Ханаан

Последнее обновление 17.08.2007

1. Древний Ханаан.
Гл. 2. Этносы древнего Ханаана
Гл. 3. Некоторые ханаанейские обычаи у древних евреев.
Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные параллели.
Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий Завет.
Гл. 6. Рефаимы (рапаиты).
Гл. 7. Бетили, священные рощи и деревья.
Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом Завете.
Список литературы.

Тысячелетия пребывания на Земле Ханаанейской в постоянном общении с многочисленным автохтонным населением этой страны не могли, как следствие ассимиляции, не сказаться в той или иной степени на культуре или этническом типе евреев. Выявлению этих аспектов и посвящена настоящая книга.

1. Древний Ханаан

Естественно-географические характеристики (104.с13) древней земли Ханаана отличаются значительным многообразием и контрастностью.
Палестина — часть Ханаана. Название «Палестина» («Фалестын», араб.) произошло от библейских слов «пелесет, филисет, пелиштим»- «филистимляне»,- самоназвания одного из «народов моря», захватившего южную часть средиземноморского побережья Ханаана в конце XIII в. до н.э.. В начале V в. до н.э. греки стали так называть всю страну (Густав Гече), а пришедшие сюда позже римляне сохранили это название.

Составляя единый географический регион с Сирией, Ханаан делится на четыре пояса: это — прибрежная долина, простирающаяся вдоль всего восточного побережья Средиземного моря; потом — центральная зона, проходящая меридиально через Ливан, Галилею, горы Самарии и Иудеи, нисходит к плоскогорью Негева; затем, это — озеро Кинерет (Галилейское, Геннисаретское или Тивериадское озеро) и долина Иордана, идущая к Мёртвому морю и далее продолжающаяся к югу по Вади эль-Араба вплоть до Акабского залива Красного моря; и, наконец, — восточная зона, спускающаяся через горные области Гилид и Моав к Эдомской пустыне (к которой с востока непосредственно подступает Аравийская пустыня).
Ландшафт Ханаана весьма разнообразен: от небольших холмов и горных массивов, вершины которых подолгу сохраняют снежный покров, до долин, расположенных иногда много ниже стандартного уровня моря; от живописных и плодородных речных долин, до пустыни. Контрастны и климат, и растительный покров, и природные богатства различных районов этой в общем-то небольшой страны. Всё это многообразие с предельной выразительностью отображено в Танахе (в христианской традиции — Ветхий Завет), где помимо земли, «текущей молоком», упоминаются и странствия «по пустыне, по земле пустой и необитаемой, по земле сухой, по земле тени смертной, по которой никто не ходил и где не обитал человек» (Иер.2.6).
Основной тенденцией природно-климатических условий периода ХХ-ХIII тыс. до н.э. было потепление и повлажнение (104.с50), хотя временами она нарушалась рецидивами холода и сухости. Тенденция эта обусловила расширение зоны дубово-фисташковой лесостепи и распространение съедобных растений (диких злаков и зернобобовых). Климат Ханаана, вплоть до конца IV тыс. до н.э., характеризовался достаточно высокой влажностью: Заиорданье являло собой пышное пастбище, а в долинах реки Иордан и её притоков росли густые леса. Страна была удобна для земледелия, которое и возникло здесь ещё в период мезолита или раннего неолита (50.с555). Лишь гораздо позднее климат становится более сухим, постепенно исчезают леса и болота, степи беднеют.

Месопотамия, земля Сеннаар, как известно, была страной ячменя, пива и сезамового масла; тогда как к западу (и, в частности, в Ханаане) находился «культурный круг» пшеницы, вина и оливкового масла,- об этом свидетельствуют тексты Угарита, Алалаха и данные Ветхого Завета.
Ха-ибри, сыны Ебера-Абраама, вполне счастливо, покойно и умиротворённо прожив в земле Сеннаар Месопотамии почти две тысячи лет от сотворения мира, по воле рока были изгнаны из Эдена и переселились в Ханаан, «землю обетованную»; где жили, испытав многие удары судьбы, до разрушения Второго Храма (70 г. до н. э.). Во времена Веспасиана и его сына Тита, императоров Рима, более миллиона евреев было продано в рабство (93.). И вечный Колизей построил «вечный жид» (иудейские рабы Веспасиана).

Господь Бог наказал народ свой строптивый, многогрешный и лишил его Эдема («Эден», шумерск.,- «долина, степь») в Месопотамии; но Праведный и Милосердный простил избранный Им народ, отпустил его прегрешения и привёл праотцев в другую «долину, низменность» («Кна(а)н, Хна(н)», хан.), прекрасную, как Эдем, «текущую молоком и мёдом», «где ни в чём не будешь иметь недостатка» (Втор. 8.9), которую создал, провидя времена грядущие.

Обратим внимание на древнее ханаанейское название долины, которая находится к югу от Иерусалима, возле Солнечных ворот: «Хеенна огненная»- долина «Хенном» или «Бен Хенном»- долина сыновей Хеномовых. Считается, что название «Хенном», происходит от имени древнеханаанского божества подземного огня «Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)», упоминаемого также и в текстах из Рас-Шамры (Угарита). Очевидно, что это — одно из архаичных имён протоханаанейского Великого бога-отца раннеземледельческой религии, бога земли и преисподней. По одному из преданий (106.с149) бог Хна (Кен) и его супруга Хенат (Кенат) являлись родоначальниками (некоторых племён) ханаанеев. Не исключено, что именно это («Хен, Хин (Хна), Кен (Кна)») наименование мифического предка автохтонного населения Ханаана и послужило им как для самоназвания («Бен Хенном»- сыны Хена, Кена), так и для наименования страны (Кна(а)н — земля (долина) сынов К(е)на).

Название «Ханаан», часто встречающееся в Танахе, впервые появилось в текстах, написанных по аккадски и датируемых ХV в. до н.э.. Существует мнение (95.с17), что в аккадских текстах для обозначения Ханаана («Кинаххи») использовалось хурритское слово «kinakhny»-«красный». Этот же термин неоднократно встречается (в разных аспектах) и в текстах из Телль-Амарнского архива (Х1V в. до н.э.), (55.с303). Однако, как отмечает С. Москати, лингвистически легче объяснить переход от названия «Ханаан» к прилагательному «kinakhny» (красный), чем наоборот (Moscati, 1994,17).

«Книга Годовщин» (98.с157) Примечание 1., повествует о том, что после спасения от Потопа земля была распределена по жребию между Симом, Хамом и Яфетом, сыновьями Ноя. «Хам и его сыновья пошли в землю, где должны были поселиться, которую он получил в долю в стране южной». По пути «к реке Египетской» один из четырёх сыновей Хама Ханаан «увидел землю Ливана… и что она хороша». И тогда Ханаан «не пошёл он в землю, доставшуюся ему в наследие, что к западу от моря (Красного), а поселился в земле Ливана, к востоку и западу от Иордана». Предостерегая Ханаана от нарушения Божьей воли, «и Хам, отец его, и Хуш и Мицраим, братья его, сказали ему: «Поселился ты в земле, которая не твоя и которая не выпала нам по жребию; не делай так, ибо, если ты сделаешь так, ты и сыны твои падут на землю и будут прокляты через беззаконие; ибо через беззаконие вы поселились, и через беззаконие дети твои (здесь) родятся, и род твой будет проклят (богами) навеки. Не живи в земле Сима; потому что перешла она к нему по жребию» (т.е. по воле Бога). «И проклят ты будешь перед лицом Ноя, отца нашего, и пред сынами его» («И сказал (Ной): проклят Ханаан; раб рабов будет он у братьев своих» (Быт. 9.25.). «Но Ханаан не послушал их, и жил в земле Ливана от Хамата до самого Египта, он и его сыны и по сей день. Поэтому земля эта называется Ханаан». У Ханаана было одиннадцать сыновей (одиннадцать, а не двенадцать, — как знак порочности семени), каждый из которых стал прародителем одного из племён. «От Ханаана родились: Сидон, первенец его (этноним «сидонец», как сообщают Ветхий Завет или «Одиссея», употреблялся и в значении «финикиец» (50.с 197)); Хет, Иевусей, Аморей, Гергесей, Евей, Аркей, Синей, Арвадей, Цемарей и Химафей. Впоследствии племена Ханаанские рассеялись, и были пределы Хананеев от Сидона к Герару до Газы, отсюда к Содому, Гоморре, Адме и Цевоиму до Лаши» (Быт.10.15-19). На сегодняшний день найдены следы всех этих народов, включая и гиргашитов, существование которых, как одной из этнических групп ханаанеев было доказано совсем недавно (Sznycer M. A propos de l’inscripton punique de Carthage CIS I, 4483 // Semitica, 1996, T.46, p 19-23).

Среди ханаанейских племён наибольшей популярностью в Древнем мире пользовались финикийцы, — мореходы, купцы, кораблестроители. Великий Гомер упоминал их и в «Илиаде», и в «Одиссее». Считается (97.с11), что финикийцы обитали на узкой полосе Левантийского побережья от Тартуса (Антарада) до горы Кармель и чуть южнее (до Дора).
Наименования: «Финикия» и «финикийцы»,- часто (50.с560) возводится к греческому слову «phoiniks»-«красноватый, смуглый» (предполагается, что смысл сло- ва тот же, что и у хурритов). Уже во II тыс. до н.э. микенские греки и их предшественники, минойцы Крита (Кафтор, ивр., хан.) поддерживали оживлённые контакты с финикийцами. В табличках, написанных линейным письмом «В» и найденных на Крите, встречаются два несколько различных написания этого слова: «po-ni-ki-jo» и «po-ni-ke-ja». Не исключено, что оно (это слово в двух вариантах написания) мо- гло иметь и разные значения, но в любом случае оно не относилось ни к пурпуру, ибо в микенских текстах пурпур называется «pu-pu-ro», ни к красному цвету, для обозначения которого существовало слово «e-ru-te-ra». Следовательно, мнение (Godart, 1991, 495-497) о том, что слово «phoiniks» идентично более позднему этникону «?????????» (Финикия), представляется наиболее убедительным.

Греческий термин «phoiniks» (63.с362) нередко связывается с египетским обозначением финикийцев по роду их традиционной деятельности: «финиху», «фенех» (48.с484) -«кораблестроитель» (финикийцы строили корабли для египтян и продавали им «корабельный» лес). Поскольку древние египтяне часто называли чужестранцев по их профессиям, независимо от подлинного имени того или иного народа (в частности, гиксосы — пастухи) Примечание 2 , то со временем наименование «финиху» становится этнонимом (Helck,1962, 277-278; Lexikon der Aegyptologie,1982, 1039; Nibbi, 1991, 169). Так, в известном «Рассказе Синухе», относящемся ко времени Среднего царства, к XII династии, уже говорится о стране Фенеху и ее правителе Мену. Древнейшее официальное упоминание о Финикии встречается в египетской (карнакской) надписи ХV1 в. до н.э. (при Яхмосе I), в которой страна называется «земля Фенеху». Финикийцы же называли свою страну — «К(е)наан», воспроизводя это название от имени своего мифического предка: Кена (Хена), (50.с78). Это же имя легло в основу и самоназвания финикийцев: «к(е)навиим, хенавиим» (35.с539) — ханаанеи. Наименование Финикии Ханааном встречается, в частности, на монетах городов Библа (95.с16) и Берита (Hill,1910,52; Segert,1976, 264). В одной из надписей из Цирты (нынешней Эль-Хофры), некто карфагенянин (или финикиец) обозначается как «человек Ханаана» (KAI 116,3). Этноним «ханаанеянин» употреблялся ещё в 1 в. н.э. (ханаанеянку встретил Иисус Христос в Финикии), (50.с 189,190).

Проникновение греческой культуры на финикийское побережье (последний очаг «чистой» ханаанейской культуры, не испытавший влияния ни филистимлян, ни колен Израилевых) и, в особенности в Сидон, началось в первой половине 1V в. до н.э., ещё до падения Ахеменидской державы. После похода Александра Македонского становление эллинизма в Финикии пошло особенно быстрыми темпами (50.с188). Так, в официальном письме к дельфийскому жрецу союзники из Тира именуются «братьями» и на этом основании претендуют на то, чтобы тоже считаться эллинами (евреи также претендовали на этническое родство со спартанцами как потомками Кетуры). И уже к началу нашей эры финикийцы причислялись к народам эллинистического мира (не к варварам). Финикийский диалект (пунический язык) ханаанейского языка исчез в Ханаане раньше, чем в западных финикийских колониях (и Карфагене), уступив место уже в эллинистические времена арамейскому и греческому (97.с121). Неопунические надписи встречаются вплоть до 111 в. н.э., а христианские писатели 1-V в. н.э. (например, святой Августин) отмечали, что этот язык сохранился в Северной Африке до их времён (наряду с официальной латынью), и население всё ещё считало себя ханаанеями.

Характеризуя финикийцев, Плутарх (I в. до н.э.), как грек, не всегда питавший к ним дружественные чувства, пишет (97.с9): «Это грубый и жестокий народ, покорный своим правителям и деспотичный по отношению к покорённым народам, жалкий в страхе, свирепый в гневе, непоколебимый в решениях, не обладающий весёлостью нрава и не ведающий доброты». О финикийских купцах-мореходах (не гнушавшихся пиратством) высказывался и Гомер в «Одиссее» (ок. V111 в. до н.э.): странствующего героя заманил («увлекательной речью меня обольстив») в Финикию человек, «искушённый в хитрости и обмане, алчный мошенник, уже причинивший людям много зла», с намерением продать хитроумного Одиссея в рабство. Более великодушен испанец Помпоний Мела (I век н.э.): «Финикийцы — народ умный, благоденствующий во времена и войны, и мира. Они преуспели в письменности, литературе и других искусствах, в судовождении и в ведении военных действий на море, в управлении империей» (Карфагеном).

Первые финикийские (пунические) надписи были найдены в 1817 году в городе Карфагене (побережье Северной Африки). Самые древние надписи обнаружены во время раскопок в городе Библе (ныне Джебель). Они относятся к ХIII в. до н.э.. Писали финикийцы справа налево, записи делали чернилами на черепках; открыты также тексты, высеченные на саркофагах и стелах. В 1837 году семитолог В.Гезениус опубликовал работу, посвящённую ханаанейскому языку и письменности. Выявлено, что финикийский алфавит состоял из 24 букв, обозначающих как гласные, так и согласные звуки. Древние греки, как писал Геродот, научились письму от финикийцев; римляне же восприняли письменность у греков.
Первые археологические изыскания на территории Ханаана (Библ, Сидон и Тир) предпринял в 1860 году действительный член Французской академии, профессор еврейского и сирийского языков Эрнест Жозеф Ренан, опубликовавший результаты своих исследований в 1864 году. Начатые Ренаном раскопки привлекли большое внимание общества, в котором, однако, исследования «святой земли» нередко воспринимались как богохульство. Поэтому в течение многих лет Ренан не имел достойных последователей. В 1865 году в Лондоне был основан Фонд исследований Палестины. Впервые по его заданию раскопки в Иерусалиме осуществил Варрен. В 1877 году появляется Германский союз по исследованию Палестины. В 1882 году было создано Российское палестинское общество. Подобные общества и институты создаются и во многих других странах. Но только в 1920 году было, наконец, основано Палестинское восточное общество, поставившее своей задачей объединение всех научных исследований «земли обетованной» на общей основе.

Упомянем некоторые из достижений «науки лопаты» на древней священной земле Ханаанейской. Так, в 1902 году англичанин Макалистер принялся за раскопки холма Телль-Джезер и в течение семи лет искал в нём ветхозаветный Гезер, город, следы которого не сохранились нигде. В Гезере было обнаружено несколько культурных слоёв, начиная от времён каменного века и до начала нашей эры. Только в пятом слое появляются предметы из бронзы (например, бронзовая змея); изделия из железа обнаружены в третьем слое (14.с266).
Раскопки Мегиддо (Телль-эль-Мутуселим), расположенного близ военной и караванной дороги из Сирии в Египет, начатые в 1903 году немецким инженером-топографом Г. Шумахером и продолженные с 1923 года учёными Чикагского университета, выявили двадцать расположенных друг над другом культурных слоёв, восходящих к самым ранним периодам истории человечества. На земле Мегиддо возникали, расцветали и погибали целые города. Самые древние поселения в Мегиддо достигли своего расцвета в эпоху энеолита. В слое Х1Х (первая фаза раннего бронзового века) был открыт храм, состоящий из двух «широких комнат» с пьедесталами для статуй божества (напротив входа). Огромный двор вымощен плоскими камнями, на которых выгравированы изображения различных животных и человека, играющего на лире. План этого храмового комплекса подобен плану энеолитического храма в Эн Геди, что документирует связь (преемственность) религиозных традиций обоих исторических периодов (104.).

В 1926-1927 годах патер Андреас Мадер, директор Восточного института Германского общества в Иерусалиме, провёл пробные раскопки у Хеврона.
В 1907 году Эрнст Зеллин, вместе с группой немецких и австрийских археологов и архитекторов, приступил к раскопкам развалин Иерихона у Телль эс-Султана на правобережье Иордана. Далее его изучение проводили английские археологи — в 1930-1936 годах Д.Гарстанг впервые достиг древнейших слоёв телля. Самые же результативные исследования, превратившие Иерихон в одно из значительнейших археологических открытий ХХ века, были проведены в 1952-1958 годах Кэтлин Кеньон.

Исследования Олбрайта (четыре сезона) выявили поселение Бет-Эль (ныне арабское селение Бейтин, к северу от Иерусалима), существовавшее с четвёртого тыс. до н.э., с храмом конца третьего тыс. до н.э., в котором обнаружены следы жертвоприношений и цилиндры с изображениями ханаанейских божеств (69.с 119) Ваала и Астарты (древнесемитическое божество).

Американские археологи раскопали (с 1953 года) поселение Дотан (ныне Тель-ль-Дотан) близ Самарии, просуществовавшее от эпохи ранней бронзы и до эллинистического периода (69.).
Археологические изыскания 1962-1963 гг. позволили найти ханаанскую крепость, город Арад (современный Телль-Арад). Поселение, охватывавшее площадь в 1 га, относится к раннеханаанейскому периоду (3000-2700 гг. до н.э.). Население города, как это видно по остаткам пшеницы, найденным в руинах зданий, занималось земледелием (69.с172).
В марте 1928 года плуг сирийского крестьянина наткнулся на каменную плиту, оказавшуюся сводом гробницы. На следующий год французская служба древностей направила туда археологическую экспедицию под руководством Клода Шеффера. Раскопки холма Рас-эш-Шамра, под которым обнаружили город Угарит, продолжались непрерывно с 1920 по 1939 год; были возобновлены в 1948 году по окончании II мировой войны и продолжаются в настоящее время.

Гл. 2. Этносы древнего Ханаана

Гл. 3. Некоторые ханаанейские обычаи у древних евреев.

Гл. 4. Мифология Ханаана и ветхозаветные параллели.

Гл. 5. Боги Ханаана и Ветхий Завет.

Гл. 6. Рефаимы (рапаиты).

Гл. 7. Бетили, священные рощи и деревья.

Гл. 8. Эпоха Угарита в Ветхом Завете.

Примечания редактора

Примечание 1 По-другому — «Книга Юбилеев» (ивр. Сефер ха-Йовелим или Берешит Зута)- псевдэпиграфический текст, известный также под названиями Малое Бытие, Апокалипсис Моисея, Завет Моисея, Книга дочерей Адама и Жизнь Адама
. Вернуться к тексту

Примечание 2 Гиксосы — «цари-пастухи», так назвал завоевателей Древнего Египта эллинистический историк, жрец Манефон.
. Вернуться к тексту

Обсудить на форуме

История

Изображение протоханаанейских надписей

Древний Ханаан был заселён различными народами западносемитского происхождения, такими как хананеи, аморреи, иевусеи, а также индоевропейского (хетты), и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств. Расположенный между территориями Древней Месопотамии и Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли — финикийцы — основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген. Ханаан является родиной алфавита, лёгшего в основу греческой и латинской систем письма, происходя от протосинайского письма.

Согласно Библии, завоевание Ханаана евреями во главе с Иисусом Навином произошло после Исхода из Египта.
Сопоставление времени появления в Ханаане еврейских семитско-хамитских племён во второй половине 2-го тысячелетия до н. э. (XIII век до н. э. по оценкам большинства историков) со временем разрушения городов Ханаана проблематично, поскольку последние археологически датируются в промежутке от XV до середины XII века до н. э.).

Согласно Книге Иисуса Навина, многие города (в том числе Иерихон, Вефиль, Ай) были взяты под предводительством Иисуса Навина, некоторые племена на завоёванной территории были полностью уничтожены, а некоторые после военного поражения остались жить среди завоевателей. Появление на этой территории одного из народов моря, филистимлян, принесло новое название — Палестина. Самым большим государственным образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона (образовано в XI веке до н. э., распалось около 932 год до н. э. — 928 год до н. э.).

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24.

Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана). Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. Важной статьёй средиземноморской торговли хананеев была работорговля. На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле, по-соседству мог господствовать ассирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Города и их правители

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно встретить на Ближнем Востоке и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремёслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Таково было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н. э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте. А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и 100—200 лет спустя всё оставалось по-прежнему. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединённым Ханааном овладеть было бы неизмеримо труднее.

Религия хананеев

Основная статья: Западносемитская мифология

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 18 ноября 2015 года.

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего ханаанского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Эта общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или своё любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Статуэтка хананейского бога Ваала. Поднятая правая рука, вероятно, некогда сжимала оружие.

Рассказы о богах

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Естественно, подобная мифология оказывала влияние на ханаанский культ. Религиозные празднества превращались в разгул самых худших свойств человеческой натуры. Греческие и римские писатели ужасались бесчинствам, которые хананеи творили во славу своей религии. Библия сурово осуждает эти традиции. Втор. 18:9 ; 3Цар. 14:22-24; Ос. 4:12-14.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший её местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процессии мог присоединиться и простой народ — ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвящённые.

Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры — львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см. Втор.12:3)

Во время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звёздам, общаясь с мёртвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковались и человеческие жертвоприношения. Ханаане приносили детей в жертву Молоху. Рассказывается, что внутри громадного идола этого бога горела печь. Живых детей бросали в распростёртые руки этого идола, кидая детей через них в горящий внизу огонь. В «Библейском справочнике» утверждается, что археологи нашли в Мегиддо руины храма, посвящённого богине Астарте, жене Ваала: «Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву… Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей». «Другой ужасный обычай назывался „жертвоприношением на основания“. Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену…»

> См. также

  • Доисторическая Палестина
  • Земля Израильская

Литература

  • «Библейская энциклопедия» — ISBN 5-85524-022-3
  • Анати Эммануэль. Палестина до древних евреев / Пер. А. Б. Давыдовой. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2008. — 416 с.: ил. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 978-5-9524-3209-3.
  • Грей Джон. Ханаанцы: На земле чудес ветхозаветных / Пер. с англ. С. Фёдорова. — М.: ЗАО «Центрполиграф», 2003. — 224, с. — Серия «Загадки древних цивилизаций». — ISBN 5-9524-0639-4.
  • Крывелев И. А. Раскопки в «библейских» странах. — М.: Советская Россия, 1965. — 320 с.: ил.
  • Циркин Ю. Б. От Ханаана до Карфагена. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», 2001. — 528 с. — Серия «Классическая мысль». — ISBN 5-17-005552-8, 5-271-01788-5.
  • Циркин Ю. Б. История библейских стран. — М.: ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ», ООО «Транзиткнига», 2003. — 574 с. — Серия «Классическая мысль». — ISBN 5-17-018173-6, 5-271-07249-5, 5-9578-0330-8.
  • Lewis Bayles Paton Canaanite Influence on the Religion of Israel//The American Journal of Theology, Vol. 18, No. 2 (Apr., 1914), pp. 205—224. (англ.)

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4029455-9

Изображение протоханаанейских надписей

Древний Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи, и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств. Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли — финикийцы — основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген. Ханаан является родиной алфавита, легшего в основу греческой и латинской систем письма.

Ханаан был завоеван еврейскими племенами в середине II тысячелетия до н. э.. Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона (около 1029—928 гг. до н. э.).

  1. И. Ш. Шифман. Финикийский язык. М.: Едиториал УРСС, 2010.
  2. «Ср. аккад. kinaḥḥu «пурпур». Там же.
  3. The Cambridge ancient history, том 2; часть 1
  • «Библейская энциклопедия» — ISBN 5-85524-022-3
  • Грей Дж. Ханаанцы: На земле чудес ветхозаветных = The Canaanites / Джон Грей / Пер. с англ. С. Фёдорова; Разработка серийного оформления художника И.А. Озерова. — М.: Центрполиграф, 2003. — 224, с. — (Загадки древних цивилизаций). — 7 000 экз. — ISBN 5-9524-0639-4 (в пер.)

Библейская энциклопедия

Хананеи, или Ханаане (Быт. X:15–18, XIII:7, XIV:2 и др.) – а) первоначальные жители земли Ханаанской, поселившиеся прежде израильтян в означенной земле, сыны и потомки Ханаана, сына Хамова, разделявшиеся по числу сынов его на 11 племен (Быт. X, 15–19). Состояние земли Ханаанской и хананеев при Аврааме было далеко не то, что во времена Моисея. Земля при Аврааме была еще мало населена и застроена, и пастушеские племена свободно переходили тогда с одного места на другое. Городов тогда еще было мало, как, напр.: Сихем, Хеврон, Луз, Сидон и т. д. Жители Сидона особенно выдавались между прочими народами земли Ханаанской своей торговлей, богатством и образованием (Нав. XI, 8, Быт. X, 15, Суд. I, 31). Аморреи представляли наиболее сильный и воинственный народ. Во время пребывания евреев в Египте земля Ханаанская, вместе с ее различными обитателями, является в совершенно ином виде. В означенный период времени густота народонаселения усилилась и вся земля была занята многочисленными народами, которые были могущественнее израильтян и потому временами представляли им сильное противодействие. В ней возникли тогда большие города, управлявшиеся самостоятельно, города, ограниченные укрепленными стенами и воротами, со множеством боевых колесниц (Втор. III, 5, Нав. XVII, 16). В земле вообще процветали хлебопашество, виноделие и торговля (Втор. VI, 10–11). Название города Кириаф-Сефер (polis granmateion – город писцов) показывает употребление в нем письмен. Распавшись по времени на бесчисленные небольшие группы, хананеи не имели над собой одного общего главы – царя, и гибли от взаимных междоусобий: так, напр., в северных землях Ханаана упоминается о 31 царстве, а в кн. Судей говорится о 70 царях ханаанских, покоренных Адониседеком (Суд.I, 7). К этому присоединялись еще языческие нравы и нечестие, языческое идолослужение, суеверие, волхвование и другие беззакония. Божествами их были: Ваал, Астарта, Дагон, Молох, Хамос, и в честь их насаждались рощи, воздвигались высоты, приносились жертвы, освящались самые пороки и беззакония. Мера беззаконий их теперь исполнилась (Быт. XV, 16). Вот почему израильтянам даны были такие строгие законы против хананеев. В силу их не должно было терпеть никаких язычников и идолопоклонников, всех хананеев надобно было истребить, всякий союз с ними был воспрещен, а особенно браки с хананейками. При сих столь строгих законах преимущественно имелось в виду предохранить израильтян от их языческих нравов, обычаев, от их нечестия и идолослужения (Исх. XXIII:32, XXXIV:15–16), за которые они и были осуждены Богом на истребление (Нав. XI, 19–20). Но израильтяне относительно хананеев не выполнили воли Божией. В некоторых местах хананеи оставались долго не истребленными, как, например, в коленах Ефремовом, Манассиином и др. Финикия и страна Ливанская почти не были покорены. Филистимляне были покорены долгое время спустя по завоевании евреями земли Ханаанской. Покоренные жили вместе с израильтянами, и последние довольствовались иметь их своими данниками и союзниками, брали дочерей их себе в жены и своих дочерей отдавали за их сыновей, стали перенимать их языческие обычаи, участвовать вместе с ними в их языческом служении божествам и идолам. Отсюда произошли для израильтян величайшие бедствия, особенно во времена Судей, и только по мере своего обращения к Богу израильтяне снова делались их победителями. Но хананеи не были истреблены совершенно и во времена Судей. Во время завоевания Земли Обетованной иные из них переселялись в Финикию и другие места и даже в Африку, где были финикийские колонии. В самой Палестине они оставались и после времен Судей. Во времена пр. Самуила об аморреях говорится, что между ними и Израилем был мир (I Цар. VII, 14). Иевусеев победил уже Давид и взял их крепость, но они не были совершенно истреблены и в это время (II Цар. V:6–9; IIЦар. XXIV:16–24). Иоав, во время переписи, обходил города хивеян и хананеев в странах Тира и Сидона (II Цар. XXIV, 6–7). Во времена Соломона хананеи обитали в Газе (III Цар. IX, 16). Соломон оставшихся от разных ханаанских народов хананеев сделал только оброчными работниками, не истребляя их (IIIЦар. IX:20–21; IIПар. VIII:7–8). У хеттеев были свои цари и во времена пророка Елисея (III Цар. X:29; 4Цар. VII:6). Во время плена Вавилонского все эти народы снова свободно распространялись по Иудее и после возвращения иудеев из плена посредством брачных союзов снова были искушением для израильтян, но при Ездре виновные строго были обличены, незаконные браки расторгнуты и все иудеи клятвенно обязались быть верными Богу в хранении всех Его заповедей (I Езд. IX; I Езд.X; IIЕзд. VIII:65–92; IIЕзд. IX);

б) (Ис. XXIII, 8; Соф. I, 11; Иов. XL, 25 и др.). Под именем хананеев разумеются иногда купцы и торговцы вообще. Так как Ханаанская земля обнимала и северные финикийские города и южные приморские земли, известные своей промышленностью и торговлей, то хананеями нередко называются в Свящ. Писании торговцы, купцы, промышленники. Так, в указанных здесь местах в еврейском тексте читается Ханаан или хананеянин, а говорится о купцах и торговцах.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *