Греческая иконопись

Андрониковская икона Божией Матери

Андрониковская (Монемвасийская, Греческая) икона Божией Матери

Празднование 1 мая , 24 мая , 8 июля , 22 октября

Икона изображает Богородицу оплечно, без Младенца. На шее Божией Матери с правой стороны кровоточащая рана. В нижней части иконы был приделан футляр, в котором хранился нож дамасской стали с костяной рукоятью, которым турок-икононенавистник нанес удар иконе, после чего и появилась кровоточащая рана. К иконе прилагался также вышитый византийский герб (двуглавый орел), подтверждающий императорское происхождение образа.

Родовая святыня Восточно-Римского императора Андроника III, по преданию, одна из написанных апостолом и евангелистом Лукой.

В 1347 году он подарил икону Монемвасийской обители в Морее.

После нападения на Грецию в 1821 году турецких войск, настоятель монастыря, епископ Агапий, пытаясь спасти чудотворную Андрониковскую икону, скрылся с нею в город Патрас. Перед смертью Агапий завещал эту святыню своему родственнику, русскому генеральному консулу Н. И. Влассопуло, сын которого, А. Н. Влассопуло, в 1839 году переслал икону из Афин в Одессу с письмом на Высочайшее имя для препровождения ее в Петербург императору Николаю Павловичу.

С 1839 по 12 мая 1868 года икона находилась в Зимнем дворце.

С 12 мая 1868 по 16 апреля 1877 года — в Троицком соборе, что на Петербургской стороне.

В 1877 году икона была поставлена в храме Казанского женского монастыря, близ города Вышний Волочок. По перенесении в обитель ее вставили в середину другого образа, на котором изображены преподобный Ефрем Сирин и святая мученица Неонилла . После разорения монастыря Андрониковская икона была перемещена в Богоявленский собор, где её поместили на столп .

В 1984 году икона была украдена и нынешнее ее местонахождение неизвестно.

По сообщению московского художника Алексея Артемьева, сведения об этой иконе были обнаружены в 2005/2006 году в журнале «Профиль», в котором рассказывалось о некоем олигархе, подарившем греческую икону патриарху Алексию II на 70-­летие, в личную молельню. Художник опознал икону по фотографии, несколько раз писал о ней патриарху, но ответа не получил .

Существует множество чтимых списков Андрониковской иконы.

Использованные материалы

  • Страница календаря портала Православие.ру:
  • «Андрониковская икона Божией Матери», страница православного церковного календаря издательства Московской Патриархии:

Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон. — М: АНО «Православный журнал «Отдых христианина»», 2002. Дата 8 июля указана в описании под 22 октября, .

Алексей Артемьев, художник Вышневолоцкая Андрониковская икона и ее чудеса, газета «Тверские ведомости»,

Алексей Артемьев, художник, общественный деятель Вышневолоцкая Андрониковская икона и ее чудеса, газета «Тверские ведомости»,

За время существования Византийского государства, период которого составил IV-XV век, культурное мировоззрение общества успело значительно преобразиться, благодаря появлению новых творческих взглядов и направлений в искусстве.

Их уникальное многообразие художественных произведений, которые по-разному отражали сложившуюся в мире действительность, способствовали непременному развитию высших духовных ценностей, побуждая новые поколения общества к наибольшему просвещению. Среди самых распространенных видов культурного достояния Римской империи, особое внимание следует уделить иконописи.

История византийских икон

Широкое распространение иконопочитания в Византии засвидетельствовано уже многими литературными памятниками 7-го века.

«Начертываю и пишу Христа и страдания Христовы в церквах и домах, и на площадях, и на иконах, – писал один из авторов той эпохи Леонтий Иерапольский, – чтобы, ясно видя их, вспоминать, а не забывать. … И как ты, поклоняясь книге Закона, поклоняешься не естеству кож и чернил, но находящимся в них словесам Божиим, так и я поклоняюсь образу Христа. Не естеству дерева и красок … но, поклоняясь неодушевленному образу Христа, через него я думаю обнимать Самого Христа и поклоняться Ему…»

Византийская иконография — это старинный религиозный жанр средневековой живописи, где авторам предстояло наглядно проиллюстрировать образы мифических персонажей, взятые из библии. Изображения священных лиц, которые римским художникам удавалось полностью отобразить на твердой поверхности, стало называться иконой.

В основе создания первых византийских икон, лежит старинная техника написания, получившая широкую популярность в античные времена. Она назвалась энкаустика.

В процессе её использования, иконописцам приходилось разбавлять свои краски, смешивая их с воском, который являлся главным действующим веществом. Его уникальная формула, покрывающая внешнюю сторону священного полотна, позволяла иконе долгое время сохранять свой первозданный вид в первоначальной исходной форме.

Помимо этого, главные черты лица, отражающие подлинный взгляд религиозных личностей представлялись художественными творцами весьма поверхностно, с отсутствием точной детализации. Именно поэтому в первых работах, Доиконоборческого периода, охватывающий период 6 – 7 века, можно сразу же обратить внимание на грубые и в некоторых местах размытые черты лица. К числу их главных произведений следует отнести синайскую икону Апостола Петра.

Далее, с наступлением Иконоборческого периода, традиционное создание религиозных икон оказалось крайне затруднено. В первую очередь, это было связано с новыми общественно-политическими движениями, которые активно предпринимались в Византии на протяжении нескольких сотен лет. Ярые противники религиозной культуры стремились полностью запретить многовековое почитание икон, при помощи их полного уничтожения.

Однако, византийские иконы все-таки продолжили создавать, осуществляя данный процесс в строгой секретности от государственного надзора. На тот момент времени, действующие иконописцы решили полностью поменять ранее сложившееся отношение к пониманию церковной веры.

Доиконоборческий период

Иконы этого периода характеризуются следующими особенностями: изображения были грубыми и схематичными, так как иконописцы не прорисовывали мелких деталей; из-за схематичности изображения иконы были похожи друг на друга.

Иконописцы этого времени использовали особую технику живописи (так называемую энкаустику), которая позволяла надолго сохранять иконы в их первозданном виде. Благодаря этому и в наше время сохранились иконы, написанные в 6 – 7 веках. Наиболее известные иконы доиконоборческого периода – «Христос Пантократор» и «Апостол Андрей».

Иконоборческий период

Этот период стал самым сложным в развитии еще не сформированной окончательно византийской иконописи. В тридцатых года восьмого века в Византии начинается активная и жестокая борьба с религиозными противниками. В результате этой борьбы многие иконописцы были объявлены еретиками, а их произведения подверглись уничтожению.

Вместо икон художникам предписывалось изображать животных, растения, сюжеты из повседневной жизни и прочее. Но это не смогло остановить развитие иконописи. Многие мастера уехали в отдаленные уголки империи и продолжили свою работу. Центром иконописи стала Италия, куда переехали многие византийскими иконописцами.

Даже светские историки признают, что культура Византии времен иконоборчества отмечена печатью упадка. «Торжество Православия» привело к культурному подъему, продолжавшемуся несколько веков. Но в результате 4-го крестового похода западные крестоносцы разграбили Византию и в 1204 году захватили Константинополь.

«Золотой век» византийской иконы завершился. Позднее православная Византия вновь обрела независимость и добилась новых культурных достижений, но иконописные шедевры последующего времени были созданы за пределами Византии. В 1453 году Византийская империя погибла от турецкого нашествия…

Послеиконоборческий период

Послеиконоборческий период стал временем расцвета византийской иконописи. Именно в этот период икона, написанная красками на доске, получает широкое распространение, становится неотъемлемой частью храмового интерьера.

Доски для иконы изготовляются главным образом из кедра и кипариса. Иконы бывают разных размеров и разной формы. Как правило, в иконе вырезается ковчег — поле глубиной до ю мм, повторяющее форму доски. Основное изображение помещается внутрь ковчега, а поля иконы либо остаются свободными, либо на них помещаются дополнительные изображения.

Основой этого стиля стали образцы икон, написанные греческими мастерами.

Важную роль в византийской иконописи послеиконоборческого периода играет золото. Многие иконы написаны на золотом фоне. Материалом для этого фона являются тонкие листы сусального золота, накладываемые на клей поверх левкаса и затем тщательно разглаживаемые. Золото используется также для отделки различных элементов одежды.

В этом случае рисунок наносится на икону при помощи чесночного сока, обладающего свойствами клея; затем на поверхность кладется лист сусального золота, который прилипает к поверхности иконы в тех местах, где чесночным соком был сделан рисунок; далее ненужные части золотого листа счищаются с поверхности.

Комниновский период

Этот период характеризуется сменой стиля. Иконописцы вновь вернулись к античному стилю, оставив аскетический. Изображения на иконах получают форму. Лики святых становятся более живыми, имеют индивидуальные черты.

Хорошо прорисованы одежды святых. Ярчайшими примерами являются: «Владимирская икона Богоматери», написанная в Константинополе; мозаическая икона «Христос Пантократор Милующий»; икона «Григорий чудотворец».

Появление житийских образов

В самом начала 13 века центр Византии – Константинополь был разграблен и разрушен рыцарями-крестоносцами. На некоторое время иконописные мастерские прекратили свою работу. Тем не менее, трагические события не смогли прекратить развитие иконописи, напротив, сформировался новый тип византийской иконы – житийные иконы, то есть, изображающие сцены из жития святых.

До этого времени картины жития святых изображали исключительно на страницах церковных книг. В первом же десятилетии сцены житий стали изображать на иконах святого. В центре иконы размещали лик самого святого, а вокруг, по периметру, картины из его жития. Яркими примерами житийный икон служат икона Святителя Николая и икона Святой Екатерины.

Палеологовский период

В середине 13 века Константинополь был возвращен греками, что не могло не наложить свой отпечаток на иконописные традиции. В этот период чувствуется влияние античной культуры и искусства. Иконы этого периода довольно сильно отличаются от ранних икон.

Очень хорошо прописаны лица святых, складывается такое чувство, что иконописец писал портрет святого. Настоящими шедеврами палеологовского периода являются: икона «Святой Феодор Стратилат», икона «Двенадцать апостолов», икона «Христос Пантократор».

Символика и образы византийской иконы

Новый художественный замысел способствовал окончательному изменению прежней символики, которая знаменовалась переходом от старого натуралистического восприятия чувственного мира к более религиозному и священному его отражению. Теперь образы византийских икон придерживаются иных рукописных канонов.

Икона является своего рода окном в духовный мир. Отсюда ее особый язык, где каждый знак – символ, обозначающий нечто большее, чем он сам.
Лицо на иконе это лик, повернутый к Богу, личность, преображенная в свете вечности.

Лик в иконе – самое главное, а главное в лике – глаза. Известное выражение «глаза – зеркало души» родилось в системе христианского мировоззрения.

Большое значение в иконе придается также рукам, многое говорящим о личности человека. Каждый жест рук осмысливается по-своему, несет определенную духовную информацию, каждой новой ситуации соответствует свой жест. Лик и руки иконописец, как правило, выписывал очень тщательно.

Фигуры же обычно изображались как бы «облегченно», так, чтобы тело выглядело невесомым и бесплотным. Тела в иконах словно парят в пространстве, зависая над землей. Иконописное изображение стремится передать соединение внешней хрупкости и внутренней мощи. Тела на иконах имеют удлиненные пропорции, что является выражением одухотворенности человека, его преображенного состояния. Икона являет нам образ нового человека, преображенного, целомудренного.

Как всякое живописное произведение, икона имеет дело с цветом. Фон классической византийской иконы – золотой. Это одновременно цвет и свет. Золото обозначает сияние Божественной славы, это свет нетварный, символ Небесного Иерусалима. Золотой цвет служит выражением самого ценного в духовном мире. Наиболее близким по смыслу к золотому стоит белый цвет.

Он также является цветам и светом одновременно, но применяется гораздо реже золотого. Белый цвет символизирует чистоту, непорочность и причастность божественному миру.

Красный и синий цвета, как правило, выступают вместе. Они символизируют милость и истину, красоту и добро, земное и небесное, то есть те начала, которые в падшем мире разделены и противоборствуют, а в Боге соединяются и взаимодействуют.

В зависимости от степени святости героев, которые представлены в библейской мифологии, наименование их ликов стало подразделяться на такие категории как:

  • Апостолы;
  • Бессребреники;
  • Благоверные;
  • Великомученики;
  • Мученики, и.т.д.

Всего их насчитывается 18 видов. Наглядным примером, демонстрирующий применение новых художественных канонов, является икона Иисуса Христа в византийском стиле, которая называется Христос Пантократор.

В основе её создания были задействованы новые цветовые формы, представляющие собой сочетание натуральных и порошковых красок размешанные в жидкости.

Основные черты лица, которые художнику удалось придать данной святыне, оказались настолько естественными и правильно переданными, что и в остальных последующих работах, Божий взгляд стал представлялся точно в таком же, виде, который предшествовал ранее созданному оригиналу.

Влияние на древнерусскую иконографию

Иконы Византии, во всем своем эстетическом великолепии сумели внести неоценимый вклад в развитие древнерусской иконографии. Поскольку главными основоположниками культурно-религиозного просвещения, в первую очередь следует выделить именно римских художников-иконописцев.

Свои накопленные знания по созданию церковного великолепия они успели передать не только своему будущему поколению, но и другим существовавшим на тот промежуток времени государствам, одним из которых являлась Древняя Русь.

Значение икон

В трудные времена массового голода, эпидемии чумы и народных восстаний, когда жизни и здоровью людей угрожала серьезная опасность, значение Византийских святынь оказывалось крайне велико в оказании помощи и спасении.

Их чудотворные свойства позволяли исцелить маленьких детей и взрослых от многих сердечно-сосудистых и головных болезней. Кроме того, люди старались обращаться к ним заблаговременно, с целью формирования жизненного благополучия родным и близким.

Для православных иконы имеют огромное значение. Обращаясь к иконе с молитвой, православный человек видит в ней своего рода посредницу между собой и Господом. Иконопись исстари почиталась делом богоугодным; заниматься ею можно было, только получив благословение и очистившись от скверны молитвой.

Одними из самых древних являются греческие иконы, ведь именно в Греции сложилась своя иконописная традиция, вызывающая восхищение своей утонченностью и одухотворенностью. Так, греческие иконы Богородицы поражают выразительностью: на ликах Пресвятой Девы такая отрешенность, такая скорбь, что они затрагивают самые глубокие струны души.

Из истории греческой иконописи

Не вдаваясь подробно в историю Греции, следует напомнить, что в середине 2 века до н.э. она оказалась под властью Римской империи, которая впоследствии распалась на Западную с центром в Риме и Восточную с центром в Византии. Именно здесь иконопись достигла высочайшего уровня развития.

Впоследствии Византия, христианское государство, и Греция, входившая в ее состав, несколько веков находилась под властью Османской империи. Турки достаточно лояльно относились к внутренней жизни страны и даже к православию – главным для них было, чтобы население не бунтовало и исправно платило налоги. Однако в исламе, как известно, запрещено изображение людей, а тем более Бога, поэтому иконы беспощадно уничтожались, а вместе с ними – и греческая (византийская) иконописная традиция.

Когда в 1453 году турки завоевали Константинополь, большинство иконописцев бежало на остров Крит, находившийся под властью Венецианской Республики. До нашего времени дошли сведения примерно о 240 иконописцах, которые писали иконы на заказ как для православных, так и для католических стран. Очень часто они копировали старинные иконы, так как заказов было очень много.

Для византийского стиля иконописи характерно строгое соблюдение сложившихся канонов, где было предопределено всё, от стиля изображения, сюжетов, позы вплоть до цветов одежды. На этих иконах источник света отсутствовал, сам свет равномерно распределялся по всему пространству иконы, а фон был преимущественно золотым. Краски при этом с точки зрения тона были либо одинаково яркими и светлыми, либо одинаково приглушенными.

Греческая иконопись не старается натуралистически передать мир, воспринимаемый чувствами; она обращается к духовному, нематериальному. Иконы изображают не лица, а лики, отсюда некоторая их условность, диктуемая каноническими традициями.

Особенно явственно проявляются характерные особенности византийского стиля в изображении ликов с помощью санкирного способа письма, то есть построения объема путем сложного процесса моделирования, который получил широкое распространение еще в 12 веке. Великолепным образом этого стиля является Владимирская икона Божьей Матери.

Одним из крупнейших центров иконописи стал Афон, иконописцы которого продолжили византийские традиции. Вместе с тем стиль становится более упрощенным, резкие линии сочетаются с локальными цветовыми пятнами. Несмотря на влияние прочих иконописных школ, афонская традиция становится одной из самых главных. Здесь выполнялось множество копий (списков) со старинных икон, которые заказывались для преподнесения в дар христианским властителям или предназначались для паломников.

Современные иконы из Греции

В наше время писание икон стало в Греции немаловажной отраслью экономики, поскольку спрос на иконы из Греции, которые приобретают православные туристы и паломники, не уменьшается.

Особой популярностью пользуются списки (копии) икон Пресвятой Девы, находящихся в монастырях Афона. Они хорошо знакомы не только православным верующим, но и ценителям искусства. Напомним, что некоторые такие списки сделаны с икон, писанных, по преданию, самим евангелистом Лукой еще при жизни Богоматери. Молитва перед такой иконой, пусть даже и в списке, приносит душе умиротворение и благодать.

Церковные христианские предания относят создание первых икон к апостольским временам и связывают их с именем евангелиста Луки. Апостолу и евангелисту Луке приписывают семьдесят икон, изображающих Богоматерь, но лишь три из них были написаны с самой Богородицы, получив ее прижизненное благословение.
св. Лука пишет икону Богоматери: слева — автор Михаил Дамаскин, XVI век, справа — автор иконы неизвестен, XV-XVI вв.
Иконы (по греч. «образ») получили широкое распространение при Юстиниане в VI веке, прежде всего в храмах. Ранние христиане называли иконой всякое изображение святого, противопоставляя его «идолу» — языческому изображению. Позже так стали называть только портреты святых. Появление иконы позволило объединить две важные культовые функции – поминовения и поклонения.
Самое широкое распространение имели деревянные иконы. Основа – деревянная доска с наклеенной на нее тканью – паволокой. Затем идет левкас – слой белого шлифованного грунта из гипса и мела; на него наносят контуры рисунка и красочный слой, который закрепляют сверху защитным слоем олифы или лака.
Несколько позже возникла традиция обрамления иконы – оклад, его выполняли из дерева и драгоценных металлов, украшали жемчугом и самоцветами.
На развитие иконописи большое влияние оказала египетская живопись, в частности, фаюмский надгробный портрет (большинство изображений найдено в египетском оазисе Эль-Фаюм, в районе дельты Нила).
Фаюмские портреты – единственный известный образец древней станковой портретной живописи, написаны в технике энкаустики или темперой на тонких деревянных дощечках (реже на холсте). Естественно портреты писались с человека, еще при его жизни и хранились в доме, а после смерти накладывались как маски на лицо.
В дельте Нила, с IV в. до н.э. греки, а потом с первых десятилетий н.э. римляне составляли большинство населения. Они восприняли многие древнеегипетские обычаи, в частности мумификацию, однако вместо условных масок, которые египтяне клали на лицо мумии, греки и римляне использовали реалистические портреты. В фаюмских портретах соединились и переплелись: египетская вера в бессмертие души, эллинистическая культура живописи и жизненная достоверность римского мозаичного и скульптурного портрета. Но мозаичный портрет слишком дорог, «не по карману» для большинства людей и его невозможно было использовать как посмертную маску.
фаюмский портрет римский мозаичный портрет, III век
Изображенные анфас, лица на фаюмских портретах строги, отрешенно бесстрастны, взгляд огромных глаз устремлен вдаль, мимо зрителя. Именно этот метод был использован при создании византийского иконописного канона.
На каждой из древнейших, дошедших до нас, икон VI века изображался один святой по пояс или погрудно. Иконы писались в технике энкаустики – восковыми расплавленными красками, в результате создавалась блестящая, реально осязаемая поверхность. Иконы писали также темперой (краски на яичной основе), но ситуацию это не изменило. Благодаря этому долгое время сохранялись античные традиции – лица изображенных святых наделены чувственной красотой, а тела объемны почти до осязаемости.
Христос Пантократор из монастыря св. Екатерины, Синай, VI в. энкаустическая икона Христа
Вероятно, поэтому у многих христиан возникал вопрос о самой возможности изображения священных сюжетов и персонажей, о назначении подобных символов. Для христиан изображение Бога должно было только напоминать о нем, но не замещать его.
Из ранних икон сохранились немногие энкаустические иконы:
апостол Петр. VI век. Монастырь св. Екатерины на Синае
По приказу императора Максимилиана для всеобщего осмеяния Сергия и Вакха, как и десятки, сотни других христиан, водили по городу в женской одежде с железными обручами на шеях, к которым прикреплены большие железные кресты. Как только мученик делал шаг, «украшения» вонзались ему в шею, поэтому человек вынужден был держать тяжеленный крест в руках. Святые мученики изображены погрудно, в их больших, широко раскрытых глазах духовная сосредоточенность, усталость и отрешенность от мира, но нет страха и отчаяния.
святые, мученики Сергий и Вакх. VI или VII век. Монастырь св. Екатерины на Синае
Меньше всего сохранилось икон, написанных темперой и крайне редки сюжетные иконы:
слева — святые Харитон и Феодосий, темпера, Синай, VIII-IX вв.
справа — Крещение Господне. Палестина, около 600 г.
Очень многие иконы, почти все, были уничтожены в период иконоборчества.
К началу VIII в. почитание икон достигло огромного размаха, превратившись в суеверие.
Иконы стали считать не только образом, который может возвести к духовным сущностям, но собственно священными предметами в которых изначально (с момента ее написания) заключена божественная благодать. Иконы превратились в предмет настоящего культа, разновидность языческого идолопоклонства. Некоторые священники, убежденные в сакральности икон, скоблили краски с икон, смешивали их с хлебом и вином и давали прихожанам во время причастия. Но большая часть духовенства просто использовало суеверия паствы в целях обогащения и усиления своего влияния. Это позволило монастырям накопить огромные богатства, значительно превышавшие императорские и государственные запасы.
В 726 г. император Лев III, Исавр, издал указ, запрещающий воздавать поклонения иконам как божественным изображениям и предписывающий размещать иконы в храмах на значительной высоте. Духовенство в ответ обвинило императора в оскорблении христианских святынь.
Все население империи разделилось на два лагеря: иконоборцев и иконопочитателей.
Противники икон опирались на положения Библии: Бог есть дух, никто никогда его не видел и человек не может его увидеть, а также заповедь Моисея: не сотвори себе кумира. Они допускали только чисто символический образ: евхаристические хлеб и вино, а для украшения храмов: золотые одежды, орнамент и изображения животных, птиц, охоты, скачек, рыбной ловли и театральных зрелищ. Эти же идеи получили большое распространение в эпоху Реформации.
Против иконоборчества выступил ряд церковных деятелей. Они утверждали, что отрицая божественные изображения, иконоборцы отрицают возможность одухотворения материи, что противоречит основам христианского учения.
Для большинства представителей католической церкви это был повод, предлог для выхода из-под власти Константинополя. Папа Григорий III приказал прекратить сбор подати в пользу Восточно-Римской империи, дав понять, что отныне он не считает себя подданным императора, и этот его шаг поддержала вся Италия. Затем последовало провозглашение Священной Римской империи во главе с Карлом Великим (но об этом я уже писала…).
К концу VIII в. движение иконоборцев пошло на убыль. В 787 г. императрица Ирина, созвала в Константинополе VII Вселенский Собор, который постановил; «иконы – напоминательные начертания» и почести им разрешалось воздавать только в таком качестве. Тем самым Собор отверг и иконоборчество и крайности иконопочитания.
VII Вселенский собор, слева — икона; справа — миниатюра из Минология Василия II, 985 г.
Триумф православия, икона
Но даже подтверждение в 843 г. нового VIII Собора решений предыдущего VII Собора не разрешило всех проблем. Особенно остро стояли вопросы: что именно можно изображать на иконе и как именно это следует передавать.
Ответ на вопрос «что» был дан в трудах Иоанна Дамаскина.
Созданная им теория «священного образа» положила начало канонизации иконописи.
Дамаскин призывал различать «образ» и «изображение». Изображение подобно телу человека, но не имеет душевных сил, напротив, сын, будучи естественным образом отца, не является его копией, но находится с ним в духовном родстве. Всякий образ есть выявление и отображение/обнародование скрытого. Невидимого, неописуемого Бога изобразить невозможно, но воплотившегося Бога, реально принявшего человеческую плоть, жившего среди людей, изображать не только можно, но и необходимо.
Можно и нужно писать то, что существовало в земной действительности – сцены из Священного Писания, из жизни святых, Богоматерь и Христа в их земном облике. Вся вселенная может быть показана с помощью образов, при этом изображаются тела и фигуры, имеющие телесное очертание и окраску.
Нельзя изображать только Бога-Отца, поскольку никто из смертных никогда его не видел.
Изображать невидимое и бестелесное можно, но в символическом и аллегорическом виде. Но могут быть показаны и бестелесные «духовные существа». Они отображаются так, «как их видели достойные люди».
Так в православной церкви утверждается первенство авторитета перед/над опытом.
Теория средневековой (византийской) иконописи сложилась в VII-VIII вв. благодаря трудам Иоанна Дамаскина.
Иоанн-Мансур, в монашестве Иоанн Дамаскин, родился во второй половине VII в. в Дамаске и, получив в наследство от отца должность казначея при дворе халифа, оставил двор, переехал в Иерусалим, стал монахом и до конца своей жизни прожил в пещерном монастыре св. Саввы на берегу сухого Кедронского потока.
Слева — икона прп. Иоанн Дамаскин. Афон. XIV в.
Справа — икона преподобных Иоанна Лествичника, Иоанна Дамаскина, Арсения. (таблетка).
Новгород. Конец XV в. 24 х 19. Из Софийского собора. Новгородский музей
Дамаскину принадлежит обоснование основного принципа средневековой (и византийской) культуры – компилятивность.
Компиляция (лат. «ограбление») понимает творчество не как создание чего-то принципиально нового (все уже создано Богом), а как составление и сопоставление известных высказываний мыслителей прошлого.
Принцип создания, «сочинения нового», движения вперед, а значит прогресса, и связанное с этим понятие inventio (изобретение, новация, инновация, новшество) появился значительно позднее, только в Новое время.
Дамаскин писал: «Я не скажу ничего своего, но по мере сил соберу и представлю в сжатом изложении то, что было разработано испытанными наставниками». Главным философским компилятивным трудом Дамаскина был энциклопедический двухтомник «Источник знания».
В искусстве Византии принцип/идея компилятивности нашел поддержку среди всех слоев населения, поскольку в нем отразилась необходимость/потребность «собирания» идей, достижений эллинистической и римской античности, хрстианских идей и достижений ряда культур других народов Средиземноморья, поскольку сама Империя ромеев была конгломератом многих народов, идей и культур.
Реально зримое и понятное всем ромеям и неромеям воплощение, отражение принцип компиляции имел в мозаике, где целое собирается из заранее данных частичек. На это, как пример, аналога мыслительной деятельности, указывал и сам Дамаскин.
Дамаскин обосновал значение иконы в православии тем, что икона дает созерцающему информацию, «заменяя неграмотным книги». Он призывал полнее изображать в храмах церковную историю. Так в иконопись входит исторический жанр: многие православные церкви целиком заполнены мозаиками и фресками. Более того, церковно-исторические циклы часто составляют единственное сюжетное содержание икон.
«Образ есть напоминание», рассматривая события из жизни святых, верующие стремятся им подражать, вспоминают, что сами изначально были чисты и святы и лишь грехами своими замутили свою чистую божественную природу.
Икона дает духовное наслаждение – глядя на нее, люди возвышаются духом.
Изображенное на иконе не является конечной целью ее понимания, икона – не картина, изображение на иконе – не реалистическое.
Икона создается для синтетического восприятия, как один из предметов церковного ритуала важными составными частями которого является использование большинства органов чувств: зрения (созерцание икон, мозаик и фресок, мерцающего света горящих свечей), слуха (звуки церковного пения, голоса священнослужителей во время службы), обоняния (запах ладана) и осязания (целование икон). Все это обеспечивает понимание глубинной сущности иконы, с которой связано два главных понятия: благодати и поклонения.
Понятие благодати является краеугольным камнем в христианстве вообще (и не только в нем, а во всех мировых и национальных религиях).
Благодать понимается не как справедливость или честность, а как вполне конкретная и реальная субстанция, которая может накапливаться и передаваться от одного человека или предмета, которые уже обладают благодатью, к другому человеку.
Именно это, считает Дамаскин, основа чудотворных икон, а также почитание наполненных благодатью мощей святых и их могил.
И в настоящее время православная служба возможна лишь в том случае, если в храме в наличии имеется антиминс – шелковый плат с изображением положения Христа во гроб и зашитым кусочком (кусочками) мощей святых. Антиминс – источник благодати всего храма.
Принято считать, что благодать передается через глаза и ладони рук, поэтому при возложении ладоней на голову человека (рукоположение, например, при посвящении в духовный сан) священник передает посвящаемому часть своей святой силы.
Наполненный благодатью человек пребывает в особом состоянии и не делает греха, не может его совершить, а не потому, что боится его совершить под страхом посмертного наказания (Из Слова о законе и благодати митрополита Иллариона).
Икона является писанным поклонным образом. Дамаскин считает это положительным моментом веры. Люди поклоняются запечателенному в иконе образу/образам, а не изображению. Поклонение, писал Дамаскин, есть знак благоговения, т. е. умаления и смирения, иначе преодоление гордыни. Это очень важно, поскольку по христианскому учению именно гордыня является началом всех грехов.
Для того, чтобы ответить на вопрос «как именно следует изображать» все то, что было предписано Дамаскином, потребовались долгие поиски новых художественных решений на протяжении ряда столетий.
В результате был выработан византийский иконографический канон. Канон регламентировал буквально все: круг композиций и сюжетов Священного Писания, допустимых к изображению, передачу пропорций фигур, выражения лиц святых и тип внешности каждого из них, палитру цветов и технику живописи.
В следующий раз мы рассмотрим подробно византийский канон, его основные положения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *