Гносеологическое

Гносеология – философское учение о познании. Предметом изучения гносеологии выступают все стороны субъектно-объектных отношений, специфика научного, обыденного, повседневного знания и всех видов познавательной деятельности человека.

Гносеология изучает специфику того или иного вида познания лишь с мировоззренческой стороны. Целью изучения познавательных процессов выступает возможность достижения истины и формы существования истины.

Часто происходит отождествление процесса познания с научным познанием. Подобное неверно. Научное познание характеризуется рядом специфических черт, которые не характерны для других форм познания, таких как обыденное, художественное, религиозное и т.д.

Гносеология исследует явления познавательной деятельности, но в плане отношения познания к объективной реальности, к истине, к процессу достижения истины. «Истина» – одно из центральных понятий гносеологии. Гносеология опирается на социокультурный аспект деятельности человека, который является ведущим.

Философская теория познания опирается на данные, полученные в рамках специальных дисциплин, будь то эмпирические данные или теоретические обобщения.

Однако гносеология, самостоятельная область знания и не может быть сведена к какой-либо специально-научной дисциплине. Философская теория познания опирается на результаты исследования, которые выступают как эмпирический материал, которые изменяются в рамках задач, по выявлению норм получения истинного знания, в контексте разработки проблематики, связанной с взаимоотношением знания и реальности.

Один из центральных вопросов гносеологии: «Познаваем ли мир?» В рамках гносеологии этот вопрос приобретает следующую формулировку: «как относятся наши мысли об окружающем нас мире к самому этому миру?» Вопрос заключается в том, можно ли достоверно познать предметы, их сущность и проявления сущности.

Отвечая на этот вопрос в философии сложилось 2 направления: познавательно-реалистическое и агностическое. Для агностицизма характерно утверждение, что мир непознаваем. Однако, подобное утверждение не совсем верно и берет начало из позиции И. Канта. В конце 19 начале 20 века сформировалась разновидность агностицизма – конвенционализм – философская концепция, согласно которой научные теории и понятия являются не отражением объективного мира, а предметом соглашения между учеными. Конвенционализм получил широкое распространение в последнее десятилетие.

Современная философская теория познания и агностицизм не расходятся в вопросе о познаваемости явлений. Принципиальное расхождение по вопросу о том, познаваема ли сущность материальных систем. Специфика агностицизма – в отрицании возможности достоверного познания сущности материальных систем. Агностицизм – это учение, отрицающее возможность достоверного познания сущности материальных систем, закономерностей природы и общества.

2. Ведущей (центральной) проблемой философии познания является проблема истины. Все проблемы гносеологии характеризуются интересом либо к средствам и путям достижения истины, либо к формам существования истины, формам ее реализации, структуры познавательных отношений.

Существует множество определений истины:

1) соответствие знаний действительности;

2) опытная подтверждаемость;

3) полезность знания, его эффективность;

4) соглашение.

Определение истина как соответствие знаний действительности является главным в классической концепции понимания истины.

  1. E. интерпретирование аналитических результатов по конкретно заданным вопросам правоохранительных органов или суда.
  2. I. МОДУЛЬ, СОСТОЯЩИЙ ИЗ ВОПРОСОВ ПО ДИСЦИПЛИНАМ БАЗОВОЙ ЧАСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ЦИКЛА ООП
  3. I. ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КПРФ, ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ПАРТИИ
  4. I. Раскройте вопрос
  5. I. СОЗНАНИЕ и БЕССОЗНАТЕЛЬНОЕ
  6. II. КРИТИКА: основные правила
  7. II. Освобождение от уплаты налога для отдельной категории налогоплательщиков.
  8. II. Основные модели демократического транзита.
  9. III . Порядок присвоения квалификационной категории
  10. III. Блок вопросов «Отношение к правильному питанию».
  11. III. Основные задачи Управления
  12. III. Основные обязанности администрации

Исходным понятием гносеологии является «познание». Познание — деятельность человека, направленная на получение истинного знания. Именно так понимали познание в классической философии, где познание рассматривалось как ведущая деятельность человека, раскрывающая его сущность.

Уже в Х1Х в. понимание познания меняется, оно начинает анализироваться как часть другого вида деятельности, практики. Понятие практики ввели в философию К.Маркс и Ф. Энгельс. Практика — материальная деятельность, которая существует в виде труда, научного эксперимента, бытовой деятельности. Для К. Маркса практика — основа познания, то есть последнее вплетено в материальную деятельность, обслуживает ее, создавая знание о ней. Практика определяет, какими проблемами занимается познание, выступает его движущей силой, обеспечивает его инструментами и приборами, является критерием истины.

В ХХ веке познание -это деятельность, которая сопровождает и опирается не только на практику, но и на общение. Познание не только направлено на внешний природный мир, но и прежде всего на мир социальный, на других людей, ближних и дальних. В неклассической философии ХХ в. познание —деятельность по созданию символических, идеальных моделей реальности, с помощью которых человек организует материальный, социальный и духовный мир вокруг себя.

Субъект — носитель сознания, тот, кто познает. Распространился в философии нового времени. В то время он понимался предельно абстрактно, был лишен каких-либо конкретных социальных и культурных черт, отождествлялся с центром сознания, самосознанием. По существу, субъект в философии нового времени наделялся только одним свойством, способностью получать и перерабатывать по определенным правилам информацию. В современной философии под субъектом познания понимают конкретного человека, наделенного разнообразными социальными, культурными чертами, существующего в пространстве и времени, имеющего тело, определенную биографию, постоянно общающегося с другими людьми.

Под объектом познания понимается то, на что направлена познавательная деятельность субъекта. Понятие «объект» надо отличать от понятия «объективная реальность». Объективная реальность-это то, что не зависит от сознания человека. Объект познания- это часть объективной реальности, с которой взаимодействует человек, стремясь познать мир. Кроме того, объектом познания может быть не только физическая вещь, процесс, но и состояние сознания другого человека или самого себя, созданные человеком материальные или духовные предметы культуры, системы общественных отношений. По существу, объектом познания может стать все, что существует.

Знание— результат процесса познания, который выражен в языке или какой-либо иной знаковой форме и допускающий оценку его как истинного или ложного. Существуют различные виды знания. Оно может быть рациональным и нерациональным. Рациональное знание, например, философское, научное, правовое знание, обладает рядом специфических черт: выражается с помощью особого языка (терминологии), является обоснованным, носит всеобщий и необходимый характер. Рациональное знание — результат сознательных познавательных усилий человека, оно требует критического переосмысления прошлого опыта, реализации творческих способностей человека.

Нерациональное знание выражается на естественном языке, не требует обоснования, говорит чаще всего об отдельных предметах и явлениях. Оно существует в различных формах. Например, обыденное знание является достаточно поверхностным, ориентированным на практическое использование. Обыденное знание позволяет нам ориентироваться в повседневном мире, в то время как рациональное — позволяет проникать в суть вещей. Часто мы называем такой вид знания повседневным.

Существует понятие, которое используется для описания как обыденного знания, так и знания рационального, это понятие «опыт». Под ним мы подразумеваем знание, которое непосредственно дано сознанию человека и сопровождается чувством прямого контакта с реальностью. Отсюда опыт обладает очень важным свойством непосредственной достоверности и самодостаточности. Другое значение слова «опыт» — накопленное, устоявшееся знание, отсюда выражение «опытный человек». Здесь также подразумевается, что опыт может быть средством обоснования знания. Наконец, третье значение этого термин — эксперимент, осуществляемый ученым, указывает на сугубо научный смысл этого слова.

Одной из форм нерационального знания является религиозное знание (обыденное и богословское). Его особенностью является то, что оно основано на вере. Вера – глубокое, искреннее убеждение в справедливости какого-либо положения, или концепции. Важнейшими характеристиками веры является ее субъективность (вера всегда чья – то). Вера затрагивает и разум и эмоции, мы верим в свои убеждения и оценки. Если вера связана с волей, то это приводит к решимости придерживаться данного суждения или действия, мы называем это качество верностью.

Вера сопровождает не только религиозные, но и научные и философски акты познания. Поэтому в зависимости от способа оправдания вера может быть рациональной, если она предполагает наличие оснований. Такова вера в научные аксиомы и положения. Мы уверены, что их можно обосновать. Иррациональная вера опирается на самое себя, она самодостаточна.

По объекту различают религиозную веру (веру в сверхъестественное), философскую веру (веру в разумность человека), моральную веру (веру в добро) и обыденную веру.

МИФ

Искусство как разновидность культуры может выражаться в форме образного знания, которое носит наглядно-выразительный характер, выражает типичные и индивидуальные стороны реальности, эмоционально и ценностно нагружено.

ГНОСЕОЛОГИЯ (греч. gnosis — знание, logos — учение) — философская дисциплина, занимающаяся исследованиями, критикой и теориями познания, — теория познания. В отличие от эпистемологии, Г. рассматривает процесс познания с точки зрения отношений субъекта познания (исследователя) к объекту познания (исследуемому объекту) или в категориальной оппозиции «субъект — объект». Основная гносеологическая схема анализа познания включает субъекта, наделенного сознанием и волей, и противостоящий ему объект природы, независимый от сознания и воли субъекта и связанный с ним только познавательным (или прак-сео-познавательным) отношением. Основной круг гносеологической проблематики очерчивается посредством таких проблем как интерпретация субъекта и объекта познания, структура познавательного процесса, проблема истины и ее критерия, проблема форм и методов познания и др. Если для античной философии характерно представление о единстве предмета и знания о нем, а также о познавательном процессе как содержательном конфигурировании предметов и, соответственно, фокусировка внимания на функциональной трансформации предметности в содержании знания, то в рамках средневековой схоластики проблематика Г. получает более дифференцированное развитие, оформляются многие компоненты категориального аппарата классической Г., а попытки обосновать возможность совмещения учения Аристотеля с христианской догматикой приводят к оформлению концепции двойственной истины, фактически эксплицитно формирующей идею о парадигмальности познавательных процедур и возможной множественности парадигм, а такие направления схоластики как реализм, номинализм и концептуализм задают различные модели познавательного процесса. Становление опытного естествознания, остро зафиксировав проблему способа достижения истинного знания, инспирировало конституирование оппозиции «сенсуализм-рационализм», а, затем, и «эмпиризм-рационализм» (17-18 вв.). Статус актуальности приобретает проблема активности субъекта в познавательном процессе (Беркли, Юм). Гносеологизм как заданная Кантом ориентация на выделение субъективных оснований познания, сыграл важную роль в преодолении ценностных установок натуралистической эпистемологии, утверждавших целью познания достижение абсолютной истины, а также в критике метафизических философских построений. Различение содержания и форм мышления в работах представителей немецкой классической философии выдвинуло проблему множественности оснований познания и относительности истины. Отказ от метафизики, с одной стороны, и бурное развитие естественных наук, с другой, выдвинули именно познавательное отношение к миру в центр философии. Гносеологическая проблематика становится определяющей для неокантианства и позитивизма. Основания познавательной деятельности классическая Г. связывает с «изолированным субъектом». Сознание такого субъекта прозрачно само для себя и является последним источником достоверности. В таких полаганиях действительность знания и его содержание оказываются ограниченными рамками индивидуального сознания. Это препятствует выделению категориальных характеристик знания и приводит к психологизму (субъективизму). Пытаясь преодолеть ограничения исходных абстракций, философы были вынуждены, либо принимать формально-онтологические допущения и принципы («врожденные идеи» Декарта, «априорные формы» Канта), либо генерализовать категорию «самосознание», придавая ей статус онтологии (Фихте, Гегель, Шеллинг). Тем не менее, принципиальная ограниченность исходных гносеологических абстракций и допущений осознавалась все больше. Особую роль в этом процессе сыграла методологическая рефлексия развития гуманитарных наук, в которых взаимодействие исследователя с исследуемой действительностью строится принципиально иначе, чем в естественных науках. Критика оснований классической философии, развернувшаяся с конца 19 в. и продолжающаяся по сей день, привела к ломке традиционных представлений Г. и отказу от абстракций «самосознающего» и «изолированного» субъекта. Современные исследования познания, фиксируя ограничения субъект-объектных схем, вводят в качестве исходных, иные структурные расчленения и абстракции: предметная деятельность («практика»), культурная норма («парадигма»), язык и др. Традиционная гносеологическая проблематика включается при этом в более широкий социокультурный контекст, и, соответственно, более широкую систему понятий. Центральную позицию в рамках Г. занимает методология науки и эпистемология (см. также НАУКА, НАУЧНАЯ КАРТИНА МИРА).

Введение

Не секрет, что в нашей стране происходят преобразования, очень важные для каждого гражданина, события исторической важности. Поэтому следует более углубленно изучать проблемы познавательной деятельности человека.

Развитие цивилизации подошло к такому рубежу, когда важнейшими средствами решения ее проблем становятся компетентность и добрая воля, базирующиеся на знании и общечеловеческих ценностях. Научное и гуманистическое мировоззрение, ориентированное на истину, добро и справедливость, может способствовать росту духовности человека, а также все большей интегрированности культуры человечества и конвергируемости интересов народа.

Некоторые ученые утверждают, что в наше время все более явственно проступает процесс становления социальной целостности, закладываются основы общего для человечества стиля мышления. В структуре последнего ведущее место принадлежит диалектике.

Проблемы теории познания в наше время выступают в различных формах. Но существует ряд традиционных проблем, среди которых истина и заблуждение, познание и интуиция, чувственное и рациональное и др. Они образуют фундамент, опираясь на который можно осмыслить развитие науки и техники, взаимосвязь познания и практики, формы и типы человеческого мышления. Часть этих проблем будет раскрыта ниже.

Познание очень важно для человека, так как иначе невозможно было бы развитие самого человека, науки, техники и неизвестно, как далеко мы бы ушли от каменного века, если бы не обладали способностью к познанию. Но и «избыток» знания тоже может принести вред. Вот что сказал на этот счет Ф. Жолио-Кюри: «Ученые знают, сколько пользы принесла наука человечеству; они знают и то, чего она могла бы сейчас достигнуть, если бы на всем земном шаре воцарился мир. Они не хотят, чтоб когда-нибудь были произнесены слова: «Наука нас привела к гибели от атомных и водородных бомб». Ученые знают, что наука не может быть виновата. Виноваты только те люди, которые плохо используют ее достижения».

Следует отметить, что многие глубокие проблемы гносеологии до настоящего момента не до конца выяснены. Дальнейший гносеологический прогресс сопряжен со значительными будущими прорывами теоретической мысли.

Гносеология

Гносеология или теория познания – это раздел философии, в котором изучаются природа познания и его возможности, отношение знания к реальности, выявляются условия достоверности и истинности познания. Термин «Гносеология» происходит от греческих слов «gnosis» – знание и «logos» – понятие, учение и означает «понятие о знании», «учение о знании». Это учение исследует природу человеческого познания, формы и закономерности перехода от поверхностного представления о вещах (мнение) к постижению их сущности (истинного знания) и поэтому рассматривает вопрос о путях движения истины, о ее критериях. Самым животрепещущим вопросом для всей гносеологии является вопрос о том, какой практический жизненный смысл имеет достоверное знание о мире, о самом человеке и человеческом обществе. И, хотя сам термин «теория познания» введен в философию сравнительно недавно (в 1854 г.) шотландским философом Дж.Феррером, учение о познании разрабатывалось уже со времен Гераклита, Платона, Аристотеля.

Теория познания изучает всеобщее в познавательной деятельности человека безотносительно к тому, какова сама эта деятельность: повседневная или специализированная, профессиональная, научная или художественная. Поэтому мы можем назвать эпистемологию (теорию научного познания) подразделением гносеологии, хотя довольно часто в литературе эти две науки отождествляются, что не верно.

Дадим определения субъекта и объекта познания, без которых невозможен сам процесс познания.

Субъект познания – это тот, кто его реализует, т.е. творческая личность, формирующая новое знание. Субъекты познания в своей совокупности образуют научное сообщество. Оно, в свою очередь, исторически развивается и организуется в различные социальные и профессиональные формы (академии, университеты, НИИ, лаборатории и т.д.).

С гносеологической точки зрения можно отметить, что субъект познания является общественно-историческим существом, реализующим общественные цели и осуществляющим познавательную деятельность на основе исторически развивающихся методов научного исследования.

Объект познания – это фрагмент действительности, оказавшийся в фокусе внимания исследователя. Говоря просто, объектом познания является то, что исследуется ученым: электрон, клетка, семья. Им могут быть как явления и процессы объективного мира, так и субъективный мир человека: образ мышления, психическое состояние, общественное мнение. Также объектом научного анализа могут быть как бы «вторичные продукты» самой интеллектуальной деятельности: художественные особенности литературного произведения, закономерности развития мифологии, религии и т.д. Объект объективен в отличие от собственных представлений о нем исследователя.

Иногда в гносеологии вводится еще дополнительный термин «предмет познания», чтобы подчеркнуть нетривиальный характер формирования объекта науки. Предмет познания представляет собой определенный срез или аспект объекта, вовлеченного в сферу научного анализа. Объект познания входит в науку через предмет познания. Можно сказать и так, что предмет познания – это проекция выбранного объекта на конкретные исследовательские задачи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *