывает на важность законных отношений между мужчиной и женщиной;
  • восьмая заповедь запрещает красть и извлекать выгоду за счет своего ближнего или ему в убыток;
  • в девятой заповеди говориться, что нельзя говорить ложь о ближнем и порицать его;
  • десятая заповедь указывает на грех зависти. Желание благ ближнего своего ведет к духовному падению.

Важность именно этих отношений подчеркнул и сам Христос в Евангелии от Матфея:

«возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки». Заповеди Божии. Закон Божий с протоиереем Андреем Ткачевым

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *