Глебово храм казанской

Храм Иконы Божией Матери Казанская в ГлебовоСтраница приходаРусская Православная Церковь, Московская епархия (областная), Истринское благочиние

Престольный праздник — иконы Божией Матери Казанская (4 ноября, 21 июля)

Настоятель
священник Александр Евгеньевич Чепрасов, 1977

Приписные храмы
часовня иконы Божией Матери Казанская

При храме действует детская воскресная школа, в которой проходят еженедельные занятия по Закону Божию и рукоделию, а также регулярно проводятся Рождественские и Пасхальные утренники. Для взрослых еженедельно проводятся беседы по основам Православной веры. Еженедельно издается воскресный листок. Приход окормляет детский приют в селе Глебово-Избище.

maxis79@yandex.ru (49631) 2-54-99 http://www.glebovohram.ru Адрес: Россия, Московская область, Истринский район, деревня ГлебовоИдет

Из истории
Казанский храм в селе Глебово является памятником архитектуры ХIX в. Сооружен в 1859 г. с благословения святителя Филарета, Митрополита Московского и Коломенского, на средства помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, который был погребен в храме вместе с матерью и супругой.

Красивейший храм построен по проекту выдающегося архитектора К.А. Тона, являвшегося также создателем Храма Христа Спасителя, Большого Кремлевского дворца и Оружейной палаты. Прообразом Казанского храма в Глебово стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка, созданная К.А. Тоном в 1844—1849 гг. Этот храм находился в самом центре Петербурга (современная Площадь Труда), в 1929-м году его постигла та же участь, что и Храм Христа Спасителя — он был взорван и полностью разрушен. Прототип конно-гвардейского храма, как и Казанского, отличался особенной, древнерусской шатровой формой, которая, к тому же повторялась в архитектуре храма еще четыре раза, в боковых главах, которые использовались как звонницы. С.С. Шиловский не пожалел сил и средств на благоукрашение дома Божьего. В двух боковых башнях были помещены колокола и часы с боем, «смотревшие» на юго-запад. В храме имелись замечательная Казанская икона, греческого письма, бронзовое позолоченное паникадило весом 15 пудов и дарохранительница — серебряная, позолоченная, весом 37 фунтов, которая представляла собой модель самого храма. По отзыву современника, «все в церкви до самых мелочей дышит какой-то особенностью и изяществом».

После революции настоятель храма священник Алексий Смирнов с семьей, в которой было шесть человек детей, как служитель Церкви был лишен гражданских прав. Семья священника попала в бедственное положение. В октябре 1928 года церковный совет храма обратился к верующим с просьбой «помочь нашему священнику в необходимом предмете, в хлебе, в виду отказа ему в выдачи пайка, в самом необходимом для существования и жизни. Граждане, просим помочь нашему священнику зерном ржи или мукой, кто сколько может». На протяжении двадцати лет Смирновы были лишенцами, существовали благодаря верующим односельчанам, которые помогали всем, чем могли.

В 1938 году отец Алексий был обложен очередным «культурным и подоходным налогом» в размере 5805 рублей. При этом сумму налога нужно было уплатить в феврале 1938 года. Поскольку денег у священника не было, он снова обратился к верующим оказать помощь в уплате налога.

В 1938 году отец Алексий был арестован и расстрелян на полигоне в Бутово. Священномученик Алексий (Смирнов), который в течение сорока лет нес пастырское служение, в 1989 был реабилитирован, а в 2002 г. канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. Память сщмч. Алексия совершается 28 февраля.

Лишившись священника, Казанский храм был поруган и разорен. Пережив оккупацию, в мирное время церковь стояла в запустении, постепенно разрушаясь. В 1989—90 гг. Глебовской птицефабрикой были начаты работы по реконструкции храма, однако, в последующие годы эти работы не проводились. В настоящее время храм далек от своего первозданного величия, очень много еще нужно потрудиться. Необходимы как внутренние, так и внешние работы.

4 ноября 2003 года, в престольный праздник храма, был отслужен первый молебен, а 21 июля 2004 г., в день обретения Казанской иконы, состоялась первая Божественная литургия. С тех пор Божественная литургия в храме совершается в воскресные дни, а также по большим церковным праздникам, начало в 9.00. По субботам служатся водосвятные молебны с чтением акафиста и панихида.

На расстоянии 700 м от храма в живописной лиственничной роще находится святой источник. В 2007 г. по благословению митрополита Ювеналия над источником была воздвигнута часовня-купальня в честь Казанской иконы Божией Матери.

В начале 2007 г. было установлено 9 колоколов на храмовую звонницу весом от 6 до 700 кг.

В 2007 г. впервые на Подмосковной земле в центре поселка Глебовский при участии местной администрации был установлен памятник священномученику Алексию Смирнову в честь 140 летнего юбилея со дня его рождения и 5 лет канонизации в лике святых новомучеников и исповедников Российских.

Казанская церковь в с. Глебово построена в 1859 г. с благословения святителя Филарета митрополита Московского и Коломенского на средства помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, который был погребен в храме вместе с матерью и супругой. Храм построен по проекту архитектора К.А. Тона.
Прообразом Казанского храма в Глебово стала церковь Благовещения Пресвятой Богородицы лейб-гвардии Конного полка, созданная К.А. Тоном в 1844-1849 гг. в Петербурге. Казанская церковь отличался особенной, древнерусской шатровой формой, которая повторялась в архитектурном решении храма еще четыре раза: в боковых главах, используемых как звонницы. В двух боковых башнях были помещены колокола и часы с боем, «смотревшие» на юго-запад. В храме имелись замечательная Казанская икона, греческого письма, бронзовое позолоченное паникадило весом 15 пудов и дарохранительница – серебряная, позолоченная, весом 37 фунтов, которая представляла собой модель самого храма. По отзыву современника, «все в церкви до самых мелочей дышит какой-то особенностью и изяществом».
М.П. Мусоргский, гостивший у Шиловских летом 1859 г., писал о своих впечатлениях: композитору Балакиреву: «Дорогой Милий, … барский дом роскошный, на горе; сад английский (род парка) чудесный, …все великолепно, церковь маленькая, род соборчика».
В 1928 году Казанская церковь была закрыта. Началось разрушение храма. В 1938 году был арестован последний настоятель Алексий (Смирнов), расстрелян на полигоне в Бутово, в 2002 г. он был канонизован и включен в Собор новомучеников и исповедников Российских. 12 июня 2004 г. состоялось его первое прославление. Память священномученика Алексия совершается в 28 февраля. В 1989-1990 гг. администрацией Глебовской птицефабрики были начаты работы по реконструкции храма, однако в последующие годы эти работы практически остановились.
Восстановительные работы в храме стали проводиться с 2003 г.: 4 ноября 2003 г., в престольный праздник храма, был отслужен первый молебен, а 21 июля 2004 г. состоялась первая Божественная Литургия.
19 марта 2017 года в Неделю Крестопоклонную митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий возглавил торжества, посвященные 150-летию со дня рождения священномученика Алексия Смирнова, настоятеля двух храмов Истринского района: Казанского храма села Глебово и Христорождественского храма села Филатово. В этот день Владыка митрополит совершил Великое освящение Казанского храма и Божественную литургию в новоосвященном храме. В богослужении принимал участие хор духовенства Московской епархии под руководством священника Сергия Голева.
В 700 м от Казанского храма находится часовня-купальня над святым источником Казанской иконы Божией Матери.
В храме действует воскресная школа, еженедельно выпускается воскресный листок.
Настоятель Казанской церкви протоиерей Димитрий Шмелев.

Фотографии

Приписные храмы и часовни

Казанская церковь в Глебове типичный помещичий храм. Построена она была в старом дворянском имении на средства его хозяина — дворянина Тамбовской губернии, майора и кавалера Степана Степановича Шиловского. Утвердившись в Глебове, Степан Степанович задумал превратить своё подмосковное имение в центр культурной жизни, где было бы нестыдно принимать знаменитых деятелей русской культуры. И здесь развернулись активные благоустроительные работы. Был перестроен главный усадебный дом, появились флигели и гостевые дома, речку Маглушу перегородили плотиной, разбили пруды с купальнями… Двадцатилетний Мусоргский, впервые посетив Глебово, восторженно писал М. Балакиреву: «Дорогой Милий… барский дом роскошный, на горе; сад английский чудесный… всё великолепно, церковь маленькая, род соборчика». Этим «соборчиком» был Казанский храм, только что построенный С.С. Шиловским. Сохранилось прошение, отправленное Степаном Степановичем Шиловским на имя митрополита Московского и Коломенского Филарета (Дроздова) и касавшееся задуманного помещиком каменного храма. Есть возможность процитировать его: «Имение моё сельцо Глебово с деревнями Высоковым и Горками, в коих более 150 душ мужского пола, состоит от приходской Христорождественской села Филатова церкви Звенигородского уезда на три версты, притом дорога, пролегающая от сего имения к селу Филатову, вообще гористая, и в осеннее и весеннее время при дурной погоде и разливе вод делается непроходимою, отчего крестьяне сего имения терпят постоянные затруднения в сообщении с приходской церковью и приходом села Филатова, и особенно когда бывает нужно крестить слабых младенцев или отпевать тела усопших… Посему, представляя на архипастырское благорассмотрение Вашего Высокопреосвященства план, фасад и разрез предполагаемой церкви… покорнейше прошу разрешить мне по сим чертежам построить в сельце моём Глебове на моё иждивение каменную кладбищенскую церковь и о сем моём прошении учинить милостивейшую архипастырскую резолюцию».

Святитель Филарет в «милостивейши» не отказал, и вскоре в Глебове вырос красавец-храм, освящённый в честь Казанской иконы Божией Матери и приписанный к Христорождественской церкви недалёкого Филатова. Неизвестно, каким образом Шиловский добыл «план, фасад и разрез предполагаемой церкви», но все эти документы оказались свойства самого незаурядного, ибо автором Казанского храма в Глебове выступил придворный архитектор императора Николая I, «придумавший» новый стиль российской архитектуры, — творец московского храма Христа Спасителя Константин Андреевич Тон. Сама же Казанская церковь возведена на удивление быстро, чуть ли не за год, явилась уменьшенной копией известного петербургского храма — Благовещенской церкви Конногвардейского полка. Степан Степанович Шиловский храм, выросший в его подмосковном имении, своими заботами не оставил. Церковь была богато украшена, для нужд причта помещик положил «на вечное время» в банк восемь тысяч рублей — из расчёта выплаты пяти процентов годовых. Гости, приезжавшие в усадьбу Шиловских во второй половине ХIХ века, навсегда очаровывались ею и меж собой звали эти места «Фебовым Глебовым» (Феб — одно из имён древнерусского бога Аполлона, покровителя искусств) или «маленьким Версалем». Изящный Казанский храм вполне вписывался в этот образ. Увы, в ХХ столетии от его красоты мало что осталось; к концу советской эпохи некогда прекрасное здание превратилось в развалины.

Вот как «Московские епархиальные ведомости», издававшиеся с 1869 года, описывали в 1875 году приписную к Христорождественскому храму в Филатове «кладбищенскую Казанскую в сельце Глебове церковь каменную, тёплую, построенную иждивением помещика майора и кавалера Степана Степановича Шиловского, с четырьмя по углам башнями, из коих на двух к западу помещены колокола и боевые часы»: «И снаружи, а в особенности внутри храма всё устроено великолепно. В иконостасе все святые иконы, а также и в алтаре, писаны художниками, и иконостас весь сплошь вызолочен на мордан (клеящая смесь, масляный лак), с прекрасною резьбою, вызолоченную на полимент (клеящий тёмно-коричневого оттенка состав под позолоту); устроены вверзу хоры, по витой чугунной лестнице, и пол весь из подольского мрамора; кругом храма небольшая каменная ограда с прекрасною железною решёткою. Посреди церкви повешено бронзовое вызолоченноё паникадило о 50-ти шандалах, пирамидально расположенных, с большой внизу красного стекла лампадою для масла, весом 15 пудов, стоимостью 1200 рублей серебром. Священная утварь, подсвечники, священнические и диаконские облачения, всё это устроено богато, с особенным вкусом и великолепно; всё в церкви до самых мелочей дышит какой-то особенностью и изяществом». Причт тогда составляли священник, дьячок и пономарь. Имелась у них и своя земля, на которой были построены для причта дома «собственные деревянные»…

В 1880-е годы усадьба постепенно приходила в упадок и в 1887 году Константин Степанович Шиловский задолжавший банку серьёзную сумму, был вынужден выставить глебовское имение на продажу. Глебово несколько раз переходило из рук в руки — как-то так получалось, что всякий новый владелец очень быстро становился банкротом и избавлялся от недавнего приобретения. Такое положение дел не шло на пользу ни некогда ухоженной усадьбе, ни её чудесной церкви. В 1931 году местная газета в довольно ернической по отношению к верующим форме озвучила ближайшие планы властей. В статье сообщалось, что в «птицеводном гиганте» совхозе «Глебово» рабочих с членами их семей насчитывается 500 человек, культурным ростом им заниматься негде, равно как и негде проводить «массовые собрания». Между тем рядом стоит Казанская церковь, которую посещают «13-17 старушек». Рабочие жаждут занять это помещение под культурные и учебные нужды, однако их обращения остаются без ответа, в связи с чем они говорят, что «это дело пахнет правым оппортунизмом». Обвинения по тем временам было весьма серьёзным, и уже спустя полгода после появления процитированной статьи в газете храм закрыли. В 1937 году добрались и до колоколов, отправив их на переплавку — «на нужды коммунизма». Разговоры о клубе, однако, ни в какие практические действия не претворились, никто переоборудовать церковное здание под клуб не собирался, и, более или менее благополучно пережив последние два месяца 1941 года, когда в районе Глебова развернулись жесточайшие бой с фашистами, храм остался стоять брошенным.

К концу 1980-х годов он выглядел ужасающе: без крестов, без окон, без дверей, с разваливающимся главным шатром, с горами мусора внутри. Глебовская птицефабрика в 1989 году, на волне наступивших перемен, задумалась о реставрации памятника, но дело ограничилось лишь консервацией здания, на большее, в условиях тогдашней экономической и социальной катастрофы, средств не хватило. В 1998 году Казанский храм вернули верующим. Реальное его возрождение, с совершением регулярных богослужений и большим ремонтом, следует отсчитывать с 2003 года, когда к храму назначили нынешнего его настоятеля священника Александра Чепрасова. Ничего не сохранилось из прежнего убранства Казанского храма. Ничего, за исключением всего одной иконы Тихвинской Божией Матери, чудесным образом вернувшейся в свой дом в недавнее время и соединившей, через годы безвременья, две эпохи в истории церкви: дореволюционную и новейшую. Эпохи, когда храм исполнял свою главную роль: был домом молитвы.

Когда в конце 1830-х годов Константин Тон работал над проектом Благовещенской церкви Конногвардейского полка в Петербурге, его идея пятишатрового храма была для отечественной архитектуры, довольствовавшейся тогда превращённой в стереотип эстетикой классицизма, архиреволюционной. При этом архитектор хотел «всего лишь» вернуться к истокам, к шатровому древнерусскому зодчеству, то есть ничего особенного нового не придумывал, а пользовался тем, что появилось и «работало» задолго до него, но в какой-то момент, при Патриархе Никоне, оказалось под запретом. Благовещенскую церковь позже построили, проект императору Николаю I чрезвычайно понравился, и он предложил собрать подобные тоновские проекты под одной обложкой в качестве образцовых, на которые впредь и равняться при строительстве в России православных храмов. Сказано — сделано; и в следующие десятилетия в стране возвели несколько «клонов» Благовещенской церкви; Казанский храм села Глебово — один из них. Стоит оговориться — все эти «клоны» были довольно приблизительными, они строились «по мотивам» Благовещенского храма, с немалыми отличиями в деталях. Весь богатый, но при этом ненавязчивый, гармоничный декор храма выделен белым цветом, как бы ведущим на наш взгляд от детали к детали. Внизу — это сложные зубчатые карнизы треугольных фронтонов, «полувосьмигранные» пилястры, затейливые наличники окон, вверху — более классические пилястры (пилястры боковых башен — профилированные), пояса кокошников (треугольные выступы над нижним поясом, в принципе, тоже можно трактовать, как кокошники), карниз восьмерика. Для подвески колоколов определены две западные боковые башни. В северо-западный — девять колоколов весом от восьми до семисот килограммов, в юго-западной — большой колокол «Благовест», весом 1,2 тонны. До революции на северо-западной башне красовался циферблат часов-курантов, утраченных в советские годы. Ныне они возобновлены — по сохранившимся чертежам. Апсида у Казанского храма одна, полукруглой формы, с двумя традиционно для этой церкви оформленными окнами. Декор апсиды органично вписался в общий декор, ничего отличного от него здесь мы не видим, ну разве что подзор под свесом кровли. Притвор как бы задаёт музыку всего храма, ибо его элементы повторяются буквально везде — на фасадах, боковых и центральном шатрах, в окнах и пр. Среди этих элементов — угловые «полувосьмигранные» пилястры с зубчатыми капителями, треугольное завершение, «рифмующееся» с фронтонами, стилизованный портал входа, боковые окна.

Отметим, что Степан Степанович Шиловский строил Казанский храм не только как кладбищенскую церковь, но и как родовую усыпальницу. Поэтому здание поставили на высокий цоколь; под полом, в подвале, устроили склеп для захоронения скончавшихся членов семьи. Сейчас этого склепа нет. Казанский храм в Глебове — четырёхстолпный, пятишатровый, выстроен по образцовому проекту Константина Тона. Размеры церкви таковы: длина (без апсиды) — более 17,5 метра, без притвора — 14,5 метра; ширина — более 12 метров. Основной четверик в плане представляет собой «примерный» квадрат со стороной около 12 метров, его высота — около 20 метров.

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №170. 2016 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *