Гефсиманский черниговский

Гефсиманский Черниговский Скит

Гефсиманский Черниговский Скит является подворьем Свято-Троицкой Сергиевой Лавры – ставропигиального мужского монастыря Русской Православной Церкви. Скит основан в 1844 г. наместником Свято-Троицкой Сергиевой Лавры прп. Антонием (Медведевым) при деятельном участии свт. Филарета (Дроздова). В 1847 г. при ските основано Пещерное отделение блаженным схимонахом Филиппом. Уединённая живописная местность привлекала монахов, жаждущих безмолвия, и скит вскоре стал местом тихого пристанища для более чем 400 монахов. После революции 1917 г. скит, как и большинство храмов и монастырей России, был закрыт. Монашеская жизнь вновь возродилась в скиту в 1990 г.

«Скит» (на коптском языке «шиет») – пространная равнина. Так называлась дикая песчанная местность в Египте, начало пустынножительства в которой положил прп. Макарий Египетский в IV в. Впоследствии этим же именем стали называть подобные уединённые места, устраиваемые при некоторых монастырях для искавших безмолвия и жаждущих более сторого подвижничества монахов. Гефсиманским скит назван в честь Иерусалимского сада, где погребена Богоматерь, а Черниговским – в честь Её чудотворной Черниговской иконы, прославившей скит в конце XIX века.

Теперь скит открыт для паломников, желающих поклониться его святыням, и всех, кто хочет узнать историю монастыря, увидеть его достопримечательности – пещерные храмы, монашеские кельи и святой источник. Помимо пещер скит известен уникальным архитектурным ансамблем храмов, построек и монастырских стен, сохранившихся доныне.

Переступая порог святой обители, следует помнить, что скит — особый дом молитвы, уединения от мира. Уважая святость места сего, следует знать и выполнять несложные правила: необходимо сохранять скромный и благопристойный вид. Мужчинам нужно быть в рубашках и брюках, женщинам — в юбках и с покрытыми головами. Женщины в брючных костюмах, джинсах или коротких юбках могут получить юбку при входе в храм.

Всем привет. Хочу вам сегодня рассказать, как мы ездили в город Сергиев-Посад в ноябре 2016 года и посетили там разные достопримечательности этого старинного города, в том числе мы там посетили и Гефсиманский Черниговский скит.

Просто после написания отзыва про Вознесенский Печерский монастырь, я вспомнила, что мы до сих пор не написали свой отзыв, про другой монастырь с пещерами, а именно про Гефсиманский Черниговский скит.
Добрались мы до Сергиева-Посада на машине, которую забронировали на известном сайте Бла-Бла-Кар, а потом уже от привокзальной площади Сергиева-Посада, мы еще ехали на маршрутке до микрорайона Ферма некоторое время. Сам этот скит находится примерно посредине между микрорайонами (поселками) Ферма и Киновия, на берегу Скитских прудов, по адресу: МО, г. Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, д. 1.

Гефсиманский Черниговский Скит относится к Троице-Сергиевой Лавре, в которой мы тоже побывали в ту нашу поездку (всего 3 км от Лавры), но конечно в Троице-Сергиевой Лавре, мы бывали там и раньше.

Вот такой указатель расположен на подходе к самому Черниговскому скиту:

Вот такие вот мощные стены бывшего монастыря (это стены бывшего Гефсиманского скита, ныне это воинская часть) мы видим на подходе к нему:

В этом Черниговском скиту я раньше не была. Этот скит был основан в 1844 году монахом Филлипом (Филлипушкой)- об этом мы узнали на прошедшей у нас экскурсии по его пещерам.

Тогда там поселилось несколько монахов, которые хотели жить в уединении и строгом служении Богу.

Позже там появились пещеры, которые образовал монах Филипп или же Филлипушка. А это забор, который принадлежит бывшему Гефсиманскому скиту.
Филлипушка путешествовал по России в середине 19 века. У него была семья и дети, но он их оставил ради уединения и молитв Богу. Этот Филлипушка был юродивым и жил он очень строго — соблюдал посты, спал на земле, ходил босым и зимой и летом, носил вериги и ходил с медным посохом с голубем — символом добра и чистоты.
Сначала он хотел поселиться в Троице-Сергиевой Лавре, так как хотел жить в уединении от всех, но туда начали приходить монахи, и пришлось ему поискать другое место. Тогда Антоний, старец из Скита, предложил ему поселиться в Гефсиманском Скиту, но Филлипушка расположился в маленькой лесной сторожке неподалеку.
Филлипушка спросил разрешения выкопать себе небольшой погребок, и поселился там. Вместе с ним там стали жить его помощники. Пещеры строились вплоть до 1851 года, пока там не был возведен специальный пещерный храм Бесплотных сил. Но вместо ожидаемого всеми монахами погребка, Филлипушка выкопал себе пещеру и возложил на себя новый обет — пещерничество. Там он и стал жить со своими помощниками-аскетами.
Но слухи об этом быстро распространились, и в это место стали приходить ревностные монахи, и тоже копать там себе кельи. Некоторые кельи (мы их видели в пещерах) совсем крохотные, не больше метра в длину (и чтобы там спать, человеку приходилось сворачиваться клубочком). Эти кельи никак не обогревались, а все монахи спали на холодном полу. Они проводили все время в молитвах, стараясь не замечать холода и прочих неудобств. В самой большой из пещер была устроена церковь Архангела Михаила. Со временем в Черниговском скиту появились старцы, и люди начали стекаться к ним за советом и помощью со всех уголков страны. Пещерные монахи держали себя в такой строгости, что, например, один из них, не выходил из своей кельи, свыше 10 лет.
Пещеры стали расширять, но это делать было очень трудно, потому что землю приходилось вытаскивать оттуда руками. За это время произошло несколько обвалов, в которых погибло 2 монаха. Говорят, в ночь накануне эти монахи видели 2-х ангелов, проносивших венцы над их головами, но сочли это за благословение.

Намного позже, кельи были обложены кирпичами, но от этого там стало еще холоднее. В этом Ските был свой Устав, то есть правила, которые необходимо было выполнять, а именно жить в уединении, соблюдать посты, поменьше разговаривать и постоянно молиться.
Эти правила были направлены на спасение человеческой Души. К Филлипушке приходили люди, и если он выходил на поверхность, вокруг него сразу собирались люди. Он с ними разговаривал и всем старался помочь.
Но, к сожалению, после года проживания в постах, отшельничестве и холоде, здоровье Филлипушки стало ухудшаться. Однажды Филлипушка сильно заболел, но тогда Антоний — старец из Скита, чтобы ему помочь, удостоил его монашеского пострижения с именем Филарет, от чего Филлипушка сразу очень обрадовался и у него все прошло. Он выздоровел и стал снова трудиться над строительством и расширением пещер.

Через три года к Филлипушке пришли его сыновья, и решили жить в вере и уединении, как отец. Они тоже стали пещерниками.
Но в последствии, старшая братия почему-то невзлюбила нашего Филлипушку и выгнала его из Скита :(((( Он переселился в Лавру и грустил по покинутым своим пещерам 🙁
Он теперь стал жить в более хороших условиях, но видимо, он так сильно переживал уход из пещер, что снова заболел. Тогда он стал монахом и получил имя Филипп, после чего поправился. На старости, Филлипушка стал носить обувь и оставил свой посох. Но все равно к нему стекались люди из многих городов. Когда ему было 66 лет, он заболел и умер 🙁
Его останки хранятся теперь в пещерах.

Женщины в этот скит допускались только один раз в год — в день, когда Богородица ушла на небо. А это колокольня:
В пещерах мы тоже смогли побывать вместе с экскурсией. Как нам было известно, стоимость экскурсии зависит от числа людей, кто записывается на эту экскурсию. В нашем случае экскурсия обошлась нам в 150? — или даже в 200? рублей с человека — т. к. первоначально на экскурсию записалось 5 человек. Мы отдали деньги и стали ждать своего экскурсовода — примерно 15-20 минут. За это время, еще несколько человек записалось на экскурсию, и в пещеры нас уже спустилось 12 человек + экскурсовод. Скит находится на берегу красивого и живописного Скитского пруда, где очень много довольно упитанных уток и можно их покормить, да они и не позволят вам этого не сделать!:)))

В пещерах бьет источник родниковой воды и многие паломники приходят туда с бутылками, чтобы набрать там воды. Источник бьет достаточно сильно, и поэтому чтобы не произошло затопление этих рукотворных пещер водой, вся вода из источника выводится по специально проложенным трубам к берегу Скитского пруда, где она выходит наружу. Раньше она просто выводилась наружу пруда, а в сентябре 2016 года, на берегу пруда была специально построена часовня с купальней, и организован вывод воды из нескольких кранов. Но многие предпочитают набирать воду именно в пещерах. Это и есть часовня святого благоверного князя Владислава Сербского:
Она открыта с 5 часов утра до 21.00:
Вот тут люди набирают святую воду из источника:

Хотя если вы приедете в этот скит на своем автотранспорте, то вы легко сможете посетить также еще, и расположенный недалеко от города Сергиев Посад, и источник «Гремячий ключ», где вы также сможете набрать святой воды из источников.
Позже Скиту был подарен список иконы Черниговской Божьей матери, которая стала привлекать в скит множество паломников, которые хотели помолиться перед этой иконой. Говорят, что однажды, когда простая крестьянка молилась перед этой иконой об исцелении от болезни, икона помогла ей.
С тех пор эта икона творит чудеса и она помогает многим людям исцелиться от болезней и справиться с напастями. Именно по наименованию этой чудотворной иконы скит и получил свое название. Многие люди пишут письма с просьбой прислать маслица от иконы, молились ее изображениям в книгах, и все получали помощь.

Затем в Скит приходит некий Василий Меркулов, и приняв постриг принимает имя Варнава Гефсиманский. Он водил в пещеры людей, которые хотели туда попасть и помолиться. Варнава становится очень знаменитым, к нему со всей страны тянуться паломники, и даже к нему приходил Николай Второй.

Он всем старался помочь советом и благословением, и принимал в день 500-1000 человек, стараюсь каждому подобрать слова утешения. К нему даже приходил Николай Второй со своей семьей. Варнава также мог предсказывать будущее. Он предсказал, что будут гонения за веру, но потом все снова будет хорошо и начнут восстанавливать все храмы.

Когда старец скончался он продолжал творить чудеса и помогать людям, которые к нему обращаются и приходят на его могилу. После обретения мощей старца, из его могилы забил живоносный источник. И мы его видели собственными глазами и даже набрали из него воды. А это пятиярусная колокольня, которая известна всем в округе, и сравниться она может только с той, что в Троице-Сергиевой Лавре. На этой колокольне с 2009 года находится огромный 18-тонный колокол.

В XIX веке была построена надпещерная деревянная церковь, а пещерная часть — продолжала расширяться.

Итак, вот вход на территорию Гефсиманского Скита:

Центральным храмом Гефсиманского Черниговского Скита — является Черниговский храм с колокольней. Под этим храмом и расположена Пещерная церковь.

На территории Скита мы также встретили трапезную, где продается очень много вкусной выпечки и других продуктов. Там всегда много народу, потому что там можно вкусно перекусить.
Там также продается монастырский квас, и можно найти все, что угодно душе:

Вот, какой ассортимент выпечки и всяких вкусностей имелся у них в наличии:

Цены вполне умеренные:
Мы так купили несколько пирожков с клюквой. Вкусные они оказались:)))
Во второй половине XIX-го века, было принято решение, что вместо деревянного надпещерного храма необходимо построить кирпичный. Вот так и появился этот красивый Черниговский храм.
В советское время, Черниговский скит был закрыт, в нем размещалась тюрьма и приют для инвалидов. А жившие там прежде монахи — разбрелись кто куда.
И только в 1990 году, Черниговский скит снова вернулся к духовной жизни, но до 2007 года на его территории находился приют для детей-инвалидов.
В Скиту находится два списка с той самой Чудотворной иконы «Черниговской», расположены там также мощи преподобного Варнавы, и других святых и имеется камень Божьей Матери из Иерусалима.

В пещерах мы ничего не фотографировали, потому что считаем, что это не хорошо, но мы были поражены размером этих келий, где развернутся-то нельзя. Одна келья была такая, что там нельзя было выпрямится в полный рост! Никакого освещения и обогрева там не было. Только свет от горящих лампадок. Пещеры произвели на нас очень большое впечатление. И в конце мы наконец-то добрались до источника, из которого нас попросили набрать воды. Когда мы вышли из пещер, мы увидели вот эту палатку, в которой можно было купить церковную утварь и сувениры.
В храме есть икона Божьей Матери «Молящаяся», в которой видны отверстия от пуль. В советское время она была мишенью.

То, что сейчас называют Гефсиманским Черниговским скитом раньше было пещерным отделением Гефсиманского скита. Но сейчас, к большому сожалению, от самого Гефсиманского скита очень мало, что осталось — лишь кирпичная ограда с красивыми башенками. Раньше за этими башенками находились монастырские строения, имелось большое кладбище, но после закрытия Гефсиманского скита в 1920-х годах, он был отдан военным, которые в середине ХХ-го века, снесли все монастырские строения и сравняли с землей кладбище. На образовавшемся месте, они построили свои такие большие жилые и учебные корпуса, и сейчас бывший Гефсиманский скит по прежнему принадлежит военным, и это, разумеется, закрытая зона.

На территории скита имеется и свой некрополь, где похоронены как монахи, так и некоторые благотворители, кто делал богатые пожертвования в этот монастырь.

На этом кладбище также покоятся известные российские философы и публицисты — К. Н. Леонтьев и В. В. Розанов.
И вот, мы выходим из Черниговского скита, и бросаем на него прощальный взгляд:

В общем, нам это место очень понравилось, и мы рады, что не пожалели денег на экскурсию и сходили в эти рукотворные пещеры. Там очень холодно, но очень интересно. Кстати, в одной пещере, на полу лежит линолеум, что нам немного удивило, но понятно, что это уже современное нововведение, а не оставшееся от тех старых времен, когда были выкопаны эти пещеры. Мы всем советуем посетить этот Черниговский скит, как конечно и саму Троице-Сергиеву Лавру, если вы еще там не были. Это очень красивые святые места, которые достойны посещения и не оставят никого равнодушными. Всем пока, и до новых встреч! 🙂

Адрес: Россия, Московская область, Сергиев Посад, улица Гефсиманские пруды, 1
Основан в 1844 году
Основные достопримечательности: собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери (1890 г.), надвратная колокольня (1900 г.)
Святыни: два чтимых списка с чудотворной иконы Божией Матери, именуемой «Черниговская Гефсиманская», рака с мощам преподобной Варнавы Гефсиманского, рака с частичками мощей Киево-Печерских и других святых, камень от гроба Божией Матери из Иерусалима
Координаты: 56°18’25.5″N 38°10’44.4″E

История Черниговского скита

Архитектурные памятники Черниговского мужского скита

Современное состояние и режим посещения

Как добраться до Черниговского скита

Черниговский скит на карте

Черниговский мужской скит Троицко-Сергиевской Лавры находится в нескольких километрах от нее, возле Верхнего Скитского пруда. Его создали в 40-е годы XIX века при Гефсиманском ските и прежде называли «Пещерами». Место это на окраине Сергиева Посада очень живописно и как подворье Лавры привлекает много паломников. Сюда приезжают с тем, чтобы побывать в знаменитых пещерных церквях, подземных кельях и испробовать воды из святого подземного источника.

История Черниговского скита

Гефсиманией называлось место, где Иисус Христос молился о людском спасении. В Гефсимании нашла свой покой и Богоматерь. Обитель с таким названием была создана в 1843-1844 годах в 3 км от Троицкого монастыря, в тихой Исаковой роще. Сделали это, благодаря усилиям наместника Лавры преподобного Антония. Вначале здесь стали жить несколько монахов, которые имели большую склонность к безмолвию и аскетическому образу жизни. В отличие от иноков Троицкого монастыря, они не имели жалования, а одежду получали из «рухлядной». Даже церковная утварь, используемая в новой обители при богослужениях, была поначалу просто деревянной.

Гефсиманский Черниговский скит

В 1848 году сюда среди монахов поселился юродивый Филиппушка (1802-1968). Неподалеку от обители он начал рыть для себя в земле келью, как у монахов Киева-Печерской Лавры. И к усердному юродивому присоединилась часть монастырской братии. До осени 1851 года был вырыт целый подземный комплекс, куда входил храм, обрамленный деревянным срубом, и небольшие пещерные кельи для иноков. Поначалу все подземные сооружения делались земляными, и кирпичом были обложены гораздо позже.

Год спустя подземному храму была подарена икона Черниговской Божией Матери. Тогда же, в 1852 году монастырь впервые посетил Василий Ильич Меркулов. Вначале он водил к монастырским пещерам богомольцев, а затем принял послушание. Через 14 лет Меркулов стал монахом, и его начали называть Варнавой. Спустя время он сделался народным духовником Пещер Гефсиманской обители. Известность иеромонаха Варнавы среди христиан постоянно росла. И многие спешили в «Пещеры», чтобы получить благословение старца. Так, в 1905 году у иеромонаха исповедовался император России Николай II. В следующем году Варнава окончил земной путь. Православная церковь канонизировала его в середине 90-х годов прошлого века.

60-90 годы XIX века стали временем активного строительства Гефсиманского скита. Были проведены большие работы по расширению подземной церкви, возведена деревянная надземная церковь, а позже и кирпичный Черниговский храм, келейные здания, ограда и пятиярусная колокольня.

В 1919 году, с приходом советской власти, Троицко-Сергиевский монастырь закрыли. И часть монахов стала жить в Гефсиманском скиту и Черниговской обители. Но спустя три года власти ликвидировали и Черниговский монастырь. Икону Черниговской Божией Матери перенесли и разместили в московской церкви преподобного Сергия, расположенной в Рогожской Ямской слободе.

В 1924 году Гефсиманская обитель продолжила существовать как сельскохозяйственная артель. Окончательный разгон монастырской братии произошел в 1928 году, с закрытием последней церкви на монастырской территории. Помещения Гефсиманской обители начали использовать для клуба глухонемых. А в середине прошлого века их отдали военным, которые взорвали все строения, а на освободившейся площадке возвели корпус для административно-учебных целей.

Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери

Помещения скита продолжили эксплуатировать под складские нужды, для размещения тюрьмы и специального интерната для инвалидов войны. И, наконец, в 1990 году многострадальную обитель вернули Троицко-Сергиевской Лавре.

Архитектурные памятники Черниговского мужского скита

Монастырский архитектурный ансамбль сложился в конце XIX – начале XX века, и во многом без изменений дошел до нашего времени. Территория обители представляет собой правильный прямоугольник, вытянутый с юга на север. Здания в нем расположены строго симметрично, а вокруг них много зелени.

Центральную часть композиции монастырского ансамбля занимает большой пятиглавый Черниговский храм, построенный из красного кирпича вместо обветшавшей деревянной церкви. Он был возведен над пещерным храмом с 1886 по 1889 годы. Руководил строительными работами известный российский архитектор Владимир Николаевич Султанов (1850-1908). Проект был так тщательно проработан, что на протяжении всего строительства подземные храмы оставались действующими. Отделка нового кирпичного собора по ряду обстоятельств была закончена только в 1897 году. Сейчас величественный Черниговский храм полностью отреставрирован. Он очень красив, пропорционален и имеет богатый внешний декор.

Украшением скита является также высокая, немногим уступающая Лавре, пятиярусная красно-кирпичная колокольня, возведенная над восточными воротами. По бокам от нее пристроены два небольших храма – церковь Николая Чудотворца и церковь Константина и Елены. Этот красивый надвратный комплекс был сооружен одновременно с оградой вокруг территории скита в 1895 г. по проекту архитектора Александра Афанасьевича Латкова. Благодаря удачному архитектурному решению, колокольня с прилегающими к ней храмами составляет единый по стилю ансамбль с большим Черниговским собором и видна из многих мест Сергиева Посада.

Под землей скита расположено несколько действующих церквей: храм Михаила Архангела, часовня иконы Иверской Божией Матери, а также храм Антония и Феодосия Печерских. Все они отреставрированы, расписаны при помощи студентов Абрамцевского художественного училища и используются для богослужений.

Собор Черниговской-Гефсиманской иконы Божией Матери

А окружающие их кельи поражают своими малыми размерами. Здесь же находится подземный родник, вода из которого пользуется большой популярностью у верующих.

Келейные корпуса были выстроены во второй половине XIX века и самом начале XX века. Они выдержанны в едином псевдорусском стиле, характерном для большинства архитектурных памятников Черниговской обители. На севере территории расположен большой некрополь, где погребены иноки, благотворители и попечители обители. Здесь также находятся могилы, в которых покоятся известные российские философы, публицисты и литераторы К. Н. Леонтьев (1831-1891) и В. В. Розанов (1856-1919).

Современное состояние и режим посещения Черниговского скита

Сегодня скит существует в статусе действующего подворья Троицко-Сергиевской Лавры. Службы в нем проходят каждый день – утром (в 6.00 или 6.30) и вечером (в 16.45 или 17.00). Работает воскресная школа для детей прихожан.

Особо чтимыми святынями скита считаются два списка, сделанные с чудотворной иконы Черниговский Божией Матери; рака, в которой хранятся мощи, принадлежащие Варнаве Гефсиманскому; и камень, привезенный из Иерусалима, от гроба Богоматери.

При ските работает небольшой кондитерский цех, в магазине которого можно приобрести хлеб, приготовленный без использования дрожжей: ржано-полбяной, ржано-пшеничный, ржано-льняной и кукурузный. В продаже также имеются несколько сортов вкусного кваса, сделанного на хлебной закваске – имбирный, петровский (с хреном и медом), свекольный, хвойный и др. Кроме того, у прихожан и гостей скита большой популярностью пользуется разнотравный мед, льняное масло, соленые грибы, монастырские пирожки и квашенная капуста.

Как добраться до Черниговского скита

Гефсиманский Черниговский скит находится в городе Сергиев Посад на улице Гефсиманские пруды, 1.

Своим ходом – на маршрутке и пешком. От железнодорожного вокзала Сергиева Посада можно подъехать ближе к скиту на маршрутных автобусах № 7, 8. Выйти нужно на остановке «Ферма» (въезд в пос. Ферма) и идти по ул. Солнечная. Скит находится между поселками (микрорайонами) Ферма и Киновия. Но поскольку город небольшой, от железнодорожной станции до территории скита нетрудно дойти и пешком. Для этого вначале нужно двигаться вдоль железнодорожной насыпи в сторону Александрова (на север). На втором ж/д переезде – повернуть направо на ул. Вифанскую. Она выводит к Скитским прудам, за которыми и расположена территория скита.

Колокольня

На автомобиле. Из центра города от Троицко-Сергиевской Лавры с улицы Красной Армии необходимо повернуть направо (на восток) на ул. Карла Маркса. Далее по Вифанской улице пересечь железную дорогу. На втором повороте налево после ж/д переезда выехать на Карбушинский переулок, и далее по Огородной и Новоогородной улицам доехать до территории скита.

Рейтинг достопримечательности

Контакты

Гефсиманский Черниговский cкит
находится на восточной окраине Сергиева Посада Московской области
в 3 км от Лавры между посёлками Ферма и Киновия по адресу:

141307 Московская область, Сергиев Посад, ул. Гефсиманские пруды, 1

Основной номер канцелярии Скита:

8 (496) 549-25-28 — просьба звонить с 8:30 до 17:00

Телефон/Факс
8 (495) 995-30-17

Электронная почта: info-gefsimaniya@yandex.ru

Официальная страница в сети «В контакте».

Вниманию руководителей паломнических групп!

Если в вашей группе представлены инвалиды-колясочники, испытывающие затруднения при входе в храм, то вам нужно заранее сообщить об этом при заказе экскурсии, чтобы мы могли оказать содействие в этом вопросе.

Добраться от Москвы до Сергиева Посада можно пригородным автобусом №388
(станция метро ВДНХ) или электричкой (с Ярославского вокзала), от вокзала Сергиева Посада до скита – автотранспортом:

Автомобилем
От Лавры – с проспекта Красной Армии по ул. Карла Маркса, далее Вифанской (2 поворот налево с указателем после ж/д переезда) и Новоогородной до указателя «НИИРП» для поворота направо.

С Ярославского шоссе – на запад от развилки 73 км на Глинково.

Реквизиты для добровольных пожертвований:

Московская область, Сергиев Посад
ул. Гефсиманские пруды, 1
ИНН 5042046503
КПП 504201001
р/с 40703810204800140648

ПАО Банк «Возрождение» (г. Москва)
БИК 044525181
КПП 504202001
к/с 30101810900000000181

Желающие помочь развитию Воскресной школы при ските могут перечислить пожертвования на тот же р/с, с указанием «на содержание Воскресной школы».

Братья и сестры!

Вы можете оставить свой отзыв о посещении скита,
передав свои впечатления тем, кто только собирается его посетить.

Также замечания и пожелания ждём на info-gefsimaniya@yandex.ru.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *