Георгия победоносца

На высоком берегу Волги, в центре г. Самары, там, где находится памятник воинам за веру и Отечество жизнь положившим в годы Великой Отечественной войны, есть просторный сквер.

Мысль о том, что здесь должен стоять Храм, и именно православный, родилась в самых недрах народных.

И в самом деле: в центре города есть у нас величавый католический костел, самая большая в Поволжье кафедральная мечеть, есть две синагоги — внушительные, капитально построенные, которые сейчас приводятся в порядок, и только православного Храма в русском православном городе, в центре его нет, — взорвали в 1934 году. Разрушали знаменитый на всю Россию собор целых 5 лет.

Собор вмещал одновременно до 2,5 тысяч молящихся и был одним из самых крупных в России. Стоит еще сказать, что в 1871 году император Александр Второй, приехав в Самару с наследником цесаревичем Александром, заложил камень в фундамент строящегося собора. А 1 июля 1904 года император Николай II вместе с императрицей молился в Соборе во время Божественной литургии.

Собор уничтожили не по недомыслию, а целенаправленно. Именно православие было главным врагом новой власти. Новый храм — это как напоминание о Храме уничтоженном, как наше покаяние, как наша скорбь и радость о Христе-Спасителе, о том, что вера наша выстояла и победила.

Храм посвящен святому Георгию Победоносцу. В нашей православной церкви этот святой изображается как воин Царя Небесного, сидящим на белом коне и поражающим копьем страшного змия. Для нас он — символ победы.

Храм возводился на пожертвования с благословения архиепископа Самарского и Сызранского Сергия. Инициатором строительства храма, посвященного 2000-летию Христианства и 55-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне, выступила общественность города Самары. Епархией и городской администрацией была составлена совместная программа, посвященная празднованию 2000-летия христианства, куда, наряду с другими, были включены и вопросы строительства храмов на территории города.

10 марта 1999 года Постановлением городской администрации № 81 Самарской епархии был выделен в аренду земельный участок на площади Славы. А уже 1 апреля архиепископ Сергий подписал договор о строительстве храма-памятника с генеральным подрядчиком ЗАО «Волгатрансстрой» в лице Сонина Вячеслава Валентиновича.

Была рассмотрена серия проектов и в результате выбор пал на проект, предложенный известным самарским архитектором Юрием Ивановичем Харитоновым (автор таких значимых для г. Самары объектов, как бассейн СКА и др.). Идея строительства храма-памятника первоначально основывалась на архитектурном эскизе-проекте академика Эрнста Жибера (1823-1909), вошедшего в историю Самары как автор того самого собора, который некогда возвышался на нынешней площади им. Куйбышева и был уничтожен в 30-е годы ХХ века. В процессе проектирования стало ясно, что этот проект, предназначенный для села (малый сельский храм) не вполне соответствует той задаче, которая ставилась перед архитектором. «…Храм Жибера — сельский, небольшой, привлекательный, — поясняет Ю. Харитонов. — При проектировании создали ему подземное пространство, изменили внутреннюю структуру и… родился прекрасный новый проект с прозрачными обходными галереями, закрытыми лестницами, хорами для певчих».

Храм классического византийского стиля, симметричный, пятиглавый, высотой 30 метров до основания креста. Стены из кирпича облицованы уральским мрамором с месторождения Коелга, хотя проектом была предусмотрена облицовка белым жигулевским камнем. (Интересно, что именно проектирование и изготовление облицовочных плиток, когда на каждый элемент приходится выполнять специальный расчет и отдельный чертеж, архитектор Ю.И. Харитонов считает самым сложным). Купола покрыты нитротитаном (такое покрытие в условиях города «продержится» несколько десятков лет, а вот золото атмосфера мегаполиса «съедает» за 5-7 лет). Площадь застройки — 250 кв. метров, храм рассчитан на 200 человек.

Одна из строительных идей (устройство в верхней части храма смотровой площадки, откуда открывается вид на Волгу) принадлежит лично Архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию.

22 июня 1999 года место под строительство храма было освящено. На церемонии присутствовали: Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, губернатор Самарской области Титов К.А, глава администрации г. Самары Лиманский Г.С., клирики Самарской епархии, представители областной и городской администрации, ветераны войны и труда.

15 октября 1999 года на строительной площадке побывал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Это был один из самых волнующих моментов его пребывания на самарской земле. Он вложил в фундамент памятную капсулу. Содержание грамоты в капсуле таково: «Божьей милостью в лето от сотворения мира 7508 и от Рождества во плоти Бога слова 1999 года октября 2/15 дня при Патриархе Московском и Всея Руси Алексии II и святительстве Высокопреосвященства Сергия, архиепископа Самарского и Сызранского в ознаменовании 2000-летия пришествия в мир во плоти Бога слова, и годовщины 55-летия Победы русского оружия в Великой Отечественной войне положено основание храму сему в честь святого великомученика Победоносца Георгия». Под этой грамотой подписался Патриарх, архиепископ Сергий. Активное участие в церемонии закладки капсулы принимал Вячеслав Валентинович Сонин, как директор генподрядной организации.

Закладка капсулы Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II

После церемонии закладки капсулы Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II обратился к собравшимся со словами: «Я думаю, что сегодня исторический момент, когда возвращается память в нашу жизнь. Как в старину создавались храмы в честь воинов и вождей, которые отдали самое дорогое — свои жизни, — защищая Родину. И к этой традиции мы возвращаемся».

В 12-00 часов 6 мая 2000 г. на Храм был вознесен 11-метровый главный купол, который весит 8 тонн. Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий совершил торжественную литургию и освятил купол. Вся процедура подъема купола заняла около 20 минут. Остальные четыре малых купола, символизирующих четырех евангелистов (Луку, Матфея, Иоанна и Марка) подняли 27 мая. О крестах, венчающих малые купола, следует рассказать особо. Ибо они полны глубокого смысла. Архитектор проекта Ю. Харитонов в соответствии с канонами разработавший их эскиз, пояснил: «Эти «расцветшие кресты» много символичны. Напоминающий полумесяц якорь веры суть надежда на спасение. Есть и другой символ, имеющий дохристианские корни, — жезл, которым пророк Моисей поверг змею. Смысл крестов еще и таков: это сердца, открытые миру».

В день Покрова Пресвятой Богородицы, 14 октября 2000 года, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий провел торжественный чин освящения 9 колоколов, заказанных и отлитых из бронзы на колокололитейном воронежском заводе «Вера». Вес самого большого, Благовеста, 560 кг. Остальные колокола 5, 7, 16, 25, 49, 98, 145, 352 кг. Общий вес колоколов 1257 кг. Все они были отлиты в июне 2000 года.

В нижней части храма располагается крестильня со стационарной мраморной купелью.

Окна в алтаре украшены цветной мозаикой. В Византии храмы украшались золотой мозаикой, которая символизировала Небесный Иерусалим.

Иконостас отделан фарфоровыми изразцами.
На иконостасе находятся иконы:
(по центру) Спас Нерукотоворный, Святая Троица (Андрея Рублева), Спас в силах; Се, Агнец Божий, вземляй грехи всего мира;
(слева) Пророк Моисей, Богоматерь и Св. Апостол Петр (Деисус-моление), Рождество Христово, Богоматерь с младенцем на престоле, Св. Архангел Михаил.
(справа) Праотец Авраам, Св. Иоанн Креститель и Св. Апостол Павел (Деисус), Воскресение Христово (Сошествие во ад), Спас на престоле, Св. Архангел Гавриил.
(Царские врата) (верхний ряд) Свв. апп. и евв. Иоанн и Матфей, (средний ряд) Арх. Гавриил и Богоматерь, (нижний ряд) Свв. апп. и евв. Лука и Марк.
В северной части храма находятся иконы:
1.Иверская икона Божией Матери (на аналое)
Иверская икона Божией Матери считается покровительницей Грузии, как и Св. вмч. Георгий Победоносец, покровительницей Москвы, защитницей русских южных рубежей.
2.Фео́доровская ико́на Бо́жией Ма́тери
Чудотворный образ Феодоровской Божией Матери издавна почитается не только как царская святыня, но и как икона, особо покровительствующая семейному благополучию, рождению и воспитанию детей, дарующая благополучное разрешение от бремени
3.Равноапостольного Князя Владимира
Святой Равноапостольный Князь Владимир (внук княгини Ольги) – просветитель русского народа, считается небесным покровителем внутренних войск МВД России.
4.Святителя Николая Чудотворца
Святитель Николай издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. Особенно известна помощь Святителя Николая по морю плавающим и всем путешествующим. Он же защитник от нашествия врагов, и один из покровителей Российского Военно-Морского Флота.
5.Свт. Алексия митрополита Московского
Святитель Алексий – небесный покровитель Самары
«Здесь будет город великий, в коем просияет благочестие, и никогда оный город разорению не будет подвержен» – пророчество и благословение Митрополита Алексия о Самаре.
6.Прп. Сергия Радонежского
Преподобный Сергий – игумен земли Русской, всея России чудотворец
Своим святым покровителем преподобного Сергия считают артиллеристы
7.Блгв. кн. Александра Невского (прадеда Димитрия Донского)
Благоверный князь Александр Невский является небесным покровителем Сухопутных войск Российской Федерации.
Александр Невский, за всю жизнь не проигравший ни одной битвы, проявил талант полководца и дипломата, заключив мир с наиболее сильным (но при этом более веротерпимым) врагом – Золотой Ордой – и отразив нападение с Запада, одновременно защитив православие от католической экспансии.
8.Царственных страстотерпцев
К Царственным страстотерпцам многие христиане обращаются ныне с молитвой о укреплении семьи и воспитании детей в вере и благочестии, о сохранении их чистоты и целомудрия.
Августейший Атаман всех казачьих войск Николай II – Небесный покровитель казачества.

В южной части храма находятся иконы:
1.Икона Божией Матери «Взыскание погибших»
Чудотворная икона Божией Матери «Взыскание погибших»– покровительница Самары
2.Равноапостольной княгини Ольги
Святая Равноапостольная Княгиня Ольга стала первым правителем Руси, принявшим крещение. Почитается как покровительница вдов и новообращённых христиан.
3.Вмч. Георгия Победоносца
Святой великомученник Георгий Победоносец является покровителем воинов, земледельцев, пастухов и путников. Верующие обращаются к нему с молитвами о ниспослании дождя, о защите от зла, об исцелении недугов, о чадородии.
4.Вмч. и целителя Пантелеимона
Святой великомученик и целитель Пантелеи́мон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Почитание святого великомученика Пантелеимона в нашей Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Покровительством святого он остался жив в сражении в 1151 году.
5.Прп. Серафима Саровского
Святой преподобный Серафим Саровский – молитвенник земли Русской, иеромонах Саровского монастыря, основатель и покровитель Дивеевской женской обители.
Прославлен церковью в 1903 году в лике преподобных по инициативе царя Николая II. Один из наиболее почитаемых православных святых, считается покровителем ученых-ядерщиков.
6.Блгв. князей Бориса и Глеба
Святые благоверные князья Борис и Глеб – сыновья киевского великого князя Владимира Святославича. В междоусобной борьбе, вспыхнувшей в 1015 году после смерти их отца, были убиты своим старшим братом Святополком, который позднее получил от официальных историографов прозвище «Окаянный». Борис и Глеб стали первыми русскими святыми, их канонизировали в лике мучеников-страстотерпцев, сделав их покровителями Русской земли и «небесными помощниками» русских князей.
7.Блгв. кн. Димитрия Донского (правнука Александра Невского)
Благоверный великий князь Димитрий Донской – защитник веры и Отечества, «Держатель Русской земли».
В сознание потомков Димитрий вошел прежде всего как великий полководец. При этом его государственная деятельность собирателя русской земли – как бы отошла на второй план. А между тем, не решив эту задачу, он не смог бы вывести на Куликово поле общерусское войско, оказавшееся способным разгромить орды Мамая.
Святой Димитрий воспитывался под руководством святителя Алексия Московского. Христианское благочестие святого князя Димитрия сочеталось с его талантом выдающегося государственного деятеля. Он посвятил себя делу объединения русских земель и освобождению Руси от татаро-монгольского ига.
Собирая силы для решающего сражения с полчищами Мамая, святой Димитрий просил благословения у преподобного Сергия Радонежского. Старец воодушевил князя, направил ему в помощь монахов-схимников: Александра (Пересвета) и Андрея (Ослябю).
За победу на Куликовом поле (между реками Доном и Непрядвой) в день праздника Рождества Пресвятой Богородицы князь Димитрий стал именоваться Донским.
Святой Димитрий Донской является покровителем христианского брака. Его брак с княжной Евдокией – образец святой христианской семьи на все времена. У них 8 сыновей и 4 дочери. Крестным отцом у двух сыновей Димитрия был преподобный Сергий Радонежский, у остальных наследников – другой русский святой – преподобный Димитрий Прилуцкий.

Храм имеет статус памятника. В храме поминают погибших на фронтах Великой Отечественной войны самарцев, а также погибших в военных конфликтах, в ликвидации последствий Чернобыльской аварии, в результате пожара в здании Самарского ГУВД 10 февраля 1999 г.

Торжественное открытие Храма состоялось 6 мая 2002 года. Храм-памятник построен стараниями и на средства компании «Волгатрансстрой», входящей в финансово-промышленную группу «Балтийская строительная компания», о чем свидетельствует акт передачи храма, врученный Вячеславом Сониным архиепископу Самарскому и Сызранскому Сергию.

8 июля 2011 г. около храма был открыт памятник святым благоверным князю Петру и княгине Февронии Муромским. Эти святые явили образец семейной верности и любви.
В настоящее время памятник и Храм Св.вмч.Георгия Победоносца составляют единый историко-церковный комплекс.

Храм Георгия ПобедоносцаСтраница приходаРусская Православная Церковь, Самарская митрополия, Самарская епархия, Самарское Центральное благочиние

Контактная информация

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться на наше православное сообщество в Инстаграм Господи, Спаси и Сохрани † — https://www.instagram.com/spasi.gospodi/ . В сообществе больше 60 000 подписчиков.

Нас, единомышленников, много и мы быстро растем, выкладываем молитвы, высказывания святых, молитвенные просьбы, своевременно выкладывам полезную информацию о праздниках и православных событиях… Подписывайтесь. Ангела Хранителя Вам!

Образ Великомученика считают одним из наиболее чтимых святынь в Святыни Православных, а также он олицетворяет собой заступника для верующих, чья жизнь имеет какое-либо отношение к военным делам, но также он может оберегать и землевладельцев. Божественный лик можно встретить на некоторых флагах городов и даже на монетах.

К святыне Великомученика можно обращаться в молебне всем православных кто связал свою жизнь с защитой отчизны. К Святцу вызывают в прошении в заступничестве при военных конфликтах, а также перед ликом молятся родители чьих сыновей призвали к службе, чтоб образ их уберег от всяких трудностей, а служба прошла благополучно.

В этой статье вы сможете узнать, как помогает и каково значение святыни, о чем молятся иконе Георгия Победоносца, день празднования, молитвы к образу и не только.

В чем помогает икона Георгия Победоносца и ее значение

Этот Святой известен многим православным людям, но о нем также были наслышаны и не сильно верующие. Однако что можно просить у божественного лика знают далеко не все, а ведь этот образ способен исцелить любого кто искренне попросит.

Значение иконы Георгия Победоносца

Святыня, где воитель убивает змея верхом на коне, олицетворяет собой необычайное благородство и величие проявленной воинской храбрости. Его даже изображают на некоторых гербах и монетах, а в Грузии этот лик одним из первых чтится после Царицы Небесной.

Великомученик Георгий Победоносец относится к лику святых благодаря своим страданиям, которые он претерпел из-за своей православной веры, такой сильной, что не мог променять ее на богатство или власть. Вера, вот что действительно сильное и самое важное, что может быть в жизни человека.

Все вышесказанное в точности соответствует образу Святого. По сохранившимся до наших дней историям, еще, будучи в тюремном заключении, он мог помогать всем желающим, которые обращались к нему в просьбе. Он взывал в мольбе к Богу и тот слушал его и выполнят его прошения, даруя нуждающимся исцеление и помощь.

Одно из самых великих чудес которое сотворил Великомученик так это – спасения всего города от устрашающего змия. Молитвами и своей непреклонной верой вызываемой к Всевышнему он смог одолеть чудовище. Святой убил змея, спас жителей и их души от влияния дьявола, породив в них надежду и веру в Господа, призывая людей принять христианскую веру.

В чем помогает икона Георгия Победоносца

  • Еще с давних пор Святец был покровителем для всех военнослужащих и тех, кто оказался в зоне проведения боевых действий;
  • К святыне также очень часто обращаются в надежде защититься от врагов и на обретения мира не только для себя, но и для своих близких. Для того чтобы получить содействие от чудотворного лика необходимо рядом с его образом поставить свечу и произнести свое пожелание;
  • Помимо всего вышеупомянутого икона святого Георгия Победоносца способна также уберечь и от различных заболеваний. Большое количество православных посещают церкви и соборы, чтобы воззвать в молебне к преподобному для помощи в борьбе с хворью. Также существует некоторые доказательства что это божественное изображение способно также излечить женское бесплодие;
  • Ещё к божественному лику возносится и молитва на победу;
  • К образу также как мужчины так и женщины, и даже дети, так как Святой способен помочь абсолютно всем кто имеет хоть малейшую веру в то что его прошение будет исполнено.

Чудо сотворенное божественным образом

Святой прославился многими своими чудесами, однако наиболее известным из них стало чудо о змие:

Согласно сказанию неподалёку от городка Бейрута обитал в озере змей, местные жители находились в постоянном страхе, ведь чудовище пожирало люд.

Некоторые суеверные жители чтоб утолить змия ярость постоянно по выпавшему жребию отдавали молодую девушку или юношу на съедение чудища.

По приданию как-то раз жребий указал на дочь царя, её отправили на растерзание змию и тут произошло божественное явление Чудотворца. Святой спас царевну пронзив копьем чудовища, а также прекратил языческие обряды и призвал жителей принять христианскую веру.

Когда устраивают день почитания Георгия

В Христианских церквях празднование в честь Преподобного отмечается несколько раз за год:

  • 9 декабря (по старому стилю 26 ноября) – русская христианская церковь еще по велению князя Ярослава Мудрого (имя при крещении Георгий) стала проводить празднование как память об освящении в этот день Киевского собора Великомучеником;
  • 23 ноября (по старому стилю 10 ноября) – этот день Грузия отмечают колесование преподобного;
  • 16 ноября (по старому стилю 2 ноября) – воспоминание об обновленном в 4-м веке соборе в Лидде названном в честь Святого;
  • 6 мая (по старому стилю 23 апреля).

В каких храмах можно найти святыню

  1. Чудотворная икона Георгия Победоносца находится в Старых Лучниках (Москва) в соборе Святого Великомученика;
  2. В Подмосковье также можно найти святыню названую в честь преподобного Георгия;
  3. Увидеть образ православные люди могут в Георгиевском храме (Одинцовское благочиние, Московская епархия);
  4. В поселке Монино можно увидеть чудотворный лик в соборе названного в честь святого Великомученика.

Молитвы обращенные к чудотворному изображению

  1. Молебень о помощи в работе

«Святой Георгий, Победоносец и Спаситель. Снизойди ко мне с небес, придай силушки в работе, надели своим духом в неустанной борьбе. Помоги мне осилить тяжбу, что на работе случается, пускай начальство не ругается. Коль суждено быть сокращенным, хочу я быть Христом прощенным. Да будет воля твоя. Аминь».

  1. Прошение на победу в спорте

«О всехвальный святый великомучениче и чудотворче Георгие! Призри на ны скорою твоею помощию и умоли человеколюбца Бога, да не осудит нас грешных по беззакониям нашим, но да сотворит с нами по велицей Своей милости. Не презри моления нашего, но испроси нам у Христа Бога нашего тихое и богоугодное житие, здравие же душевное и телесное, земли плодородие и во всем изобилие, и да не во зло обратим благая, даруемая нам тобою от всещедраго Бога, но во славу святаго имене Его и в прославление крепкаго твоего заступления, да подаст Он православному народу нашему на супостаты одоление и да укрепит нас непременяемым миром и благословением. Изряднее же да оградит нас святых Ангел Своих ополчением, во еже избавитися нам, по исходе нашем из жития сего, от козней лукаваго и тяжких воздушных мытарств его, и неосужденным предстати престолу Господа славы.

Услыши нас, страстотерпче Христов Георгие, и моли за ны непрестанно триипостасного Владыку всех Бога, да благодатию Его и человеколюбием, твоею же помощию и заступлением, обрящем милость со Ангелы и Архангелы и всеми святыми одесную правосуднаго Судии стати, и того выну славити со Отцем и Святым Духом, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

  1. Молитва о защите

«Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою поклоняющийся людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих врагов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь».

Храни Вас Господь!

Вмч. Георгий. Храмовая икона Георгиевского собора Юрьева монастыря под Новгородом, XII в., ныне в Государственной Третьяковской галерее.

Георгий Победоно́сец (280 — 303/304), великомученик, чудотворец

Память 23 апреля в день кончины , 3 ноября в день обновления Георгиевского храма в Лидде в IV в., 10 ноября в память колесования (Груз.), 26 ноября в день освящения Георгиевской церкви в Киеве в 1051 г. (Рус. — «Юрьев день»)

Родился в 280 году в Каппадокии , в знатной семье язычника Геронтия и христианки Полихронии. Мать воспитала Георгия в христианской вере. Однажды, заболев горячкой, Геронтий по совету сына призвал имя Христа и исцелился . С этого момента он также стал христианином, и вскоре сподобился принять мучения и смерть за свою веру. Это произошло, когда Георгию было 10 лет . Овдовевшая Полихрония переселилась с сыном в Палестину, где была её родина и богатые владения.

Поступив в 18 лет на военную службу, Георгий выделялся среди прочих воинов своим умом, храбростью, физической силой, воинской осанкой и красотой. Достигнув вскоре звания трибуна, он проявил такую храбрость в бою, что обратил на себя внимание и сделался любимцем императора Диоклетиана — талантливого правителя, но фанатичного приверженца языческих римских богов, учинившего одно из жесточайших гонений на христиан. Ещё не знавший о Христианстве Георгия, Диоклетиан почтил его саном комита и воеводы.

С того времени как Георгий убедился, что неправедный замысел императора об истреблении христиан не может быть отменён, он решил, что настало время, которое послужит ко спасению его души. Тотчас он раздал всё свое богатство, золото, серебро и драгоценные одежды нищим, бывшим при себе рабам даровал свободу, а о тех рабах, которые находились в палестинских его владениях, распорядился, чтобы одни из них были освобождены, а другие переданы неимущим. После этого он явился на совещание императора и патрициев об истреблении христиан и мужественно обличил их в жестокости и несправедливости, объявив себя христианином и приведя сборище в смятение.

Вмч. Георгий Победоносец и его родители мч. Геронтий и мц. Полихрония. Греческая икона

После безрезультатных уговоров отречься от Христа император приказал подвергнуть святого различным мучениям. Георгий был заключён в темницу, где его положили спиной на землю, ноги забили в колодки, а на грудь положили тяжёлый камень. Но святой мужественно переносил страдания и прославлял Господа. Тогда мучители Георгия начали изощряться в жестокости. Они били святого воловьими жилами, колесовали, бросали в негашёную известь, принуждали бежать в сапогах с острыми гвоздями внутри, поили ядом. Святой мученик всё терпеливо переносил, непрестанно призывая Бога и будучи затем чудесно исцеляем. Его исцеление после нещадного колесования обратило ко Христу ранее уже оглашённых преторов Анатолия и Протолеона, а также, по одному преданию, императрицу Александру, супругу Диоклетиана. Когда призванный императором волхв Афанасий предложил Георгию воскресить мёртвого, святой вымолил у Бога это знамение, и множество народа, включая и самого́ бывшего волхва, обратились ко Христу. Неоднократно богоборец-император спрашивал Георгия, каким «волхованием» тот достигает презрения мук и исцеления, но великомученик отвечал твёрдо, что спасается лишь призыванием Христа и Его силою.

Когда великомученик Георгий пребывал в темнице, к нему приходили люди, от его чудес уверовавшие во Христа, давали страже золото, припадали к ногам святого и наставлялись им во святой вере. Призыванием имени Христова и крестным знамением святой исцелял и больных, во множестве приходивших к нему в темницу. Среди них был и земледелец Гликерий, чей вол разбился до смерти, но был возвращён к жизни по молитве святого Георгия.

В конце концов император, видя, что Георгий не отрекается от Христа и приводит всё больше людей к вере в Него, решил устроить последнее испытание и предложил ему стать своим соправителем, если тот принесёт жертву языческим богам. Георгий проследовал с императором в капище, но вместо жертвоприношения изгнал оттуда бесов, обитавших в статуях, отчего идолы сокрушились, а собравшийся люд набросился на святого в ярости. Тогда император приказал отрубить ему мечом голову. Так святой страдалец отошел ко Христу в Никомидии 23 апреля 303 года .

Десница святого Георгия Победоносца. Монастырь Ксенофонт

Мощи и почитание

Слуга Георгия, записывавший все его подвиги, также получил от него завет предать его тело погребению в родовых палестинских владениях. Мощи святого Георгия положили в палестинском городе Лидда, в храме, получившем его имя, глава же его хранилась в Риме в храме, тоже посвященном ему. Святитель Димитрий Ростовский добавляет, что в Римском храме также сохранялись его копьё и хоругвь. Десница святого ныне пребывает на Афоне в монастыре Ксенофонт в серебряной раке.

Великомученика Георгия за мужество и за духовную победу над мучителями, которые не смогли заставить его отказаться от христианства, а также за чудодейственную помощь людям в опасности, стали называть Победоносцем.

Святой Георгий прославился своими великими чудесами, из которых самым знаменитым является его чудо о змие. По преданию, недалеко от города Бейрута в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности. Суеверные жители для утоления ярости змея начали регулярно по жребию отдавать ему на съедение юношу или девицу. Однажды жребий выпал на дочь правителя. Её отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления чудовища. Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, поразил копьём змея и спас девицу. Этим юношей был святой Георгий, своим явлением прекративший жертвоприношения и обративший ко Христу жителей той страны, до этого бывших язычниками.

Чудеса святого Георгия послужили поводом к почитанию его покровителем скотоводства и защитником от хищных зверей. Георгий Победоносец также издавна почитался как покровитель воинства. «Чудо Георгия о змие» — излюбленный сюжет в иконографии святого, который изображается верхом на белом коне, копьем поражающим змея. Этот образ также символизирует победу над диаволом — «древним змием» (Откр. 12, 3; 20, 2).

Св. Георгий Победоносец. Серебро, X — XI вв., Музей Изобразительных Искусств в Тбилиси, 19 х 18,5 см.

В Грузии

Вместе с Пресвятой Богородицей, мученик Георгий считается небесным покровителем Грузии и является у грузин самым почитаемым святым. Во многих языках Грузия называется «Георгией», и широко распространена версия о том, что это имя было дано Иверии именно в честь святого Победоносца.

По преданию, сохраняемому Грузинской Православной Церковью, святая равноапостольная Нина, просветительница Грузии была двоюродной сестрой святого Георгия. Она особо почитала его, установила праздновать день его колесования и завещала новообращённым грузинам любить великого святого. Первый храм в честь святого Геогрия был построен в Грузии уже в 335 году царём Мирианом на месте погребения святой Нины, а с IX века строительство церквей в честь Георгия стало массовым. В сражениях его часто наяву видели среди грузинского войска. Большинство грузинских церквей, особенно сельских, возведены в его честь, так что каждый день в Грузии праздновался день святого великомученика Георгия, связанный с какой либо из церквей его имени, или с его иконой, или же с чудом Победоносца.

Георгиевский крест украшает грузинский флаг. Впервые он появился на грузинских знамёнах при святой царице Тамаре.

Чудо Георгия о змие, спасении царевны и града, и об избавлении пленника. Фреска XVI в., скит св. Анны, Греция.

В Арабских странах

Особенным почитанием святой Георгий пользуется в арабских землях, с которыми связаны предания о многих его чудесах, начиная с чуда о змие. Ещё одно примечательное чудо, получившее отражение в характерной местной иконографии святого, это чудо в Рамеле. Некий сарацин выстрелил в икону святого Георгия из лука, после чего у него опухла и стала нестерпимо болеть рука, так что он умирал от боли. Христианский священник посоветовал сарацину на ночь возжечь перед иконой святого Георгия лампаду, а утром помазать руку маслом из лампады. Сарацин послушался, а когда рука чудесно исцелилась, уверовал во Христа. Другие сарацины за это предали его мученической смерти. Этот уверовавший сарацин, даже имя которого не дошло до нас, изображается в местном варианте иконы чуда о змие как маленькая фигура с лампадой в руках, сидящая на крупе коня позади святого Георгия. Такой образ святого Георгия распространен не только среди местных православных, но также и среди коптов . Он также перекочевал в Грецию и на Балканы.

Чудо св. Георгия о змие. Икона, конец XIV в.

На Руси

На Руси особое почитание великомученика Георгия распространилось с первых лет по принятии Христианства. Благоверный князь Ярослав Мудрый, во святом крещении Георгий, следуя благочестивому обычаю русских князей основывать храмы в честь своих ангелов-хранителей, положил начало храму и мужской обители в честь великомученика Георгия. Храм находился перед вратами Святой Софии в Киеве, на его строительство князь Ярослав затратил большие средства, в возведении храма принимало участие большое число строителей. 26 ноября 1051 года храм был освящен святителем Иларионом, митрополитом Киевским, и установлено ежегодное празднование в честь этого события. В «Юрьев день», как его стали называть, или на «осеннего Георгия» до времён царствования Бориса Годунова крестьяне могли свободно переходить к другому помещику.

Изображение всадника, поражающего змия, известное на русских монетах с раннего времени, впоследствии стало символом Москвы и Московского государства.

В дореволюционное время в день памяти святого Георгия жители русских деревень в первый раз после холодной зимы выгоняли скот на пастбище, совершив молебен святому великомученику с окроплением домов и животных святой водой.

В Англии

Святой Георгий — покровитель Англии со времён короля Эдмунда III. Английский флаг представляет собой Георгиевский крест. Английская литература неоднократно обращалась к образу святого Георгия как воплощения «старой доброй Англии», в частности в известной балладе Честертона.

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Я́ко пле́нных свободи́тель/ и ни́щих защи́титель,/ немощству́ющих вра́ч,/ царе́й побо́рниче,/ победоно́сче великому́чениче Гео́ргие,/ моли́ Христа́ Бо́га// спастися душам нашим.

Ин тропарь, глас тот же

По́двигом до́брым подвиза́лся еси́,/ страстоте́рпче Христо́в,/ ве́рою и мучи́телей обличи́л еси́ нечестие,/ же́ртва же благоприя́тна Бо́гу прине́слся еси́./ Те́мже и вене́ц прия́л еси́ побе́ды/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак, глас 4 (Подобен: Вознесыйся:)

Возде́лан от Бо́га, показа́лся еси́/ благоче́стия де́латель честне́йший,/ доброде́телей рукоя́ти собра́в себе́:/ се́яв бо в слеза́х, весе́лием жне́ши,/ страда́льчествовав же кро́вию, Христа́ прия́л еси́/ и моли́твами, свя́те, твои́ми// все́м подае́ши прегреше́ний проще́ние.

Кондак из службы Обновления храма святого Георгия в Лидде, глас 8 (Подобен: Взбранной:)

К возбра́нному и ско́рому заступле́нию Твоему́/ прибе́гше, ве́рнии,/ мо́лим изба́витися, страстоте́рпче Христо́в,/ от собла́зн вра́жиих воспева́ющим тя́,/ и вся́ких бе́д, и озлобле́ний, да зове́м:// ра́дуйся, му́чениче Гео́ргие.

Тропарь из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 4

Дне́сь блажа́т тя́ ми́ра концы́,/ Боже́ственных чуде́с испо́лншеся,/ и земля́ ра́дуется, напи́вшися кро́ве твоея́./ Христоимени́тии же лю́дие гра́да Ки́ева/ освяще́нием Боже́ственнаго хра́ма твоего́/ ра́достию возвесели́шася,/ страстоте́рпче Гео́ргие,/ сосу́де избра́нный Свята́го Ду́ха, уго́дниче Христо́в./ Его́же моли́ с ве́рою и мольбо́ю приходя́щим во святы́й тво́й хра́м/ да́ти очище́ние грехо́в,// умири́ти ми́р и спасти́ ду́ши на́ша.

Кондак из службы освящения церкви вмч. Георгия в Киеве, глас 2 (Подобен: Твердый:)

Боже́ственнаго и венцено́снаго великому́ченика Христо́ва Гео́ргия,/ на враги́ побе́ду взе́мшаго одоле́ния,/ соше́дшеся ве́рою во освяще́нный хра́м, восхва́лим,/ его́же благоволи́ Бо́г созда́ти во и́мя его́,// Еди́н во святы́х почива́яй.

Использованные материалы

В новостильной Болгарской Церкви его память («Гергьовден, Ден на храбростта и българската армия») празднуется в этот же день — 6 мая н. ст. См. Месяцеслов на официальном сайте Болгарской Патриархии, ; «Църковен календар, жития и проповеди» на болгарском сайте «Православие», .

«Ὁ Ἅγιος Γεώργιος ὁ Μεγαλομάρτυρας ὁ Τροπαιοφόρος», страница греческого сайта ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Большой месяцеслов), по кн.: Αγαθάγγελος (Χαραμαντίδης), Επ. Φαναρίου, ΜΕΓΑΣ ΣΥΝΑΞΑΡΙΣΤΗΣ (Епископ Фанарийский Агафангел, «Синаксарь Православной Церкви»), Αποστολικής Διακονίας της Εκκλησίας της Ελλάδος, .

Так в «Житиях» святителя Димитрия Ростовского. По другим данным — в городе Белит (ныне Бейрут), у подножия Ливанских гор. См.

Виноградов А. Ю. Георгий. Раздел «Мученичество» // Православная энциклопедия, т. 10, с. 665-692, .

По другим данным, включая житие у свт. Димитрия Ростовского, — 304 года.

в соответствии с этой традицией святой родился в этих местах, а не в Каппадокии.

Сегень А. Ю., «Египет — вторая родина Христа» (продолжение — «Коптские иконы»), Православная газета. Екатеринбург, 2007, № 9,

День Святого Георгия или «Гиоргоба», так называют торжество в Грузии — один из самых почитаемых религиозных праздников в стране.

Победоносцем Святого Георгия назвали за мужество и духовную победу над палачами и за чудодейственную помощь людям в опасности.

В Грузии День Святого Георгия или Гиоргоба отмечают дважды: 23 ноября — он имеет статус государственного праздника и объявлен выходным днем, и 6 мая.

Крестный путь

Родился будущий Святой в Каппадокии (область в Малой Азии) в христианской семье. Отец Георгия принял мученическую смерть за веру, когда он был еще ребенком. Мать с сыном переселилась на свою родину – в Палестину, где воспитала его в строгом благочестии.

Георгий, став взрослым, поступил на службу в римское войско. Благодаря своей храбрости, уму, силе и воинской стати, будущий Победоносец дослужился до чина тысяченачальника и завоевал расположение самого императора Диоклетиана (284-305).

© photo: Sputnik / Vladimir Vdovin Икона «Святой Георгий»

Узнав об эдикте императора, который повелевал преследовать христиан, разрушать церкви и сжигать священные книги, Георгий отпустил рабов на волю, раздал свое имущество нищим и объявил себя христианином.

Этим он заявил правителю о его страшной жестокости и пошел с ним на прямой конфликт. Изощренными пытками и мучениями император пытался заставить Георгия отречься от Христа и принести жертву языческим богам.

Когда все попытки заставить Георгия отречься оказались тщетными — Диоклетиан повелел его колесовать. Колесование Святого произошло 23 ноября по новому стилю.

Господь не оставлял Георгия, который все страдания переносил мужественно — всякий раз он являлся на допрос, исцеленный после жестоких пыток, благодаря и славя Бога.

© Sputnik / Alexander Imedashvili Храм Святого Георгия в городе Сигнахи

Георгий Победоносец так и не отрекся от веры — Святого обезглавили в 303-м 6 мая по новому стилю.

Мощи Святого находятся в городе Лод (Израиль), где был воздвигнут храм Георгия Победоносца, а глава и меч хранятся в Риме.

Почему Победоносец

Из многих подвигов и чудес, совершенных Святым, наиболее известен следующий. По легенде, на родине Георгия, в озере у города Бейрут, жил огромный змей. Время от времени чудовище выходило на сушу, пожирало людей и опустошало окрестности.

По совету жрецов, местные жители, по жребию, приносили чудовищу в жертву своих детей, пытаясь тем самым умилостивить змея. Не избежала этой участи и единственная дочь царя – когда настала ее очередь, ее в слезах отвели к озеру.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili Православная церковь Кашвети (церковь Святого Георгия) на проспекте Шота Руставели в центре Тбилиси

Внезапно появился Святой Георгий, верхом на белом коне и с копьем в руке. Осенив себя крестом, он устремился на змея и поразил его копьем в пасть.

Святой Георгий велел девушке своим поясом связать змея и вести его в город, где он и убил чудовище. Затем жители его сожгли.

За великую победу над чудовищем и за мужественно перенесенные страдании Святого Георгия стали называть Победоносцем.

Как празднуют Гиоргоба

Во всех действующих церквях Грузии проходят праздничные службы, посвященные Гиоргоба. День Святого Георгия Победоносца особо отмечают и в грузинских монастырях.

Всадник, поражающий змия, воплощен на государственном гербе Грузии – он стал составной частью православной веры и грузинского сознания.

© Sputnik / Alexander Imedashvili Церковь Святого Георгия (IX век) на территории Бодбийского монастыря. Трехнефная базилика была возведена над могилой Святой Нино

Гиоргоба, по преданию, основала Святая Нино — просветительница Грузии. Святая Нино – родственница Георгия Победоносца, почитала его особо и стране, которую обратила в христианство, завещала его любить.

Первый храм в честь Святого Георгия в Грузии построил царь Мириан еще в 335-м.

В средние века во имя Святого Георгия по всей Грузии было возведено 365 часовен, по числу дней в году. Святого Георгия особо почитают в стране по сей день.

В честь Святого Георгия храмы и часовни возведены не только в городах и селах Грузии, но и на горных вершинах.

© photo: Sputnik / Eduard Pesov Икона с изображением святого Георгия

Кстати, имя Георгий в Грузии самое популярное и распространенное.

О чем просят

Георгию Победоносцу, который защищает всех слабых и невинных, молятся за победу в любой борьбе. Святой покровительствует воинам, путешественникам, земледельцам и скотоводам.

Люди просят Георгия Победоносца о хорошем урожае, об исцелении, о хорошем приплоде скота, о защите от любого зла и нечистой силы и так далее.

Молитва

Святый, славный и всехвальный великомучениче Георгие! Собраннии в храме твоем и пред иконою твоею святою покланяющиися людие, молим тя, известный желания нашего ходатаю, моли с нами и о нас умоляемаго от Своего благоутробия Бога, да милостивно услышит нас, просящих Его благостыню, и не оставит вся наша ко спасению и житию нуждная прошения, и дарует стране нашей победу на сопротивныя; и паки, припадающе, молим тя, святый победоносче: укрепи данною тебе благодатию во бранех православное воинство, разруши силы востающих вра гов, да постыдятся и посрамятся, и дерзость их да сокрушится, и да уведят, яко мы имеем Божественную помощь, и всем, в скорби и обстоянии сущим, многомощное яви свое заступление. Умоли Господа Бога, всея твари Создателя, избавити нас от вечнаго мучения, да прославляем Отца, и Сына, и Святаго Духа и твое исповедуем предстательство ныне, и присно, и во веки веков. Аминь.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *