Головной убор католической монахини

«Уйдя из монашества, я познакомилась с человеком, который также покинул монашеский орден. Мы решили пожениться, но затем разошлись, после чего я познакомилась с несколькими людьми, с которыми имела сексуальные отношения. Однако, меня всегда беспокоил излишний акцент на сексе и использование женщины для удовлетворения своих желаний, когда не придается никакого значения эмоциональным и духовным аспектам отношений», — рассказывает Джоэль Камель (41 год), ливанская переводчица, прожившая в монастыре 17 лет. Сегодня она считает, что секс не является чем-то запретным, но нельзя злоупотреблять им или использовать женщину лишь как средство для удовлетворения своей похоти.

Джоэл сетует на недостаточное уважение к женскому телу и отсутствие высокой нравственности в обществе: «Есть большая разница между сексом как выражением любви, что сегодня встречается редко, и постоянными попытками эксплуатировать женщин. Проблема не в сексе, а использовании женщины как объекта для получения секса, когда в ней не видят человека».

В настоящее время Джоэль живет как обычный человек. Она научилась уделять должное внимание себе и своему телу и стремится к внутреннему равновесию.

Скачать эту статью

В житие преподобного Паисия Святогорца рассказывается следующая история. Однажды в Греции в 1970-х годах возник вопрос о необходимости перемены священнических и монашеских одежд.

При этом один священнослужитель спросил у преподобного: «Можно ли мне ходить в мирском?» В ответ угодник Божий показал ему масличное дерево с содранной корой и сказал, что именно так выглядят священники, не носящие ряс, и добавил: «Поп безрясвенный – видать, безнравственный».

Именно поэтому с древних времён священнослужители и монашествующие носят специальные одеяния, олицетворяющие одеяния Христа и внешне выражающие выражают учение о Церкви как о Царстве не от мира сего.

Содержание

В древние времена монахи не носили какой-либо особой одежды

Одежда монахов не всегда имела такой вид, какой она имеет в наши дни. Примерно до 3 века она практически ничем не отличалась от одежды народов тех стран, где располагался монастырь или же жила монашеская община.

Так Н. Д. Тальберг в «Истории Церкви» пишет о первых монахах Египта, живших под руководством преподобного Пахомия:

«Все иноки носили одинаковую и самую простую одежду. Нижняя одежда была льняная, хитон, без рукавов, верхняя — кожаная; на голову надевалась волосяная шапочка — куколь, а на ноги сандалии. Эта одежда никогда не снималась, даже во время сна».

Преподобный Пахомий Великий. Египетская икона. В монастыре преподобного Пахомия все монахи носили простую, свободную одежду, куколь и тапочки

Одеяние священнослужителей и монахов ведёт своё происхождение от той одежды, которая получила своё распространение в древнем мире. Например, на Западе в обиходе обычно употреблялись длинные платья с узкими рукавами.

На Востоке платья имели широкие рукава и напоминали нашу рясу. До сих пор можно отметить тот факт, что национальные костюмы многих восточных народов походят на одеяние православных священнослужителей. Естественно, что со временем стиль одежды изменился, при этом облачение клириков осталось прежним.

Одеяния православных священников и монахов похожи на национальную одежду восточных народов.

Монашеская одежда и одежда священнослужителей выделяет их среди мирян. Историки Церкви указывают на тот факт, что похожую одежду носил Господь наш Иисус Христос. Именно поэтому подрясник и ряса считаются одеждой Христа.

Внешне она выражает учение о Церкви как о Царстве не от мира сего. В Россию, рясы пришли из Греции в XVII веке. Позже их адаптировали к российским условиям, и они приняли современный вид.

Одежды православных и католических монахов различаются из-за наличия в католицизме монашеских орденов и конгрегаций

Основные различия между одеянием католических и православных монахов состоит в том, что католические монахи принадлежат к монашеским орденам и конгрегациям. Именно поэтому такое одеяние не имеет единого установленного образца, и каждый монашеский орден утверждает её отдельно в собственном уставе.

Кроме того, те же иезуиты могут вообще не носить монашескую одежду.

IV Ординарный Капитул Российской Генеральной Кустодии св. Франциска Ассизского в Санкт – Петербурге. Монахи католического ордена францисканцев обязательным элементом

Если же говорить о повседневной одежде монашествующих, то обычно это монашеская ряса. В некоторых католических монашеских орденах, например, у францисканцев, обязательным элементом рясы считается капюшон, а также верёвка, которой ряса подпоясывалась.

Для женских конгрегаций существуют свои требования. Так одежда монахинь обычно имеет такой обязательный элемент, как головной убор в виде платка. Его концы соединяются сзади или же под подбородком.

Католические монахи и монахини носят одежду цвета того ордена, в котором они состоят.

Цвет одежды у католических монахов и монахинь также напрямую зависит от устава того ордена, в котором они состоят.

Обычно это белый или же тёмный цвет, например, черный, коричневый, серый или же синий. При этом ткань используется самая простая и дешёвая.

Монахи святой горы Афон. Все православные монахи выглядят единообразно, потому, что в православии нет монашеских орденов

Что касается Православный Церквей, то одеяние монахов у них однородно, хотя может отличаться в зависимости от традиций той или иной страны. Связанно это обстоятельство с тем, что в православие монашество более однородно.

Кроме того, в нём никогда не существовало деление на ордена. Поэтому его легко отличать, ведь все православные монахи носят одежду черного цвета в честь их скорби по совершенным грехам.

Подрясник и ряса – основные повседневные одеяния православного монашества всех степеней

Монашеское облачение, носимое монашествующими всех степеней в православии, представляет собой подрясник и рясу. Подрясник ― это длинное, до пят, одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.

Подрясник – нижнее одеяние. Он чёрного цвета. Этим монахи отличаются от клира. Цвет подрясников белого духовенства черный, темно-синий, коричневый, серый и белый для лета. Материал: сукно, шерсть, сатин, лен, чесуча, реже шелковые ткани.

Главные предметы из облачения православного монаха. Одеяние монаха может меняться, в зависимости от того, на какой степени монашества он находится

Под рясой понимается верхнее одеяние. Оно имеет длинные, ниже ладоней, широкие рукава. Рясы преимущественно черного цвета, но могут быть темно-синего, коричневого, белого, реже кремового и серого цвета.

Материалы для ряс те же, что и для подрясников. И ряса и подрясник символизируют одежды Христа. Похожую одежду Он носил, естественно, что выглядела она немного иначе.

На Руси рясы стали носить после Поместного Собора 1666-1667 годов.

Слово «ряса» происходит от греческого слова «то рáсон». Оно означает оскребанная, вытертая, лишенная ворса, поношенная.

Такая, почти, что нищенствующая одежда носилась в Древней Церкви монашествующими. Именно из монашеской среды ряса вошла в обиход всего православного духовенства.

«Суд над патриархом Никоном». С.Д.Милорадович. 1885 год, холст, масло. Большой Московский Собор не только породил раскол в Русской Церкви, но и ввёл ношение среди священников и монахов ношение рясы, по образцу православного Востока

В Русской Церкви до ХVII века рясы не были обязательны. Большой Московский собор 1666-1667 годов постановил благословить для русских священнослужителей и монахов духовные одеяния, принятые в то время на православном Востоке.

При этом делалась оговорка, что Собор не принуждает, а только благословляет ношение таких одеяний и строго запрещает осуждать тех, кто не решится носить их. С ХVIII века монашествующие стали носить в основном только черные подрясники и рясы первого вида, тогда как в древности они часто носили зеленые однорядки, а белое духовенство сузило цветовую гамму своих одежд.

Мантия обозначает особую отрешённость монахов от мира

Длинное одеяние духовенства является знамением Божией благодати, облекающей служителей Его, покрывающей их человеческие немощи; суконный или шерстяной подрясник монахов, подпоясанный кожаным поясом, – это образ власяницы и кожаного пояса, какие носил в пустыне проповедник покаяния Иоанн Креститель (Мф. 3, 4).

Именно поэтому в христианстве и, особенно в православии носиться только длинное одеяние. При этом особенную отрешенность монахов от мира обозначает мантия.

Книжная миниатюра. Иерусалимское королевство. XII век. Лондон. Британская библиотека. Длинная одежда духовенства и монашествующих – это образ той одежды, которую носил Иоанн Креститель

Ещё она называется палий и представляет собой длинную, без рукавов накидку с застёжкой только на вороте. Она спускается до земли и покрывает собой подрясник и рясу.

В первохристианские времена это была одежда всех христиан и она символизировала, что обратившийся ко Христу отрекается от всех званий, имевшихся у него в языческой среде. Позже она стала принадлежностью только монашествующих.

На Руси же с самого момента появления мантии она всегда считалась принадлежностью монашествующих. За выход в город без мантии монахи наказывались в ХVII веке ссылкой в отдаленные монастыри под крепкий надзор.

Такая строгость связана с тем, что в те времена одеяние монаха ещё не предусматривало наличие рясы. И ранее и в наше время все мантии у монашествующих черного цвета.

Повседневный головной убор монаха — клобук

Монахи носят такой повседневный головной убор, как клобук. Он состоит из камилавки и кукуля. Это древний головной убор в славянской среде. Святые Борис и Глеб на иконах часто изображены в клобуках.

Кроме того, рубашка священника также часто изображается на иконах в том случае, когда монах имеет сан иерея и может проводить богослужения.

Клобук Патриарха Никона. Многие древние святители и современные Московские Патриархи носят белые клобуки

Некоторые русские святители древности носили белые клобуки. Иконография изображает в таких клобуках святых митрополитов Петра, Алексия, Иону, Филиппа. Патриарх, как монах, также носит клобук.

Он сохранил свою древнюю форму и представляет собой сферический колпак, обтянутый белым кукулем. На вершине патриаршего клобука (на маковце) стал поставляться крест, лобная сторона клобука украшалась иконами, в концах кукуля золотым шитьем изображались херувимы или серафимы.

Современный монашеский клобук. Изготавливается из чёрной материи, представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра

В наше время монашеский клобук представляет собой твёрдую камилавку в форме цилиндра. Он слегка расширен кверху и обтянут черным крепом. Он нисходит на спину и имеет в виде завершения три длинных конца.

Такой креп в обиходе называется наметка (или кукуль). Это символическое значение монашеских покрывал происходит от слов апостола Павла, который говорит: «Мы же, будучи сынами дня, да трезвимся, облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения» (1 Фес. 5, 8).

Для частого чтения Иисусовой молитвы монашествующие имеют чётки

Все монашествующие носят чётки. Они им необходимы для того, чтобы отсчитывать количество молитв при частом чтении Иисусовой молитвы. Они ещё имеют название вервица, лествица, листовка.

В наше время четки представляют собой замкнутую нить, состоящую из ста «зерен». Они разделены между собой по десяткам «зернами» более крупных размеров, чем рядовые. Используя четки, монах не отвлекается во время молитвы.

Православные чётки. Православные чётки – это обязательный атрибут монашеского одеяния. Они позволяют вести счёт молитвам не отвлекаясь

Таинственно-символическое значение чёток выражают такие образы, как «лестница спасения», «меч духовный», они символизируют собой непрестанную молитву, занятие которой заповедовал христианам апостол Павел, говоря: непрестанно молитесь (1 Фес. 5; 17).

В старину на Руси четки имели форму замкнутой лесенки. Она состоит не из «зерен», а из деревянных брусочков, которые обшиты кожей или же материей. Такая «лестовка» (лестница) духовно означает лестницу «спасения», меч «духовный» являют образ непрестанной (вечной) молитвы (кругообразная нить – символ вечности).

Как называется рубашка священника, зависит от той конфессии, к которой он принадлежит

В православии все иереи – монахи, при этом они имеют право совершать богослужение. При этом стоит отметить, что как таковой рубашки священника у них нет. Все священники и монахи носят подрясник.

Монах запрещается его снимать даже во сне. Что же касается рубашки священника, то как самостоятельная одежда она известна у протестантских пасторов. Протестантизм очень упростил униформу священничества, убрал из нее все лишнее, но сохранил ключевой символический элемент.

Это специальный воротничок белого или чёрно-белого цвета, так называемый «ошейник раба», а также рубака пастора – колоратка. Первый говорит о то, что его носитель – раб Божий, воторая же символизирует одежды священника.

Протестантский священник в колоратке. Рубашка священника – это атрибут протестантских священников. В православии монашествующие священники и белое духовенство её не носят.

Монашеское одеяние в православии для монашеских степеней установлено разное

Костюм православного монаха отличается в зависимости от той степени монашества, к которой он принадлежит. Под степенями православного монашества понимают те этапы, которые православные монахи и монахини должны пройти в своей жизни в монастыре.

Так как монашеские обеты в православии, принимаемые человеком, влекут за собой пожизненную обязанность их исполнения перед Богом. Именно поэтому они не могут быть дать легкомысленно и степени монашества возрастают от простого к сложному.

В некоторых монастырях РПЦ насчитывается до 6 ступеней подготовки к ангельскому образу.

Русская Православная Церковь имеет традицию, согласно которой после того, как поступающий в монастырь прошёл послушнический искус (испытания) может стать монахом и в дальнейшем пройти три степени монашества.

Эти степени различаются количеством даваемых перед Богом обетов, а также различными аскетическими правилами поведения и послушания. Кроме того, они носят разные монашеские одеяния.

Постриг в иноки в Валаамском монастыре. Здесь существует своя традиция, согласно которой первый постриг совершается в инока, который с рясой надевает уже клобук

Во время монашеского пострига постригающийся в монахи приносит обет отречения от мира и ему даётся новое имя. Оно избирается в честь того святого, который становится покровителем постригаемого. Стоит при этом отметить, что в некоторых монастырях уставы предусматривают до шести ступеней подготовки к ангельскому образу. Первые три из них следующие:

  1. Трудник или трудница. Это человек, проживающий в монастыре и работающий в нём «во славу Божью. Цели принятия монашества они не имеют, поэтому одеяние монашествующих не носят, но должны на территории монастыря находиться в простой, скромной одежде.
  2. Послушник или послушница. Это трудник, прошедший послушания в монастыре. Он получает благословение на ношение подрясника и скуфейки. Женщины могут носить черный платок, который закрывает лоб. Имя у трудника остаётся мирское, если же трудник – семинарист или приходской пономарь, то он принимается в монастырь в чине послушника.
  3. Рясофорный послушник или же послушница. Для этой степени монашества даётся благословение носить следующие иноческие одежды: ряса, камилавка или иногда клобук, чётки, для женщин – скуфья и апостольник.

Одежда православных монахинь повторяет одежду монахов

Одежда православных монахинь весьма походит на одежду монахов, с соответствующими особенностями. Среди их основных элементов можно назвать:

  1. Параман – небольшой плат (платок), на нем изображен восьмиконечный православный крест. Его носят на теле, под одеждой так, что он покрывает спину.
  2. Подрясник.
  3. Ряса.
  4. Мантия.
  5. Клобук.

Монахини-схимницы носят еще куколь (это капюшон, который полностью укрывает голову и лицо монахини) и аналав (это накидка со словами молитвы).

Великая схима – самая высокая степень монашества

Ионический постриг – ещё одна степень монашества. В этом случае инок или инокиня как при крещении символически постригают волос и их нарекают в честь нового имени того или иного святого. Он становится их небесным покровителем. Их благословляют носить рясу, камилавку или клобук или же чётки.

Постригаясь в великую схизму, православный монах получает благословение носить аналав и куколь вместо клобука

Отдельно необходимо сказать о схиме. Дело в том, что она в православии называется ангельским образом, малым или же великим. Происходит это слово от греческого τό σχῆμα (shēma) и означает вид, образ, фигуру и т.д.

В этом случае имеется в виду то обстоятельство, что постригающиеся в малую или великую схиму приобретают вид или образ ангела, поскольку умирают для мира ради единения с Богом. Они как бы становятся бесплотными ангельскими «схемами» или образами.

При пострижении в малую схиму монах или монахиня получает благословение носить: срачницу (власяница), подрясник, тапочки, параманный крест, четки, пояс или иногда кожаный ремень, ряса, клобук, мантия, апостольник.

Великая схима или великий ангельский образ – последний монашеский чин. При обретении великой схимы схимник, схимонах или схимница, схимонахиня избирают имя нового небесного покровителя и получают благословение носить аналав и куколь, вместо клобука.

Как называется иное монашеское и богослужебное облачение можно узнать из соответствующей специальной литературы.

Приближается праздник Хэллоуин, когда оживает вся сказочная нечисть. Эти развлечения не в славянских традициях. Но молодёжь уже давно подхватила идею оживить серую атмосферу слякотной осени – и вот уже тематические вечеринки устраивают не только клубы, но и друзья приглашают «принарядиться» и повеселиться.

Виды костюмов монашки на хэллоуин, которые можно сделать

Один из самых интересных образов для девушек – монашка. Это настолько востребованный персонаж, что придуманы многие варианты костюмов. В ночь на 1 ноября можно примерить образ:

  1. Монашки – обычный, классический наряд, состоящий из чёрного балахона до пят, массивного креста, молитвенника в руках и туфель на низком каблуке.
  2. Порочной монашки – чёрное кожаное боди, высокие сапоги или чёрные ботфорты, чулки (можно в сеточку), на голове – монашеский кокошник. Как вариант, можно надеть облегающий чёрный комбинезон (если сохранился от моды прошлых лет — латексный) либо чёрные кожаные брюки и чёрное бюстье.
  3. Монашки-зомби – чёрный рваный балахон, местами в грязи, спутанные волосы, в которых застряли веточки, хвоя и листики, зеленоватый тон лица, вокруг глаз — синяки, кровь на манжетах, шрамы разных частей тела, характерный отсутствующий взгляд (с помощью белых линз).
  4. Монашки-вампирши – наряд такой же, что и у зомби, но добавляются штрихи в виде окровавленных вставных клыков и осинового креста, прикреплённого в области сердца, или свинцовой пули у виска.
  5. Сумасшедшей монашки — образ создаётся так же, как и предыдущий. Все атрибуты традиционны, но собрано всё в беспорядке: головной убор перекошен, платье разорвано, крест окровавлен. Главное здесь нанести правильный макияж, а для закрепления пугающего эффекта возьмите линзы – белые или красные.
  6. Монашки-няшки – наряд для девушек, желающих оставаться красивыми и милыми. Обычно наряжаются как любая добропорядочная монахиня, но платье надевают узкое, по фигуре, с разрезом или декольте. Либо чёрное расклешённое мини-платье с огромным белым воротником. Белоснежные манжеты, чётки, чуть подбеленное лицо с красиво подкрашенными глазами завершат образ.
  7. Готической монахини – девушки-готессы могут ничего не придумывать, их повседневный стиль отвечает всем канонам этого костюма. Для других следует надеть чёрное облегающее платье мини с чёрными чулками, на которые выше колена нашиты кресты. Хорошо, если в платье широкие рукава или рукава-клёш. Голову увенчает чёрная повязка для волос. Обувь – чёрные туфли на каблуке. Аксессуары – массивный крест на цепочке, длинные перчатки.
  8. Белой монахини – считается самым пугающим и экстравагантным из всех видов «святош». Создаётся аналогично классическому костюму, но все детали белого цвета. Макияж тоже: наложите на лицо абсолютно белый тон, губы накрасьте белым или чёрным, густо обведите чёрным глаза.

Как сделать самый простой костюм своими руками?

Для создания костюма монашки основой послужит широкий балахон, который полностью скроет фигуру. Сшить его сможет любая девушка, даже не имеющая швейной машины. Для шитья нам понадобятся следующие материалы и приспособления:

  • Чёрная ткань;
  • Белая ткань;
  • Иголка;
  • Чёрные нитки;
  • Ножницы.

Перед началом работы требуется приобрести ткань. Чтобы рассчитать необходимое количество, измерим предполагаемую длину от самой высокой точки плеча до пола, полученную цифру умножим на два и приплюсуем длину головного убора, который может быть от полуметра до пят.

Шьём балахон

Белого материала потребуется немного, только для повязки, минимально 20 см ширина – объём головы плюс 3–5 см на припуски швов и погрешность. Если ткани будет больше необходимого количества, повязка сворачивается в несколько слоёв. Она станет плотнее, а головной убор за счёт неё будет смотреться лучше. При желании можно заняться манжетами и манишкой или воротником. Имея материал, приступим к пошиву костюма:

  • от цельного куска ткани отрежем двойную длину платья, оставшуюся часть оставим для капора;
  • ткань для платья разложим на горизонтальной поверхности, сложив её наизнанку по длине вдвое, а затем по ширине (получится заготовка из 4 слоёв ткани);
  • вырежем и обработаем проём для головы;
  • наметим желаемую ширину рукава (а он действительно должен быть широким) и ширину балахона понизу;
  • проведём две прямые – от начала рукава к середине изделия и от низа к горловине;
  • немного скруглим место соединения двух прямых, плавно переходя от одной к другой;
  • вырежем и сметаем наше платье;
  • после первой примерки приступим к сшиванию передней и задней частей;
  • прокладываем строчку на швейной машинке или сшиваем вручную швом «вперёд иголку» (или «назад иголку»);
  • замётываем низ балахона, примеряем, подшиваем;
  • отглаживаем платье, вешаем в шкаф до праздника.

Важно! Под балахон наденьте белую водолазку, она поможет создать чистый и непорочный образ средневековой монахини.

Готовим к празднику головной убор

  • Отрезаем необходимую длину по окружности головы с припусками на швы;
  • складываем белую ткань в 2–4 раза;
  • соединяем её сзади любым способом (сшиваем, сажаем на «липучку» или закрытые английские булавки);
  • подгибаем (подшиваем или приклеиваем с помощью клеевой ленты) остатки чёрной ткани по всему периметру;
  • надеваем на голову белую повязку, сверху накидываем чёрную ткань;
  • при желании – зафиксируем в нескольких местах лёгкими незаметными стежками.

Необходимые дополнения – туфли, чулки, крест, молитвенник. Какими они будут, зависит от желаемого образа. Главное, что обувь должна быть чёрного цвета. Для некоторых образов будет уместно нанести готовые шрамы и раны.

Добавляем «правильный» макияж

Макияж в создании образа – это половина успеха. Лицо обычно выбеливается в разной степени, в зависимости от желаемого результата.

  1. Хотите быть обычной средневековой монахиней – наложите тон чуть светлее натурального, нанесите нежный румянец, а глаза выделите тушью, сделайте акцент на них. Этот макияж с минимумом косметики.
  2. Если наряжаетесь вампиршей – больше белого тона, не забудьте клыки, красные линзы для глаз, или же просто выделите их красным или чёрным.
  3. Зомби – бледная кожа с белыми глазами, серыми кругами под ними, тёмные тени скульптурируют скулы, нос и виски до впалых, неживых линий. Либо с помощью фиолетовых теней и красного карандаша, нанесённого по нижнему веку, создаются воспалённые глаза. На шею можно нанести штриховку в виде следов от верёвки или изобразить раны, кровь.
  4. Сексапильная монашка – это прежде всего многократно усиленный вечерний макияж. Густо накрашенные глаза с накладными ресницами, использование большого количества теней, страз, яркой помады. Без этого получить целостный образ соблазнительницы не получится.

Как сделать наряд монашки для девочки?

Для ребёнка нет других вариантов, кроме как создать образ обычной монахини. Эротика, зомби, вампиры – всё это не для детских нарядов. Длинное чёрное свободное платье, накрахмаленный головной убор, белоснежные манжеты, скромный крест – вот то, что уместно для детского карнавального костюма.

Грим должен быть обязательно. Немного выбелите лицо, выделите тушью глаза, нанесите лёгкий румянец. Образ должен получиться кротким и невинным.

Подпишитесь на наши Социальные сети

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *