Григорианский и юлианский календарь

Статья свящ. Владимира Хулапа «Все ли равно, когда праздновать Рождество? Реформа календаря и пасхалии: история и современность» посвящена весьма злободневной в наше время «календарной» теме. Дав беглый очерк из истории календаря и пасхалии, автор сокрушается по поводу «календарной безграмотности» некоторых иереев и призывает к «ответу на вопросы, которые ставит перед нами современность». Откликаясь на призыв автора обсудить данную тему на страницах православной печати, предложим свое видение данной проблемы.

Прежде всего, следует четко определить место и роль календаря в жизни людей. Это далеко не только «система исчисления больших промежутков времени». Как свидетельствует история, с древнейших времен календарь является основой того сложного культурно-религиозного комплекса, который в наше время принято называть традицией. Все древние календари теснейшим образом были вплетены в культовые практики местных религий и носили тем самым сакральный характер. Любые изменения календарной системы тем или иным образом вытекали из радикальных изменения в традиции, обычно являвшихся следствием политических потрясений. И здесь мы видим еще одно важнейшее предназначение календаря: с самой глубокой древности он служит средством культурно-политической консолидации и интеграции. Характерно, что унификация того или иного календаря и его распространение на всё более широкие регионы далеко не всегда были следствием прямого политического давления государств имперского типа. Аналогичные процессы протекали и в ходе так называемой культурной экспансии, когда региональные традиции становились жертвой набиравшей силу доминирующей культуры. Так было с вавилонским лунно-солнечным календарем, распространившимся в свое время по всему Ближнему Востоку (кроме – что характерно – Египта); так было с китайской календарной системой, до сих пор господствующей во всех странах Дальнего Востока. При этом «точность» господствующей календарной системы – то есть ее соответствие астрономическим реалиям – вовсе не была ее обязательным качеством. Так, римский юлианский солнечный календарь, распространившийся в имперскую эпоху от Испании и Британии до Египта и Месопотамии, по многим параметрам уступал и вавилонско-иудейскому, и греко-македонским календарям. Достаточно напомнить, что римский календарь совершенно не учитывал движения Луны – одного из библейских «великих светил», чье влияние на биосферные процессы и занятия человека трудно переоценить. Христианская пасхалия, формировавшаяся в эпоху римского господства в Средиземноморье, должна была оптимальным образом совместить практическое удобство юлианского солнечного года с библейским лунно-солнечным календарем, по которому справлялась Пасха.

С математической точки зрения календарь представляет собой уравнение между тремя основными астрономическими периодами: а) вращения Земли вокруг своей оси (1 сутки); б) вращения Луны вокруг Земли (сидерический месяц, определяющий наблюдаемые фазы луны, равен 29,5306 сут.); в) вращения Земли вокруг Солнца (тропический год, определяющий сезонные явления, равен 365,2422 сут.). Эти три цикла не связаны между собой целочисленными соотношениями, что сводит построение календаря к поиску такой системы вставки добавочных дней и месяцев, в которой точность сочеталась бы с практичностью. Для удобства пользования календарь должен иметь относительно короткий период и строгую и понятную систему интеркаляции.

Основные типы лунно-солнечных календарных циклов были разработаны уже в античности. Это:

– 8-летний цикл:

8л = (8×12+3=) 99м = (96×29,5+3×30=) 2922д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5152д

– 19-летний цикл Метона:

19л = (19×12+7=) 235м = (228×29,5+7×30+4=) 6940д; средний год 365,2632д, средний месяц 29,5319д

– 76-летний цикл Калиппа:

76л = (4×235=) 940м = (4×6940-1=76×365¼=) 27759д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5309д.

– 304-летний цикл Гиппарха:

304л = (16×235 =) 3760м = (4×27759-1 =) 111035д; средний год 365,2467д, средний месяц 29,5306д

При создании христианской пасхалии за основу вначале был взят 8-летний цикл, который затем был преобразован в 84-летний:

– 84л = (84×12+31=) 1039м = (84×(12×29½+¼)+31×30-6=) 30681д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5294д.

Но настоящим шедевром математической мысли стала пасхалия на основе 19-летнего цикла, наложенного на юлианский год и в результате достигшая точности Калиппова цикла:

– 19л = (19×12+7=) 235м = (19×12×(29,5+¼)+7×30-1 = 19×365¼ =) 6939¾д; средний год 365,25д, средний месяц 29,5309д.

Эту пасхалию изобрел, по всей видимости, александрийский ученый Анатолий, впоследствии епископ Лаодикийский, во 2-й половине III в. Впоследствии пасхалия Анатолия была преобразована в александрийскую пасхалию – ту самую, по которой тысячу лет (с VI по XVI в.) жил весь христианский мир и которой Православные Церкви пользуется до сих пор. Важно понимать, что с математической точки зрения александрийская пасхалия неотторжима от юлианского календаря.

Вопрос об унификация христианского календаря был поставлен сразу же после того, как христианство стало господствующей религией Римской империи. Св. император Константин проявил острый интерес к календарной проблеме, т.к. считал недопустимым, чтобы христиане в разных частях государства справляли свой главный праздник в разное время. Таким образом, и здесь мы встречаемся прежде всего с политической функцией пасхалии как общехристианского календаря. Однако преодолеть традиции местных Церквей – особенно Римской, – оказалось далеко не просто даже после решений Вселенского Собора 325 г. Несмотря на несомненные преимущества александрийской пасхалии, папский престол перешел на нее не ранее VI в., а в Великобритании и других «захолустьях» Западной Европы старые пасхалии бытовали еще сотни лет. Тем не менее, с эпохи Юстиниана мечта Константина Великого о единообразии празднования христианской Пасхи обрела реальность не только на территории Империи, но и за ее пределами. Единственным исключением стала армянская «кривая Пасха», но и она выпадала всего 4 раза за 532 года.

При всем своем математическом изяществе христианская пасхалия далеко не идеальна. Каждые 128 лет юлианский год оказывается на сутки длиннее тропического, а каждые 312 лет указываемое в пасхалии полнолуние на сутки смещается от наблюдаемого. Мало-помалу эти погрешности стали заметны, что вызвало попытки устранить их. Однако выяснилось, что любая альтернатива александрийско-юлианской системе оказывается слишком громоздкой, и гораздо легче смириться с нарастанием погрешностей, не придавая ему большого значения. В XIV в. в Византии Никифор Григора и другие ученые предложили реформу пасхалии, по сути сводившейся к простому сдвигу 19-летнего цикла, структура которого оставалась в неприкосновенности. Их оппоненты (в частности, канонист Матфей Властарь) указывали, что тем самым источник ошибки не устраняется, и отрицали, что отклонения от равноденствий и полнолуний влияют на истинность совершавшихся христианских праздников. Но главным доводом против всяких календарных реформ была необходимость единовременного и повсеместного отказа от многовековой традиции, что в император Андроник II счел не только крайне трудным, но и политически опасным.

На Западе разговоры о необходимости коррекции календаря велись с XIII в. Но только во второй половине XVI в. в Риме решились на проведение календарной реформы. И здесь необходимо учитывать обстоятельства, в которых эта реформа проводилась. Было бы наивным полагать, что папой двигало одно лишь благородное стремление вернуть христианскую пасхалию к ее «истинным» параметрам, на которых она была создана 13 веков назад. Ведь все прекрасно понимали, что сделать это удастся лишь ценой разрушения традиционной пасхалии и введения крайне неудобного, по сути нецикличного метода определения пасхального полнолуния. Но папа Григорий XIII в 1581 г. санкционировал реформу, дабы решить две цели: доказать потрясаемой Реформацией Европе, что Римская Церковь, храня провозглашенную на Тридентском Соборе неукоснительную верность св. Преданию, самостоятельно определяет его содержание и ради «научной точности» способна пожертвовать некоторыми традициями; кроме того, календарная реформа, готовившаяся много лет как поистине всеевропейское мероприятие, была призвана продемонстрировать политический авторитет понтифика, по мановению которого император Рудольф II и прочие правители от Польши до Испании с ее заморскими колониями должны были 4 октября 1582 г. разом изменить ритм жизни миллионов своих подданных. План вполне удался, и даже самые непримиримые противники папства в Европе в конце концов были вынуждены смириться с папским нововведением. Дольше всех – почти 170 лет – «упрямились» протестантские Великобритания и Швеция, но и они в середине XVIII века перешли на григорианский календарь.

В XX в. триумфальное шествие григорианского календаря добралось до стран, чьи народы были традиционно привержены Православию. Примечательно, что процесс перехода на «новый стиль» начался в годы Первой мировой войны и последующего лихолетья: Болгария приняла его в 1916 г., Россия в 1918 г., Сербия и Румыния в 1919 г. Формально речь шла лишь о светском, но не о церковном календаре, однако было совершенно ясно, что возникшее в итоге «календарное расщепление» мирской и церковной жизни приведет к маргинализации Церкви, к ее вытеснению из общественной жизни. Любопытны те предлоги, которые выдвигались при проведении реформы. Вот, например, что гласил декрет советского правительства от 26 января 1918 г.: «В целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени, Совет Народных Комиссаров постановляет ввести по истечении января месяца сего года в гражданский обиход новый календарь…». Подписан декрет Лениным и Чичериным, помощником народного комиссара по иностранным делам. Это еще раз доказывает, что календарь всегда был и остается тем элементом системы международных отношений, который наиболее ярким образом отражает так называемое культурное доминирование. И советская власть, которая обычно предстает антагонистом капиталистических стран Европы, в данном конкретном аспекте продемонстрировала заискивающую тягу к консолидации с «почти всеми культурными народами» – ядром которых некогда был папский Рим, а ныне стал «цивилизованный» Запад.

Разумеется, Православие вовсе не зависит от верности юлианскому календарю – изобретению языческих астрономов. Нельзя сводить вопрос и к чисто научным аспектам. Разумеется, григорианский календарь более точно соответствует астрономическим реалиям, но едва ли кто-то из нас сможет это оценить на практике. Что же касается одного из главных достоинств календарной системы – ее простоты, – в этом отношении григорианский календарь с его 400-летним периодом оставляет желать лучшего. Спросите любого профессионального астронома, каким календарем пользуется он в своих научных исследованиях, и он ответит: юлианским. Вопрос о календаре – это прежде всего вопрос о целостности традиции, вопрос о сохранении самодостаточного культурного бытия. Не удивительно, что сторонники и противники календарной реформы во все времена делились на «консерваторов» и «инноваторов». И не стоит выставлять «ревнителей старины» непроходимыми невежами: они прекрасно если не осознают, то чувствуют духовную суть проблемы.

Когда мы слышим, что «современность ставит вопросы», мы должны понимать, что речь идет об очередном этапе культурного натиска «цивилизованных стран» на все прочие формы человеческой культуры. Сдержать этот натиск непросто, и у «культурного» правительства нет никаких внятных аргументов для того, чтобы ему сопротивляться. Иное дело – Церковь. Только она, во всем величии своей укорененной в веках и устремленной в вечность традиции, способна бросить вызов могущественным, но преходящим «веяниям момента». Конечно, при желании это можно преподнести как косное упрямство и нежелание модернизации. Но всегда можно задать вопрос: а какова цель реформ?

Следует честно признать, что западный календарь в качестве светского календаря стал одной из вех на пути интеграции России в западную цивилизацию. Уступка эта была исторически обусловлена и, по всей видимости, неизбежна. Ее прискорбными результатами стало, с одной стороны, «раздвоение» церковного и светского календаря, а с другой – забвение традиционных дат христианских праздников (пресловутое «Рождество 7 января»). С последней тенденцией нетрудно бороться, вернув на подобающее место даты по старому стилю в церковных календарях (откуда они по какой-то причине стали исчезать в последние годы). Это предотвратит и возможность недоразумений в 2100 году, когда все даты неподвижных праздников переместятся на 1 день: проблемы не возникнет, если все верующие будут помнить, что речь идет о датах гражданского календаря, тогда как церковный календарь пребывает непреложно. Кроме того, не следует забывать, что сами по себе числа и месяцы – вещь условная, и уже в древности у одного и того же праздника мирно сосуществовали самые разные даты (по разным календарям). Так, в святоотеческую эпоху 25 декабря – это и 2 перития (в Асии), и 8 апеллея (в Тире), и 9 тевета (в Дамаске), и 29 хойака (в Египте). Более того, в некоторых календарях – например, в древнеармянском, – даты всех христианских праздников смещались каждые 4 года, что ничуть не мешало их соблюдать.

Что же касается унификации церковного и светского календарей, то она имела бы смысл только в том случае, если бы способствовала восстановлению некогда утраченного органичного единства мирской и религиозной жизни. Однако опыт тех православных стран, где именно под этим предлогом церковный календарь был реформирован вслед за государственным, показывает, что этого не произойдет. Напротив, результатом будет ослабление Церкви – как вследствие неизбежных консервативных расколов, так и из-за самого факта отказа от вековой традиции под давлением сугубо внешних, мирских сил и обстоятельств.

Что же касается проблемы «осенней Пасхи» и прочих аргументов такого рода, то они не только не выдерживают богословской аргументации, но и несостоятельны с точки зрения здравого смысла. Очевидно, что христианская Пасха – в отличие от иудейского Песаха – никак не привязана к временам года и таким сезонным явлениям, как созревание хлебов или рождение ягнят. Уже много веков Пасха празднуется в разных полушариях в разные времена года, и от этого не спасает григорианский календарь. Что же касается древнего установления справлять Пасху непременно после равноденствия, то оно имело единственную цель: избежать случаев, когда праздновались бы две Пасхи в один год и ни одной – в другой. Однако принимавшаяся при этом граница года – весеннее равноденствие – восходит не к христианской, а к вавилонской астрологической традиции, богословская ценность которой сомнительна, а естественнонаучная – ничтожна.

Григорианский календарь – современная система исчисления, основанная на астрономических явлениях, а именно – на циклическом обращении нашей планеты вокруг Солнца. Продолжительность года в этой системе равно 365 суткам, при этом каждый четвертый год становится високосным и равен 364 суткам.

История возникновения

Дата утверждения Григорианского календаря — 4.10.1582. Данный календарь заменил действующий до этого времени Юлианский календарь. Большинство современных стран живёт именно по новому календарю: взгляните на любой календарь, и вы получите наглядное представление о Григорианской системе. Согласно Григорианскому исчислению, год разделён на 12 месяцев, продолжительность которых – 28, 29, 30 и 31 день. Календарь введен Папой Римским Григорием XIII.

Переход на новое исчисление повлек следующие перемены:

  • На момент принятия Григорианский календарь сразу сдвигал текущую дату на 10 суток и исправлял накопленные прежней системой ошибки;
  • В новом исчислении стало действовать более корректное правило определения високосного года;
  • Были модифицированы правила вычисления дня христианской Пасхи.

В год принятия новой системы к летоисчислению присоединились Испания, Италия, Франция, Португалия, через пару лет к ним присоединились другие страны Европы. В России переход на Григорианский календарь состоялся только в XX веке – в 1918 году. На территории, находящейся к тому времени под контролем Советской власти, было объявлено, что после 31.01.1918 года сразу будет следовать 14 февраля. Долгое время граждане новой страны не могли привыкнуть к новой системе: введение Григорианского календаря в России вызвало путаницу в документах и умах. В официальных бумагах даты рождения и прочие значимые события долгое время указывались по строму и новому стилю.

Кстати, Православная Церковь до сих пор живёт по Юлианскому календарю (в отличие от католической), поэтому дни церковных праздников (Пасха, Рождество) в католических странах не совпадают с российскими. По мнению высшего духовенства Православной Церкви, переход на Григорианскую систему приведет к каноническим нарушениям: правила Апостолов не разрешают начинать празднование святой Пасхи в один день с Иудейским языческим праздником.

Позже всех на новую систему отсчета времени перешёл Китай. Это случилось в 1949 году после провозглашения КНР. В том же году в Китае было установлено принятое во всём мире исчисление лет – от Рождества Христова.

Разница между Григорианским и Юлианским календарём

На момент утверждения Григорианского календаря разница между двумя системами исчисления составляла 10 дней. К настоящему времени из-за разного количества високосных годов расхождения увеличились до 13 дней. К 1 марта 2100 года разница достигнет уже 14 дней.

В сравнении с Юлианским календарём Григорианский более точен с точки зрения астрономии: он максимально приближен к тропическому году. Поводом для перемены систем стало постепенное смещение дня равноденствия в Юлианском календаре: это вызывало расхождение пасхальных полнолуний с астрономическими.

Все современные календари имеют привычный для нас вид именно благодаря переходу руководства Католической Церкви на новое временное исчисление. Если бы Юлианский календарь продолжал функционировать, расхождения между реальными (астрономическими) равноденствиями и Пасхальными праздниками увеличились бы ещё больше, что внесло бы путаницу в сам принцип определения церковных праздников.

Кстати, сам Григорианский календарь не является на 100% точным с астрономической точки зрения, но погрешность в нем, как утверждают астрономы, накопится только после 10 000 лет использования.

Люди продолжают с успехом пользоваться новой системой времени уже больше 400 лет. Календарь по прежнему является полезной и функциональной вещью, необходимой каждому для согласования дат, планирования деловой и личной жизни.

Современное печатное производство достигло небывалого технологического развития. Любая коммерческая или общественная организация может заказать календари с собственной символикой в типографии: их изготовят оперативно, качественно, по адекватной цене.

Солнечный календарь учитывает видимое движение Солнца по небу и положение звезд. Его изобрели египтяне, наблюдая за появлением на небе звезды Сириус. Но год у них длился ровно 365 суток, а истинный солнечный, или тропический, год длиннее (сегодня он составляет 365,2421897 дня). Поэтому за века накопилась ошибка. Римский же календарь был еще менее точен, и даты религиозных праздников сильно сместились.

Юлий Цезарь имел право ввести новый календарь, поскольку обладал властью великого понтифика — верховного жреца

Группа александрийских астрономов во главе с Созигеном на основе египетского создала новый календарь — юлианский. Назван он в честь Юлия Цезаря, по указу которого этот календарь был введен в Риме с 1 января 45 г. до н. э.

Год состоял из 365 дней, но каждый четвертый был високосным — на 1 день длиннее. С учетом этой поправки продолжительность юлианского года составила 365,25 дня. Он был гораздо более точен, однако ошибка в 1 день накапливалась в нем каждые 128 лет. И к XVI в. весеннее равноденствие, которое используют для определения дня Пасхи, наступало примерно на 10 суток раньше 21 марта.

В 1582 г. Папа Римский Григорий ХШ провел реформу календаря, уменьшив число високосных годов. Раньше таковыми считались все так называемые вековые годы, завершавшие каждое столетие. Теперь високосными стали только те вековые годы, у которых число сотен лет делилось без остатка на четыре (1600,2000,2400), а остальные (1700,1800,1900,2100) остались простыми. Новый календарь был назван григорианским. Григорианский год длится 365,2425 дня, и ошибка в 1 день накапливается примерно за 10 тыс. лет. Нередко встречается другая оценка — примерно за 3 тыс. лет. Такое число получается, если не учитывать изменения количества суток в тропическом году и соотношения между продолжительностями времен года.

Папа Римский Григорий XIII провел реформу календаря. После 4 октября 1582 г. наступило 15 октября. Сегодня григорианским календарем пользуются в большинстве стран мира

Старый и новый стили

Григорианский календарь, или, как принято говорить, новый стиль, входил в практику постепенно. Если католические страны приняли его сразу, то протестантские и православные продолжали жить по старому стилю. Государства Северной Германии, Дания и Норвегия перешли на новый стиль в 1700 г., Великобритания — в 1752 г., Швеция — в 1753 г., Болгария — в 1916 г., Россия — в 1918 г., Сербия и Румыния — в 1919 г., Греция — в 1924 г.

Разница между календарями все время увеличивается и сегодня составляет 13 дней. Русская Православная Церковь по-прежнему придерживается юлианского календаря, поэтому Рождество у нас отмечают не 25 декабря, а 7 января. И не только церковные праздники напоминают о старом стиле: недаром в ночь с 13 на 14 января в России принято отмечать старый Новый год.

Поделиться ссылкой

Конвертер переводит даты в григорианский и юлианский календари и вычисляет юлианскую дату; для юлианского календаря отображаются латинская и римская версии.

Примечания

  • Григорианский календарь («новый стиль») введен в 1582 г. н. э. папой Григорием XIII, чтобы день весеннего равноденствия соответствовал определенному дню (21 марта). Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для григорианских високосных годов. Возможно преобразование вплоть до 2400 г.
  • Юлианский календарь («старый стиль») введен в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным являлся каждый третий год. Данная ошибка была исправлена императором Августом: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. дополнительные дни високосных годов пропускались. Более ранние даты преобразуются с использованием стандартных правил для юлианских високосных годов.
  • Римская версия юлианского календаря введена примерно в 750 г. до н. э. Ввиду того, что количество дней в римском календарном году изменялось, даты до 8 г. н. э. не являются точными и представлены в демонстрационных целях. Летоисчисление велось от основания Рима (ab Urbe condĭta) — 753/754 г. до н. э. Даты до 753 г. до н. э. не вычисляются.
  • Названия месяцев римского календаря являются согласованными определениями (прилагательными) при существительном mensis ‘месяц’:

Месяц

Латинское название

Январь

m. Januarius

Февраль

m. Februarius

Март

m. Martius

Апрель

m. Aprīlis

Май

m. Majus

Июнь

m. Junius

Июль

m. Julius

Август

m. Augustus

Сентябрь

m. September

Октябрь

m. Octōber

Ноябрь

m. November

Декабрь

m. December.

  • Числа месяца определялись по фазам Луны. В разные месяцы Календы, Ноны и Иды попадали на разные числа:

Первые числа месяца определяют, отсчитывая дни от предстоящих Нон, по прошествии Нон — от Ид, после Ид — от предстоящих Календ. При этом используется предлог ante ‘до’ c винительным падежом (accusatīvus):

22 августа 80 г. н. э. = за 11 дней до сентябрьских Календ:

a. d. XI Kal. Sept. (сокращенная форма);

ante diem undecĭmum Kalendas Septembres (полная форма).

Порядковое числительное согласуется с формой diem, то есть ставится в винительный падеж единственного числа мужского рода (accusatīvus singulāris masculīnum). Таким образом, числительные принимают следующие формы:

Если день попадает на Календы, Ноны или Иды, то название этого дня (Kalendae, Nonae, Idūs) и название месяца ставится в творительный падеж множественного числа женского рода (ablatīvus plurālis feminīnum), например:

1-го февраля — Kalendis Februariis;

15-го марта — Idĭbus Martiis;

5-го апреля — Nonis Aprilĭbus.

День, непосредственно предшествующий Календам, Нонам или Идам, обозначается словом pridie (‘накануне’) с винительным падежом множественного числа женского рода (accusatīvus plurālis feminīnum):

31-го января — pridie Kalendas Februarias;

14-го марта — pridie Idūs Martias;

4-го апреля — pridie Nonas Aprīles.

Таким образом, прилагательные-названия месяцев могут принимать следующие формы:

  • Юлианская дата — это количество дней, прошедших с полудня 1-го января 4713 г. до н. э. Эта дата произвольна и была избрана лишь для согласования различных систем летоисчисления.

Реформа календаря — дело серьезное. Фото: nnm.ru 24 февраля 1582 года Папа Римский Григорий XIII издал буллу о переходе на новый, астрономически более верный календарь, который стали именовать «григорианским» в отличие от прежнего, «юлианского», введенного еще в 45 году до нашей эры Юлием Цезарем. К XVI веку юлианский календарь из-за недостаточной точности сильно разошелся с реальностью: так, важнейший для определения Пасхальной даты день весеннего равноденствия с 21 марта переместился на 11 марта.
До Григория XIII проект пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха они не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавиус и Луиджи Лилио (он же Алоизий Лилий). Результаты их труда были зафиксированы в папской булле, названной по первой строке Inter gravissimas («Среди важнейших»).
Новый календарь вступил в действие 4 октября 1582 года, и сразу на момент принятия сдвигал на 10 дней текущую дату из-за накопившихся ошибок. В нём стало действовать новое, более точное правило о високосном годе. Отныне год считался високосным, то есть содержит 366 дней, если его номер без остатка делится на 4 и не делится на 100 или его номер делится без остатка на 400. Кроме того, модифицировались правила расчета христианской пасхи.
Таким образом, с течением времени юлианский и григорианский календари расходятся всё более: на 1 сутки в столетие, если номер предыдущего столетия не делится на 4. Григорианский календарь намного точнее отражает истинное положение вещей, чем юлианский. Он даёт гораздо лучшее приближение к тропическому году.
Указание перейти на новый календарь сразу приняли к исполнению только католические страны: Италия, Испания, Португалия, Франция. Германские княжества перешли на новый стиль в 1700 году, Англия в 1752-м, Россия в 1918-м, Югославия и Греция в 1925-м, а Вьетнам только в 1967-м.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *