Горицы Вологодская область монастырь

Всего в шести километрах от великолепного Кирилло-Белозерского монастыря, по другую сторону горы Мауры, на берегу Шексны раскинулся Горицкий монастырь. Сегодня эта обитель только возрождается силами живущих здесь монахинь, поэтому большая часть монастыря находится в запустении. Но удивительная история этого места, и его послушниц делает Горицкий монастырь одним из наиболее интересных для посещения туристических и паломнических поездок.

Мы приехали в Горицкий монастырь на машине, катаясь по окестностям с частным гидом. Стоит отметить, что деревня около монастыря необычайно живописна, ухженная и даже дороги практически идеально почищены.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Около входа в монастырь висит табличка об условиях фотографирования, правда, я не нашла ни одной коробочки.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

К нас сразу пристал местный «несчастный», но гид рассказала, что он много лет всем врет о том, что нужны деньги на похороны матери, а сам все пропивает. Мы такое не поощряем, да и Бог с ним! Идем в монастырь и слушаем рассказ.

Немного истории монастыря

История Горицкого монастыря началась во времена правления Ивана Грозного. Его основательницей стала княгиня Ефросинья Старицкая. Она была далеко не последней женщиной в государстве, но и не первой (а ведь так хотелось). Будучи по мужу близкой родственницей царской семьи, дети княгини имели полное право претендовать на трон, если вдруг царь Иоанн III умрет бездетным. И как же ей было досадно, когда у царской четы все-таки появился долгожданный наследник. Вот эта женская зависть и предопределила всю жизнь княгини Старицкой. Она устраивала тайные заговоры с целью сначала занять трон после Иоанна III, а затем и вовсе свергнуть наследника Иоанна IV, который вступил на престол, еще в трехлетнем возрасте, и власть фактически принадлежала приближенным опекунам – боярским кланам.

В 1544 году княгиня Ефросинья после очередной опалы основывает монастырь. Место выбрано не случайно, ведь совсем рядышком был Кирилло-Белозерский монастырь, который был под покровительством царской семьи. На месте небольшой деревянной Воскресенской церквушки поставили каменный храм, что и стало началом истории монастыря, который еще называют Воскресенский Горицкий монастырь.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Княгиня Старицкая всячески опекала обитель, как будто предвидела, что здесь будет доживать свой век. И правда в 1563 году, после доноса о заговоре с участием княгини Старицкой и ее семьи, ей пришлось искать прибежище в монастыре, где она приняла постриг и стала игуменьей Евдокией. Стоит отметить, что деятельная натура княгини давала о себе знать. В монастыре она развернула бурную деятельность, превращая обитель в довольно прибыльное хозяйство. Сама игуменья умела искусно вышивать, что подтолкнуло развитие этого ремесла в регионе.
Вместе с княгиней Старицкой в монахини постриглись и ее ближайшие родственницы, что и предопределило роль монастыря, он впоследствии стал местом изгнания неугодных или провинившихся жен знатных фамилий.

Через шесть лет казнили князя Владимира (сына Старицкой), обвинив его в еще одном заговоре против царя. Была ли замешана княгиня? Кто знает, но скорее всего да, так как посадить сына на трон была ее главной мечтой. На этот раз Ефросинье Старицкой не удалось избежать смерти – ее вместе с невесткой утопили в Шексне, загнав туда упряжку лошадей, а приближенных ей послушниц расстреляли.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Смерть княгини породила много легенд, а ее мощи стали одними из наиболее почитаемых монастырских реликвий. И по сей день в Горицкий монастырь приезжают женщины, мечтающие узнать радость материнства, и княгиня Ефросинья помогает им, так как сама была неистовой матерью, для которой вся ее жизнь была в ее сыне.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Неугодные жены «синей бороды»

Несмотря на то, что здесь в Горицком монастыре обитала его опальная родственница, Иван Грозный не забывал жертвовать сюда немалые суммы. Вообще этот деспотичный и суровый правитель был очень набожным, и на монастыри жертвовал довольно щедро. Но, кроме щедрой жертвы царь сюда отправил и свою ставшую неугодной четвертую жену – Анну Колтовскую.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Вообще у царя их было восемь (ну прям Синяя Борода), и с каждой что-то случалось. Первая – умерла, и как доказали историки, была отравлена. Вторую, царь то ли сам уморил, то ли тоже умерла после болезни. Чтобы выбрать третью жену Иван Грозный устроил смотрины, но новая супруга не пережила и медового месяца. А вот больше трех аз по православным канонам жениться нельзя, и для того чтобы взять себе четвертую жену пришлось царю клясться, что не успел он стать полноценным супругом последней жене. В общем, в порядке исключения, дали Ивану Грозному такое разрешение.

Но Анна Колтовская, которая также стала «победительницей» царских смотрин, была барышней любвеобильной, и завела себе любовника, некого князя Ромодановского. Чтобы влюбленные могли встречаться, предприимчивый князь, переодевался в женскую одежду и проходил к царице. Но вот незадача, приглянулась и царю новая «девка», и приказал он доставить ее к себе. Вот тут- то и все открылось. Князя казнили, царицу сослали в Горицкий монастырь, а царь… а что царь — начал подыскивать себе новую жену. Кстати, всех последующих жен, церковь не признавала, на что Иван Грозный не больно то и обращал внимания, но именно это и привело к черной странице истории – периоду Смуты. Ведь царевич Дмитрий, рожденный от последней жены Марии Нагой (кстати, тоже сосланной в Горицкий монастырь, правда уже после смерти царя) был в глазах церкви незаконнорожденный. А старший сын Ивана Грозного Федор, страдал слабоумием, и на этой почве разгорелась нешуточная борьба.

Другие женщины Горицкого монастыря

Жила в этом монастыре и Ксения Годунова. Дочь приближенного к царю советника, который затем стал царем, она была одной из самых красивых и образованных девушек своего времени. Ей в мужья сватались многие иностранные принцы, и отец долго выбирал, пока не выбрал датского принца Иоанна. Но жених умер незадолго до свадьбы. А в скором времени случился очередной переворот, и Бориса Годунова со всей семьей казнили. В живых осталась только Ксения, так как приглянулась «новому» царю, который вошел в историю как Лжедмитрий. Почти пол года царевна пробыла у него в наложницах, пока не скинули Гришку (настоящее имя проходимца). Царевна Ксения приняла постриг в Горицком монастыре, под именем инокини Ольги.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Да, Горицкий монастырь может назвать многих представительниц известных фамилий, которым по своей или не по своей воле пришлось жить в монастыре. Это княгиня Черкасская, которая стала жертвой опалы уже у царя Бориса Годунова, княгиня Милославская и многие другие. Здесь провела несколько лет Екатерина Долгорукая – неудавшаяся невеста. Только представить себе судьбу этой девочки, сначала против воли ее обручают с малолетним царевичем Петром II, и даже оговаривалось, что после его смерти она станет императрицей. Но свадьба не состоялась и Екатерину отправили в монастырь. Правда после прихода к власти императрицы Елизаветы, ее освободили, и снова выдали замуж, не спрашивая ее согласия, но такова уж судьба у дворянских дочек.

Судьба монастыря

Что же до монастыря, то судьба его также незавидна, как и его насельниц. Не раз стены обители разрушались и монастырь сжигали и разоряли войска, пришедшие в эти земли. Но, все же монастырь всякий раз восстанавливали – ведь негоже дворянкам жить в руинах. После церковной реформы, которая отбирала монастырские земли в пользу государства, монастырь лишился богатых угодий, и жил лишь за счет пожертвований и помощи Кирилло-Белозерского монастыря.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Возрождение монастыря началось после 1810 года, когда настоятельницей стала игуменья Маврикия. Много сделала она для монастыря, возродила хозяйство, да и делами благочестивыми прославилась. Даже ездила на прием к императору Александру.

А вот после прихода Советской власти монастырь и вовсе был упразднен. Кстати, перед приходом большевиков матушке Карелии, которая на то время была настоятельницей Горицкого монастыря пришла сама Ефросинья Старицкая и предупредила, о грядущих бедах. Монахини спрятали все добро и разошлись, осталось лишь несколько послушниц, которые не захотели покидать обитель. Судьба их незавидна, после страшных пыток, и всех утопили в Шексне (история повторилась как при Иване Грозном).

Легенды о монахине

После войны здесь открыли Дом инвалидов. Сюда привозили самых тяжелых, таких которые остались без рук и без ног. Местные жители называли их самоварами. В теплое время года выносили их на одеялах на берег реки и укладывали в так называемый «лежачий хор», и давали они концерты приезжающим сюда на пародах туристам. А вечером всех обратно уносили. Но вот случилась оказия и одного инвалида забыли на берегу. Дело было в мае, и ночи еще совсем холодные. Замерз бы и вовсе, но пришла молодая монахиня и подоткнула одеяло. А через несколько минут прибежала и санитарка, которая проснулась от того, что ее толкнула все та же монахиня и погрозила пальчиком.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

И еще один случай известен. Жила в Горицах доярка Глаша, которая не отличалась добродетелью. И вот пришла Глаша к стенам монастырским на свиданку, и вдруг видит женщину в монашеской рясе, которая сурово качает головой. Так Глашку проняло видение, что с тех пор стала прилежной женой. А женщину в монашеской рясе не раз видели вот такие же беспутные девки – это призрак монахини Марии, которая когда-то согрешила и забеременела. Ребенок родился мертвым, а монахиня умерла после родов, с тех пор ее дух наставляет на путь истинный всех вот таких же заблудших, как и она сама.

Вновь зазвучали молитвы в этих стенах уже после 1991 года. Восстановили Троицкий собор, который построен еще по указке Марии Нагой на моголах убитых Иваном Грозным монахинь и Дмитриевская церковь (в память об ее рано умершем сыне), а также Воскресенская церковь с которой и начиналась обитель. Но есть еще и полуразрушенные здания, которые требуют немедленного ремонта, хотя живут в ни монахини, которым не привыкать к суровым лишениям.

Монахиню из легенд мы не встретили, зато к нам пристали все местные кошки, валялись в ногах, выпрашивая еду.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Кстати, на территории монастыря до сих пор сохранились жилые дома.

Горицкий монастырь

Горицкий монастырь

Удивительное место, сохранившее свою удивительную историю, во многих женских именах, известным на всю матушку-Русь.

Адрес: Вологодская область, Кирилловский р-н. село Горицы


Воскресенский Горицкий монастырь в настоящее время. Обозрение церквей и других зданий.

а) Посреди монастыря на крутом возвышении стоит величественный каменный холодный двухэтажный собор во имя Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Устроен этот храм в 1549 году иждивением удельнаго Белозерскаго князя Андрея Старицкаго и супруги его Евфросинии, во инокинях Евдокии. Он пятиглавый, покрыт на четыре ската железом, о шести приделах, из коих пять приделов находятся в верхнем этаже и один в нижнем. С северной стороны к храму примыкает каменное глухое крыльцо, с котораго и начинается вход во храм деревянною лестницею с двумя площадками. С южной стороны к храму пристроена большая каменная палата для ризницы. Как паперть с каменным крыльцом, так и ризничная палата пристроены при игуменьи Маврикии (1810-1855 гг.). Своды паперти утверждены на большой каменной колонне; отсюда две больших арки открывают вход во храм Воскресения Христова и Смоленской Божией Матери, а с северной стороны вход в приделы Св. Великом. Екатерины и Димитрия Царевича. В храме устроены небольшия хоры. Главный алтарь храма трехчастный, выдается в восточную сторону тремя полукружиями. Иконостас главнаго алтаря четырехъярусный, столярной работы с 12 колонками и резьбою вызолоченною в приличных местах. Царския врата также столярной работы с четырьмя небольшими колонками.

Иконы сего иконостаса замечательны по своему древнему происхождению и богатому убранству. Особенно обращают на себя внимание иконы нижняго яруса, имеющия по 1 1/2 арш. длины и 1 1/4 ар. ширины. Так, замечательна икона по правую сторону царских врат Воскресения Христова, с изображением на ней же сошествия Господа во ад и Вознесения Его на небо. Риза на ней шита по фольге жемчугом, а сияния золотом. Далее икона Господа Вседержителя с сребропозлащенным венцом, с 20-ю разноцветными камешками средней величины; риза шита по разным материям мелким жемчугом с разноцветными мелкими ка-мешками, фон шит золотом. По левую сторону царских врат икона Божией Матери Одигитрии и рядом Тольгской Божией Матери. Ризы на этих иконах также шиты золотом и шолком и унизаны мелким жемчугом. Далее замечательна икона по своему древнему происхождению и особо религиозно благоговейному поклонению насельницы обители Св. Велик. Екатерины, с изображением ея страданий, эта икона, по преданию, дар царя Иоанна Грознаго. Вообще, все эти вышеуказанныя древния иконы составляют ценность в археологическом отношении и служат предметом особаго поклонения не только насельниц обители, но и всех посетителей храма. Во втором ярусе иконостаса на восьми иконах изображены все дванадесятые праздники; и в третьем над царскими вратами икона Господа Вседержителя, по правую сторону которой икона Божией Матери и Архангела Михаила; по левую Иоанна Предтечи и Архангела Гавриила, а по сторонам их иконы Св. Апостолов. В четвертом ярусе над царскими вратами икона Божией Матери с Предвечным Младенцем на престоле, а по сторонам иконы св. пророков. Выше, посредине иконостаса, Коронование Божией Матери, а над нею в резном золоченом сиянии резной же больших размеров Господь Саваоф.

Стены и колонны храма украшены множеством различных икон, из коих по своей древности и особому почитанию могут быть указаны следующия: 1. Икона Божией Матери Одигитрии, находящаяся за правым клиросом, на колонне. 2. Воскресения Христова с двунадесятными праздниками, в серебряной ризе. 3. Икона Неопалимыя Купины, также в серебряной ризе — все эти иконы дар полковницы Балан. 4. Икона Тихвинской Божией Матери с изображением монастыря, с неугасимою пред ней лампадою. 5. На северной стене замечательна икона Св. Николая Чудотворца, в серебряной ризе, также сооруженной сестрами монастыря. 6. На южной стене икона Воскресения Христова, вокруг которой размещены финифтяныя изображения дванадесятых праздников. Икона эта считается очень древнею, большаго размера, в бронзовой раме за стеклом. 7. На той же стене икона св. Крестителя Господня Иоанна во весь рост, 2 арш. вышины, риза и оклад на ней серебряные, фон вышит золотом, серебром и шолком. Икона эта считается чудотворною. Также замечательно по своей древности тканое изображение несения креста Симоном Киринейским, находящееся по левую сторону горняго места Воскресенскаго олтаря. Прочия иконы позднейшаго времяни и большею частою писаны сестрами монастыря.

Придел прел. Кирилла Белозерскаго

В южной части главнаго олтаря Воскресения Христова помещается придел в честь преп. Кирилла Белозерскаго. Олтарь имеет вид полукружия со сводами. Иконостас полукруглый, двухъярусный, с двумя колонками столярной работы, с вызолоченною резьбою. Царския врата глухия с позолотою; на них имеются интересныя резныя изображения Божией Матери и Архангела Гавриила.

Придел по имя Св. Великомученицы Екатерины и Димитрия Царевича

На северо-восточной стороне Воскресенскаго храма находятся два придела во имя Св. Великомученицы Екатерины и Димитрия Царевича. Оба эти придела устроены повелением и на иждивение Благоверной царицы Марии Феодоровны, во инокинях Марфы, матери Царевича Димитрия. Об этом свидетельствует и надпись на стене придела, на особой дщице, где читаем: «Церковь Великомученицы Екатерины и Царевича Димитрия Московскаго и колокольня каменная строены по приказанию Благоверной царицы и инокини Марфы Феодоровны; матери Царевича Димитрия Углицкаго, Чудотворца Кириллова монастыря Матфием в лето 7119. Освящен олтарь Господа нашего Иисуса Христа Варлаамом Митрополитом Ростовским и Белозерским; в храме Св. муч. Царевича Димитрия при державе Государя Царя и Великаго Князя Михаила Феодоровича всея России и при святейшем Филарете, Патриархе Московском и всея России. Освятил тоя церковь Кириллова монастыря игумен Савватий со священниками и диаконами Кирилловскими и Горицкими лета 7128 мая 1 день».
Оба придела устроены по одной линии и в олтарях разделяются деревянною перегородкою. Иконостас утвержден на брусьях; самой простой топорной работы, местами позолоченный. Полы кирпичные неровные, а также и жертвенники в обоих олтарях кирпичные. Местный образ Царевича Димитрия, по преданию, прислан самой матерью Царевича, царицей инокиней Марфой; также замечателен по своей древности местный образ св. вел. Екатерины с изображением ея страданий. В приделе Царевича Димитрия, в олтаре, на горнем месте имеется старинный чудотворный образ Тихвинской Божией Матери. Этот образ в недавнее время сам собою начал постепенно поновляться и особенно заметно изменился во время сильной грозы, так что в настоящее время он является как бы сейчас написанным.

Придел в честь Божией Матери Смоленской

С северной стороны Воскресенскаго храма примыкает к последнему придел в честь Божией Матери Смоленской. Этот придел устроен на месте прежде бывшей теплой церкви, при игумений Маврикии с помощию живущей здесь инокини Аркадии Клементьевой, дочери надворнаго Советника. Иконостас здесь столярной работы, одноярусный, с шестью колонками, на коих утверждена круглая сень, заканчивающаяся вверху куполообразно деревянными вызолоченными дугами, а на самом верху последних изображен Дух Святый в виде голубя, в резном золоченом сиянии. На сени вызолоченными буквами имеется надпись «Достойно есть величати тя Богородице…» Местныя иконы Спасителя и Божией Матери украшены серебряными ризами — дар монахини Агнии Клементьевой. Все стены и своды придела украшены прекрасною настенною живописью, трудами самих сестер обители. В этом приделе имеются две особо чтимыя чудотворныя иконы: Смоленской Божией Матери и Святителя Николая Чудотворца. Первая из них помещается над царскими вратами, на особом шнуре для опускания, окруженная облаком и сиянием серебряными. Эта икона прежде находилась в деревянной часовне, на месте нынешняго Троицкаго храма. От неизвестной причины часовня эта сгорела, а икона Смоленской Божией Матери среди пламени осталась невредимою, только лишь на оборотной стороне остались следы от огня, в виде нескольких прожженных углублений и закоптелости. Это чудесное спасение иконы от огня случилось в пятницу пред Ильиным днем (20 июля), и потому с тех пор ежегодно в «Ильинскую пятницу» отправляется торжественное церковное богослужение и крестный ход вокруг монастыря. Размер иконы около двух четв. аршина.
Второй образ Святителя Николая такого же размера, что и Смоленской Божией Матери; он находится на особом аналое, по правую сторону царских врат. Об этом образе сохранились следующие предания. Прежде он принадлежал некоему Белозерскому помещику, человеку очень религиозному и набожному, питавшему большую веру к св. Николаю. Отправляя раз на войну со шведами своего единственнаго сына, человек этот благословил его иконою Св. Николая, заповедав ему усердно молиться сему угоднику Божию. И действительно, угодник Божий Святитель Николай защитил его от вражеских пуль и избавил от смерти: он, несмотря на опасность своего положения в боях, когда ежеминутно грозила ему смерть, видимо, охраняем был невидимою силою и возвратился домой невредимым. Вскоре после сего близкая родственница сего помещика с малолетнею дочерью поступила в Горицкий монастырь, которая и принесла с собою сию св. икону Святителя Николая. Она все время жила в столовой, где помещался и образ Святителя. Однажды случился пожар в поварне, угрожавший большой опасностью всему монастырю. Тогда сестры монастыря взяли икону св. Николая, принесли на место пожара и только лишь начали с усердием и слезами призывать Святителя на помощь, как пожар тотчас прекратился. После сего чудеснаго события образ перенесли в летний храм и поставили рядом с иконою Смоленской Божией Матери. На нем имеется серебряная риза, сооруженная Игумениею Маврикиею. Обе эти иконы к зиме переносятся в теплый Троицкий храм. В большой каменной арке, отделяющей Смоленский придел от Воскресенскаго собора, только еще в недавнее время как-то случайно открыли темное помещение, где, предполагают, в прежнее время, по всей вероятности, была заключена одна из царских узниц. Вход туда начинается с вышки со сводов, но можно предполагать, что прежде вход сделан был прямо из церкви, но потом закладен, заштукатурен и покрыт настенною живописью.

Придел во имя преп. Кирилла Новоезерскаго

В нижнем этаже Вознесенскаго храма устроена церковь во имя преподобнаго Кирилла Новоезерскаго и при ней небольшая паперть с северной стороны. Церковь и паперть с каменными сводами, укрепленными посредине на небольшом каменном четырехгранном столбе. Олтарь расположен у восточной прямолинейной стены, окруженный со всех сторон круглым одноярусным иконостасом, с двухсторонними окнами и двенадцатью колонками, поддерживающими карниз. В средине царских врат, в большом круглом клейме, изображено крещение Господне. Св. изображения на иконах иконостаса написаны с обеих сторон. Этот иконостас сооружен иждивением инокинь сей обители Феофании Готовцевой и Александры Бердяевой. Св. иконы писаны сестрами монастыря. Здесь за левым клиросом помещается особочтимая икона Божией Матери, т.н. «Неувядаемый цвет», пред которою горит неугасимая лампада и читают непрестанно Псалтирь. Сохранилось предание, что в 1812 году, пред нашествием Наполеона, появились слезки из очес сей Царицы Небесной, которыя одна благочестивая старица собрала на ватку и от которых потом получались исцеления. После сего усердием сестер сооружена была фольговая риза на нее, сделана приличная рамка со стеклом и возжена неугасимая лампада.
К сей церкви с южной стороны примыкает трапеза, почему и церковь называется трапезною. В столовой также имеется несколько особочтимых икон, из коих считается чудотворною икона Святителя Николая, во весь рост, с чудесами; она имеет 1 1/2 арш. вышины, в серебряной ризе; пред нею горит неугасимая лампада и ежедневно, по окончании вечерняго правила, читается акафист Святителю. Другая икона недавно чудесным образом поновившаяся, Господа Вседержителя, с изображениями на ней Царевича Димитрия и Вел. Екатерины, а ниже на одной стороне Кирилл Новоезерский и Кирилл Белозерский, а на другой преп. Ферапонт и Мартиниан Белозерские. Вышина образа 1 1/2 арш., ширина 1 аршин.
б) Троицкий собор
Вблизи Воскресенскаго летняго собора, с восточной стороны, имеется второй величественный теплый храм в честь св. Троицы. Храм этот каменный трехпрестольный, устроен усердием и иждивением игумений Маврикии Ходневой и сестер обители в 1821 году, на месте погребения царских узниц, княгини-инокини Евдокии и Александры, где прежде была деревянная часовня.
Храм устроен в виде продолговатого квадрата с выдающимися полукружиями в восточную и западную стороны, немного пониженными. С южной и северной стороны храма устроены фронтоны, поддерживаемыя четырьмя полуколоннами. Над полукружиями деревянные карнизы поддерживаются шестнадцатью каменными круглыми колоннами. Храм покрыт на четыре ската железом по деревянным стропилам. Над ним возвышается большой котлообразный купол, над которым возвышается шейка, с фальшивыми окнами, окруженная десятью колонками, а на них малый котлообразный купол с небольшой главкою и железным крестом.
Вход во храм с западной стороны и начинается с каменнаго обширнаго крыльца, ведущий в полукруглую небольшую паперть; последняя отделяется от храма капитальною стеною с створчатыми дверями. Внутренний вид храма в виде квадрата с полукружием на восточную сторону; деревянный оштукатуренный потолок храма поддерживается двенадцатью деревянными, обшитыми железом, круглыми колоннами, коими поддерживаются также и большие хоры, устроенные вдоль северной, южной и западной стен, с двумя на них приделами, во имя Божией Матери Владимирской — на южной стороне и Всех Святых — на северной.
Олтарь полукружием отделяется от храма капитальною стеною с большим пролетом, в котором помещается иконостас. Иконостас устроен также полукружием, вдавшимся в олтарь, одноярусный с резьбою, позолоченною на полимент. Верхний карниз поддерживают восемь круглых колонн, окрашенных синеватою краскою, тело иконостаса окрашено в сиреневый цвет. Царския врата столярной работы, створчатыя, украшены позолоченною резьбою; в средине в большом круглом клейме изображено Благовещение Божией Матери, в серебряной ризе, украшенной разноцветными камешками. Над царскими вратами в облаках и сиянии изображен резьбою Дух Святый в виде голубя. Выше, в полукружии, в большом размере имеется изображение Тайной вечери, а над нею, в круглом клейме, окруженном сиянием, икона Воскресения Господня.
Местныя иконы Господа Вседержителя, окруженнаго ангелами, и Божией Матери «Скорбящей» в серебряных ризах за стеклом, имеют 2 1/2 арш. высоты. Риза на иконе Спасителя с сребропозлащенным венцом и державою, украшенными разноцветными камешками, имеет весу 30 ф. 82 зол., а на иконе Божией Матери — 31 ф. 18 зол.; обе эти ризы пожертвованы в 1866 год С.-Петербургскою купчихою Анною Елисеевой. Далее на южной стороне икона Св. Троицы, а на северной — Св. Вел. Екатерины, Варвары и Димитрия Царевича. На обеих этих иконах имеются также серебряныя ризы, из коих одна весит 1 п. 1 фун. 18 зол., а другая — 1 п. 2 ф. 32 зол. Обе эти ризы — дар московской купчихи Наталии Соколовой.
Кроме сего, могут быть упомянуты еще следующия иконы, находящияся в разных местах Троицкаго храма. Так, замечательна икона, находящаяся на восточной арке, по одной линии с иконостасом, снятие со креста Господа нашего Иисуса Христа, имеющая 2 1/2 ар. высоты. На южной стене икона Иверской Божией Матери — дар Кириллова монастыря архимандрита Иннокентия, перемещенного потом в Валдайский Иверский монастырь. Икона эта имеет 1 1/2 ар. высоты, помещена в простой деревянной раме, по усердию сестер горит пред нею неугасимая лампада. На колонне, по правую сторону, икона Тихвинской Божией Матери, в сребропозлащенной ризе и особом резном киоте. Вообще все стены и колонны храма украшены множеством различных икон, из коих, кроме вышеупомянутых, многия отличаются как по богатству убранства и украшений, так и по особому почитанию их.

Придел во имя Владимирской Божией Матери

На южной стороне храма, на хорах, устроен придел во имя Владимирской Божией Матери; этот придел сооружен в 1821 году иждивением монахинь Арсении и Асенефы Клементьевых. Иконостас здесь одноярусный с тремя фронтонами, поддерживаемыми шестью колонками, украшен приличною резьбою, вызолоченною на полимент. Св. иконы писаны самими сестрами монастыря. В средине царских врат в круглом клейме изображено поклонение волхвов, царския врата из резных узких брусков, разветвленных в виде древа.

Придел во имя Всех Святых

Этот придел находится на северной стороне храма, на хорах. Он устроен в том же году иждивением монахини Феофании Готовцей. Иконостас такой же, что и в приделе Владимирской Божией Матери; царския врата состоят из сияния, устроеннаго вокруг клейма, находящагося в средине врат, с изображением Сретения Господня. Иконы также своего письма. Здесь же, в Троицком храме, возле северной стены, за левым клиросом, находится деревянная гробница, на месте погребения царских узниц, утопленных в реке Шексне; на ней на особой дщице имеется надпись: «Здесь покоются Великия Княгини: 1. Евфросиния, во иночестве Евдокия. 2. Иулиания, во иночестве Александра. 1569 Октября 15. Сии инокини, по воле Царя Иоанна Васильевича Грознаго, утоплены были в реке Шексне, которая протекает близ Горицкаго монастыря. Именитыя утопленницы плыли против воды и были взяты и погребены с подобающею честию, как царския особы». Здесь же, вероятно, погребены и удельная княгиня инокиня Мария, и игумения Анна, утопленныя вместе с означенными инокинями. Возле южной стены храма, против праваго клироса, погребено тело схиигумении Марии (Ходневой), ктиторши сего храма и первой виновницы возобновления обители. Над могилой лежит мраморная плита с надписью и с западной стороны большой деревянный живописный крест с Голгофою. Здесь, как и над утопленницами, часто совершаются панихиды, и нередко по вере получаются исцеления.
в) Покровская церковь
Церковь во имя Покрова Божией Матери каменная, теплая, двухэтажная; она находится в ограде с восточной стороны монастыря, среди каменнаго корпуса. Построена и освящена в 1832 году иждивением княжны Хованской, в схиме Параскевы. С западной стороны храм выдается небольшим полукружием, покрыт на два ската железом, с небольшим посредине куполом и главою с железным крестом. Вход во храм с северной стороны, который ведет сначала в паперть, устроенную полукружием и отделенную от храма капитальною стеною. В потолке храма, посредине, большой квадратный просвет в верхний этаж, обнесенный перилами. Иконостас здесь двухъярусный четырехугольный с прямыми линиями. По правую сторону царских врат помещается образ Нерукотвореннаго Спаса, в серебряной ризе за стеклом; образ этот почитается чудотворным и его выносят в крестный ход по особо важным или каким-либо несчастным случаям. При нем в небольшом серебряном ковчежце хранится часть ризы Господней. Образ сей принадлежал схимонахине Параскеве Хованской. По левую сторону царских врат икона Покрова Божией Матери, также в серебряной ризе. Кроме упомянутых икон, имеется здесь еще местночтимая икона Всемилостиваго Спаса и св. велик. Пантелеймона, присланная с Афона.

Придел во имя Иоанна Предтечи и Архангела Михаила

В верхнем этаже Покровского храма имеются два придела во имя св.: Иоанна Предтечи и Архангела Михаила. Оба эти придела устроены в 1851 году иждивением монахини Калерии Стриневской. Они находятся в одной линии и ничем между собою не разделяются. Вход сюда прежде был с наружной стороны, но в 1866 году заменен новым, который начинается из паперти Покровской церкви. Иконостас одноярусный прямолинейный, с позолоченою в приличных местах резьбою. Иконы писаны самими сестрами монастыря. При церкви устроены помещения, приспособленныя для престарелых и немощных сестер с больницею, почему и церковь называется больничною.

Колокольня

Колокольня каменная; она устроена в 1611 году иждивением благоверной царицы инокини Марфы и находится в одной связи с летним Воскресенским храмом, над которым и возвышается в виде квадратной башни, с четырьмя просветами для колоколов. Купол осьмигранный, в котором утвержден невысокий шпиль с железным крестом. Вход на колокольню начинается из крыльца храма; на колокольне имеется 9 различной величины колоколов; самый большой из них имеет весу 199 п. 2 ф.; второй колокол весит 70 п. 30 ф., третий 32 п. 9 ф., прочие колокола малые, начиная с 5 пуд. и кончая 36-фунтовыми.

Святыни монастыря

Кроме указанных в своем месте местночтимых чудотворных св. икон, главную святыню монастыря составляют частицы св. мощей разных угодников Божиих. Так, в Троицком храме, в особом стеклянном футляре, устроенном на гробнице княгинь-утопленниц, в небольших серебряных крестиках и особых медальенчиках хранятся частицы св. мощей, именно:
1. Небольшой серебряный ларчик, с изображением на верхней крышке возстания Спасителя из гроба, в коем помещается часть от камня Гроба Господня.
2. Небольшой серебряный крест, с изображением на нем распятаго Господа, с частицами св. мощей, мученика Прокопия и мученицы Евфимии.
3. Такой же серебряный крест, имеющий 2 1/2 вершков длины с частицами древа Креста Господня, Григория Богослова, преподобныя матери Марии, праведнаго Лазаря, великомученицы Варвары, мученика Христофора, преп. Антония Великаго, преп. Пимена, врача Печерскаго Алексия, человека Божия и др.
4. Небольшой серебряный крест с отлитым распятием с частицами: ризы Господней, мощей святых: Иоанна Многострадальнаго, великом, Пантелеймона, святителя Никиты Переяславскаго, князя Феодора, преп. Ефрема Сирина, Феодосия Тотемскаго, Германа Казанскаго.
5. Сребропозлащенный крест с распятием на лицевой стороне, в коем помещаются части св. мощей: св. Дионисия Ареопагита, Антония и Феодосия Печерских, Иоанна Воина, Мученика Исидора, Прокопия Устюжскаго, Никиты Переяславскаго и мученика Сергия.
6. Небольшой серебряный медальенчик с изображением на лицевой стороне преп, Феодосия Тотемскаго, в нем в четырех помещениях имеются четыре части св. мощей неизвестных святых.
7. Сребропозлащенный небольшой крестик с частицами св. мощей святителей Ионы и Филиппа Московских, Иоанна Милостиваго, Иоанна Новаго и Митрополита Киевскаго Михаила.
8. Здесь же в особой сребропозлащенной дщице помещено 20 частиц св. мощей разных святых, поименованных на самой дщице.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *