Города византии

Из глубины веков » Древние тексты » Словарь терминов Авесты

Словарь терминов Авесты

Авеста — собрание священных книг зороастрийской религии на авестийском языке.

Аграэрата — иранский воин из рода Нару, убитый Франхрасьяном.

Анахита — постоянный эпитет богини Ардви, означающий буквально (если это не заимствование), «незапятнанная, чистая» и ставший одним из имён этой богини.

Анхра-Манью — дословно, «Злой Дух», противник Ахура-Мазды, враг Истины и всего благого в мире.

Апам-Напат — букв. «Внук Вод» предполагают, что под этим иносказательным обозначением скрывалось у древних иранцев индоиранское божество Варуна.

Арамайти-Спэнта — см. Спэнта-Армайти.

Арватаспа — отец Виштаспы, покровителя Заратуштры.

Арианам-Вайджа — мифическая прародина древних ариев на реке Вахви-Датия («Добрая, благая Датия»), дословно, вероятно, «простор ариев» или «арийский размах». В основе могут лежать воспоминания об одной из долин Памиро — Гиндукушского региона, может быть, Алайской или Ваханской.

Арии, арийцы, — индоиранские племена, называвшие себя «арья». Во 2-ом тысячелетии до нашей эры часть их (индоарии) двинулась в Индию, а оставшиеся в Восточной Европе, Средней и Центральной Азии образовали различные иранские народности, скифы, мидяне, персы, саки и др.

Арнавак — одна из сестёр Иимы, захваченная драконом АжиДахакой и освобожденная Трайтаоной (в «Шахнаме», Эрневаз, захваченная Зохаком и освобожденная Феридуном).

Арэджатаспа — иноверец, враг Виштаспы, возможно, один из вождей народа хьяона (см.).

Арэзошамана — отважный воин, убитый иранским героем Кэрсаспой.

Асабана — название туранского рода, выходцами из которого были воины Кара и Вара.

Асмо-Хванва — имя одного из первых приверженцев Заратуштры (буквально, его имя означает примерно «Небо-солнечный»).

Астват-Эрэта — букв. «Воплотивший Истину» так зовут первого из трёх грядущих Спасителей, явление которого предсказывается в конце «Гимна Хварно».

Атвия, Атвья — имя отца Трайтаона (Атбин в «Шахнаме»).

Ахтья, Ахтия — злой колдун, убивавший всех, кто не мог угадать его загадки. Молодой туранец Иойшта отгадал все его загадки, задал свои загадки колдуну и, когда тот не угадал их, убил его.

Ахуна-Варья, Ахунвар — название самой священной молитвы зороастрийцев, начинающейся словами «Как наилучший Господь…» и имеющей для зороастрийцев то же значение, что и «Отче наш» для христиан или первая сура Корана для: приверженцев ислама.

Ахура — владыка, господин; родовое название одной из групп индоиранских божеств, враждебных даэва — дэвам; также сокращение от Ахура-Мазда.

Ахура-Мазда — верховное божество зороастризма, букв. при мерно «Господь Мудрость» (более поздняя форма этого имени Ормазд).

Аша — см. Истина.

Ашавазда — имена двух иранских воинов: сына Порудахшти и сына Саюждри.

Аши — богиня судьбы и счастья (Фортуна), которой посвящен семнадцатый ящт.

Аштаарвант — иноверец, противник Виштаспы.

Баври — страна, в которой правил трехголовый дракон Ажи-Дахака, убитый Трайтаоной. Название это иногда неудачно объясняется как Вавилон, но его лучше понимать просто как «страна бобра», «бобровая».

Барсман (а) — ритуальный пучок прутьев, который держит в руке священнослужитель во время литургии (из ветвей тамариска или, у современных зороастрийцев, из металлической проволоки).

Бессмертие — авест. Амэрэтат, один из Святых Бессмертных (см.).

Благая Мысль — авест. Воху-Мана, один из Бессмертных Святых.

Богатство — авест. Парэнди, богиня изобилия, сопутствующая Аши.

Бушйаста — см. Леность.

Ваиу — божество ветра ( и смерти).

Вандарманиш — иноверец, брат Арэджатаспы, противник царя Виштаспы.

Вара — туранский воин из рода Асабана.

Варидкана — чтение этого имени предположительно, значение неизвестно.

Варна — страна, в которой правили иноземные правители и жили приверженцы Лжи и Зла, враждебные учению Заратуштры. Можно толковать это слово и не как название страны, а как обозначение греха похоти и любострастия.

Ваэсака — туранский воин, сыновья которого были побеждены иранским героем Туса в Канхе.

Вер а — авест. Даэна (илиДаэна-маздаясна), божество правильной, зороастрийской религии, вместе с богиней Аши-сестра Митры.

Ветер — авест. Вата, божество ветра, приносящее дождевые тучи.

Вивахвант — отец Иимы, он был первым из людей, приготовившим хаому.

Виспатарва — отец одного из противников Виштаспы.

Виспатаурвари — букв. «Всепобедительница», одно из имён матери Астват-Эрэта грядущего Спасителя, который родится У девушки, выкупавшейся в озере Кансава, где чудесным образом хранится семя Заратуштры.

Висперед — букв. «(Богослужение) всех глав», название одной из книг Авесты.

Вистаруш — иранский воин из рода Наотара, убивший много иноверцев.

Витанхухати — река, местоположение которой неизвестно.

Виштаспа — царь Кави-Виштаспа стал первым покровителем Заратуштры и распространителем его вероучения.

Власть Желанная — авест. Хшатра-Варья, один из Бессмертных Святых.

Ворукаша — букв. «Широко изрезанное», «Имеющее широкие вырезы, заливы» — название моря, соответствующее в зороастрийской мифологии мировому океану; в основе могут, видимо, лежать представления об Аральском, Каспийском морях или об озере Балхаш (к древнеиранскому Ворукаша?).

Гандарва — имя живущего в воде демона, родственное древнеиндийским гандарвам, шугнанским жиндурвам и, возможно, греческим кентаврам и русскому чудовищу Китоврасу.

Гаокэрна — название мифического дерева, отождествляемого с белой хаомой; в основе легенд о нём могут лежать представления о растении феруле-ассафетиде, служившем источником млечного сока (латекса), чрезвычайно высоко ценившегося в древности в качестве лекарственного средства и консерванта.

Гаты — стихотворные проповеди, сложенные самим пророком Заратуштрой, входящие в состав Ясны в качестве её самой священной части.

Датия, Датья- см. Вахви-Датия.

Даштаяни — иноверец, чьи сыновья были убиты Кэрсаспой.

Даэна, Даэна-маздаясна — букв. «Вера, чтущих Мазду», см. Вера.

Джамаспа — советник царя Виштаспы, покровителя Заратуштры, происходивший из семьи Хвова.

Дураэкайта — иноверец, враг Триты и обоих иранских витязей, носивших имя Ашавазда.

Дух Святейший — авест. Манью-Спэништа, одно из имён Ахура-Мазды.

дэв, дэвы — авест. даэва, злые и враждебные божества, демоны зороастрийской религии.

Зайнигу — иноверец. враг Франхрасьяна, убитый им.

Заратуштра — пророк Заратуштра (его имя означает буквально, примерно «Тот, чей верблюд стар»), сын Порушаспы из семьи Спитама, проповедывал веру в Ахура-Мазду. В беседах с Ахура-Маздой пророк получал поучения и ответы на свои вопросы. В передаче на греческом языке его имя стало известно в Европе как Зороастр.

Заривари — иранский воин, родственник царя Виштаспы (по позднейшей легенде, его старший брат).

Змей Дахака — см. Дахака.

Истина — авест. Аша (этимологически Арта, ведическое Рта) порядок, истина, справедливость — основное понятие зороастризма, противопоставляющееся во всех явлениях понятию Друг (см. Ложь) и правящее всем миром. Лучшая Истина (авест. Аша-Вахишта) — один из Бессмертных Святых; «АшаВахишта» — название молитвы.

Йима — сын Вивахванта, царь-пастух, правитель иранцев во время «золотого века», по «Шахнаме»-Джемшид из династии Пишдадидов.

Йойшта — верующий из туранского рода Фрияна, сумевший угадать 99 загадок злого колдуна Ахтии и убивший его. Имя.

Йойшта — буквально значит «Юнейший», по легенде, он был юношей.

Кансава — озеро, в котором хранится семя Заратуштры; это озеро Хамун в Систане.

Канха — название страны на Востоке Ирана.

Кара — туранский воин из рода Асабана.

карапаны -враги зор оастрийской веры, возможно, жрецы враждебного культа. Этимологически слово может быть связано с глаголом «причитать, бормотать».

каршвар — по зороастрийским представлениям, весь обитаемый мир делится на семь частей (климатов, зон), каршваров (позднейшая форма¦кишвар «страна»).

кусти — священный шнур из шерстяных нитей, который зороастрийцы носят в качестве пояса.

Кэрсавазда — противник Кави-Хаосрава, отца которого вместе с Франхрасьяном он погубил. Согласно «Шахнаме», Сиявуш (Сьяваршан) был предательски убит Афрасиабом (Франхрась- яном) по наущению Герсивеза (т. е. Кэрсавазды).

Византийская империя просуществовала целое тысячелетие. Наверное, поэтому ее монеты, насчитывающие более полусотни разных экземпляров, отличаются таким разнообразием. При этом характерной чертой византийских монет является сакральная иконография.
После возведения Константинополя в 330 году Константин Великий перенес римский императорский двор в этот город, что часто считают одним из главных событий, которое обозначило завершение античной эпохи и начало новой эры — Средневековья.

В 395 году, в год смерти Феодосия I, Римская империя окончательно распалась на две части. Свержение с престола в 476 году Ромула Августула, последнего императора Западной Римской империи, стало еще одним доказательством очевидного падения могущества Древнего мира и начала коренных перемен. Восточная Римская империя после исчезновения с карты мира Западной сменила курс развития и получила в историографии название Византийской империи. Типичные для новой империи черты стали отчетливо проявляться прежде всего после реформ, проведенных Ираклием I в VII веке.

Тем не менее в нумизматике принято считать, что собственно византийские монеты появились после денежной реформы Анастасия I (430-518) в 498 году.

ДОЛЛАР СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
На протяжении долгой истории своего существования Византийская империя была могущественной экономической и военной державой, расположенной в Европе, Северной Африке, на Ближнем Востоке и Восточном Средиземноморье. К ее краху привели византийско-османские войны, в результате которых в XV веке турки взяли Константинополь и завоевали территории, находившиеся под властью Византии. Византийская империя была не только оплотом христианства, но и одним из главных торговых центров мира. Именно поэтому на протяжении более пятисот лет основная единица ее денежной системы — золотой солид, или номизма (во многих регионах Европы и Азии также известная как «безант» или «бизантин»), -была главной торговой валютой для всех стран Средиземноморья. Благодаря этому византийский солид вошел в историю под названием «доллар Средневековья». Византийский купец Косма Индикоплов в своем труде Христианская топография, написанном в VI веке, прежде всего изложил библейские представления о Земле и космосе. А о солиде он написал следующее: «Его принимают во всех уголках мира, даже на краю Земли. Им восхищаются все мужи во всех царствах, потому что ни в одном другом государстве нет монеты, которая могла бы с ним сравниться». Первые монеты Восточной Римской империи часто рассматривают как преемников римских монет. Однако со временем византийские деньги приобретали собственные черты, отражавшие политические и особенно религиозные основы новой империи. Хотя монеты продолжали чеканить с использованием традиционной технологии, византийцы также задействовали новые технические изобретения, например токарный станок. Как правило, монеты делали из золота, серебра, бронзы, электрума, биллона и меди. При этом серебро применялось в самую последнюю очередь, за исключением последних лет существования империи.

Константин I Великий ввел в обращение византийский солид вместо ауреуса.

ПОРТРЕТЫ ПРАВИТЕЛЕЙ
Характерная черта византийских монет по сравнению с монетами Римской империи — наличие иконографических элементов. В византийскую эпоху, в отличие от римской, религиозная тематика соответствовала понятию о святости государства и набожности его граждан. В то же время религиозные фигуры на греческих и римских монетах были своего рода традицией, конечная цель которой заключалась в том, чтобы символически продемонстрировать добродетели, ценности и характерные особенности определенного народа. На византийских же монетах вышеуказанные элементы являлись прежде всего средством пропаганды религии. В византийской системе считалось, что связь власти с христианским Богом придает империи законное превосходство, и это объясняет трансформацию изображений правителей на монетах.
В облике императора, изображенного на византийских монетах, сквозит суровость и неприметность, а также иератическое и торжественное мироощущение. В отличие от прекрасных, выразительных портретов римских императоров, портреты византийских правителей были гораздо менее натуралистичными.
Византийцы не стремились к точной передаче реальности — они склонялись к абстракции и дистанцированию. В византийском искусстве фигуры обычно изображались во фронтальном положении, без рельефных элементов, что говорит об отсутствии интереса к трехмерным римским изображениям и стремлении к психологической образности.

ВИЗАНТИЙСКИЙ СОЛИД
Солид, главная византийская монета, был введен в обращение Константином I Великим (324-337) вместо римского ауреуса. Материалом для чеканки солида служило золото 0,900-й пробы; вес монеты составлял около 4,5 г, а диаметр — 22 мм. Кроме солида, известного также как номизма и безант (или бизантин), выпускались еще два вида монет: семис и тремисс, равные соответственно Й и солида. Солид был создан в результате денежной реформы, направленной на стабилизацию экономики Римской империи. Быстро превратившись в самую важную монету Византии, он использовался на Востоке как основная разменная монета в международных торговых сделках вплоть до XI века. На аверсе первых со-лидов был изображен император Константин I, а на реверсе — один из римских языческих образов. После легализации христианства в 313 году на реверсе монет начали появляться христианские мотивы. Во времена правления Юстиниана II (685-695 и 705-711) изображения императора были перемещены на реверс, а на аверсе закрепился образ Христа. В период между 976 и 1025 годами, то есть при Василии II, вид солида начал меняться: монеты стали тоньше, зато их диаметр увеличился. Эта новая монета получила название стаменон номизма. В XI столетии император Алексей Комнин (1081 -1118) прекратил чеканку солида. После нескольких девальваций золотой солид был заменен гиперпероном, монетой, которая имела форму вогнутой чаши.

САКРАЛЬНАЯ ИКОНОГРАФИЯ
На аверсе византийских монет чаще всего изображался погрудный портрет императора во фронтальном положении, в то время как реверс занимали христианские символы, такие как ангелы и кресты. Если римские императоры были облачены на монетах в военную форму, то византийские правители изображались в орнаментальных нарядах. Начиная с VII века надписи, которые раньше были на латыни, стали писаться на греческом языке, а на смену слову «Августейший», титулу римских императоров, пришел новый титул -«Басилевс». Образ Иисуса Христа, дающего благословение, впервые появился на монетах при Юстиниане II (685-711). Начиная с IX века к крестам на аверсе добавилось множество декоративных элементов. Во время правления Никифора II (963-969) гистаменон номизма считался самой ценной золотой монеты. Этот период часто называют золотым веком византийской нумизматики.

В X веке появились монеты, известные в народе как трахи. Это были скифатные монеты в виде мисочки или чаши. Речь идет о гиперперонах необычной вогнутовыпуклой формы. Новым иконографическим элементом стал образ Богородицы, который ввел Лев VI (886-912). Изображение Богородицы с младенцем на руках появилось позже, во время правления Романа IV. Аспрон трахи, возникший в результате реформы Алексея I (1092), превратился впоследствии в главную золотую монету, заменив гистаменон номизму. Среди личностей, представленных на византийских монетах, достаточно много святых. Это, например, Георгий Победоносец и Димитрий Солунский, монеты с изображением которых стали чеканить во время правления династии Комнинов в конце XI века. Также на реверсе очень часто встречаются ангелы.
Постепенно Византия приходила в упадок. В плане нумизматики последние годы империи характеризовались выпуском монет более грубой фактуры и из менее ценного металла. Такие монеты появились при династии Палеологов, правившей на протяжении двухсот лет. Главным иконографическим образом стала Дева Мария. Искусство чеканки денег было упрощено в XIII веке, а статус византийской монеты перешел к венецианскому золотому дукату, который с XIV века превратился в твердую валюту. Золотые монеты перестали выпускать в 1354 году. А когда Константинополь пал под натиском султана Мехмеда Завоевателя, чеканка и обращение византийских монет были прекращены.

Византийский солид Василия I, на котором изображен Константин (его сын) и Евдокия Ингерина (его вторая жена).

ТЩЕСЛАВНАЯ МЫШКА
Сказочный сюжет мирового фольклора
Как-то раз одна мышка подметала лестницу и нашла монетку. «Что мне купить? — подумала она. — Если я куплю карамельки, то попорчу зубки. А если куплю орешки, то зубки повыпадают. Знаю! Куплю-ка я себе бантик на хвост!»

Отправилась мышка в галантерейную лавку и купила себе красный бантик. Через некоторое время к ней пришел осел и сказал: «Мышка, мышка, ты такая красивая, пойдешь замуж за меня?» «Чтобы ответить «да», я должна услышать твой голос», -сказала мышка. Тогда осел закричал: «Иа! Иа!» «Замолчи! Замолчи! — сказала мышка. — Весь дом сотрясается, и меня это пугает». Спустя некоторое время к ней пришел пес и сказал: «Мышка, мышка, ты такая красивая, пойдешь замуж за меня?» «Чтобы ответить «да», я должна услышать твой голос», — сказала мышка. И тогда пес залаял: «Гав! Гав!» «Замолчи! Замолчи! — сказала мышка. — Весь дом сотрясается, и меня это пугает». Затем явился петух. «Мышка, мышка, ты такая красивая, пойдешь замуж за меня?» «Чтобы ответить «да», я должна услышать твой голос», — сказала мышка. Петух пропел: «Кукареку!» «Замолчи! Весь дом сотрясается, и меня это пугает», — сказала мышка. В этот момент пришел кот и сказал: «Мышка, мышка, ты такая красивая, пойдешь замуж за меня?» «Чтобы ответить «да», я должна услышать твой голос», — сказала мышка. И кот промяукал: «Мяу! Мяу!» Мышка, плененная сладким голосом кота, ответила: «Да! Да! За тебя пойду». В день свадьбы, когда жених и невеста должны были поцеловать друг друга, кот открыл пасть и разом съел мышку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *