Храм Афины

Репортер «Свободной прессы» накануне Рождества побывал в православном храме в Греции.

Где находится русская Троицкая церковь (греч. Αγία Τριάδα) в Афинах, знают там все греки, так что найти её мне не составило никакого труда.

Немного об её истории.
Первоначально в римскую эпоху на этом месте находились бани, устроенные над водопроводом и подземным источником, а на их фундаменте затем была построена раннехристианская базилика. Строительство церкви в её нынешнем виде относится к первой половине XI века. Она была освящена в честь Пресвятой Троицы и впоследствии, благодаря жертвователю, получила народное имя «Сотира Ликодиму». Позже здесь находился Спасо-Никодимовский монастырь, с 1202 года — женский католический монастырь, а с 1204 года — бенедиктинский. В османский период храм являлся католиконом православного мужского монастыря.
Церковь подвергалась разрушениям несколько раз, в частности, в 1687 году, с вступлением в город сил венецианцев. Часть стен и братский корпус монастыря были разрушены сильным землетрясением в 1701 году, но церковь почти не пострадала. Оставшиеся строения монастыря были в 1780 году уничтожены по приказу турецкого правителя Афин Али Хасеки, который строил в этом районе новые городские стены. С тех пор храм становится приходом монастыря Кессариани.
В 1827 году, во время войны за независимость Греции, в здание попало несколько снарядов с Акрополя, рухнула северо-восточная его часть и купол. Но на оставшейся невредимой алтарной стене до сих пор сохранились фрагменты византийских фресок.
В 1833 года обер-прокурор Святейшего Синода князь П. С. Мещерский представил Синоду пожелание Николая I «чтобы в Греции находилась российская духовная особа в качестве священника нашей миссии». В июле того же года в Афины отправилось духовенство. Церковь была вначале восстановлена в 1834—1837 годах на средства Российской империи, а в 1847 году окончательно выкуплена. При восстановлении был сохранён первоначальный её план, открыты древние фрески и заложенные проёмы. В 1850 году в том же стиле, что и церковь, была сооружена колокольня. Освящение состоялось 6 (18) декабря 1855 года. При церкви была библиотека с множеством старинных русских книг.

Отец Александр — настоятель храма

Эта церковь — самое большое средневековое здание в Афинах. На южной стене и сегодня есть сохранившиеся первые украшения, например, образы Христа, святого Стефана и апостола Иоанна Богослова.
Невысокий византийский мраморный иконостас был заменен высоким русского типа, из светлого паросского и пентелийского мрамора.
Роспись немецкого художника романтического направления Людовика Тирса заменила в 1847 году сохранившиеся к тому времени византийские фрески.
Трёхъярусная колокольня возведена из жёлтого камня, красного кирпича и белого мрамора. Колокола были отлиты в Триесте. Самый большой колокол, «Никодим», весил 280 пудов.
Ранее территория храма была окружена чугунной решёткой, специально отлитой в Санкт-Петербурге. Она была убрана по приказу греческих властей и перенесена к Русскому дому в квартале Аргируполис.

В 1924 году, после признания Грецией СССР, община отделилась от посольства и присоединилась к Афинской архиепископии со статусом «параклиса».
В 1954 году, по ходатайству великой княжны Елены Владимировны, была восстановлена древняя высота купола. В 1999 году на средства греческого правительства была отреставрирована колокольня.
В 1955 году, во время работ в восточном углу храма, было обнаружено кладбище с костницей, где, согласно источникам, были похоронены киевляне, проданные в Константинополе татарами. Их останки перенесены в крипту церкви.
Рядом похоронены последний царский посол в Греции Елим Демидов, имевший титул князя Сан-Донато, и его жена Софья Воронцова-Дашкова.
Троицкая церковь в Афинах относится к Афинской архиепископии Греческой православной церкви. Однако сегодня она является официальным приходом русской (иногда говорят о русскоязычной) общины Афин.

Я попал в церковь в воскресенье утром, в последний день моего пребывания в стране – рано утром в понедельник уезжал домой. Было воскресное богослужение незадолго перед Рождеством. Этот праздник отмечается в этой церкви по новому стилю, как и в греческом православии, которому она подчинена. Сравнительно небольшое внутреннее помещение было полностью наполнено народом, после окончания службы никто не торопился расходиться. Я прислушался: люди обсуждали по-русски какие-то свои личные и церковные проблемы и даже российскую и украинскую политику.
Настоятель храма, отец Александр Носевич, попросил меня подойти вечером, чтобы в спокойной обстановке дать мне интервью и записать видеообращение для «Свободной Прессы». Он наш, выпускник Московской духовной академии.
— В русском храме Святой троицы в Афинах по воскресеньям бывает двести и более человек, хотя специально это никто не подсчитывает. На пасху, конечно, ещё больше.
Причащается довольно много народа. Сегодня храм посетило около 200 – 250 человек, а причащалось 60 – 70. Из всей русскоязычной диаспоры Афи, храм и богослужения посещает 5-10% от её числа. Это, наверное, общая тенденция для нашего общества.
Наш храм – эмигрантский, вся наша община состоит их эмигрантов последних лет. Кто-то приезжают на заработки, кто-то по служебным делам, кто-то приобретает недвижимость, кто-то женится или выходит замуж. Есть и греки, приехавшие из республик СССР на свою этническую родину. Храм является как бы центром русскоязычной общины. Выходцев из, собственно, Российской Федерации тут не так много. Большей частью прихожане – это трудовые мигранты из Украины, много из Молдавии, есть из Белоруссии, из Грузии.
Из дореволюционных эмигрантов не осталось практически никого, их потомков буквально единицы, они в значительной степени ассимилировались, настолько вжились в греческое население, что с русскими себя уже никак не ассоциируют, их у нас небольшой процент.
Нынешний кризис в Греции коснулся всех слоёв общества, а наша паства представляет собой его низший слой. Хотя встречаются люди и с более высокими доходами, и даже богатые, но их единицы. Люди живут на свои честно заработанные средства, и все явственно ощущают кризис, для мигрантов он особенно ощутим. Наши люди здесь занимаются уборками в домах, тяжёлой физической работой, работают на стройках. Многие не находят работы, или находят малооплачиваемую. Под предлогом кризиса удобно сокращать зарплату, и даже не выплачивать её вовсе. Хозяева лукавят и под любым предлогом платят меньше положенного. Наши мигранты начинают экономить на всём, на чём только возможно.
Некоторые перебираются в более благополучные страны – Германию и Францию. Те, кто в состоянии бороться за жизнь, в Греции не задерживаются. Это очень ощутимо – наша паства сокращается.
Наш храм – это русская община, но юридически он подчиняется греческой церкви, афинскому архиепископу. Поэтому непосредственно из России помощь сюда поступать не может. Хотя и встречается помощь частных лиц, либо каких-то фондов. Но не могу сказать, что она велика и ощутима, это единичные дотации.

Если вы давно мечтаете познакомиться с древнегреческой культурой и увидеть изящные античные храмы, то лучшего места, чем Афины, не найти. Весь город буквально украшен старинными памятниками архитектуры, многие из которых прекрасно сохранились до наших дней.

Содержание

Парфенон

Одним из главных храмов античных Афин является Парфенон. С древнегреческого языка его название означает «чистый». Постройка была воздвигнута в 438-431 гг. до н.э. под управлением известного древнегреческого скульптора Фидия. В свое время он использовался как святилище, казначейство, крепостное сооружение, церковь и даже мечеть. И по сей день храм возвышается над Акрополем, будучи символом духовной и политической мощи древнего государства.

Парфенон возвели в честь богини мудрости Афины, известной покровительницы города. Он выполнен из безупречно белого пентелийского мрамора, который добывали недалеко от Афин. При проектировании скульпторы делали поправку на кривизну хрусталика глаза, поэтому Парфенон визуально кажется идеально прямым.

При внешнем осмотре храма стоить обратить внимание на оформление здания. Оно украшено всевозможными рельефами с изображениями сцен поклонения Афине и на разнообразными мифологическими мотивами. К сожалению, возведенная в честь богини статуя внутри сооружения не сохранилась.

Интересным факт: ночью рабочие специально раскидывают обломки мрамора вокруг храма. Это делается для того, чтобы туристы забирали их на память и не трогали более ценные детали для реставрации памятника.

Храм Гефеста

Сооружение, известное как Гефестийон или Тесейон, находится в западной части городской площади Афин. Его опорами служат 34 колонны. А возведение храма началось еще в 449 гг. до н.э. Как вы успели догадаться, античный ансамбль был создан в честь греческого бога огня и кузнечного мастерства Гефеста.

Строительство храма велось под предводительством государственного деятеля, полководца и оратора Перикла. При построении использовался мрамор парийского и пентеликонского типа. Если обойти здание с восточной стороны, то можно заметить 10 прямоугольных плит, на которых были изображены подвиги знаменитого Геракла. Также храм украшают четыре метопы, на которых присутствуют несколько сцен из жизни известных личностей. В данный момент памятник находится под охраной.

Храм Зевса Олимпийского

Старинное сооружение, которое местные жители часто называют Олимпион, располагается в центральной части города Афин. Забравшись на ближайший холм, можно отчетливо увидеть остатки храма. Кроме того, благодаря яркой подсветке сооружение эффектно смотрится в ночное время суток. В настоящий момент от него сохранились только 14 колонн. Зато в римскую эпоху храм Зевса считался самым великим во всей Греции. Сегодня руины храма и ближайшие сооружения являются памятниками архитектуры.

Известно, что на внутренней площади храмового зала стоял огромный памятник Зевсу. Он был изготовлен из крепкой слоновой кости и благородного металла золота. Существует любопытный миф о том, что данную скульптуру Гай Юлий Цезарь хотел переправить в Рим, но в ответ статуя бога лишь рассмеялась. Также украшением Олимпиона служила скульптура римского императора Адриана.

Рекомендуем посетить Акрополь, а также другие памятники античной архитектуры вместе с профессиональным гидом. Заказать экскурсии на русском языке можно на сайте «Экстрагид.ру».

Театр Диониса

Эта каменная сцена является древнейшим и легендарнейшим театром, расположенным на юго-востоке Акрополя. Она представляет собой уникальную достопримечательность, прекрасно сохранившуюся до наших дней.

Само сооружение было создано в 5-м веке до н.э. из дерева. Позже римским императором Нероном была осуществлена капитальная реконструкция достопримечательности: дерево заменили на мрамор, а также добавили возвышенность в виде бортика перед первым рядом. Интересно, что во время раскопок археологи обнаружили часть скульптуры, на который были изображены сатиры.

В античные времена на сцене театра ставили спектакли два раза в год в празднования Дионисий: Великих и Малых. Также на сцене в первые были исполнены пьесы таких авторов, как Еврипид, Эсхил и Аристофан.

Гекатомпедон

Представляет собой древний храм, являющийся предком Парфенона. Изучая происхождение его названия, можно узнать, что в переводе с древнегреческого оно означает «стофутовый». Сооружение было возведено в честь богини мудрости и знаний Афины. Летописи утверждают, что рабов, учувствовавших в создании храма, отпускали на волю.

Строительство достопримечательности началось еще при царствовании Писистрата на территории, где некогда находился Микенский дворец. Во время военных конфликтов между греками и персами по распоряжению персидского правителя Ксеркса строение разрушили. Вследствие чего, до настоящего времени уцелели только руины роскошного здания. Возле развалин можно заметить погребение Кекропа – сына богини Геи и первого правителя Аттики.

Эрехтейон

Данное сооружение, возведенное на высоком скалистом холме, представляет собой самый длинный храм. Он объединяет в себе сразу несколько зданий. Интересно, что Эрехтейон был назван в честь правителя Эрехтея, который согласно легенде происходил от божественного рода.

Архитекторы проектировали сооружение таким образом, чтобы оно могло быть многофункциональным. Поэтому храм содержит два основных входа: северный и восточный. При этом каждый вход был оборудован специальным портиком, крытым сооружением, крыша которого опирается на колонны.

С западной стороны храма было расположено святилище Пандросы, где внутри зала росло священное древо оливы. Согласно древнегреческим мифам, именно оливу в знак благодарности подарила богиня Афина Паллада. В 480 году дерево было сожжено дотла по неизвестным причинам, но вскоре оно зацвело и выросло вновь. Внутри строения также находился колодец с соленой водой, образованный после того, как Посейдон в гневе ударил магическим трезубцем о скалу Акрополя. К тому же в Эрехтейоне хранился золотой светильник, огонь которого никогда не угасал, хотя масло подливалось единожды в год.

Храм Ники Аптерос

С древнегреческого Ника Аптерос означает «бескрылая победа». Строение было создано знаменитым архитектором Калликратом между 427 и 424 гг. до н.э. на руинах бывшего храма, разрушенного во время конфликтов между греками и персами. Во время его строительства было решено, что материалом будет служить исключительно мрамор.

Древнегреческий храм, возведенный в честь Афины-Ники, представлял собой здание, на сторонах которого возвышались четыре колоны в ряд. Верхняя поверхность ступенчатого цоколя имела до трёх ступеней. А на горизонтальных полосах изображались скульптуры известных богов и сцены различных сражений. Также внутри сооружения была воздвигнута скульптура Афины, державшей в своих руках шлем и гранат, символизирующие триумф и плодородие. Часть фрагментов, чудом сохранившихся под натиском войны и времени, поместили в городские музеи Акрополя и Британии. На прежних местах этих фигур сегодня стоят копии.

Одеон

Одна из античных построек Герода Аттика, располагающаяся на южном склоне Афинской агоры. Поскольку конструкция сохранилась в отличном виде, в настоящий момент она является действующей концертной площадкой. Здесь играют оркестры, выступают певцы и ставят пьесы.

Роскошная постройка была возведена в 161 году нашей эры по распоряжению известного философа Герода Аттика в честь своей покойной жены Региллы. Он вырос в богатой семье, вследствие чего стал знаменитым оратором.

По внешним признакам Одеон сильно походит на римский амфитеатр, но небольшие отличия в их облике есть. У греческой постройки предусмотрена широкая сцена, позади которой поднимается изящная стена из трёх ярусов, покрытых цветным мрамором. Помимо этого, стена была украшена различными скульптурами и арками. А верхнюю часть сооружения покрывали деревянным навесом, выполненным из дорогостоящего ливанского кедра. До настоящего времени крыша не сохранилась, как и декорации.

Несколько интересных фактов об античной архитектуре

  • Разглядывая архитектурные шедевры Акрополя и другие древнегреческие постройки, можно заметить, что они были довольно светлыми. Однако греки очень часто использовали яркие элементы в декоре. Благодаря этому все храмы Акрополя были украшены разноцветными картинами и лепниной, но из-за действия солнечных лучей, дождя и ветра окраска просто-напросто выцвела.
  • При проектировании и строительстве сооружений греки использовали необычную систему измерения. Это были разные размеры частей тела: локти, ступни, пальцы.
  • Даже сейчас, во время развитых технологий, археологов поражает то, насколько точна и совершенна была техника построения зданий в Акрополе. Каждая мраморная деталь была вырезана и подогнана в точности до миллиметра. Кроме того, все элементы и части были склеены между собой без соединяющего раствора.
  • Акрополь строился как крепость, где горожане смогут укрыться, если Афины захватит враг. В ходе капитальной реставрации скульптуры, оставленные под открытым небом, были заменены копиями.

Афины

Кафедральный собор Благовещения Пресвятой Богородицы (Афины)

Собор Благовещения Пресвятой Богородицы часто сокращенно именуется Митро́поли — кафедральный собор архиепископа Афинского и всей Эллады, построен в XIX веке. Греческое название — Καθεδρικός Ναος Ευαγγελισμού της Θεοτόκου.

Строительство собора началось в день Рождества 1842 года, фундамент его заложили король Греции Оттон и королева Амалия. Для возведения храма использовали мрамор 72 разрушенных в то время церквей в Афинах. Над проектом в целом работали 3 архитектора, среди которых и Теофил фон Хансен. Через три года все строительные работы были завершены. 21 мая 1862 года собор был освящён в честь Благовещения Божией Матери (Ευαγγελισμός της Θεοτόκου) в присутствии короля и королевы Греции.

Адрес: Греция, Афины, площадь Митрополеос.

Телефон: +30 (21) 032-213-08.

Русская посольская церковь (Афины)

Троицкая церковь или Русская посольская церковь — православный храм в Афинах; является официальным приходом русскоязычной общины города. Греческое название — Αγία Τριάδα.

Первоначально на месте церкви находились римские бани, устроенные над водопроводом и подземным источником, на фундаменте которых была устроена раннехристианская базилика. Строительство настоящего храма относится к первой половине XI века. Церковь была освящена в честь Пресвятой Троицы, впоследствии, благодаря жертвователю, получила народное имя «Сотира Ликодиму» (греч. Σώτειρα Λυκοδήμου).

Здесь находился Спасо-Никодимовский монастырь. С 1202 года — женский католический монастырь, а с 1204 года — бенедиктинский. В османский период храм являлся католиконом православного мужского монастыря.

Адрес: οδός Φιλελλήνων, 21, Афины, Греция 10557.

Телефон: (+30)210 323-10-90

Церковь святителя Николая (Афины)

Церковь святителя Николая Чудотворца — православная церковь в афинском районе Ахарнон; время постройки неизвестно, но существуют данные, по которым можно определить приблизительную дату восстановления храма — 1938. Строительство храма длилось до 1957 года.

В храме можно прикоснуться к фреске прежней церкви, поблекшие с годами цвета на которой оживил известный греческий писатель и художник Фотис Кондоглу. Он же расписал часть церкви.

Святыни: частица мощей свт. Николая Чудотворца

Адрес: pl. Agiou Nikolaou, 5, Athina

Храм Бесплотных Сил Небесных (Афины)

Эта церковь является характерным примером афинского храма XI века. Она относится к типу простого вписанного крестово-купольного храма, опирающегося на четыре колонны.

Как и большинство храмов Афин, он был подвергнут множественным модификациям, изменившим его первоначальный характер. Так его облик изменился в 1925 году, когда храм стал приходским, и туда стало стекаться большое количество прихожан. В начале он был удлинен в западной и восточной частях, в результате чего были снесены три алтарные ниши, нартекс и часть боковых стен. Во второй фазе он был расширен в северной и восточной части. Его сегодняшний вид — это результат удачной реконструкции, которую провело Управление по Реставрациям Министерства Культуры в 1950 году.

Храм Бесплотных Сил Небесных (Агион Асоматон) находится в районе Тисио (Тесейон), а именно в конце самой оживленной торговой улицы Афин – Эрму. До него легко добраться, так как он находится рядом со станцией электрички.

Адрес: Греция, Афины, район Тисио

Храм Богородицы Григоруса (Афины)

Храм Богородицы Григору́са (греч. Ναός της Παναγίας Γρηγορούσας, официально: храм святого паломничества Богородицы Григоруса — Всемогущих Архангелов, греч. Ιερό Προσκύνημα Παναγίας Γρηγορούσας — Παμμεγίστων Ταξιαρχών) — православный храм Афинской архиепископии Элладской православной церкви, находящийся в Афинах в районе Плака между древним Римским форумом и библиотекой Адриана.

Храм, построенный в 1852 году, был подвергнут капитальной перестройке в 1922 году, в результате которой церковь приобрела современный вид. В храме находится чудотворная икона Богородицы Григоруса (греч. Γρηγορούσας — быстро, то есть быстро выполняющая просьбы).

Адрес: Taxiarchon, Athina 105 55, Греция

Храм святой Екатерины (Афины)

В римский период на территории перед сегодняшним храмом были построены римские бани, руины которых сохранились до сих пор во дворике с пальмами перед храмом. Также в углу двора можно увидеть останки римской колоннады.

Храм был построен в середине XI века на развалинах античного святилища Артемиды. В первоначальной своей форме, до последующих пристроек, храм являлся крестово–купольным вписанным храмом с четырьмя колоннами. Мраморный престол храма покоится на фрагменте древней колонны.

Храм первоначально был посвящён святым Феодорам (Стратилату и Тирону). В 1767 году афинский митрополит Варфоломей подарил пришедший в запущение храм монастырю Святой Екатерины на Синае в качестве подворья синайских монахов, посещавших Афины. Синаиты отремонтировали храм и посвятили его своей покровительнице, святой Екатерине. Они же посадили во дворе перед храмом пальмы, сохранившиеся до настоящего времени.

Адрес: Греция, Афины, Херефонтос и Лисикратус 10558

Храм Живоносного Источника (Афины)

В 1843 году, жители этого района, малолюдного после освобождения от осман, Афин решили построить храм для удовлетворения своих религиозных потребностей, не имея на это однако необходимые средства, и вынужденных в силу этого проводить постоянно сбор пожертвований.

Храм Живоносного Источника (имя которое православные греки часто дают храмам Богородицы) начал строиться в 1846 году, по проекту архитектора Димитриоса Зезоса (греч. Δημήτριου Ζέζου). Ответственность за строительство взял на себя лично, рождённый в Силиврии Восточной Фракии, греческий просветитель Георгиос Геннадиос, который и подарил необходимый земельный участок для строительства храма. В первый комитет воздвижения храма вошли Георгиос Геннадиос, Константинос Схинас, Георгиос Скуфос, Константинос Карадзас и Декозис Вурос. Преодолев большие финансовые проблемы, строительство храма было завершено в марте 1852 года. Храм был включён в число 20 приходов муниципалитета Афин (королевский указ 1858 года).

В 1972 году министерством культуры Греции охарактеризовало храм историческим и художественным зданием.

Адрес: Akadimias 67, Athina 106 78

Телефон: 2103820498; факс: 2103806878

Храм Иоанна Предтечи «Охотника» (Афины)

Первый храм, находившийся рядом с современной церковью, был построен в XV веке и являлся подворьем монастыря Иоанна Предтечи «Охотника» на горе Имитос. Название «Охотник» было дано монастырю в честь Василиса Кинигоса (греч. Κυνηγού — Охотник), являвшегося настоятелем монастыря в XII веке.

В 1891 году около храма, вокруг которого ранее были одни поля, появилось небольшое поселение из восьми семей. Поскольку монастырь на горе Имитос в 1833 году прекратил своё существование, то храм стал приходским. Первым настоятелем храма стал священник Николай Планас. Благодаря самоотверженному служению отца Николая, приход церкви значительно увеличился, и было решено построить новый более вместительный храм рядом со старой церковью.

Новый храм был заложен 4 сентября 1955 года и освящён 18 октября 1970 года. В 2003 году был завершен капитальный ремонт храма, связанный с просадкой его западной части при строительстве Афинского метро (станция «Святой Иоанн» находится напротив храма). От старой церкви XV века сохранился лишь каменный алтарь, который находится на проспекте Вульягмени за современным храмом.

Адрес: Leof. Vouliagmenis, Athina 117 44, Греция

Телефон: +30 21 0901 6617

Капникарея (храм Введения во храм Пресвятой Богородицы)

Церковь Богородицы Капникареи (греч. Εκκλησία της Παναγίας Καπνικαρέας или просто Капникаре́я греч. Καπνικαρέα) — небольшая византийская церковь в Афинах. Церковь построена около 1050 года и является одной из старейших православных церквей греческой столицы. Расположена в центре Афин на улице Эрму (Гермеса), самой торговой и дорогой улице исторического центра города.

Церковь посвящена Введению во Храм Пресвятой Богородицы, её владельцем является Афинский университет, и потому именуется также «Священным Университетским Храмом».

Внутри храма можно увидеть фрески в западном стиле, датируемые приблизительно 1900 годом. Тем не менее большинство настенных росписей, украшающих внутренние стены храма принадлежат кисти знаменитого художника Фотиса Контоглу, который ввел византийский стиль в новогреческую иконопись. Контоглу считается одним из важнейших культурных деятелей новогреческого периода. В 1942 году он изображает Богородицу в апсиде храма, и она становится его первым монументальным церковным произведением.

Адрес: Kapnikareas, Athina 105 56, Греция

Телефон: +30 21 0322 4462

Храм святого Пантелеимона (Афины)

Первый храм в этом районе, посвященный святому Пантелеимону, находился немного южнее современного храма. Храм имел три нефа, каждый с отдельной двухскатной крышей.

Новый храм был заложен 12 сентября 1910 года королем Греции Георгием Первым, но его возведение началось лишь в двадцатые годы XX века по проекту архитектора Иоанниса Пападакиса. В 1929-1930 года был завершен каркас огромного бетонного купола. Купол занимает площадь 1600 м², толщина его кладки достигает двух метров.

Адрес: 113-117 Acharnon Str. 104 46 Αthens, Greece

Телефон: (+30) 210 8211996

Электронная почта: ag.panteleimonos@gmail.com

Храм Преображения Господня (Афины)

Храм был возведен в средневизантийский период, а именно в третью четверть XI века. От первоначального здания остались лишь северная сторона и купол. Остальные стороны были все перестроены, так как храм расширяли, для того чтобы увеличить его вместительность. Вмешательства в архитектуру здания имели место и в период османского господства (1456-1833), о чем свидетельствует стрельчатая арка на северной стороне – характерный пример османской архитектуры.

Храм небольших размеров, он относится к архитектурному типу простого крестово-купольного вписанного храма с четырьмя колоннами без притвора. В восточной части его обрамляют три полукруглые апсиды, а к южной примыкает прямоугольная колокольня, высеченная в скале. Стены храма сложены согласно распространенной византийской системе кладки «клуазоне» (с чередованием камня и кирпича). Они украшены с внешней стороны узорами из плинфы (плоского кирпича), такими как куфический (имитирующий арабские письмена), ромбы и зигзаги. Купол обычного «афинского типа», то есть восьмигранный, высокий и элегантный с мраморными маленькими колоннами на углах соединения граней и окошками между ними.

Храм находится у северного подножья Акрополя рядом с пересечением улиц Теориас и Клепсидрас на краю живописного квартала Анафьотика на Плаке.

Адрес: Греция, Афины, район Плака, улица Кидатинеон 10 (Kidathineon (Κυδαθηναίων) 10, Plaka (Πλάκα), Athens (Αθήνα), Greece (Ελλάδα))

Преображенский храм (Коттаки)

Храм крестово-купольный первой половины XI-го века. Принадлежал к характерным образцам афинской византийской церковной архитектуры.

Первоначально храм был посвящён Спасительнице Богородице (Σώτειρα Παναγία). Впоследствии стал посвящён Преображению Господня, но известен под названием Спасителя Коттаки (Σωτείρα Κοττάκη), по имени ктитора (основателя) церкви. Византийские росписи не сохранились. Немногочисленные сохранившиеся старые росписи принадлежат к пост-византийскому, XVIII веку. Однако в церкви хранятся несколько икон византийского периода, самой известной из которых является икона Богородицы «Новая Госпожа» (Παναγία Νέα Κυρά) XIV века.

В годы Греческой революции храм сильно пострадал, как от непосредственных разрушений, причинённых храму турками, так и в результате боёв, происходивших вокруг Акрополя, бывшего в те годы крепостью.

Храм находится в начале улицы Кидафинеон в центре района Плака.

Церковь святых Феодоров (Афины)

На месте, где стоит современный храм, стояла более ранняя маленькая церковь, об этом свидетельствует надпись, находящаяся на западной стене «…και μικρον και πήλινον και σαθρον λίαν…» и говорящая о храме «…маленьком, глиняном и довольно ветхом…».

Эта же надпись нас информирует о том, что новую церковь построил спафарокандидат (византийская должность) военный офицер Николаос Каломалос. Во второй надписи упоминается дата возведения – 1049 или 1065 г. После освобождения Греции памятник был восстановлен, на работы предоставили средства среди прочих короли Греции Отон и Амалия.

Храм построен на руинах римской виллы. По своей архитектуре он принадлежит редкой разновидности крестово-купольного вписанного храма, где восьмигранный барабан купола опирается на две колонны с восточной стороны и два столпа, вмонтированных в западную стену. В восточной части расположен трехчастный алтарь и трехгранными с внешней стороны апсидами.

Храм Агии Феодори (Святых Феодоров) находится в центре Афин, рядом с площадью Клафмонос.



Когда мы размышляем о великих цивилизациях в истории человечества, невозможно не вспомнить древних греков. Много веков назад на их земле зарождалась западная культура, начиная от права и политики и заканчивая легкой атлетикой и архитектурой. Остатки былой славы одной из самых развитых цивилизаций мира до сих пор будоражат воображение, и вряд ли найдется до такой степени такой знаковый памятник архитектуры, который будет напоминать Древнюю Грецию больше, чем Парфенон.

Парфенон – вершина греческой архитектуры (Афины, Греция). | Фото: eluniverso.com.

Как одна из самых известных достопримечательностей в мире, Парфенон привлекает миллионы туристов каждый год, которые стремятся собственными глазами увидеть его величественные формы. Естественно, с такой длительной историей существования, всегда найдутся интересные факты, о которых не помешало бы знать современному человеку, чтобы иметь представление об этом культовом архитектурном сооружении.

Парфенон был построен в честь богини Афины-Паллады (Афины, Греция). | Фото: aero-hotels.blogspot.com.

Немного истории: Расположенный на Акрополе в Афинах, Парфенон был построен в период величайшего расцвета греческой империи. Его строительство началось еще в 447 г. до н.э., за 9 лет были завершены основные работы, но понадобилось еще 6 лет на оформление его декоративными элементами. Несмотря на то, что инновационным метод строительства не назовешь, тем не менее, пропорции Парфенона изучались веками и стали каноном классической архитектуры.

Храм построен в честь греческой богини Афины


Парфенон строился в честь богини Афины-Паллады (Акрополь, Афины). | Фото: mymodernmet.com.

Парфенон строился в честь богини Афины-Паллады, которая считалась не только покровительницей Афин, но и ремесел, искусства, знаний и науки. Также ее почитали как богиню мудрости, победоносной войны, защитницу справедливости и права. Учитывая все добродетели своей покровительницы, греки на месте старого храма богини построили величественный Парфенон в знак благодарности за одержанную победу над персидскими захватчиками.

Происхождение названия Парфенон


Статуи Парфенона до сих пор считаются каноном изобразительного искусства (Афины, Греция). | Фото: afocusonflorida.com.

Название Парфенон происходит от греческого слова παρθενών, которое переводится как «квартиры для незамужних женщин». Считается, что это слово относится конкретно к одной комнате в Парфеноне, хотя историки до сих пор спорят, какая именно это комната. На данный момент существуют разные теории, вполне возможно, что название храма имеет в виду дев (parthenoi), которые участвовали в жертвоприношениях богине Афины, именно это действо и гарантировало безопасность города.

Парфенон расположен на священном месте


Парфенон построен на месте разрушенного ранее храма богини Афины (Афины, Греция). | Фото: getyourguide.ru.

История Акрополя восходит гораздо дальше, чем самого Парфенона. На самом деле, храм расположен на месте гораздо более древнего храма, посвященного Афине, который сейчас называют Префефеноном или Старым Парфеноном. Этот старый храм был разрушен во время персидской войны в 480 г. до нашей эры, причем его уничтожили еще на стадии строительства, поэтому в готовом виде даже древние греки не смогли увидеть святыню. Спустя лишь 30 лет, после опустошительной войны греки решили снова возродить это место и все-таки построить величественное сооружение, руины которого мы можем видеть даже спустя не одно тысячелетие.

Парфенон – один из лучших примеров греческой архитектуры


Так мог выглядеть Парфенон 2,5 тыс. лет назад (Афины, Греция). | Фото: planetnews.gr.

Парфенон стал одним из знаковых образцов архитектуры древних греков, которые его создавали в виде периптера — храма, окруженного колоннами в дорическом порядке. Конструкция сооружения размером 30,9 на 69,5 метров состоит из двух внутренних палат (целл). В восточной целле была установлена 12-ти метровая статуя богини Афины. В западной палате располагалось главное казначейство Союза греческих городов-государств (Делианская Лига) в ней могли находиться исключительно священники, которые и отвечали за сохранность казны.

В древности Парфенон был щедро украшен статуями и резными элементами (Афины, Греция). | Фото: pohod-v-gory.com.

Учитывая, что Парфенон строился в лучших традициях архитектурных канонов дорического ордена, а это означает, что его колонны имеют резные валы и простые капители. Впечатляющие фронтоны, которые венчали каждый угол здания, были украшены скульптурами, а сплошной фриз проходил вокруг каждой внутренней палаты и перемычек колонн.

Парфенон не выполнял функции храма


Фидий и его знаменитая статуя Афины, созданная для Парфенона (Афины, Греция). | Фото: pinterest.com.

Хотя мы привыкли говорить о Парфеноне как о храме – и он выглядит как религиозное сооружение, но в древности главный культовый образ Афины-Паллады находился в другом районе Акрополя. В то время как внутри Парфенона находилась величественная статуя Афины, которую создал знаменитый скульптор Фидий, но она не была связана с каким-либо конкретным культом и поэтому ей не поклонялись.

Статуя Афины в Парфеноне


В Нэшвилле была построена полномасштабная копия Парфенона и статуи Афины, созданные согласно научным данным (США). | Фото: newcecropia. blogspot.com.

Несмотря на то, что Парфенон не был культовым храмом, он создавался для того, чтобы в нем можно было разместить 12-ти метровую статую Афины Парфенос, которую создал Фидий. Легендарный скульптор и архитектор изобразил Афину в образе богини войны. Голову покровительницы украшал золотой шлем, в правой руке она держит статую крылатой Ники, а левой – опирается на щит. Каркас статуи, сделанный из дерева, щедро украшен слоновой костью и золотом. К сожалению, творение Фидия потеряно, но в Нэшвилле (США) можно увидеть полномасштабную копию Афины-Палады в современной интерпретации.

Во времена Древней Греции Парфенон был ярким и красочным


Реконструкция раскраски фронтона и метоп Парфенона (Афины, Греция). | Фото: museum.ru/ Музеи России.

Бытует мнение, что архитектурные сооружения античности имели натуральный цвет нетронутого камня или мрамора, но это заблуждение. Парфенон – как и большая часть греческой архитектуры и даже скульптуры изначально были окрашены. В то время как историки спорят о том, какая часть сооружения была покрыта цветом археологи, используя ультрафиолетовое излучение, обнаружили пигменты, которые с течением времени просто выгорели и полностью утратили цвет. Исследования показали, что все скульптуры и резные элементы на фронтонах, фризе и на крыше окрашивались в ультрасиние, красные и золотые тона.

Превращение античного храма в христианскую церковь


Рисунок неизвестного венецианского автора 1672—1676 гг. (Парфенон, Греция). | Фото: ru.wikipedia.org.

Парфенон исполнял роль хранилища казны и был храмом богини Афины на протяжении тысячи лет. Но когда Афины потеряли былую мощь и славу, превратившись в обветшалый провинциальный город Римской империи, который не смог защитить свою святыню от алчности императора, который все сокровища захватил и вывез в Константинополь.

Фронтон Парфенона (рисунки Жака Каррея). | Фото: ru.wikipedia.org.

После всех этих печальных событий приблизительно в V веке уже нашей эры патриарх Павел III Константинопольский приказал перестроить в храм Св. Софии. Практически 1 тыс. лет он служил культовым сооружением христианам, пока не пришла на эти земли Османская империя.

Практически 200 лет Парфенон выступал в роли …мечети


Греческий Парфенон выступал в роли Великой мечети с 1458–1687 гг (Афины, Греция). | Фото: as-salam.ru.

Не удивительно, что Парфенон претерпел несколько преобразований за свою долгую историю, ведь это довольно распространенное для многих древних сооружений. В 1460-х г., когда Греция находилась под властью Османской империи, храм был превращен в мечеть и на протяжении практически 200 лет выполнял ее функции. Как стало известно авторам Novate.Ru, минарет был образован из башни, которая раньше использовалась в качестве колокольни, ведь до этого здесь была создана католическая церковь.

Некоторые скульптуры Парфенона хранятся в Британском музее


Большая часть сохранившихся скульптур из Парфенона хранятся в Британском музее. | Фото: russia.greekreporter.com.

В то время, когда Греция еще находилась под властью Османской империи, шотландский дворянин Томас Брюс вывез половину сохранившихся на тот момент скульптур Парфенона. Британцы утверждают, что он получил разрешение от османов, и в 1800-1803 гг. они были перевезены морем в Великобританию и теперь находятся в Британском музее.

Уцелевшие фрагменты барельефов также находятся в Британском музее. | Фото: yerkramas.org.

Но большинство экспертов сходятся к мнению, что мраморные скульптуры Парфенона, являющиеся величайшим примером классического греческого изобразительного искусства, были проданы предприимчивыми турками. Но как бы там ни было, уже не одно десятилетие Греция призывает англичан вернуть на родину уникальные античные изваяния, но соглашения по этому вопросу так, и не достигнуты.


Любое произведение искусства, которое много веков подряд является главной достопримечательностью страны, в которой находится, обрастает слухами и легендами. Правда и вымысел тесно переплелись в преданиях и легендах, передаваемых из уст в уста. Не стала исключением и вечно падающая Пизанская башня, которая много лет претерпевает не только от паломничества миллионов туристов, но реконструкции, ведь в ее расчетах уже давно обнаружен просчет, который и стал причиной ее неимоверной популярности.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *