Голутвинский монастырь в коломне

Богоявленский Старо-Голутвин мужской православный монастырь основан в 1385 (1374?) году Сергием Радонежским и князем Дмитрием Донским рядом с Коломной (они же рядом основали Богородице-Рождественский Бобренев монастырь). Тогда же был построен белокаменный храм Богоявления Господня. В 1480 году монастырь посещал Иван III перед «стоянием на Угре», в XVI веке здесь бывал Иван IV. В 1780 году монастырь был окружен кирпичной оградой с башнями, а в начале XIX века его территория расширена. Сейчас архитектурный ансамбль монастыря представляет из себя постройки XVIII-XX веков (храмы XIV-XV веков существенно перестроены). На территории монастыря действует семинария, комплекс зданий которой построены в 2012 году на месте фруктового сада.
Фото кликабельны, с географическими координатами и привязкой к яндекс-карте, 07.2014г.
1. Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь с высоты птичьего полета (автор и время фото неизвестно)

2. Схема Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря (с сайта http://sobory.ru/)
1- Собор Богоявления Господня (начало XVIIIв., на месте храма XIVв.); 2- Церковь свт. Сергия Радонежского (XVв., перестроена в 1828-1832гг.); 3- Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в надвратной колокольне) (конец XVIIIв.); 4- Часовня надкладезная; 5- Церковь Трех Святителей (Василия Великого, Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста) (2012г.); 6- Западный корпус (XIX в.); 7- Восточный корпус (начало XIX в.); 8- Трапезный корпус (XXI в.); 9- Монастырская постройка; 10- Монастырская постройка; 11- Стены и башни ограды (1780г., XIXв.); 12- Настоятельский корпус (начало XIXв.); 13- Комплекс построек Коломенской духовной семинарии (2008-2012 гг.); 14- Ворота ограды; 15- Памятник Сергию Радонежскому; 16- Хозяйственные постройки; 17- Новая ограда (XXI в.)
3. Схема Коломенской православной духовной семинарии, располагающаяся на территории монастыря

4. Стенд с историей Коломенской православной духовной семинарии

5. Чтобы добраться до Старо-Голутвина монастыря со стороны центра Коломны, нужно переехать через железнодорожные пути у станции Голутвин

6. Западная башня монастыря, псевдоготика. Архитектор Матвей Федорович Казаков спроектировал 6 подобных башен и кирпичную ограду в 1780 году, когда по повелению Екатерины II обновлял Коломну

7. Северо-западная башня, также творение Казакова

8. Надвратная колокольня с церковью Введения Пресвятой Богородицы во Храм (конец XVIIIв.) и восточный корпус (начало XIX века)
9. Трехъярусная колокольня над Святыми воротами сооружена в конце XVIIIв. в стиле зрелого классицизма. Верхний ярус был перестроен после 1845 г. Здание построено из кирпича, колонны и карнизы белокаменные. Над проездом ворот находится помещение Введенской церкви. Кирпичный двухэтажный корпус построен в начале XIXв. вплотную к колокольне. За колокольней видна башня с надкладезной часовней (сливается с северо-восточной башней)
10. Собор Богоявления Господня (начало XVIIIв., на месте храма XIVв.) и церковь святого Сергия Радонежского (XVв., перестроена в 1828-1832гг.)

11. Собор Богоявления Господня — кирпичный, облицованный белым камнем храм начала XVIIIв. уходящий своей историей в конец XIV в. После пожара 1718 года, уничтожившего предшественника, был существенно перестороен. В начале XIX в. существенно реконструирован. Первый белокаменный храм был построен на этом месте в конце XIVв., сразу после основания монастыря, его основание и сейчас сохранилось в подклете существующей постройки
12. он же
13. Церковь святого Сергия Радонежского (XVв., перестроена в 1828-1832гг.). Церковь заложена во второй четверти XVв., в 1570-х гг. уже была каменной и ветхой. Неоднократно перестраивалась. Последний раз церковь была перестроена в 1828-1833гг. в стиле ампир с использованием кладки предшествующего здания. Кирпичный оштукатуренный храм поставлен на подклет и завершается нарядным световым барабаном. В подклете сохранились остатки стен старой трапезной палаты.
14. Памятник Сергию Радонежскому — основателю монастыря. Слева видна Надкладезная часовня в уже отреставрированном (точнее — отремонтированном) виде. Под башней находится источник преподобного Сергия, который и дал ей название. Спроектирована также Казаковым в 1780 году. По центру видна северо-восточная башня Казакова. Справа — башня в романском стиле начала XIX века
15. Семинаристки 🙂
16. Западный и восточный корпуса (начало XIX в.), видна северо-западная башня
17. Восстановление стены и башен Казакова, за старой оградой семинария
18. Восстановление одной из шести башен Казакова

20. Восточная башня Казакова и башня в романском стиле начала XIX века. В первой половине XIX века игумен Самуил решил огородить территорию фруктового сада, что к югу от монастыря, дополнительной стеной. Была возведена ограда с четырьмя башнями в романском стиле. Территория монастыря расширилась: до этого обитель имела прямоугольную ограду, теперь же с южной стороны была достроена стена, образующая треугольник. Сейчас на месте фруктового сада расположена семинария
21. Башни Казакова 1780 гг. и башни Самуила начала XIX века. Справа видна старая ограда Казакова, за которой находится расширенная Самуилом территория с современной семинарией
22. Слева направо: церковь Трех Святителей (Василия Великого, Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста), новодел 2012г., собор Богоявления Господня, колокольня над Святыми воротами с Введенчиской церковью, башня с Надкладезной часовней
23.Пасека и башня Самуила со стенами начала XIX века
24. Восточный корпус и церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы в надвратной колокольне
25. Северо-западная башня
Ещё монастыри:
Казанский Воскресенский Ново-Иерусалимский мужской монастырь (Архиерейская дача)
Богородице-Рождественский Бобренев монастырь, Коломна
Троицкий Рождества Богородицы Оптин женский монастырь, Болхов
Воскресенский Ново-Иерусалимский монастырь, г. Истра
Саввино-Сторожевский монастырь, Звенигород
Спасо-Бородинский женский монастырь
Можайский Лужецкий Ферапонтов мужской монастырь
Николо-Угрешский монастырь, Дзержинский
Успения Пресвятой Богородицы Шаровкин монастырь, Калужская обл.

Донской монастырь, Москва
Свято-Пафнутиев Боровский монастырь
Спасо-Евфимиев мужской монастырь, Суздаль
Достопримечательности на интерактивной карте…

В одном из красивейших уголков Коломны – в месте слияния рек Москвы и Оки расположен Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь. История названия «Голутвин» имеет несколько трактовок. Вот как описывает монастырь крупный историк и археограф XVIII столетия Герард Фридрих Миллер, посетивший его в 1778 году: «Все тамошние места вешняя вода почти до монастыря понимает, отчего везде голой песок и травы мало, а в старину сказывают, был там густой лес, в котором до состроения монастыря жили разбойники, и от того произошло имя Голутвин, а имянно от голудбы, то есть сонмища людей голых, не токмо ничего собственного не имеющих, но и в нужнейшем одеянии претерпевающих недостаток». Как считают современные специалисты в области топонимики, «голутва» — вырубка, поляна в лесу. Так когда-то, еще до основания монастыря, называлось место, где он позднее был основан. Значит, в древности по правому берегу Москвы-реки, недалеко от ее устья шумел лес. И в этом лесу после рубки деревьев появилась поляна. Именно благодаря этой-то вырубке, на которой позднее вырос монастырь, местность получила свое название, закрепившееся за обителью.

Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Согласно сообщению Софийской второй летописи, монастырь был основан в 1374 году. Эта дата встречается и в трудах некоторых современных исследователей. Однако большинство авторов отдают предпочтение другой дате, которую принимают за дату основания монастыря — 1385 год. Сложилась целая литературная традиция, восходящая к знаменитому житию прп. Сергия Радонежского, написанному Епифанием Премудрым, указывающая, что монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобнымГригорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. — наиболее вероятная дата его основания. В рукописи Троице-Сергиевой Лавры говорится, что Голутвинский Богоявленский монастырь, связанный с победой над Мамаем, был основан в 1385 году на устье реки Москвы близ Коломны. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена. Поставление его во игумена совершал, скорее всего, епископ Коломенский Герасим, в присутствии самого преподобного Сергия, который вручил преподобному Григорию свой игуменский жезл из черного дуба, который благоговейно сохранялся в обители до самого ее закрытия в 20-х годах нашего столетия. Опись монастырской ризницы первой половины XVI в. донесла до нас сведения о ризах преподобного Сергия и аналойном кресте его, пожертвованных им в новую обитель.

Предание утверждает, чтопреподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма -Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения — фундамент и цокольная часть — сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название:»камушки Преподобного».

Шли годы, созидалась обитель, умножались ее насельники. Подвижническая жизнь братии, духовный авторитет монастыря и слава его основателей привлекали множество благотворителей, среди которых были и великие князья, и церковные иерархи, боярство и купечество, посадские и простой люд. Примерно во второй четверти XV столетиябыла построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.

Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря — в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.

В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.

В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.

XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители.С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т.е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф.М. Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.

В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.

В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот Бобренево-Голутвин монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын) , с которым перешло еще шесть человек братии. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроилколокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостиницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Иеромонахом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела,достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуилаигумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века. При нем в 1833 году митрополитом Московским и Коломенским Филаретом (Дроздовым) совершено освящение новопостроенного храма. При игумене Назарии в праздничные дни монастырь кормил до 1000 паломников, бедных и нуждающихся. При монастыре было открыто училище для детей окрестных крестьян на 90 учеников.
За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в1912-13 гг., когда его настоятелем был назначенОптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плеханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.
Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии.
В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.
В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая — кузница, в соборе — склад, в Сергиевской церкви — спортзал.
В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал ив Старо-Голутвине монастыре. В этом году монастырь был передан Московской епархии.
18 декабря 1994 года состоялосьофициальное его открытие. Божественную литургию совершилМитрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.
С 1995 г. в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию.
Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностьюотреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии).
16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (+3 мая 1937).
В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б.В. Громова Богоявленский соборполностью восстановлен и 15 мая освященчином великого освящения правящим архиереемМитрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.
В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства – 2012 год).
В настоящее время архитектурный ансамбль монастыря включает в себя:
1. Богоявленский собор первой половины XVIII века. В подклете собора доныне сохранилось основание первого храма и ступени, по которым ступал преподобный Сергий Радонежский, названные в народе «камушками Преподобного».
2. Храм прп. Сергия Радонежского с приделами свт. Николая Чудотворца и прп. Григория Голутвинского, с примыкающим к нему настоятельским корпусом постройки XVI-XIX веков.
3. Введенский надвратный храм с колокольней и примыкающим к нему восточным корпусом (бывшим братским) – постройки XIX века.
4. Западный корпус (бывшая гостиница) постройки XIX века.
5. Уникальную ограду с готическими башнями архитектора Ф.М.Казакова, постройки конца XVIII века.
6. Хозяйственные постройки (бывшие: квасоварня, солодовенный омшенник, каретный сарай, конный двор, овин).

Настоятели святой обители
Богоявленского Старо-Голутвина мужского монастыря

игумен Варлаам (Горбунов)
с 2007г.

игумен Григорий (Щелкунов)
2001-2007 гг.

игумен Кирилл (Федотов)
1994-2001 гг.

Мiръ Россия Московская область Коломна Старо-Голутвин монастырь

Идёт загрузка карты…

Старо-Голутвин монастырь — православный мужской монастырь в Московской области. Основан во второй половине XIV века. Был закрыт в конце 1920-х гг., возвращен Церкви в 1993. При монастыре действует гостиница.

История

Основание монастыря относится к XIV веку, но точная дата неизвестна. Монастырь был основан по велению св. благоверного князя Димитрия Донского преподобным Сергием Радонежским и его учеником преподобным Григорием. Большинство же исторических источников связывает основание монастыря с обетом, данным св. благоверным князем Димитрием Донским перед Куликовской битвой, поэтому 1385 г. — наиболее вероятная дата его основания. Димитрий Донской сам выбрал место для монастыря и просил преподобного Сергия прийти благословить его. Авва Сергий, как всегда, пешком пришел в Коломну, благословил место, выбранное для обители и храм в честь Богоявления Господня. Икону Богоявления, в киоте и серебряной ризе с богатыми золотыми украшениями великий князь пожертвовал монастырю из своей моленной. Он просил преподобного Сергия, чтобы тот благословил одного из своих учеников быть настоятелем будущей обители. Выбор аввы Сергия пал на священноинока святой и добродетельной жизни Григория, который и был вскоре возведен в сан игумена.

Предание утверждает, что преподобный Сергий сам лично участвовал в закладке, строительстве и освящении первого монастырского храма — Богоявленского собора. До сего дня остатки этого сооружения — фундамент и цокольная часть — сберегаются в подклете второго уже Богоявленского собора, воздвигнутого над ними в XVII веке, и носят в народе название: «камушки Преподобного».

Примерно во второй четверти XV столетия была построена каменная теплая на высоком подклете церковь во имя святого основателя монастыря — преподобного Сергия Радонежского. При ней устроена братская трапезная с хлебодарней. Широкое строительство и содержание монастыря обеспечивалось большими земельными владениями. В середине XVI в. Голутвину принадлежало 49 сел, деревень и иных селений. Причем, владения его распространялись не только в Коломенском уезде. Он имел каменные подворья как в Коломне, так и в Москве, где на рубеже XV-XVI вв. упоминается Голутвина слобода, давшая название современным Московским 1-му, 2-му и 3-му Голутвинским переулкам.

Особое сокровище составляла библиотека Голутвина монастыря — в ней насчитывалось 123 книги; это огромное число, учитывая, что все они были рукописными и многие на драгоценном пергаменте.

В XVII столетие Голутвин монастырь вступил самой богатой и влиятельной обителью Коломенской округи. Не случайно на земском соборе 1613 г. избравшем на царство Михаила Феодоровича Романова, горожан Коломны представлял именно настоятель Голутвина монастыря игумен Авраамий.

В 1654 году монастырь посетило посольство Антиохийского Патриарха Макария. Об этом посещении кратко упомянул в своих дневниках секретарь посольства архидиакон Павел Алеппский.

XVIII век стал временем крутого поворота в судьбе древней Обители. С 1707 г. в монастыре учреждена архимандрия, т.е. все настоятели с этого времени получали высокий сан архимандрита. Росло благосостояние монастыря. Взамен древнего и ветхого возводится новый Богоявленский собор, строится монастырская ограда и колокольня. В 1764 г. произошла секуляризация церковных земель, лишившая монастырь экономической самостоятельности. По утвержденным Синодом монастырским штатам монастырь был отнесен ко II-му классу, что было достаточно высоко и сохраняло за его настоятелем сан архимандрита. В 1775 г. монастырь посетила императрица Екатерина Великая, приславшая затем в Коломну придворного архитектора Ф.М. Казакова, который и спроектировал монастырскую ограду с башнями в псевдоготическом стиле.

В 1799 г. по церковной жизни Коломны был нанесен жесточайший удар: была упразднена Коломенская епархия, а архиерей был переведен в Тулу на вдовствующую кафедру. Вслед за ним выехали Семинария и Консистория, и в опустевший комплекс архиерейского дома, расположенного на соборной площади Коломенского кремля, дабы избежать его разрушения или превращения в казармы, была переведена братия Голутвина монастыря, принесшая с собой свое название, и монастырь по главному храму стал называться Свято-Троицкий Ново-Голутвин. Покинутый монастырь пустовал несколько лет, постепенно ветшая и разрушаясь. В одном из его храмов совершал службы приходской священник.

В связи с этим митрополит Московский и Коломенский Платон (Левшин) принимает решение о возрождении обители, для чего объединяет его с Богородице-Рождественским Бобреневым монастырем с тем, чтобы его содержание осуществлялось за счет Бобреневских угодий, и в этот Бобренево-Голутвин монастырь назначается строителем иеромонах Пешношского монастыря Самуил (Колесницын), с которым перешло еще шесть человек братии. При нем перекрыт Богоявленский собор, вызолочен иконостас, укреплены и расписаны его стены. Он достроил колокольню, устроив во втором ее ярусе надвратную церковь Введения во храм Богородицы. Начато строительство келейных корпусов и гостиницы, каменной оградой с башнями обнесен монастырский сад. Иеромонахом Самуилом начата капитальная перестройка зимнего теплого Сергиевского храма, к которому, помимо существующего Никольского придела, достраивается придел в честь Тихвинской иконы Божией матери. Заканчивал строительство и отделку храма приемник Самуила игумен Назарий, который, как и Самуил, является подвижником благочестия XIX века.

За периодами возрождения и расцвета шли полосы упадка. Последний всплеск духовного возрождения монастырь пережил в 1912-13 гг., когда его настоятелем был назначен Оптинский старец схиархимандрит Варсонофий (Плиханков), который, проведя в этой должности всего лишь один год, сумел не только исправить нестроения в духовной жизни обители, утвердить ее братию на пути ко спасению, но и за счет пожертвований благотворителей и духовных чад привести в порядок монастырские постройки, кельи и гостиницу. В апреле 1913 г. он умер, но даже за столь короткое время его успели так полюбить, что на проводы (старца погребли в Оптиной) пришла почти вся Коломна.

Когда в 1929 г. Голутвинских монахов гнали на озерскую железнодорожную ветку, чтобы там посадить в вагоны и отправить в ссылку, на муки и смерть, вместе с ними изгонялась и жизнь из древних стен. После закрытия в монастырских помещениях находились артиллерийские склады, а в 1933 году обитель была переоборудована под общежития рабочих Коломзавода, вербованных в Татарии.

В 1947 г. было разрушено гульбище Богоявленского собора, пострадала монастырская ограда.

В 1986 г. комплекс зданий монастыря был передан Центру Социальных Инициатив «Отечество», занимавшемся подростковой работой, который пытался приспособить их для своих нужд. В зданиях конюшенного двора разместился столярный цех, каретного сарая — кузница, в соборе — склад, в Сергиевской церкви — спортзал.

В 1993 г. Коломну посетил Святейший Патриарх, который побывал и в Старо-Голутвине монастыре. В этом году монастырь был передан Московской епархии.

18 декабря 1994 года состоялось официальное его открытие. Божественную литургию совершил Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий.

С 1995 г. в монастыре разместилось Московское епархиальное духовное училище, в 1996 г. преобразованное в Коломенскую духовную семинарию.

Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии).

16 мая 2006 года были обретены и перенесены в обитель святые мощи священноисповедника святителя Феодосия (Ганицкого), епископа Коломенского (+3 мая 1937).

В 2007 году чаянием Губернатора Московской области Б.В. Громова Богоявленский собор полностью восстановлен и 15 мая освящен чином великого освящения правящим архиереем Митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием.

В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства – 2012 год).

Современное состояние

Возрождение обители продолжается. В настоящее время полностью отреставрирован храм преподобного Сергия с примыкающим настоятельским корпусом, восстановлена колокольня с надвратной Введенской церковью, западный и восточный братские корпуса, которые используются для нужд расположенной в стенах обители Коломенской Духовной семинарии (эти здания в 2010 году переданы монастырем по договору в безвозмездное пользование семинарии).

В настоящее время на территории бывшего монастырского сада ведется широкомасштабное строительство нового комплекса Коломенской Духовной семинарии с домовым храмом в честь трех святителей (срок окончания строительства – 2012 год).

Храмы

Храмы:

  • Собор Богоявления Господня
  • Церковь преп. Сергия Радонежского
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в надвратной колокольне)
  • Церковь Трех Святителей (Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста)

Часовня:

  • Часовня надкладезная

Святыни

  • В храме прп. Сергия Радонежского, в алтаре на престоле находятся два мощевика в виде ангелов, в одном из которых

часть Честного Животворящего Креста Спасителя, в другом – часть Тернового Венца.

  • В Богоявленском соборе находятся мощи священноисповедника Феодосия, епископа Коломенского.
  • В подклете Богоявленского собора — могила первого игумена монастыря св. прп. Григория Голутвинского, ученика самого прп. Сергия Радонежского.
  • Также в храме прп. Сергия Радонежского находятся четыре мощевика с частицами мощей святых угодников.

В Введенском надвратном храме – частицы мощей:

свт. Филарета митрополита Московского,

свт. Игнатия (Брянчанинова) Кавказского,

свт. Луки (Войно-Ясенецкого) Крымского,

свщмч. Лукиана Печерского,

прпп. 12 старцев Оптинских,

прпп. Александры и Марфы Дивеевских,

новомучеников:

свщмч. Фаддея (Успенского) Тверского,

свщмч. Константина Богородского,

мчч. Александра и Феодора

и частицы гробов:

прпмцц. вел. кн. Елисаветы и инокини Варвары,

блж. Матроны Московской.

Престольные праздники

  • Собор Богоявления Господня — 19 января
  • Церковь преп. Сергия Радонежского — 8 октября
  • Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы (в надвратной колокольне) — 4 декабря
  • Церковь Трех Святителей (Василия Великого, Иоанна Богослова и Иоанна Златоуста) — 30 января

Фото

  • Собор Богоявления Господня

  • Церковь преп. Сергия Радонежского

  • Коломенская семинария

Видео

Как добраться

Адрес: Россия, Московская область, Коломенский район, г. Коломна, ул. Голутвинская, д. 11

Богоявленский Старо-Голутвин мужской монастырь расположен в подмосковной Коломне. Расстояние от Москвы около 100 км.

Из Москвы можно доехать электропоездом с Казанского вокзала или от станций метро «Выхино» и «Авиамоторная», станция назначения — Голутвин. Нужно выбирать электропоезд, следующий до Голутвина (большинство) или до Рязани; интервал между электропоездами обычно менее часа. От станции Голутвин можно пройти пешком по ходу электрички около 2 км по шоссе справа от железной дороги.

Либо проехать 2 остановки на автобусах, отправляющихся в сторону Щурова (район Коломны) до остановки «Бочманово». Автобусы отходят от автовокзала, который находится рядом с железнодорожной станцией. Выйдя на остановке «Бочманово», перед мостом через Оку следует повернуть налево и пройти несколько сот метров до монастыря.

Автомобилем добираться из Москвы по Новорязанскому шоссе около 100 км. Коломну не объезжать, а ехать по городу. Перед мостом через Оку повернуть налево, как описано выше.

Паломнику

Старо-Голутвин монастырь приглашает православных паломников принять участие в монастырских богослужениях, поклониться святыням, познакомиться с древней историей монастыря и его духовным наследием.

Богоявленский Старо-Голутвин монастырь приобрел новый комфортабельный автобус. Дальние поездки будут совершаться на этом автобусе (группа от 30 человек)

Братья и сестры!

При записи в паломническую поездку необходимо указать:

На сентябрь месяц возможно состоиться поездка в Грузию.

Дата

Маршрут

Стоимость

2 — 4

августа

(воскресенье

вторник)

Отъезд от монастыря

в 22:30

Дивногорье

с. Костомарово

Спасский женский монастырь

(пещерный храм XII век)

святой источник (купальня)

Свято-Успенский Дивногорский мужской монастырь

г. Воронеж

Кафедральный собор

мощи свт. Митрофана Воронежского

г. Задонск

Задонский

Свято-Тихоновский Преображенский женский монастырь

мощи свт. Тихона Задонского

святой источник (купальня)*

При себе иметь паспорт

4500р.+в стоимость входит проживание +питания отдельно

20 — 22

августа

(четверг

суббота)

Отъезд от монастыря

в 7:30

остров Столбный

Нило-Столбенская пустынь

мощи прп. Нила Столбенского

При себе иметь паспорт

6 800 р.

питание в дороге оплачивается отдельно

в стоимость

путёвки входит:

проживание,

экскурсия,

питание на острове

( ужин + обед)

августа

(суббота)

Отъезд от монастыря

в 7:30

Свято-Троицкая Сергиева Лавра

мощи прп. Сергия Радонежского и других святых

(святой источник)

Покровский Хотьков монастырь

мощи прпп. Кирилла и Марии Радонежских

1400 р.

(экскурсия по Лавре входит в стоимость поездки)

31 августа —

11 сентября

(понедельник

пятница)

Отъезд от монастыря 31.08 в 7:30

Отдых в Крыму на море

п. Новофёдоровка

(проживание)

г. Симферополь

Свято-Троицкий монастырь

мощи свт. Луки

Собор Святых апп. Петра и Павла

чудотворная икона

свт. Николая

Александро-Невский собор

мощи свт. Гурия

г. Евпатория

Николаевский собор

Ильинская церковь

г. Севастополь

Инкерманский

Свято-Климентовский монастырь

Пещерные храмы:

свт. Мартина Исповедника

св. ап. сщмч. Климента

Заповедник «Херсонес Таврический»

Владимирский собор

часовня на месте крещения

св. равноап. кн. Владимира

Челтер-Коба пещерный монастырь

святой источник в честь вмч. Феодора Стратилата

(купальня)

размещение в гостинице в 2-х, 3-х местных номерах

При себе иметь паспорт.

27 000 р.

питание в дороге оплачивается отдельно

в стоимость путёвки входит:

в сутки 3-х разовое питание( в дни поездок 2-х разовое)

( завтрак, ужин), проживание, паломнические поездки

14 — 25

Сентября

(понедельник-

пятница)

Отъезд от монастыря 14.09.20 в 7:30

Отдых в Крыму на море

п. Новофёдоровка

(проживание)

г. Симферополь

Свято-Троицкий монастырь

мощи свт. Луки

Собор Святых

апп. Петра и Павла

чудотворная икона

свт. Николая

Александро-Невский собор

мощи свт. Гурия

г. Евпатория

Николаевский собор

Ильинская церковь

г. Севастополь

Инкерманский

Свято-Климентовский монастырь

Пещерные храмы:

свт. Мартина Исповедника

св. ап. сщмч. Климента

Заповедник «Херсонес Таврический»

Владимирский собор

часовня на месте крещения

св. равноап. кн. Владимира

Челтер-Коба пещерный монастырь

святой источник в честь вмч.Феодора Стратилата (купальня)

размещение в гостинице в 2-х, 3-х местных номерах

При себе иметь паспорт.

26 000 р.

питание в дороге оплачивается отдельно

в стоимость путёвки входит:

в сутки 3-х разовое питание( в дни поездок 2-х разовое)

( завтрак, ужин), проживание, паломнические поездки

* — в плане паломничесих поездок могут быть изменения
Контактные телефоны:

8-916-963-16-92 с 12:00 до 16:00 ( кроме выходных)

8-916-787-97-97 с 8:00 — 22:00 ( без выходных)

Описание места

Старобрненский монастырь расположен в исторической части чешского города Брно.Монастырь принадлежит ордену августинцев, его еще называют Августинским аббатством Святого Томаша. Здесь похоронены. основавшая этот монастырь, чешская королева Элишка Рыкса и моравский гетман Йиндржих из Липе, умершие в первой половине XIV века.
Через некоторое время на территории монастыря были построены костел Вознесения Девы Марии и госпиталь. Первоначально монастырь был построен в готическом стиле, однако в первой половине XVIII века все строения монастыря были перестроены в стиле барокко. Исключением является лишь костел, сохранивший первоначальный облик.Монастырь в начале принадлежал ордену цистерианок, однако в 1782 году был упразднен, а через год в этом же месте был открыт как мужской монастырь ордена августинцев, которым и является, по сей день.
Монастырь находится на площади, названной в честь выдающегося ученого Грегора Иоганна Менделя. В конце XIX века будущий основоположник генетики являлся аббатом этого монастыря. В настоящее на территории монастыря открыт Музей Менделя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *