Хлебников

Велимир Хлебников

Когда над полем зеленеет
Стеклянный вечер, след зари,
И небо, бледное вдали,
Вблизи задумчиво синеет,
Когда широкая зола
Угасшего кострища
Над входом в звездное кладбище
Огня ворота возвела,
Тогда на белую свечу,
Мчась по текучему лучу,
Летит без воли мотылек.
Он грудью пламени коснется,
В волне огнистой окунется,
Гляди, гляди, и мертвый лег.

Ранние стихи Велимира Хлебникова – это попытки найти свой путь в поэзии, желание выразить мысли так, чтобы они действительно запали в душу человеку. Поэтому неудивительно, что произведения, датированные 1910-1912 годами, настолько отличаются друг от друга как по форме, так и по содержанию, что очень сложно предположить, будто бы они принадлежат перу одного и того же человека. Тем не менее, это так: до того, как стать футуристом, Велимир Хлебников успел побывать и философом, и романтиком, и даже лириком-пейзажистом. Пример тому – стихотворение «Когда над полем зеленеет…», написанное в 1912 году. В нем автор попытался соединить два таких разных понятия, как романтизм и философия, добившись удивительных результатов. Примечательно, что именно по этому пути вскоре пошел и Борис Пастернак, который очень любил творчество раннего Хлебникова, но при этом не мог смириться с его футуристическими экспериментами.

В первых строчках автор создает очень красивый пейзаж, рассказывая о том, как на землю опускается «стеклянный вечер» и «небо бледное вдали, вблизи задумчиво синеет». Пытаясь настроить читателя на лирический лад, автор использует очень тонкие сравнения, умело создавая образы, которые действительно запоминаются. Мирная картина дополнена костром, который постепенно догорает, а его дым, высоко поднимающийся вверх, напоминает вход «в звездное кладбище». Горячий воздух, в котором летают хлопья золы, наполнен легкой горечью дыма. И именно эти «врата» являются входом в иной мир для существ, которые, как убежден поэт, не обладают ни волей, ни разумом.

«Тогда на белую свечу, мчась по текучему лучу, летит без воли мотылек», — отмечает автор, заранее зная, чем закончится подобный полет. Гибель мотылька в этом случае неизбежна – он попросту сгорает в пламени костра, который для одних служит источником тепла, а для других – источником смерти. «Он грудью пламени коснется, в волне огнистой окунется, гляди, гляди, и мертвый лег», — таков печальный финал этого хрупкого создания. Однако поэт не переживает по этому поводу. Скорее, ему любопытно, почему мир устроен именно таким образом. Ведь и люди, как мотыльки, нередко сгорают, соприкоснувшись с тем, что может их уничтожить. Но смерть человека – это трагедия, а гибель мотылька проходит незамеченной, и лишь поэт обратит внимание на то, что через ворота, открытые в небесное царство, прошла еще одна безвинная душа.

Велимир Хлебников

Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.

Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей.
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!

Велимир Хлебников

Велимир Хлебников по праву считается родоначальником футуризма в русской поэзии. Именно ему принадлежат идеи эксперимента с формой и словами, благодаря чему в стихи привносится особая смысловая нагрузка, основанная на образном и ассоциативном мышлении. Однако до того как стать футуристом, Велимир Хлебников пробовал свои силы в символизме. И именно к этому периоду относится стихотворение «Там, где жили свиристели», написанное в 1908 году.

Анализируя это произведение, можно проследить, что уже тогда поэт пытался найти альтернативные способы передачи смысла произведений через звуки. Поэтому после прочтения этого стихотворения создается ощущение шелеста листвы на деревьях, свиста ветра и легкого шороха птичьих крыльев. «Где качались тихо ели, пролетели, улетели стая легких времирей», — пишет автор. Создается впечатление, что это стихотворение ни о чем, потому что не содержит в себе информации, которая бы заставляла задуматься, побуждала к действию или же вызывала некие эмоции. Тем не менее, автору удается передать настроение, с помощью слов нарисовать удивительно красивый и умиротворенный пейзаж, который дарит ощущение спокойствия и гармонии.

«В беспорядке диком теней, где, как морок старых дней, закружились, зазвенели стая легких времирей», — в эти строчки поэт вкладывает не только собственные ощущения, но и надежду на то, что в этом суетном мире, где вечно царит хаос, все же найдется место для человека, который хочет покоя и уединения. Таким местом обещает стать лес, «где жили свиристели», и, вслушиваясь в каждый шорох, поэт проникается красотой окружающего мира. Именно в нем он пытается найти опору и поддержку, рассчитывая на то, что сумбурная жизнь замедлит свой бег и даст ему насладиться редкими мгновениями настоящего счастья.

Автор даже немного завидует времирям, которые могут позволить себе постоянно видеть закаты и рассветы, слушать шорох опадающих листьев и шум ветра. Однако, по иронии судьбы, они не могут оценить всего этого великолепия. Но автор уже счастлив тем, что его ощущения созвучны зарождающимся в душе чувствам к таинственной незнакомке. Обращаясь к ней, поэт отмечает: «Душу ты пьянишь, как струны, в сердце входишь, как волна!». Однако он чувствует, что все это сиюминутно и недолговечно, тогда как мир природы вечен и многогранен. Поэтому поэт не устает им восхищаться, искренне веря в том, что когда-нибудь сможет стать его неотъемлемой частью.

Он оставил глубокие следы в истории

Велимира Хлебникова называют самым загадочным поэтом серебряного века, одним из крупнейших деятелей русского авангарда.

Сам Велимир называл себя Будетлянином. Термин был изобретён Хлебниковым для обозначения деятелей искусства футуристического толка.

Число 317 Хлебников считал важнейшим в истории, связанным со скоростью света и скоростями земли. Также он выделил особую закономерность, связанную с этим числом – например, все важные события в жизни Пушкина происходили с промежутком в 317 дней.

Велимир Хлебников известен как Председатель земного шара – в 1916 году он создал «Общество Председателей Земного шара”, или «Союз 317”. По замыслу поэта, этот союз должен был состоять из 317 членов и осуществлять идею мировой гармонии. Одним из председателей был также Герберт Уэллс.

Владимир Маяковский называл Хлебникова своим учителем, создателем новой поэтической эры и сравнивал его с Менделеевым в литературе.

Велимир Хлебников неразрывно связан с «Небом Лебедии» — так лирически поэт-будетлянин именовал Астраханский край.

Очередной свой приезд в родительский дом он сопроводил необычной и забавной открыткой, адресованной… «Тени Виктора Владимировича Хлебникова»!

«Извещаю госпожу мою тень о прибытии её собственника в взыскуемый град»…

И открытка дошла!

Свою задачу как поэта Хлебников формулировал так:

Породе русской вернуть язык Такой, Чтоб соловьиный свист и мык Текли там полною рекой. _____________________________________

В Астрахани находится единственный в мире дом-музей Велимира Хлебникова, где живет его особая Аура.

Сегодня у музея Велимира Хлебникова есть и свой собственный сайт www.domvelimira.ru – в рамках проекта «Вестник Велимира», победителя Конкурса по программе «Музейный гид» Благотворительного фонда Владимира Потанина, в номинации «Удивительные музеи России». Новый веб-ресурс открывает доступ к «хлебниковской коллекции» и книжным фондам музея для широкой аудитории, увеличивает информированность жителей и гостей города об организуемых событиях, акциях, образовательных программах музея, способствует созданию креативной площадки для арт-проектов, обеспечивает доступ к контенту иностранным читателям.

Находясь в Астрахани, в квартире родителей, Велимир украшал свою комнату картинами своей младшей сестры Веры Хлебниковой. Делал это по торжественным случаям, когда ожидал особо дорогих гостей.

В дни уличных боёв за политическую власть в Астрахани (казаки против большевиков) Велимир предпринял попытку их примирить. Попытка не удалась.

В последний приезд в Астрахань (1918-1919) Хлебников решил создать в ней Школу Поэтов, первую в Астрахани Кузницу слова. Объявление об этом он дал в газету «Красный воин» и назначил первое заседание на ул. Большой Демидовской, 53 (в квартире его родителей, где ныне и находится музей Велимира Хлебникова).

Свои рукописи Велимир носил в кожаном мешке.

Поэт мог так сильно погрузиться в свои мысли, что вместо хлеба жевал спичечный коробок.

Велимир считал себя Эхнатоном, Омаром Хайямом и Лобачевским.

В Петрограде он написал письмо в Мариинский дворец: «Правительство земного шара постановило: считать Временное правительство временно не существующим». Через пару дней произошла Октябрьская революция.

Предсказал поэт и Первую Мировую войну. Уже в 1908 году он писал: «В 1915 году люди пойдут войной и будут свидетелями крушения государства».

Велимир писал, что не сможет прожить более 37 лет – и умер, подойдя вплотную к этому возрасту.

В честь Хлебникова названа малая планета 3112 Велимир, открытая советским астрономом Николаем Черных в 1977 году.

Виктор (Велимир) Владимирович Хлебников
Часто к месту и не к месту цитируют строку из одного стихотворения Велимира Хлебникова. Вот как она звучит: «Свобода приходит нагая».
Приведу все стихотворение целиком:
Свобода приходит нагая,
Бросая на сердце цветы,
И мы, с нею в ногу шагая,
Беседуем с небом на «ты».
Мы, воины, строго ударим
Рукой по суровым щитам:
Да будет народ государем
Всегда, навсегда, здесь и там!
Пусть девы споют у оконца,
Меж песен о древнем походе,
О верноподданном Солнца —
Самодержавном народе.
12 апреля 1917
Любители цитат так любят эту строчку, что даже не удосужились навести справки о том, что же произошло с ее автором, а между тем история весьма поучительная, даже нравоучительная.
Осенью 1920 года В.В. Хлебникова судьба занесла аж в Персию.
В августе 1921 года он выбирается из охваченной смутой Персии и поселяется на краткое время в Баку у знакомых, потом живет немного опять же у знакомых в Железноводске. Средств к существованию у него нету. Посему он перебирается в Пятигорск, где три месяца служит ночным сторожем фактически за еду и жилье в маленькой каморке.
В январе 1922 года он появляется в Москве. Средств к существованию и жилья у него нет. Он встречается с Маяковским и Крученых, которые способствовали обеспечению его жильем и пристроили его в Союз поэтов, что давало ему возможность получать мизерный продуктовый паек. Кроме того, Маяковский и Крученых организовали несколько вечеров в богемном кафе, известном как «Домино». Там он тоже выступал за еду.
Всего до марта 1922 года ему удалось пристроить за гонорар пять стихотворений. Его просто не хотели печатать и отнюдь не по политическим мотивам.
В апреле Хлебников на почве недоедания стал испытывать острые приступы лихорадки. Он хотел отправиться в Астрахань, но пока что это было невозможно, и новый друг и поклонник таланта Хлебникова художник Петр Митурич (будущий муж сестры Хлебникова Веры) предложил в мае две-три недели побыть в Санталово Крестецкого уезда Новгородской губернии. Банально ему предложили съездить в деревню отъестся. Так тогда многие делали.
Вскоре после приезда туда Хлебников заболел параличом. Через две недели у Велимира Хлебникова окончательно отнялись ноги, развилась гангрена, и Хлебникова выписали из больницы в Крестцах уже как безнадежного больного. Митурич перевез почти полностью парализованного поэта в Санталово. 28 июня 1922 года в 9 часов утра Хлебников скончался.
Велимир Хлебников был похоронен на погосте в деревне Ручьи. В 1960 году останки поэта были перезахоронены на Новодевичьем кладбище в Москве.
В деревне Ручьи Крестецкого района Новгородской области, где в 1922 году был похоронен Хлебников, в 1986 году был открыт музей поэта, там проходят ежегодные литературные чтения.
Сайт музея В.В. Хлебникова: http://www.kresttsy.ru/node/440/
Хлебниковские чтения: http://www.kresttsy.ru/node/587
Сохранившийся фрагмент надгробия Велимира Хлебникова в Ручьях
По материалам музея В.В. Хлебникова в Ручьях.
Вот такая нравоучительная история с нагой Свободой… Как говорил Н.В. Гоголь: «Скучно жить на этом свете, господа!»
Информация о музее В.В. Хлебникова:
АДРЕС МУЗЕЯ:
Россия,
Новгородская область,
Крестецкий район
Деревня Ручьи
Сельский Дом Культуры
«Музей Велимира Хлебникова»
Контактные телефоны:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *