Городня Тверская область церковь

Московские учёные-искусствоведы, супруги Артур Галашевич и Галина Колпакова в своём фундаментальном труде «Храм Рождества Богородицы в Городне на Волге», обосновали тот факт, что храм в Городне мог быть построен «первым в Тверском княжестве после длительного перерыва, последовавшего за разорением Твери в 1327 году моноло-татарами» и принесшего этим краям «экономический упадок и политическую катастрофу». И лишь последовавшая спустя полвека победа на Куликовом поле стала поворотной точкой к возрождению и Городни, и храма. Знаменитое сражение произошло в день Рождества Божией Матери, и именно это обстоятельство дало толчок для начала строительства целого ряда храмов на Руси. Как считают исследователи, строительство церкви в Вертязине (Городне) и было обусловлено стремлением увековечить память о той славной победе. Историки считают этот храм единственным сохранившимся до наших дней со времён Тверского княжества. По одному из преданий, в Городне в 1382 году останавливался и молился в храме Рождества Пресвятой Богородицы преподобный Сергий Радонежский. С конца ХV по первую половину ХVIII века Городня переходит от одного хозяина к другому. Последним владельцем был военный бригадир Пётр Алексеевич Бем. В 1790 году вышла в свет книга «Путешествие из Петербурга в Москву», её автор А. Н. Радищев посвящает Городне несколько страниц. В ХIХ веке храм Рождества Пресвятой Богородицы пережил несколько ремонтов и перестроек. А свой современный вид он приобрёл в период с 1885 по 1901 год.

Один из наиболее почитаемых образов храма — «Христос в Темнице», скульптурная композиция, датируемая ХVIII столетием. В центре её — деревянное резное изображение Иисуса Христа с терновым венцом на голове. В 2005 году на праздничную рождественскую службу в Городню приезжал Президент России Владимир Путин. Богородице-Рождественская церковь изначально представляла собой четырёхстолпную, крестово-купольную архитектурную композицию с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. После очередного пожара 1716 года церковь Рождества Богородицы в Городне восстановил Пётр Алексеевич Бем. При нём храм был не только отремонтирован, но и расписан, были пристроены кирпичная трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня. Мастера использовали обычный для того времени набор архитектурных деталей, восходивший к русской архитектуре ХVII века. Главка над барабаном зиждается на тонкой шейке, а колокольню «накрывает» открытая паперть и шатёр со слухами. Такие шатровые колокольни очень часто встречаются при храмах, датируемых семнадцатым веком, в Костромской, Ярославской и Московской областях.

Выделяются оригинальные боковые порталы с арочными архивольтами, а также узкие лопатки на апсидах, напоминающие нижегородский стиль. Порталы и проёмы строители немного приукрасили наличниками из белого камня, которые образуют «хорошо читаемые и видимые издалека светлые пятна на фасадах колокольни и трапезной». Очертания окон довольно просты и имеют луковичные перемычки. Окна основного объёма выполнены «раструбом», что, видимо, требовалось, чтобы защититься от вражеских нападок. Строители, пытаясь подчеркнуть значение древнего объёма и не дав ему потеряться за новыми постройками, покрыли храм обычной скатной кровлей. Вероятно, с той же целью старый световой барабан надстроили новым, но глухим и маловыразительным. А вот большая луковичная глава придала храму необходимую стройность и не дала ему потеряться в окружающем ландшафте. Над главным входом в храм, в нише находится икона «Рождество Пресвятой Богородицы». В честь этого праздника и была освящена церковь в Городне. С северной и южной стороны четверик имеет порталы в виде арочных полуколонн, вырезанных из белого камня, и стрельчатые окна, напоминающие скорее бойницы.

Высокая колокольня с открытой папертю завершается шатром с тремя рядами постепенно уменьшающихся в размерах слуховых окон. Под ярусом звона устроена небольшая ризница, где хранится разная церковная утварь. Чтобы усилить вертикальную доминанту храма и чтобы завершение основного не потерялось на фоне высокой и стройной колокольни, строители надстроили световой барабан с многочисленными узкими окнами новым глухим барабаном и завершили конструкцию большой луковичной главой, которая, в свою очередь, несёт тонкий шпиль с ажурным крестом. Из небольшого притвора открывается большое пространство трапезной, объединённой с приделом в честь Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Крещатые своды опираются на один мощный столп. Пристройка трапезной и северного придела значительно повысила вместимость храма. Столпы внутреннего пространства главного придела в честь Иоанна Предтечи придвинуты к стенам, образуя в плане крест и восходя к подкупольному квадрату. Он, в свою очередь, выделен подпружными арками под малым барабаном. При взгляде снизу мы видим подобие четырёхконечной звезды. Западные угловые части соединены с остальным объёмом храма значительно лучше.

Иконостас церкви признаётся искусствоведами уникальным памятником. Реставрационные работы 1975-1981 годов под авторским надзором архитектора Б.Л. Альтшуллера полностью восстановили его внешний облик, а также большую часть декоративного убранства. Специалисты считают, что окна и иконостас создавались в одно время, поскольку их стилистическое единство неоспоримо. Композиционный иконостас выстроен «по принципу трёхпролётной пирамидальной триумфальной арки». Центральная ось чётко обозначена царскими вратами и «розаном» над ними. Вечает конструкцию крест, укреплённый на сфере. С двух сторон сделаны проходы в жертвенник и диаконник. Весь иконостас разделён на четыре яруса, в каждом соответствующие чинам иконы — местные, праздничные, апостольские и пророческие. Реставраторы считают, что особенности резьбы иконостаса указывают на местную артель резчиков, которые, однако, очень старались не отойти от столичных образцов. «Несколько упрощённая трактовка барочных форм, крупные сочные формы резьбы придают декоративному убранству иконостаса выразительную целостность. Игру позолоты, светотональную моделировку форм декора дополняет яркий, праздничный колорит икон, с которыми иконостас составляет единый ансамбль». Стоит подчеркнуть, что иконы главного иконостаса написаны в традициях барокко по заказу Петра Бема в 1740-х годах. Их высокое качество отметил в своё время драматург А.Н. Островский, побывав однажды в храме: «Замечательные Царские Врата, вероятно, современной постройки».

Журнал «Православные Храмы. Путешествие по Святым местам». Выпуск №227, 2017 г.

Отдать дань неугасимой лампаде веры и памяти, древнейшему храму Руси – церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и её великому настоятелю протоиерею Алексею Злобину, директору сельской православной гимназии, съедутся в этом месяце почитатели из разных мест России. Мы тоже подготовили подарок Алексею Андреевичу – видеоклип на стихи Джуры Махотина:

Меня спрашивают, почему клип на его стихотворение не был сделан ранее. Но стих настолько силён, что подобрать достойное музыкальное сопровождение не представлялось возможным. И вот спустя десятилетия музыку удалось подобрать – какая пленяющая мелодия! Достойная необычайной силы стиха – композиция Евгения Соколовского «Стихия»! Полное единение интонации текста с музыкой…

История Городни очень древняя

Люди селились на территории данной местности ещё в эпоху неолита – начиная с 5-6 тысячелетия до н. э. Впервые это поселение – Городище, Городень, Городок, а позже Вертязин – упоминается в 1312 г., когда оно стало местом важных исторических событий: здесь был подписан договор о мире между тверским князем Михаилом Ярославичем с побеждёнными новгородцами, в 1318 г. – грамота с московским князем Юрием Даниловичем после разгрома войск тверской ратью (Бортеневская битва – сражение, произошедшее 22 декабря 1317 года у села Бортенево, в котором тверской князь Михаил Ярославич разбил объединённое войско московского князя Юрия Даниловича и татарского темника Кавгадыя).

Осенью 1390 г. здесь была построена крепость и выкопан ров, что ещё больше укрепило Вертязин, являвшийся пограничным форпостом. Крепость располагалась на 20 метров над уровнем реки, а внизу на берегу Волги находился посад. Его защищали 2-метровые земляные валы. В городке и вокруг него находились шесть монастырей, другие посады и погосты. Об этом и поныне напоминают названия населенных пунктов в округе – Воскресенское, Отроковичи, Игуменка… А старое имя Городни сохранилось в названии Вертязинского откоса – высокого крутого берега Волги.

В 1412 году в Вертязине произошёл опустошительный пожар, в котором погорел и княжеский двор, и церковь, а в 1413 г. тверской князь Александр Иванович восстановил город.

По некоторым источникам, в середине XV века в Вертязине находился монетный двор тверских князей, чеканивший серебряные и медные монеты. Монеты с надписью «Денга Городенская» были в обращении во всех русских княжествах. Их находили даже на территории ряда европейских государств, что указывает на широкие экономические и торговые связи Великого Тверского княжества с внешним миром.

После падения в 1485 г. Великого княжества Тверского Городень с прочими тверскими городами и землями отошёл московским князьям. Он утратил значение порубежного города и постепенно превратился в село. В XVI в. за селом окончательно закрепилось название Городня. По некоторым сведениям, в этом же столетии Городня какое-то время числилась вотчиной служилого татарского князя. Это мог быть касимовский хан Симеон Бекбулатович, целый год занимавший российский трон по велению Ивана Грозного, а затем посаженный на удельное княжение в Тверь и Торжок.

С XVI в. Городня известна как почтовая станция на дороге между Москвой и Новгородом. По данным Писцовой книги 40-х годов XVI в., «на Городне», помимо собора Рождества Пресвятой Богородицы, находилась церковь Воскресения и два монастыря.

В 1569 году опричники, усмирявшие Новгород, не обошли и Городню, заподозрив её жителей в измене. В Смутное время Городня и прилегающие территории были разграблены. Из монастырей остался только один – Петровский. Опустошение села продолжалось вплоть до полного его освобождения от поляков русским войском под предводительством боярина-военачальника М.В. Скопина-Шуйского.

К середине XVII века царь Алексей Михайлович жалует Городню боярину Борису Ивановичу Морозову, одному из крупнейших землевладельцев своего времени, своему воспитателю, представителю известного старообрядческого рода. После смерти боярина, не имевшего наследников, Городня снова стала дворцовым селом, а в начале XVIII века Пётр I подарил его князю Меньшикову, но вскоре после кончины императора владения опального царедворца были конфискованы.

Во времена правления Екатерины II по её указу в Городне по проекту архитектора М.Ф. Казакова был построен путевой дворец, являющийся второй её достопримечательностью. Во дворце останавливались цари, писатели, поэты, художники, государственные курьеры, иностранные дипломаты. По аналогичному проекту строились путевые дворцы в Торжке, Вышнем Волочке, Выдропужске, Медном.

После пожара 1801 г. царь Александр I выделил значительную сумму для восстановления села. А после Отечественной войны 1812 г. по указу императора проведена реконструкция части Петербургского тракта, проходившего через Городню.

Во время Великой Отечественной войны и село, и церковь подверглись разорению со стороны немецко-фашистских захватчиков, о чём напоминает памятник павшим воинам на территории церкви. И только быстрое освобождение Городни советскими войсками спасло село от полного уничтожения.

Ныне Городня – это село в Конаковском районе Тверской области, раскинувшееся на высоком берегу Волги в 35 км от Твери и приблизительно в 140 км от Москвы вблизи трассы М-10 «Россия» Москва – С.-Петербург.

Достопримечательности Городни – остатки земляных укреплений древнейшей крепости, путевой дворец XVIII века, церковь Рождества Богородицы XIV века – старейшая в Тверской области.

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы

Главное украшение села – церковь Рождества Пресвятой Богородицы, которая со дня её основания (даже в советские времена) не закрывалась. Стоящая на крутом правом берегу Волги церковь являет собою бесценный и уникальный памятник старины, сохранившийся со времён Тверского княжества. Как указывалось в клировых ведомостях 200-летней давности, построена она «неизвестно когда и кем». Существуют 2 версии возведения храма:

1) Согласно первой в 1368 г. великий князь Михаил Александрович (1333-1399) во времена своего княжения заложил в городе Вертязине церковь Рождества Богородицы в память о своём предке Михаиле Ярославиче, князе Тверском и великом князе Владимирском, который принял мученическую смерть в Орде в 1318 г.

2) По другой версии, храм в Городне относится к числу первых построек, увековечивших своим посвящением память о победе на Куликовом поле. Возведена она вскоре после Куликовской битвы 1380 г., произошедшей в день Рождества Богородицы. Есть свидетельства, что Сергий Радонежский неоднократно посещал Вертязин. А в сентябре 1380 г., возвращаясь в свою Свято-Троицкую пустынь, преподобный Сергий благословил возведение белокаменного храма в Вертязине в честь славной победы на поле Куликовом.

За свою многовековую историю церковь неоднократно перестраивалась. От первоначального белокаменного храма XIV в. до наших дней сохранился лишь глубокий подклет.

В XVIII в. церковь была реконструирована и приняла современный вид, который был запечатлён в 1910 г. пионером цветной фотографии С.М. Прокудиным-Горским.

В XX столетии за свою многовековую историю, перенеся опустошения и разорения монголо-татарскими ханами, литовскими феодалами, шведско-польскими интервентами, немецко-фашистскими захватчиками, церковь пришла в аварийное состояние. В 70-х годах прошлого столетия совместно с архитектором-реставратором Б.Л. Альтшуллером самое деятельное участие в восстановлении храма и укреплении откоса Волги принял Алексей Андреевич Злобин. Возрождённый храм, к которому ведёт чудесный каменный мостик в стиле архитектора Львова, стал поистине жемчужиной Земли Истоков и памятью о всём Великом княжестве Тверском.

Справа от мостика вниз к Волге ведёт небольшая лестница к Святому источнику.

В начале 1990-х по инициативе настоятеля храма Алексея Злобина в селе открывается церковно-приходская школа, а несколько позже – православная гимназия, рассчитанная на 140 учащихся, которая празднует в этом году 20-летний юбилей.

За двадцатилетие своего существования в православной гимназии собран и сохранён опыт преподавания классической гимназии. Учителя гимназии работают одной командой, в единомыслии православного вероучения. Гимназия находится возле храма. Дети воспринимают историю страны совокупно с историей Церкви, духовная жизнь для них открыта и понятна, они избавлены от мучительных поисков духовной опоры, а возможно, и от ошибок на пути своих поисков. Ребята на отлично сдают ЕГЭ, имеют золотые медали, поступают в ВУЗы.

Оценивая образование в новой России, глава крупнейшего российского банка Герман Греф заявил:

«Система образования в России неконкурентоспособна, необходимо менять методики обучения учителей и детей, взяв в качестве примера Финляндию, и группа ученых из Российской академии наук и Высшей школы экономики приступает при участии Сбербанка к разработкам новых методик».

Но что мы знаем о финских школах, кроме рейтингов европейских агентств, которые присваивают первые места сами себе произвольно? Даже когда в СССР ООН признавала советскую школу лучшей в мире, эти ангажированные агентства размещали нашу школу в пятом десятке.

Так, может, мы всё-таки вернёмся к своей проверенной фундаментальной методике, выстраиваемой веками, и не будем уродовать свою русскую школу?
О.Г. Лукина
Продолжение и список литературы – во второй части

Tags: Куликовская битва

1) Городня — небольшое село, на федеральной трассе М-10 «Россия» между Москвой и Петербургом.
Некогда Городня на Волге, некогда древнерусский град-крепость Вертязин, а сейчас просто Городня.
Свою поездку в Бежецк я начал с того, что сначала заглянул в этот посёлок, расположенный в 15 км от Твери, где имел счастье полюбоваться с высоты птичьего полёта на Волгу, увидеть древнейшее сооружение нынешней Тверской области на примере храма Рождества Богородицы 1290 года постройки (хоть и до наших дней церковь дошла до нас со значительными перестройками), который является также единственной дошедшей до нас постройкой ещё от Великого Тверского княжества, существовавшего с 1247 по 1485 годы на волжском торговом пути, связывающем Каспий с Балтикой. Знал же я, что в 1910 году Городню посетил фотограф Сергей Прокудин-Горских, поэтому спустя 109 лет я имел возможность сравнить по его снимкам, как изменилась эта местность.

2) Вот и сам храм, ради которого сюда также стоит поехать. Самое древняя постройка Тверской области и единственное дошедшее до нас сооружение как память Тверскому княжеству, повторюсь ещё раз.

3) Памятник военачальнику Скопину-Шуйскому времён Смутного времени, сначала принявшего активное участие в подавлении восстания Ивана Болотникова, затем организовавшего активное сопротивление польско-литовской интервенции. Под Городней он провёл относительно удачное сражение с армией Речи Посполитой.

4)

Фото Сергея Прокудина-Горского.

Вновь 2019 год на дворе.

5) Возраст первоначального поселения древних людей оценивается историками в 4000 лет, возникнув около 2 тысячелетия до нашей эры.
Первое упоминание нынешнего поселения относится к 1312 году под названием Вертязин, якобы здесь тверской князь Михаил Ярославич подписал мирный договор с побеждёнными новгородцами. Сам же князь во время соперничества с Москвой занял проордынскую позицию во время начального этапа монголо-татарского ига в противоборстве за ярлык на великое княжение, предоставляемый ханом Золотой Орды. После передачи великокняжеского ярлыка Юрию Даниловичу, победы над ним и союзными московскому князю татарами в Бортеневской битве Михаил был вызван в Орду и по приказанию Узбек-хана убит в 1318 году, после чего великое княжение перешло к московскому князю.

6) В 1390 году упоминается в летописи: «В ту же осень пристроили крепость в Городке на Волге»

7) Есть мнение, что в середине XV века в Вертязине чеканили княжеские монеты — «деньгу городескую», однако это не доминирующая точка зрения, так как само поселение относилось на тот момент к Старице.
8) Храм. общий вид
9) Радищев, в своем «Путешествии из Петербурга в Москву», посвятил Городне целую одноименную главу, за которую Радищеву прописали смертную казнь, лишь по доброте душевной царицы Екатерины, замененную императорской милостью — десятилетней ссылкой в Илимский острог?
«Бунтовщик — хуже Пугачёва! Тот, хоть царём прикинулся, монархический строй исповедовал, а этот, революцией, надумал на Руси учинить республику!» (с) она же
Признан виновным в издании книги (цитата) «наполненной самыми вредными умствованиями, разрушающими покой общественный, умаляющими должное ко властям уважение, стремящимися к тому, чтобы произвести в народе негодование противу начальников и начальства и наконец оскорбительными и неистовыми изражениями противу сана и власти царской».
10) Село точнее не на трассе, как это свойственно именно этой дороге, а чуть сбоку — узкое и длинное, вытянулось на высоком берегу вдоль Волги, хранимое холмами от полноводных разливов.
11) У древних и древнейших городов и урочищ Руси есть характерная, звенящая, трудно формулируемая, но узнаваемая особенность.
Заметно излюбленное стремление поставить городище на определенном месте — на высоком берегу у реки, у устья иной реки или ручья. Огрызть ров под земляными валами, взять природную преграду в защиту.
12)
Для сравнение, вновь фото Сергея Прокудина-Горского.
13)
14) Кладбище, от которого по антуражу сквозит языческим капищем.
15)
16)
17)
18)
19)
20) И почти равнодушная Волга вечно катит свои неповторяющиеся воды, в далекий и еще непредставляемый здесь Каспий, сомкнутый сонмом бесчисленных протоков.
21) С высокого холма — гладь волжская разливанная во все стороны
22)
23) С берега вид на храм.
24)
25)
26) Рыбачье раздолье и счастье
27)
28)
29) Как всегда, вы можете поддержать этот журнал на дальнейшие исследования и на создание новых материалов об интересных уголках России и Ближнего Востока. Благодаря вашей поддержке, в журнале создаются эти публикации, а я у меня приятное и интересное хобби.
Карта Сбербанка 4276 0800 1949 1308
Яндекс- Кошелёк 4100 1733 8032 683
PayPal PayPal.Me/KirillMoiseev

Tags: Городня на Волге, Россия, Тверская область, путешествия

Мiръ Россия Тверская область село Городня Церковь Рождества Богородицы (Городня)

Идёт загрузка карты…

Церковь Рождества Богородицы — православный храм Конаковского благочинного округа Тверской епархии Русской православной церкви, расположенный в селе Городня Конаковского района Тверской области. Объект культурного наследия федерального значения. Наиболее древняя сохранившаяся постройка в Тверской области, единственный дошедший до наших дней памятник архитектуры Великого княжества Тверского.

История

Стоящая на крутом правом берегу Волги в 30-ти километрах к юго-востоку от Твери, церковь Рождества Пресвятой Богородицы является самым древними самым ценным памятником старины, сохранившимся от Тверского княжества. Как указывалось в клировых ведомостях 200-летней давности, построена она «неизвестно когда и кем».

Городня впервые упоминается в начале XIV в. под именем «город Вертязин» , который защищал подступы к Твери со стороны Москвы. Здесь нaxoдилocь несколько монастырей и церквей, среди которых и церковь Рождества Богородицы, возведенная вскоре после Куликовской битвы 1380 г. (и, скорее всего, впамять о ней).

За свою многовековую историю Городня подвергалась многочисленным нашествиям и страшным разорениям, ввиду чего церковь неоднократно перестраивалась. От первоначального каменного храма XIV в. до наших дней сохранился лишь глубокий подклет. После пожара 1412 г. она была отстроена заново (на старом основании) и расписана. В 1569 г. город был опустошен войском Иоанна Грозного, в Смутное время — вновь почти полностью разорен. Разграбленной церкви с трудом удалось выстоять.

В XVII в. Городня была дворцовым селом, а церковь стала приходской (прежде была соборной). После очередного пожара 1716 г. церковь «возобновлена» на средства помещика Петра Алексеевича Бема в 1740 — 1745 гг.: был отремонтирован и расписан храм, построены кирпичные трапезная (с приделом праведных Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы) и шатровая колокольня. Тогда же соорудили главный иконостас, который был спасен при пожаре, случившемся в 1801 г. Вскоре тесовая крыша храма была заменена на металлическую. В дальнейшем «поправки» церкви проводились много раз, во второй половине XIX в. интерьер был заново расписан масляной живописью. В приходе было более 250-ти дворов в селе Городня и деревнях Лычёве, Быкове, Редькине (теперь — поселок Редкино), Артёмове, Заполке, Турыгине.

Во время Великой Отечественной войны здание церкви было сильно повреждено и начало разрушаться. В 1960-е гг. служба проводилась один раз в неделю «первая часть в субботу с вечера, а вторая — в воскресенье с утра» и по праздникам. Причт составляли священник, диакон и псаломщик. К 1966 г. относится начало капитального ремонта церкви (под руководством архитектора-реставратора В.Л. Альтшуллера), который продолжался до начала 1980-х гг. За этот период проведён большой и сложный комплекс работ: полная реставрация трапезной, храма, фасадов, иконостаса и икон; найдены и восстановлены уникальные фрески, надписи, рисунки ХV в., выявлены некоторые факты истории существовавшего города.

Описание

Церковь Рождества Богородицы изначально представляла собой четырехстолпный крестово-купольный храм с тремя апсидами, позакомарным покрытием и одной главой. Подклет был довольно высоким (сейчас он сильно погрузился в землю), поэтому ко входу в храм вели высокие лестницы-«всходы». Храм был белокаменным, и в целом имел весьма характерную для каменного зодчества той эпохи архитектуру. В частности, считается, что изначально храм был очень похож на Никольскую церковь в селе Каменском. Также церковь предположительно имела оборонное назначение, будучи «главной башней» крепости Городня.

В результате перестройки 1740-х годов прежняя кровля храма была изменена с позакомарной на простую четырёхскатную. Окна были растёсаны. Тогда же была «надстроена» главка храма: на старый барабан был поставлен еще один, более тонкий, а сверху — луковичная главка. В таком виде церковь дошла до нашего времени.

Престольные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Как добраться

Адрес: Тверская область, Конаковский район, с.Городня-на-Волге, ул.Ленинградская, д.105

Телефон: 8-48242-57406

Паломнику

Информация о расписании богослужений отсутствует. Вы можете помочь в заполнении подраздела.

Фото

Видео

Городня — на Волге. Церковь Рождества Богородицы IV-IV в.в.

Городня — здесь стоит один из 10 древнейших храмов России

Храм и Волга в Городне

Ссылки

Церковь Рождества Богородицы в селе Городня-на-Волге

Храм Рождества Пресвятой Богородицы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *