Гиперактивный ребенок

Здравствуйте, дорогие читатели!

Любой хороший родитель беспокоится о своем ребенке, поэтому появление особенностей и странностей в его поведении заставляет задуматься.

Что случилось: временные трудности или серьезная проблема?

На этот вопрос ответ дать могут только специалисты, но некоторые из них порой ставят диагноз «Синдром дефицита внимания и гиперактивности» тогда, когда его на самом деле у школьника нет (и это действительно опасно).

«Тогда как же все-таки понять, что ребенок гиперактивный?» — спросите Вы.

Действительно, это сложно, но очень важно суметь отличить СДВГ от обычной разбалованности и несобранности.

Я расскажу Вам, каковы признаки заболевания, его особенности и как его лечить.

Признаки СДВГ (синдрома дефицита внимания и гиперактивности)

В чем же проявляется диагноз?

Невнимательность

— Гиперактивный школьник не может сконцентрировать внимание на чем-то одном дольше, чем на несколько минут.
— Легко отвлекается (подростки – на отвлеченные мысли).
— Допускает ошибки по невнимательности.
— Порой может создаваться впечатление, что ребенок не слушает Вашу речь, — он будто бы думает о чем-то другом (даже если очевидных отвлекающих факторов нет).
— Часто что-то забывает (в том числе, сделать).
— Теряет вещи.
— Избегает заданий, выполнение которых требует усидчивости и длительной вдумчивости.
— Испытывает сложности в самоорганизации.
— Не соблюдает правил, не доводит дела до конца.

Гиперактивность и импульсивность

— Ребенок запросто может встать со своего места тогда, когда не должен этого делать.
— Движения становятся порывистыми и неуклюжими.
— Проявляется нетерпеливость.
— Обычно не может делать что-либо тихо.
— Нередко выполняет бесцельные активные действия (бегает и прыгает в неподходящей ситуации).
— «Ёрзает», двигает стопами и кистями, сидя на стуле.
— Может ответить на вопрос еще до того, как его до конца произнесли.
— Ребенок становится чрезмерно болтливым.
— Он встревает в чужие разговоры и перебивает других людей.

Существует 3 вида диагностики заболевания.

  1. Первый предлагает следующие условия постановки диагноза СДВГ:возраста школьника – не менее 12 лет, наличие не менее 6 из перечисленных симптомов (которые проявлялись до 12 лет и держались дольше полугода), отставание в развитии относительно ровесников.В случае, если речь идет о возрасте с 17 лет, достаточно установления не 6, а 5 признаков.
  2. Второй вид диагностики предъявляет немного другие требования к постановке диагноза:появление симптомов до 7 лет, продолжительность их присутствия – не менее полугода, результат теста на IQ обследуемого – не менее 50.
  3. Третий предполагает прохождение специального компьютерного теста.

Причины заболевания

Каждого родителя заботит вопрос – какова причина заболевания его ребенка?

В чем не доглядели, где допустили ошибку?

Если Вы подозреваете у своего чада синдром дефицита внимания и гиперактивности, подумайте о том, какие могли быть предпосылки для его появления.

  1. Заражение матери инфекциями в процессе беременности
  2. Вредные привычки матери во время беременности (алкоголь, сигареты, наркотики)
  3. Опасность выкидыша во время беременности
  4. Резус-конфликт
  5. Хронические заболевания матери
  6. Проблемы в процессе родов: длительность или скоротечность, преждевременность, стимуляция, кесарево сечение, токсикация наркозом
  7. Осложнения в процессе родов, которые привели к кровоизлияниям в мозг, удушью, травмам позвоночника: обвитие пуповиной, неверное предлежание плода
  8. Заболевания в младенческом возрасте, сопровождающиеся приемом сильнодействующих лекарств и высокой температурой
  9. Диабет, астма, нарушения работы почек, пневмонии, сердечная недостаточность
  10. Неправильное питание
  11. Плохая экология
  12. Генетическая предрасположенность

Последствия гиперактивности

Как и любое заболевание, которое успело развиться и пустить корни, — синдром дефицита внимания и гиперактивности может привести к некоторым осложнениям.

Неверное отношение окружающих к ситуации может усугубить ее.

Многие люди считают, что гиперактивный школьник способен «собраться», «взять себя в руки» но на самом деле это не так, — он может напрячь свою волю и следить за собой лишь непродолжительное время.

Однако ребенок продолжает испытывать давление окружающих (родителей, педагогов, сверстников и т.д.), что приводит к переутомлению и без того перегруженной нервной системы.

Далее ситуация развивается по следующему сценарию:

непринятый обществом и близкими людьми, ребенок начинает думать, что он плохой, и соглашается оставаться таким (возможно даже захочет найти чью-либо поддержку и найдет ее в действительно плохой компании).

Отсюда:

  1. Низкая самооценка;
  2. Плохая самоорганизация (плохо развились волевые качества);
  3. Нестабильность в жизни — частая смена работы, склонность к разводам;
  4. Тяга к алкоголю, наркотикам и курению;
  5. Склонность к самоубийству;
  6. СДВГ во взрослом возрасте (да-да, примерно в половине случаев синдром остается).

Лечение синдрома

Важно! Нельзя прибегать к самолечению без консультации и назначения специалиста!

Лечение синдрома дефицита внимания и гиперактивности включает в себя несколько сторон терапии.

Медикаментозное лечение

Ни в коем случае нельзя прибегать к данному методу без постановления врача!

Препараты назначаются лишь в тех случаях, когда другие способы бессильны перед проблемой.

Педагогическая коррекция

Социальное воздействие на регуляцию поведения ребенка состоит в положительной или отрицательной реакции на его поведение, в помощи ему при выполнении каких-либо заданий, в привитии социальных навыков (как вести себя в очереди, как распознавать эмоции других людей и реагировать на них и т.д.), в введении в жизнь ребенка структуры: ясных и четких правил, распорядка дня, списков заданий и т.д.

Вы, как родитель, можете обучать свое чадо регулировать свое поведение, думать перед действиями, контролировать яркие эмоции, хвалить и порицать себя за те или иные действия.

Например, можно создать календарь, в котором будет оцениваться поведение; кроме того, хорошие поступки будут поощряться, а плохие – наказываться (разумеется, не физически).

Ребенок будет следить за своими «достижениями» в календаре и стремиться к лучшему, таким образом и Вам будет проще отслеживать изменения.

Психотерапия

Психотерапия бывает семейная, групповая, индивидуальная; экзистенциальная, гештальт-терапия, психоанализ и т.д.

Данный метод может быть полезен любым детям и взрослым, ведь все они переживают кризисы, испытывают страхи и трудности.

Но гиперактивные дети имеют гораздо больше проблем в учебе и общении со старшим и ровесниками, поэтому им, для гармоничного развития личности, психотерапия просто необходима.

Следует отметить, что она не избавляет полностью от синдрома, а лишь помогает с ним справляться, но только в том случае, если отношение окружающих к школьнику станет толерантным.

Нейропсихологическая терапия

Этот метод коррекции заключается в ряде упражнений: дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, упражнения для челюсти и языка, перекрестная телесная тренировка, упражнения для мелкой моторики, релаксации, визуализации, совершенствования коммуникативной и когнитивной сфер, функциональные упражнения, задания с правилами.

Все перечисленные компоненты терапии позволяют ребенку снять напряжение, правильно настроить нервную систему, научиться контролировать эмоции, управлять своим телом, концентрировать внимание, а также развивают стремление к достижению целей и самосовершенствованию.

Советы психолога родителям гиперактивных детей

Быть родителем непросто, еще сложнее – когда Ваш ребенок гиперактивен.

Чтобы не допустить ошибок при его воспитании, следует понимать, с чем Вы имеете дело, и придерживаться некоторых рекомендаций и строгих правил.

  • Во всем должен быть порядок. Все должно быть четко, понятно и по правилам.
  • Правил не должно быть много, иначе ребенок их не запомнит, и они не должны быть непосильными; но система должна поддерживать его поведение.
  • Пусть у ребенка будет несколько домашних обязанностей, которые постоянно будет выполнять только он.
  • Требуя чего-то от дитя, требуйте этого всегда (если сегодня нельзя перебивать аппетит шоколадкой, то завтра и послезавтра этого делать тоже нельзя).
  • Говорите сдержанно, нейтральным тоном; подкрепляйте требование примером, визуализируйте его.
  • Контролируйте поведение школьника, не позволяя ему бросить дело и взяться за новое.
  • Если он начинает играть, сообщайте о допустимом для игры времени и ставьте таймер.
  • Если об окончании игры напоминает не родитель, а телефон, реакция ребенка на это будет менее агрессивной.

Гиперактивному ребенку необходим физический контакт с любимыми людьми.

  1. Будьте добры и нежны к нему, — обнимайте, когда хвалите его, когда он зол и просто так.
    По вечерам делайте ему массаж. Поверьте, что ему это очень поможет справляться с трудностями.
    Ни в коем случае не прибегайте к физическим наказаниям своего ребенка.
    Это не будет полезно ни для здоровых детей, ни для гиперактивных.
    Лучше в ответ на плохое поведение запретите ему что-нибудь на время (после чего стоит провести разъяснительную беседу), но акцент все-таки делайте на поощрении хорошего (порицание он воспринимает слишком чувствительно).
  2. Для поддержания здоровья детей с СДВГ спорт очень полезен, но в силу их чрезмерной импульсивности стоит избегать таких видов спорта, как бокс и борьба.
    Ежедневные прогулки на свежем воздухе, регулярный и полноценный сон, специальная диета – незаменимые составляющие здорового развития гиперактивного ребенка.
  3. Старайтесь уберечь своего гиперактивного ребенка от перенапряжения нервной системы.Избегайте шумных скоплений людей и длительной активной деятельности.Иногда школьнику необходим покой.
  4. Позитивный, доверительный психологический климат в семье очень поддерживает ребенка в его непростой ситуации – это основа его гармоничного развития
  5. Пусть он не будет присутствовать во время конфликтов взрослых.
    Чаще проводите досуг всей семьей.
    Прививайте своему чаду интерес к различным видам деятельности (домашние хлопоты, спорт, путешествия, творчество, созерцание искусства и т.д.).
    Помогайте ему во всех начинаниях, поддерживайте его самооценку и просто будьте рядом несмотря ни на что.
  6. В момент, когда поведение ребенка выходит из-под контроля, существуют методы «скорой помощи», разработанные специалистами:

  • Отвлеките внимание от объекта каприза, предложите что-то другое, заинтересуйте;
  • Отреагируйте неожиданно (спародируйте его или рассмешите, задайте неординарный вопрос);
  • Не запрещайте и не приказывайте категорически, старайтесь просить ребенка вести себя должным образом (автоматически, нейтральным тоном, одними и теми же словами);
  • Не настаивайте на извинениях и не читайте нотаций;
  • Выслушайте дитя;
  • Если это возможно и допустимо – оставьте одного в помещении;
  • Дайте ребенку понять, как он выглядит в данный момент (подведите к зеркалу или сфотографируйте).

Любознательность – обычное состояние малыша. Она указывает на правильное психическое и эмоциональное развитие. Иногда у родителей может возникнуть вопрос, как лечить гиперактивность у ребенка. Связано это с тем, что кроха проявляет повышенный интерес ко всему и ведет себя несвойственно возрастным критериям. Специалисты называют это состояние синдромом дефицита внимания (СДВГ). Существует ряд характерных признаков, которые указывают на повышенную активность. Их нужно учитывать, чтобы избежать неприятностей и отклонений в развитии.

Подвижность – естественное состояние детства

Симптомы у детей до года

Выявить нарушения у ребенка в возрасте до 1 года достаточно сложно. Причина в том, что особенности поведения и характер в этот период еще не сформировались в полной мере. Выражение эмоций еще неподвластно крохе, поэтому он может иногда быть слишком активным или, наоборот, затихать.

Распознать гиперактивность у грудничков помогут симптомы, которые являются универсальными для любого возрастного периода:

  • Нарушение сна – период отдых-бодрствование смещается. Малыш ведет себя беспокойно, плачет или долго не хочет засыпать. Также бывает, что основное время отдыха приходится на утро и день, активность начинается с вечера и продолжается всю ночь.
  • Повышенная потребность в движении (для грудничков она выражается в постоянном поднятии рук и ног, переворачивании).
  • Продолжительный плач без видимой причины.
  • Сильная напряженность в мышцах (гипертонус).
  • Срыгивание и рвота (могут проявляться сразу после еды или через некоторое время).
  • Возбудимость повышенная. Привести к смене настроения может, например, включение света в комнате или звонок телефона.

В этом случае родители могут столкнуться с такими проблемами, как сложность с пеленанием или сменой одежды. Присутствие посторонних лиц или большое количество людей в помещении может стать причиной смены настроения на негативное. Все эти перечисленные симптомы присутствуют в случае наличия гиперактивности постоянно. У малышей без нее отмечаются периодически, например, в случае болевых ощущений.

Внимание к особенностям поведения – очень важная деталь

Важно! Наблюдать за поведением ребенка нужно в течение всего дня. Если возникают сомнения, то лучше всего обратиться к специалисту.

Причины возникновения проблемы

Повлиять на развитие сдвг у грудничка могут самые разные факторы. Основные причины, которые вызывают гиперактивность у грудничков:

  • В процессе беременности была угроза прерывания.
  • Высокий тонус матки.
  • Генетическая предрасположенность – в семье уже фиксировались подобные проблемы.
  • Внутриутробная гипоксия (эпизодами).
  • Наличие у матери различных вредных привычек (одной или в комплексе).
  • Стрессовые ситуации (в момент беременности).
  • Роды состоялись до 38 недели (условная доношенность ребенка).
  • В родовой деятельности были применены различные стимулирующие средства.
  • У матери присутствуют проблемы и заболевания нервной системы.
  • Инфекционные заболевания (малыш перенес их в первые дни жизни).
  • Ошибки врачей в процессе родов (неправильное использование техник или инструментов).

Проблемы с повышенной активностью, которую может демонстрировать новорожденный, связаны в ряде случаев с тем, что молодая мама нарушает диету. Включение в рацион шоколада или кофе может негативно повлиять на ребенка. После отравления химическими веществами у малыша может развиться подобная проблема как осложнение перенесенного состояния.

Важно! Родители должны помнить, что детский организм еще не полностью подготовлен к действующему темпу жизни. После появления на свет нужно дать ему время окрепнуть.

Нарушение поведения может отражаться в частом плаче

Как проводится диагностика

Диагностика и последующее лечение тесно связаны. Специалисту требуется понять причину проблемы в каждом конкретном случае. Врач учитывает, что гиперактивность у младенцев симптомы и проявления еще полностью не отображаются на динамике поведения. Именно поэтому диагностические мероприятия проводятся комплексно. Рекомендуется пройти обследование у 2-3 специалистов, чтобы исключить постановку ошибочного диагноза.

Что должно быть предпринято:

  • Осмотр у педиатра – первое, что потребуется;
  • Консультация с неврологом;
  • Посещение психолога (чтобы отличить симптоматику гиперактивности от особенностей характера).

Затем производится наблюдение за поведением (продолжается до момента, пока ребенку ни исполнится 1,5 года). В число диагностических мероприятий в этот период включены:

  • Нейропсихическое исследование;
  • Выявление симптоматики у ребенка по месяцам (беседа с родителями);
  • Заполнение опросных листов.

Дополнительно с 9 месяцев и в течение периода до 1,5 лет проводятся:

  • Исследования ЭЭГ;
  • МРТ мозга;
  • ЭХО КГ.

Для того чтобы полностью исключить наличие других заболеваний и нарушений, точно установить гиперактивность ребенка и назначить лечение, соответствующее состоянию, берется анализ крови, и проводятся осмотры узкими специалистами, среди которых – эндокринолог, отоларинголог, логопед и эпилептолог. На основании полученных сведений назначается последующее лечение.

Что делать, если поставлен диагноз

Если проблема начала проявляться, врач выявил ее и занес в карту, нужно начинать терапию. Родителям не следует беспокоиться или переживать – в 90% случаев детская гиперактивность устраняется при помощи лекарств. Назначается препарат (таблетка или сироп), который оказывает влияние на очаг нарушения (например, нервную систему). Дополнительные рекомендации – соблюдение режима дня, выработать привычки правильного питания.

Ванночки с травами – отличный способ снять напряжение

Как успокоить малыша

Назначенное врачом средство работает лучше, когда ребенок ведет себя спокойнее. В случае проявления признаков СДВГ родители должны знать, как правильно успокоить кроху. Нужно сформировать режим дня, чтобы было достаточно много времени на отдых. Следует заменить активные игры на спокойные. Мама должна придерживаться строгой диеты, если соблюдает ГВ (шоколад, сахар, кофе полностью исключаются из ее рациона). Малыша следует купать 2 раза в день, чтобы снять напряжение с нервной системы. Рекомендуются прогулки.

Рацион карапуза должен быть полноценным и соответствовать возрасту. До 3-4 месяцев – молоко или смесь. Затем, когда малышу исполнится 4-6 месяцев, можно вводить прикорм (зависит от типа вскармливания). Режим дня должен строиться так, чтобы периоды отдыха преобладали. Вечером и утром рекомендуются массажи. Водные процедуры – 2 раза в день. Во время бодрствования, если гиперактивного ребенка признаки до года установлены специалистом, не нужно ограничивать малыша рамками манежа или кроватки. Лучше всего контролировать его передвижения на открытом пространстве.

Возможные последствия

Каждый гиперактивный грудничок постепенно войдет в норму поведения по возрасту при условии правильного и своевременного лечения. В первый месяц не стоит ждать резких улучшений, они придут постепенно. Если не предпринимать никаких действий, чтобы вылечить ребенка, могут в более взрослом возрасте появиться негативные последствия. Среди них – рассеянность, несобранность, невнимательность, замкнутость.

Доктор Комаровский о гиперактивности

Как специалист Комаровский утверждает, лучшее лекарство – внимание и забота. Он указывает, что чрезмерная подвижность не всегда является признаком гиперактивности. Без консультации с врачом нельзя проводить лечение. Такие методы, как гомеопатия или прием лекарств без назначения, могут лишь ухудшить ситуацию.

Эффективный народный способ успокоить непоседу – добавить в ванну отвары трав (ромашки или мяты). Это позволит расслабить нервную систему и снять тонус мышц. Поскольку новорожденная ЦНС несовершенна, родителям следует оберегать грудничков от любых стрессовых состояний.

Гиперактивность устраняется лаской и вниманием. Именно поэтому важно наладить контакт с ребенком с первых дней его жизни.

Виерь Эльвира Рашидовна
Гиперактивный ребенок. Особенности гиперактивных детей и их воспитание

• Как отличить активного ребенка, от гиперактивного

• Причины гиперактивности

• Лечение гиперактивности у детей

Такое понятие, как гиперактивность появилось совсем недавно. Сегодня люди его часто применяют практически к каждому активному и подвижному ребенку. Однако такой подход совершенно не верный. Если малыш энергичен, готов играть целыми днями без единого признака усталости и может интересоваться одновременно несколькими вещами – это еще не означает, что он гиперактивный.

Как отличить активного ребенка, от гиперактивного

Активность, энергичность и любознательность – это показатель здоровья и нормального развития. Ведь больной и слабый малыш, обычно, ведет себя вяло и тихо. Просто активный ребенок пребывает в постоянном движении, ни минуты не сидит на одном месте, он всем интересуется, много спрашивает и сам много говорит, при этом умеет отдыхать и нормально спит. Однако такая активность проявляется не всегда и не везде. Кроха может быть непоседой дома, а в садике или гостях вести себя вполне спокойно. Его можно без проблем увлечь каким-нибудь тихим занятием, он не проявляет агрессию и редко становится инициатором скандалов.

Поведение гиперактивного ребенка несколько отличается. Такой малыш тоже очень много двигается, однако он продолжает это делать постоянно и даже после того, как очень устал. Он страдает от нарушений сна, часто устраивает истерики и плачет. Ребенок с синдромом гиперактивности так же, как и здоровый задает множество вопросов, однако редко до конца дослушивает ответы. Им очень трудно управлять, он совершено не реагирует на запреты, ограничения и крики, всегда активен и может часто инициировать ссоры, при этом проявляет неконтролируемую агрессию: дерется, плачет, кусается и т. п. Помимо этого, гиперактивных детей можно определить еще по ряду особенностей, которые должны проявляться непрерывно не менее полугода.

Особенности гиперактивных детей:

• Проблемы с мелкой моторикой, неуклюжесть.

• Неконтролируемая моторная активность, например, жестикулирует руками, постоянно трет нос, дергает себя за волосы и т. п.

• Неспособность сосредоточиться на одном занятии или предмете.

• Не может усидеть на месте.

• Забывает важную информацию.

• Проблемы с концентрацией внимания.

• Отсутствие чувства страха и самосохранения.

• Нарушения речи, слишком быстрая невнятная речь.

• Излишняя болтливость.

• Частые и резкие смены настроения.

• Недисциплинированность.

• Обидчивость и раздражительность, может страдать от заниженной самооценки.

• Испытывает трудности в обучении.

Из-за возрастных особенностей детей, обычно, диагноз гиперактивность ставится только после пяти-шести лет. Наиболее сильно этот синдром проявляется в школе, когда у ребенка начинаются трудности с работой в коллективе и с усвоением предметов. С возрастом неусидчивость и взбалмошность практически всегда проходят, а вот неспособность концентрироваться и импульсивность, к сожалению, часто остаются.

Причины гиперактивности

Прежде всего, родителям стоит уяснить, что гиперактивность у детей является не особенностью характера, а нарушением нервной системы. Пока установить истинную причину возникновения данного синдром точно не удалось. Многие ученые придерживаются мнения, что он может развиваться из-за особенностей строения или функционирования мозга, генетической предрасположенности, проблемной беременности, родовых травм, перенесения инфекционных заболеваний в младенчестве и т. п.

Лечение гиперактивности у детей

Целесообразность медикаментозного лечения синдрома гиперактивности до сих пор находится под вопросом. Одни специалисты считают, что без него никак не обойтись, другие же придерживаются мнения, что помочь ребенку способны психологическая коррекция, физеопроцедуры и комфортная эмоциональная обстановка.

Как правило, для лечения гиперактивности у детей применяются успокаивающие и способствующие улучшению обменных процессов в мозге средства. Однако они не избавляют полностью от синдрома, а только снимают симптомы на период приема препаратов. Кроме того, подобные лекарства обладают рядом побочных эффектов, поэтому необходимость их употребления должен определять только специалист. Как бы то ни было, только медикаментозным лечением обойтись невозможно, поскольку оно не сможет привить ребенку социальные навыки и не адаптирует его к окружающим условиям. В идеале, лечение гиперактивного ребенка должно проходить комплексно и включать в себя наблюдение у психолога, невропатолога, выполнение рекомендаций специалистов и поддержку родителей.

Поддержка родителей имеет особенно важное значение. Если ребенок чувствует любовь и получает достаточно внимания, если между ним и взрослым установлен эмоциональный контакт, детская гиперактивность проявляется в гораздо меньшей степени.

Помимо этого родителям необходимо:

• Обеспечить ребенку спокойные условия для жизни и доброжелательную атмосферу.

• Разговаривать с малышом спокойно и сдержанно, реже говорить «нельзя» или «нет» и любых других слов способных создать напряженную обстановку.

• Не выражать неудовольствие самим ребенком, а осуждать только его поступки.

• Беречь малыша от переутомлений и стрессов.

• Установить четкий распорядок дня и контролировать, чтобы ребенок его придерживался.

• Избегать мест, в которых присутствует много людей.

• Совершать с ребенком ежедневные длительные прогулки.

• Обеспечить возможность расходования излишней энергии, например, записать малыша в спортивную секцию или на танцы.

• Не забывать хвалить ребенка за какие-либо достижения, хорошие поступки или поведение.

• Не давать малышу одновременно несколько поручений и не занимать его сразу несколькими делами.

• Избегать длинных формулировок, стараться ставить четкие задачи.

• Выделить для ребенка комнату или собственное тихое место, в котором он сможет заниматься, не отвлекаясь на внешние факторы, например, работающий телевизор, разговаривающих людей и т. п.

Татьяна Бутузова
Гипер и гиподинамический синдром у детей-что это такое?

1. Гипер и гиподинамический синдром у детей – что это такое?

Эти термины обозначают несколько важных симптомов, возникающих в результате поражения головного мозга.Такими как: трудности обучения, трудности с контролирование собственной активности и поведения в целом.

Гипер (много, гипо (мало, — подвижные, активные. Выражаясь доступным языком не имеющие «золотой середины». И один и другой синдром имеет свои характеристики и объяснения.

Чтоб понять процесс действия этого синдрома, рассмотрим, что же происходит с ребенком. Этот синдром бывает в результате повреждения мозга, как правило, родовые травмы. В следствии, таких причин повреждения мозга, часть клеток не работает, т. к. нервные клетки не восстанавливаются. Здоровые клетки начинают брать на себя функции потерпевших, начинается процесс восстановления. Помимо это организм ребенка растет и развивается. И на процесс восстановления и на процесс роста ребенка необходима энергия. И если у обычного ребенка энергия направлена на рост и развитие, то у гипердинамического ребенка идет большая затрата этой энергии. По этой причине ребенок с данной проблемой быстрей утомляется и больше подвержен стрессам.

В нервной системе есть два основных процесса — возбуждение и торможение. При гипердинамическом синдроме поражаются структуры, обеспечивающие процесс торможения. То есть ребенок на фоне усталости не может остановиться, успокоиться самостоятельно.

При гиподинамическом синдроме нарушен процесс возбуждения. И вместо чрезмерной двигательной активности — наличие при быстрой утомляемости вялости, заторможенности.

2. Как это выглядит в жизни?

Гиперактивность.

— Какая-то «бестолковая» подвижность.

— Не всегда, но достаточно часто нарушения сна.

— Исследование носит интенсивный, но крайне ненаправленный характер.

— Внимание очень легко привлечь, но совершенно невозможно удержать.

— Как правило, моторные навыки развиваются в соответствии с возрастом, часто

даже опережая возрастные показатели.

— Раньше других начинают держать головку, переворачиваться на живот, сидеть,

вставать на ножки, ходить и т. д.

— Довольно часто наблюдаются различные нарушения развития речи.

— Не ходят, а бегают.

— Когда говорят, много и бестолково размахивают руками, переминаются с ноги

на ногу или подпрыгивают на месте.

— Не учатся не только на чужих, но даже на своих ошибках.

Об эмоциональных возможностях.

Гипердинамические дети,как правило:

— Не злы.

— Не способны долго вынашивать обиду или планы мести.

— Не склонны к рассчитанной, целенаправленной агрессии.

— Но в запале драки, когда отказывают и без того слабые механизмы торможения, такие дети могут быть безотчетно жестоки и не остановимы.

— Их чувства достаточно поверхностны, лишены объема и глубины.

(Познание, оценка чувств и состояния других людей — сложная аналитическая

работа, требующая большого напряжения и концентрации внимания на объекте.

А вот с концентрацией-то у гипердинамического ребенка большие проблемы.

3. Как это выглядит в жизни?

Гипоактивность.

Встречается гораздо реже, чем гипердинамический вариант. Труднее и позже

определяется и диагностируется. Для гиподинамического синдрома верно все, что сказано выше о гипердинамическом синдроме, за исключением того, что в отличие от гипердинамических детей, дети с гиподинамический синдромом:

— малозаметны, стараются не привлекать к себе излишнего внимания и всегда

стремятся спрятаться в тень,

— у них тоже есть трудности с концентрацией внимания, но вместо чрезмерной

двигательной активности — вялость, заторможенность,

— из двух основных процессов в нервной системе — возбуждения и торможения у

гиподинамических детей нарушен процесс возбуждения, а точнее, поражены

структуры, его обеспечивающие.

До начала школьного обучения гиподинамический синдром, как правило, не диагностируется, а ребенок, носитель синдрома, воспринимается как «удобный», «спокойный».

— Много спит.

— Поесть любит и в весе прибавляет хорошо.

— При наличии выбора выбирает хорошо знакомые и уже исследованные

игрушки.

— К новым людям насторожен и недоверчив.

— Моторные навыки гиподинамических детей часто слегка запаздывают с

развитием.

— Развитие речи также обычно пусть ненамного, но запаздывает. Часто ставят

диагноз «задержка развития речи» (ЗРР) или «общее недоразвитие речи» (ОНР).

Гиподинамический ребенок — не «дурак». Но и подрастая, он остается каким-то полусонным. Кажется, что его ничего по-настоящему не интересует и не увлекает.

Об эмоциональных возможностях.

— Рассердить или обидеть самого гиподинамического ребенка, по-видимому,

трудно.

— Чаще всего окружающие его люди не могут даже предположить, как глубоко и

трагично переживает этот ребенок собственную «тюфяковость» и для всех

очевидную неуклюжесть. Как правило, все близкие ребенку люди думают, что

«ему все все равно» только потому, что ребенок практически никогда не

демонстрирует своих чувств и не говорит о них.

Для гипердинамических и гиподинамических детей, настоящие проблемы начинаются вместе с поступлением в школу.

Поэтому важно диагностировать это лучше в дошкольном возрасте и быть готовым к работе над этой проблемой.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *