Гегель о философии

Ответы:
Скачать: nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya.rar (cкачиваний: 1621)
nemeckaya-klassicheskaya-filosofiya.docx (cкачиваний: 758)
Просмотр(открыть спойлер)
Просмотр:
Немецкая классическая философия.
1. В философском творчестве И. Канта выделяются периоды:
*а) докритический и критический;
б) материалистический и диалектический;
в) логический и онтологический;
г) рациональный и иррациональный;
д) метафизический и диалектический.
2. Философский трактат «Критика чистого разума» был написан:
а) Гегелем;
б) Декартом;
*в) Кантом;
г) Ницше;
д) Бэконом.
3. Трансцендентное по Канту – это:
а) познанное опытным путем;
б) познанное эмпирически и рационально;
в) познанное с помощью теоретического разума;
г) познанное с помощью практического разума;
*д) абсолютно непознаваемое.
4. По мнению Канта, «вещь в себе» – это:
а) Бог;
б) реальное существование потенциального мира;
*в) мир существующий, который нам совершенно недоступен и никогда не может сделаться объектом нашего познания;
г) то же, что феноменальное субъективное бытие;
д) совокупность трансцендентных субъектов, то же, что Платон называл «миром идей».
5. Помимо явлений Кант выделяет:
*а) мир вещей в себе;
б) мир сознания в себе;
в) мир чувств в себе;
г) мир идей в себе;
д) бога в себе.
6. По Канту, предмет и явление в мире, данные в восприятии, для познающего субъекта есть:
а) вещь в себе;
*б) феномен;
в) ноумен;
г) иллюзия;
д) интуитивное схватывание.
7. Априорные формы чувственного созерцания, по Канту:
*а) пространство и время;
б) пространство и мышление;
в) бытие и время;
г) ощущение и представление;
д) бытие и сознание.
8. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
*б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей;
д) первичны по отношению к материи.
9. Кант обосновывает нравственный закон, согласно которому человек является «целью в себе», поскольку:
а) связь между чувственным стимулом и поведением имеет характер прямой необходимости;
*б) человек — это существо, способное к абсолютно свободной автономной мотивации поведения;
в) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как средство достижения своих целей;
г) человек должен согласовывать свою автономную мотивацию с мотивацией других людей, рассматривая их как цель в самих себе;
д) человек создан по образу и подобию божьему.
10. Формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать…»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
*в) общим законом;
г) примером для подражания других;
д) юридическим законом.
11. По мнению Канта, категорический императив – это:
а) выведенный им закон соотношения масс планет;
б) критикуемый им христианский догмат;
в) занимаемая им гражданская позиция;
г) доказательство несостоятельности любых нравственных предписаний;

*д) непреложное нравственное требование, моральный закон.
12. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
*а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;
г) подчинен воле бога;
д) связан с гуманными или дружескими чувствами.
13. В своей теории эстетического суждения Кант впервые охарактеризовал эстетически приятное, с точки зрения:
а) потребности;
б) творческой способности;
в) практики;
*г) незаинтересованности;
д) удовольствия.
14. Философия Гегеля — это:
а) реализм;
*б) абсолютный объективный идеализм;
в) материализм;
г) эмпиризм;
д) трансцендентальный идеализм.
15. Диалектика в философской системе Гегеля:
*а) спекулятивно-идеалистическая;
б) экзистенциальная;
в) материалистическая;
г) негативная;
д) метафорическая.
16. По Гегелю, первооснова всего сущего есть:
а) материя;
б) сознание;
*в) абсолютная идея (мировой дух);
г) бог;
д) у сущего нет первоосновы, все безосновно, преходяще.
17. В системе Гегеля мировое развитие есть:
*а) развитие духа (абсолютной идеи);
б) процесс закономерной смены общественно-экономических формаций;
в) воплощение Божественного замысла;
г) процесс самоорганизации материи;
д) Гегель отрицал развитие.
18. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует — разумно;
б) все, что существует — действительно;
в) все, что разумно – существует;
*г) все, что разумно — действительно.
19. Гегель рассматривал историю в своей работе «Философия истории», как:
а) прогрессивное развитие науки;
б) самоцельное становление бога;
*в) развитие мирового духа во времени;
г) развитие мирового духа в пространстве;
д) нравственный прогресс.
20. Философия Л. Фейербаха — это:
*а) материализм;
б) идеализм;
в) рационализм;
г) натурализм;
д) эмпиризм.
21. Материалистическая концепция Л. Фейрбаха получила название:
а) стихийный материализм;
б) наивный материализм;
в) механистический материализм;
г) диалектический материализм;
*д) антропологический материализм.
22. Фейербах главным объектом познания считал:
а) природу;
б) бога;
*в) человека;
г) познание;
д) общество.
23. Фейербах считал религию:
а) нелепым суеверием;
б) абсолютизированием субъективной стороны сознания;
*в) приписыванием Богу атрибутов человека;
г) реализацией свободы;
д) атавизмом сознания, связанным со страхом людей перед силами природы.
24. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
а) права;
б) государства;
в) абсолюта;
*г) любви;
д) бога.
25. Установите соответствие философа философскому учению:
б1. трансцендентальный идеализм; а) Гегель;
г2. антропологический материализм; б) Кант;
а3. абсолютный идеализм; в) Шеллинг;
в4. философия тождества; г) Фейербах.
26. Установите соответствие философского трактата тому или иному философу:
б1. «Критика чистого разума»; а) Гегель;
г2. «О сущности христианства»; б) Кант;
а3. «Наука логики»; в) Шеллинг;
в4. «Система трансцендентального идеализма»; г) Фейербах.

I. Философские теории происхождения мира

Один из основных вопросов, который человечество пыталось разрешить на протяжении всей своей истории, — вопрос о происхождении мира и человека. Среди нехристианских теорий по этой проблеме следует выделить следующие три:

1) материализм;

2) дуализм;

3) пантеизм.

1. Материализм (от лат. слова materialis — вещественный). В противоположность идеализму, материализм считает, что материя первичнее духа, сознания, идеи. Признание первичности материи равносильно отрицанию Божественного начала, приведшего мир в бытие, поэтому характерной чертой материализма является атеизм. К числу универсальных свойств материи материалисты относят «ее несотворимость и неуничтожаемость, вечность существования во времени и бесконечность в пространстве, неисчерпаемость ее структуры. Материи всегда присущи движение и изменение, закономерное саморазвитие…» Все явления в мире, согласно этому учению, представляют собой различные виды и проявления движущейся материи.

Это учение в настоящее время обнаруживает все более и более свою несостоятельность. Такие утверждения, как вечность, бесконечность материи и закономерность ее саморазвития, с точки зрения современной науки, являются сомнительными. Большинство ученых нашего времени считают, что мир имел начало и что он ограничен. Согласно научным наблюдениям, материя стремится отнюдь не к саморазвитию, не к усложнению своей структуры, а, наоборот, к распаду на более простые формы, к выравниванию всех возникших в ее структуре отклонений (в физике это явление называется «тепловой смертью»).

Демиург — это творец и отец нашей Вселенной, создатель низших богов, мировой души и бессмертной части человеческих душ. Он творит космос из совечной ему материи (некой бесформенной массы), наделенной вечным беспорядочным движением. Взирая на вечный первообраз, данный в божественных идеях. Демиург согласно этому образцу возделывает праматерию.

Демиург не является в собственном смысле творцом. Ни первообраз, ни праматерия от него не зависят. Более того, он не всесилен: его стремлению устроить все «как можно лучше» противостоит сопротивление материи.

В процессе устроения бесформенная материя (которая сама по себе реально не существует, она есть только чистая возможность бытия) получает некоторое правдоподобие, становится слабым напоминанием мира идей. Таково же, с некоторыми незначительными различиями, учение Аристотеля. Филон Александрийский (I в. до н. э.) отождествил платоновского Демиурга с Логосом (греч. — мысль, идея, слово), которого считал высшим творением Бога. Посредством Логоса Бог творит мир духовный и вещественный.

Гностики (I-III вв. н. э.), полагавшие, что материя есть абсолютное зло, пришли к заключению, что Демиург — источник мирового зла. И в своем учении они «согнали» его с верхнего этажа божественной лестницы в разряд низших божественных существ, в «психическую» сферу. В учении гностика Валентина Демиург предстает как слепая сила. Он творит, но не постигает идей твари .

Гностик Маркион учил, что есть два Бога: злой Бог Ветхого Завета — Демиург и добрый Бог Нового Завета — Сын, и таким образом разрывал связь между Ветхим и Новым Заветами. Некоторые секты гностиков наряду с Божественным началом предполагали вечное существование мрака — материи или хаоса. Существующий мир, по их учению, является антиподом (полной противоположностью) Бога. Человек соединяет в себе эти два враждебных друг другу начала: духовное и материальное. Душа иноприродна этому миру и своему телу. Путем гнозиса (познания) человек должен преодолеть свою расщепленность, освободиться из «темницы» тела.

Дуализм был присущ и манихейству (III-XI вв.).

Пантеистические идеи содержатся в древнеиндийских религиях (особенно в брахманизме, индуизме и веданте), в древнекитайской религии (даосизме) и у некоторых древнегреческих философов (в частности, у Гераклита Логос — основа всех вещей). Например, в древнеиндийской религии Брахман — это абсолютное, высшее, безличное, духовное начало. Из него возникает мир во всем его многообразии. Вместе с тем, все, что есть в мире, разрушается, растворяясь в Брахмане. В этой религии различаются два образа бытия Брахмана. Безличное духовное начало — это Брахман невоплощенный и бессмертный. Мир и человек — Брахман воплощенный и смертный. Так индуисты говорят о тождестве Брахмана, мира и человеческого «Я»: «Я есть Брахман» .

Пантеизм лежит в основе и неоплатонического учения о происхождении мира (III в. н. э.). Согласно этому учению, во главе бытия стоит сверхсущее Единое — Благо, не постижимое рассудком, невыразимое в слове, но постигаемое в сверхумном экстазе. Единое, от преизбытка своей мощи, как переполненная чаша, изливается и порождает нижестоящую иерархию: Ум, с идеями в нем, и Душу, обращенную к Уму и чувственному космосу, вечному в своем временном бытии. Душа порождает вещи этого мира, взирая на идеи, заключенные в Уме. Единое, ниспадая, все более умаляется. Таким образом, мир, по учению неоплатоников, возникает в результате какой-то таинственной катастрофы, которую можно назвать падением Бога. Соответственно, материя, с точки зрения этого учения, — зло, отрицание Единого.

Неоплатонизм оказал мощное влияние на развитие средневековой философии .

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Размещено на http://www.allbest.ru/

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего профессионального образования

«Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева» в г. Железногорске

Факультет педагогики

Кафедра перспективных образовательных технологий

Специальность 050502 «Технология и предпринимательство»

Реферат

Тема: «Бог и человек»

Выполнил: студент 5 курса ТиП

Захарова К.С.

Приняла: Муратова М.А.

Железногорск 2014г.

Содержание

РАЗВИТИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ/ПОНЯТИЙ О БОГЕ

Следует признать, что философы не сразу рассмотрели данную проблему.

Почему человек остаётся загадкой для самого себя? Почему, познав и даже «покорив» природу, познав в какой-то мере основные законы развития общества, человек чувствует себя неуверенно и жизнь его часто полна трагизма?

И поныне сущность человека, его взаимоотношения с природой раскрыты далеко не полностью. В современной философской литературе человек по-прежнему определяется как существо проблематичное, неопределенное, двусмысленное.

Как первобытный человек создавал представление о Боге, а потом верил в этого Бога?

происходило сокращение количества и рост персонального величия и могущества каждого оставшегося в разряде сверхъестественных существ отдельного Бога;

В религии Бог предназначен для удовлетворения практических потребностей человека, а в философии концепция Бога предназначена для теоретизирования о неизвестном, как об известном.

Ещё один подход объясняет природу человека влиянием на него культурных факторов и называется культурологическим. Он в той или иной степени свойствен многим философам.

Таким образом, человек историчен и преходящ во времени; он не рождается «разумным”, а становится им на протяжении всей жизни и истории человеческого рода.

Суть его в двойственности человека, в принадлежности его к двум мирам одновременно — природе и обществу, телу и духу. Человек так или иначе решает эту проблему, которую можно назвать проблемой существования.

Для классической философии античности человек и природа представлялись как единое целое. Человек — это органическая часть мира, космоса. Он представляет собой своего рода микрокосм, слитый природой, является копией Космоса.

Высокий статус человеческого бытия определяется библейской формулой «человек — образ и подобие Бога». Какие же именно свойства Бога составляют сущность человеческой природы?

Философия Возрождения создала свою антропологию, т.е. учение о человеке, его роли в новой картине мира. Недаром эпоху Возрождения также называют эпохой Гуманизма.

Человек-творец, гармонично воплощающий в себе духовные и телесные качества, стал предметом поклонения и обожествления.

Следовательно, философия Возрождения была философией антропоцентризма, утверждавшей, что творцом мира является не Бог, а человек.

Однако уже с 17-го века отдельные мыслители стали высказывать идеи, противоположные этой концепции. Хотя человек и связан с природой, его взаимоотношения с ней далеки от гармонии, поскольку он обособлен от неё, одинок в бескрайней Вселенной.

Это можно рассматривать как компенсацию за природное несовершенство человека, как предпосылку его самостоятельности перед той природой, которая в силу отсутствия у нее разума, оказалась ниже его — человека.

Великий немецкий философ Иммануил Кант сформулировал в конце 18-го века четыре основных вопроса, на которые необходимо дать ответ любому мыслителю, постигающему сущность человека и человечества:

На что я могу надеяться?

Человек в своей деятельности выходит за рамки утилитарных потребностей, круга повседневных забот, преодолевая даже в самые трудные времена ограниченность своего существования.

Своеобразную трактовку проблемы сущности человека сделал русский философ Н. Бердяев (1874-1948). Философия Бердяева является подлинным гимном человеку, ярким выражением абсолютного поклонения ему.

Одной из центральных в современной религиозной философии остается проблема Бога. Существует несколько направлений религиозного характера, но главный из них является неотомизм.

Современный подход к проблеме человека характеризуется стремлением обобщить классический и неклассический подходы, суммировать их. Решая эту проблему, современная философия опирается на новейшие достижения естественных наук.

В пользу этого подхода обычно приводятся следующие обоснования:

* человек, как и все вещи и явления в природе, есть также определенный объем информации; правда, он сумел сконцентрировать за время своей истории весьма значительную часть общего объема информации, имеющейся во Вселенной;

1.Кохановский В.П. и др. Философия — Ростов-на-Дону, «Феникс», 1999

2.Островский Э.В. Основы философских знаний — М. Юнити, 1998

3.Радугин А.А. Философия — М. Изд-во Центр, 2001

4.Рассел Б. Почему я не христианин? — М., Наука, 1987.

5.Фрэзер Д.Д. Золотая ветвь — Изд-во полит. л-ры, 1986

Размещено на Allbest.ru


Схема 6.5.4. Классическая немецкая философия. Георг Гегель. Философия природы

Георг Гегель. Философия природы
Определения Абсолюта как Абсолютной идеи недостаточно для доказательства его субстанциональности

Абсолют должен доказать свою действительность и как разум всей природы

Природа развивается не эволюционно, а диалектически – конечная цель (возникновение жизни) определяет последовательность и связь всех ведущих к ней ступеней (циклов)

Философия природы

В сфере Логики Абсолют достигает максимальной всеобщности и действительности, но лишь как Абсолютная идея, как система чистых, без определенного содержания категорий. Ему не хватает доказательства, что он – разумная и деятельная основа всего, что существует предметно. Такое доказательство Абсолют может получить, лишь наполнив свои категории природным содержанием, или, что то же, связав все факты естественных наук систематической связью с Абсолютом. Природа должна раскрыться как иная форма бытия Абсолюта. «Природа есть идея в форме инобытия» («Энциклопедия философских наук»).

Не опыт, а Абсолют обеспечивает единство органической и неорганической природы. «Особенное содержание находится в физике вне всеобщего и, следовательно, раздроблено, расщеплено, разрознено, разбросано, не имеет в самом себе необходимой связи» (там же).

Взгляд на природу как на череду метаморфоз (модификаций какого-либо одного начала, основания) Абсолюта позволяет понять ее как последовательно развивающуюся систему – от низших ступеней неорганической природы к человеку как высшей ступени органической природы. В основу метаморфозы положена «одна идея, пребывающая во всех различных родах, а также в отдельных органах, так что эти роды и органы являются лишь преобразованиями одного и того же типа» («Энциклопедия философских наук»).

Механика – первая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Пространство, время, движение и материя – главные смыслы Абсолюта на этой ступени. Здесь господствует механическая всеобщность и безразличие природных объектов к существованию друг друга.

Физика – вторая крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. На этой ступени тела обретают индивидуальность (особенные свойства) и между ними, помимо механических сил притяжения и отталкивания, возникают специфические взаимодействия – химические, электрические, магнитные, тепловые и т. п.

Органика (органическая физика) – третья крупная метаморфоза Абсолюта в сфере Природы. Здесь Абсолют познает себя последовательно в виде расширяющегося круга различных организмов – «геологического», «растительного», «животного». Последний – вершина природы. «Животный организм есть микрокосм, приобретший бытие для себя, центр природы, в котором вся неорганическая природа объединилась и идеализировалась» (там же).

Природа развивается ради осуществления своей априорной цели – возникновения жизни и все этапы ее развития суть ступени движения к этой цели. Ничто не появляется постепенно, эволюционно. Каждое видоизменение организмов есть «сразу и целиком то, что оно есть» (там же).

Высшие формы возникают из низших и включают их в себя в преобразованном виде, но никогда к ним не сводимы: целое не равно сумме своих частей.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *