Характеристика Индии и Китая

Общая экономико-географическая характеристика одной из стран Азии. Индия

Территория — 3,28 млн. км2.

Население -1 млрд. 16 млн. чел.

Столица — Дели.

Географическое положение, общие сведения

Республика Индия расположена в Южной Азии на полуострове Индостан. В ее состав также входят Лаккадивские острова в Аравийском море, Андаманские и Никобарские в Бенгальском заливе. Индия граничите Пакистаном, Афганистаном, Китаем, Непалом, Бутаном, Бангладеш, Мьянмой. Максимальная протяженность Индии — с севера на юг — 3200 км, с запада на восток — 2700 км.

ЭГП Индии благоприятствует развитию хозяйства: Индия находится на морских торговых путях из Средиземноморья в Индийский океан, на полпути между Ближним и Дальним Востоком.

Индийская цивилизация возникла еще в третьем тысячелетии до н. э. В течение почти двух веков Индия была колонией Англии. В 1947 году Индия получила независимость, а в 1950 г. была провозглашена республикой в составе Британского Содружества.

Индия — федеративная республика, состоящая из 25 штатов. Каждый из них имеет свое законодательное собрание и правительство, но при сохранении сильной центральной власти.

Природные условия и ресурсы

Основная часть территории расположена в пределах Индо-Гангской низменности и Деканского плоскогорья.

Полезные ископаемые Индии значительны и разнообразны. Основные залежи расположены на северо-востоке страны. Здесь находятся крупнейшие железнорудные, каменноугольные бассейны, месторождения марганцевой руды; это создает благоприятные условия для развития отраслей тяжелой промышленности.

Разнообразны полезные ископаемые Южной Индии — это бокситы, хромиты, магнезиты. бурый уголь, графит, слюда, алмазы, золото, монацито-вые пески, руды черных металлов, каменный уголь; в штате Гуджарат и на континентальном шельфе — нефть.

Климат страны — в основном муссонный субтропический и тропический, на юге — экваториальный. Средняя годовая температура — около 25°С, только зимой в горах она опускается ниже 0°. Распределение осадков по сезонам и по территории — неравномерная — 80% их приходится на лето, наибольшее их количество получают восточные и горные районы, наименьшие — северо-запад.

Земельные ресурсы — природное богатство страны, так как значительная часть почв обладает высоким плодородием.

Леса занимают 22% площади Индии, но леса на хозяйственные нужды не хватает.

Реки Индии имеют большой энергетический потенциал, а также являются основным источником искусственного орошения.

Население

Индия — второе государство мира по численности населения (после Китая). В стране очень высокие темпы воспроизводства населения. И хотя пик «демографического взрыва» уже в целом пройден, демографическая проблема еще не потеряла остроту.

Индия — самая многонациональная страна мира. В ней живут представители нескольких сотен наций, народностей и племенных групп, находящихся на разных ступенях социально-экономического развития и говорящих на разных языках. Они относятся к европеоидной, негроидной, австра-лоидной расам и дравидийской группе.

Преобладают народы индоевропейской семьи: хиндустанцы, маратхи, бенгальцы, бихарцы и т.д. Официальные языки в стране — хинди и английский.

Более 80% жителей Индии — индуисты, 11% — мусульмане. Сложный этнический и религиозный состав населения нередко приводит к конфликтам и росту напряженности.

Размещение населения Индии отличается большой неравномерностью, так как издавна в первую очередь заселялись плодородные низменности и равнины в долинах и дельтах рек, на морских побережьях. Средняя плотность населения — 260 чел. на 1 км2. Несмотря на этот высокий показатель, и теперь существуют малонаселенные и даже безлюдные территории.

Уровень урбанизации достаточно низкий — 27%, но число больших городов и городов-хмиллионеров» постоянно увеличивается; по абсолютному числу горожан (220 млн. чел.) Индия занимает 2-е место в мире. Но тем не менее, большая часть населения Индии живет в многолюдных деревнях.

Промышленность, энергетика

Индия — развивающаяся аграрно-индустриальная страна с огромными ресурсами и людским потенциалом. Вместе с традиционными для Индии отрас- , лями (сельское хозяйство, легкая промышленность) развиваются добывающая и обрабатывающая промышленность.

В настоящее время 29% ВВП приходится на промышленность, 32% — на сельское хозяйство, 30% — на сферу услуг.

Энергетика. Создание энергетической базы началось в стране с создания ГЭС, но среди вновь построенных в последние годы электростанций преобладают ТЭС. Основной источник энергии — уголь. В Индии развивается также атомная энергетика -работают 3 АЭС. Общая мощность электростанций Индии — 94 тыс. МВт(1999г).

Производство электроэнергии на душу населения пока еще очень невелико.

Черная металлургия. Это развивающаяся отрасль. Современный уровень — 23 млн. т стали (1998 г.). Отрасль представлена предприятиями, расположенными в основном на востоке страны (Калькуттско-Дамодарский промышленный пояс), а также в штатах Бихар, Адхра-Прадеш и др.

Цветная металлургия также развита на востоке. Выделяется алюминиевая промышленность, базирующаяся на местных бокситах.

Машиностроение. Индия выпускает разнообразную продукцию станкостроения, транспортного машиностроения (телевизоры, суда, автомобили, тракторы, самолеты и вертолеты). Отрасль интенсивно развивается.

Ведущие центры машиностроения — Бомбей, Калькутта, Мадрас, Хайдарабад, Бангалор.

По объему производства радиоэлектронной промышленности Индия вышла в зарубежной Азии на второе место. В стране производится разнообразная радиоаппаратура, цветные телевизоры, магнитофоны, средства связи.

Химическая промышленность. В стране с такой ролью сельского хозяйства исключительную важность приобретает производство минеральных удобрений. Растет также значение нефтехимии.

Легкая промышленность — традиционная отрасль экономики, главные направления — хлопчатобумажная и джутовая, а также швейная. Текстильные фабрики имеются во всех крупных городах страны. В экспорте Индии 25% составляют изделия текстильной и швейной промышленности.

Пищевая промышленность — также традиционная, производит продукцию для внутреннего и внешнего рынка. Наиболее широкую известность в мире получил индийский чай.

Сельское хозяйство

Индия — страна древней земледельческой культуры, один из важнейших сельскохозяйственных регионов мира.

В сельском хозяйстве занято 3/5 ЭАН Индии, но использование механизации пока недостаточно.

4/5 стоимости продукции сельского хозяйства дает растениеводство, земледелие нуждается в орошении (орошается 40% посевных площадей).

Основная часть пашни занята под продовольственные культуры: рис, пшеницу, кукурузу, ячмень, просо, бобовые, картофель.

Главные технические культуры Индии — хлопчатник, джут, сахарный тростник, табак, масличные.

В Индии два главных сельскохозяйственных сезона — летний и зимний. Сев важнейших культур (риса, хлопка, джута) проводят летом, во время летних муссонных дождей; зимой же высевают пшеницу, ячмень и пр.

В результате нескольких факторов, в том числе и «зеленой революции», Индия полностью обеспечивает себя зерном.

Животноводство сильно уступает растениеводству, хотя по поголовью скота Индия занимает первое место в мире. Используются только молоко и шкура животных, мясо практически не употребляется, так как индусы в основном вегетарианцы.

В приморских районах немалое значение имеет рыболовство.

Среди других развивающихся стран, транспорт Индии достаточно развит. На первом месте по значению стоят железнодорожный транспорт во внутренних перевозках и морской — во внешних.

Внешнеэкономические отношения

Индия пока еще слабо вовлечена в МГРТ, хотя внешняя торговля имеет немалое значение для ее экономики. Основные статьи экспорта — продукция легкой промышленности, ювелирные изделия, сельскохозяйственные товары, медикаменты, топливные ресурсы; растет доля машин и оборудования.

Крупнейшие торговые партнеры — США, ФРГ, Япония, Великобритания, Гонконг.

Индия: территория, ЭГП, населения

  • Волкова Елена Владимировна, заместитель директора по воспитательной работе, учитель географии

Разделы: География

Цели:

  • Знакомство с территорией, ЭГП Индии, выявление особенностей населения: численности, размещения, этнического и религиозного состава;
  • Воспитание толерантности, экологическое воспитание, коллективизма в групповой работе;
  • Развитие навыков анализа статданных, экономических карт, текстового материала, навыков сравнения характеристик двух стран.

Оборудование:

  • карты атласа,
  • политическая карта Азии,
  • статистические данные “Динамика численности населения Индии”, “Динамика численности городского населения Индии”,
  • учебник Максаковский “География. 10 класс”, 2007, Максаковский “Географическая картина мира”, II том.

Метод обучения: исследовательский

Форма работы: групповая.

Ход урока

1. Оргмомент, постановка цели.

Сегодня мы начнем изучение одной из самых интересных стран мира – Индии, познакомимся с ее территорией, ЭГП и населением страны.

В: Почему взоры западных политиков, экономистов повернуты на Восток, в том числе и к Индии?

(вспомним мировые центры экономики, современные и прогнозируемые)

В III тысячелетии эти страны будут играть несомненно большую роль в мире, поэтому необходимо их знать, прогнозировать развитие экономики этих стран.

Изучать Индию будем в сравнении с Китаем и результаты фиксировать в таблицу, которую начали заполнять на прошлых уроках.

Таблица “Сравнительная характеристика Китая и Индии”

План характеристики Китай Индия Результаты сравнения

2. Изучение нового материала.

  • Территория и ЭГП (работа со всем классом)

В: Используя ПКМ, охарактеризуйте территорию страны

В: Почему выделяют Индийский субрегион?

В: Охарактеризуйте ЭГП страны

  • Имеет широкий выход в океан – на З и Юз = Аравийское море, на В и ЮВ – Бенгальский залив.
  • Лежит на морских путях из Средиземного моря в Индийский океан, из Юго-Западной Азии в Восточную и Юго – Восточную Азии.
  • На севере, СВ – сухопутные границы с большим числом соседей, но граница проходит по горным рубежам.
  • Вывод: в целом, ЭГП Индии благоприятно для развития экономики страны.

В: Как вы думаете, почему в Китай европейцы попали в средние века, а Индию Александр Македонский завоевал уже в 4 в. до н.э.?

Сравните ЭГП Индии и Китая.

  • Государственный строй

В: Используя форзац учебника, охарактеризуйте форму правления и АТУ страны.

ФП – в 1950 г. Стала республикой, но входит в состав Содружества, возглавляемого Великобританией.

АТУ – федерация

  • Изучение населения

В: Почему характеристика населения является важной часть экономико-географической характеристики любой страны?

3. Работа в группах (7–8 минут).

1 группа. Численность и воспроизводство населения Индии

  1. Проследите динамику численности населения Индии. Постройте график роста численности населения Индии
  2. Сравните графики численности Индии и Китая
  3. Определите естественный прирост населения за последние 50 лет
  4. Какую демографическую политику и почему проводит индийское правительство? Добились ли власти Индии таких результатов как в Китае?
  5. Какие проблемы возникают в связи с высокой численностью и высоким приростом населения?

Литература: Учебник В.Максаковского “География”, стр.224, форзац учебника,. В. Максаковский “Географическая картина мира”, П том, стр. 280 – 283 таб. 32 “Рост населения Индии в 1901 1991 годах”.

2 группа. Этнический состав населения Индии

Охарактеризуйте этнический состав населения Индии. Сколько народов проживает в стране, каким языковым группам они принадлежат?

  1. Как этнический состав населения отражен в АТУ?
  2. Какие проблемы возникают в связи с пестротой национального состава? В каких штатах ни приводили к национальному конфликту?

Литература: Учебник В.Максаковского “География”, стр.224 — 225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, П том, стр.168 — 169. карта “Этнический состав населения”

3 группа. Религиозный состав населения

  1. Какое влияние оказывает религия на жизнь Индии?
  2. Сравните влияние конфуцианства и индуизма на быт населения и экономику Китая и Индии

Литература: Учебник В.Максаковского “География”, стр.224 — 225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, П том, стр.168 — 169. карта “Религиозный состав населения”

4 группа. Размещение населения. Городское и сельское население.

  1. Как размещено население на территории страны? Почему издавна были заселены низменности в долинах и дельтах рек?
  2. Что общего в размещении населения в Китае и Индии?
  3. Проследите динамику численности городского населения Индии в 1901, 1951, 1991 годах. К какой группе стран по уровню урбанизации относят Индию?
  4. Как изменилось число городов в ХХ веке?
  5. Назовите и покажите города Индии с численностью населения более 5 млн. человек.
  6. Каков внешний облик большинства городов Индии?
  7. Какие проблемы возникают в связи с ростом городов?

Литература: Учебник В.Максаковского “География”, стр. 225, В. Максаковский “Географическая картина мира”, П том, стр.287 – 289 . табл. 33, 34. карта “Плотность населения”.

4. Выступления групп, обсуждение.

  1. Почему в Индии демографическая политика потерпела крах?
  2. Что общего и различного в характеристике численности 2 – х стран?
  3. Проблема численности стоит перед Китаем и Индией, самыми многочисленными странами мира. Но Китай перешел к 1 типу воспроизводства, а в Индии процесс затухания демографического взрыва в начальной стадии.
  4. Почему для Индии характерны конфликты на национальной почве?
  5. И в Китае проживает 56 народов – китайцы, уйгуры, монголы, тибетцы, а там нет национальных конфликтов. Почему? (китайцы – 92%, национальные меньшинства живут обособленно на западе страны. В Индии хиндустанцы — 28% населения)
  6. Вспомните, как формировалась территория современной Индии. Английская колония была разделена на 3 государства: Пакистан, Индия, Бангладеш. Часть пенджабцев осталось жить на западе страны, а бенгальцы — на востоке. Истоки национальных и религиозных конфликтов надо искать в истории страны.
  7. Сравните влияние конфуцианства и индуизма на консолидацию общества в Китае и Индии.

Конфуцианство заставляет человека подчинить свои личные интересы интересам общества, уважать учителя (отца, начальника), консолидирует общество на решение общих проблем.

Индуизм своим главным догматом разъединяет индийское общество.

  • Почему говорят: “Чтобы узнать Индию, надо жить в деревне?”
  • Почему Китай и Индия относятся к странам со средним уровнем урбанизации?

Мы видим, что в размещении населения и уровне урбанизации страны имеют много общего.

5. Итог.

  1. Какие проблемы выделим при характеристики населения?
  2. В чем сходство и различие проблем населения Китая и Индии?
    • Сходства: многочисленность, многонациональность, размещение населения.
    • Различия: отсутствие в Китае национальных и религиозных конфликтов, решение демографических проблем в Китае.

Почему в рекомендации ООН было сказано: “Если в Индии не удастся в ближайшее время остановить рост населения и решить другие проблемы, то она скорее последует за Африкой, нежели за Китаем?”

Индия – страна древней культуры. Классический танец, древний эпос, учение йоги оказало влияние на культуру многих народов мира.

Сообщение — опережающее задание “Традиции Индии”.

Д/з, стр. 224 – 227, заполнить графу “Результаты сравнения” таблицы.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *