Грузия церковь

Ортодоксальная Церковь в Грузии (orthodox church of Georgia) одна из самых древних Христианских Церквей в мире. Её история началась вместе с пришествием первых апостолов. Много невзгод претерпела Грузия на пути к независимости, и всегда церковь была с народом. Ни монголы, ни арабы, ни турки не смогли убить дух православия.

Содержание

Истоки

Царь Ирод Агриппа славился гонениями христиан. Накануне Пасхи он приказал схватить апостола Петра и бросить его в казематы. Ирод хотел казнить его, но его планам не удалось сбыться. Петр чудесным образом бежал из тюрьмы. По навету казнён апостол Иаков, брат Иоанна Богослова. Не выдержав преследований, святые апостолы решили покинуть Иерусалим. Но перед тем как уйти из города, они кинули жребий, чтобы определить, кто в какие земли отправиться.

Богородице выпал удел пойти в Иверию. И когда Дева Мария была готова двинуться в путь, явился к ней Ангел и повелел остаться в Иерусалиме. Ангел Господень пообещал, что жребий, выпавший на долю Марии, будет исполнен. После этого Богородица сказала апостолу Андрею, что будет хранительницей душ людей земли Иверской, будет молиться о них и просить помощи Иисуса Христа. Святой Андрей первый проповедник, пришедший в Иверию, будущую Грузию.

Равноапостольная Нина покровительница Грузии

Равноапостольная Нина (Нино) самая почитаемая святая в Грузии. Святая равноапостольная Нина, родственница святого Георгия Победоносца, родилась в Каппадокии около 280 года. Её отец был на службе и, являясь христианином, содействовал освобождению галлов-христиан, попавших в полон во время походов императора Максимиана. Мать Нины была диаконисой при храме Гроба Господня. С благословения Патриарха Иерусалимского отец и мать отдали Нину в монахини.

Придания гласят, когда Нина узнала, что Хитон Господень находится в Иверии и что грузины не просвещены христианством, она стала молиться Богородице направить её путь в Иверию. Однажды, во сне, к ней явилась Пресвятая Дева и велела идти в Иверию. Проснувшись, Нина увидела е своих рук крест, связанный из виноградной лозы. Крест хранится в Тбилисском Сионском кафедральном соборе.

Крест равноапостольной Нино

В Мцхете, святая нашла убежище в доме царского садовника. Она молитвами исцелила жену садовника от бесплодия, затем вылечила от тяжёлой болезни жену грузинского царя — Нану. Несмотря на это, царь Мириан, по доносу языческих жрецов, хотел казнить Нину. В день казни царь внезапно ослеп и ни один жрец не смог ему помочь. Тогда все обратились к праведнице и она, молитвами, исцелила царя. Всё больше людей, трудами Нины, принимало Крещение. Царь Мириан пригласил из Византии священников, и христианство стало основной религией в стране.

Святая Нина и пресвитер Иаков отправились в верховья рек Арагви и Нори. Там они проповедовали Священное Писание горным народам. После перешли в восточную Грузию, в Кахетию. Там Нина поселилась в Бодбе, где до конца своей жизни занималась подвижничеством. Трудами святой равноапостольной Нины многие жители окрестных мест пришли к вере во Христа, среди них была царица Кахетии София.

Незадолго до своей кончины равноапостольная Нина попросила приехать в её обитель епископа Иоанна, чтобы он подготовил её к последнему пути. К святой приехал не только монах, но и сам царь со всем духовенством. На месте погребения святой Нино, царём Мирианом в её честь был заложен, а его сыном достроен храм. Позднее там был основан женский монастырь.

Монастырь святой Нины в Грузии. Автокефалия

История Грузинской Церкви насчитывает почти два тысячелетия. Приход грузинского народа к христианской вере началось ещё в первом веке, когда пришёл апостол Андрей Первозванный. В далекие времена на территории современной Грузии существовало два государства: восточно-грузинское Картли (по-гречески Иберия), западно-грузинское Эгриси (по-гречески Колхида). Святой Андрей и пришедшие вслед ему подвижники проповедовали веру, как в Иверии, так и в Колхиде.

Церковь, 326 год, считает датой крещения страны. Историк V века Созимон Саламанский также свидетельствует об этом. В своей хронике «Церковная история» он пишет, что принятие христианства в Грузии состоялось после 1-го Вселенского Собора прошедшего в 325 году.

В пятом веке при правлении царя Вахтанга, Грузия достигла своего расцвета. Успешно защищая страну от натиска персов, он многое делал для Церкви. При нём был отстроен в камне храм Двенадцати Апостолов, создано 12 епископских кафедр. Царь Вахтанг перенося столицу в Тбилиси, заложил там основание Сионского собора.

Сионский собор

С середины пятого века появляются первые упоминания об автокефалии Церкви. Процесс обретения самостоятельности продолжался не одно столетие и был завершён одиннадцатом веке. Акефалия Церкви была признана в 1053 году, в ходе проведения Собора созванного патриархом Петром III Антиохийским.

Арабское иго

Христианство на протяжении веков вело борьбу за выживание. В восьмом веке Грузия пострадала от нападения арабов. В 753 году арабский халиф Мурван Глухой провёл опустошительное вторжение в Грузию. Благодаря значительному превосходству в силах он захватил и раздробил обширные грузинские территории. Церковь подверглась гонению, храмы Грузии разрушались, святыни осквернялись. В конце девятого века многие народы, населяющие Грузию, стали исповедовать ислам. Так осетины приняли магометанство и снесли христианские храмы.

Однако грузины боролись за независимость, сохранили христианскую веру и даже в начале одиннацатого века, на некоторое время, объединили Грузинские царства. Примерно в тоже время происходит объединение Церкви.

Благодатные времена

С восшествием на трон Давида IV Строителя положение церкви и народа Грузии улучшилось. При его правлении построено много храмов и обителей, создана духовная академия в Гелати, центральный храм Рождества Пресвятой Богородицы (temple Nativity of the Blessed Virgin Mary). В 1103 году на Руисско-Урбнисском Соборе, утвердившем православное исповедование веры, образована Грузинская Православная Церковь (Orthodox Church of Georgia).

Правление Царицы Тамары было пиком славы Грузии. Во время её царствования границы Грузии расширились до Чёрного и Каспийского моря. Грузия стала могущественным христианским царством на Восточном побережье Средиземного моря. В стране появилось много философов, художников, богословов. Царица Тамара самая почитаемая грузинами правительница. Эпос приписывает ей почти все значимые памятники прошлого своей страны.

Храм Метехи. Пятьсот лет скорби

Вскоре после кончины царицы Тамары грузинский народ ожидали тяжёлые времена. Набеги монголов разоряли страну. Тамерлан семь раз опустошал Грузию своими набегами. За ордынцами, разоряя христианские святыни, насильственно обращая в мусульманство народы закавказского региона, пришли Турки-османы. Следом вторглись персы. Сотни лет захватчики пытались сломить православие, убивая тысячами простой народ и духовенство, но мученики за веру только возвеличили Православную Церковь.

Кроме мусульманского мира на Закавказье имело свои виды и Католическая Церковь. Римские Папы присылали к царям и сановникам своих миссионеров, пытаясь заманить их в лоно своей паствы. Вплоть до начала ХХ столетия в Грузии проводилась католическая агитация.

Многократные вторжения не прошли бесследно для грузинской страны. Вслед за разделением государства на Восточное и Западное царства, появляется второй Католикосат. Один оставался в Мцхете в Светицховели. Новый Католикосат сначала был в Бичвинте, затем в Кутаиси. Раскол Грузинской Церкви длился до вхождения её в Русскую Православную Церковь.

В составе Русской Церкви

Российский император Александр I в 1801 году подписал манифест о вхождении Восточной Грузии в состав Российской Империи. В 1804 году к России присоединилась Западная Грузия. В 1811 году Грузинская Церковь отменила название «автокефалия» и появился Синодальный Грузинский Экзархат, сан Католикоса упразднили.

Период экзархата был полон достижений в миссионерстве Церкви. Было открыто много семинарий и церковных школ, епархиальные женские училища. При экзархате стали издавать духовноную литературу на грузинском и русском языках.

Однако внутри экзархата росло недовольство излишней опекой со стороны Русской Церкви, насаждением русской церковной практики экзархами из России. Движение за возрождение автокефалии набирало силу.

Новейшая история

В 1917 году собравшееся в Мцхете духовенство провозгласило автокефалию Грузинской Церкви. Временное правительство признало волеизъявление грузинского народа, однако, в декабре патриарх Тихон написал послание католикосу Кириону II, где осудил восстановление автокефалии.

Грузинская Православная Церковь возобновила общение с Русской Церковью только в 1943 году, когда католикос Каллистрат поздравил патриарха Сергия с восшествием на патриарший престол. До присоединения к Советской России церковная организация находилась в пределах Грузии. Репрессии вынудили многих грузин покинуть страну. Церковь не оставила свой народ без покровительства, созданы епархии в Европе и на Американском континенте. Современная церковная организация, находясь в Грузии, распространяет свою юрисдикцию на всех грузин во всем мире.

С распадом СССР в закавказском регионе произошла гражданская война, принесшая горе и разрушения. Однако шло бурное возрождение Церкви. К 2006 году было восстановлено 27 епархий, 70 монастырей и 600 приходов. Действующий патриархат ГПЦ и московская церковная власть налаживают отношения, несмотря на конфликт 2008 года.

Приходы

В истории Грузинской Церкви было много борьбы за свободу и веру. Грузины, не щадя себя, защищали свои земли. Несмотря на трудности, воздвигали величественные храмы и основывали монастыри, оберегали святыни. Много храмов восстановлено или отстроено заново. Так на проспекте Шота Руставели стоит церковь Каштеви (church of Kashtevi). Она построена в 1910 году и является точной копией церкви Самтависи. В Каштеви хранится чудотворный образ преподобного Давида.

Церковь Каштеви

Русским князем Григорием Голициным, в Тбилиси, построена церковь Иоанна Богослова (Church of St. John the Divine). Храмовая архитектура выполнена в русских традициях. Купола венчают белоснежные стены. До седьмого века на этом месте храм монастыря Святого Иоанна.

Одна из легенд гласит, что во время молитвы святой Нино открылось, где схоронен Хитон Господень и там возведн первый христианский храм — кафедральный собор Светицховели (Svetitskhoveli Cathedral). Тамерлан во время нашествия частично разрушил храм, но его восстановили. Светицховели имеет второе название — собор во имя Двенадцати Апостолов, в нём короновали царей, возводили на церковный престол патриархов. До освещения главного грузинского храма, Тбилисского Троицкого Собора, Светицховели крупнейший ныне действующий храм.

Тбилисский храм во имя Пресвятой Троицы (Holy Trinity Church) заложили в 1995 году. 23 ноября 2004 года, в день памяти святого Георгия Победоносца, главный храм Грузии был освещён Католикосом Илией II. На мраморный престол возложили мощи святого Георгия.

Храмовая композиция возвышается на 68 метров. На территории собора расположен музей, отдельно построена звонница.

Тбилисский Троицкий Собор

Сердцем Православия является монашество. Церковь с самых истоков возводила монастыри. ГПЦ насчитывает 72 мужских и 62 женских монастыря, в которых ведётся монастырское служение.

Царица Тина, жена кахетинского князя Ливана, в XVI веке заложила женский монастырь Ахали Шуамта. По преданиям, место постройки она увидела во сне, будучи ещё ребёнком.В этом, ныне действующем, женском монастыре приняла постриг кахетинская царица.

Монастырь Ахали Шуамта

При покровительстве царицы Тамары в 1156 году началось строительство монастыря Вардзиа. Эта пещерное пристанище монахов находится южнее горы Боржоми в долине реки Кура. Центральный храм назван в честь Успения Святой Богородицы (temple of the Assumption of the Blessed Virgin Mary). Грузинский монастырь разрушили персы, затем турки сожгли монахов прямо в храме, и только после освобождения русскими войсками в него вернулась православная жизнь. В советское время из монастыря сделали музей, и только в 1990 году в него вернулись монахи.

Монастырь Вардзиа

В горах Кахетии, не далеко от Тбилиси, расположен пещерный монастырь, именуемый Давидовой Лаврой. В шестом веке его основал преподобный Давид Гареджийский. Учениками преподобного Давида было открыто Додос Рка и Натлисмцемели, в XI — XIII веках основаны монастыри Удабно, Бертубани и Чичхитури. Во время нашествия Тамерлана лавра сильно пострадала, персидский шах Аббас I за одну ночь истребил всех монахов. Возрождение монастырского служения продолжилось только в конце семнадцатого века.

В заключении

Свет Христа в древнюю Грузию принёс апостол Андрей Первозванный, учеником Миссии. Покров Святой Девы Марии на протяжении веков оберегает людей этой благодатной земли и их Церковь. Защита Богородицы помогла пережить полчища монгольской орды, персидских и османских завоевателей. Сонм великомучеников возвысил и освятил Христианскую Церковь. И сейчас Грузия – современная, открытая страна, которая чтит вековые традиции. Восстановление древних храмов и монастырей, строительство новых соборов, христианские святыни, влекут в Грузию паломников и туристов со всего мира. Последние две тысячи лет истории Грузии доказали, что её народ и Церковь имеют полное право быть независимыми и жить по своим устоям.

м

Грузия

Троицкая церковь (Гергети)

Троицкая церковь в Гергети (груз. გერგეტის წმინდა სამება, Гергетис Цминда Самеба) расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда.

Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма сохранилась средневековая колокольня.

В советское время церковь была закрыта, ныне возвращена Грузинской православной церкви. Популярна среди туристов.

Проезд: Если вы решили восходить на Казбек, то маршрут пролегает как раз мимо храма. Так что он является своего рода бесплатным культурным приложением. У восходителей есть обычай устраивать здесь первую ночевку, чтобы адаптироваться к высоте.

До церкви Святой Троицы в Гергети можно дойти пешком на своих двоих. Пусть вас не пугает её высота, если вы готовы потратить час-два на восхождение и ваша физическая форма позволяет вам это сделать, то почему бы и нет? Пеший подъем наверх занимает порядка трех часов. Вам нужно будет пройти через село Гергети, повилять по небольшому неопасному лесному серпантину, иногда срезая дорогу вытоптанными тропинками, и подняться на верх по тропинке, которая идёт вверх под большим углом.

Светицховели (Мцхета)

Среди сохранившихся исторических сооружений Светицховели (груз. სვეტიცხოველი — животворящий столп) является самым большим в Грузии. На протяжении веков является центром христианской Грузии. Ещё в IV веке принявший христианство царь Мириан III по совету равноапостольной Нины выстроил первую в Грузии деревянную церковь, которая не дошла до сегодняшних дней.

Одним из устоев храма служил кедр, обозначавший место захоронения ризы Христовой. Во II половине V века благочестивый царь Вахтанг I Горгасал выстроил на месте этой церкви базилику, верхние устои которой были вскрыты советскими исследователями (руководитель В. Цинцадзе) в 1970-е гг. и оставлены для всеобщего обозрения.

В XI веке на месте поврежденной базилики католикос Грузии Мелкиседек I (1012—1030, 1039—1045) воздвиг храм. Ныне существующая крестовокупольная четырёхстолпная трёхнефная церковь во имя Двенадцати Апостолов строилась с 1010 по 1029 год под наблюдением зодчего Арсакидзе (упомянут в надписи на фасаде).

Адрес: Расположен в юго-восточной части Мцхеты, в древнем центре города

Успенский храм в Цеси (Баракони)

Баракони (груз. ბარაკონი) — храм Успения Пресвятой Богородицы, памятник старо-грузинской купольной архитектуры, находится в Раче, Амбролаурском муниципалитете, селе Цеси.

Был построен мастером Автандилом Шулаврели по приказу рачинского князя Ростома в 1753 году.

Постройка в форме креста с прямыми углами, без пристроек. Купол опирается на углы алтарных стен и две колонны. Снаружи стены постройки обильно украшены узорной резьбой по камню, наиболее старые образцы которой находятся в нишах восточного фасада. Церковь построена на крутом утёсе, у основания которого протекает бурный поток реки Риони, с которым в этом месте сливается река Лухуни.

Во дворе церкви находится сельское кладбище.

Адрес: Грузия, Рача, Амбролаурский муниципалитет, село Цеси.

Проезд: Если ехать из Амбролаури в Они, то Баракони находится прямо у автомобильной трассы, в 7 километрах езды, на самой окраине села Цеси. С дороги он виден отлично и не заметить его невозможно.

Храм Георгия Победоносца в Болниси (Цугругашени)

Цугругашени — храм XIII века в Болнисском районе Грузии. Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2-х километрах от села Болниси — на восток за рекой Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное. Сейчас здесь можно видеть храм и храмовую ограду с двумя воротами: основными южными (малоинтересными) и старыми западными. Фактически это монастырь, монастырские постройки находятся с северной стороны, они малозаметны.

Известно, что храм построен где-то между 1212 и 1222 годом, в период правления Георгия IV. Храм отличается особенно утонченными пропорциями архитектурных объемов, что позволяет причислить его к финальному аккорду грузинской архитектуры эпохи Золотого века. Есть предположение, что позже он слегка перестраивался, потому что филигранная каменная резьба высокого подкупольного барабана по стилю несколько отличается от декора фасадов.

Внутри есть росписи, но их немного. Иконостас очень скромный, в нем всего две крупные иконы. Верх храма в интерьере тоже почти не расписан, в куполе – большой крест.

Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси

Проезд: Храм находится в 11 километрах от города Болниси и в 2х километрах от села Болниси — на восток за рекой. Его хорошо видно из села Болниси и с дороги Болниси-Поладаури. Рядом почти никаких строений, место довольно безлюдное.

Собор Николая Чудотворца (Никорцминда)

Собор Николая Чудотворца — Никорцми́нда (груз. ნიკორწმინდის ტაძარი) — собор Грузинской Православной Церкви, расположенный в грузинской исторической области Рача. Находится в 14 км к юго-западу от города Амбролаури. Внутри собора росписи датированные XVI—XVII веками. На фасадах храма богатейшая резьба по камню.

Собор в Никорцминда представляет собой в плане крестово-купольный храм. Купол лежит на барабане, который имеет 12 окон с аркатурным поясом и декоративным архитравом. Барабан покоится на шести парусах. К подкупольному пространству примыкают пять апсид, а массивный купол лежит на полуколоннах. Алтарная апсида и примыкающий к подкупольному объёму западный рукав создают большое внутреннее пространство. Притворы с юга и запада пристроены позднее, но тоже в XI в. Интерьер украшен фресками XVII века и богатым орнаментом.

Наружное очертание плана — крестообразное. Камни из которых выложены фасады гладко отёсаны.

Адрес: Грузия, Рача-Лечхуми, Амбролаурский муниципалитет, п. Никорцминда

Проезд: от Кутаиси через Ткибули и затем мимо озера Шаори, сразу за озером будет поселок Никорцминда

Кафедральный собор Воскресения Христова (Самтависи)

Собор Воскресения Христова — Самтависи (груз. სამთავისი) — кафедральный храм Самтависской и Каспской епархии Грузинской Православной Церкви, расположенный в селе Самтависи Каспского муниципалитета, в 30 км от столицы края Шида-Картли города Гори, кандидат на включение в список всемирного наследия.

Один из самых известных памятников средневековой грузинской архитектуры. Построен в 1030 году архитектором Илларионом Самтавнели.

Адрес: Грузия, край Шида-Картли, Каспский муниципалитет, Самтависи

Проезд: От Тбилиси по трассе E60, свернуть у развязки на Игоети, завернуть под мост, за мостом — направо, снова проехать под трассой, до села Самтависи 1 км.

Собор Влахернской иконы Божией Матери (Зугдиди)

Эквтиме Такаишвили отмечает, что «Церковь нового Зугдиди построена из камня, грузинского стиля, при правлении Левана V Дадиани, строительство началось в 1825 году, а окончилось в 1830 году».

Деньги на строительство выделил российский император Александр I, он же вернул один из списков Влахернской иконы Божией Матери, которая по преданию не раз спасала Константинополь от нашествия врагов.

В 10-х годах XVIII века Георгий IV Гуриели выступил в поход против имеретинского царя Александра IV. Среди сокровищ, увезённых в Гурию, упоминается и Влахернская икона. В 1805 году мегрельская княгиня Нино (вдова Григола Дадиани) вместе с депутацией мегрельских князей подарила икону императору Александру I, который богато украсил икону и вернул её мегрельскому народу.

Влахернская икона попала в Мегрелию из Константинополя и представляла одну из главных ценностей князей Дадиани.

15 июля празднуется праздник храма — Влакерноба.

Адрес: Грузия, г. Зугдиди.

Свято-Успенский храм (Тимотесубани)

Тимотесубани (груз. ტიმოთესუბანი), официально Храм Успения Пресвятой Богородицы, находится в Боржомском районе Грузии, 18 километрах от города Боржоми, на правом берегу реки Гуджарула. Относится к Боржомско-Бакурианской епархии.

Храм построен на развалинах древнего монастыря владетелем тех мест,святым мучеником,князем Шалвой Торели-Ахалцихели,национальным героем Грузии. Начало строительства датируется 1195 годом и завершено в 1215 году.

На территории монастыря до сих пор сохранились развалины жилых и хозяйственных построек. Вход на территорию храма представляет собой арочное продолговатое строение, сложенное из красного кирпича. Над ним, предположительно, была надстроена колокольня, а по сторонам находились двухэтажные помещения, которые служили ядром монастырского комплекса.

Адрес: Tsaghveri-Kimotesubani-Tadzari, Грузия

Проезд: Маршрутное такси на Цагвери отправляется из Боржоми трижды в день — в 10:30, 13:30 и 17:00.

Собор Рождества Пресвятой Богородицы (Батуми)

Храм был возведён в 1898—1903 годах Степаном Зубалашвили в память о скончавшейся матери Елизавете, которая просила построить в Батуми католическую церковь. Степан пригласил для строительства художников и архитекторов из Италии. Всего строительство обошлось в 250 тысяч рублей.

В годы советской власти храм подвергался угрозе разрушения. Среди выступавших в его защиту был писатель Константин Гамсахурдия. Режиссёр Тенгиз Абуладзе снял по мотивам этой истории фильм «Покаяние». В итоге, здание сохранилось и в разные годы использовалось с разными целями: здесь были лаборатория высоких напряжений, архив и другие учреждения.

В 1970-е годы храм был отреставрирован, а в 1980-е — передан Грузинской православной церкви. 16 мая 1989 года Католикос-Патриарх Грузии Илия II освятил храм, после чего состоялось крещение около 5 тысяч чел.

Приказом министра культуры и охраны памятников № 3/31 от 21 февраля 2011 года собор внесён в список объектов культурного наследия, памятников истории и культуры Батуми.

В настоящее время храм является действующим кафедральным собором Батумской и Лазской епархии Грузинской православной церкви.

Адрес: Грузия, г. Батуми, ул. Чавчавадзе, 25

Собор Христа Спасителя (Цаленджиха)

Построенный в XII—XIV столетиях, Цаленжихский собор является крестово-купольным храмом с нартексом и тремя аркадными галереями, из которых две находящиеся на южной и северной сторонах храма были преобразованы в семейную часовню рода Дадиани, правителей Мегрельского княжества.

Церковь окружена стеной с двухэтажной колокольней в северо-западном углу.

В западном углу двора сохранились руины дворца Дадиани.

На запад от церкви прорыт подземный ход, 40-50 метров в длину и 3-4 метра в высоту.

В XIX веке положен новый пол.

В период между 1960 −1980 годами, церковь была частично отремонтирована, а фрески, находящиеся в аварийном состоянии, законсервированы.

Адрес: Грузия, Самегрело-Верхняя Сванетия, Цаленджихский р-н, г. Цаленджиха

Свято-Георгиевский собор (Сурами)

Церковь святого Георгия была возведена в начале 18 веке и некогда входила в состав Армянской Апостольской церкви. Уже в 30-е годы 20 столетия армянская община обратилась в властям с просьбой о реставрации собора. Несмотря на многочисленные обращения, просьбы не были удовлетворены, и в скором времени храм передали в состав Грузинской церкви.

На сегодняшний день все внимание путешественников и паломников привлекает великолепная архитектура церкви, традиционная для Грузии. Здание отлично сохранилось до наших дней и радует всех посетителей светло-коричневым фасадом и острым серебряным куполом. На нём гордо возвышается крест, который видно издали.

Возле церкви находится колокольня, она была построена немного позже основной достопримечательности. Интерьер представляет совокупность росписи и орнаментов на стенах. Возле алтаря можно увидеть несколько старинных икон и художественные изображения Святых.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Хашурский р-н, пос. Сурами

Проезд: Сурами находится на трассе Тбилиси-Кутаиси, примерно посередине. Церковь рядом с трассой.

Храм святого Евстафия Мцхетского (Эртацминда)

Эртацминда (изменённая форма Эстате Цминда — святой Эстате) — грузинская православная церковь святого Эвстате (Евстафия), построенная в первой части XIII века. Расположена в деревне Эртацминда муниципалитета Каспи.

Построенная из обработанного камня церковь стоит на двух столпах. По обе стороны от алтаря в два этажа построены комнаты. несмотря на существование росписи, церковь наиболее известна своим фасадом. Все четеры стороны церкви украшены большим декорированным Крестом .

Храм Эртацминда стилистически повторяет церкви XII—XIII веков, в частности церкви Икорта, Питарети, Бетаниа, Кватахеви и др.

С XVII века храмом управляла семья Тархнишвили. Стала местом упокоения представителей фамилии Саакадзе. Именно здесь похоронена голова убитого сына Георгия Саакадзе — Пааты.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-он, с. Эртацминда

Проезд: Общественный транспорт ходит в Эртацминду два раза в день. Из Тбилиси маршрутка отходит в 11:00 и 17:00, выходить нужно на остановке недалеко от ж/д вокзала, где «Детский мир». Также можно доехать на маршрутке до Каспи, а оттуда на такси, либо на попутках до Эртацминда.

Свято-Успенский собор (Болнисский Сион)

Болнисский сион (груз. ბოლნისის სიონი) — древнейший грузинский храм в форме базилики. Находится в селе Болниси Болнисского муниципалитета области Квемо-Картли.

Постройка начата в 478 и закончена в 493 году, это самая старая и притом хорошо сохранившаяся базилика в стране. В храме найдены одни из самых древних надписей на грузинском языке.

Храм возведен на трехступенчатом цоколе. Три нефа имели сводчатые перекрытия и были подведены под общую двухскатную крышу. Центральный неф имел коробовой свод, а боковые — полукоробовой. С севера и юга были устроены галереи с большей кровлей. В восточной стороне была устроена закрытая крещальня. Восточная алтарная часть имеет полуцилиндрический выступ.

Адрес: Грузия, Квемо-Картли, село Болниси

Проезд: на юг от города Болниси, через 5 километров — село Квемо-Болниси, и уже километром далее будет собственно Болниси.

Свято-Успенский собор (Манглиси)

Согласно грузинским летописям, храм был заложен в 326-м году.

Долгое время здесь хранилась одна из христианских святынь — гвоздь из креста, на котором был распят Иисус Христос.

Этот гвоздь был подарен грузинским христианам римским императором Константином I.

Интересно, что Манглисский храм, в отличии от большинства храмов Грузии, ни разу не был разрушен.

В VII-м и XI-м веках он перестраивался.

В XI-м веке интерьеры храма были расписаны грузинскими художниками, фрески сохранялись до середины XIX века, но сейчас остались только в куполе.

В 1852-м году силами расквартированного в Манглиси российского полка в храме был проведён ремонт.

Следы этого ремонта хорошо угадываются во фрагментах внешнего декора. Тогда же были заштукатурены стены изнутри храма.

Адрес: Грузия, край Квемо Картли, пгт. Манглиси.

Свято-Успенский собор в Кутаиси (Баграти)

Храм Багра́та — храм, возведённый в Кутаиси в правление Баграта III как главный собор его единого Грузинского королевства и освящённый в честь Успения Богородицы в 1003 году.

Величественный по размерам и пропорциям храм стал принципиально новым словом в истории закавказского зодчества, был пышно украшен резьбой и мозаиками и играл исключительную роль в средневековой истории Грузии. В частности, именно здесь был коронован Давид IV Строитель.

Во время нападения турок в 1691 году взрыв пороха разрушил кровлю и купол собора, впоследствии не восстанавливавшегося. В 1770 году артиллерия русского генерала Тотлебена уничтожила Кутаисскую крепость и всю восточную часть храма Баграта.

В 1994 году храм Баграта был внесён ЮНЕСКО в число объектов Всемирного наследия, в 2001 году передан Грузинской православной церкви, которая периодически проводила в руинах богослужения.

Адрес: Грузия, Имеретия, Кутаиси

Церковь Архангелов Михаила и Гавриила (Греми)

Комплекс Церкви Архангелов расположен на холме и состоит из самой церкви Архангелов Михаила и Гавриила, колокольни, трёхэтажного дворца и винного погреба (марани). Комплекс окружён стеной, с башнями и амбразурами. Сохранились остатки тайного подземного хода, ведущего к реке.

Церковь Архангелов была построена по приказу царя Левана Кахетинскго в 1565 году и расписанна в 1577 году. Это каменный крестово-купольный храм. Традиционная грузинская каменная кладка, включает в себя местную интерпретацию иранских архитектурных вкусов. Здание имеет три входа — основной западный и два боковых — северный и южный. Купол храма лежит на углах алтарной апсиды и на двух опорных столбах. Барабан купола имеет аркатурный пояс и восемь узких окон. Фасад разделен на три арочные секции.

В колокольне церкви выставлено несколько археологических экспонатов и пушка XVI века. Стены украшены серией портретов царей Кахети кисти современного грузинского художника Левана Чогошвили (1985).

Адрес: Tianeti-Akhmeta-Kvareli-Ninigori, Грузия

Телефон: +995 599 13 25 32

Кафедральный собор Святой Троицы (Тбилиси)

Строительство нового собора Цминда Самеба (груз. წმინდა სამება — «Пресвятая Троица») было запланировано в 1989 году в связи с празднованием 1500-летия автокефалии грузинской церкви и в ознаменование 2000-летия христианства. Конкурс на возведение храма выиграл выдержанный в ретроспективном духе проект Арчила Миндиашвили. Высота верхнего храма составляет 68 м (без надкупольного креста, крест 7,5 м); протяжённость с востока на запад — 77 метров, с севера на юг — 65 метров; общая площадь — более 5 тысяч квадратных метров.

Храм был заложен 23 ноября 1995 года; строительство велось на пожертвования обычных горожан и крупных бизнесменов. Первое богослужение в строящемся соборе было совершено 25 декабря 2002 года. Освящён ровно через 9 лет после закладки, в день Георгия Победоносца — небесного покровителя Грузии; чин освящения совершил Патриарх-Католикос Илия II в сослужении архиереев и клириков Грузинской Церкви, а также представители Константинопольской, Александрийской, Антиохийской, Русской, Сербской, Румынской, Кипрской, Элладской, Польской, Албанской Церквей, Православной Церкви в Америке.

После освящения в Троицкий собор из Сиони была перенесена кафедра католикоса Грузии.

Адрес: Холм Св. Ильи, Тбилиси.

Метехская Успенская церковь (Тбилиси)

Метехская Успенская церковь так же, как и многие другие древние православные святыни находится в старом городе Тбилиси. Церковь Метехи была основана в XII веке. В конце XIII века претерпела пожар. Во время монгольской операции храм был сожжен и только благодаря царю Деметру был отстроен заново, но спустя две сотни лет церковь снова постигла та, же участь, только уже от рук персидских воинов.

Святыня отстраивалась неоднократно, в последний раз отстроена из красного кирпича.

Храм хранит одну тайну, на его территории покоятся останки мученицы, княгини Ранской Шушаники.

Рядом с храмом в XVII веке была построена крепость, которая позднее была переоборудована в тюрьму, а в середине XX века и вовсе снесена. А сам храм подвергся надругательству, когда в XIX веке его превратили в казармы казачьего полка. В середине XX века едва уцелел при сносе рядом стоящей крепости, а в 1987 году был капитально отреставрирован, и вернулся во владение Грузинской Православной Церкви.

Адрес: Грузия, Шида-Картли, Каспский р-н, Метехи (около 10 км на запад от Каспи).

Сионский кафедральный собор (Тбилиси)

Основание храма Сиони (სიონი) приписывается Вахтангу I Горгасалу. Более вероятно, что инициатором строительства выступил в конце VI века куропалат Гурам I (здесь же, вероятно, и похороненный). Эта первоначальная церковь была после учреждения эмирата снесена арабами.

В 1112 году Давид IV Строитель, освободив Тбилиси от арабов, возвёл в городе новый собор, который не раз подвергался разрушениям и восстановлению. Особенно значительные работы потребовались после нашествия Джелал ад-Дина Манкбурны и землетрясения 1668 года.

В сентябре 1795 года собор сильно пострадал от нашествия Ага-Мухаммед-хана. Были сожжены деревянные хоры и иконостас, фрески покрылись копотью и сажей. Собор вскоре был восстановлен и в 1817 году Минай Медичи писал, что «он обширный и великолепный, разрисован внутри картинами из Библии».

В соборе погребены некоторые иерархи Грузинской церкви, в частности Католикосы-Патриархи Кирион II (канонизирован в 2002 году), Давид V (Девдариани).

После реставрации 1980—1983 годах храм Сиони, несмотря на сложную строительную историю, сохранил свой средневековый облик. Поодаль от собора две колокольни — одна старинная, трёхъярусная, постройки XV века, разрушенная персами и восстановленная в XX веке, другая — типичный образчик русского классицизма (построена в 1812 году).

В интерьере храма сохранились фрески русского художника Г. Г. Гагарина.

Адрес: Грузия, Тбилиси, ул. Сиони, 6.

Церковь Анчисхати (Тбилиси)

Церковь Анчисхати (груз. ანჩისხატი) построена в начале VI века царем Дачи Уджармели на берегу Куры. Представлял собой трехнефную базилику из тесаного камня с 3 парами столпов, трехчастным алтарем и южным приделом, включавшим крещальню. В 60-х годах XVII века, при Католикосе-Патриархе Доментии III, был восстановлен: возобновлены кирпичные своды, возведены 2 пары столпов, разделяющих нефы. В 1675 году в нескольких метрах от базилики была построена колокольня с кубообразным объемом 1-го яруса, выложенным из кирпича, и башней на колонках с шатровым завершением.

В 1664 году в храм была перенесена чудотворная икона Спасителя из монастыря в c. Анчи в Юго-Зап. Грузии (ныне в пределах Турции) — отсюда наименование храма Анчисхати (букв.- Анчийский Образ). Очевидно, тогда же Анчисхати стал подворьем Католикоса-Патриарха в Тбилиси. В 1683 году по заказу католикоса-Патриарха Николая IX (Амилахвари) была выполнена фресковая роспись (сохранилась в алтаре). В 1755 году при храме открыли семинарию. В 1814 году Анчисхати обновлялся настоятелем Дмитрием Алекси-Месхишвили, позже был заново расписан. В середине XIX века внешний вид храма был искажен добавлением мелких форм, в 1876 году пристроили колокольню.

Первоначальные формы Анчисхати были возвращены после реставрации 1958 года (под рук. Р. Г. Гвердцители). В советское время храм был закрыт.

Богослужение возобновлено в конце 80-х годов XX века по благословению Католикоса-Патриарха Грузии Илии II.

Адрес: ул. Шавтели, 9, Тбилиси

Церковь Александра Невского (Тбилиси)

Церковь святого благоверного князя Александра Невского построена в 1864 году на пожертвования верующих, дополнительно Святейший Синод выделил 5 000 рублей. В 1886 году к церкви была пристроена колокольня. Есть две трапезных: Александра Невского и Николая Чудотворца, которая была построена в 1900 году в честь императора Николая II. В 1913 году рядом с церковью возвели часовню в честь 300-летия династии Романовых.

С 1950 до 1982 года настоятелем храма был митрополит Зиновий (Мажуга), который погребён у северной стены храма.

С 1970-х годов в церкви подвизался старец схиархимандрит Виталий (Сидоренко); погребён во дворе, у алтаря.

Адрес: ул. Марджанишвили, 38, Тбилиси

Церковь святого Давида Гареджийского (Тбилиси)

Церковь строилась с 1859 по 1871 год и освящена в честь Давида Гареджийского (по преданию, подвижник поселился здесь в VI веке). В память об этом ежегодно отмечается церковный праздник мамадавитоба.

Источник воды, бьющий из горы у церкви, считается целебным, помогающим от бесплодия. Северная стена храма была усеяна мелкими камушками, прилепленными молящимися на исполнение желания.

Существующий у церкви некрополь с 1929 года (официальное открытие) объявлен пантеоном «Мтацминда», здесь захоронены выдающиеся люди Грузии — известные писатели, артисты, учёные и национальные герои.

Адрес: Грузия, г.Тбилиси, гора Мтацминда, ул. Mama Daviti Rise

Церковь Святого Креста в Тбилиси (Джварис Мама)

Церковь Святого Креста (Джварис Мама, груз. თბილისის ჯვარის მამის ეკლესია) — православный храм в тбилисском Старом городе на улице Коте Абхази, 41. Небольшое кирпичное купольные здание, прямоугольное в плане, вытянутое по оси восток-запад.

Считается одним из старейших храмов Тбилиси (согласно Платону Иоселиани в числе пяти, инициированных Вахтангом Горгасали (V век) : Сиони, Анчисхати, Крестовоздвиженская, Земо Бетлеми и Михаила Архангела). Церковь построена при тбилисском подворье грузинского иерусалимского монастыря Святого Креста.

Церковь неоднократно разрушалась — монголами (XIV век), персами (1795), но всякий раз восстанавливалась. Современная постройка 1825 года. От росписей XIX века сохранилась фреска.

До 1921 года принадлежала патриарху Иерусалимскому.

Адрес: Грузия, Тбилиси, ул. Коте Абхази, 41

Проезд: Находится в историческом центре Тбилиси, в «Старом городе»

Храм Рождества Христова в Тбилиси (Земо Бетлеми)

Храм Рождества Христова или Земо Бетлеми (груз. ბეთლემი — Верхняя Вифлеемская церковь) — церковь грузинского патриархата. Находится в историческом районе Старый город, под горой Нарикала. К храму от улицы Асатиани ведёт подъём и лестница Бетлеми.

Считается, что первая церковь на этом месте построена ещё Вахтангом Горгасали (ок. 440—502). Предположительно, здесь похоронены его мать и сестра.

В XV веке армяне-тбилисцы отстроили здесь монастырь Святой Богоматери (Петхаин).

В 1884 году церковь была реконструирована с обновлением фасадов и возведением купола.

В советское время богослужение было прекращено, помещение заняли производственные предприятия.

В 1994 году церковь возвращена верующим.

Адрес: Тбилиси, Старый город, Кала

Храм Георгия Победоносца в Тбилиси (Кашвети)

Церковь Кашвети строилась с 1904 по 1910 год по проекту тифлисского архитектора Леопольда Бильфельда, взявшего за образец средневековый собор Самтависи. Церковь была воздвигнута на месте другой кирпичной церкви, построенной здесь по заказу семьи Амилахвари в 1753 году и обветшавшей. Фрески церкви были выполнены в 1947 году Ладо Гудиашвили. Считается, что в облике Христа он воплотил портретные черты начинавшего в те годы скульптора Б. Авалишвили.

Название церкви «кашвети» происходит от грузинских слов ква («камень») и шва («рожать»). По легенде, в VI веке женщина в Тбилиси обвинила Давида Гареджийского в том, что беременна от него. Давид предсказал, что её неправота станет очевидной, когда она родит камень. После того, как это и произошло, место получило название «к(в)ашвети».

В церкви похоронен генерал Григол Орбелиани, а у церкви перезахоронена чета Сараджишвили. Д. З. Сараджишвили — известный грузинский предприниматель и меценат.

Здание пострадало во время боев между национальной гвардией Гамсахурдии и силами оппозиции в декабре 1991 — январе 1992 годов.

Адрес: Грузия, Тбилиси, проспект Руставели, д.9

Свято-Никольский храм (Тбилиси)

Современное здание церкви представляет собой новодел 1996 года (архитектор Тариэль Кипароидзе), возведённый на раскрытых в 1966 году в ходе археологических раскопок фундаментах.

Храм Святого Николая в крепости известен с XII века.

Упоминается царевичем Вахушти.

После присоединения Грузии к России крепость Нарикала потеряла свое значение, на её территории в 1818 году по распоряжению генерала Ермолова был устроен пороховой склад. Мощный взрыв склада в 1827 году разрушил церковь Николая почти до основания.

Новый собор Святого Николая был торжественно освящён в 1997 году католикосом-патриархом всея Грузии Илией II.

Адрес: Грузия, Тбилиси, гора Мцатминда, крепость Нарикала

Церковь Сорока мучеников (Тбилиси)

Возобновлена по инициативе Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II в 2010 году.

Предварительно проведённые раскопки показали, что это место было застроено издревле, археологами прослежено четыре уровня стен, предположительно церковных, которые разрушались и возводились заново с изменением формы и размеров. Была открыта стена V века — времени царя Вахтанга Горгасали, и более древняя под ней, возведённая в традициях грузинских античных строений. Открыты остатки дворцового комплекса и уникальная баня, датируемая I веком н. э.

Согласно житию Або Тифлисского, он был обезглавлен прямо у входа в церковь Святых Сорока Севастийских Мучеников.

Церковь существовала на этом месте ещё в предреволюционные годы, в 1924 году она была разрушена советскими властями, местность использовалась под жилую застройку. По другим сведениям — место церкви было застроено ещё ранее.

Решение о воссоздании церкви на историческом месте было принято городскими властями Тбилиси в 1998 году.

Адрес: Грузия, Тбилиси, Старый город, ул. Самгебро.

Церковь святого Георгия Победоносца в Тбилиси (Кари)

Церковь святого Георгия Кари (груз. თბილისის წმინდა გიორგის კარის ეკლესია) — православная церковь в Тбилиси, в историческом районе Старый город.

Первая церковь на этом месте — Святых архангелов — была построена ещё во времена Вахтанга Горгасали. Разрушенная монголами, была возобновлена, с другим посвящением, около 1640 года по указанию царя Ростома, перенесшему сюда свою резиденцию. Поновлялась царевичем Свимоном в 1710 году.

Реставрирована в 1991—1992 годах.

Адрес: Грузия, г. Тбилиси, пл. Ираклия II, д. 1

Церковь Иоанна Богослова (Тбилиси)

Русская православная церковь Иоанна Богослова расположена в тбилисском районе Вера, на улице Киачели, рядом с монастырем Андрея Первозванного, известного также как Синий монастырь. Как и весь этот район грузинской столицы, церковь была построена в конце девятнадцатого — начале двадцатого века по заказу тогдашнего кавказского наместника князя Григория Сергеевича Голицына. По некоторым данным, на том месте, где сейчас стоит церковь, в седьмом веке располагался главный храм монастыря имени святого Иоанна.

Эта традиционная русская церковь, выстроенная в суздальском стиле — белое кирпичное строение увенчано серебряными куполами-луковицами. С западной и восточной сторон в храм ведут по две двери. Интерьер церкви святого Иоанна Богослова решен в неброских бело-голубых тонах. На фоне белых стен и лазурной росписи сводов и купола особенно нарядно выглядит золотой иконостас.

Богослужения в храме ведутся как на грузинском, так и на русском языке.

Адрес: Грузия, г.Тбилиси, ул. Лео Кеахели, 30

Грузия — страна, расположенная на перепутье Европы и Азии, что не раз послужило причиной многочисленных завоеваний, вторжений, интервенций, протектората. В силу такой тяжелой истории, грузинские земли не могли не впитать в себя культуры разных народов. Наиболее ярко запечатлела в себе эти пересечения архитектура Грузии. В одном только Тбилиси слились воедино просторные проспекты Руставели и Агмашенебели и узенькие улицы времён средневековья в районе Нарикала. Столицу Грузии много раз разрушали до основания, поэтому проследить взаимодействие культур возможно только начиная с 18 в. Но куда бы Вы ни устремили здесь свой взгляд, Вашему взору предстанет если не яркий представитель «старины», то уникальный объект, в стиле модерн.

На сегодняшний день при строительстве зданий применяют новейшие западные технологии, однако «старину» здесь чтят и прилагают все усилия для её сохранения. Погрузиться в приятную атмосферу прошлого можно прогуливаясь в таких популярных местах как:

  • Старый город Тбилиси, у подножия святой для грузин горы — Мтацминды, начиная с площади Вахтанга Горгасали, где благодаря надписи «I love Tbilisi» собираются и фотографируются все приезжие туристы;
  • в первой столице Грузии – Мцхеты, или как его ещё называют многие христиане «Второй Иерусалим».

Каменные стены с потёртостями, резные двери во дворы, будто порталы, переносящие нас в прошлое. Даже если Вы встретите здесь новую постройку – то высота дома не будет превышать 2-3 этажа.

А если Вы случайно окажетесь в небольшом селении, то увидите, что грузины предпочитают жертвовать средства на церковь, следить за качеством и количеством еды и вина и готовы отдать последнюю рубашку гостю, но в быту привыкли довольствоваться минимумом.

Периоды развития и становления архитектуры грузинского государства

Экскурс в основные периоды развития архитектуры поможет чуть более наглядно разобраться в становлении зодчества Грузии.

Раннехристианская эпоха

Начиная с IV – до 1 половины VII в. в Грузию приходит первый период архитектурного рассвета. Отправной точкой считают 337 год, когда страна приняла христианство, и началось строительство храмов, причём более консервативное, нежели в России. Здесь нет веяний готики, барокко, да и модернизм не особо прижился. При строительстве христианских храмов архитекторами отдаётся предпочтение двум типам построек – базилика и купольный храм. Базилика – четырёхугольное здание с двускатной крышей.

Знаковой постройкой этого периода, которая сумела сохраниться до сегодняшнего дня — является Болнисский Сион. Храм был разрушен, но в XVII веке восстановлен по приказу царицы Мариам Дадиани. Годы её правления ознаменовались активным строительством храмов.

Наряду с этим в Грузию приходят ассирийские отцы, под влиянием которых начинается активное строительство купольных храмов и перестройка монастырских комплексов. В 604 г. Стефанос II возводит над городом Мцхета «Джвари» — Большой храм Креста. А армянский зодчий неподалеку строит Атенский Сион. Примерно в это же время в Грузии появляется уникальный храм Дэвели Гавази в форме креста с закруглёнными апсидами — так называемый тетраконх.

Очередным витком развития, несмотря на нестабильность эпохи, становится строительство очень большого по размерам Цромского собора.

Арабский период

В VII веке на плечи Грузии ложится персидская оккупация. Арабы разрушали всё, что попадалось на их пути. Для грузинской архитектуры это «тёмные века». Глобальное строительство прекратилось на неопределённый срок. Храмы строят, но в отдалённых, труднодоступных местах. Арабами будет возведён Тбилисский Эмират, который просуществовал 400 лет. Странно, но, ни одного строения в виде мечети, построенной в те времена, до сегодняшнего дня так и не сохранится.

Со 2 половины VII – X в. для зодчества Грузии наступает переходное время, в которое активно развивается строительство храмов и монастырей. Знаковой постройкой этого периода считают церковь Квела-Цминда.

На смену многоапсидным храмам, при строительстве отдают предпочтение удлинённым прямоугольным формам. В 964 г. примером такого веяния стал храм в Кумудро.

«Золотой век»

Начиная с 1 половины XI – начала XIII в. идёт время объединения Грузии. Отдельные княжества и царства предстояло собрать в одно единое государство, которое бы смогло справиться с внешним врагом. Всё великое и знаменитое для становления зодчества страны возводят именно в этот период. К примеру — это грандиозный Собор Баграта, далее прославившийся своей резьбой по камню храм Никорцминда, храм Светицховели, храм в Алаверди, Гелатский монастырь возле Кутаиси, скальный монастырь и дворец в Вардзиа.

Монгольская эпоха

С 2 половины XIII – XVII в. завершает историю древнегрузинской архитектуры вторжение монголов на территорию страны. Разрушенный ими Метехский храм делит историю грузинского зодчества на «до» и «после». Знаковыми постройками, которые всё-таки произойдут в этот период является:

  • церковь Метехи;
  • церковь Саввы Сафарского монастыря;
  • кирпичная колокольня древнего Ниноцминдского собора;
  • строительство архитектурного ансамбля Ананури;
  • храм Баракони, который стал одним из последних строений в классическом грузинском стиле.

Грузия в составе Российской империи

С XVIII по XX в. Грузия входит в состав Российской империи. Новое строительство почти не ведётся, в основном восстанавливают старое. К немногочисленным, но заметным постройкам можно отнести:

  • Дворец российского генерал-губернатора на проспекте Руставели в привычном тому времени классицизме;
  • Здание оперного театра А. Штерера в котором мастер сумел объединить историзм и модерн;
  • Институт Маркса-Энгельса-Ленина;
  • Физико-химический корпус Тбилисского университета;
  • Пятизвездочную гостиницу Tbilisi Marriott Hotel, которая была предназначена для послов, дипломатов и других деловых гостей страны;
  • Столичный Завод шампанских вин.

Появляются достаточно интересные постройки храмов в городах Тбилиси, Гори и Кутаиси в духе русской архитектуры. Также появляются католические и протестантские храмы, правда их в советское время пытаются перестроить, но общие черты узнаваемы и на сегодняшний день.

На юге Грузии можно увидеть греческие храмы, которые привнесли заселившиеся понтийские греки. Простые по дизайну, храмы возводились из громадных каменных блоков, чем и выделялись из общей массы.

Эпоха технологического прогресса

В XI в. начинается период мощного восстановления внешнего облика страны и к проектированию зданий помимо грузинских архитекторов, привлекаются и мировые зодчие. За время правления Михаила Саакашвили – Грузия активно развивает туристическое направление. Одна скульптура «Али и Нино» в приморском Батуми собирает тысячами желающих насладиться столь удивительной статуей в знак настоящей любви между мусульманином и христианкой. Это основательно формирует бюджет на реконструкцию и обновление городских построек. Буквально за последние 2-3 года в городе построили современные кварталы на окраинах городов, возвели новые отели, были возведены современные памятники культуры и облагорожены набережные. Здания государственных и муниципальных служб Грузии теперь строят в футуристическом стиле, они больше напоминают космические корабли и орбитальные станции. К таким постройкам относятся: здание Центрального Банка, здание Тбилисского аэропорта, новое сооружение для грузинского парламента в Кутаиси, пешеходный мост Мира в Тбилиси. А чтобы подчеркнуть прозрачность деятельности структур МВД Грузии, их здания были построены из стекла.

Напоследок

Невозможно предугадать в каком направлении будет двигаться дальнейшее развитие архитектуры Грузии, но оно навсегда останется примером взаимодействия так непохожих друг на друга культур Востока и Запада. Только одно содержание архитектурных построек Тбилиси настолько богато, что представляет огромную ценность для всемирной истории и культуры.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *