Хиротонисан ударение

ХИРОТОНИЯ, рукоположение — в православии — таинство священства; возведение в сан епископа, священника или диакона, совершаемое в храме во время Божественной литургии. Согласно, еп. Александру (Семенову-Тян-Шанскому):

«Епископская хиротония совершается в начале Литургии, иерейская — после Великого входа, диаконская — после освящения Святых Даров. Чин Таинства состоит из приведения лица, избранного на священную степень, обхождения им святого Престола, молитвы посвящения, рукоположения, облачения в священные одежды и одобрения церковного народа… Посвящаемого трижды обводят вокруг Престола, он сам трижды преклоняется перед епископом. В это время поют те же песнопения, что и при таинстве Брака: первое — обращение за помощью к святым мученикам (в этом указание на жертвенный характер служения); второе — славословие Христу как Похвале апостолов и Радости мучеников, словом и делом проповедовавших Святую Троицу, и третье — восхваление Богородицы и пророка Исаии, провозвестившего действенное рождение Спасителя. При возложении рук на коленопреклоненного ставленника (диакон преклоняет только одно колено) епископ произносит: Божественная благодать, всегда немощная (слабое) врачующи и оскудевающая (теряющее силу) восполняющи, пророчествует (переходит на, поставляет) благовейнейшаго (имя) во (сан). Помолимся о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа…

После рукоположения возведенные в священный сан получают от епископа соответствующие священные одежды и в них облачаются… Хиротонии епископа предшествует особый обряд «наречения» его, торжественное исповедание им своей веры пред церковным народом, а также принесение особой присяги. Сама епископская хиротония совершается при участии нескольких епископов. На голову посвящаемого епископы возлагают раскрытое Евангелие, буквами вниз, что изображает руку Самого Господа, а после этого — свои правые руки. Участие церковного народа в совершении Таинства Священства выражается не только в общей молитве, но и в громком согласии в ответ на вопрос епископа о достоинстве поставляемого. В настоящее время этот ответ «достоин» («аксиос» по-гречески) поет церковный хор от лица народа.

Определения, значения слова в других словарях:

Большой словарь эзотерических терминов — редакция д.м.н. Степанов А.М таинство священства в православии и католицизме обряд возведения в сан диакона, пресвитера (священника) и епископа, во время которого при возложении рук вышестоящего священнослужителя, на голову посвящаемого невидимо нисходят особые дары Божьей благодати. Синоним –… Философский словарь — см. Рукоположение. Философский словарь (греч. cheirotonia — действие силой рук) — обряд возведения в священнический сан (дьякона, священника, епископа и др.) в христианстве, прежде всего в православии и католицизме, где он рассматривается как таинство. в процессе к-рого при возложении рук вышестоящего служителя… Словарь церковных терминов — см. рукоположение.

Порядок совершения дьяконской хиротонии

Хиротония в дьяконы совершается после освящения Даров, после слов архиерея: «И да будут милости Великаго Бога и Спаса нашего Иисуса Христа со всеми вами». Если же Рукоположение происходит на Литургии Преждеосвященных Даров, то оно начинается после Великого входа перед ектеньей «Исполним молитву нашу Господеви».

На стоящую слева от Престола кафедру садится архиерей, а два иподьякона ведут к нему рукополагаемого из центра храма следующим образом: кандидат находится между ними; каждый из них держит одной рукой его руку, а свободной рукой приклоняют ему шею.

Затем дьякон в алтаре возглашает: «Повели, повелите, повели, Преосвященнейший Владыко». Его возглас означает следующее.

1. Произнося «Повели», он спрашивает согласия на хиротонию народа Божьего.

2. Произнося «Повелите», он спрашивает согласия клира на принятие в его ряды нового священнослужителя.

3. Произнося «Повели, Преосвященнейший Владыко», он спрашивает согласия архиерея на Рукоположение.

Доведя посвящаемого до Царских врат, иподьяконы «передают» его протодьякону и дьякону, которые также берут его один – за правую, другой – за левую руку. Ставленник кланяется архиерею, который осеняет его крестным знамением.

Затем протодьякон трижды обводит рукополагаемого вокруг Престола; ставленник же каждый раз целует все четыре угла Престола. Участвующие в Таинстве совершают следующие действия.

1. После первого круга: поставляемый целует руки и колено архиерея в знак почтения к тому, через кого низводится на него благодать Божья. Хор в это время поет тропарь: «Святии мученицы, иже добре страдавше и венчавшеся…».

2. После второго круга: поставляемый целует палицу и руку архиерея, опять же в знак своего почтения. Хор поет: «Слава Тебе, Христе Боже, апостолов похвало, мучеников веселие…».

3. После третьего круга: поставляемый творит три поклона перед Престолом (два поясных и один земной). Хор поет: «Исаие, ликуй, Дева име во чреве и роди Сына Еммануила…».

После этого кафедру убирают, и хиротонисуемый становится у правой стороны Престола и трижды поклоняется архиерею, произнося: «Боже, умилостивися мне, грешному». Ставленник преклоняет одно колено, символизируя этим «неполноту» дьяконского служения, то есть то, что он только служит при Святых Тайнах, но не совершает Таинство Евхаристии.

Затем посвящаемый кладет крестовидно руки на Престол, а между ними – главу, символизируя этим «всецелое посвящение Началосовершителю Богу своей жизни, которая должна быть, сколько возможно, подобообразна Всесвятейшему Жертвеннику, освящающему богообразные умы, – Самому Спасителю и Господу» (Максим Исповедник).

Далее архиерей полагает край омофора на главу посвящаемого, трижды благословляет его и возлагает руку на его главу. Дьякон возглашает: «Вонмем», и архиерей произносит вслух тайносовершительную молитву: «Божественная благодать, всегда немощная врачующи и оскудевающая восполняющи, проручествует (имярек), благоговейнейшаго иподиакона, во диакона; помолимся убо о нем, да приидет на него благодать Всесвятаго Духа».

После этого дьякон произносит ектенью об архиерее и о «ныне проручествуемом диаконе», клирики в алтаре поют: «Господи, помилуй» (трижды), хор медленно трижды поет по-гречески – «Кирие, элеисон» (то есть «Господи, помилуй»), а архиерей читает положенные молитвы.

Затем рукополагаемый встает на ноги, с него снимают орарь, а архиерей возлагает орарь на его левое плечо и громко возглашает: «Аксиос», и хор повторяет за ним то же. Орарь возлагается на левое плечо дьякона в знак того, что он, в отличие от иподьякона, получает способность служить у Престола Божья и принадлежит теперь к низшему чину священнослужителей.

Новопоставленному надевают поручи, и архиерей снова возглашает: «Аксиос»; клир же и оба клироса по очереди вторят ему. Это является свидетельством Церкви, что Рукоположение совершилось и новопоставленный дьякон получил благодать Святого Духа совершать священнослужение. Поручи являются видимым знаком особенной силы и помощи Божьей рукополагаемому в священнослужителя. Они символизируют и «всезиждительную силу Божью, и то, что Иисус Своими руками совершил священнодействие собственного Тела и Крови». Еще одно символическое значение поручей – «те узы, в которых, по предательству, Спаситель был веден к Пилату» (Симеон Солунский).

Далее новопоставленному вручается рипида, символизирующая крылья Ангелов, Херувимов и Серафимов, которые на ней изображены; он целует плечо архиерея и становится слева у Престола «охранять Святые Дары», совершая поступательные движения рипидой до возгласа: «Святая святым».

Затем рукоположенный первым из служивших при совершении Таинства дьяконов приобщается Святых Христовых Таин.

По окончании причащения народа и перенесения Чаши со Святыми Дарами на жертвенник новопоставленный дьякон произносит ектенью: «Прости! приимше.», призывая в своем новом качестве собравшихся к молитве.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читать книгу целиком
Поделитесь на страничке

Следующая глава >

Уважаемый отец Ростислав!

Искренне поздравляем Вас со значимым и радостно-торжественным днем в Вашей жизни – днем священнической хиротонии!

В этот день Вы с благоговением и теплом вспоминаете, как Господь по Своей милости и любви соделал Вас незабвенной радости предстоять пред Престолом Божьим, служить в послушании Матери Церкви, созидать приход.

Ваше мудрое духовное руководство и образованность, молитвенный настрой, твердость и строгость в исповедании веры, ревность о Боге становятся примером в слове, образе служения, являют животворящую веру. Сердечное и доброе участие в деле спасения ближнего, усердные труды вводят в жизнь общения с Богом еще большее количество православных христиан.

Все вокруг Вас соединяет любовь – любовь к Богу, любовь к богослужению, любовь к пастве, образуется чувство духовной семьи.

Желаем Вам, наш дорогой батюшка, мирного состояния духа, со смиренномудрием и радостью трудиться на ниве пастырского служения и заботиться о благолепии православных храмов.

Многая, благая и спасительная Вам лета!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *