Гусевка монастырь

Мiръ Россия Волгоградская область поселок городского типа Чернышковский Гусевский женский монастырь «Ахтырской» иконы Божией Матери

Идёт загрузка карты…

Гусевский женский монастырь «Ахтырской» иконы Божией Матери — православный монастырь в с. Гусёвка Ольховского района Волгоградской области. Обитель открылась 21 февраля 1996 года на месте ранее закрытого монастыря.

История

Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было тогда распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (её Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским, и уговорил его создать в этих местах общину.

Сначала 30 сёстёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г., и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.

В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей.

В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестёр, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» и х. Толмачёв (всё покупалось на имя Иллариона Яковлевича Двойченкова – т.е. о. Никодима). Всего о. Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. В состав этого участка входило 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса. Помогают в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.

Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями споро возводят плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестёр, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам (земли приходилось закладывать в банках). Своего храма у сестёр не было и они ходили на службы в сл. Гусёвка, что было довольно неудобно. Местные чиновники также чинили свои препятствия, фактически выживая монахинь отсюда.

И тогда о. Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. И известный всей России святой – оптинский старец Амвросий (1812 – 1891 гг.) вносит огромный вклад в основание обители — именно он нашёл благотворителя, на средства которого и крепла община — Елизавету Николаевну Годейн (23.10.1835 – 07.12.1904 гг.). Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать – урождённая княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении).

Также много потрудилась над укреплением обители игумения Нина (Марина Яковлевна Трунова), начинавшая своё монашеский подвиг в одном из монастырей Самарской епархии. Она являлась начальницей общины с 1874 г. В 1880 г. её официально утверждают в этой должности. В 1887 г. она была награждена золотым наперсным крестом, а в 1893 г. возведена в сан игуменьи. Основатель общины о. Иоанн пребывает здесь до 1883 г., а после переходит на другое место (он умирает в г. Саратове в 1891 г.). Старец Амвросий пристально следит за духовным состоянием Елизаветы Годейн, и в своей переписке зовёт её «новой Лией», т.е. такой же смиренной и покорной пред Богом как библейская женщина. Все дела в общине решались только по воле старца, внимательно наблюдавшего за её устроением до самой своей смерти в октябре 1891 г. А в 1892 г. община получает статус монастыря с игуменским управлением.

На 1888 г. в процветающем монастыре проживает 1 монахиня и 70 послушниц, на 1890 г. – соответственно 1 и 75, на 1894 г. кроме игуменьи 77 сестёр (среди 14 монахинь 11 являлись выходцами из крестьян, среди 64 послушниц — 58). Неграмотными записались 2 монахини и 11 послушниц. Возраст монахинь составлял от 42 до 68 лет, а послушниц — от 12 до 66. В монастырской школе на 1895 г. обучаются 15 девочек.

А в 1918 г. место настоятельницы временно занимала казначея монахиня Антонина. На тот год в монастыре числится 112 монахинь.

Всё это и духовное и материальное богатство вызывает ненависть большевиков, начавших гонения на веру. Хотя в годы гражданской войны (в марте 1919 г.) монахини устроили у себя в одном из помещений лазарет для раненых и тифозных красноармейцев, выплачивали продналог, обеспечивали семенами овощей всю Ольховскую волость, а пшеницы собирали по 63 пуда с десятины (обычный крестьянский сбор был 20-30 пудов).

Сёстры вносят свой вклад и в борьбу с голодом, прокатившимся по Поволжью в 1921—1922 гг. Историк О.Ю. Редькина обнаружила в публикациях тогдашней царицынской печати сведения, что общее собрание православных приходов Ольховской волости решило передать в фонд помощи голодающим «всё ценное, что найдётся в церквах и монастырях».

Прошла национализация монастырских имуществ и, по данным историка С.П. Синельникова, в 1922—1924 гг. у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остаётся всего 28 человек. По данным «Списка зарегистрированных в Губадмотделе священнослужителей» на 1923—1924 гг. здесь в храме Ченстоховской иконы Богородицы служил священник Позднеев Иван Дмитриевич, прошедший регистрацию 10.10.1923 г.

В 1925 г. сёстры попробовали оформить аренду помещений, но получили отказ, т.к. коммунисты планировали устроить здесь школу крестьянской молодёжи (ШКМ). После упорной борьбы за сохранение обители у неё не остаётся ничего, кроме своего храма. По арендному договору все жилые и служебные постройки, фруктовый сад из 2000 деревьев и парк переходят в пользование ШКМ на срок 12 лет (с 1926 по 1938 гг.). Часть помещений также ушла под народный дом. Обитель уплотнили до предела, а заведующему школой и учителю дали квартиры по 5 комнат.

Монахини жалуются во все инстанции (в том числе председателю Совета Народных Комиссаров А.И. Рыкову), пытаясь отстоять своё существование как сельскохозяйственную трудовую артель. На конец 1925 г. она состояла из 24 трудоспособных и 29 нетрудоспособных сестёр. В феврале 1926 г. общину выселяют, хотя здесь имелась масса свободных помещений. Сёстры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом». Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева).

Вновь обитель открылась 21 февраля 1996 года. Ее насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестёр, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Все обнесено забором, разбит садик с каштанами, липами, берёзами, посажены цветники, огород, заведены животные. Идет реставрация старинного келейного корпуса.

Святыни

Чудотворная «Ахтырская» икона Божией Матери

  • Чудотворная «Ахтырская» икона Божией Матери
  • Святой источник
  • Частичка мощей блаженной Матроны Московской
  • Ковчег с частицами мощей святых

Престольные праздники

Икона Пресвятой Богородицы «Ахтырская» — 15 июля

Как добраться

Адрес: 403662, с. Гусёвка, Ольховского района, Волгоградской области.

Телефон: 8 (84456) 5-42-41.

Настоятельница — монахиня Серафима (Каштанова), телефон — 8-937-531-45-15.

Проезд:

Чтобы попасть в монастырь, нужно проехать через село Ольховка и следовать указателям на Камышин. Дорога идет сначала по заболоченной пойме, проходит по двум мостам через речки Ольховку и Иловлю, сильно заросшие в этом месте камышом, и поднимается на другие холмы – отроги Приволжской возвышенности. Через двенадцать километров указатель показывает поворот налево – в село Гусевка. Гусевский Ахтырский женский монастырь расположен в центре большого села. Само село стоит на правом берегу Иловли, и въезжают в него по мосту, с которого открываются живописные виды речных берегов. В этих местах русский художник Петров-Водкин писал знаменитую картину «Купание красного коня». При въезде в село справа открывается небольшой парк, разбитый на месте разрушенной в 1934 году Свято-Троицкой церкви. Второй поворот налево после парка – улица Комсомольская – приводит к монастырским воротам, за которыми поднимается небольшой храм во имя Ахтырской иконы Божьей Матери. .

К Гусевскому монастырю легко доехать на автомобиле по асфальтированной дороге, автобус «Ольховка-Камышин» заходит в Гусевку.

Паломнику

Службы в Воскресенье: Всенощное Бдение и Литургия.

Остальные службы в двунадесятые и великие праздники.

Фото

  • Святой источник

Видео

Женский монастырь Ахтырской иконы Божией матери. с. Гусевка

Монастырь Ахтырской иконы Божией Матери село Гусёвка

Женский монастырь Ахтырской иконы Божией Матери. с. Гусёвка

Ссылки

Гусевский женский монастырь «Ахтырской» иконы Божией Матери

Первая из них гласит. В середине ХУШ века Россия прочно укрепилась на своих южных границах и места, еще не так давно пустынные и дикие, активно начали заселяться людьми. Это были времена правления великой русской императрицы Екатерины П, Много сделавшей для развития нашего края. В нижнем течении реки Иловля издавна стояли богатые и сильные станицы войска Донского.В том месте, где Иловля вплотную подходила к берегам Волги, расположились станицы Волжского Казачьего войска. Казаки всегда вызывали беспокойство Москвы за свой независимый вольный характер. Екатерина хотела, чтобы между Донскими и Волжскими станицами, на пустые Земли, еще поселились люди, что даст возможность объединиться часто бунтующим казачьим поселениям. В 1774 году своим именным указом она жалует эти земли полковнику Ровинскому, с условием, что он перевезет сюда своих крепостных крестьян с Украины, предположительно из Полтавской губернии. На следующий год Ровинский, в сопровождении своего управляющего по прозвищу Гусь, приехал на свои земли чтобы выбрать место для поселения. Опытный управляющий сразу определил, что самым лучшим будет то место, где мелкая и теплая речка Березовка впадает в глубокую и спокойную Иловлю. Холмы надежно закрывают село от холодных ветров, окрестная степь обещала богатые урожаи, заливные луга — хорошее сено. Так и возникло село, которое было названо Гусевка, по имени его первого поселенца.

Ахтырский женский монастырь основан священником Иоанном Левитским из с. Лопуховка Камышинского уезда Саратовской губернии и тамбовским крестьянином Илларионом Яковлевичем Двойченковым. Странствуя по святым местам, последний провёл много лет в Веркольском монастыре Архангельской губернии и, в конце концов, тайно постригся на Афоне в монахи с именем Никодим. Как это было тогда распространено на Востоке, его послали в Россию для сбора пожертвований и учреждения обители в честь Пресвятой Богородицы (её Ахтырскую икону он принёс с собой из Греции). В с. Лопуховка летом 1865 г. монах встретился с о. Иоанном Левитским, и уговорил его создать в этих местах общину.

Сначала 30 сёстёр, желающих потрудиться Богу, собрались в г. Камышине в 1860 г., и создали общинное хозяйство из дома с трапезной, бани, амбара и погребицы (о. Иоанн жертвует для этого 4 дворовых места). Первой настоятельницей общины стала монахиня Мария. Но дальнейшего развития в городе начинание не получило, и решено было попробовать вдали от суеты.

В 1871 г. о. Иоанн и о. Никодим покупают 281 десятину 2140 кв. сажен земли близ сл. Гусевка нынешнего Ольховского района Волгоградской области. По словам первопоселенцев, ещё до основания общины на этом месте происходили чудеса: звенели невидимые колокола, слышалось молитвенное пение, виднелся свет как бы от горящих свечей.

В то же время основателями приобретаются и 3 усадебных места в самой слободе, дом помещика Николева для сестёр, а до 1874 г. «шестидесятный» и «пятисотенный» наделы, «плантация» и х. Толмачёв (всё покупалось на имя Иллариона Яковлевича Двойченкова – т.е. о. Никодима). Всего о. Никодим передал общине 1708 дес. земли с ветряной мельницей и другими постройками. В состав этого участка входило 1132 дес. пахотной земли, 331 дес. луговой и 245 дес. леса. Помогают в обустройстве пусть и небольшие, но искренние пожертвования местных крестьян.

Икона Чудотворная Ахтырской Бого Матери

Священник Иоанн с приехавшими из Камышина монахинями споро возводят плетёные мазанки и деревянные сооружения для жилья. Перейдя из прихода с. Лопуховка в храм сл. Гусёвка, он передаёт на нужды общины все получаемые им пожертвования. А их на жизнь большой общины, насчитывающей уже около 50 сестёр, не хватает, много средств уходило на выплату долгов и процентов по займам (земли приходилось закладывать в банках). Своего храма у сестёр не было и они ходили на службы в сл. Гусёвка, что было довольно неудобно. Местные чиновники также чинили свои препятствия, фактически выживая монахинь отсюда.

И тогда о. Иоанн, решив обратиться к такому покровителю монашествующих, как о. Амвросий, едет в Оптину пустынь. И известный всей России святой – оптинский старец Амвросий (1812 – 1891 гг.) вносит огромный вклад в основание обители — именно он нашёл благотворителя, на средства которого и крепла община — Елизавету Николаевну Годейн (23.10.1835 – 07.12.1904 гг.). Елизавета Николаевна, ставшая духовной дочерью старца, происходила из знаменитого дворянского рода (её мать – урождённая княжна Багратион – двоюродная племянница героя Отечественной войны 1812 г. П.И. Багратиона, смертельно раненого в Бородинском сражении).

В 1876 г. Елизавета Николаевна жертвует общине 17 тысяч рублей, фактически спасая общину (земли все были заложены, и для её официального утверждения требовалось выкупить хотя бы их часть). А весной 1877 г. она впервые посещает наши места. В ней родилось желание оставить суетный мир и уйти в Шамординский монастырь, но о. Амвросий благословил ей послужить далёкой сельской обители между Волгой и Доном. Продав свои имения (в том числе и знаменитые после ленинские «Горки»), она осенью 1878 г. приезжает сюда и выкупает все заложенные в банках земельные участки. На содержание священника и насельниц она жертвует 10 тысяч, а на возведение церкви 20 тысяч рублей.

Теперь община оказалась в состоянии построить свой храм, законченный и освящённый епископом Саратовским Тихоном 8 сентября 1879 г. Эта деревянная церковь на каменном фундаменте и с каменной колокольней получила название в честь Ченстоховской иконы Божией Матери. Монахиням не нравилась близость слободы, и они мечтали устроить храм на уединённом хуторе Толмачёве. Между тем, 7 июня 1880 г. община была официально открыта и Высочайше утверждена.

В общине Елизавета Николаевна начинает нести послушание письмоводительницы, ткёт ковры, вышивает, в свободное время пишет иконы, рисует тушью и карандашом. Ежедневно новая послушница кладёт 500 поклонов: 300 – Спасителю, 100 – Пресвятой Богородице, по 50 -Ангелу-хранителю и всем святым. В 1882 г. она облачается в новоначальную иноческую одежду.

Также много потрудилась над укреплением обители игумения Нина (Марина Яковлевна Трунова), начинавшая своё монашеский подвиг в одном из монастырей Самарской епархии. Она являлась начальницей общины с 1874 г. В 1880 г. её официально утверждают в этой должности. В 1887 г. она была награждена золотым наперсным крестом, а в 1893 г. возведена в сан игуменьи. Основатель общины о. Иоанн пребывает здесь до 1883 г., а после переходит на другое место (он умирает в г. Саратове в 1891 г.). Старец Амвросий пристально следит за духовным состоянием Елизаветы Годейн, и в своей переписке зовёт её «новой Лией», т.е. такой же смиренной и покорной пред Богом как библейская женщина. Все дела в общине решались только по воле старца, внимательно наблюдавшего за её устроением до самой своей смерти в октябре 1891 г. А в 1892 г. община получает статус монастыря с игуменским управлением.

На 1888 г. в процветающем монастыре проживает 1 монахиня и 70 послушниц, на 1890 г. – соответственно 1 и 75, на 1894 г. кроме игуменьи 77 сестёр (среди 14 монахинь 11 являлись выходцами из крестьян, среди 64 послушниц — 58). Неграмотными записались 2 монахини и 11 послушниц. Возраст монахинь составлял от 42 до 68 лет, а послушниц — от 12 до 66. В монастырской школе на 1895 г. обучаются 15 девочек.

Инокиня Елизавета (Годейн) отходит ко Господу 3 декабря 1904 г. и захоранивается в склепе у храма. Её тело перед погребением находилось около 5 суток в натопленном храме, но не проявляло признаков разложения. На время смерти инокини Елизаветы монастырь уже сильно окреп: кроме благоустроенного храма, он имел 6 сестринских корпусов, игуменский корпус, больницу, ковровую мастерскую, конюшни, множество иных помещений. Всё это окружала высокая каменная стена.

Известный художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин (1878 — 1939), создавший здесь картину «Купание красного коня», пишет о Гусёвке: «Деревня по реке ниже, верстах в трёх, и там же монастырь женский с великолепным парком» (он отдыхал в Гусёвке у Грековых, один из потомков которых, — Александр Петрович Греков стал известным реставратором, чья работа отмечалась даже ЮНЕСКО).

Обитель тогда владела 3 хуторами с 2 садами, 1000 десятин луговой земли. В 1908—1911 гг. капиталы монастыря составляли 12 000 руб. С 1910 г. по 1918 г. монастырём управляла монахиня Августа. На годы её правления приходится большой духовный подъём среди насельниц, когда 27-28 ноября 1912 г. сразу 21 послушница постригается в монашество, а 2 — в схиму (ещё в 1911 г. обитель населяют 90 монахинь и 45 послушниц).

Монастырский священник о. Михаил Соловьёв в 1912 г. издаёт книгу о инокине Елизавете. Известно имя и другого священника обители – о. Иоанн Позднеев. В 1914 г. он жертвует в епархиальный комитет по оказанию помощи раненым воинам 9 руб. 65 коп., собирает по деревням множество вещей для солдат (простыни, полотенца, чулки, фуфайки и т.п.). В марте 1915 г. за свою активную работу он награждается скуфьёй. Да и сами сёстры изготовили и отослали на фронт сотни необходимых в окопах и в лазаретах предметов. Монастырь только за зиму 1914—1915 гг. передал семьям фронтовиков 52 руб. пожертвований, отгрузил им 60 возов дров, по 3 воза соломы и кизяка.

Епископ Саратовский и Царицынский Алексий своим указом от 5 мая 1913 г. за № 263 назначает монастырским благочинным архимандрита Серафима — ректора Саратовской духовной семинарии, а духовником сестёр — иеромонаха Георгия из Киновийной церкви Саратова. В том же году двое насельниц отправляются в Саратов для обучения на антисектантских миссионерских курсах.

В мае 1915 г. монастырь посещает епископ Палладий, в своей проповеди сказавший, что на сестёр «взирают сектанты, живущие вблизи от вас» (о какой секте шла речь неизвестно). Довольный деятельностью настоятельницы, 22 мая владыка возлагает наперсный крест на игуменью Августу.

А в 1918 г. место настоятельницы временно занимала казначея монахиня Антонина. На тот год в монастыре числится 112 монахинь.

Всё это и духовное и материальное богатство вызывает ненависть большевиков, начавших гонения на веру. Хотя в годы гражданской войны (в марте 1919 г.) монахини устроили у себя в одном из помещений лазарет для раненых и тифозных красноармейцев, выплачивали продналог, обеспечивали семенами овощей всю Ольховскую волость, а пшеницы собирали по 63 пуда с десятины (обычный крестьянский сбор был 20-30 пудов).

Сёстры вносят свой вклад и в борьбу с голодом, прокатившимся по Поволжью в 1921—1922 гг. Историк О.Ю. Редькина обнаружила в публикациях тогдашней царицынской печати сведения, что общее собрание православных приходов Ольховской волости решило передать в фонд помощи голодающим «всё ценное, что найдётся в церквах и монастырях».

Прошла национализация монастырских имуществ и, по данным историка С.П. Синельникова, в 1922—1924 гг. у обители остаются лишь 4 жилых дома, 2 служебных помещения, баня и плуг, на которые у властей тоже имелись свои виды. Самих монахинь на 1925 г. остаётся всего 28 человек. По данным «Списка зарегистрированных в Губадмотделе священнослужителей» на 1923—1924 гг. здесь в храме Ченстоховской иконы Богородицы служил священник Позднеев Иван Дмитриевич, прошедший регистрацию 10.10.1923 г.

В 1925 г. сёстры попробовали оформить аренду помещений, но получили отказ, т.к. коммунисты планировали устроить здесь школу крестьянской молодёжи (ШКМ). После упорной борьбы за сохранение обители у неё не остаётся ничего, кроме своего храма. По арендному договору все жилые и служебные постройки, фруктовый сад из 2000 деревьев и парк переходят в пользование ШКМ на срок 12 лет (с 1926 по 1938 гг.). Часть помещений также ушла под народный дом. Обитель уплотнили до предела, а заведующему школой и учителю дали квартиры по 5 комнат.

Монахини жалуются во все инстанции (в том числе председателю Совета Народных Комиссаров А.И. Рыкову), пытаясь отстоять своё существование как сельскохозяйственную трудовую артель. На конец 1925 г. она состояла из 24 трудоспособных и 29 нетрудоспособных сестёр. В феврале 1926 г. общину выселяют, хотя здесь имелась масса свободных помещений. Сёстры уходят кто в храм, а кто к крестьянам в дома х. Забурунный.

Верующие должны были подписать договор на пользование своим храмом с 1925 по июнь 1929 г. Но их не оставили в покое и начали преследовать за то, что монахини ночевали в церкви («превратили её в ночлежку»), не смогли делать ремонт и т.д. Ссылаясь на высказывания граждан о ненужности монастырского храма, наличии прихода неподалёку в сл. Гусёвке и истечение срока договора аренды, власти решили закрыть церковь. Всероссийская газета «Безбожник» от 12 мая 1929 г. писала: «Давно решили крестьяне с. Гусёвки Ольховского района Камышинского округа закрыть церковь. Дело утверждено всеми инстанциями и застряло где-то в краевых органах. До каких пор?».

С 1929 г. храм пустовал и использовался Гусёвским сельсоветом как зернохранилище. Под этим предлогом комиссия по вопросам культов Сталинградского крайисполкома в 1934 г. решила удовлетворить прошение президиума Ольховского РИКа и закрыть храм, переоборудовав его под культурно-просветительское учреждение. Приходская же Свято-Троицкая церковь 1837 г. постройки также просуществовала недолго и была закрыта 22.09.1934 г. В 1934 г. её разобрали на стройматериалы для новой бани, а на этом месте разбили садик. На 1945 г. по докладам местных властей в Ахтырском монастыре «самого здания церкви нет, есть дом бывший церковный, занят неполной средней школой, а другие мелкие здания, принадлежащие НСШ, намечены под детский дом». Процесс возвращения монастырского имущества, используемого средней школой и колхозом, затянулся, и продвинулся лишь с приездом в Гусёвку в июле 1994 г. архиепископа Волгоградского и Камышинского Германа (Тимофеева).

Вновь обитель открылась 21 февраля 1996 года. Ее насельникам пришлось покупать жильё для переселения нескольких семей, живших в старинном особняке. Местные верующие собрали по домам сохранившиеся монастырские иконы. С момента возвращения обители отремонтированы дом для игуменьи и сестёр, старая трапезная под административное помещение, сохранившиеся хозяйственные постройки, построена новая трапезная, баня, склады, оборудована иконная лавка, просфорня. Все обнесено забором, разбит садик с каштанами, липами, берёзами, посажены цветники, огород, заведены животные. Идет реставрация старинного келейного корпуса.

10 октября 2001 года был заложен первый камень в основание каменного храма в честь Ахтырской иконы Божией Матери. Строительство храма закончено. Летом 2004 года нашли старый колодец, над которым была построена часовня. В январе 2007 года умерла старшая сестра Ахтырского Божий Матери монастыря монахиня Евфросиния (Панченко).

С. М. Иванов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *