Группы в детском саду

Малышей определяют в группы в садике по возрастам. При таком градации учитываются особенности развития, применяется соответствующая программа обучения и воспитания.

У каждой возрастной группы есть свои функции и задачи.

Распределение детей в садике по возрасту

Развитие ребенка проходит поэтапно. В детском саду это учитывают, поэтому формируют группы по возрастам.

Такое разделение является основным для всех дошкольных учебных заведений.

Группы в садике по возрастам:

  • ясельная;
  • младшая;
  • средняя;
  • старшая;
  • подготовительная.

Ясельная

В ясли записывают детей до двухлетнего возраста. Основной целью является уход и сохранение здоровья крохи. Это считается главным отличием от младших и средних групп ДОУ, в которых дополнительно присутствует образовательное направление.

К воспитателям яслей предъявляются особые требования. Они должны иметь педагогическое образование, знания в сфере педиатрии. Подтверждением квалификации являются дипломы, сертификаты.

У родителей часто возникает вопрос, с какого возраста можно оформлять кроху в ясельную группу. По закону мать имеет право определить своего малыша в ДОУ с двухмесячного возраста.

Позаботиться о зачислении крохи в детский сад стоит заранее, чтобы успеть записаться в нужную организацию. Существует электронная очередь в ДОУ. Специалисты советуют обеспокоиться записью ребенка в нее уже с рождения.

Ясельные группы есть не во всех ДОУ. Ведь многие родители оформляют свое чадо в садик с трехлетнего возраста. Поэтому, планируя отдать малыша в ясли, стоит поинтересоваться, в каких учреждениях имеется такая группа.

Младшая

В младшие группы детского сада зачисляют детей 2-4 лет. Подразделяются на две категории: первая (сюда входят малыши 2-3-летнего возраста) и вторая (это ребята 3-4 лет). Основной формой деятельности для таких детей выступает игра.

Младшая группа

В ходе сюжетно-ролевых занятий малыши получают знания о выстраивании отношений с одногодками, манере поведения в той или иной жизненной ситуации. Обучающая программа направлена на тренировку мышления, памяти, становление речи. Воспитатель стимулирует развитие самостоятельности.

Занятия с детьми 2-4-летнего возраста отличаются сложностью. К воспитателям предъявляются высокие требования. Они должны иметь не только знания в плане ухода за малышами, но и относительно их воспитания, развития. Хороший специалист сразу найдет подход к любому ребенку, выстроит с ним доверительные отношения. Дети младшей группы нередко болеют. Это объясняется их социализацией.

Детей младшей группы обучают следующему:

  • быстро ориентироваться в пространстве;
  • повторять действия за взрослыми;
  • различать геометрические фигуры;
  • понимать, где право и лево, лицевая и изнаночная сторона одежды;
  • выполнять действия последовательно;
  • ухаживать за декоративными цветами;
  • помогать взрослым.

Средняя

В среднюю детсадовскую группу входят малыши 4-5 лет. В этом возрасте многие стремятся подражать взрослым. Поэтому основным направлением в таких группах ДОУ является формирование морально-этических и нравственных представлений.

В возрасте 4-5 лет дети становятся личностью. Они начинает критично оценивать окружающих и себя. Проявляются первые индивидуальные черты характера. Дети становятся более самостоятельными. Все это учитывается при составлении программ ДОУ.

Детей средней группы обучают следующему:

  • устанавливать связь между предметами и явлениями;
  • выстраивать отношения с другими людьми;
  • элементарным математическим представлениям.

Ребятам дают новые знания об окружающей среде для развития кругозора. Также в обучающую программу включено совершенствование речи. Проводится тренировка мелкой и крупной моторики, развитие логического мышления.

По мере взросления игры постепенно сменяются серьезными полезными занятиями, каждое из которых дает определенные знания. Проводятся уроки рисования, лепки, физкультура. Малышей знакомят с художественной литературой и музыкой. Развитие ребенка в старшей группе ДОУ является определяющим для подготовки его к школе.

Старшая

В нее зачисляют детей 5-6-летнего возраста. Как правило, все ребята являются выпускниками средней группы, поэтому уже многое знают и умеют. Тут происходит совершенствование навыков, дальнейшее развитие. Занятия длятся обычно около 20-25 минут. Есть перерывы – физкультминутки – для отдыха и отвлечения ребенка.

В программу развития и обучения для старшей группы детского сада входит:

  • общение на разные темы, расширение кругозора;
  • совершенствование речи. Дети 5-6 лет могут не только слушать, но и понимать взрослого, свободно с ним разговаривать, рассуждать;
  • развитие волевых и интеллектуальных качеств;
  • знакомство с детскими произведениями разных жанров;
  • формирование личностных качеств: солидарности, сочувствия, доброты. Ребенка учат осознанию ответственности за совершенные действия;
  • тренировка памяти, повышение концентрации внимания.

В старшей группе воспитатели проводят занятия по математике, рисованию, физкультуре, лепке, музыке, конструированию. Упор делается на становление социальных взаимоотношений. Это способствует всестороннему развитию крохи, подготовке его к поступлению в школу.

Подготовительная

Подготовительная группа предназначена для детей 6-7 лет. Это последний год пребывания в садике. Упор делается на подготовку ребенка к поступлению в первый класс школы.

Проводятся занятия по чтению, рисованию, физкультуре. Детей знакомят с правилами дорожного движения, особенностями поведения на улице.

Проводится усиленная подготовка к таким школьным предметам: математика, окружающий мир, литература. Также устраиваются театрализованные представления с танцами и музыкой. Практикуются комплексные занятия. Они являются действенным средством для дальнейшего развития.

День детей подготовительной группы расписан почасово. Как правило, ребята уже привыкли к распорядку и планированию своих действий. Они стараются придерживаться определенного графика и дома.

Примерный распорядок дня в подготовительной группе ДОУ:

  • переодевание;
  • самостоятельная деятельность детей до сбора группы;
  • утренняя гимнастика;
  • завтрак;
  • игры в коллективе;
  • тематические занятия согласно методическому план;
  • прогулка на улице;
  • обед;
  • послеобеденный сон;
  • подъем. Проведение водных процедур;
  • полдник;
  • самостоятельные игры;
  • прогулка;
  • ужин;
  • возвращение домой.

Существуют также разновозрастные группы в детских садиках. В них активно применяется методика развития Монтессори. Дети разных возрастов обмениваются своими навыками и умениями в ходе совместной деятельности.

Специализированные группы

Разделение детей в ДОУ проводится не только по возрасту, но и по целям, характеру пребывания. Также в учет берутся особенности психики и физиологическое состояние ребенка.

Сегодня в детсадах России действуют такие специализированные группы:

  • ГКП или кратковременного пребывания. Встречаются в ДОУ редко. Они предназначены для тех детей, которых родители еще не готовы оставить на целый день. Как правило, в такую группу входит не более 15 человек. Это позволяет реализовать индивидуальный подход в развитии крохи. В некоторых садиках ГКП совмещена с обычной группой;
  • логопедическая. Подходит для детей, у которых наблюдаются проблемы с произношением. С ребятами занимаются логопеды. Цель занятий заключается в коррекции дефектов речи и обогащении словарного запаса;
  • для ребят с ограниченными возможностями здоровья. Группа отличается своей неоднородностью. Ее посещают дети со зрительными, слуховыми нарушениями, проблемами с опорно-двигательным аппаратом. Также сюда зачисляют малышей с задержкой развития, различными эмоциональными расстройствами. С детьми работают специалисты, которые помогают им устранить нарушение, овладеть необходимым уровнем знаний;
  • летняя. Это разновозрастная временная группа ДОУ. Создается на летний период. Упор делается на развлечения, а не на образование. Для детей организовываются походы, подвижные игры, экскурсии.

Видео по теме

О том, как подготовить ребенка к садику, в видео:

Таким образом, все родители сталкиваются с проблемой оформления ребенка в детский сад. В ДОУ принято формировать группы детей. Разделение ребят проводится по разным классификационным признакам: возрасту, цели и характеру пребывания, индивидуальным особенностям развития и физического состояния.

Побеспокоиться об оформлении малыша в садик рекомендуется заранее. Существует электронная очередь, в которую лучше поставить кроху сразу после рождения, чтобы успеть попасть в определенное ДОУ.

13

Методы работы в разновозрастной группе.

Я работаю в разновозрастной группе, где воспитываются дети от 2до7 лет. За годы работы мною определена система профессиональной деятельности.

Специфика образовательного процесса в нашей группе детского сада обусловлена наличием системы меж возрастных детских взаимодействий, дополняющих и изменяющих социальный опыт ребенка, обеспечивая положительную динамику в социальном и личностном развитии дошкольника; в образовательном процессе разновозрастной группы формируется высокий психолого-педагогический потенциал развивающих возможностей для его субъектов; общение ребенка в микросреде разновозрастной группы повышает его социальную компетентность, формирует социальное Я, развивает социальную чуткость, способствует развитию межличностных отношений, необходимых в процессе адаптации в школьный период.

Дошкольное детство рассматривается сегодня не только как этап
подготовки к жизни или школе, а как самоценное явление, именно в нем
закладываются все основные качества будущего человека.

Такие группы, как наша — это первое социальное объединение детей, в котором они занимают разное положение. Здесь усваиваются навыки социального поведения и нравственных норм взаимодействия детей друг с другом и взрослыми в различных видах совместной деятельности: игровой, трудовой, изобразительной и т.д.

Взаимодействие детей в условиях разновозрастной группы детского
сада изменяет их отношение к сверстникам, которых они оценивают не
только по личностным качествам, но и, по нравственным. Маленькие дети становятся центральной фигурой, через которую преломляется социальный опыт детей и приобретает практическую направленность, при постоянном, разумном руководстве и участии взрослого. В условиях разновозрастной группы изменяется отношение детей с воспитателем и друг с другом, у детей появляется уникальная возможность целенаправленного формирования своих отношений с взрослыми и сверстниками, как старшими, так и младшими.

Я считаю, что разновозрастная группа детского сада имеет значительный развивающий потенциал, однако он не включается автоматически. Подтверждено наличие очень сложных и неоднозначно протекающих процессов взаимного влияния детей разных возрастов, опосредованных особенностями каждого возраста, характером и содержанием совместной деятельности, адекватностью ее педагогического регулирования.

По моим наблюдениям, действительно в образовательном процессе
разновозрастной группы детского сада, огромная зона развивающих возможностей для детей. Благодаря разновозрастной среде детского сада наши дети активнее, результативнее и естественнее социализируется, и адаптируются в школе.

Считается, что общаясь с детьми разного возраста, ребенок лучше социализируется, что это помогает избежать многих проблем в общении в будущем. С другой стороны, очень трудно организовать детей в такой группе. В группе воспитываются дети смежных возрастов – с 2 до 7 лет. Организация работы ориентируется на программы двух возрастов.

Вариативность комплектования групп предполагает вариативность в организации учебного процесса. Какой вариант наиболее оптимален для группы, я решаю каждый год сама. Хочу отметить, что эффективность обучения, в конечном счёте, зависит от личности педагога, его профессионального мастерства, а также от стиля взаимоотношений, которые складываются у него с детьми.

Очень эффективно сотрудничество младших и старших дошкольников. Сотрудничество детей обладает огромным воспитательным потенциалом. В разновозрастной группе это сотрудничество особенно результативно, так как старшие дети передают свой опыт младшим товарищам. При этом первые совершенствуют свои знания и умения, а вторые легче и успешнее осваивают материал. Особенно это заметно в продуктивных видах деятельности.

Время для НОД стараюсь использовать более рационально, изыскивать наиболее эффективные педагогические приемы сочетания индивидуальных особенностей детей различного возраста.

Для того чтобы вовлечь в образовательный процесс детей всей группы необходимы другие методы работы — коллективные, многофункциональные, эффективные и интересные.

Сейчас наиболее востребованными становятся интерактивные формы, позволяющие задействовать всех участников образовательного процесса и реализовать их творческие способности, воплотить имеющиеся знания и навыки в практической деятельности.

Как обеспечиваю активность и работоспособность детей во всех подгруппах? Необходимо избегать длинных бесед, многословных объяснений, находить правильный темп и ритм любой деятельности. Целесообразны хоровые ответы детей всех возрастных подгрупп, но при условии, что дошкольники хорошо поняли задание. Наличие наглядного материала поддерживает внимание и работоспособность детей разного возраста.

Я стараюсь не удалять детей из группы, при организации подгрупповых занятий. Почему? Во-первых: нет такой возможности. Во-вторых: дети, которые не участвуют непосредственно в образовательной деятельности (в данном случае дети 2-3-х лет), становятся более дисциплинированными, а так же невольно заинтересованными, в том, что делают старшие, они становятся слушателями и хоть что-то, но запомнят для себя.

Хочу поделиться некоторыми формами работы в такой группе как наша.

Несколько лет назад в журнале «Ребенок в детском саду» я познакомилась с опытом работы московского логопеда Савчук О.А. по использованию синквейнов в работе с детьми старшего дошкольного возраста. Эта тема меня очень заинтересовала, а затем и увлекла. Я поняла, что с помощью синквейнов можно решить много задач: познавательных, речевых, воспитательных, творческих, а главное – помогает лучше подготовить детей к школе. Поэтому я решила попробовать этот приём для активизации познавательной деятельности и как метод развития речи.

Сразу скажу ,что для детей очень трудно произносимое слово «синквейн» мы при составлении на начальном этапе заменяем словом»син».

С детьми дошкольного возраста чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Одна из целей при составлении синквейна — добиться умения выделять главную мысль текста ,в материале главные элементы, делать выводы и заключения, высказывать своё мнение, анализировать, обобщать, вычленять, объединять, а также кратко выражать свои мысли.

Составляя синквейн, каждый его составляющий реализует свои умения и способности. Если синквейн составлен по правилам, то он обязательно получится эмоциональным.

Метод синквейна включается в работу с детьми, не нарушая структуры непосредственно — образовательной деятельности, может легко интегрироваться с образовательными областями программы, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.

Знакомя с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», я готовлю детей для последующей работы над предложением. Детям нужно помочь осознать, что в предложении есть главные слова, без которых оно не состоится.

Эта технология универсальна.

Дети младшей подгруппы называют слово, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь в синквейне.

Дополняют дети старшего возраста два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

Ребята подготовительной подгруппы дополняют третью строку синквейна, она образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

Четвертую строку — фразу из четырёх слов, выражающих личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту мы стараемся составить вместе, если возникают затруднения. Но дети старшего возраста чаще справляются самостоятельно.

Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта- это самое сложное для детей, поэтому здесь необходима помощь педагога.

Автор статьи советует начинать работу с синквейнами в старшей группе, но я привлекаю к работе детей младшей подгруппы. Они активно подбирают слова (признаки).

Для составления синквейнов я выбираю красивые игрушки или красочные предметные картинки.

Составление синквейна похоже на игру, ведь сочинять весело, полезно и легко!

Развивается интерес к окружающему миру, развивается речь, мышление, память.

Используя в своей работе этот приём, заметила, что синквейн способствует развитию критического мышления.

Знакомя детей с понятиями «слово, обозначающее предмет» и «слово, обозначающее действие предмета», мы тем самым готовим платформу для последующей работы над предложением. Давая понятие «слово, обозначающее признак предмета», мы накапливаем материал для распространения предложения определениями. Дети овладевают понятиями «живой и неживой» предмет, учатся правильно ставить вопросы к словам, обозначающим предметы, действия и признаки предметов, изображать их графически.

С детьми подготовительной подгруппы мы собираем копилку синквейнов, собрано более 50 синквейнов на различные темы.

Пример синквейна из нашей копилки:

Синквейн к слову «Россия»

1. «РОССИЯ»

2. Какая она для вас? (великая, прекрасная, единственная, удивительная, любимая, могучая, многострадальная, богатая).

3.Что она делает для вас и других людей? (гордится, заботится, надеется, придаёт силы)

4.Афоризм, выражение, пословица или поговорка о России?

Лучше нет родного края!

5.Синоним или как по-другому можно назвать Россию? (страна, отчизна, отечество)

Россия – родина моя!

После составления синквейна часто предлагаю нарисовать то, о чем мы говорили ,малышам — раскрасить по готовому шаблону или дорисовать части предмета.

Еще одна форма работы ,которую я использую в образовательной деятельности. Это квест-технология.

Использование квестов позволяет уйти от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Квест-приключенческая игра — представляет собой историю с главным героем, управляемым игроком.

Ключевую роль в игровом процессе играет решение задач, требующих умственных усилий.

Но изюминка такой организации игровой деятельности состоит в том, что, выполнив одно задание, дети получают подсказку к выполнению следующего, что является эффективным средством повышения двигательной активности и мотивационной готовности к познанию и исследованию

Образовательный квест – это своего рода проблема, которая ставится перед участниками, где они должны реализовать образовательные задачи.

Есть определенная общая игровая цель , к которой движутся участники ,т.е дети всей группы.

Конечная игровая цель –тоже общая для всех детей, но задания квеста дети получают в соответствии с возрастом.

Для того, чтобы квест действительно был увлекательным и в тоже время, обучающим, чтобы задействовать всех участников и дать возможность каждому проявить себя, от педагога требуется серъезная подготовка такой игры.

При подготовке обязательно проектирую класс знаний, умений, которые необходимо повторить, закрепить, самостоятельно выделить согласно сюжету квеста и учитывая возраст детей.

Квесты для детей выполняют не только развлекательную функцию, но и реализовывают образовательные задачи.

Поэтому задания должны соответствовать выбранной теме и по своему содержанию отвечать уровню знаний и умений малышей. Для этого следует четко обозначить цель предстоящей игры и учесть технические возможности организации мероприятия.

Задания для детского квеста могут быть самыми разнообразными: решая различные учебные задания

(активные, логические, творческие, поисковые и пр.)

Это –загадки,ребусы;

дидактические игры;

пазлы;

творческие задания;

игры с песком;

лабиринты, шарады, головоломки;

задания на экспериментирование, на нахождение соответствия, исключение лишнего и др.

Квест-это командная игра, поэтому детей объединяю в группы разного возраста.

При прохождении этапов команда не разделяется, а действует сообща.

Решается много воспитательных задач : формируются навыки взаимодействия со сверстниками, толерантности, взаимопомощи и другие.

В содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психолого-возрастным особенностям, не могут.

Роль педагога в игре — направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

Главное преимущество квеста в том, что такая форма организации ненавязчиво, в игровом, занимательном виде способствует активизации познавательных и мыслительных процессов участников.

Кроме того, соревновательная деятельность обучает детей взаимодействию в коллективе сверстников.

Первые наработки по данной теме показали, что в процессе использования технологии квест-игр в группе:

— создаётся атмосфера эмоционального подъёма и раскрепощенности;

-эффективному взаимодействию в процессе групповой работы: умению слушать, распределять работу, оказывать помощь,

— в детях развивается уверенность в себе и своих товарищах; снимается чувство страха за ошибку,

-дети стараются слушать и слышать друг друга,

-выражать свое мнение, договариваться, приходить к согласию;

-у детей развито речевое взаимодействие;

-формируется позитивное отношение к окружающему миру, другим людям, самому себе, к сверстникам;

-дети учатся отстаивать свою позицию, разумно и доброжелательно возражать взрослым; у них нет чувства страха за ошибку.

И ещё в квестах есть, на мой взгляд, очень важное свойство – они обеспечивают участникам релаксацию, снимают нервную нагрузку, способствуют переключению внимания и помогают решать конфликты.

Организовать педагогический процесс, так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно – задача достаточно сложная.

Как педагог-практик, я понимаю, что с развитием научных тенденций нужно «отходить» от типовых программ, внедряя лучшие новаторские идеи.

Ребенок стремится к активной деятельности, но само по себе пытливость, понятливость и интеллект не развиваются, поэтому свою работу с детьми я построила на игровой технологии В. Воскобовича.

Чем привлекли игры?

С одной и той же игрой могут заниматься дети и 3-х, и 7-ми лет. Игра начинается с простого манипулирования, а затем усложняется за счет развивающих и познавательных заданий.

Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно-два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей.
С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение.
Универсальность по отношению к образовательным программам.
Игры яркие, красочные, состоят из большого количества игровых заданий и упражнений.

С какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из разноцветных «паутинок» «Геоконта», «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича»: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы — целый сказочный мир!

Игры существенно дополняют сказки. Они вводят ребенка в необычный, волшебный мир, заставляют содействовать и сопереживать героям и событиям.

Можно утвердительно сказать о положительной динамике роста интеллектуального развития детей в моей группе.

Мои наблюдения показали , лучше всего у малышей развивается понятливость, умение анализировать, сравнивать.

5-6 –летние ребята умеют концентрироваться при выполнении сложных мыслительных операций и доводить начатое дело до конца.

Трехлетние малыши легко различают и называют желтый, красный, синий, не путают зеленый, фиолетовый, голубой, оранжевый и другие цвета.

Особенно хочется отметить высокий уровень развития пальцевой и кистевой моторики детских рук.

Кроме того, у ребят, нет проблем со счетом, знанием геометрических фигур, умением ориентироваться на плоскости. Они раньше начинают читать. Решенным оказывается и вопрос мотивационной готовности малышей к школе.

В нашем детском саду имеется большой арсенал развивающих игр В.Воскобовича и методическое обеспечение к ним.

Группа оснащена коврографом с игровым комплексом игр «Ларчик».

Развивающие игры В.Воскобовича выполняют роль дидактического материала в НОД — красочные, нестандартные, оригинальные, творческие, которые легко вписываются в любую форму планирования.

Дети младшей подгруппы с удовольствием создавают различные постройки, Старшая подгруппа, применяет правила ориентировки на плоскости листа, сравнение по длине и ширине.

Малыши создают их по примеру взрослого или по собственному замыслу, а дети старшего возраста — по схеме-образцу и словесной модели. В результате у ребят развиваются моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (ощущение цвета, формы, величины), мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей), творческие способности.

«Игровизор»- действительно многофункциональное игровое поле. С младшими детьми мы обводим маркерами предметные картинки, геометрические фигурки и т.д.

Старшая подгруппа выполняет графические диктанты, лабиринты букв и цифр.
«Квадрат Воскобовича» ( «Игровой квадрат»)
«Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон.

Благодаря такой конструкции квадрат легко трансформируется, позволяя конструировать как плоскостные, так и объемные фигуры.

Квадрат оживает и превращается в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик и котенка.

Двухлетние малыши с помощью , складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку.

Более взрослые дети осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты.
Игры с «Квадратом Воскобовича» развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество.

Для меня важно, что одна и та же игра интересна и трехлетке и семилетке, так как в ней есть и действия для малышей и многоступенчатые задания для старших детей.

Очень трудно найти методические рекомендации по работе в разновозрастной группе, поэтому чтобы разнообразить и сделать более эффективнее процесс обучения материал собираю по крупицам. Если мои предложения будут полезны буду очнь рада.

Воспитатель ГДО МБОУ Огоронская СОШ

Гарбуз Ольга Андреевна

Продолжение.

Начало см. на стр.1 (Классификация групп детского сада)

Подготовительная группа детского сада

Подготовительную группу посещают дети в возрасте от 6 до 7 лет. Группа работает каждый день, кроме субботы и воскресенья, с 7 до 19 часов.

Это последний год пребывания в детском саду. Последний год перед школой.

Дети активно готовятся к поступлению в первый класс. Занимаются чтением, литературой, математикой, рисованием, физкультурой. Воспитатели знакомят детей с основами дорожного движения и поведения на улице.

Эффективным средством для дальнейшего развития способностей у детей являются комплексные занятия.


Их отличительной особенностью является совмещение различных видов деятельности в одно занятие, чем устраняется конфликт подвижной природы дошкольника и процессом обретения новой информации.

Устраиваются полноценные театрализованные представления, с музыкой и танцами.
Выпускной бал в подготовительной группе знаменует окончание периода пребывания в детском саду.

Чем занимаются дети в подготовительной группе детского сада?

Распорядок дня, как и в других группах, расписан по часам. Дети воспринимают этот распорядок как должное и дома стараются придерживаться своего распорядка.

Распорядок дня:

  • — Детей приводят в детский сад, переодевают.
  • — самостоятельная деятельность до полного сбора группы
  • — проведение утреннуй гимнастики;
  • — завтрак;
  • — самостоятельные игры
  • — занятия по заранее подготовленным темам, согласно методического плана
  • — прогулка на свежем воздухе
  • — обед;
  • — послеобеденный дневной сон;
  • — подъем, водные процедуры;
  • — полдник;
  • — самостоятельные игры
  • — прогулка на свежем воздухе;
  • — ужин;
  • — возвращение домой.

* Как видите, пребывание в последней, самой старшей группе не нарушает заведенный ранее порядок. Дети как обычно учатся, гуляют, но в отличие от предыдущих групп здесь основной акцент ставится на усиленной подготовке по таким предметам как математика, литература, окружающий мир.

Детей учат как находиться на улице, что такое такое светофор, знакомятся с азами правил дорожного движения и т.д.

Информация для родителей

  • Многие родители думают над вопросом с какого возраста наиболее оптимально отдавать ребенка в школу – с 6 или с 7 лет?

Что касается детских психологов, то большинство сходятся во мнении, что ребенок должен быть подготовлен к поступлению в школу как физически, так и морально.

Если Вы считаете, что он недостаточно готов – не спешите отдавать ребенка в 6 лет. Лучше продлите период обучения в детском саду в подготовительной группе и отводите в школу в 7 лет. Это позволит избежать психо-эмоционального стресса при преждевременном начале учебы.

* На фото: занятия математикой в подготовительной группе детского сада.

Возрастные особенности детей от 6 до 7 лет

В этом возрасте у ребенка возникает стремление научиться чему-то полезному и интересному.

Занятия, которые проходят в этот период воспринимаются как увлекательная игра, в которой ребенок стремится показать родителям и воспитателям, какой он способный. Он стремится отличиться и добиться признания его качеств.

Родителям и воспитателям в этот период не надо скупиться на позвалы, дабы показать ребенку, что ценят его успехи.

На этих похвалах в взрастает самооценка личности ребенка.

Возможно эта информация будет интересна воспитателям детских садов.

Распределение детей по группам в соответствии с возрастом

Сегодня в большинстве садиках сделано оптимальное разделение детей по возрастным группам. Формируются группы: 1. ясельная – дети от 1,5 до 2 лет; 2. первая младшая – 2-3 года; 3. вторая младшая – 3-4 года; 4. средняя – 4-5 лет; 5. старшая – 5-6 лет; 6. подготовительная – 6-7 лет. Распределение детей по данным категориям необходимо для удобства ведения статистики, а, главное, для повышения качества образовательного процесса, так как дети из близкой категории возраста в одном коллективе легче усваивают умения и навыки.

Группа кратковременного пребывания

Данная группа является дополнительным видом групп в детском саду. Сегодня уже можно услышать о такой группе. Это, конечно, роскошь, которая доступна в основном лишь в частных детских садах и садиках элитной категории. Группы для неполного пребывания в детском саду нужны тем мамам, которые по каким-либо причинам не готовы определить ребенка в детский сад на полный день. Кроме этого, такие группы обычно комплектуются всего лишь из 10-12 детей, что добавляет родителям удобства и уверенности.

Для чего это нужно?

Распределение по возрастам необходимо не только для удобств статистики. В первую очередь, это возможность группировать детей одного (близкого) возраста для достижения максимальных качественных успехов у детей при обучении знаниям и навыкам. Основываясь на возрастных особенностях группы детей, воспитатель может четко планировать цели и задачи обучения на весь год, разрабатывать конспекты этих занятий. Представьте себе вариант, где в одной группе находятся сразу и маленькие «ясельнички» и уже взрослые «будущие школьники», а Вам необходимо провести комплекс утренней зарядки! Малыши не смогут выполнять упражнения для старших деток, а старшим будет неинтересны всевозможные упражнения для малышей. Тоже относится и к другим видам занятий: математика, чтение, рисование и лепка. В разновозрастных группах все занятия подбираются согласно психологическим особенностям данного возраста.

Разновозрастные группы

Существуют и разновозрастные группы. Для них также существует методика обучения. Чаще всего с разновозрастной группой можно столкнуться в условиях семейного воспитания, когда у одних родителей несколько детей. В таком случае можно проводить развивающие занятия как для каждого ребенка отдельно, так и для всех деток сразу, используя готовые методики занятий с разновозрастной группой.

Разновозрастные группы могут встречаться и в отдельных детских садиках, в частных садах или садиках семейного типа. Это означает, что немало практического материала наработано и для разновозрастных групп, что способствует облегчению задачи развития детей разных возрастов в многодетных семьях!

Особенности обучения детей в разных возрастных группах детском саду

1. Особенности освоения грамматического строя в дошкольном возрасте 3

2. Роль игр в развитие речи дошкольников 4

3. Методика обучения в разновозрастных группах 8

4. Практическа часть 11

Литература 13

1. Особенности освоения грамматического строя в дошкольном возрасте

Начиная со второго полугодия третьего года жизни речь ребенка становится понятной для окружающих вне конкретной ситуации и речевого контекста, а это свидетельствует о том, что после 2,5 лет малыш овладевает необходимым минимумом речевых умений.

Исследователи фиксируют качественный скачок в развитии речи ребенка в период от 2,5 до 3 лет. Показатели речевого развития детей, характерные для этого возрастного этапа, действительно значительны.

Качественно меняется соотношение между пониманием и активной речью. Если раньше о понимании ребенком речи взрослого приходилось судить по его «двигательным ответам» (малыш показывает нужный предмет, приносит игрушку и т. п.), то теперь, когда активная речь неразрывно связана со всей его деятельностью, об уровне понимания и мышления начинают судить по его высказываниям.

Хорошо развитое подражание и достаточный уровень понимания речи обеспечивают бурный рост словарного запаса. Если у ребенка 2 лет он составляет примерно 300 слов, то к трем годам достигает уже 1000 — 1200 слов. На четвертом году словарь пополняется значительно медленнее и относительно равномерно.

На третьем году жизни дети часто используют глаголы. Активное употребление глаголов связано с совершенствованием умения общаться (дети начинают согласовывать друг с другом свои действия в игре). Кроме того, у ребенка формируется умение сопровождать речью свои действия. После 2,5 лет в активном словаре возрастает количество прилагательных и наречий; широко представлены местоимения (личные и притяжательные). Все это помогает малышу словесно оформлять впечатления от окружающего, делать простые обобщения, умозаключения.

На разных этапах младшего дошкольного возраста заметны различия в речевой активности детей. Средняя речевая активность (анализ самостоятельных высказываний ребенка за 30 мин игры) составляет 25 — 28 слов у детей 2 — 2,5 лет, 70 — 80 — у детей 2,5 — 3 лет, 110 — 115 — у детей 3 — 3,5 лет (данные Г.М. Ляминой).

На третьем году жизни ребенка начинается важнейший этап освоения родного языка — овладение его грамматической структурой. Известный ученый-лингвист А.Н. Гвоздев подчеркивал, что этот процесс особенно бурно протекает опять-таки во второй половине третьего года. Данные исследований свидетельствуют о том, что возраст 3 — 4 года, открывающий третий период формирования грамматического строя речи (по А.Н. Гвоздеву), весьма незначительно отличается от возраста 2,5 — 3 года.

Во втором полугодии третьего года жизни дети активно осваивают служебные слова (союзы и предлоги), необходимые для выражения синтаксических отношений. В их речи появляются сложные союзные предложения, количество которых на протяжении четвертого года жизни существенно не меняется.

В период от 2,5 до 4 лет для звукопроизношения детей характерны одни и те же особенности. В эту пору — «период усвоения звуков» (А.Н. Гвоздев) — наряду с правильным произношением звуков наблюдаются их искажение, пропуски, замена, смягчение.

2. Роль игр в развитие речи дошкольников

Экспериментальная работа в детском саду выявила огромный интерес у детей третьего и четвертого года жизни к самым простейшим играм с куклами и другими игрушками.

Было выявлено, что наиболее эффективны занятия, которые или целиком проходят в форме игры, или значительная часть которых отведена игре. Игра и игровые приемы обеспечивают динамичность процесса обучения, максимально удовлетворяют потребность маленького ребенка в самостоятельности — речевой или поведенческой (движения, действия и т. п.). С помощью игры легче выполнить программу по ознакомлению с окружающим, воспитанию звуковой культуры речи, развитию диалогической речи.

Игре и игровым приемам сейчас отводится ведущая роль в обучении дошкольников. Особенно эффективны разнообразные игры-инсценировки. В них наиболее успешно реализуются возрастные возможности детей и индивидуальность каждого. Так, например, детям 2 — 4 лет свойственна потребность в речевом общении с окружающими. Вместе с тем очень часто ребенок не может самостоятельно находить поводы для общения. И здесь ему на помощь приходит игра.

В младшем дошкольном возрасте овладение ребенком разнообразными способами действий осуществляется на основе подражания. Подчинение действий ориентирующему образцу — основа для умственного развития. Первые этические и другие представления также складываются в процессе усвоения малышом определенных образцов. В играх образцы поведения усваиваются детьми легче и прочнее.

В планах занятий должны быть предусмотрены хорошо известные практике игры с куклами и другими игрушками («Знакомство с новой куклой», «С нами знакомится Мишка Ушастик», «Купаем куклу», «Учим куклу говорить» и др.). Кроме того, в занятия должны быть включены игры-инсценировки, раскрывающие детям процесс изготовления реальных вещей («Делаем бумажную гирлянду для украшения елки» и др.).

Должны быть в программе игры, цель которых — подсказать детям выходы из конфликтных ситуаций, типичных для взаимоотношений младших дошкольников; научить общаться, использовать элементарные формы речевого этикета. Например, в игре «Учимся не ссориться» дети должны вежливо уступать друг другу игрушки («Поиграешь, а потом отдай мне. Пожалуйста, не забудь!»), в игре «Шаг назад — и оглянуться!» малыши усваивают, что, когда воспитатель что-то рассказывает или показывает, нельзя стоя рядом с ним толкаться, сердиться друг на друга, что следует позаботиться о том, кто меньше тебя ростом, и пр.

Практически все занятия должны иметь выход в самостоятельные игры детей, которые, начавшись в ходе занятия, продолжаются и после него. Воспитатель является активным участником этих игр, а в ряде случаев в них включаются приглашенные «в гости» дети из старшей группы, которые заранее подготовлены педагогом и знают, о чем и как им следует поговорить с малышами, чему научить.

В дидактических играх, играх-драматизациях, играх-инсценировках дети учатся общаться друг с другом, приобретают навыки диалогической речи. В них предусмотрены беседы, когда кто-то из детей задает вопросы всем присутствующим, а те отвечают. Например, в дидактической игре «Кто где живет» (на классификацию животных) ребенок показывает товарищам выбранную им картинку и ведет с ними примерно такую беседу:

— У меня на картинке теленочек. Я угадал, ребята?

— Ты прав. Это теленок.

— Теленок живет не в лесу, а у человека. Поставлю эту картинку туда, где дом… Девочки и мальчики, я правильно выполнил задание?

— Да, правильно. Ты, Алеша, молодец!

Исследования показали, что использование в обучении такой модели речевого общения, как «ребенок- группа детей», дает значительный развивающий и воспитывающий эффект.

Игры-инсценировки типа «Доктор, помогите» направлены на воспитание умения вести более сложные диалоги. Дети несут Айболиту заболевшую игрушку, рассказывают, что случилось. Воспитатель задает уточняющие вопросы, ответы на которые ребенок ищет самостоятельно, мобилизуя имеющийся у него запас знаний. Вот пример одной из бесед Айболита с ребенком пятого года жизни по телефону:

— Алло! Алло! Вас слушают!

— Это больница доктора Айболита?

— Да. Доктор Айболит у телефона.

— Здравствуйте, доктор. У меня заболел тигренок. Он лежит на боку, глазки закрыты, дрожит. Помогите, доктор!

— Диктуйте адрес, я скоро буду… А пока положите рядом с тигренком горячую грелку и накройте его чем-нибудь теплым. Поняли?

— Понял. Спасибо, доктор! Я вас очень-очень жду.

Содержание диалога и степень сложности речевых конструкций должны зависеть от возможностей ребенка, с которым беседует Айболит. При необходимости дети напоминают хозяину заболевшей игрушки, что следует сделать в том или ином случае (поздороваться; поблагодарить; спросить у доктора, приедет он сам или больного надо везти в больницу). Перед тем как провести игру в первый и во второй раз, воспитатель объясняет ее условия, просит детей заранее подумать, кто какое игрушечное животное принесет в больницу. Некоторым малышам он подсказывает, чем может заболеть то или иное животное, каковы симптомы болезни. В дальнейшем игра проводится без подготовки.

Многие дидактические игры, в частности игры на группировку предметов по функциональному признаку (назначению), названию, цвету, материалу, которым детей обучают на занятиях, в свободное время целесообразно проводить как настольные с двумя-тремя детьми разного возраста.

При малом числе участников легче подбирать картинки (предметы), изменять условия игры, усложнять задания.

Например, детям раздают по 3 — 5 (в зависимости от их возраста) предметных картинок, на которых нарисованы посуда, одежда, обувь, продукты и пр. Воспитатель показывает им свои картинки (по одной) с изображениями самых разных предметов. Играющие подбирают из этих картинок пары к тем, что лежат перед ними, ориентируясь:

а) на названия предметов («У меня есть чашка, теперь стало две чашки»);

б) на цвет предметов («Этот красный пояс я беру себе. Он подходит к моему красному платью»).

Еще одним из условий игры может быть такое: докажи, что именно эта вещь тебе нужна («Это обувная щетка. Она мне нужна, так как у меня есть ботинки»; «Я возьму себе эти пуговицы, так как у меня есть шуба. Пуговицы могут оторваться, и тогда я пришью новые»).

Старшие дети, освоив игру, обучают младших. Старший ребенок может вместо воспитателя выполнять роль ведущего. Он советуется с педагогом, какие картинки следует отобрать, учитывая состав играющих. Роль ведущего очень полезна для детей. Она учит проявлять терпение, объективность, объяснять логично и доказательно. Последнее чрезвычайно важно для совершенствования синтаксического строя речи.

В программу должны быть включены также народные игры, в процессе которых один ребенок (водящий) или несколько (договорившись между собой) показывает какое-то движение, а все остальные повторяют его. Особой популярностью пользуется у самых маленьких народная игра «Зеркало» («Ровным кругом друг за другом, эй, ребята, не зевать…»), а у детей постарше — игра «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем» (см.: Бондаренко А. К. Словесные игры в детском саду.-М., 1977);

3. Методика обучения в разновозрастных группах

Обычно начиная с сентября в течение определенного отрезка времени дети всех возрастов так или иначе проходят адаптационный период. Малыши 2 — 2,5 лет, только что пришедшие в детский сад, привыкают к новым условиям жизни, а это чрезвычайно трудно. Дети 2,5 — 3 лет начинают участвовать в общегрупповых занятиях, и очень важно, чтобы они понимали задания, которые дает воспитатель, и успешно выполняли их, испытывали удовлетворение от достигнутого. Дети 3,5 — 4 лет становятся самыми старшими в группе, и им предстоит научиться быть доброжелательными по отношению к младшим товарищам, стать для них первыми помощниками.

Занятия в начале года (сентябрь — ноябрь) по сравнению с занятиями последующего периода имеют такие особенности: более медленный темп, несложность игровых действий, более легкие по звуковому оформлению и составу слова и фразы, предлагаемые детям для проговаривания, преобладание заданий на закрепление и повторение знакомого материала. Если воспитателя не удовлетворяет степень активности детей или продуктивность их деятельности, занятие целесообразно повторять целиком или частично (со всеми детьми, с определенной возрастной подгруппой, с некоторыми детьми).

В декабре — январе педагогическому коллективу малокомплектного дошкольного учреждения следует подвести первые итоги обучения и пересмотреть состав возрастных подгрупп. В младшем дошкольном возрасте индивидуальные различия в развитии детей чрезвычайно велики, что объясняется рядом причин (тип нервной системы ребенка, состояние здоровья, условия воспитания в семье в период раннего детства и др.). Поэтому состав подгрупп должен быть подвижным.

К январю некоторым воспитанникам исполняется 2,5 года, и они становятся полноценными участниками совместных занятий. Важно, чтобы эти малыши не затерялись в коллективе товарищей. Сидеть на занятиях они должны так, чтобы воспитатель имел возможность контролировать их работоспособность и самочувствие.

Целесообразно также в декабре — январе проанализировать успехи детей 2,5 — 3 лет. Следует отметить, активны ли дети на занятиях, как отвечают на вопросы воспитателя (односложно, подробно, пытаются аргументировать ответ), кто имеет дефекты речи и какие именно.

Особое внимание необходимо обратить на детей 3,5 — 4 лет — старшую и ведущую подгруппу в разновозрастном коллективе. К январю эта подгруппа пополняется новыми детьми. В нее следует определять и тех младших по возрасту дошкольников, которые опережают в развитии своих сверстников.

Готовясь к занятию, педагог продумывает разные для каждой возрастной подгруппы задания. С одним-двумя старшими воспитанниками он заранее отрабатывает новые диалоги, которые затем повторяют присутствующие на занятии дети.

Это делается затем, чтобы воспитатель на занятии не тратил лишнее время на объяснение того, о чем нужно спросить, что ответить (в диалоге).

Под особым контролем всего педагогического коллектива должны находиться дети, которые в летние месяцы будут переведены в старшую разновозрастную группу. Существует несколько направлений работы с такими детьми.

С детьми 2 — 2,5 лет воспитатель продолжает заниматься индивидуально. В первую очередь следует выяснить, как ребенок понимает речь взрослого и выполняет его поручения («Покажи. найди. принеси. сделай то-то»). Должны быть предусмотрены задания разной степени сложности, например: «Посади маленького черного медвежонка на красный стул» (рядом с этим черным медвежонком есть другие игрушечные медведи: большой черный и небольшой коричневый). Необходимо научить малышей проговаривать вслед за воспитателем и самостоятельно различные звукоподражания, отдельные легкие для произношения слова и короткие фразы. Такие возможности заложены в рассматривании простых по содержанию картин и картинок, книжных иллюстраций, игрушек, в исполнении детьми народных песенок и потешек. Важно, чтобы воспитатель принимал самoe активное участие в самостоятельных играх малышей, обучая их игровым действиям, показывая речевые образцы, например: «Давай, Маша, покачаем твою дочку и споем ей колыбельную: «Баю-баю-баю, куколку качаю»; «Смотри-ка, Оля, к тебе в гости уточка пришла, а подойти боится. Позови ее так: утя-утя-утя».

Успех совместных занятий определяется тем, насколько умело воспитатель планирует задания для детей разного возраста (2 — 2,5 лет, 3 — 4 лет, 4 — 4,5 лет), предусматривая при этом игровое и речевое взаимодействие двух и даже трех возрастных подгрупп.

4. Практическая часть

Дидактическая игра «Помогите, доктор!»

Цель: познакомить детей с новым звуком — в, учить четко произносить изолированный звук в, закрепить его произношение в словах и фразовой речи; учить произносить звук в длительно (2 — 3 с) на одном выдохе; продолжать воспитывать навыки диалогической речи, рассказывания на заданную тему.

Предварительная работа. Педагог утром сообщает детям, что сегодня у них на занятии опять будет открыта клиника доктора Айболита. Просит заранее подумать, каких зверей и с какими заболеваниями они принесут лечить.

Ход занятия.

«Сегодня я познакомлю вас с новой песенкой, — начинает занятие воспитатель. — Послушайте ее: вввв. Вввв — это песенка самолета». Дети хором повторяют 2 — 3 раза песенку. Затем педагог предлагает поиграть в «Заводные самолеты». «Заводит» 8 — 10 самолетов.

«Вввв! Так не только поет самолет, но и гудит ветер», — говорит воспитатель. Повторяет звукоподражание, дети помогают ему.

Воспитатель произносит первые две строчки из русской народной песенки «Тили-бом!.»:

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом…

Просит детей повторить (2 — 3 раза) этот текст. Продолжает:

Кошка выскочила!

Глаза выпучила!

Бежит курочка с ведром

Заливать кошкин дом.

Воспитатель 2 — 3 раза повторяет песенку, делая паузы в некоторых местах, а дети договаривают соответствующие слова (в тексте подчеркнуты).

Обращаясь к детям, которым уже исполнилось 4 года, педагог просит их вспомнить слова, в которых есть звук в: «Я начну, а вы продолжайте: Валя, валенки, выскочила, выпучила.».

Воспитатель надевает белый халат, раскладывает врачебные инструменты. Спрашивает: «Неужели сегодня все звери здоровы?» Лечит животных. После приема сразу отправляет их домой с напутствием, которое повторяют вместе с ним все дети («Больше, Полосатик, не суй лапы в горячее молоко. Это может плохо для тебя кончиться!»; «Все малыши, Мишенька, любят мороженое. Но надо же знать меру!»).

Заканчивая занятие, воспитатель интересуется, почему выздоровели все звери. Выслушав ответы детей, соглашается, что больным помогли лекарства. Уточняет: «А почему больные выздоровели так быстро?» Читает стихотворение Ю. Мориц:

Не бойтесь, пожалуйста, доктора Льва!

Он в горло зверюшке заглянет сперва

И выпишет срочно рецепт для больного:

«Таблетки, микстура и теплое слово,

Компресс, полосканье и доброе слово,

Горчичники, банки и нежное слово —

Ни капли холодного, острого, злого!

Без доброго слова, без теплого слова

Без нежного слова не лечат больного!»

Воспитатель вместе с детьми повторяет (2 — 3 раза) заключительные строчки. Советует всем «докторам», которые лечат кукол и зверят, руководствоваться наставлением доктора Льва.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *