Храм Георгия в купчино

Санкт-Петербургский Георгиевский храм на Средней Рогатке, 7 мая 2007 года. Фото Ирины Андреевой, с сайта sobory.ru

Санкт-Петербургский храм во имя великомученика Георгия Победоносца на Средней Рогатке Санкт-Петербургской епархии

Первый каменный храм, построенный в Санкт-Петербурге после 1917 года.

Строительство храма велось православным приходом храма прп. Сергия Радонежского на Средней Рогатке на добровольные пожертвования горожан, крупных жертвователей и на часть местных налогов.

Первоначально предполагалось строительство каменной часовни во имя святого Великомученика Георгия Победоносца в память о жертвах Великой Отечественной войны, к ее 50-летнему юбилею. Место для неё было выбрано не случайно: во время войны здесь проходил второй рубеж обороны Ленинграда, кроме того, рядом находится площадь Победы с памятником героям обороны города.

В сентября 1992 года архитекторами С. В. Любимовым и П. Л. Зыковым из архитектурно-реставрационного отдела Государственного Эрмитажа был составлен эскизный проект небольшой каменной часовни. В стиле часовни сочетались элементы традиционного церковного северорусского зодчества (планово-объемная композиция) и архитектуры петербургского периода (шпиль, крыльцо-портик, рустованная облицовка). Характер петербургской архитектуры учтен и в решении фасадов здания. Часовня должна была стоять в парке и иметь площадь 180 кв. м. Небольшой купол венчал шпиль высотой в 21 метр, сделанный из дерева и обитый медью. Проект, хотя и был исполнен со вкусом, масштабностью и монументальностью не отличался.

6 мая 1993 года в день святого Георгия Победоносца, по благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, православными верующими был установлен крест, ознаменовавший начало строительства часовни.

При подготовке к строительству, выявилось, что первоначальный проект нуждается в некоторой доработке, которой занялась архитектурная мастерская под руководством Е. Ф. Шаповаловой. Здание решено было поставить на насыпном полутораметровом возвышении и перенести западнее, ближе к парковому пруду. Холм придал зданию бо́льшую монументальность, чему также способствовали увеличение на 15 метров высоты шпиля и на 20% — объема. Хотя планировочное и фасадное решение при этом не были изменены, общее впечатление от здания стало совершенно иным — оно выглядело уже не как часовня, а как маленький храм. Поэтому с конца 1993 года стройка стала именоваться храмом святого Великомученика Георгия Победоносца.

6 мая 1994 года, при участии более трех тысяч петербуржцев, было совершен чин освящения земли под храм-памятник. Все присутствующие при нем в течение 40 минут могли наблюдать в синем весеннем небе большой крест, образованный двумя пересекающимися друг с другом белыми облаками.

16 ноября этого же года был совершен чин торжественной закладки церкви. В основание здания опустили капсулы с землёй, специально привезенные из городов-героев, с мест крупнейших боёв Второй Мировой войны и с блокадных кладбищ города. Таким образом, храм стал для многих местом молитвы о тех, чьи могилы неизвестны и над прахом которых негде помолиться, по традиции русских братских храмов-памятников.

Белокаменный храм с шатровой звонницей был освящен 6 мая 1995 года протоиереем Владимиром Фоменко (+ 2009 ).

К началу 1996 года были окончены работы по украшению интерьера, облицовке белым камнем наружных стен, установлены наружные мозаики с изображением святых воинов. Иконостас храма вырезан из пяти сортов дерева резчиком В. А. Мироником. Следуя старинным образцам и канонам, 29 образов для него написал художник Сергей Хайгора. У частных лиц были куплены два бронзовых паникадила, в мастерских Патриархии приобретена необходимая для богослужения утварь и облачения.

Храм приписан к приходу преподобного Сергия Радонежского на Средней Рогатке.

Настоятели

  • Александр Воскобойников

Использованные материалы

  • Историческая справка с сайта Народный каталог Православной архитектуры
  • Страница храма на сайте Глобус митрополии

сайт Глобус митрополии, журнал «Вода Живая»,

Санкт-Петербургский храм во имя великомученика Георгия Победоносца в здании Главного штаба (Санкт-Петербургская епархия)

Главный штаб создан в начале XIX века, но церковь в нем появилась только после постройки по проекту К.И. Росси огромного здания на Дворцовой площади. Инициативу подал князь Петр Михайлович Волконский, который тогда возглавлял штаб. 21 июня 1820 года император Александр I утвердил решение о создании храма.

Освящение храма состоялось 1 февраля 1822 года и было совершено духовником Их Императорских Величеств А.А. Торопогрицким, в присутствии высших чинов Военного министерства. Церковь размещалась на четвертом этаже дворового флигеля и была украшена коринфскими колоннами желтого стюка. Высота церкви с куполом достигала шести сажень. На ее стенах висели копии с картин П. Рубенса, Б. Мурильо и Рафаэля, сделанные по распоряжению князя П.М. Волконского живописцами из Училища глухонемых. Иконы в двухъярусном иконостасе написал академик А.К. Виги. Золоченую утварь из серебра работы парижских мастеров храму подарил Александр I, побывавший в нем вскоре после освящения.

Георгиевский храм при Генеральном и Главном штабе. Вид на иконостас. Фото 1890-х гг.

В 1889 году М.А. Иванов начал расширение церкви и новую отделку на средства Цесаревича Николая Александровича и служащих штаба.

Алтарь был возвышен на две ступени. В апсиде его, на плафоне, находилось изображение Бога Саваофа, — работы художника академика В.В. Васильева. Шесть колонн полуокружали престол; между средними колоннами был поставлен большой запрестольный образ — Воскресение Христово, — работы художника В.П. Худоярова, кисти которого принадлежали и образа одноярусного иконостаса. В куполе алтаря восточную часть опоясывали пять круглых окон с нарисованными на стекле изображениями ангелов, — работы одного из офицеров Штаба, художника А. Федюкина. Живопись на стеклах была закалена на Императорском стеклянном заводе; эти окна составляли весьма ценное украшение церкви. Престол и жертвенник были облачены белым каррарским мрамором; из такого же мрамора были сооружены два ангела у решетки солеи. Мраморные работы были произведены в мастерской Руджиа. Узорчатые царские врата исполнены из литой бронзы на заводе Берта (преемника Шопена); такой же работы была и решетка, отделяющая клиросы; в центре орнамента решетки помещены эмалевые георгиевские кресты.

Стены храма были облицованы искусственным мрамором и украшены белыми пилястрами с капителями коринфского ордена. На одной из стен помещалась картина «Нагорная проповедь» академика И.К. Макарова, на которой был представлен Александр III с семьей.

Церковь освещалась сверху, с трех сторон, полукруглыми окнами, на которых были написаны георгиевские звезды с наложенными на них георгиевскими крестами. В софите (на плоскости) восточной и западной арок были изображены святые евангелисты, по два на каждой стороне; между ними ангелы, с атрибутами проповеди и страданий изображенных евангелистов.

В западной стене, примыкающей к притвору, был открыт в церковь широкий портал, над которым начертан текст: «Сия есть победа, победившая мир — вера наша» (1 Ин 5:4), а на верху арки была помещена картина, изображающая избавление вмч. Георгием Победоносцем царской дочери от дракона (работы бывшего офицера штаба, художника Глобы). По сторонам двери, за которыми находился притвор церкви, вверху были золотые вензеля Императоров Александра I и Александра III, при которых был сооружен и возобновлен храм, а ниже — на серебряных тарелочках висели ключи взятых в 1866 году штурмом бухарских крепостей Ура-Тюбе и Джизака.

Георгиевский храм при Генеральном и Главном штабе. Интерьер. Фото 1890-х гг.

Северная сторона у входных дверей и над ними была обложена мраморными досками в черной каемке, с золотыми надписями на них имен и фамилий офицеров бывшей Свиты Его Величества по квартирмейстерской части, убитых и умерших от ран, полученных в сражениях, за время с 1807 и кончая русско-турецкою войной 1877-78 годов.

Самую замечательную особенность церкви представлял ее парусный купол над средней частью храма, в котором на темно-голубом фоне были расположены 1228 хрустальных звезд различной величины, отполированных с гранью и наложенных с амальгамой. Весь парус представлял в миниатюре копию с той части звездного неба, которая находилась над станцией Борки в 12 часов 14 минут 17 октября 1888 года, когда в минуту крушения остановились часы в вагоне столовой императорского поезда. Мысль об изображении в куполе храма копии звездного неба, зародившаяся у начальника Главного штаба, была приведена в исполнение трудами чинов Военно-топографического отдела Главного штаба, в течение двух месяцев работавших над астрономическим расположением и прикреплением звезд. Особенный эффект этого неба получалось за всенощной и вообще вечером.

Пол церкви был паркетный, мозаичный, в состав которого входили клен, орех, кавказские дубы и сафрас (квобрахум). Храм мог вместить до 400 молящихся.

10 февраля 1890 года было совершенно освящение храма военным протопресвитером А.А. Желобовским в присутствии Цесаревича Николая Александровича.

Благотворительное общество при храме содержало школу-приют для детей нижних чинов.

По штату при церкви были положены один священник, диакон и псаломщик. Священник помещался в здании Главного штаба.

Церковь закрыта в 1917 году и через шесть лет разобрана.

После реставрации, начатой в середине 1990-х годов, 4 апреля 2002 состоялся первый молебен, а 19 июня — освящение храма митрополитом Санкт-Петербургским Владимиром.

Памятник архитектуры, охраняется государством.

Архивные материалы, литература

  • Антонов В.В., Кобак А.В. «Церковь вмч. Георгия Победоносца при Генеральном и Главном штабе» // Энциклопедия Санкт-Петербург:
  • «Свято-Георгиевская церковь Генерального и Главного штаба», страница сайта Русская Императорская Армия:
  • Длужневская Г. Утраченные храмы Петербурга.- СПб., 2003, с. 199-200.
  • «Церковь Св. Георгия Победоносца при Главном штабе Дворцовая пл., 10», страница генеалогического сайта А.А. Бовкало:
  • Страница храма на сайте Глобус митрополии:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *