Гуманизм мировоззрение

«Счастливый человек» (Happy Human) выбран в качестве официального символа многими гуманистическими организациями

Светский (секулярный) гуманизм (англ. Secular humanism) — одно из направлений современной философии гуманизма, мировоззрение, которое провозглашает человека, его право на счастье, развитие и проявление своих положительных способностей наивысшей ценностью. Гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признаёт существования сил, стоящих выше человека и природы. Светский гуманизм утверждает способность и обязанность вести этический образ жизни без привлечения гипотезы о существовании Бога. Светский гуманизм выделился из гуманистического движения в ответ на критику гуманизма религиозными фундаменталистами. От религиозного гуманизма отличается тем, что отвергает религиозную веру как принципиально иллюзорный способ ориентации человека в мире.

Определение и статус светского гуманизма

Принципы гуманизма

Светский гуманизм является одним из направлений гуманизма, и, соответственно, содержит его основные принципы. Главным признаком гуманизма является признание человека, его права на счастье высшей ценностью. При этом гуманизм не представляет человека стоящим над природой, не обожествляет его, напротив, гуманистическая жизненная позиция подразумевает особую ответственность перед человечеством и этические последствия человеческих решений.

Принципы светского гуманизма

Пол Куртц — автор манифеста светского гуманизма.

Вместе с тем, согласно «Декларации светского гуманизма», десятью базовыми принципами мировоззрения также являются:

  1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
  2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения церкви от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.
  3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
  8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
  9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
  10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.

В число важнейших методологических принципов светского гуманизма входит принцип свободного критического исследования, включающий идею приложения ресурсов разума и науки ко всем областям природы, общества и человеческого поведения. Это предполагает недопустимость каких-либо ограничений научного познания и экспериментальных исследований во всех областях, будь то этика, политика, религия, паранормальные явления или медицина. При этом такие исследования не должны противоречить закону и нарушать базовые этические и экологические стандарты, принятые в данном сообществе.

Светский гуманизм и атеизм

Несмотря на то что светские гуманисты фактически отрицают существование сверхъестественных явлений, и среди них есть множество атеистов, они не считают борьбу с религией главной целью. Более важной для них является идея прав человека (п. 3 декларации светского гуманизма), в том числе свобода вероисповедания. Светские гуманисты стремятся продемонстрировать правоту собственной точки зрения не путём антирелигиозной деятельности, а путём создания реальной альтернативы религиозным культам. Например, основывая этические общества, созданные для осуществления морального и нравственного образования.

Светская этика

Истоки светского гуманизма

Современный гуманизм

Основная статья: Гуманизм#Гуманизм в наши дни

Размежевание с религиозным гуманизмом

Организационное оформление

Исторически светский гуманизм приобрел очевидные теоретические и социальные очертания в середине ХХ века, что зафиксировано в публикации манифестов гуманизма: «Гуманистического манифеста I» (1933), «Гуманистического манифеста II» (1973), «Декларации светского гуманизма» (1980), «Декларации взаимной зависимости» (1988), «Гуманистического манифеста 2000: Призыва к новому планетарному гуманизму» (2000), «Гуманистического манифеста III» (2003).

В настоящее время светский гуманизм является наиболее организованным и влиятельным интеллектуальным и моральным направлением в мировом гуманизме. Это наиболее ярко выражается в деятельности Международного гуманистического и этического союза (МГЭС — IHEU), объединяющего национальные гуманистические общества более чем 30 стран с общим числом членов более 5 миллионов человек.

Светский гуманизм в России

Основная статья: Российское гуманистическое общество

В России с 1995 года действует Российское гуманистическое общество (РГО) — общественная организация содействия развитию гуманизма. РГО издаёт журнал «Здравый смысл» и учебно-научную литературу по гуманизму и научному скептицизму, проводит научные конференции по тематике гуманизма, организовывает летние курсы гуманистического образования.

Известные светские гуманисты

  • Корлисс Ламонт (Corliss Lamont, 1902 — 1995)— создатель философии натуралистического гуманизма, предтечи светского гуманизма.
  • Пол Куртц (Paul Kurtz, род. в 1925) — соавтор гуманистических манифестов, автор более 35 книг о светском гуманизме.
  • Яаап ван Прааг (Jaap P. van Praag, 1911—1981), профессор философии в Утрехте (Голландия), впоследствии первый председатель МГЭС
  • Гарольд Джон Блэкхем (Harold J. Blackham, род. в 1903), Великобритания
  • Валерий Александрович Кувакин — профессор МГУ им. М. В. Ломоносова, президент Российского Гуманистического Общества

См. также

  • Письмо десяти академиков
  • Гуманистическая психология
  • Пирамида потребностей по Маслоу
  • Трансгуманизм
  • Лаицизм
  • Атеизм

Примечания

Ссылки

  • Сайт Международного гуманистического и этического союза
  • Сайт Российского гуманистического общества
  • Сайт Санкт-Петербургского отделения Российского гуманистического общества
  • Сайт Университетского союза гуманистов
  • Статьи журнала «Здравый смысл»
  • Российское гуманистическое общество
  • Журнал «Здравый смысл» в полном объёме, начиная с №29, 2003

Критика светского гуманизма

  • Медведева И. Я., Шишова Т. Л. Христианские ценности или «гуманизм» Содома? (взгляд представителей РПЦ)
  • Христианство более человечно, чем секулярный гуманизм, считает иерарх Русской православной церкви

Атеизм

Критика религии

Летающий Макаронный Монстр · Чайник Рассела · Невидимый Розовый Единорог · Копимизм · Разумное падение · Дискордианизм · Парадокс всемогущества · Научный атеизм · Новый атеизм

Сходные течения

Агностицизм · Антиклерикализм · Антитеизм · Атомизм · Игностицизм · Лаицизм · Локаята · Материализм · Нетеизм · Позитивизм · Рационализм · Светский гуманизм · Скептицизм · Теологический нонкогнитивизм · Ниришваравада

Эволюционизм

Эволюция · История эволюционного учения · Доказательства эволюции

Критика

Критика эволюционизма · Научный креационизм · Критика атеизма

Произведения

Апгрейд обезьяны · Забавная Библия · Бог как иллюзия · Бог: неудачная гипотеза · Настольная книга атеиста · Песнь Арфиста

Общество: конфликты

Религиозная нетерпимость · Карикатурный скандал · Процесс Галилея · Обезьяний процесс · Дело Шрайбер

Общество: прогресс

Секуляризация · Научно-техническая революция · Свобода вероисповедания · Права человека

Общество: движение

Атеистическое движение в России · Популяризация науки · Рекламная кампания · Письмо десяти академиков

Человек всегда стремился к познанию себя и мира. Однако различные религиозные течения и учения, как правило, акцентируют внимание людей не на жизни здесь и сейчас, а на идее освобождения, описании духовного мира, тем саамы отрывая человека от действительности. Более того, жёсткие рамки, которые устанавливает церковь, не позволяют человеку обрести счастье здесь на Земле, считая это не только не нужным, но и греховным. Происходит некое отрицание жизни настоящей, в которой люди пребывают день ото дня. Жёстко выстроенные рамки не допускают инакомыслия. По сути, церковь ловко манипулирует людьми, прибегая к священным трактатам, давая свой смысл сказанному.

Современная религия и церковь превратилась постепенно из науки о жизни, о Боге в политику, а миром управляли ещё не так давно не политические, а религиозные деятели, разного рода священники, епископы и т.д. Большая часть войн за последние века произошла именно благодаря им. Все мы хорошо помним о знаменитых Крестовых походах. Из истории нам известно, как жестоко карались язычники за свою веру. Причём в качестве язычников выступали иногда и христиане. Но это ничему их не научило. Затем уже они на территории той же России искореняли веру людей, уничтожая знания, переданные им предками о происхождении людей, их месте и роли, а также тому, как следует жить в этом мире.

Как бы не называлась религиозное течение, принцип будет всегда один и тот же — нетерпимость к другому мнению, мышлению. Всегда будут предприняты попытки навязать своё мнение, а по сути — это есть не что иное, как проявление насилия над человеком, Божественность которого они же сами и провозглашают.

Противоречивость действий священнослужителей со священными писаниями привели к тому, что люди испытали разочарование и отвернулись от религии. Они обратились к этическим ценностям и принципам, по которым должны жить люди. Ведь живём мы все уже сейчас.

Естественное стремление человека к счастью, знанию о смысле жизни и устройстве мира привело к появлению нового направления в философии — светского или секулярного гуманизма, провозглашающего высшей ценностью право человека на счастье, развитие и проявление своих положительных качеств и способностей.

В данном случае гуманистическое мировоззрение противопоставляется религиозному, не признавая наличие высших и оккультных сил. Светский гуманизм провозглашает способность человека вести этический образ жизни без обращения к Богу.

Но не следует думать, что это направление ставит человека над природой, обожествляя его таким образом. Светский гуманизм подчёркивает ответственность человека за последствия своих решений и действий.

Своё начало светский гуманизм берёт начало из конфуцианского Китая. Его истоки можно обнаружить в древних индийских трактатах, в ранней греческой философии. Возникновение в 16–17 веках классической науки придало светскому гуманизму точную форму, давая объяснения происхождения мира и человека, законов мироздания с точки зрения науки.

Принципы светского гуманизма зафиксированы в «Декларации светского гуманизма»:

  1. Свободное исследование — недопустимость любого вида цензуры, догматизма; свобода прессы и средств коммуникации.
  2. Отделение церкви от государства — необходимость отделения церкви от государства во избежание нарушения принципа свободного исследования.
  3. Идеал свободы — недопустимость любой формы тоталитаризма, идеал уважения прав меньшинства и власти закона.
  4. Этика, основанная на критическом мышлении — независимость этики от религии; возможность и необходимость вывода моральных норм без религиозного откровения.
  5. Моральное образование — необходимость нравственного воспитания и образования детей; недопустимость навязывания религии молодым людям, прежде чем они будут способны дать на это добровольное и осмысленное согласие.
  6. Религиозный скептицизм — скептическое отношение к претензиям сверхъестественного на реальность.
  7. Разум — использование рациональных методов исследования, логики и опыта в процессе накопления знания и установления критериев его истинности.
  8. Наука и техника — признание научного метода наиболее достоверным способом понимания мира.
  9. Эволюция — порицание попытки креационизма включать в учебники биологии религиозные доктрины, потому как «очевидность фактов настолько убедительно подтверждает само существование эволюции видов, что отрицать его слишком трудно».
  10. Образование. «Образование должно быть неотъемлемой составляющей созидания гуманных, свободных и демократических обществ». Передача знания, поощрение морального роста, обучение профессиям, помощь в выборе жизненного пути, преподавание правил поведения в демократическом обществе, стремление развивать способность к критическому мышлению. Опасность СМИ как средства навязывания догм.

ПАНИНА

5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 возраст (в годах) ■ 2005 С 2010

Рис. 4. Фактические и прогнозные значения численности возрастных групп

По прогнозу численность населения в возрасте 16-20 лет будет ежегодно сокращаться, а значит можно уверенно сказать, что в уже в ближайшие 1-2 года можно наблюдать и снижение численности поступающих в вузы (рис. 4).

Основные трудности с приемом в систему профессионального образования возникнут в период с 2010 по 2015 г., когда численность выпускников может снизиться от 27 до 41 %.

Сложившиеся тенденции в системе профессионального образования свидетельствуют о наличии довольно широкого круга проблем. Но, на наш взгляд, уровень образования населения России — один из немногих сохранившихся в на-

стоящее время ресурсов устойчивого экономического роста, способствующий возвращению России в число наиболее развитых стран мира. И для того, чтобы он не понижался, государству следует незамедлительно разрабатывать действенные меры, направленные на повышение статуса российского образования в мире. Очень хочется верить, что реализация национального проекта в области образования не останется лишь на бумаге.

Литература и источники

2. Егорова Е.А., Кучмаева О.В. Социальная статистика: Учебное пособие — М.: МЭСИ, 2004. -210 с.

3. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник (под ред. А.Е. Сурино-ва). — М.: Госкомстат России, 2005. — 725 с.

4. Федеральная служба государственной статистики — http://www.gks.ru.

5. Федеральный портал «Российское образование» — http://stat.edu.ru.

6. Электронная версия бюллетеня «Население и общество» — Центр демографии и экологии человека Института народнохозяйственного прогнозирования РАН — http://demoscope.ru (ISSN 1726-2887).

УДК 37.8.(34)

«Гуманные отношения»: понятие и структура

Т.В. Панина

Понятие «гуманные отношения» до сих пор находится в стадии терминологической неопределенности. Исходя из этого, понятие и структуру гуманных отношений имеет смысл рассмотреть с позиции социально-психологических подходов к раскрытию сущности социальной установки, а именно, выделяя когнитивный, конативный и эмоциональный структурные компоненты. Таким образом, проведенный анализ структуры гуманных отношений позволяет трактовать их, как отношения между индивидами, реализующиеся через диалоговое общение и раскрытие творческого потенциала и выражающиеся в уважении достоинств и прав человека.

__The concept «humane attitudes» till now is in a

ПАНИНА Тамара Владимировна — ст. преподаватель stage of terminological uncertainty Proceeding кафедры ЯФ Дальневосточного юридического института from it> the concept and slructure of }штапе аШ_

tudes can be considered from a position of socially-

Гуманистическое мировоззрение как обобщенная система взглядов, убеждений, идеалов строится вокруг одного центра — человека. Если гуманизм — это основа системы определенных взглядов на мир, то именно человек оказывается системообразующим фактором, ядром гуманистического мировоззрения. При этом его отношение содержит не только оценку мира как объективной реальности, но и оценку своего места в окружающей действительности. Следовательно, в гуманистическом мировоззрении находят свое выражение многообразные отношения к человеку, обществу, духовным ценностям, деятельности, т.е., по сути, ко всему миру в целом.

Исследование социальной значимости гуманного отношения к человеку должно опираться, по мнению автора, на известное указание К. Маркса о том, что «общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу». В системе многообразных отношений выделяется уровень гуманных отношений, выступающих по своему содержанию как специфическая часть общественных отношений.

Под «гуманными отношениями» будем понимать отношения между индивидами, реализующиеся через диалоговое общение и раскрытие творческого потенциала и выражающиеся в уважении достоинства и прав человека.

Предполагаем, что в связи с терминологической неопределенностью понятие «гуманные отношения» имеет смысл рассмотреть с позиции социально-психологических подходов к раскрытию сущности социальной установки, а именно выделяя когнитивный, конативный и эмоциональный компоненты. Целесообразность переноса структурных компонентов социальной установки на гуманные отношения обусловлена тем, что формирование социальных установок личности отвечает на вопрос: как усвоенный социальный опыт преломлен личностью и конкретно проявляет себя в ее действиях и поступках?

Сама идея выявления особых состояний личности, предшествующих ее реальному поведению, присутствует у многих исследователей. Прежде всего этот круг вопросов обсуждался В.Н. Мясищевым в его концепции отношений человека. Отношение, понимаемое «как система временных связей человека как личности-

субъекта со всей действительностью или с ее отдельными сторонами», объясняет как раз направленность будущего поведения личности. Отношение и есть своеобразная предиспозиция, предрасположенность к каким-то объектам, которая позволяет ожидать раскрытия себя в реальных актах действия. Отличие от установки здесь состоит в том, что предполагаются различные, в том числе и социальные объекты, на которые это отношение распространяется, и самые разнообразные, весьма сложные с социально-психологической точки зрения ситуации.

В специфической теоретической схеме эти процессы анализируются и в работах Л.И. Божо-вич . При исследовании формирования личности в детском возрасте ею было установлено, что направленность складывается как внутренняя позиция личности по отношению к социальному окружению, к отдельным объектам социальной среды. Хотя эти позиции могут быть различными по отношению к многообразным ситуациям и объектам, в них возможно зафиксировать некоторую общую тенденцию, которая доминирует, что и представляет возможность определенным образом прогнозировать поведение в неизвестных ранее ситуациях по отношению к неизвестным ранее объектам. Направленность личности сама по себе может быть рассмотрена также в качестве особой предиспозиции — предрасположенности личности действовать определенным образом, охватывающей всю сферу ее жизнедеятельности, вплоть до самых сложных социальных объектов и ситуаций. Такая интерпретация направленности личности позволяет рассмотреть это понятие как однопорядковое с понятием социальной установки.

Таким образом, исходя из представлений об отношениях в целом, в структуре гуманных отношений можно выделить когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Когнитивный компонент. Основным когнитивным процессом при подходе к другому человеку является понимание. Интенция на понимание отодвигает на задний план прагматические цели индивида: когнитивная активность в данном случае не нацелена на получение какой-то пользы, другой человек не рассматривается в качестве средства для достижения субъективной цели. Этот процесс характеризуется постижени-

ПАНИНА

ем субъективных значений или «личностных смыслов» другого человека, взаимодействующего с субъектом. Установка на понимание, принятие индивидуальности другого, его переживаний определяет толерантность к противоположным мнениям, «открытость» и способность вникать в состояния душевных движений другой личности. Способность видеть мир глазами другого — ведущая способность при гуманном межсубъектном общении с другим.

Эмоциональный компонент. Эмоциональный компонент гуманных отношений определяется тем, что основным эмоциональным процессом, сопутствующим интерсубъектному межличностному общению, является эмпатия, сочувствие, сопереживание, эмоциональный резонанс, сострадание и т.п. Можно сказать, что наиболее детально эмоциональный компонент субъект-субъектного межличностного общения изучен в работах, посвященных психологической сущности эмпатии. Эмпатические межличностные взаимоотношения основываются на чувстве тождественности с другим человеком, взаимной межличностной идентификации.

Конативньш компонент. Поведенческая готовность при гуманном межсубъектном отношении к другому выражается в интенции на диалоговое общение, слушании «голоса» другого (установка слушать здесь, как бы берет верх, над установкой «видеть»).

В гуманных отношениях находят отражение духовные особенности личности, стремление видеть в другом человеке творческую полноценную индивидуальность.

Как видно из структуры гуманных отношений, они не могут образовываться и существовать независимо от субъектов взаимодействия. Гуманные отношения, как и любой тип социального взаимодействия, раскрываются и реализуются только через деятельностных субъектов.

Основными компонентами, составляющими основу гуманных отношений, являются: 1) гуманные чувства, знания, умения; 2) опыт гуманного поведения.

Исходя из обозначенной ранее структуры гуманных отношений и их компонентов, можно определить практические гуманные отношения как отношения, в которых реализуется система идей и представлений гуманизма.

По существу гуманное отношение к человеку не ограничивается формированием совокупности профессионально обусловленных морально-психологических знаний, умений, навыков, поскольку ее основными характеристиками явля-

ются также профессиональная культура, мотива-ционно-ценностное отношение к выполнению служебных задач и др.

В связи с этим гуманность предстает не просто чертой личности. Представляется правомерным рассматривать гуманность как качество личности, поскольку качество — это объективная и всеобщая характеристика объектов, обнаруживающаяся в совокупности их свойств. В этой связи гуманность следует понимать как сверххарактеристику личности, которая включает комплекс свойств личности, выражающих бережное отношение человека к человеку.

В процессе формирования гуманного отношения к человеку решающую роль играют собственный опыт индивида, его практическая деятельность, которые определяют тип нравственного поведения, основанный на этических принципах социума и той социальной группы, к которой он принадлежит.

Различают три главных уровня становления морального сознания личности, создающего базу для формирования гуманного отношения к человеку:

• «доморальный уровень, когда ребенок выполняет определенные правила, исходя из эгоистических соображений;

• конвенциональную мораль, когда поведение ориентировано на внешние нормы и мнение окружающих;

• автономную мораль — ориентацию на определенную внутреннюю, автономную систему принципов» .

Нравственное поведение личности зависит не только от осознания стоящей перед ней проблемы, но и от психологической готовности к тому или иному действию.

Внешние условия социальной и биологической среды также накладывают свой отпечаток на характеристики личности, поэтому необходимо указать, что ее формирование идет в процессе всей общественной и профессиональной деятельности.

В современном обществе все большее значение приобретает модус обладания, означающий быть эгоистом: владеть, не делясь с другими: логику «чем-больше-я-имею-тем-больше-я-значу»; невозможность полного удовлетворения своих потребностей. Другим симптомом этого морального заболевания является презрение к природе -как ко всем вещам и людям, не задействованным в процесс машинного производства. Все то вместе с одержимостью работой, идеалом полного безделья в свободное от работы время и появлением возможности удовлетворения потребностей не

только у меньшинства привело к сдвигу представления о человеке, его месте, цели существования.

Одной из основных проблем человека в современном обществе является потеря веры в себя. Отсутствие веры приводит к безразличию как к себе, так и к другим людям. При этом ценностные ориентиры современного человека основываются на идеологии консюмеризма. В связи с этим в середине XX в., с начала эпохи Потребителя, в области человекознания появилось множество работ, авторы которых предлагали разные пути гуманизации человеческой деятельности. К ним можно отнести работы в области экзистенциальной философии и гуманистической психологии.

Так, основной проблемой человека сегодня, по мнению Э. Фромма , является безразличие к себе и ориентация на обладание. Рассматривая любовь как одну из возможных основ существования человека, Фромм выделяет братскую любовь, которая составляет основу всех других видов любви. Под ней понимается ответственность, забота и уважение, знание другого человеческого существа, желание продлить его жизнь. Эта любовь есть любовь ко всем человеческим существам при полном отсутствии предпочтения. В ней наличествует переживание единства со всеми людьми. Различия в чем бы то ни было здесь не имеют никакого значения -главное здесь — идентичность человеческой сущности, общей ко всем людям. Как люди, пишет Э. Фромм, мы все нуждаемся в помощи. Однако потребность в ней не означает, что один беспомощен, а другой всесилен. Беспомощность -временное состояние, а способность обходится собственными силами — постоянное. В связи с этим Фромм выделяет несколько компонентов, необходимых для развития любви как основы формирования гуманного отношения к человеку. Кроме дисциплины и терпения, большое внимание должно быть уделено воспитанию сосредоточенности, в том числе умению оставаться наедине с собой, быть сосредоточенным во всем, что делается в данный момент, быть сосредоточенным в отношениях с другими значит, в первую очередь, быть в состоянии слушать.

Следующими компонентами, способствующими гуманизации человеческой деятельности, являются открытость, доверие и эмпатия. Открытость — умение поделиться своими впечатлениями о ситуации, чтобы помочь партнеру лучше понять другого. Чем более мы открыты, тем больше информации доступно и тем вероятнее, что общение будет полноценным и глубоким.

Одним из позитивных аспектов открытости является получение обратной связи. Ее цель — помочь окружающим в лучшем осознании того, как мы воспринимаем их поступки, какие чувства они вызывают у нас. Е. Мелибруда предлагает следующие приемы для повышения эффективности обратной связи:

• в своих замечаниях затрагивайте, прежде всего, особенности поведения партнера, а не его личности;

• говорите о своих наблюдениях, а не о заключениях, к которым вы пришли;

• высказывайтесь в форме описаний, а не в форме оценок;

• при описании поведения другого человека пользуйтесь категориями типа «в большей степени и т.п.», чем «ты всегда …»;

• сосредотачивайте внимание на конкретных поступках в ситуациях недавнего прошлого, чем на расплывчатых историях, произошедших недавно;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• давайте как можно меньше советов, а лучше высказывайте собственные соображения;

• давая обратную связь, старайтесь подчеркнуть то, что может быть ценным для вашего партнера, а не то, что может принести удовлетворение лично вам;

• внимательно выслушайте собеседника до конца, а затем перескажите своими словами, то что услышали.

Готовность партнеров по общению к взаимной открытости тесно связана с уровнем доверия между ними. Когда человек решается на проявление доверия, нужно понимать, что оно может обернуться и против него.

Установлению доверия между людьми способствует эмпатия — способность понимать мир другого человека или способность приобщаться к эмоциональной жизни другого, разделяя его переживания. Эмпатия основана на способности с помощью воображения прочувствовать жизненную ситуацию другого, а также «исполняемые» им роли. Способность человека к эмпатии тесно связана с богатством и разнообразием представления о других степенью гибкости, с которой он этим пользуется. Таким образом, понимание других тесно связано с пониманием себя. Стараясь познать себя, причины своих поступков и потребностей, человек прибегает к тем же способам, которые он использует при познании других. В этических системах А.Смита, Г.Спенсера и А. Шопенгауэра эмпатия понимается как свойство человеческой души и рассмат-

ДМИТРИЕВА

ривается в качестве регулятора взаимоотношений между людьми в обществе, основы совести и гуманизма.

Проблема формирования гуманного отношения к человеку теснейшим образом связана с проблемой нравственной регуляции деятельности человека в отношении других людей (первый уровень нравственности), а также в отношении значимых для них объектов (второй уровень нравственности), в ее сферу входит и отношение человека к самому себе.

Главным признаком фундаментального характера гуманизма является особый характер его связи с личностью. Личность делает исключительно важный выбор, а именно — самого себя в качестве не просто индивидуального «Я» (что происходит в обычном акте самосознания), а «Я» человечного, достойного всех ценностей мира. Осознание человеком своей собственной человечности, ее ресурсов и возможностей — это решающая интеллектуальная процедура, переводящая его с уровня гуманности на уровень гуманизма.

Однако превалирующим в этом процессе является, безусловно, соответственным образом организованное образование человека, которое

должно иметь в виду три проблемы: что делать (содержание образования), как делать (технология образования) и когда делать (выстраивание образования во времени).

Гуманное отношение одного человека к другому нельзя осуществить с помощью формального принципа, поскольку «гуманные отношения» — это отношения между индивидами, реализующиеся через диалоговое общение и раскрытие творческого потенциала и выражающиеся в уважении достоинства и прав человека.

Литература

1. Мясищев В.Н. Понятие личности в аспектах нормы и патологии // Психология отношений. -М» 1995.-С. 48-53.

2. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. — Москва; Воронеж, 1997.

3. Волков Ю.Г. Homo humanus. Личность и гуманизм. — М., 1995. — С. 35.

4. Фромм Э. Революция надежды // Психоанализ и этика. — М., 1993.

5. Мелибруда Е. Я — Ты — Мы: Психологические возможности улучшения общения. — М., 1986.

УДК 373. 1:373.2.02

Организационные условия реализации принципа преемственности в комплексе «детский сад — школа»

С.Н. Дмитриева

Представлена одна из наиболее актуальных проблем в современном образовании — проблема преемственности между детским садом и начальной школой. Актуальность ее рассмотрения связана с нарушением преемственных связей в целях и задачах, содержании и методах, формах организации обучения и воспитания детей дошкольного и начального школьного возраста. Раскрываются организационно-педагогические условия реализации принципа преемственности в учебно-воспитательном комплексе «детский сад — школа».

Мировоззрение, как известно, определяет отношение человека к миру и к самому себе. Поэтому уместно рассматривать гуманизм как мировоззрение.

Гуманизм — это мировоззрение, в центр которого поставлена идея человека как высшей ценности в ряду всех мыслимых духовных ценностей. Личность гуманистическим мировоззрением определяется как исходная реальность, абсолютная по отношению к себе и относительная (одна из многих) в ряду всех остальных, ценность, имеющая самостоятельное значение. Гуманизм — это мировоззрение и реализуемый на его основе образ действий и жизнедеятельности в целом, исходящие из следующих основных принципов:

  • ? самоценность жизни как планетарно-космического явления;
  • ? свобода, свободомыслие человека и его самореализация суть для человека высшие ценности;
  • ? демократия: свободное и ответственное участие в жизни общества, равенство всех перед законом, социальная справедливость, общественное благосостояние;
  • ? наука, культура и просвещение — движущие силы технического и нравственного прогресса;
  • ? критическое и экологическое мышление;
  • ? толерантность (терпимость во взаимоотношениях с окружающими, уважение к человеческому достоинству, отсутствие претензий на обладание истиной в конечной инстанции).

Гуманистическое мировоззрение — это выработанное человеком и идущее от человека к человеку светское, общегражданское мировоззрение, выражающее идею абсолютного достоинства личности, ее внешне относительные, но тем не менее неуклонно прогрессирующие к абсолютному значению самостоятельность, самодостаточность, ответ cm вен-ность и равноправие в обществе.

Основным содержанием гуманистического мировоззрения являются гуманистические ценности, принципы, идеи. Гуманистическое мировоззрение формирует у индивида стиль мышления, признающий равенство права на самореализацию всех индивидов, которые в свою очередь признают это право за всеми другими индивидами. «Золотое правило нравственности» — поступать так, как хочешь, чтобы другие люди поступали с тобой и не делать другому того, чего не желаешь себе, — это одновременно главный принцип гуманистического мировоззрения.

Гуманистическое мировоззрение не признает националистических, религиозных, расовых и сословных предрассудков. Для него важен сам человек, его личные достоинства, мысли и поступки, а не его принадлежность к той или иной корпорации, нации, профессии или конфессии. В социальном смысле гуманизм интернационален и открыт для всех людей. Потому его роль и влияние начинают ощущаться не только в развитых странах, но практически во всем мире. Гуманистическое мышление опирается не на коллективное, а на индивидуальное сознание, т.е. апеллирует к фактам и здравому смыслу, а не ко мнению других субъектов.

Гуманистическое мировоззрение имеет более свободный, в принципе более гибкий и динамичный и вместе с тем личностный, интимный характер. Гуманистическое мировоззрение имеет отличия от других типов мировоззрения:

  • ? оно обязательно предполагает акт рефлексии, самосознания, свободного, разумного и критического принятия человеком своей человечности вместе с накопленными им знаниями и опытом;
  • ? фундаментальный, глубинный характер гуманистического мировоззрения;
  • ? высокий уровень толерантности и открытости;
  • ? имеет комплексный, интегративный характер;
  • ? полифункциональность.

Гуманизм постепенно вырастает из гуманности посредством рефлексивной деятельности человека, направленной на его собственную человечность и человечность других членов общества или сообщества. Он предстает как осознание гуманностью самой себя и означает ее возвышение, формирование человеком в себе нового, качественно иного уровня человечности в своем мировоззрении. Таким образом, он является рефлексивным мировоззрением, т.е. мировоззрением с обратной связью: от себя к миру и человеку и от них — к себе.

Гуманистическому мировоззрению чужды догматизм и высокомерие. Он открыт всему тому, что позволяет человеку укрепить и развить в себе человечность, что помогает ему лучше понять окружающее, что объединяет и солидаризирует человечество. Он предлагает реалистическую концепцию человека, оптимальную методологию мышления, научную и скептическую концепцию формирования этического (практического) суждения, иначе говоря, концепцию принятия решения, отвечающую высокому статусу человека. Принципом гуманистического мировоззрения является приоритет человека по отношению к любым, в том числе и к своим собственным идеям, убеждениям верованиям и предпочтениям. Составной частью гуманистического мировоззрения является также уважение к общепринятым правовым и гражданским нормам, в наиболее полной форме сформулированным во Всеобщей декларации прав и свобод человека и содержащимся в текстах конституций многих стран, в том числе в Конституции Российской Федерации.

Вместе с тем специфика проявления гуманистического потенциала индивида обусловлена особенностями протекания личностного и социального становления. В условиях идеологической и культурной аномии возможно спонтанное формирование личности, чьи действия и поступки не отвечают требованиям гуманизма. Формирование гуманистической направленности личности в этой связи предполагает образование иерархической, многоуровневой системы регуляции поведения и деятельности, ее централизацию и противопоставление высшего уровня развития мотивационно-ценностного отношения стихийно формирующимся импульсивным влечениям, потребностям, интересам, которые начинают выступать уже не как внутренние по отношению к личности человека, а скорее как внешние, хотя и принадлежащие ей. Не менее важной для становления гуманистического мировоззрения является проблема идентичности, решение которой позволяет ответить на вопрос, на какой основе возможна эффективность этого процесса.

Гуманистическое образование и воспитание (в том числе самообразование и самовоспитание) неразрывно связаны с обретением человеческого и гражданского достоинства, свободы, расширением поля моральной ответственности индивида. Каждый человек и каждое общество обладают потенциалом гуманности, который может быть воплощен в их практической деятельности.

⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 9

Гумани́зм — мировоззрение, в центре которого находится идея человека как высшей ценности; возникло как философское течение в эпоху Возрождения. Интеллектуальное движение, являющееся важным компонентом Ренессанса. Возникло во Флоренции в середине XIV века, существовало до середины XVI века. Это не защита прав человека, а исследования человека таким, каков он есть. Гуманизм, с точки зрения Петрарки и других философов, означал перенесение человека в центр мира, изучение человека в первую очередь. Ренессансные гуманисты представляли собой неформальную группу единомышленников, которых отличало внутреннее содержание, а не официальный род деятельности. Гуманистами становились представители совершенно разных слоев, состояний и профессий. Важной составляющей в представлениях гуманистической среды был «досуг» , заполненный высокими занятиями, противопоставляемый службе и различным деловым обязанностям.

Основные черты гуманизма.

1) Возрождение интереса к человеку. На первое место выходит интерес к человеку как личности, к его духовному и физическому облику. Повышенный интерес к языку классиков античности, к литературной манере письма того времени.

2) Культ индивидуальности. И инструментом формирования человека должна стать литература и литературное воспитание.

3) Исключительная роль поэзии, которая является наиболее удачной формой выражения, т.к. она синтезирует и собирает в единое целое все качества человека.

4) Изменения философской системы. В плане философии гуманисты отвергают философско-теологическую систему Средневековья, основанную на взглядах Аристотеля и его последователей. Они хотят изучать человека, его речь, его действия, проявления его характера.

5) Центром всей системы гуманизма становится фигура интеллектуала-гуманиста. Основываясь на собственной индивидуальности, он пытается отделить свою идеологию, свои взгляды.

6) Универсальность гуманистических ценностей. Гуманисты выходят из самых различных социальных слоев (из мелкой феодальной знати, городской аристократии, буржуазии и купечества), и их идеология почти никогда не противопоставлена взглядам доминирующих классов, — однако они претендуют на то, чтобы считать себя носителями универсальных человеческих ценностей, имеющих значение для всего «образованного» человечества.

7) Отношения с властью у гуманистов достаточно неоднозначны. Каждый из них старается упрочить свое положение, найти признание в окружающем его мире. Для этого им необходима поддержка синьоров, в руках которых находится власть. Поэтому нередко гуманисты, именно в этих целях, превозносят «добродетельность» своих покровителей. Однако не всегда их труды оказываются признаны, и тогда они могут менять место пребывания и даже переходить в противоположный лагерь.

11. Основные тенденции и этапы развития гуманистической литературы в Италии в 15 веке.

Внутри самого гуманизма можно выделить несколько его разновидностей, а именно:

1. гражданский гуманизм: распространен прежде всего в Венеции и во Флоренции в период республики. Основная цель его состояла в том, чтобы связать литературу с общественными, гражданскими идеалами;

2. придворный гуманизм: был распространен почти во всех остальных центрах Италии и рассматривал литературу как своего рода украшение и прославление власти;

3. светский гуманизм: пытается прославлять земную жизнь, естественность и физическую красоту человека, его стремление к власти и славе;

4. христианский гуманизм: пытается обновить и углубить некоторые аспекты веры и вернуться к изначальным ценностям, проводит параллель между идеалами культуры классической античности и христианства;

5. филологический гуманизм: воссоздает древние тексты, основываясь на исторических, литературных, риторических аспектах, не углубляясь в теорию;

6. философский гуманизм: вырабатывает новую теоретическую основу миропонимания, отталкиваясь от нового взгляда на античную философию и освобождаясь от ее схоластической средневековой интерпретации.

Нередко различные, даже противоречивые черты различных «течений» гуманизма присутствуют в творчестве одного и того же автора одновременно. Принято выделять два этапа развития гуманизма: на первом (примерно до середины Кватроченто) доминирует республиканский и «гражданский» характер гуманизма, на втором (со второй половины 15 века) — философский. Однако его тенденции и различные аспекты варьируются в зависимости от области, поэтому единственно приемлемым разделением этапов гуманизма представляется то, которое учитывает географию культурных центров и хронологию поколений гуманистов. Важную роль в истории гуманизма сыграл рубеж 60-70-х гг. 15 века, когда начинается интенсивное развитие литературы на volgare и происходит изобретение печати.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *