Господи спаси сохрани и помилуй

Как правило, бывая в храме на службе, многие из нас далеко не всегда понимают смысл произносимого священником текста, однако четко различают выражение «присно». Значение слова, столь знакомого и, в то же время, не совсем понятного, мы объясним в данной статье.

Значение термина «присно»

Самым распространенным значением в русском языке является слово «всегда»:

  1. В свою очередь, последнее (в форме наречия) имеет значение «непрерывно», «вечно», «постоянно», «во всякое время», «бесконечно». В качестве существительного / прилагательного (присный) оно может соответствовать понятиям истинного, настоящего, присущего и даже обозначать единомышленников, близких и т. д.;
  2. Синонимами и выражениями, близкими по смыслу, для него являются также следующие: «искони», «издревле», «изначально», «вовек», «ежечасно» и др.;
  3. В новейших языковых учебниках прописано, что указанное слово является устаревшим вариантом вышеописанных его значений. Оно включается в состав сложных сочетаний, таких, как «присно» (светлый, благодатный, блаженный);
  4. Церковнославянский словарь определяет его значение, в частности, и как беспрерывно, непрестанно;
  5. Происходит от старославянского, и в предложении, вставленное как «присныи братъ» соответствует понятию, как единоутробный, а также само по себе в древние времена использовалось в русском языке как «истый».

Что такое «присно и во веки веков»?

А это уже классика церковных церемоний. Каждая из служб не обходится без этого почти заклинания:

  • Всегда, навеки, до скончания времен, но обычно это словосочетание произносится в несколько расширенном составе, с добавлением слова «ныне», и подразумевает под собой «сейчас и навсегда, навечно». Можно также истолковать его так, что первые выражения относятся к текущему времени, а последнее говорит о вечности;
  • Самое известное изречение состоит из троекратного повторения «слава!» и перечислению ее «адресатов»: Отцу и Сыну и Святому Духу, а также времени действия этой молитвы: и ныне и присно и вовеки…аминь, то есть сейчас, всегда и навечно. Если коротко, то здесь произносится хвала Господу, единому в трех Лицах;
  • Его также называют Кратким славословием Святой Троице (иногда его называют малым), выражающей сущность Бога. Оно существует не только в церковно-славянском (переводном с греческого) изложении, но присутствует и в католических и протестантских текстах. Есть также Великое и Вседневное славословия. Это отдельные их виды молитв, которые применяются строго определенных случаях.

Происхождение Краткого славословия

Является одной из молитв христиан к Святой Троице:

  • Предположительно такая его формула была закреплена на 1-м Вселенском Соборе в Никее в четвертом веке н. э. Причиной этого стало несогласие с арианским (одно из течений внутри раннего христианства в 4-6 веках н. э.) текстом, в котором проявилось мнение последних об отсутствии единой сущности у Бога-Отца и Сына. У них выражение звучало как «Слава Отцу чрез Сына …в Святом Духе», что не соответствовало в целом христианскому (в том числе православному) пониманию Святой Троицы. Собором оно было признано ересью и осуждено.
  • Известный российский богослов М.Н. Скабалланович считал, что данное выражение могло сформироваться на основе заключительных песнопений, входивших в состав церковных литургий.
  • Частично такие славословия употреблялись и в отдельных книгах Священного Писания, в его Новозаветной части (Деяния апостолов, Откровения Иоанна Богослова, или Апокалипсис), а также встречались в молитвах некоторых раннехристианских святых мучеников – Иоанна Богоносца и Поликарпа в 1-2 веках н. э. Сейчас используется в текстах молитв к Святой Троице».

Что такое христианское Великое славословие?

Оно относится к разряду древнейших храмовых песнопений. Самая высшая форма молитвы:

  • По церковным Уставам она исполняется во время служб, называемых утреней и повечерием. Начинается с Евангелия от Луки, стих 2:14. Далее идет прославление триединого Бога, пение псалмов и в завершение – после краткого славословия идет молитва «Трисвятое». Как правило, во время праздничных или воскресных дней оно утром поется, а вечером читается;
  • Разбирая его содержание более подробно, приходим к выводу, что оно состоит из трех частей. В первую входит прославление Бога и молитвы к Спасителю о нашем помиловании. Во второй части к хвале Господа примешивается некоторая сдержанность, вызванная упоминанием о нашей греховности. Третья часть самая существенная и молитвенная, где восхваление Создателя вспоминается только периодически. Основную ее часть занимает просьба-надежда на Божью милость. В завершении песни проявляется возврат к ее хвалебному началу.

Тексты всех частей данного Славословия составлены на основе Библии и сами по себе являются достаточно полными и законченными по смыслу.

Чтение «Ныне и присно» в домашних условиях

Человек, считающий себя верующим, не только посещает церковные службы, но и молится дома. В перечень его молитв входит и молитвенный текст Краткого славословия.

Конечно, время меняет разговорный и письменный стиль общения, но, зная, к примеру, компьютерный сленг или молодежный жаргон, вовсе не обязательно использовать их повсеместно и во всякое время, а только по обстоятельствам.

Человек во время земной жизни выполняет те или иные материальные дела и обязанности: без них тоже сложно прожить в этом мире, да и не всегда стоит создавать себе искусственные трудности бытия. Однако, как пишется в Библии, Господь, создавая человека, вложил в него душу, и именно этот факт, деяние Его им и сделало. Почему бы не поблагодарить Господа за это: «и ныне» (сейчас), и «присно» (всегда), «и во веки веков» (навечно, передав это пожелание своим потомкам).

Что изменилось внутри человека со временем? Да ничего. Все перемены – внешние, и так было и будет всегда.

Да и у понятия «славословие» полно синонимов, вполне себе применимых в нашей обыденности, только называем мы их зачастую «медными трубами», и выдержать испытание ими совсем непросто. А уж великие они или малые, для кого как.

Пожалуй, одним из самых часто применяемых выражений, касающихся процедур церковных богослужений, является «присно». Значение слова, появившегося в стародавние времена, не потеряло своей актуальности и в настоящее время.

О Божественной литургии: «Благословенно Царство…»

Как начинается Божественная литургия? «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Почему именно это возглашает иерей? Что он этим хочет сказать? Перед нами Христос открывает изумительное зрелище. Перед нами Христос отверзает Свое Царство… Осознание этих слов приходит к священнику на проскомидии (начальная часть литургии, на которой приготавливаются вино и хлеб для освящения). Это состояние, близкое к ослеплению, подобно тому, которое испытал апостол Павел на пути в Дамаск, увидев Христа (Деян. 9, 3–9). Духовными очами видит иерей, совершающий проскомидию, ослепительный свет Христов. Поэтому из переполненной восторгом груди его вырывается: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа. Аминь». Слава Твоя, Христе мой, исполняет вселенную.

Вы видели, как наряжают невесту для свадебной фотографии, когда ее огромная фата заполняет всю комнату, а подол платья покрывает пол? Это делают для того, чтобы всем продемонстрировать славу и красоту девушки. Так и Церковь Христова в час литургии заполняет все пространство пред нашими очами…

Поэтому, когда священник произносит: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святого Духа», он забывает себя, свой дом, забывает мир — все то, что видит, и прилепляется сердцем и помышлением к тому, что в этот час постигает: к тайнам невидимым, которые ему открывает Христос. Опытно чувствуя славу Небесного Царя Христа, он с дрожащими коленями, с душой, которая вот-вот прогнется под тяжестью ответственности, с глазами, погруженными в Таинство Царства Небесного, произносит с трепетом: «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…». И вот, перед нами — вся Церковь. Перед нами — Истина, явственно и мистически — Христос! Ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их,— говорит Христос… (Мф. 18, 20)…

…Таким образом, что есть литургия, которую мы служим? Вы видели, как на белом киноэкране некая фигура, появившись вдали, сперва кажется точкой, но, постепенно приближаясь, увеличивается и в конце концов становится хорошо различимой. Так и на литургии. Перед нашими глазами шаг за шагом открывается Христос и Его Царство.

Тогда Христос учил, и по Его слову хромые вставали и ходили, слепые прозревали, мертвые восставали от гробов. Сейчас, в час литургии, все это снова предстает перед нашим мысленным взором. Мы это не просто воображаем, но на самом деле посреди нас ходит, посреди нас обитает Он — Учитель, Пророк, Чудотворец. В этот час Он перед нами — Христос распятый, воскресший, вознесшийся. Все то, что мы видим в храме: паникадило, священника, святой престол, Евангелие, Честные Дары, малый и великий входы,— все это знаки присутствия Христова.

Следовательно, во время литургии мы продолжаем дело Христово. Каждый раз вновь и вновь приходит к нам и Он Сам. Это говорится и в молитве: «Иже горе со Отцем седяй, и зде с нами невидимо пребываяй» (священническая молитва перед раздроблением Агнца). Он — наверху, на небесах и в то же время незримо соприсутствует здесь. Поэтому священник перед приобщением Святых Таин обращается к Нему: «И сподоби державною Твоею рукою преподати нам Пречистое Тело Твое и Честную Кровь…». Кто имеет духовное зрение, тот ощутит, что перед ним — Сам Христос. Как ты поступишь, если увидишь перед собой человека, которого любишь? Ты бросишься к нему.

Литургия — это движение, бросок, попытка прикоснуться ко Христу, ухватиться за край Его хитона… На литургии молится Сам Учитель, Христос. Он каждого из нас призывает по имени. Глаза тех, которые это чувствуют, сияют, а сами они живут радостью Христовой…

Таким образом, христианин, отправляющийся на литургию, должен осознавать, что идет на встречу с Самим Христом, и иметь намерение к Нему прикоснуться…

…Вы, наверное, видели, как во время солнечного затмения на улицах стоят дети и взрослые и неотрывно смотрят в бинокли, стараясь разглядеть солнце. Так и на литургии. Наш взгляд и наше сердце приковываются к Тому, Кто восседает на Небесном троне. Наша жизнь сосредоточена вокруг Христа. И лишь одно имеет для каждого истинное значение — это Царство небесное. Тогда что же — оставим семью, работу, детей и побежим на литургию? Нет, дорогие мои. Задумайтесь, сколь велики любовь и премудрость Бога. Все наши повседневные житейские попечения могут войти в Царство Небесное, вернее, стать теми мостиками, которые приведут нас туда. Во всем может найти выражение наша любовь к Богу. Доброе отношение к жене, заботу о детях, ежедневный изнурительный труд, работу, борьбу, слезы, скорби, которые переживаешь втайне,— все это ты принесешь на воскресную литургию и оставишь в Царстве Небесном. Бог освятит тебя и даст силы прожить следующую неделю. Все наши дела имеют ценность у Христа, но не стоит забывать, что целью и конечной остановкой для нас является Царство Божие, и душа наша жаждет прежде всего Бога. Он — наш маяк, небеса — наше Отечество. И именно это мы имеем в виду, когда говорим «Аминь»: «Да, Отче мой Небесный, я принимаю все, что Ты говоришь мне. Я положил начало своему шествию. Я вступил на тот путь, который приведет меня на небо. И я не остановлюсь, пока не достигну того места, где живешь Ты».

Во время литургии мы отправляемся в путешествие в Царство Христа и одновременно уже в этом Царстве пребываем. Христос возвел нас на небо или, лучше сказать, небеса опустил на Церковь. Все блага, наше спасение, святость, смирение, таланты Он даром подает нам в Церкви.

Архимандрит Эмилиан

Отличительная способность человека от животного заключается в том, что он способен стремиться к идеалу, к отображению Божьего совершенства в природе. Молитва помогает людям на этом самом пути.

С просьбой к Пресвятой Деве Марии обращаются за помощью или наставлением.

Установить духовный контакт со святым можно через одну из самых известных молитв Спаси и Сохрани.

Значение молитвы Спаси и Сохрани

Молитва позволяет избавить человека от лукавого — врага человеческого общества, который оказывает на нас отрицательное воздействие и творит зло. Все проделки дьявола выпадают в виде серьезных препятствий на долгом жизненном пути. Обращение к Богородице позволяет избавить от искушений. Их в нынешнем мире очень и очень много.

Каждый должен хотя бы раз в день упоминать слова: «Боже, спаси и сохрани» и просто обязан произносить вслух или про себя слова молитвы, чтобы получить силы, которые бы позволяли воздерживаться от грехов человеческих. Ни дьявол, ни порча, ни зло не смогут побороть верующего человека.

Молитва Спаси и Сохрани – это признательность Богу за все его творения и дела, поэтому её нужно произносить с глубокой преданностью и верою, полностью проникаясь мыслью о величии Божьем. Только тогда слова прошения обретут истинное назначение и достигнут определенных целей.

Как правильно читать молитву?

Перед тем как читать молитву, важно очиститься духовно, разгрузиться, забыть о жизненных проблемах, окружающих нас.

Текст молитвы Спаси и Сохрани нужно читать спокойно, вдумываясь в смысл произнесенных слов. Не стоит забывать о прошении помилования за грехи людские.

Во время молитвы нельзя отвлекаться на посторонние вещи, нужно находиться в уединении — в отдельной тихой комнате.

Нужно представлять, что вы напрямую связаны со святым, что вы принимаете участие в судьбе его.

Читайте с надеждой, что ваша молитва будет обязательно услышана. Можно помогать интонацией, главное, чтобы звучало более настойчиво.

Текст молитвы «Спаси и сохрани» Господу на русском языке

Господи милостивый, именем Иисуса Христа и Силою Духа Святого спаси, сохрани и помилуй меня, раба Божьего (имя). Сними с меня порчу, сглаз и боль телесную навсегда. Господи милостивый, изгони беса из меня, раба Божьего. Господи милостивый, исцели меня, раба Божьего (имя). Аминь.

Молитва Богородице «Спаси нас»

Пресвятой Богородице помолимся —

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Спаси от бед рабов Твоих, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимей стене и предстательству.

Пресвятой Богородице помолимся —

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Призри благосердием, Всепетая

Богородице, на мои лютыя телеси озлобления и исцели души моея болезнь.

Пресвятой Богородице помолимся —

Пресвятая Богородице, спаси нас!

Использование молитвы «Спаси и сохрани»

Многие верующие носят с собой кольца, на которых выгравированы слова «Спаси и сохрани». Таким образом, человек будет всегда защищен от пагубных воздействий, если свято верит в Бога и в молитву.

Важно заметить, что нельзя носить украшения с молитвой «Господи Спаси и Сохрани» бездумно, нужно по-настоящему верить в Небесного Отца, чтобы получить реальную помощь.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *