Ханаанская земля

У этого термина существуют и другие значения, см. Ханаан (значения). Карта древнего Ханаана

Ханаа́н (финикийск. kĕnaʿan, ивр. כְּנַעַן‎ , араб. کنعان‎‎) — западная часть Плодородного полумесяца. Слово «Ханаан» ( kĕnaʿan), возможно, означает «страна пурпура» ; это имя в древности носила собственно Финикия, а в библейские времена — страна, простирающаяся на запад от северо-западной излучины Евфрата и от Иордана до берега Средиземного моря. В настоящее время поделена между Сирией, Ливаном, Израилем и Иорданией.

История

Изображение протоханаанейских надписей

Древний Ханаан был заселён различными народами, такими как хананеи, хетты, иевусеи, амореи, и представлял собой чересполосицу враждовавших между собой царств и городов-государств. Расположенный между Междуречьем и территорией Древнего Египта, Ханаан, с одной стороны, находился в центре цивилизации Древнего Востока, а с другой стороны, постоянно подвергался внешним нашествиям. Жители Ханаана первыми в древнем мире научились добывать из моллюсков пурпур и окрашивать им одежды; выходцы из этой земли — финикийцы — основали множество колоний на берегах Средиземного моря, в том числе Карфаген. Ханаан является родиной алфавита, легшего в основу греческой и латинской систем письма.

Ханаан был завоеван еврейскими племенами в середине II тысячелетия до н. э.. Самым большим образованием, существовавшим на его территории, было объединённое царство Израиля и Иудеи во времена царей Саула, Давида и Соломона (около 1029—928 гг. до н. э.).

Письменность

Самым большим вкладом хананеев в мировую цивилизацию является изобретение алфавитного письма в период между 2000 и 1600 гг. до н. э. Благодаря влиянию египтян основным писчим материалом в Ханаане стал папирус. Поскольку папирус в здешних климатических условиях хранится очень недолго (в отличие от Египта), образцы раннего алфавитного письма чрезвычайно редки. До нашего времени дошло лишь несколько надписей на более прочных материалах, например имена, нацарапанные на чашах.

Торговля

Основным занятием жителей побережья была торговля, составлявшая столь важную часть жизни хананеев, что в древнееврейском языке слово «хананей» стало означать «купец» — именно такое значение оно имеет, например, в Притч 31:24.

Главными портами были Тир, Сидон, Бейрут и Библ, расположенные в северной части Ханаана (на побережье современного Ливана). Отсюда в Египет, Грецию и на Крит везли кедровую древесину, кувшины с оливковым маслом и вином, другие товары. Привозили же сюда предметы роскоши и папирус из Египта, гончарные и металлические изделия из Греции. Важной статьей средиземноморской торговли хананеев была работорговля. На севере ханаанского побережья (близ современной Латакии) лежал крупный город Угарит, население которого было близко хананеям по языку, культуре и уровню экономического развития. Угарит был одним из важнейших и богатейших торговых центров Восточного Средиземноморья.

Положение страны на пути между Египтом и Азией и активная торговля делали хананеев открытыми для самых разнообразных культурных влияний. В городах, находившихся под властью египтян, дворцы и храмы возводились в египетском стиле, по-соседству мог господствовать ассирийский стиль. В моде были египетские фигурки жуков-скарабеев и иные ювелирные изделия, вавилонские цилиндрические печати, хеттские золотые украшения из Малой Азии. Показательно, что хананеи использовали одновременно египетскую (иероглифическую) и вавилонскую (клинописную) письменность.

Города и их правители

Ханаанские города были окружены стенами из глины и камней, защищавшими от набегов грабителей и от диких животных. Внутри городских стен дома теснились, лепясь один на другой, — подобное можно встретить на Ближнем Востоке и сегодня. Простые люди вели хозяйство на небольших участках земли или занимались различными ремеслами. Некоторые нанимались на работу к царю, богатым землевладельцам или купцам. Между городами были разбросаны деревни, где жили земледельцы и пастухи.

Правители городов постоянно ссорились и воевали друг с другом. Иногда города подвергались нападениям скрывавшихся в лесах разбойничьих шаек. Таково было положение дел в Ханаане около 1360 г. до н. э. Об этом свидетельствуют документы, найденные при раскопках города Эль-Амарна в Египте. А библейские книги Иисуса Навина и Судей дают основание полагать, что и 100—200 лет спустя всё оставалось по-прежнему. Междоусобная вражда хананеев значительно облегчила израильтянам завоевание страны. Объединённым Ханааном овладеть было неизмеримо труднее.

Религия хананеев

Ханаанские боги и богини были персонифицированными силами природы. Имя Баал (Ваал), означающее «господин», было титулом Хаду, бога грома и дождя (в самом слове «Баал» слышится звучание грома). Поскольку Баал ведал дождями, туманами и росой, от него зависело, каким будет урожай, что имело жизненно важное значение для всего ханаанского общества.

Женой Баала была Астарта, или, иначе, Анат, богиня любви и войны, отцом — Эль, повелитель богов, который ко времени израильского завоевания превратился в довольно туманную фигуру. Женой Эля была Ашера, богиня-мать и повелительница моря. И Астарту, и Ашеру часто называли Баалат («хозяйка»).

К числу главных божеств принадлежали также Шамаш (бог солнца), Решеф (бог войны), Дагон (бог хлеба). Вокруг старших богов вращалось множество прочих, составлявших семьи и дворы верховных божеств. Это общая картина варьировалась, ибо каждый город имел своего персонального покровителя или свое любимое божество, часто именовавшееся «Господином» или «Госпожой» этого места.

Статуэтка хананейского бога Ваала. Поднятая правая рука, вероятно, некогда сжимала оружие.

Рассказы о богах

Рассказы о богах хананеев известны как из собственно ханаанских (угаритских), так и из иноземных источников. Ханаанские божества были жестоки и кровожадны. Они находили удовольствие в бесконечных схватках друг с другом и в беспорядочных совокуплениях. В человеческие дела они вмешивались только ради удовлетворения собственных капризов, не задумываясь о причиняемых людям страданиях. Однако порой боги хананеев могли быть добрыми и щедрыми. Словом, они представляли собой не более чем отражение тех, кто им поклонялся. Естественно, подобная мифология оказывала влияние на ханаанский культ. Религиозные празднества превращались в разгул самых худших, животных свойств человеческой натуры. Греческие и римские писатели ужасались бесчинствам, которые хананеи творили во славу своей религии. Библия сурово осуждает эти традиции. Втор.18:9 ; 3Цар.14:22-24; Ос.4:12-14.

Храмы и жрецы

В главных городах Ханаана находились храмы важнейших богов. Каждый храм обслуживался жрецами, певчими и прислугой. По праздничным дням в храм входила торжественная процессия. Возглавлявший её местный царь совершал жертвоприношение. Одни жертвы сжигали целиком, другие делили между богом и верующими. По случаю большого праздника к процесии мог присоединиться и простой народ — ему разрешалось издали наблюдать за совершавшимися церемониями. Поскольку храмовые здания были небольшими, внутрь входили только посвящённые. Для каждого царя было делом чести сделать храм своего божества возможно более величественным, покрыть изваяния богов и стены святилища драгоценными металлами, подавать богам пищу на золотых блюдах. Кроме статуи бога или символизировавшего его животного (к примеру, символом Ваала был бык, Ашеры — львица), внутри храма имелись жертвенник для жертвоприношений, жертвенник для курений и несколько каменных столбов, которые считались обиталищами богов или духов. Наряду с храмами в Ханаане существовали и святилища, устроенные на открытом воздухе («высоты»). Здесь тоже имелись каменные столбы, жертвенники и деревянный шест или ствол дерева. Народ приходил в такие святилища принести жертву или просто помолиться. Иногда местом почитания Ваала и Ашеры служили врытые в землю столбы (см.Втор.12:3) Во время жертвоприношения по внутренностям животного жрец предсказывал судьбу жертвователя. Другие предсказатели определяли будущее по звездам, общаясь с мертвыми или впадая в пророческий транс. От жрецов требовалось и умение исцелять больных с помощью молитв и магических заклинаний.

Жертвоприношения

В жертву богам обычно приносили животных и пищу. По свидетельствам греческих и римских источников, у хананеев практиковалось и человеческие жертвоприношения. Ханаане приносили детей в жертву Молоху. Рассказывается, что внутри громадного идола этого бога горела печь. Живых детей бросали в распростёртые руки этого идола, кидая детей через них в горящий внизу огонь. В «Библейском справочнике» говорится о том, что археологи нашли в Мегиддо руины храма, посвящённого богине Астарте, жене Ваала. Пишет: «Лишь в нескольких шагах от этого места было кладбище, где найдены в кувшинах останки детей, приносимых в жертву… Жрецы Ваала и Астарты были официальными убийцами маленьких детей». «Другой ужасный обычай назывался «жертвоприношением на основания». Когда заканчивалась постройка нового дома, то в жертву Ваалу приносился младенец, тело которого позже замуровывалось в стену…»

Примечания

Литература

См. также

  • Доисторическая Палестина
  • Земля Израильская
Для улучшения этой статьи желательно?:

  • Найти и оформить в виде сносок ссылки на авторитетные источники, подтверждающие написанное.

Исцеление дочери жены Хананейской (Как нам поступать, если Бог не исполняет наших прошений)

Какое Евангелие слышали вы, братие, сегодня?

О чуде исцеления Иисусом Христом бесноватой дочери Хананеянки (Мф. 15:21–28. Зач. 62).

«Иисус пришел в страны Тирские и Сидонские. И вот, женщина Хананеянка, вышедши из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется. Но Он не отвечал ей ни слова. И ученики Его, приступивши, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Он же сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева. А она, подошедши, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам. Она сказала: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их. Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь её в тот час».

В Евангелие говорится, что однажды, когда Иисус Христос пришел в страну, где были города Тир и Сидон, и там женщина Хананеянка просила Его об исцелении своей бесноватой дочери, то Иисус Христос сначала не отвечал ей ни слова на её просьбу.

Кто такая была эта Хананеянка и почему Иисус Христос, всегда такой внимательный и милостивый ко всем, сначала совершенно не внимал просьбе сей Хананеянки об исцелении её дочери?

«Хананеянка» – это то же, что финикиянка. Хананеи, или финикияне, были язычники, жившие в соседстве с Иудеями. Тир и Сидон были главными городами в земле Финикиян, или Хананеян. Хананеянка эта, как видно, не только знала веру Иудеев в пришествие Мессии Христа Спасителя, но вместе со многими Иудеями и веровала, что явившийся чудотворец Иисус – есть именно этот Mecсия. Она и называет Его Сыном царя еврейского Давида, из рода которого Бог обещал происхождение Христа Спасителя.

Господь долго не исполнял просьбы Хананеянки для того, чтобы испытать и обнаружить пред другими веру её и с верою – терпение и смирение.

Далее в Евангелие говорится, что когда апостолы стали просить Иисуса Христа за Хананеянку, то он сказал им: «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева», а затем, когда Хананеянка, несмотря на видимое как бы невнимание к ней Иисуса Христа, все-таки не переставала просить Его, то Он сказал: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам» и, наконец, когда Хананеянка возразила на эти слова Христа: «так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», то тогда только Иисус Христос, сказав: «о, женщина! велика твоя вера; да будет тебе по желанию твоему», исцелил её больную дочь.

Как понимать все эти действия и слова как Иисуса Христа, так и женщины Хананеянки?

Слова «Я послан только к погибшим овцам дома Израилева» значат, что прежде Он пришел к Иудеям, так как им был обещан Mecсия. Иудеи были народом, избранным для приготовления к принятию Мессии, и среди них действительно Он явился, хотя пришел Он для спасения всех человеков. И после coшествия Св. Духа на апостолов они отправились с проповедью о Христе по всей вселенной.

В словах «нехорошо взять хлеб у детей и дать псам» «детьми» называет Иисус Христос Иудеев, так как их из всех народов Бог избрал и как бы усыновил Себе. «Псами» – язычников, так как они, не имея Божия закона, вели жизнь нечистую, предавались порокам. Признавая себя чадами Божиими, Иудеи называли язычников таким именем подобно тому, как теперь в своем заблуждении нечестиво называют так христиан магометане. Под «хлебом» здесь разумеется евангельское учение и чудеса. Смысл всех этих слов такой: «Несправедливо оказать чудесную помощь язычнице, которая также мало стоит её, как пес хлеба, когда дети мои, Иудеи, еще голодны, т. е. нуждаются в сей Моей помощи».

Глубоко верующую и смиренную Хананеянку не оскорбили слова Иисуса Христа: «нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам». Она отвечала Иисусу Христу: «Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их», т. е. она как бы так говорила: «Так, Господи! Я – язычница, по жизни своей подобна нечистому псу, но и я все-таки Твое творение и нахожусь под Твоим промыслом. Отдай лучшую пищу детям, т. е. пусть Иудеи пользуются великими благодеяниями Твоими, но позволь и мне хотя мало воспользоваться ими, все равно, как собаки пользуются крохами – остатками от стола, т. е. исцели и дочь мою».

Какое особенное поучение нам, братие, можно вывести из сегодняшнего Евангелия?

Рассказ о чуде исцеления Иисусом Христом дочери жены Хананейской особенно поучает нас, братие, усиленной и неотступной молитве. Только после такой молитвы Господь исцелил больную дочь жены Хананейской. Иисус Христос во время земной Своей жизни не раз и учил такой молитве, учил и прямо, учил и притчею. Вот слова прямого Его учения о такой молитве из Евангелия. «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам; ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень? и когда попросит рыбы, подал бы ему змею? И… если вы, будучи злы, умеете даяния благия давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный даст блага просящим у Него» (Мф. 7:7–11). А вот и притча Христова относительно усиленной и неотступной молитвы.

«В некотором городе был судья, который Бога не боялся и людей не стыдился. В том же городе была некоторая вдова, и она, приходя к судье, говорила: защити меня от соперника моего. Но он долгое время не хотел. А после сказал сам в себе: хотя я и Бога не боюсь и людей не стыжусь, но, как сия вдова не дает мне покоя, защищу ее, чтобы она не приходила больше докучать мне». Сказав притчу, Господь прибавил: «слышите, что говорит судья неправедный? Бог ли не защитит избранных Своих, вопиющих к Нему день и ночь, хотя и медлит защищать их? сказываю вам, что подаст им защиту вскоре» (Лк. 18:2–8).

Да и в самом деле, возможно ли для любящего нас сердца Божия не внимать нашим нуждам, не слышать наших молитв в этих нуждах и не избавлять нас от этих нужд? Апостол Иоанн говорит, что «Бог есть одна любовь» (1Ин. 4:16). Он и сотворил нас по сей любви для того, чтобы блаженствовать не Ему одному, а чтобы и мы, Его творения, разделяли с Ним Его блаженство. Он, например, в молитве Господней, где мы просим Его о разных благах для себя, повелел нам называть Себя не иначе как Отцом: «Отче наш» (Мф. 6:9). Устами одного из пророков Он так говорит преимущественно своим верующим и чтущим Его: «Свойственно ли матери забывать своих детей? Но если бы и она забыла, то Я никак никогда не забуду вас» (Ис. 49:15).

Посему, конечно, братие, во всех своих нуждах к кому нам больше всего и обращаться, как не к Господу – своему Творцу и Промыслителю? И мы, обыкновенно, обращаемся, мы вздыхаем к Нему, мы молимся Ему, просим Его.

Но бывает иногда, нам долго приходится быть в нужде, долго молиться и просить Бога, а Он как будто и не видит нашей нужды, не слышит нашей молитвы и не желает избавить нас от сей нужды подобно тому, как все это делал сначала Иисус Христос по отношению к жене Хананейской. Пусть так, а мы все-таки не должны прекращать своей молитвы, все-таки должны продолжать просить Его, как и делала жена Хананейская. Она не скоро, но все-таки получила просимое исцеление своей дочери. Также, мы знаем, долго с молодых лет до самой старости Авраам и Сарра, Иоаким и Анна, 3axapиa и Елисавета просили себе у Бога детей и Бог не давал им детей. Но они все-таки не переставали просить. И что же? Хотя в старости, но получили. Да и Сам Иисус Христос притчей о неправедном судье замечает, что Бог исполняет нашу усердную молитву, хотя, бывает, иногда и медлит исполнять.

Но впрочем, нельзя не сказать, что иногда Бог и не исполняет наших молитв и прошений, и долговременных и усердных. Это бывает по разным ведомым Ему причинам. Посему молясь о своих нуждах, и молясь усердно и долговременно, мы должны в то же время думать, чувствовать и говорить словами молитвы Господней: «Да будет, впрочем, воля не моя, но Твоя, Господи, и надо мною на земле, как она постоянно есть над Ангелами на Небе», и терпеть нужду, если Господу Богу будете угодно не исполнить нашей молитвы о нужде и оставить нас в этой нужде.

Хананеи, или Ханаане (Быт. X:15–18, XIII:7, XIV:2 и др.)

а) первоначальные жители земли Ханаанской, поселившиеся прежде израильтян в означенной земле, сыны и потомки Ханаана, сына Хамова, разделявшиеся по числу сынов его на 11 племен (Быт. X, 15–19). Состояние земли Ханаанской и хананеев при Аврааме было далеко не то, что во времена Моисея. Земля при Аврааме была еще мало населена и застроена, и пастушеские племена свободно переходили тогда с одного места на другое. Городов тогда еще было мало, как, напр.: Сихем, Хеврон, Луз, Сидон и т. д. Жители Сидона особенно выдавались между прочими народами земли Ханаанской своей торговлей, богатством и образованием (Нав. XI, 8, Быт. X, 15, Суд. I, 31). Аморреи представляли наиболее сильный и воинственный народ.

Во время пребывания евреев в Египте земля Ханаанская, вместе с ее различными обитателями, является в совершенно ином виде. В означенный период времени густота народонаселения усилилась и вся земля была занята многочисленными народами, которые были могущественнее израильтян и потому временами представляли им сильное противодействие. В ней возникли тогда большие города, управлявшиеся самостоятельно, города, ограниченные укрепленными стенами и воротами, со множеством боевых колесниц (Втор. III, 5, Нав. XVII, 16). В земле вообще процветали хлебопашество, виноделие и торговля (Втор. VI, 10–11). Название города Кириаф-Сефер (polis granmateion – город писцов) показывает употребление в нем письмен.

Распавшись по времени на бесчисленные небольшие группы, хананеи не имели над собой одного общего главы – царя, и гибли от взаимных междоусобий: так, напр., в северных землях Ханаана упоминается о 31 царстве, а в кн. Судей говорится о 70 царях ханаанских, покоренных Адониседеком (Суд.I, 7). К этому присоединялись еще языческие нравы и нечестие, языческое идолослужение, суеверие, волхвование и другие беззакония. Божествами их были: Ваал, Астарта, Дагон, Молох, Хамос, и в честь их насаждались рощи, воздвигались высоты, приносились жертвы, освящались самые пороки и беззакония. Мера беззаконий их теперь исполнилась (Быт. XV, 16).

Вот почему израильтянам даны были такие строгие законы против хананеев. В силу их не должно было терпеть никаких язычников и идолопоклонников, всех хананеев надобно было истребить, всякий союз с ними был воспрещен, а особенно браки с хананейками. При сих столь строгих законах преимущественно имелось в виду предохранить израильтян от их языческих нравов, обычаев, от их нечестия и идолослужения (Исх. XXIII:32, XXXIV:15–16), за которые они и были осуждены Богом на истребление (Нав. XI, 19–20).

Но израильтяне относительно хананеев не выполнили воли Божией. В некоторых местах хананеи оставались долго не истребленными, как, например, в коленах Ефремовом, Манассиином и др. Финикия и страна Ливанская почти не были покорены. Филистимляне были покорены долгое время спустя по завоевании евреями земли Ханаанской. Покоренные жили вместе с израильтянами, и последние довольствовались иметь их своими данниками и союзниками, брали дочерей их себе в жены и своих дочерей отдавали за их сыновей, стали перенимать их языческие обычаи, участвовать вместе с ними в их языческом служении божествам и идолам.

Отсюда произошли для израильтян величайшие бедствия, особенно во времена Судей, и только по мере своего обращения к Богу израильтяне снова делались их победителями. Но хананеи не были истреблены совершенно и во времена Судей. Во время завоевания Земли Обетованной иные из них переселялись в Финикию и другие места и даже в Африку, где были финикийские колонии. В самой Палестине они оставались и после времен Судей.

Во времена пр. Самуила об аморреях говорится, что между ними и Израилем был мир (I Цар. VII, 14). Иевусеев победил уже Давид и взял их крепость, но они не были совершенно истреблены и в это время (II Цар. V:6–9; IIЦар. XXIV:16–24). Иоав, во время переписи, обходил города хивеян и хананеев в странах Тира и Сидона (II Цар. XXIV, 6–7). Во времена Соломона хананеи обитали в Газе (III Цар. IX, 16). Соломон оставшихся от разных ханаанских народов хананеев сделал только оброчными работниками, не истребляя их (IIIЦар. IX:20–21; IIПар. VIII:7–8). У хеттеев были свои цари и во времена пророка Елисея (III Цар. X:29; 4Цар. VII:6).

Во время плена Вавилонского все эти народы снова свободно распространялись по Иудее и после возвращения иудеев из плена посредством брачных союзов снова были искушением для израильтян, но при Ездре виновные строго были обличены, незаконные браки расторгнуты и все иудеи клятвенно обязались быть верными Богу в хранении всех Его заповедей (I Езд. IX; I Езд.X; IIЕзд. VIII:65–92; IIЕзд. IX);

б) (Ис. XXIII, 8; Соф. I, 11; Иов. XL, 25 и др.). Под именем хананеев разумеются иногда купцы и торговцы вообще. Так как Ханаанская земля обнимала и северные финикийские города и южные приморские земли, известные своей промышленностью и торговлей, то хананеями нередко называются в Свящ. Писании торговцы, купцы, промышленники. Так, в указанных здесь местах в еврейском тексте читается Ханаан или хананеянин, а говорится о купцах и торговцах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *