Гимнография

Гимногра́фия (от греч. ὁ ὕμνος — » песнь», «гимн» и греч. γράφω — «пишу», «сочиняю»):

  1. гимнописание, гимнотворчество — поэтическое, а также поэтико-мелодическое искусство сочинения торжественных, хвалебных песней (гимнов, од), преимущественно культового характера (ритуальных, религиозных), в том числе церковных (богослужебных или литургических) песнопений;
  2. (= гимнографи́ческий кано́н) нормативные принципы, правила и особенности создания церковных песнопений, присущие тому или иному жанру церковных песнопений, автору (гимно́графу) и его творческому окружению (школе), местной церковной традиции, а также определённому периоду истории поместной Церкви или ветви христианской Церкви;
  3. совокупность произведений гимнографии (литургических песнопений, гимнографических памятников).

Гимно́граф (от греч. ὁ ὕμνος — » песнь», «гимн» и греч. γράφω — «пишу», «сочиняю») — автор литургических произведений, входящих в богослужебные книги христианской Церкви (Октоих, Минею, Триодь), — стихир, канонов, седальнов и т.п. Иоанн Дамаскин — один из известнейших гимнографов.

Русские кальки — песнеписа́ние, песнетво́рчество. Существуют также варианты песнописание и песнотворчество, однако они могут подразумевать сочинение не только церковных песнопений или гимнов (песнь), но также светских песен (песня).

Гимнографию не следует смешивать с гимноло́гией.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/3 Просмотров:10 527 368 430
  • ✪ Музыка средневековой Армении IV-XII веков. Ансамбль Гегард.
  • ✪ Икона Божией Матери Троеручица — Духовная музыка с иеромонахом Амвросием
  • ✪ Вживую с Богослужений, Преображение Господне, Полиелей (византийский напев)

Субтитры

Служба святым, в земле российской просиявшим, какая-то плоская и по большей части не живая, за исключением отдельных мест. Читала канон сегодня и сначала подумала, что это не потому, что она плохо написана, а потому, что по жанру — перечисления и перечисления, слишком много святых — она такая вот выходит; но нет, на самом деле можно было бы вполне сделать ее иной.
Впрочем, это судьба практически всей русской гимнографии. Кто писал все эти службы? Почему они настолько не имели вдохновения?
Византийские гимнографы, большинство из них — по кр. мере, из известных — почитаются во святых. А вот есть ли хоть один святой российский гимнограф?
Или все эти службы составляли в кабинетах дяди с крестами и панагиями (или «по заданию» от дядей с оными)? По опыту могу сказать, что служба, написанная не по велению души, а по заказу, скорее всего будет плохой. Потому что писать на заказ — сущее мучение, и чтобы из этого вышло что-то хорошее, нужно очень постараться и, по крайней мере, все-таки любить тех святых, в честь кого ты пишешь. Я на заказ писала только одну службу и акафист — свв. Дивеевским женам, и уж как же я с этой службой мучилась! Правда, говорят, что вышла она всё же хорошей. Но с тех пор я зареклась что-либо писать на заказ.
Большая же часть служб русским святым такова, что служить их, так сказать, с душевным удовольствием просто невозможно. Я бы их почти все переписала, если б могла, сказать честно. Вот взять хоть ту же службу Серафиму Саровскому: казалось бы, такое прекрасное житие у него, столько всего можно сказать, так развить, подобрать такие метафоры… И насколько же скучная и бесцветная написана служба! Вызывает чувство зубной боли. Автор даже не мог написать святому два канона, хотя с таким житием можно было бы и три, и четыре написать. И так практически со всеми прочими службами.
Или вот, почему не написали два канона Кириллу и Мефодию? Я даже и собиралась второй канон писать, и уже написала два тропаря, но теперь решила второй канон писать на освящение Константинополя, т.к. это в тот же день.
Грустно то, что как будто бы всё это никому не нужно и никому не интересно — ни тогда, ни теперь (потому же, кстати, и стимула нет переделывать что-то). Может, потому и писали так бездарно, что богослужение как таковое не было почти никому интересно. Да и служили, скорее всего, так, что почти никто ничего не понимал. Действительно, зачем тогда стараться, писать что-то с глубоким смыслом, когда все равно этого никто не услышит и не поймет? Тогда и правда лишь бы абы что написать, чтоб было что прочесть, и всё…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *