Грешить бесстыдно непробудно блок

Стихотворение написано 26 августа 1914 года и входит в цикл «О Родине». Тема стихотворения – о России. Основу сюжета составляет зарисовка жизни лавочника, мелкого торговца. Проблематика – бездуховность человека в капиталистическом обществе. Идея произведения – отразить реальную картину жизни людей одного из слоёв общества в современной России.

Композиция стихотворения тематическая. Сцены выстраиваются по закону прямой перспективы. На первом плане – сцена в церкви. В центре – действия героя. И наконец, картина спящего в «тяжёлом сне»

героя. Завершают произведение слова надежды, звучащие из уст лирического героя, отражающие подлинное отношение автора к изображаемому миру.

Главный герой произведения – пьющий, ворующий торгаш. Но в стихотворении прослеживается процесс возрождения человека. Утром, проснувшись, он с головой, затуманенной от хмеля, стыдясь «сторонкой» идёт в храм. Именно момент пробуждения, духовного раскаяния запечатлён в стихотворении. И звучит надежда, что на смену старой, отжившей России идёт новая, светлая, возрождающаяся.

Печальная картина реальной современности в данном стихотворении сказывается во всём строе

речи Блока. Язык этого стихотворения соответствует мрачности изображаемого: насыщенность глаголами в неопределённой форме: грешить, потерять, обмерить; эпитеты: головой трудной, бедный оклад, тяжёлый сон. Отвращение к происходящему передают прилагательное – заплёванный и глагол «переслюнить». Суеверность отражает повтор числительных три и семь.

Нельзя остаться равнодушным, не беспокоиться за судьбу своей родины, изучив это стихотворение. В стихотворении дан символический образ пьяной России. Беспробудное пьянство убивает всё живое и прекрасное, что есть в человеке. Но, благодаря двум последним строкам, мы понимаем, что придут перемены, новые порядки, светлое будущее.

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин О портале Вход для авторов

Олег Краснощёков: литературный дневник

Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза поклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне…
Да, и такой, моя Россия,
Ты свех краев дороже мне.

Александр Блок.

Нужно любить Россию, нужно «проездиться по России», писал перед смертью Гоголь. «Как полюбить братьев? Как полюбить людей? Душа хочет любить одно прекрасное, а бедные люди так несовершенны и так в них мало прекрасного! Как же сделать это? Поблагодарите Бога прежде всего за то, что вы — русский. Для русского теперь открывается этот путь, и этот путь — есть сама Россия. Если только возлюбит русский Россию, — возлюбит и все, что ни есть в России. К этой любви нас ведет теперь сам Бог. Без болезней и страданий, которые в таком множестве накопились внутри ее и которых виною мы сами, не почувствовал бы никто из нас к ней сострадания. А сострадание есть уже начало любви»… «Монастырь наш — Россия! Облеките же себя умственно рясой чернеца и, всего себя умертвивши для себя, но не для нее, ступайте подвизаться в ней. Она теперь зовет сынов своих еще крепче, нежели когда-либо прежде. Уже душа в ней болит, и раздается крик ее душевной болезни. — Друг мой! или у вас бесчувственно сердце, или вы не знаете, что такое для русского Россия!»

Понятны ли эти слова интеллигенту? Увы, они и теперь покажутся ему предсмертным бредом, вызовут все тот же истерический бранный крик, которым кричал на Гоголя Белинский, «отец русской интеллигенции».

В самом деле, нам непонятны слова о сострадании как начале любви, о том, что к любви ведет Бог, о том, что Россия — монастырь, для которого нужно «умертвить всего себя для себя». Непонятны, потому что мы уже не знаем той любви, которая рождается из сострадания, потому что вопрос о Боге — кажется, «самый нелюбопытный вопрос в наши дни», как писал Мережковский, и потому что, для того, чтобы «умертвить себя», отречься от самого дорогого и личного, нужно знать, во имя чего это сделать. То и другое, и третье непонятно для «человека девятнадцатого века», о котором писал Гоголь, а тем более для человека двадцатого века, перед которым вырастает только «один исполинский образ скуки, достигая с каждым днем неизмеримейшего роста»… «Черствее и черствее становится жизнь… Все глухо, могила повсюду» (Гоголь).

Или действительно непереступима черта, отделяющая интеллигенцию от России? Пока стоит такая застава, интеллигенция осуждена бродить, двигаться и вращаться в заколдованном круге; ей незачем отрекаться от себя, пока она не верит, что есть в таком отречении прямое жизненное требование. Не только отрекаться нельзя, но можно еще утверждать свои слабости — вплоть до слабости самоубийства. Что возражу я человеку, которого привели к самоубийству требования индивидуализма, демонизма, эстетики или, наконец, самое обыденное требование отчаянья и тоски, — если сам я люблю эстетику, индивидуализм и отчаянье, говоря короче, если я сам интеллигент? Если во мне самом нет ничего, что любил бы я больше, чем свою влюбленность индивидуалиста и свою тоску, которая, как тень, всегда и неотступно следует за такою влюбленностью?

Интеллигентных людей, спасающихся положительными началами науки, общественной деятельности, искусства, — все меньше; мы видим это и слышим об этом каждый день. Это естественно, с этим ничего не поделаешь. Требуется какое-то иное, высшее начало. Раз его нет, оно заменяется всяческим бунтом и буйством, начиная от вульгарного «богоборчества» декадентов и кончая неприметным и откровенным самоуничтожением — развратом, пьянством, самоубийством всех видов.

В народе нет ничего подобного. Человек, обрекающий себя на одно из перечисленных дел, тем самым выходит из стихии народной, становится интеллигентом по духу. Самой душе народной подобное дело до брезгливости противно. Если интеллигенция все более пропитывается «волею к смерти», то народ искони носит в себе «волю к жизни». Понятно, в таком случае, почему и неверующий бросается к народу, ищет в нем жизненных сил: просто — по инстинкту самосохранения; бросается и наталкивается на усмешку и молчание, на презрение и снисходительную жалость, на «недоступную черту»; а может быть, на нечто еще более страшное и неожиданное.

Гоголь и многие русские писатели любили представлять себе Россию как воплощение тишины и сна; но этот сон кончается; тишина сменяется отдаленным и возрастающим гулом, непохожим на смешанный городской гул.

Тот же Гоголь представлял себе Россию летящей тройкой. «Русь, куда ж несешься ты? Дай ответ». Но ответа нет, только «чудным звоном заливается колокольчик».

Тот гул, который возрастает так быстро, что с каждым годом мы слышим его ясней и ясней, и есть «чудный звон» колокольчика тройки. Что, если тройка, вокруг которой «гремит и становится ветром разорванный воздух», — летит прямо на нас? Бросаясь к народу, мы бросаемся прямо под ноги бешеной тройке, на верную гибель.

Отчего нас посещают все чаще два чувства: самозабвение восторга и самозабвение тоски, отчаянья, безразличия? Скоро иным чувствам не будет места. Не оттого ли, что вокруг уже господствует тьма? Каждый в этой тьме уже не чувствует другого, чувствует только себя одного. Можно уже представить себе, как бывает в страшных снах и кошмарах, что тьма происходит оттого, что над нами повисла косматая грудь коренника и готовы опуститься тяжелые копыта.

Ноябрь 1908

А. Блок. «Россия и интеллигенция». — «Золотое руно», 1909, № 1

Опять над полем Куликовым
Взошла и расточилась мгла,
И, словно облаком суровым,
Грядущий день заволокла.

За тишиною непробудной,
За разливающейся мглой
Не слышно грома битвы чудной,
Не видно молньи боевой.

Но узнаю тебя, начало
Высоких и мятежных дней!
Над вражьим станом, как бывало,
И плеск и трубы лебедей.

Не может сердце жить покоем,
Недаром тучи собрались.
Доспех тяжел, как перед боем.
Теперь твой час настал.- Молись!

Александр Блок. Поле Куликово

© Copyright: Олег Краснощёков, 2014.

Другие статьи в литературном дневнике:

Авторы Произведения Рецензии Поиск Магазин Кабинет Ваша страница О портале Стихи.ру Проза.ру

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.



Анализ стихотворения Блока «Грешить бесстыдно непробудно»

Анализ стихотворения Блока «Грешить бесстыдно непробудно»

1907-1908 гг. — переломное время в жизни и творчестве Блока. В этот период стартовал новый этап его пути. Поэт стал уделять все меньше внимания поискам идеалов в ирреальных мирах. Взгляд его переключился на действительность. Он пришел к пониманию, что фундаментальные ценности неразрывно связаны с приобщением к родной стране, что Россия — высший духовный идеал. Именно в конце 1900-х годов Александр Александрович приступил к работе над важнейшим своим поэтическим циклом — «Родина», который множество раз трансформировался до того, как на свет появился окончательный вариант.

Стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно», по праву считающееся наиболее беспощадным блоковским стихотворением из тех, что посвящены России, написано в августе 1914-го. Главный герой текста — неизвестный обобщенный персонаж. Читателю ничего не рассказывается о его профессии, внешности, характере. Для описания действий Александр Александрович использует глаголы в неопределенной форме, относящиеся к бесконечной людской массе. Образ, созданный поэтом, не вызывает положительных эмоций. Персонаж грешен. Он посещает храм, но делает это тайком, украдкой. По какой — то причине ему не хочется демонстрировать обществу самый светлый свой душевный порыв. После похода в дом Господа герой продолжает совершать неблаговидные поступки. На этот раз Блок конкретизирует его грехи: он обманывает людей, жестоко

обращается с животными. В доме у персонажа имеются лампады, иконы. Вот только вряд ли их часто используют для молитвы. Поэт указывает, что около них герой пьет чай, ведет бухгалтерию и пересчитывает наличные деньги. Скорей всего, Александр Александрович представляет обобщенный образ купеческой России, душу которой разбудить невероятно трудно. Для воссоздания быта ее представителей подобраны яркие эпитеты: пол в церкви назван заплеванным, иконный оклад — «столетним, бедным и зацелованным», комод в доме персонажа — пузатым, перины на его кровати — пуховыми.

Завершается стихотворение «Грешить бесстыдно, непробудно» неожиданным выводом: Да, и такой, моя Россия,

Ты всех краев дороже мне.

Эти две строчки — выражение истинного патриотизма. Блок любит свою родину вне зависимости от того, насколько грешен ее народ, кто стоит у власти и как тяжела жизнь. Александр Александрович отличается от многих критиков российской действительности тем, что ему по-настоящему дорога страна, а не некий ее светлый образ.

Анализ стихотворения Блока «Грешить бесстыдно, непробудно…» — лучшее сочинение

Стихотворение написано 26 августа 1914 года и входит в цикл «О Родине». Тема стихотворения – о России. Основу сюжета составляет зарисовка жизни лавочника, мелкого торговца. Проблематика — бездуховность человека в капиталистическом обществе. Идея произведения – отразить реальную картину жизни людей одного из слоёв общества в современной России.

Композиция стихотворения тематическая. Сцены выстраиваются по закону прямой перспективы. На первом плане – сцена в церкви. В центре – действия героя. И наконец, картина спящего в «тяжёлом сне» героя. Завершают произведение слова надежды, звучащие из уст лирического героя, отражающие подлинное отношение автора к изображаемому миру.

Главный герой произведения – пьющий, ворующий торгаш. Но в стихотворении прослеживается процесс возрождения человека. Утром, проснувшись, он с головой, затуманенной от хмеля, стыдясь «сторонкой» идёт в храм. Именно момент пробуждения, духовного раскаяния запечатлён в стихотворении. И звучит надежда, что на смену старой, отжившей России идёт новая, светлая, возрождающаяся.

Печальная картина реальной современности в данном стихотворении сказывается во всём строе речи Блока. Язык этого стихотворения соответствует мрачности изображаемого: насыщенность глаголами в неопределённой форме: грешить, потерять, обмерить- эпитеты: головой трудной, бедный оклад, тяжёлый сон. Отвращение к происходящему передают прилагательное – заплёванный и глагол «переслюнить». Суеверность отражает повтор числительных три и семь.

Нельзя остаться равнодушным, не беспокоиться за судьбу своей родины, изучив это стихотворение. В стихотворении дан символический образ пьяной России. Беспробудное пьянство убивает всё живое и прекрасное, что есть в человеке. Но, благодаря двум последним строкам, мы понимаем, что придут перемены, новые порядки, светлое будущее.

  • Анализ стихотворения Блока «Русь моя, жизнь моя…»

В творчестве каждого поэта есть место патриотическим стихам. И Александр.

  • Анализ стихотворения Блока «Скифы»

    Стихотворение «Скифы» одно из интереснейших и самых необычных в творчестве.

  • Анализ стихотворения Блока «О, весна! без конца и без краю…»

    А.А. Блок написал свое полное оптимизма стихотворение «О, весна без.

  • Анализ стихотворения Блока «Незнакомка»

    Это стихотворение было написано поэтом не в самый простой период жизни.

  • Анализ стихотворения «Россия» Блока

    Стихотворение «Россия» было написано А.А. Блоком в 1908 году в цикле.

  • Анализ стихотворения Блока «Ангел-хранитель»

    Александр Александрович Блок родился 28 ноября 1880 года в городе Санкт-Петербурге.

  • Анализ стихотворения Блока «Фабрика»

    Стихотворение «Фабрика», написанное А.Блоком в 1903 году относится к.

    Образ Руси в поэзии Блока А. А.

    Тема патриотизма является традиционной в творчестве всех русских писателей. Образ Руси в поэзии А. А. Блока появляется тогда, когда его охватывает ощущение внутренней опустошенности. «Страшный мир» города, созданный им, начинает постепенно подавлять Александра Александровича. И вот прекрасный новый образ появляется в его творчестве — образ Руси. Поэзия Блока получает толчок к дальнейшему развитию. Именно в это время появляются известные циклы стихов «На поле Куликовом» и «Родина».

    «На железной дороге»

    Стихотворение «На железной дороге» — одно из лучших в цикле «Родина». Это произведение Блок (портрет его представлен выше) написал в 1910 г. Как отмечает сам автор, это было неосознанное подражание эпизоду из «Воскресенья», созданного Толстым. В центре внимания Александра Александровича оказывается поруганная женская любовь. Жизнь молодой покинутой девушки у Блока заканчивается гибелью. Героиня раздавлена жизнью. Для нее смерть является более предпочтительной, нежели смирение. Описанная автором трагедия раздавленной одинокой личности разворачивается прямо на глазах «сытых» людей, которые равнодушны ко всему.

    Прием контраста

    Блок использовал прием контраста для того, чтобы вскрыть причину изображенной им трагедии. Это, с одной стороны, роскошь и довольство, а с другой — грязь, боль, смерть. Александр Александрович ввел в текст различные художественные приемы (метафоры, гиперболы, олицетворения), которые помогают раскрыть главную мысль: гибель красоты и юности, бессмысленность и невозможность их существования в изображенном автором «страшном мире». Поезд является олицетворением судьбы, равнодушной ко всему. Люди в нем разделены на бедных и богатых. Нищая и голодная Россия, которая путешествует в «зеленых» вагонах, плачет и поет. Автор изображает фигуру жандарма возле красивой молодой девушки, которая бросает жадные взгляды «в пустынные глаза вагонов». Образ жандарма — символ железного уклада, который ограждает человека от полноты жизни, от счастья. Судьба поруганной девушки, изображенной в этом произведении, сближается с судьбой родной страны.

    «Грешить бесстыдно, непробудно. «

    Следует отметить, что образ Руси в поэзии Блока является двойственным. В своей Родине он видит как красоту, так и дикое, чуждое, загадочное начало, которое недоступно пониманию. Особенно ярко это двойственное отношение воплотилось в другом стихотворении Блока — «Грешить бесстыдно, непробудно…» Оно было написано в 1914 году. Автор вновь использует прием контраста. В рамках одного стихотворения он сталкивает и пошлость быта мещан, и стремление людей к христианской духовности. Александр Александрович изображает реалистичную картину России, современной ему. Темой данного стихотворения является темная, неуправляемая стихия жизни народа. Она подавляет личность человека, постепенно погружая его в косное существование. Душа его жаждет выбраться из этого болота. Человек ищет покаяния, но не находит его. Однако произведение заканчивается словами о том, что Россия, даже такая, автору «всех краев дороже».

    Цикл «На поле Куликовом»

    Несколько в ином свете предстает образ Руси в поэзии Блока, если говорить о цикле «На поле Куликовом». Здесь автор видит величие своей Родины в ее исторических свершениях. Александр Блок, обратившись к событиям 16 века, придал обобщенный смысл эпизоду исторической хроники. Любовь к России пробуждает вдохновенные строки в душе поэта. Он пишет: «О, Русь моя! Жена моя!»

    Особую роль в произведениях данного цикла играет символика. Крики лебедей, клекот орлов, бег коня — все это создает прекрасную картину Древней Руси. Она предстает перед читателем то в образе несущейся вскачь степной кобылицы, то в виде «светлой жены» воина.

    Таким образом, любовь к родной земле, непоколебимая вера автора в ее стойкость, силу, величие, светлое будущее выражаются в страстных строках произведений циклов «На поле Куликовом» и «Родина». Александр Александрович, опираясь на опыт своих предшественников (Некрасова, Лермонтова, Пушкина), отыскал новые грани, помогающие раскрыть образ Руси. В поэзии Блока при изображении родной страны используется олицетворение. Какой же предстает перед нами Россия? Давайте разберемся.

    Метафорический образ

    Метафорический образ Руси в поэзии Блока представлен в виде красивой женщины. Она доверчива, однако сильна духом и горда. На долю этой женщины выпадет множество испытаний. Однако Россия не пропадет, как считает автор. Как бы ни затуманились ее прекрасные черты очередной заботой, какому бы чародею ни удалось завладеть ею, она переживет любые невзгоды. Автор говорит о возможных бедах страны, используя иносказательный язык. И тут же Блок утверждает, что она непременно выйдет физически и духовно окрепшей и закаленной из всех испытаний.

    Очень важно знать и понимать поэзию Блока о России. Все его стихотворения, посвященные Родине, вызывают у читателя серьезные раздумья о судьбах нашей страны. Безусловно, его лирика актуальна. Кратко образ Руси в поэзии Блока мы охарактеризовали. Этот анализ вы можете дополнить собственными мыслями.

    Послушать стихотворение Блока Грешить бесстыдно

    Темы соседних сочинений

    Блок

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *