Гуманизм и реформация

РЕФОРМАЦИЯ И ГУМАНИЗМ

Реформация и гуманизм.

К числу предшественников реформации относят и гуманистов; но это верно лишь настолько, насколько гуманисты интересовались и занимались религиозными и церковными вопросами и разрешали их в духе, близком к одному из трех направлений реформационного движения. Влияние гуманизма обнаруживается во всех направлениях религиозной реформации. Настоящим родоначальником протестантской теологии был, например, гуманист Эразм Роттердамский. Говорили, что Эразм снес яйцо, а Лютер его высидел, или что Лютер высосал весь яд из сочинений Эразма. Несомненна также более тесная связь большей части проявлений антитринитаризма XVI в. с религиозным вольномыслием итальянских гуманистов.

В общем отношение гуманизма (Возрождения) к реформации в разных странах было различное.

Особая связь между гуманизмом и реформации установилась в Германии; многие немецкие реформаторы были в то же время и гуманистами (Меланхтон, Цвингли и др.). Наоборот, дальше всего от религиозных стремлений реформации был гуманизм итальянский.

Впрочем, вопрос о взаимных отношениях реформации и гуманизма, имеющий свою особую литературу, отличается большой сложностью и окончательно еще не выяснен в науке. Вопреки мнению многих протестантских писателей, готовых свести всю роль гуманизма к подготовке реформации, оба направления, по своим конечным стремлениям, были диаметрально противоположны между собой. Гуманизм был родоначальником всей светской культуры нового времени, и естественным его продолжением было «просвещение» XVIII в., тогда как реформацией завершается религиозное развитие, характеризующее Средние века. Гуманисты были поглощены интересами земной жизни, реформаторы исходили из идеи загробного спасения; последние искали опоры для своих стремлений в Библии, первые обращались преимущественно к классическим писателям древности. Одни хотели прежде всего восстановить первоначальную чистоту христианской веры, другие — возродить науки и искусства античного мира. Вот почему гуманизм и реформация очень часто находились в антагонизме.

Реформационное движение в Германии нанесло удар немецкому гуманизму, блестяще развившемуся в начале XVI в. То же произошло и с французским ренессансом во второй половине XVI в., в эпоху реформационного движения и религиозных войн. Примером может служить и Англия, если сравнить эпоху Возрождения (Шекспир) с эпохой пуританской реформации (Мильтон). В общем можно сказать, что реформация первого периода (времен Лютера и Цвингли) была в более благоприятном отношении к гуманизму, чем реформация второго периода (времен Кальвина).

Несомненно, влияние гуманизма на реформация сказалось в области умственных орудий, без которых нельзя было совершить преобразование религии (лучшее знание древних языков, обращение к отцам церкви, писавшим в древности, новые приемы комментирования Св. Писания и т.п.). У гуманистов и реформаторов часто были общие враги (монахи, схоластики и т. п.). Наконец, оба движения, несмотря на все свое различие, роднились проявлявшимся в них индивидуализмом, этим отличительным (по сравнению со средними веками) признаком нового времени. В протестантизме, провозгласившем оправдание посредством веры, и особенно в сектантстве проявлялся религиозный индивидуализм, которым отличались и гуманисты. Появление религиозных реформаторов, возникновение сект, распространение гуманизма — все это было результатом совершившегося в конце средних веков умственного и нравственного развития западноевропейского общества.

> Использованные материалы

  • Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона.

Как связаны между собой гуманизм и реформация?

Несмотря на то, что Реформация создала политическую и религиозную культуру в Северной Европе, которую можно характеризовать как враждебную тем идеалам науки и просвещения, которых придерживались гуманисты, связь между этими двумя явлениями все же существовала, и довольно тесная.

Гуманисты, также как и приверженцы Реформации, осуждали различные формы церковной коррупции. Полагая, что истинная религия — это вопрос внутренней веры, а не разного рода церемонии и ритуалы. Библия рассматривалась гуманистами как единственно-верный источник, своеобразный путеводитель по жизни. Выступая за моральные реформы и подчеркивая важность образования, гуманисты (особенно — Эразм) заложили основу для идей Лютера.

С другой стороны, между гуманистами и реформаторами было несколько отличий, главное из которых состоит в том, что реформаторы полагали, что если бы не Божья благодать, человечество безнадежно и навсегда погрязло бы во грехе и что оно (человечество) нуждается в искуплении. Реформаторы полагали, что это искупление идет от Бога, а не от образования. Гуманисты рассматривали образование как основу нравственного возрождения человека.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *