Храм Григория неокесарийского

Московский храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах

Московский храм святителя Григория Неокесарийского в Дербицах (Москворецкое благочиние)

Деревянный храм

В древней Москве праздник св. Григория Неокесарийского оказался связанным с важным для России историческим событием – в этот день, 17 ноября 1445 года возвратился в русскую столицу из жестокого татарского плена великий князь Василий II Темный, прозванный так оттого, что был ослеплен врагами. Вероятно, именно в память о его возвращении тогда же и была поставлена первая деревянная замосквореченская церковь, освящённая по этому празднику, хотя деревянный Григорьевский храм впервые упоминается в письменных исторических документах лишь в 1632 году.

В старой Москве он назывался «что в Дербицах». Местность, где воздвигли этот храм, была в те времена далёкой-далёкой глушью. Когда-то там проходила древняя дорога из Новгорода в Рязань. Освоение территории старинного Заречья серьёзно началось во времена татаро-монгольского ига, поскольку через него пролегла главная дорога из Москвы в Орду. Название улицы Полянка официально появилось лишь в XVIII столетии, но в те времена, когда была основана церковь св. Григория Неокесарийского, здесь действительно начинались большие поля, которые простирались далеко за пределы средневекового города, и среди них проходила старая дорога из Кремля на Серпухов. Эти поля и дали название старинной московской улице. Сама же земля в этой низинной, часто затопляемой разливами Москвы-реки местности, была топкой, «замшелой», отчего и была прозвана Дербицами, искажённо от дебри. «Дебрью» в старину называли топкую низину.

Сначала в этой сырой, неказистой местности селились крестьяне и ремесленники, а с XVI века в Заречье находились и поселения стрельцов. Тут же расположилась дворцовая слобода царских кадашей – бондарей, делавших необходимые в старинном хозяйстве деревянные бочки и кадки (по другой версии кадашами были царские ткачи). Затем, с XVIII столетия Замоскворечье и его Полянку стали заселять московские купцы.

А церковь св. Григория Неокесарийского так и стояла деревянной до самого правления «тишайшего» царя Алексея Михайловича. После эпидемии чумы, разразившейся в Москве в середине XVII века, она окончательно запустела. В 1660 г. в ней служил обычный московский священник Андрей Саввич Постников, и рядом с церковью стоял его собственный двор. Он сумел сблизиться с набожным царём и даже стал его духовником, так, что в 1665 году царь перевёл его в кремлёвский Благовещенский собор, где была домовая царская церковь, и сделал его протопопом.

Каменный храм

Свою близость с царём священник сохранил вплоть до смерти государя. Именно он в 1671 году венчал Алексея Михайловича с Натальей Кирилловной Нарышкиной, матерью Петра I. И в октябре 1674 года, незадолго до кончины царя, был у него в Кремле на пиру – царь сам угощал его заморскими винами и разными яствами. Но прежде, чем уйти на столь почётную службу, священник просил царя разрешить ему перестройку своего замосквореченского храма каменным. Царь исполнил просьбу и взял строительство под свой контроль: оно началось в 1668 году. Новый храм стали возводить чуть севернее его деревянного предшественника, и Алексей Михайлович дважды ездил к обедне в строящуюся церковь.

Интересно, что камень для красавца-храма привозили из знаменитого подмосковного села Мячкова: из той же каменоломни брали камень для строительства белокаменных (и первых каменных) стен московского Кремля при князе Дмитрии Донском, а в XIX столетии – для строительства первого храма Христа Спасителя по проекту Витберга на Воробьевых горах. В то время это село уже было вотчинным владением отца Герцена, Ивана Яковлева.

Но незадолго до смерти царя его духовник попал в немилость самого патриарха Иоакима. Известно, что уже через несколько дней после упомянутого кремлёвского пиршества протопоп сидел в заточении на цепи по повелению патриарха, и смог из темницы написать царю прошение о помощи. Царь, находившийся в Преображенском, поехал в Москву хлопотать о его участи, и стал просить патриарха освободить своего духовника, а патриарх в ответ возводил на того «разные вины», которые, вероятно, и были поставлены протопопу в официальное обвинение после смерти царя. Видимо, эти вины были очень серьёзными, так как царь сперва не смог ничего сделать для своего любимца и лишь поставил ему в караул своих верных стрельцов. Только к Рождеству 1675 года – последнего года жизни царя Алексей Михайловича – его духовник был освобождён из темницы с прощением и разрешением священствовать. Он даже был приглашён к царю на обед за один стол с патриархом.

Примирение это длилось недолго, ибо состоялось лишь благодаря горячему участию царя в судьбе своего духовника. Первый же конфликт, считается, произошёл уже на похоронах царя. История донесла о том мало достоверных свидетельств, но известно, что священник Андрей Саввинов будто бы сам был инициатором новой ссоры, возмутившись, что патриарх лично исполняет на похоронах то, что должен делать он, царский духовник. И тогда терпение лопнуло. На созванном соборе патриарх обвинил священника во множестве тяжких преступлений, таких, как блуд, превышение полномочий, подстрекательстве царя против патриарха, и, в частности, в том, что поставил себе храм в Замоскворечье без патриаршего благословения и что без того же благословения и «ставленной грамоты» принял чин протопопа Благовещенского собора. И когда в 1679 году патриарх Иоаким освящал выстроенный храм св. Григория Неокесарийского, его бывший священник, лишённый сана, уже находился в ссылке в далёком Кожеозерском монастыре.

Архитекторами нового храма были русские царские зодчие Иван Кузнечик и крепостной из Костромы Карп Губа. 9 тысяч знаменитых поливных изразцов в стиле «павлинье око», давших храму его всемосковскую славу, сделал великий мастер Степан Полубес) Своей популярностью и статусом в древнемосковском строительстве он может сравниться только с Баженом Огурцовым, строителем черепичных шатров кремлёвских башен. А среди иконописцев, царских изографов, трудившихся над росписью храма и над его образами, был сам Симон Ушаков. Раньше во втором ярусе было устроено подобие хор, что указывало на дворцовый характер церкви. В народе её называли «красной», — красивой.

Во второй половине XVIII столетия у храма появился придел во имя св. Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. А до 1821 года при церкви было и обычное кладбище.

И в страшное для Москвы время повальной холеры, свирепствовавшей в 1830 году, этот храм вписал себя на новую страницу московской истории. В 1834 г. в нем был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, которой молились во время эпидемии. Холера бушевала в Москве с сентября 1830 года и стихла в декабре: она пришла с Востока, поэтому её считали «азиатской» и даже называли «единственной верной союзницей» Николая I – такого страха и такого единого воодушевления на борьбу со свирепой болезнью не было со времён отпора, данного Москвой Наполеону. Святитель Филарет устроил общий молебен — московские священники с крестным ходом обходили свои приходы, а сам митрополит коленнопреклоненно молился в Кремле. По всей Москве объявили строжайший карантин и оцепили её военными кордонами, из-за которых Пушкин не мог попасть в город к невесте и дважды возвращался в Болдино. В итоге он просил своего знакомого генерала Бибикова достать ему разрешение, но смог попасть в дом Гончаровых лишь 5 декабря, когда эпидемия пошла на спад. Только в Кузьминках, по преданию, не было ни одного случая заболевания, что отнесли к благодатной помощи Влахернской иконы Божией Матери, хранившейся в местной церкви.

Трагические последствия холерной эпидемии ещё долго напоминали о себе. Кроме Боголюбского придела Григорьевской церкви, основанного в благодарность и в память об избавлении Москвы от беды, в 1831 году был учреждён Александринский сиротский приют «для призрения сирот чиновников, умерших от холеры в Москве». Первое время он располагался в Басманной слободе, в бывшей усадьбе графа Разумовского на Гороховом поле, а потом был переведён в центр Москвы, в усадьбу Апраксина на Знаменке.

Закрытие храма

Храм св. Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. Иконы его передали в Третьяковскую галерею, а ещё раньше, в 1930 году Моссовет подбирался к старинной шатровой колокольне храма, намереваясь её снести для расширения тротуара. Чудом её отстояли – только в самом нижнем ярусе пробили сквозной проход. Именно такой метод расширения «полезной площади» тротуаров и мостовых рекомендовался последующим Генеральным планом 1935 года. Тем же способом, согласно Генплану, намеревались кардинально расширить Арбат – прорубить в нижних этажах его зданий сквозные проходы-тротуары, а бывшие, «освобождённые» от пешеходов тротуары обратить в мостовую и предоставить транспорту. Так поступили и с колокольней Григорьевской церкви.

К 1965 г. храм, отданный под различные учреждения, обветшал и был хорошо отреставрирован. Его поставили на государственную охрану как памятник истории и культуры, и разместили в нем наряду с «Всесоюзным производственно-художественным комбинатом им. Вучетича» тихую «контору» по официальной перекупке старинных икон, которые закупали у населения и потом с разрешения властей перепродавали за границу любителям русского «антиквариата».

Возвращение храма Церкви

Только в 1990 году по письму Святейшего Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим. К 1996 году он был окончательно восстановлен и отремонтирован, и в нем начались богослужения.

При храме действует сестринство во имя иконы Божией Матери «Державная», православная гимназия.

Святыни

  • Частицы мощей свт. Григория Неокесарийского.
  • Частицы мощей свт. Григория Богослова.
  • Частицы мощей блж. старицы Матроны.
  • и других святых, в числе которых Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский, Сергий Радонежский, Иоасаф Белгородский, а также частицы мощей Киево-Печерских подвижников, помещённых в общий мощевик под стеклом.

Почти все святыни храма доступны для поклонения в субботний и воскресный день, а также всегда, когда не огорожена передняя часть храма.

Настоятели

  • Иероним (Чернышов) (с 1994)

Клир

Использованные материалы

  • Статья Елены Лебедевой в портале «Православие.РУ»
  • Список духовенства Москвы на 1914 г.:

Мiръ Россия Москва Храм Григория Неокесарийского (Москва)

Идёт загрузка карты…

Храм святи́теля Григо́рия Неокесари́йского в Де́рбицах — православный храм Москворецкого благочиния Московской городской епархии Русской Православной Церкви. Храм является памятником архитектуры XVII века, расположен в районе Якиманка города Москвы. Главная святыня — мощи cвятителя Григория Неокесарийского.

История

Храм Святителя Григория Неокесарийского в Дербицах своё историческое бытие начинает в глубокой древности. Первоначально он был деревянным. Его построил великий князь Василий II (Тёмный) в благодарность за чудесное избавление из татарского плена. Находясь в Орде, князь дал обет Богу: построить церковь на том месте, с которого увидит стены Кремля, в честь святого, память которого в тот день будет праздноваться, что и произошло 30 ноября 1445 г., в день памяти Святителя Григория Чудотворца. Просуществовал деревянный храм до конца XVII столетия. Сегодня на его месте по благословению Святейшего Патриарха Алексия II построена деревянная часовня-памятник в честь Всемилостивого Спаса. Часовня и историческое словосочетание «в Дербицах», т.е. в лесном, болотистом месте, напоминают нам о тех далёких временах.

В 1668-79 годах рядом с деревянным воздвигается величественный каменный храм тщанием царского духовника протопопа Андрея Савинова на средства царя Алексея Михайловича. Начало строительства благословил Святейший Патриарх Никон, а освятил построенную церковь Святейший Патриарх Иоаким в присутствии царя Феодора Алексеевича. Строили храм лучшие зодчие того времени Карп Губа и Иван Кузнечик. По своей архитектуре церковь относится к московскому типу пятикупольных храмов с шатровой колокольней. Фасады украшают изразцы с затейливым растительныи орнаментом «павлинье око», изготовленные известным гончаром Степаном Полубесом. Современного человека несколько удивляют яркие цвета внешнего убранства храма. Но именно царь Алексей Михайлович, как сообщают нам исторические источники, приказал стены храма «прописать суриком в кирпич», «стрелки у шатра перевить», «и расписать бирюзой и белилами». Церковь была настолько благолепна по своему виду, так полно соответствовала представлениям людей о красоте, что получила в народе название «Красной», то есть красивой. Иконы для иконостаса писали царские изографы во главе с прославленным Симоном Ушаковым. Его Богоматерь Елеуса-Киккская из местного ряда иконостаса постоянно экспонируется в Третьяковской галерее.

В 1671 г. в храме венчался царь Алексей Михайлович с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 г. здесь крестили младенца Петра I, будущего императора России. Сегодня в храме бережно сохраняется купель, в которой, по преданию, был крещён царевич. Тем фактом, что настоятелем храма был царский духовник, и объясняется то, что именно здесь происходили эти важные исторические события. Надолго храму был присвоен статус придворного. И сегодня кресты пяти глав церкви, увенчанные царскими коронами, напоминают нам о том, что храм постоянно посещали государи. Службы в храме совершали Святейшие Патриархи, митрополиты Московские.

В 1812 г. Наполеон, зачарованный красотой церкви, сожалел, что не может поставить её на ладонь и перенести в Париж, а во время бушевавшего пожара французские солдаты вёдрами носили воду и поливали храм, чтобы сохранить его от огня.

В начале ХХ в. в храме любила молиться великая княгиня Елизавета Феодоровна.

В 1939 г. храм был закрыт, полуразрушен, осквернен. Все его святыни и имущество разграблены. Последний настоятель протоиерей Борис Ивановский был расстрелян на Бутовском полигоне. Сегодня он причислен Церковью к лику святых в чине священномучеников (память 10 декабря). В храме как реликвия сохраняется его наперсный крест.

С 1994 г. в храме возобновлены богослужения.

В 1996 г. храм освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II.

Сегодня храм трудами приходской общины и настоятеля Епископа Иеронима (Чернышова) приобрёл прежнее великолепие. За живописную красоту люди вновь называют церковь «Красной».

Деятельность прихода

Иконостас храма

На протяжении многих лет социальная, молодежная и катехизаторская деятельность прихода велась в рамках работы с военнослужащими. Приход окормлял: автобазу Генштаба, батальон охраны и обеспечения штаба Московского Военного округа, Отдельный 154-й Комендантский полк. Молодежная деятельность: окормляемые военнослужащие — молодежь. Катехизаторская деятельность: в полку еженедельно совершается Божественная Литургия. Епископ Иероним проводит лекции, беседы, викторины с военнослужащими по истории нашего Отечества и Церкви. В дни присяги, проводов в запас, начала и окончания периодов обучения, дни полка присутствует Владыка Иероним, который благословляет и напутствует. Социальная деятельность: в Армии служат, в основном, социально незащищенные, неустроенные молодые люди. Приход решает их многие социальные проблемы. Военнослужащие, отличившиеся в соревнованиях по высокому воинскому мастерству, получают настоятельскую стипендию, отпускной билет на Родину. Для всех военнослужащих в праздничные дни устраиваются трапезы со сладостями. Им вручаются подарки. Уволившимся в запас оказывается помощь в трудоустройстве и поступлении в ВУЗы.

Кроме этого, с первых дней образования приходской общины, проводится и иная большая социальная работа. На протяжении 15 лет приход оказывает помощь государственным социальным учреждениям. Так, приход регулярно помогает Научно-исследовательскому институту неотложной детской хирургии и травматологии, Детской городской клинической больнице №20 им. К.А.Тимирязева — 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 20.

Также постоянно оказывается помощь «Неврологической Клинике на Полянке» и «Многопрофильному Медицинскому Комплексу для взрослых и детей на Полянке» — 119180, Москва, ул. Большая Полянка, 51А/9; тел. 8(495) 721-90-01.

Помощь заключается в совершении церковных Таинств (Соборования, Исповеди, Причащения), проведении бесед и лекций.

В приходе существуют патронажная служба, благотворительная приходская столовая для малоимущих, пункт выдачи одежды и продуктов малоимущим.

Врачи — прихожане храма — в помещениях прихода ведут прием по просьбе нуждающихся в медицинской помощи, малоимущих прихожан.

После Литургии в воскресные и праздничные дни всем присутствующим из малообеспеченных семей раздается белый хлеб.

В Престольные Праздники, на Рождество, Пасху и другие крупные праздники для престарелых и малоимущих прихожан устраивается трапеза со сладостями.

Количество подопечных социальной службы постоянно меняется.

Количество постоянных добровольных сотрудников не менее 10 человек, но при необходимости по призыву настоятеля к проведению социальных мероприятий может быть привлечено значительное количество людей.

Приход помогает нуждающимся частным лицам при храме. Оказывается помощь одиноким и больным прихожанам, инвалидам, нуждающимся членам прихода, многодетным прихожанам. Оказывается материальная помощь, помощь обедами, продуктами и подарками. Инвалидам и больным прихожанам сотрудники социальной службы помогают преодолеть дорогу до храма, помогают во время богослужения.

Большая помощь была оказана пострадавшим от лесных пожаров. Был проведен денежный сбор в пользу погорельцев. Кроме этого, закуплено много комплектов одеял и подушек для лишившихся жилья людей.

Работа с молодежью в приходе храма Свт. Григория Неокесарийского тесно связана с религиозным образованием и просветительской деятельностью. Приоритетом является привлечение молодых людей не только к теории, но и к практическому участию в богослужебной и внебогослужебной деятельности. И алтарники, и иподиаконы, и певчие в храме — исключительно молодые люди.

В православном культурно-просветительском центре «Замоскворечье» постоянно проводятся концерты, после которых молодые люди за чашкой чая в дружеской беседе обмениваются впечатлениями.

Регулярно проводило молодежные миссионерские семинары международное общественное движение «Любовь и верность», созданное по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла. После деловых заседаний разговор продолжался в трапезной.

Проводятся молодежные паломнические поездки по святым местам, во время которых люди не только получают новые впечатления и узнают информацию, но и теснее знакомятся, сплачиваются в общину, живущую общими интересами.

На протяжении 15 лет вся работа по катехизаторской деятельности при храме Свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке в Москве проводилась настоятелем храма иеромонахом, игуменом, архимандритом Иеронимом. В настоящее время, став епископом, Владыка Иероним продолжил эту очень нужную и важную деятельность. Ему существенно помогают клирики храма: протоиерей Феодор Малахов, диакон Владислав Астафьев, а также помощник настоятеля кандидат исторических наук Золотарёв П.М., кандидат социологических наук инокиня Алексия (Переведенцева), регент Николай Белов, звонарь Евгений Фокин. При храме действуют различные кружки: алтарников, церковного пения, звонарей, иподиаконов. С 2008 г. действует воскресная школа для детей. Для взрослых проводятся катехизические беседы.

Имеется православная библиотека с богатым выбором книг, в которой проводятся с посетителями тематические беседы и обсуждение прочитанного.

Имеется прекрасно отделанный класс, где в тишине, в окружении портретов церковных учителей и богословов, учащиеся легко воспринимают информацию по церковным предметам.

Помощник настоятеля Золотарёв Павел Митрофанович выступает с лекциями в общеобразовательных школах Москвы.

Святыни

Чтимый список Боголюбской иконы Божией Матери

  • Мощи Святителя Григория Неокесарийского, которые передал митрополит Сурожский Антоний (Блум) и которые были торжественно перенесены в 1998 г. и положены в раке.
  • Частицы мощей: Святителей Григория Богослова, Митрофана Воронежского, Тихона Задонского, Иоасафа Белгородского, Димитрия Ростовского, Филарета и Иннокентия Московских; великомученика Димитрия Солунского, великомученика и целителя Пантелеимона; преподобных Сергия Радонежского, Иеронима Стридонского, Пимена Великого, Нила Столбенского, Давида и Афанасия Серпуховских, святых отцов Киево-Печерских; святого благоверного князя Александра Невского; блаженной Матроны Московской; святого праведного Симеона Верхотурского.
  • Боголюбская икона Божией Матери.
  • Частица Животворящего Креста Господня

Престольные праздники

Григория Неокесарийского — Ноябрь 30

Григория Богослова — Февраль 7 (день преставления)

Вселенских учителей, св. Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого — 12 февраля

Иконы Божией Матери «Боголюбская» — Июль 1

Как добраться

Адрес: Россия, г. Москва, Большая Полянка, 29-А (ст. метро: «Полянка»)

Московский храм Григория, епископа Неокесарийского, на Большой Полянке является памятником архитектуры XVII века федерального значения. Он расположен в районе Якиманка недалеко от выхода со станции метро «Полянка». Нынешний каменный храм начинает свою историю аж с XV века, когда он был деревянным. Именно в храме Григория, епископа Неокесарийского, когда-то крестили младенца Петра I, будущего российского императора. Нынешнее каменное здание храма было выстроено в 1667-1679 годах.


Изначально храм Григория, епископа Неокесарийского, был деревянным, который построил князь Василий II Тёмный, внук Дмитрия Донского и прадед Ивана Грозного. Согласно преданию, князь, который находился в татарском плену, дал обет: если вернётся домой, то построит в том месте, откуда увидит Москву, храм во имя святого, память которого совершается в этот день. Освобождение из неволи произошло 17 (30) ноября 1445 года — день празднования памяти святителя Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского. Построенный тогда деревянный храм сгорел во время пожара. Историческое словосочетание «в Дербицах», которое иногда прибавляется в названию храма, означает «в лесном, болотистом месте» и напоминает нам о тех далёких временах. Новый деревянный храм был выстроен не позднее 1632 года на том же самом месте.


Каменный храм заложили в 1667 году по соседству с деревянным, чтобы во время строительства можно было служить в старой церкви. Храм получил народное название «Красный», т.е. красивый. Это название употреблялось в официальных документах вплоть до конца XVIII века.

В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался здесь с Натальей Кирилловной Нарышкиной. А в 1672 году в этом храме протопоп Андрей Савинов крестил младенца Петра I, будущего российского императора.

Великое освящение храма произошло 1 марта 1679 года. В этот день Патриарх Московский Иоаким освятил в ней главный престол во имя святителя Григория Неокесарийского. На освящении храма присутствовал царь Феодор Алексеевич.

В 1767 году у храма появился ещё один придел во имя святого Григория Богослова, устроенный тщанием прихожанина Григория Лихонина в честь его небесного покровителя. Фасады нового придела повторяли формы XVII века.

Во время Отечественной войны 1812 года храм не пострадал. Зачарованный её красотой Наполеон сожалел, что не может поставить необыкновенную постройку на ладонь и перенести в Париж.

В 1834 году по проекту архитекторов Н.И.Козловского, Ф.М.Шестакова и В.А.Балашова в храме был устроен придел Боголюбской иконы Божией Матери, выстроенный в стиле ампирной псевдоготики. Боголюбской иконе Божией Матери молились во время эпидемии холеры 1830 года.

В 1859 году храм впервые подвергся тщательной реставрации. Были обновлены росписи главного алтаря, четверика, заново вызолочены серебряные ризы на шести иконах первого яруса иконостаса.

Первое найденное фото храма датируется 1882 годом:

В 1896 году роспись храма опять была обновлена. На фотографии этого года хороша видна небольшая часть той самой старой Большой Полянки, а также то, что в колокольне ещё не прорублен сквозной проход.

Храм имел статус придворной и его регулярно посещали члены царствующей фамилии. Здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Федоровна. Но вскоре наступили советские годы и в 1922 году ценности храма были изъяты. В 1930 году Моссовет постановил сломать шатровую колокольню для расширения тротуара. Историкам удалось предотвратить снос. В колокольне был прорублен сквозной проход. На фотографии начала 1930-х годов как раз виден этот проход:

В 1937 году на Бутовском полигоне был расстрелян клирик храма, протоиерей Борис Ивановский. В 1939 году по решению Моссовета храм оказался закрыт. Иконы были переданы в музеи. К 1955 году храм уже хорошенько обветшал:

В 1965 году в обветшавшем храме была произведена комплексная реставрация. На снимках начала 1970-х годов можно увидеть сам процесс обновления здания:

После реставрации храм был поставлен на государственную охрану как памятник истории и культуры, а в здании разместился «Всесоюзный производственно-художественный комбинат им. Вучетича». Храм в 1975 году:

Храм и Большая Полянка в 1980 году:

В 1990 году по письму Патриарха Алексия II Моссовет вернул храм верующим, а с 1994 года были возобновлены богослужения. К 1996 году храм был окончательно отреставрирован: фасады выкрашены красно-оранжевой краской, все архитектурные элементы выделены белилами и бирюзой, вызолочены кресты:

30 ноября 1996 года Патриарх Алексий II совершил освящение восстановленного храма. Главной святыней храма являются мощи святителя Григория Неокесарийского, которые передал митрополит Сурожский Антоний (Блум) и которые были торжественно перенесены в храм в 1998 году.
Храм Григория, епископа Неокесарийского, на Большой Полянке расположен по адресу: г. Москва, ул. Большая Полянка, д.29А
Официальный сайт храма: http://ieronim-polyanka.ru/
При написании статьи кроме моих собственных фотографий были использованы снимки старой Москвы с сайта www.oldmos.ruTags: Москва, история в деталях, православие, храмы

Каменный храм Святого Григория Неокесарийского построили на месте деревянной церкви, заложенной князем Василием II Темным. Считается, что это обетный храм.

Что есть что в церкви

Будучи в татарском плену, князь дал обет по возвращении домой построить храм на том месте, откуда он увидит Москву. Освободили Василия II 17 ноября 1445 года — в день празднования памяти Святого Григория, епископа и чудотворца Неокесарийского.

После долгой дороги домой, в районе современного Старомонетного переулка, князь наконец увидел Кремль. Там и заложили храм — немного юго-восточней нынешнего.

Первый деревянный храм святого Григория Неокесарийского сгорел. На его месте построили новый, тоже деревянный. А вот каменный храм заложили в 1667 году рядом с деревянным, чтобы во время строительства проводить службы в старой церкви.

Храм удивляет: его завершают 3 ряда кокошников «огненных языков», над ними возвышается традиционное луковичное пятиглавие, а кресты увенчаны коронами, так как храм царский.

Как читать фасады: шпаргалка по архитектурным элементам

Строили церковь Григория Неокесарийского лучшие зодчие того времени — Иван Кузнечик и Карп Губа, работавшие над царскими заказами. Руководили строительством Иван Волжинский и Иван Рыкачев. Для росписи церкви пригласили костромских художников Гурия Никитина, Силу Савельева (Савина) и переяславцев Семена Дмитриева и Дмитрия Плеханова.

Изразцовый фриз — самая известная декоративная особенность храма. Керамические поливные изразцы с узором «павлинье око» изготовил Степан Полубес. Для украшения церкви Святого Григория на Полянке потребовалось 9 000 изразцов, и их краски до сих пор сохранили изначальную яркость. А иконы для иконостаса писали мастера Оружейной палаты во главе с Симоном Ушаковым. Поэтому не удивительно, что церковь Григория Неокесарийского называли «Красной», то есть красивой.

В 1671 году здесь царь Алексей Михайлович венчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной, а в 1672 — здесь же крестили младенца Петра I. В храме хранилась купель, в которую погружали царя, — для этого в южной стене устроили специальную нишу. Также здесь любила молиться великая княгиня Елизавета Федоровна, основательница Марфо-Мариинской обители.

В 1922 году из храма Григория Неокесарийского изъяли все ценности.

Путеводитель по архитектурным стилям

А в 1930 Моссовет приказал сломать колокольню для расширения тротуара. Снос удалось остановить, и в колокольне прорубили сквозной проход.

10 декабря 1937 года на Бутовском полигоне расстреляли клирика храма, протоиерея Бориса Ивановского. А уже через год Моссовет вынес решение закрыть храм и использовать его здание под культурные нужды.

Иконы из храма Григория Неокесарийского передали в музеи. Так, Богоматерь Елеуса-Киккскую Симона Ушакова и цикл Страстей Христовых Георгия Зиновьева получила Третьяковская галерея. Но место в экспозиции нашлось лишь для образа Богородицы, а остальные иконы хранятся в запасниках.

Сейчас храм Святого Григория Неокесарийского вновь действует.

Говорят, что… …Наполеон мечтал поставить эту необыкновенную постройку на ладонь и перенести в Париж. Поэтому во время войны 1812 года церковь Святого Григория не пострадала.

Церковь Григория Неокесарийского на фотографиях разных лет:

А вы могли бы дополнить статью о храме Григория Неокесарийского?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *