Гностик

ГНОСТИЦИЗМ

Христианство было вынуждено с самого начала, противостоять враждебному окружению. Однако его единству угрожали и внутренние противоречия необходимо было разделаться со многими течениями, пытавшимися соединить христианство с нехристианскими элементами.

Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был гностицизм, наибольший расцвет которого приходится на середину II в. Гностицизм был одним из многочисленных и сложных явлений в истории религии. Он предшествовал христианству и исходил из религиозно-мифологических представлений Востока (кроме еврейских это были, в частности, элементы вавилонских, персидских, египетских и других представлений). К ним присоединялись философские идеи учения стоика Посидония, Платона и неопифагорейцев.

Гностицизм был предзнаменованием зарождения нового этапа в развитии мышления — средневековой христианской философии. Его характеризовал религиозно-философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.

По отношению к тому или иному элементу различаются следующие направления гностицизма: иудейский гносис (Василид — ок. 130–142; Валентин — ок. 150), языческий гносис, христианский гносис (Маркион из Синопа, основавший собственную церковь, которая длительное время удерживалась наряду с главной церковью).

Особой чертой, присущей всем направлениям гностицизма, является дуалистическое объяснение мира, источник которого — в персидском зороастризме и в некоторых греческих религиозно-философских направлениях. Согласно воззрениям гностиков, борьба света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Она выступает борьбой материи, т. е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло происходит из материи, добро — от бога.

Важной проблемой гностицизма была теодицея, т. е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и справедлив. В христианстве она имеет особую роль и вес, ибо эта вера воспринимает, с одной стороны, иудейское представление о мировом творце, а с другой стороны, мир для нее является местонахождением греха, спастись от которого можно лишь верой в Христа. Здесь с необходимостью встает вопрос, почему всемогущий бог создал мир зла, выход из которого для человека заключается лишь в искуплении.

Гностики решают проблему так: различают бога-творца и бога-искупителя. Таким образом, существуют два божества: бог как всеблагой искупитель и подчиненный ему, даже враждебный, творец (демиург) мира.

Гностическое понимание божества обусловлено специфическим представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность — это не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами. Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и познает.

Существенной чертой гностицизма была мистика. Превращение бога в человека и соединение с ним являются великим таинством христианского учения. Мистическая направленность этого учения отвергает логику разума и основывается на неописуемом, бессознательном, экстатическом соединении с богом и другими сверхъестественными силами и явлениями. Познание бога у гностиков не рационально, а имеет сверхъестественное содержание.

К концу II столетия формирующаяся официальная церковь начинает вести борьбу с гностицизмом. Причиной этого был прежде всего недоступный большинству верующих уровень его суждений. Гностики, как правило, весьма сложно, в аллегорической форме интерпретировали Библию, а это открывало путь к ереси. Неприемлемыми были также их туманные, псевдофилософские и мифологические объяснения. Крайний дуализм этого учения был основан на полной независимости материи от бога, ограничивал божественное всемогущество и тем самым подрывал монотеистическую сущность христианства.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Не следует путать с агностицизмом.

В Викисловаре есть статья «гностицизм»

Гностици́зм (от др.-греч. γνωστικός — «познающий», «знающий»; γνῶσις — «знание») — общее условное название ряда многочисленных позднеантичных религиозных течений, использовавших мотивы из Ветхого Завета, восточной мифологии и ряда раннехристианских учений. Термин предложен Генри Мором в XVII веке.

Название «гностицизм» является производным от термина «гностики», заимствованного у Епифания Кипрского из его книги «Панарион». В Панарионе гностики (или борбориты) — одна из «80 ересей», описанных Епифанием. О на­ча­ле рас­про­стра­не­ния гностицизма в Ма­лой Азии в конце I – начале II вв. сви­де­тель­ст­ву­ют из­вес­тия Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го, Ири­нея Ли­он­ско­го (трактат «Против ересей») и Кли­мен­та Алек­сан­д­рий­ско­го.

Кембриджский учёный Генри Мор ввёл название «гностицизм» и распространил его на многие «ереси».

Общим для гностических систем является дуалистическое представление о злой либо ограниченной в своём могуществе силе (Демиурге) и высшем «добром» Боге, сострадающем человечеству.

Энциклопедичный YouTube

  • 1/5 Просмотров:30 176 3 721 678 4 370 1 270
  • ✪ История мировых религий. Часть 19. Гностицизм и христианские ереси. Леонид Мацих.
  • ✪ Смагина Е.Б. «Что такое гностицизм?»
  • ✪ Пятигорский А.М. «Ранняя философия гностиков»
  • ✪ Введение в гностицизм: иные аспекты вопроса (2015.05.29)
  • ✪ Стефан Хёллер. «Гностицизм»

Субтитры

  • 1 Основы гностицизма
    • 1.1 Основная терминология
    • 1.2 Основные черты гностических эзотерических учений
    • 1.3 »Избранный» совершенный гностик, живущий в »иллюзорном мире» тайного знания
    • 1.4 Магия в гностицизме
  • 2 История
    • 2.1 Эллинские истоки
    • 2.2 Древнеегипетские истоки
    • 2.3 Появление гностицизма
    • 2.4 Влияние гностицизма
  • 3 Классификация гностических учений
    • 3.1 Гностицизм I—III века, конкурировавший с ранним христианством
    • 3.2 Сиро-халдейский гностицизм
    • 3.3 Персидский гностицизм
    • 3.4 Поздний гностицизм
    • 3.5 Проблема интерпретации теоретиков гностицизма
      • 3.5.1 Маркион
  • 4 Языческий гностицизм
  • 5 Иудейский гностицизм
    • 5.1 Терапевты
    • 5.2 Ессеи
  • 6 Наследие культа Исиды в гностицизме
  • 7 Открытия гностических текстов в XX веке
    • 7.1 Источники
  • 8 См. также
  • 9 Примечания
  • 10 Литература

ПОЗНАНИЕ, ЕГО ВОЗМОЖНОСТИ И СРЕДСТВА

В философии существуют две основные точки зрения напро­цесс познания:

• гностицизм;

• агностицизм.

Сторонники гностицизма(как правило, материалисты) оптими­стично смотрят на настоящее и будущее познание. По их мнению, мир познаваем, а человек обладает потенциально безграничными возможностями познания.

Агностики(часто — идеалисты) не верят либо в возможности человека познавать мир, либо в познаваемость самого мира или же допускают ограниченную возможность познания.

Древнегреческий философ Кратил считал, что мир непознава­ем в силу постоянного изменения окружающей действительности (пока человек говорит слово, формирует понятие, предмет уже изме­нился, и знания человека становятся ошибочными).

В XVIII веке английский философ Юм считал, что мир непозна­ваем, поскольку человек имеет дело только со своими ощущения­ми, не может выйти за их границы и поэтому даже не знает точно, существует ли внешний мир или нет.

Среди агностиков наиболее известным является Иммануил Кант. Им была выдвинута последовательная теория агностицизма,со­гласно которой:

• сам человек обладает ограниченными познавательными возможностями (благодаря ограниченным познавательным возможностям разума);

• сам окружающий мир непознаваем в принципе — человек сможет познать внешнюю сторону предметов и явлений, но никогда не познает внутреннюю сущность данных предметов и явлений — «вещей в себе».

Вся история развития человечества показывает, что мир позна­ваем и это является условием создания материальной и духовной культуры, развития наук и техники.

Отличие подходов материалистов и идеалистов к проблеме по­знания в том, что:

• идеалисты считают познание самостоятельной деятельнос­тью идеального разума;

• материалисты считают познание процессом, в результате ко­торого материя через свою отражательную способность — сознание — изучает сама себя.

Современная гносеологияв своем большинстве стоит на по­зициях гностицизма и базируется:

• на принципах диалектики, что подразумевает необходимость диалектически (то есть с точки зрения развития) подходить к проблеме познания, использовать законы, категории, прин­ципы диалектики;

• историзма — рассматривать все предметы и явления в кон­тексте их исторического возникновения и становления;

• практики — признавать главным способом познания практику — деятельность человека по преобразованию окружающего мира и самого себя;

• познаваемости — быть убежденным в самой возможности познания;

• объективности — признавать самостоятельное существова­ние предметов и явлений независимо от воли и сознания человека;

• активности творческого отображения действительности;

• конкретности истины — искать именно индивидуальную и достоверную истину в конкретных условиях.

Познающим субъектомявляется человек — существо, наде­ленное разумом и освоившее арсенал познавательных средств, на­копленных человечеством.

Общество в целом, которое за свою историю накопило громад­ный объем материальной и духовной культуры — носителей резуль­татов познания, также является познавательным субъектом.

Полноценная познавательная деятельность человека возможна лишь в рамках общества.

Объектом познанияявляется и окружающий мир (бытие во всем его разнообразии), а именно та часть окружающего мира, на которую направлен познавательный интерес субъекта.

Адекватное и идентичное отражение объекта субъектом назы­вается истиной.

Неадекватное, недостоверное отражение познающим субъектом окружающей действительности, искаженный, не соответствующий действительности результат познания называется заблуждением.

Логическое осмысление субъектом (сознанием) окружающей действительности, опираясь на категории, законы, понятия, прежние ценности, является оценкой.

⇐ ПредыдущаяСтр 22 из 66

  1. Агностицизм
  2. Агностицизм
  3. Априорные формы знания. Кант о возможностях и границах разума. Антиномии. Агностицизм Канта.
  4. Гностицизм
  5. Что означает термин «агностицизм»?

Христианство было вынуждено с самого начала , противостоять враждебному

окружению. Однако его единству угрожали и внутренние противоречия —

необходимо было разделаться со многими течениями, пытавшимися соединить

христианство с нехристианскими элементами.

Самым распространенным и наиболее опасным для христианства течением был

гностицизм, наибольший расцвет которого приходится на середину II в.

Гностицизм \ Гностицизм (от греческого gnosis — знание) — общее название

учений, сторонники которых стремились «опознать», понять свою веру, т. е.

высшее, созерцательное и синтетическое познание божества. \ был одним из

многочисленных и сложных явлений в истории религии. Он предшествовал

христианству и исходил из религиозно-мифологических представлений Востока

(кроме еврейских это были, в частности, элементы вавилонских, персидских,

египетских и других представлений). К ним присоединялись философские идеи

учения стоика Посидония, Платона и неопифагорейцев.

Гностицизм был предзнаменованием зарождения нового этапа в развитии

мышления — средневековой христианской философии. Его характеризовал

религиозно-философский синкретизм, проявившийся в христианской форме.

По отношению к тому или иному элементу различаются следующие

направления гностицизма: иудейский гносис (Василид-ок. 130-142; Валентин-

ок. 150), языческий гносис, христианский гносис (Маркион из Синопа,

основавший собственную церковь, которая длительное время удерживалась наряду

с главной церковью).

Особой чертой, присущей всем направлениям гностицизма, является

дуалистическое объяснение мира, источник которого — в персидском

зороастризме \ Зороастризм — дуалистическая древнеиранская религия,

создание которой приписывается мифическому пророку Зороастру (Заратустре).

Зороастризм окончательно оформился в VII в. до и. э. Его центральной идеей

является постоянная борьба двух принципов: добра, воплощенного в светлом

божестве, и зла. воплощенного в темном божестве. Его эсхатологические идеи о

конце мира, о посмертном воздаянии, о страшном суде, о воскрешении из

мертвых. о рождении девственницей будущего спасителя повлияли на иудаизм и

на христианство. \и в некоторых греческих

религиозно-философских направлениях. Согласно воззрениям гностиков, борьба

света и тьмы, добра и зла имеет универсальное, космическое значение. Она

выступает борьбой материи, т. е. зла, с духом, носителем света и добра. Зло

происходит из материи, добро — от бога.

Важной проблемой гностицизма была теодицея \ Теодицея (от греческого

theos — бог, dike — справедливость) — оправдание бога. Обычное название для

религиозно-философских трактатов, преследующих цель оправдать тем или иным

образок видимое и непримиримое противоречие между верой во всемогущего,

всемудрого, всеблагого бога и существованием зла и несправедливости в мире.

\, т. е. доктрина, стремящаяся решить вопрос о происхождении и значении

зла в мире, объяснить, почему существует в мире зло, если бог добр и

справедлив. В христианстве она имеет особую роль и вес, ибо эта вера

воспринимает, с одной стороны, иудейское представление о мировом творце, а с

другой стороны, мир для нее является местонахождением греха, спастись от

которого можно лишь верой в Христа \ Христианская теология «решает»

противоречие между аморальностью в мире и бесконечной добротой бога при

помощи идеи о свободе воли человека, которую он получает от бога. Человек

может выбирать между добром и злом. Если при этом он руководствуется

религиозными нормами, то творит благие дела, если он эти нормы игнорирует —

творит зло. \. Здесь с необходимостью встает вопрос, почему всемогущий

бог создал мир зла, выход из которого для человека заключается лишь в

искуплении.

Гностики решают проблему так: различают бога-творца и бога-искупителя.

Таким образом, существуют два божества: бог как всеблагой искупитель и

подчиненный ему, даже враждебный, творец (демиург) мира.

Гностическое понимание божества обусловлено специфическим

представлением о месте человека в мире и о его искуплении. Грешность — это

не вина человека, так как душа индивидуального человека является лишь полем

боя, на котором происходит вечный спор между добрым и злым принципами.

Согласно гностикам, эту борьбу между добром и злом человек наблюдает и

познает.

Существенной чертой гностицизма была мистика. Превращение бога в

человека и соединение с ним являются великим таинством христианского учения.

Мистическая направленность этого учения отвергает логику разума и

основывается на неописуемом, бессознательном, экстатическом соединении с

богом и другими сверхъестественными силами и явлениями. Познание бога у

гностиков не рационально, а имеетсверхъестественное

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *