Где вавилонская башня?

название: Вавилонская башня и другие библейские истории

издательство: Акварель

год издания: 2013

переводчик: под редакцией К. И. Чуковского

иллюстратор: А. Лебедев

тип обложки: 7БЦ

качество бумаги: мелованная

название серии: Читают все

ISBN: 978-5-4453-0610-8

формат: 75×90/16

количество страниц: 112

тираж: 5000

на какой возраст: 6+

аннотация: Великая книга тысячелетий в увлекательном и доступном изложении.

В 1960 году Корней Чуковский задумал пересказ Библии для детей. Он собрал лучших переводчиков, и для маленьких читателей удалось сохранить простой стиль величественного подлинника. Через несколько лет пересказ Ветхого Завета был напечатан, но, по приказу властей, тираж уничтожили. Только многие десятилетия спустя эта книга увидела свет.

Детям эти библейские истории могут казаться сказками, взрослым они подарят мудрость веков, но в любом случае книга, которая лежит в основе мировой культуры, станет одной из главных в вашей библиотеке.

отзыв о книге:

yan на сайте интернет-магазина Лабиринт:

Из статьи о Чуковском в «Букнике»:

«А в шестидесятых годах Корней Иванович, затеял издать, ни много ни мало, Библию для детей. Не всю, конечно, хотя бы избранные места в пересказе. Под названием «Вавилонская башня и другие древние легенды»: Адам и Ева, Потоп, Моисей; пятнадцать маленьких кусочков из Торы плюс притча о блудном сыне.

Работала над «Башней» целая команда: переводчица Татьяна Литвинова, детский поэт Валентин Берестов, литературовед Наталья Роскина, биолог-походник и писатель Геннадий Снегирев. Некий М. Агурский — то ли кибернетик и будущий диссидент Мэлик Агурский, то ли укрывшийся под псевдонимом Александр Мень. Историю про Руфь и Ноэми пересказала художница Ноэми Гребнева.

Навели уже последний глянец — и тут «сверху» попросили внести еще одну маленькую правку, буквально два словца убрать: «Бог» и «евреи».

Есть и другая версия: книга все же вышла, в издательстве «Детская литература» — а потом весь тираж пустили под нож.

Как оно было на самом деле, мы, наверное, уже и не узнаем.»

В 11 главе Книги Бытия мы находим библейское предание, посвящённое строительству Вавилонской башни / Вавилонскому столпотворению.

Библейское предание о Вавилонской башне.

Вавилонская башня. Хендрик III ван Клеве, 1563

После Великого Потопа удалось спастись только Ною и членам его семьи. Соответственно, человечество в годы после Потопа было представлено одним народом, говорящим на одном языке. Человечество расселилось по земле, однако язык у них был общий. Когда Ной и его семья покинули Ковчег, Бог повелел им:

«плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю».

Однако потомки Ноя двинулись на восток и решили построить город и башню

«прежде нежели рассеяться по лицу всей Земли».

Потомки Ноя решили построить город Вавилон («врата богов») и башню до небес. Башней до небес эти люди хотели возвысить себя, или, как сказано в Библии, «сделать себе имя». Удивительно, но словосочетания «Вавилонская Башня» и «Вавилонское столпотворение» не упоминаются в Библии. В Библии мы встречаем только «город и башня». Согласно Библии, город Вавилон получил название «Бабель» от еврейского слова бала, то есть перемешивать и путать.

Башня должна была возвышать человека, но не Бога, поэтому Господь разгневался. Бог прервал строительство Вавилонской Башни, создав разные языки для того, чтобы строители не могли общаться. Люди, перестав понимать друг друга, ушли из Вавилона и рассеялись по Земле.

История о Вавилонской башне – библейская версия появления разных языков.

Интересный факт: в 10 главе Бытия рассказывается о потомках Ноя, их упоминается около 70. Интересно, что отдельных языковых групп на Земле тоже около 70.

История о Вавилонской башне в библейских и апокрифических текстах.

История о Вавилонской башне встречается в нескольких текстах:

Книга Бытия. Начало 11 главы:

1 На всей земле был один язык и одно наречие.

2 Двинувшись с востока, они нашли в земле Сеннаар равнину и поселились там.

3 И сказали друг другу: наделаем кирпичей и обожжем огнем. И стали у них кирпичи вместо камней, а земляная смола вместо извести.

4 И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделаем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли.

5 И сошел Господь посмотреть город и башню, которые строили сыны человеческие.

6 И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать;

7 сойдем же и смешаем там язык их, так чтобы один не понимал речи другого.

8 И рассеял их Господь оттуда по всей земле; и они перестали строить город .

9 Посему дано ему имя: Вавилон, ибо там смешал Господь язык всей земли, и оттуда рассеял их Господь по всей земле.

Книга Юбилеев. Глава 10.

Книга Юбилеев дает наиболее подробное описание строительства башни.

«Вот сыны человеческие сделались дурными через гнусный замысел, что они построят себе город и башню в земле Синаар, ибо они переселились от Арарата к востоку в Синаар”. Ибо в его дни они построили город и башню, говоря: «Мы поднимемся по ней на небо”. И они начали строить в четвертую седмину, и обжигали огнем (кирпичи), и кирпичи служили им вместо камня, и цементом, которым они укрепляли промежутки, был асфальт из моря и из водных источников в стране Синаар. И они строили это в продолжение сорока трех лет. И Господь Бог наш сказал нам: «Вот, это один народ, и он начал делать это! И ныне Я не отступлю от них! Вот, мы сойдем и смешаем языки их, чтобы они не понимали друг друга и рассеялись в страны и народы, и да не осуществится никогда их замысел до дня суда!” И Господь сошел, и мы сошли с Ним, видеть город и башню, которую строили сыны человеческие; и Он расторг каждое слово их языка, и никто уже не понимал слово другого. И вот они отказались строить город и башню. Ради сего вся страна Синаар была названа Бабель (Вавилон). Ибо так расторг Бог все языки сынов человеческих; и оттуда они рассеялись в свои города по их языкам и народам. И Бог послал сильный ветер на их башню и поверг ее на землю. И вот она стояла между страной Ассур и Вавилоном в земле Синаар; и нарекли ей имя развалины.

Греческий апокалипсис Варуха. Глава 3.

И вопросил я Ангела: «Прошу тебя, господин, скажи мне, кто эти люди?»

И сказал он: «Это — те, кто дали совет построить башню.

Сами они, кого ты видишь, выгнали множество мужчин и женщин для изготовления кирпичей.

Женщине одной, делавшей кирпичи, когда пришло ей время родить, не позволили они уйти, но, делая кирпичи, родила она и ребенка своего носила в полотенце, и делала кирпичи.

И явившись им, Яхве изменил языки их, когда башня достигала высоты в триста шестьдесят три локтя.

И взяв бурав, стали они стараться пробуравить небо, говоря: «Посмотрим, глиняное небо, медное или железное».

Увидев это, Бог не позволил им, но поразил их слепотой и разноязычием и оставил их как ты их видишь».

История о строительстве Вавилонской Башни с точки зрения христианской морали.

История о Вавилонской башне подчеркивает резкий контраст между мнением человека о его собственных достижениях и Божьей точкой зрения на эти достижения. Вавилонская Башня должна была стать первым грандиозным строительным проектом человечества, но не стала.

Согласно Библии, для строительства люди использовали кирпич вместо камня и смолу вместо известкового раствора – они использовали «рукотворные» а не природные «данные Богом» материалы. Люди не уповали на Господа в своем строительстве, поэтому и потерпели неудачу. Вавилонская Башня создавалась людьми, чтобы привлечь внимание к своим способностям и достижениям, а не для того, чтобы воздать славу Богу.

Тем не менее, история строительства Вавилонской башни учит нас еще и тому, что в единстве – наша сила. Однако сила эта не всегда на пользу человека. В книге Бытия говорится:

… И сказал Господь: вот, один народ, и один у всех язык; и вот что начали они делать, и не отстанут они от того, что задумали делать.

Этим Бог указывает, что, когда люди едины в своих целях, они могут выполнить невозможные подвиги, благородные и неблагородные.

Библия учит, что в единстве – сила, однако нужно быть осторожным: единство цели в делах мирских, в конечном счете, может быть разрушительным. Деление и собственная точка зрения в мирских делах порой предпочтительнее, чем великие всеобщие подвиги во славу идолопоклонства и отступничества. По этой причине, Бог иногда вмешивается в человеческие дела, чтобы предотвратить дальнейшее высокомерие людское. Бог расстраивает планы людей, чтобы они не преступали пределов Божьих.

История о Вавилонской Башне интересна еще и в том плане, что здесь господь впервые говорит о себе во множественном лице, ссылаясь на Троицу:

… сойдем же и смешаем там язык их …

История о Вавилонской башне продолжает тему конкуренции человека и Бога, начатую в истории об Адаме и Еве в Эдемском Саду. Иосиф Флавий объясняет строительство башни, как высокомерное акт неповиновения против Бога самонадеянного тирана Нимрода. В Библии прямо не указывается о том, что Вавилонскую башню приказал построить Нимрод, однако многие другие источники связывают ее строительство с Нимродом.

Некоторые исследователи, историки и библеисты имеют альтернативную точку зрения на значение эпизода строительства Вавилонской Башни. Они усматривают наказание Господне не как наказание за гордыню, но как понимание Бога о необходимости культурных различий. Эти ученые представляют Вавилон как колыбель всех цивилизаций.

Что говорят ученые про Вавилонскую Башню?

Одним из возможных подходов к истории Вавилонского столпотворения – является буквальный подход. Если признать, что Вавилонская Башня является историческим фактом, тогда можно было бы ожидать, что какие-то остатки или развалины Вавилонской башни существуют и будут найдены. Однако, остатки Башни не были найдены археологами.

Однако, возможно у истории все же есть историческая подоплека. Многие ученые, в том числе и библеисты, сравнивают Вавилонскую башню с древними строениями Месопотамии – зиккуратами. Зиккураты служили в том числе и для религиозных обрядов. Еврее, попавшие в Вавилонский плен, были, несомненно, осведомлены о данных строениях.

Кандидатом на звание Вавилонской башни является зиккурат Этеменанки в Вавилоне. Это был зиккурат, посвященный Мардуку, Богу-покровителю Вавилона, верховному божеству пантеона Вавилонии. Известно, что данный, самый высокий, зиккурат находился именно в Вавилоне. Вероятно, башня была выше 90 метров. Время строительства неизвестно, однако доподлинно известно, что в 18 веке до н.э. башня уже существовала. Башня (зиккурат) была разрушена, а точнее разобрана Александром Македонским с целью ее реконструкции. Однако, замыслам не суждено было сбыться из-за смерти Александра. Руины зиккурата обнаружил немецкий ученый Р. Кольдевей в 1897-1898 г.

Зиккурат Этеменанки в Вавилоне.

Астрономическая версия.

Существует еще одно объяснение (псевдонаучное?) Вавилонского столпотворения, на сей раз с точки зрения астрономических явлений. Известно, что в предполагаемое время строительства Вавилонской башни, возмущения в атмосфере Юпитера повлияло на движение Меркурия, толкая его ближе к Солнцу. На своей новой орбите Меркурий вступил в близкий контакт с Землей. Их магнитосферы коснулись друг друга, что вызвало всплеск электромагнитной энергии в сторону Земли. Возможно, данное явление повлияло на мышление людей на Земле. Эта версия имеет место, так как доказано, что при поражения электрическим током человек может потерять речь и память. Если подобный электромагнитный всплеск наблюдался в Вавилоне, то это могло послужить причиной смешения языков и Вавилонского Столпотворения.

Кто автор истории о строительстве Вавилонской башни?

Традиция приписывать авторство Бытия, да и всего Пятикнижия Моисею; однако, в конце 19 века была выдвинута иная гипотеза (документальная гипотеза) о существования четырех первоисточников, названных источниками J, Е, Р и D. Согласно этой версии, история о Вавилонской башне пришла к нам из источника J (Яхвист).

Фразеологизм Вавилонская Башня.

Что означает фразеологизм Вавилонская башня?

Определение 1.

Вавилонская башня – высокое здание, строение.

Определение 2.

Вавилонская башня – грандиозный проект, выполнение которого проблематично.

Определение 3.

Вавилонская башня — затея, которая погибнет из-за чрезмерной гордости и высокомерия.

Фразеологизм Вавилонское столпотворение.

Вавилонское столпотворение значение 1.

Слово столпотворение означает строительство столпа (церковнославянское название башни).

Выражение вавилонское столпотворение означает сумятицу, беспорядочную, суетливую, неупорядоченную деятельность, которая не способна привести к положительным результатам.

Вавилонское столпотворение значение 2.

Фразеологизм Вавилонское столпотворение — означает многоголосый шум, суматоху, гам, сумбурное скопление народа.

Сюжеты о Вавилонской Башне в культуре.

Живопись.

История о строительстве Вавилонской Башни отражена во многих картинах. К примеру, Вавилонская Башня является предметом трех картин Питера Брейгеля старшего. Первая картина была создана после посещения Брейгелем Рима и представляла собой миниатюру на слоновой кости. К сожалению, эта картина не дошла до нас. Две другие картины, написанные в 1563 году, сохранились.

Эти полотна носят названия «Вавилонская башня» и «Малая Вавилонская башня»

Малая Вавилонская Башня
Питер Брейгель Старший, 1563 (Роттердам)

Вавилонская башня. Питер Брейгель Старший, 1563 (Вена)

Изображения Вавилонской башни Брейгеля намеренно походят на Римский Колизей, который долгое время виделся христианам символом гордыни.

Лукас Ван Фалькенборх, современник Брейгеля, также изобразил Вавилонскую башню на своих полотнах.

Вавилонская башня. Лукас ван Фалькенборх, 1595

Вавилонская башня. Лукас ван Фалькенборх, 1594

Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии.

Вавилонская башня в литературе.

Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в мировой литературе. К нему обращались Франц Кафка в притче «Герб города», Томас Манн в романе «Иосиф и его братья», Андрей Платонов в повести «Котлован», Рей Брэдберри в романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту», Клайв Льюис в романе «Мерзейшая мощь», Виктор Пелевин в романе «Generation P», Нил Стивенсон в романе «Лавина» и пр.

Вавилонская башня в музыке.

Наиболее знаменитыми интерпретациями сюжета о строительстве Вавилонской башни в музыке является оратория А. Рубинштейна «Вавилонская башня». Вавилонская башня часто упоминается в популярной музыке (Элтон Джон, Бобби Макферрин, Bad Religion, «Аквариум», Кипелов и пр.)

Известная башня Вавилона, воздвигнута в древнем одноименном городе Вавилон. Ее имя стало нарицательным, символизируя беспорядок и хаос. Реальное существование башни доказано современными археологами на основании записей древних исследователей.

Место расположения

Вавилонская башня находилась на территории нынешнего Ирака, приблизительно в 90 км к югу от города Багдад, на левобережье Евфрата. Именно здесь, на территории древней Месопотамии, располагался древний город Вавилон, который был центром процветающей страны Вавилонии. Страна царствовала на юге Древнего Двуречья 1,5 тыс. лет.

Поиски останков Вавилонской башни начались с немецкого археолога и архитектора Роберта Кольдевея. Он отыскал несколько раскрашенных фрагментов кирпичной фрески на месте древнего Вавилонского царства. Эта находка подтолкнула историческое сообщество к спонсированию экспедиции для дальнейшего исследования древнего города.

В 1899 г. начались раскопки Вавилонской башни. Однако изучение останков башни было затруднено высоким уровнем грунтовых вод. И лишь в 1913 г. археологам удалось освободить от наслоений несколько лестничных ступеней и часть кирпичного фундамента.

Библейские и апокрифические тексты

История о Вавилонской башне и столпотворении нашла отражение во многих различных культурах народов. Существует немало легенд, через которые можно провести параллели к версии библейского сказания. Придание о Вавилонской башне подробно изложено в книге Бытие (11 глава).

По мнению ученых в библейском повествовании были объединены два схожих придания о Древнем Вавилоне:

  • Строительство башни и рассеянии народов.
  • Постройка великого города и смешение языков.

В обоих сказаниях наблюдаются различия в сюжетах. Согласно первому, возводилась башня высотой, достигавшая небес, согласно второму — величественный город. Однако башню строили пришедшие с Востока кочевники, в то время как город возводил местный оседлый народ, владеющие знанием об обжиге кирпича и общающиеся на одном языке.

Башня строилась в качестве ориентира, чтобы людской род не рассеялся по Земле, город же был олицетворением власти и славы. На земле около 70 отдельных языковых групп.

В повествовании из книги Бытия (глава 10), где говорится о Потомках Ноя, упоминалась их численность, также равна примерно 70.

Греческий апокалипсис Варуха излагает историю о столпотворении в 3 главе. Он описывает тяжелые испытания рабочих, задействованных в постройке башни. В частности, беременной женщине, которой не позволили покинуть работы во время родов. Явился разгневанный Яхве и изменил языки.

Книга Юбилеев открывает больше подробностей о самом строительстве Вавилонской башни. Именно здесь описан способ изготовления прочного кирпича путем обжига глины. Также рассказывается об использовании асфальта, добытого из водных источников. Строительство продолжалось на протяжении 43 лет. Но из-за внезапного возникновения языкового барьера строители не могли продолжать возведение башни.

Легенды

Согласно сказанию Библии, весь человеческий род является потомками Ноя, избежавшими гибели после Всемирного потопа. После того, как Ной со своей семьей оставил Ковчег, по завету Бога они должны были размножаться, наполняя землю новыми людьми. Весь этот народ общался между собой на одном языке. В поисках дома народ был вынужден кочевать.

Ряд ученых-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений, которым в древности люди очень верили.

Кочевавшие с востока на Запад потомки Ноя обосновались в долине Сеннаар (нижнее течение рек Евфрат и Тигр). Эта страна называлась Месопотамия (с древнего греческого «Двуречье»). В древней Месопотамии был дефицит камня и древесины, здесь люди изготавливали кирпич.

Предварительно обжигая его для большей прочности, скрепляя их между собой илом, они возводили крепкие дома и воздвигли процветающий, великий город Вавилон, в дословном переводе «врата богов». Чтобы прославить себя и предупредить рассеяние людей по Земле, вавилоняне решили выстроить башню, высотой достигающую небес, и тем самым возвысить себя к богам.

Работа строителей была продуктивной благодаря четкому распределению обязанностей. Башня должна была стать своеобразным маяком для затерявшихся на равнине людей и величайшим достижением для народа. Господь был разгневан такой дерзостью, так как строительство башни являлось не средством восхваления Бога, а попыткой народа прославить самих себя.

Тогда Бог сотворил множество разных языков и наделил ими потомков Ноя. Вследствие чего вавилоняне перестали понимать друг друга. Возведение башни было остановлено из-за возникновения языкового барьера. Башня Вавилона, расположившаяся, по библейскому приданию, в центре великого города — рухнула. Разбившийся на группы народ был вынужден расселиться по Земле.

Город Вавилон, после данного происшествия получил новое название — «Бабель», в переводе с еврейского – путать или перемешивать.

Мнение ученых

Вавилонская башня находится на территории древней Месопотамии. В научном сообществе библейскую башню Вавилона отождествляют с зиккуратом Этеменанки, который является святилищем бога Мардука. Дословно Этеменанки это «Дом, где сходятся небеса с землей». Массивные цитадели и величественные религиозные постройки являлись частью древней архитектуры Месопотамии.

Поэтому Вавилонская башня не была единственным зиккуратом, но считалась самым высоким. Историкам неизвестно время первоначального строительства зиккурата Этеменанки. Известно лишь то, что она уже существовала во времена правления Хаммурапи (первый правитель Вавилона, с 1792 по 1750 гг. до н. э.). По мере разрушения башни она несколько раз подвергалась реконструкции.

Самая грандиозная реконструкция была осуществлена по распоряжению царя Навуходоносора II. В библии царь Навуходоносор II отождествляется с царем Нимродом – жестоким и деспотичным тираном. За 43 года правления Навуходоносор прославился не только умелым покорителем земель, но и невероятными строениями.

В период правления царя Навуходоносора II (с 605 по 562 г. до н.э.) были возведены многие известные архитектурные постройки Вавилона.

Древний Вавилон был известен благодаря созданию некоторых архитектурных сооружений:

  • Висячие сады Семирамиды – названные в честь царицы Ассирии и жены царя Навуходоносора II (в Библии упоминается как возлюбленная Нимрода).
  • Стены Вавилона – неприступные, огибающие город тремя кольцами с общей протяженностью более 90 км и общей толщиной до 30 м.
  • Ворота Иштар – врата внутреннего города, посвященные одноименной богине. Именно с них и начиналась Дорога процессий.
  • Дорога процессий – предназначенная для торжественной процессии бога Мардука, благодетеля Вавилона.
  • Зиккурат Этеменанки – место поклонения богу Мардук. По преданию на вершине зиккурата живет сам бог Мардук.

Вавилонскую башню описывал в своих работах Геродот Галикарнасский (чрезвычайно важный древнегреческий историограф). Он тщательно осматривал башню, возможно даже поднимался к ее вершине. Геродот долгое время считался единственным очевидцем возведения башни, кто документально зафиксировал ее облик.

По описанию Геродота зиккурат выглядел так: громадная башня с основанием в форме квадрата, со сторонами в один стан (греческая единица измерения равная примерно 150 – 190 м). На этой башне, одна на другой еще 8 башен. Вокруг этих башен наружная лестница, которая ведёт наверх.

Для отдыха на середине лестницы расположены лавки. Заключительный ярус башни увенчан внушительным храмом. Местные служители храма утверждают, что в нем живет бог, поэтому для него воздвигли великолепное ложе и стол из чистого золота. Ночевать в храме может лишь одна женщина, по словам жрецов, выбранная самим богом, чтобы разделить с ним ложе.

Изложение образа башни Геродота разнится с точкой зрения Кольдевея. Кольдевей считал, что зиккурат был ниже, как минимум, на 1 ярус и основание его было шириной в 90 м. Есть мнение, что при Геродоте башня находилась на платформе или террасе, которая полностью разрушилась до раскопок Кольдевея.

Существует и еще одно предположение, что подлинная башня Вавилона была полностью уничтожена, а руины, найденные Кольдевеем, всего лишь копия, выстроенная как дань первой и настоящей башне. Команда ученых из Норвегии опровергла сомнения скептиков по поводу спора о существовании Вавилонской башни.

Ученым удалось перевести часть каменных плит, а также клинописных табличек, датированных примерно 605-560 гг. до н. э. Под изображением царя Навуходоносора II располагалось точное схематичное описание семиярусного здания. Прилагался план башни с внутреннем расположением и ее вид сбоку. «Зиккурат великого Вавилона» — именно так определи это здание переведенные надписи.

Самое первое и достоверное изображение великого зиккурата стало ценнейшей находкой норвежских ученых.

В переведенных текстах имеется рассказ от Навуходоносора II, где он описывает строительство башни. В нем говорится о людях, родом из различных стран, задействованных в постройке. Ученые предполагают, что иудеи, попавшие в плен после завоевание Иерусалима Навуходоносором, могли стать свидетелями возведения башни.

Именно таким образом сюжет из библейского придания был заимствован у подлинной истории. Некоторые ученые считают, что за легендарную башню нужно принимать не зиккурат Этеменанки, а Борсиппскую башню, которая располагалась примерно в 15 км от Вавилона. От зиккурата Этеменанки мало что осталось, но Борсиппская башня сумела сохранить руины.

На руинах была обнаружена надпись, сообщающая, что башня была возведена прежним царем. Высота ее была 45 локтей (примерно 52 м), но завершить строительство не удалось. Также говорилось, что реконструировать башню приказал бог Мардук. Башню восстановили на прежнем месте, используя старые несущие стены. Строение увенчивали остроконечные башни.

Вавилонская башня находится на священном участке храма и являлась его частью. Из поколения в поколение башня отстраивалась правителями. Свой зиккурат имелся в каждом крупном населенном пункте Вавилонии. Под натиском времени зиккурат Этеменанки многократно превращался в развалины, но каждый раз отстраивали вновь, делая его все более помпезным.

Зиккурат возвышался над городом огромной пирамидой, к которой стекались толпы паломников, желающие отдать дань богу Мардуку. Выйдя из нижнего святилища, паломники представали перед изваянием бога Мардука, приносили ему подношения и совершали жертвоприношения. После чего, шествуя по огромной каменной лестнице, они поднимались на следующий ярус башни.

Несколько раз Вавилон брали штурмом, вследствие чего разрушалась башня. Ее неоднократно восстанавливали правители Набополасар и Навуходоносор, иногда даже приходилось возводить ярусы заново. После кончины Навуходоносора II, владение Вавилоном перешло к Киру II Великому. Он первый, кому удалось взять город целым, не разрушив его. Кир был поражен масштабами этого храма.

Он был категорически против разрушения чего-либо в городе. На месте собственного захоронения он отдал приказ воздвигнуть обелиск, копирующий вид огромной башни Вавилона. Нападение на город войск персидского царя Ксеркса почти полностью уничтожило зиккурат.

Громадные глыбы, останки Вавилонской башни поразили Александра Македонского, который останавливался лагерем в Вавилоне, направляясь в Индию. Потрясенный масштабами развалин, Александр намеревался отстроить башню заново. Но вскоре он умер, а башня так и осталась руинами.

Согласно истории, башня Вавилона была огромна и высотой своей достигала небес. Но достоверно неизвестно, обладали ли древние строители технологией строительства таких высоких зданий. Благодаря расчетам современных физиков, были выяснены ряд фактов о строительстве башни.

Владея информацией со страниц Библии, ученые посредством современной науки рассчитали, какой высоты здание могли воздвигнуть древние инженеры. Узнав максимальную нагрузку, которую может выдержать кирпич, они рассчитали приблизительную высоту, при которой сооружение не будет разрушаться у основания под собственным весом (в том числе благодаря устойчивой форме зиккурата).

Допустимая высота составила 2 мили, это более 3200 м. Поразительный результат при том, что самое высокое здание в мире — Бурдж-Халифа, 828 м высотой. Теоретически, постройка настолько высокого зиккурата оказалась вполне возможна. При раскопках фундамента зиккурата стало известно, что основание его составляло примерно 360 м и имело общую высоту 90 м.

Вычисления физиков ведут к тому, что при постройке здания использовалось примерно 90 млн. обожжённых в печи кирпичей. Башня походила пирамиды Египта. К храму, который увенчивал вершину зиккурата, вела мемориальная лестница. Исследователями отмечалось, что снаружи и внутри здание было подвержено огромным температурам, которые способствовали оплавлению кирпича.

Загадку возникновения такой температуры так и не раскрыли. Есть гипотезы, что это результат удара разрядом молнии.

Параметры фундамента зиккурата Этеменанки

Ширина основания 360 м Потребовалось около 90 млн. обожжённых кирпичей
Высота основания 90 м

Упоминания о Вавилонской башне

Вавилонская башня находится в исторических записях, а ее образ стал источником для вдохновения во многих сферах искусства. Ее изображениями украшали соборы и храмы. Под влиянием библейского сказания были созданы театральные постановки, талантливые композиторы создавали музыкальные произведения, пились литературные романы и рассказы.

Изобразительное искусство

На итальянских холстах эпохи ренессанса иллюстрация Столпотворения встречается крайне редко, как и на испанских и французских холстах XVII вв. Гораздо чаще ее представляли в качестве миниатюр средних веков. Причем башня имела вид именно столпа. Самой знаменитой картиной по теме Вавилона является полотно, написанное в эпоху Возрождения Питером Брегелем Старшим.

Помимо сюжета Библии, он отобразил и политику. Так он изобразил на картине делегацию, во главе с правящим царем Номродом, с проверкой процесса постройки знаменитого здания. Брегель хотел показать, что человеческая власть и ценности мира, ничто по сравнению с волей Бога. Брегель изобразил башню, строящуюся и разваливающуюся одновременно. Структура здания очень напоминает Колизей.

Вавилонская башня, нарисованная Питером Бергелем Старшим. Уже давно известно, где она находится

Ему удалось описать попытку человечества применить освоенные технологии, которые оказались слишком масштабными для него. Художник уделил большое внимание мелким деталям картины. Питер Брейгель написал несколько картин на тему Столпотворения, чем и создал неповторимый образ, ставший эталоном.

Питер Брейгель Младший также в разных стилях и детализации написал 2 картины, изображающие легендарную башню. Она имеет тот же сюжет и схожий внешний вид строения.

Башню изображали на своих холстах еще несколько художников:

  • Хендрик ван Клеве;
  • Йос де Момпер;
  • Питер Шубрук;
  • Лукас ван Фалькенборх;
  • Абель Гриммер;
  • Антон Моцарт;
  • Мартин ван Фалькенборх;
  • Дезидерио Монсу.

Башня изображена на гравюре Эшера. Нидерландский художник, любивший изображать сложные трехмерные объекты, изобразил башню в своем неповторимом стиле, как геометрическое сооружение. Герард Хут на своей гравюре отобразил не сколько саму башню, сколько неразбериху среди строителей, случившуюся при возникновении языкового барьера.

Известны еще ряд интересных гравюр с изображением Столпотворения, их авторы:

  • Ян и Каспар Люйкены;
  • Хендрик ван дер Борхт;
  • Атанасиус Кирхер;
  • Герард Хут.

Христианская иконография пестрит прообразами Столпотворения.

Она изображена на многочисленных картинах, миниатюрах, гравюрах, мозаиках, в Библии. Церковные фрески и мозаики, например, собор Святого Марко, расположившийся в Венеции украшен мозаикой. Она датируется концом XII — началом XIII вв. Существуют иллюстрации в манускриптах датируемые с XII по XIV вв., например, «Сад наслаждений» в Германии.

Литература

В литературных произведениях облик башни Вавилона или ее упоминание встречается довольно часто. В метафорическом значении башня чаще всего олицетворяет что-то грандиозное и величественное, но в тоже время хрупкое.

Автор Жанр Название Год выпуска
Фёдор Михайлович Достоевский — выдающийся русский писатель и философ. Вызвал большой ажиотаж в мировом литературном сообществе Реализм

Религиозное

Психологическое

Братья Карамазовы 1880
Франц Кафка — немецкий писатель являлся значимой фигурой в литературе XX вв. Притча

Сюрреализм

Городской герб 1920
Томас Манн — немецкий писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе Эпопея

Историческая проза

Иосиф и его братья 1933
Клайв Льюис — английский и ирландский писатель. Получил известность благодаря работам со средневековой литературой. Также его произведениям в жанре фэнтази Мистика

Фантастика

Мерзейшая мощь 1945
Андрей Платонов — советский драматург и писатель. Повесть

Сатира

Реализм

Котлован 1969
Тед Чан — талантливый американский писатель-фантаст. Фантастика

Философское

Вавилонская башня 1990
Нил Стивенсон Фантастика

Киберпанк

Лавина

Цикл: История будущего

1992
Виктор Пелевин Постмодернизм

Сатира

Поколение «П» 1999
Александр Рудазов — российский писатель. Получил премию «Меч Без Имени» Фэнтези

Приключенческое

Серая чума

Цикл: Метавселенная

2006

Музыка

Тема Древнего Вавилона и знаменитой Вавилонской башни сподвигла многих знаменитых музыкантов и исполнителей запечатлеть знаменитую легенду в своих композициях.

Некоторые из них:

  • Игорь Стравинский, притча для оркестра «Bable».
  • Бобби Макферрин, вокальная опера «Боббл».
  • Элтон Джон и его песня «Tower of Babel».

Театр

Немало знаменитых деятелей театра воплотили в жизнь постановки, в основу которых легло библейское сказание о Столпотворении. Среди них имеются детские спектакли, пьесы комедийного характера, мюзиклы и драмы.

Самые известные из них:

  • Адам Дариус реализовал спектакль о башне Вавилона, делая упор на многоязычность – «Institute of Contemporary Arts».
  • Спектакль «Вавилонская башня» молодежной студии сатиры по произведениям Елены Семёновой, Виктории Фроловой, Андрея Макаёнка.
  • Таллиннский спектакль «Вавилонская башня», о бесполезности языка.

Крылатые выражения

Несколько крылатых фраз и цитат взятые из знаменитого библейского писания о Столпотворении и ставшие нарицательными крепко засели в современной человеческой речи.

Они такие:

  • «Шум, гам, кавардак – ну, словом, вавилонское столпотворение».
  • «Шум такой, как будто строится вторая вавилонская башня».

На территории древнейшего города Вавилон, в низменности находится Вавилонская башня. Она имела название Сахн (в переводе – сковорода). Благодаря найденным при раскопках глиняным фризам, можно считать, что каждый ярус зиккурата имел какое-то особое значение для паломников и служителей храма.

Также ярусы были выкрашены в определенный цвет. Хотя башня Вавилона и не вошла в оригинальный список чудес света, но она однозначно являлась выдающимся творением.

building_name Вавилонская башня
built около 2 тысячелетия до н. э.
roof предположительно 2562 м
floor_count 500

Вавило́нская ба́шня (מיגְדָּל בָּבֶל Мигда́ль Баве́ль) — легендарная башня, которой посвящено библейское предание, изложенное в 11 главе книги Бытие (-11:9). Согласно этому преданию, после Всемирного потопа человечество было представлено одним народом, говорившим на одном языке. С востока люди пришли на землю Сеннаар (в нижнем течении Тигра и Евфрата), где решили построить город (Вавилон) и башню высотой до небес, чтобы «сделать себе имя». Строительство башни было прервано Богом, который создал новые языки для разных людей, из-за чего они перестали понимать друг друга, не могли продолжать строительство города и башни и рассеялись по всей земле. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление различных языков после Всемирного потопа.

История

Ряд учёных-библеистов прослеживает связь легенды о Вавилонской башне со строительством в Междуречье высоких башен-храмов, называвшихся зиккуратами. Вершины башен служили для отправления религиозных обрядов и астрономических наблюдений.

Самый высокий зиккурат (высотой 91 м, одна прямоугольная ступень и семь спиральных — всего 8) находился именно в Вавилоне. Он назывался Этеменанки, что означает «дом, где сходятся небеса с землею». Неизвестно, когда именно было осуществлено первоначальное строительство этой башни, но она уже существовала во время правления Хаммурапи (1792—1750 до н. э.). Ассирийский царь Синахериб в 689 г. до н. э. разрушил Вавилон, этой же участи подвергся Этеменанки. Зиккурат был восстановлен Навуходоносором II. Евреи, насильственно переселённые Навуходоносором в Вавилон после уничтожения Иудейского царства, познакомились с культурой и религией Междуречья и, несомненно, знали о существовании зиккуратов.

Сама же башня разрушалась и реконструировалась несколько раз. Только после последней и самой крупной реконструкции фундамент башни достиг ширины 90 м при такой же высоте сооружения. Подсчёты позволяют говорить о том, что для возведения этой башни было использовано около 85 млн кирпичей. Монументальная лестница вела к верхней платформе башни, где устремлялся в небо двухэтажный храм. Башня была частью храмового комплекса, располагавшегося на берегах реки Евфрат. Найденные археологами глиняные таблички с надписями позволяют утверждать, что каждая секция башни имела свое особое значение. Те же таблички дают информацию о религиозных ритуалах, отправлявшихся в данном храме.

В искусстве

Изобразительное искусство

Сюжет о Вавилонской башне распространён в христианской иконографии — в многочисленных миниатюрах, рукописных и печатных изданиях Библии (например, в миниатюре английской рукописи XI века); а также в мозаиках и фресках соборов и церквей (например, мозаика собора Сан-Марко в Венеции, конец XII — начало XIII в.).

В европейской живописи наиболее знаменитой картиной на этот сюжет является полотно Питера Брейгеля Старшего «Вавилонское столпотворение» (1563). Более стилизованное геометрически сооружение изобразил М. Эшер на гравюре 1928 года.

Литература

Сюжет о Вавилонской башне получил широкое осмысление в европейской литературе:

  • Франц Кафка написал на эту тему притчу «Герб города» (Эмблема города)
  • Андрей Платонов, повесть «Котлован»
  • Клайв Льюис, роман «Мерзейшая мощь»
  • Виктор Пелевин, роман «Generation P»
  • Нил Стивенсон в романе «Лавина» дает интересную версию строительства и значения Вавилонской башни.

Музыка

  • Оратория Антона Рубинштейна Der Thurm zu Babel
  • На основе сюжета о Вавилонской башне построена вокальная опера-импровизация Бобби Макферрина «Боббл» (2008).
  • В 1994 году Александр Малинин написал песню «О, Вавилон»: «…Но стали — чудо из чудес — мы строить башню до небес…»
  • В 1997 году у группы «Аквариум» выходит диск «Гиперборея» в котором есть песня «Вавилонская башня»
  • В 2003 году русская хеви-метал группа Кипелов выпустила сингл «Вавилон» с заглавной песней Вавилон.
  • В 2005 году песня «Вавилон» вошла в альбом «Свобода» российской рок-группы Lumen.
  • В 2007 году песня «Возьми меня к воротам Вавилона» вошла в альбом «Баллада земли» московской группы Catharsis.
  • В 2010 году вышел студийный электрический альбом «Авиатор» Ольги Арефьевой и группы «Ковчег» с песней Вавилон.
  • В 2011 году Григорий Лепс выпустил альбом с песней «Вавилон».
  • В 2012 году Jambazi выпустил альбом с песней «Вавилон».

Следует отметить, что многие вышеуказанные песни содержат в названии слово Вавилон, но в них нет упоминания о Вавилонской башне.

Театр

Американский хореограф Адам Дариус осуществил многоязычную театральную постановку истории о Вавилонской башне в 1993 году в :en:Institute of Contemporary Arts (Лондон).

Крылатые выражения

«Шум, гам, кавардак – ну, словом, вавилонское столпотворение».

Видеоигры

  • На основе сюжета о Вавилонской башне была создана компьютерная игра «Prince of Persia: The Two Thrones», где главному герою предстоит карабкаться вверх по Вавилонской башне, чтобы покончить с тиранией Визиря.
  • Вавилонская башня присутствует в игре «Serious Sam. The Second Encounter»
  • В первой части игры «Painkiller» есть уровень Babel, при прохождении которого нужно взбираться на вершину высокой башни, попутно сражаясь с монстрами.
  • В игре «Babel Rising» нужно в роли Бога не допустить постройки Вавилонской башни, причиняя страдания людям в виде молний, землетрясений или наводнений.
  • В игре «Lineage 2» сюжет о Вавилонской башне послужил прототипом для локации Tower of Insolence.

Кинематограф

  • Вавилонская башня присутствует в фильме «Александр» Оливера Стоуна.
  • Вавилонская башня упоминается в 20 серии 6 сезона сериала «Supernatural», но почему-то там утверждается, что ее высота была равна 11 метрам.
  • Миф о Вавилонской башне использован в последнем фильме немецкого киноэкспрессионизма — «Метрополис» 1927 года, Фрица Ланга.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *