Храм илии пророка в обыденском

Появление этой церкви связано с красивой легендой. Однажды Василий III попал на этом месте в сильную грозу. Тогда он дал обет построить церковь во имя Ильи Пророка, если останется жив.

Путеводитель по архитектурным стилям

Есть версия, что церковь построена «по обету» после завершения сильной засухи, так как Святому Илье молились о даровании дождя и защите во время грозы. В любом случае вскоре на этом месте появился деревянный храм. Построили его из готовых срубов за один день. Поэтому церковь Ильи Пророка называют «Обыденной».

Храм попал в историю Смутного времени: 24 августа 1612 года келарь Троице-Сергиева монастыря Авраамий Палицын в присутствии князя Дмитрия Пожарского служил здесь молебен о победе над поляками. А неподалеку располагался штаб Второго ополчения, отражавшего натиск гетмана Хоткевича.

14 июня 1702 года храм Ильи Пророка перестроили в камне на средства думного дьяка Гавриила Деревнина. История не сохранила имя архитектора церкви, но известно, что шатровую колокольню в псевдорусском стиле построил А.С. Каминский на пожертвования церковного старосты — купца В.Д. Коншина. Также благотворительницей храма была жившая по соседству А.Д. Третьякова — мать создателя галереи.

В церкви Ильи Пророка Обыденной хранится чтимый в Москве образ «Нечаянная радость» и часть пояса Пресвятой Богородицы.

Что есть что в церкви

Особая гордость храма — иконы XVII века «Нерукотворный Спас» и Казанская икона Божией Матери работы Симона Ушакова. Много лет в церкви хранился посох последней настоятельницы соседнего Зачатьевского монастыря. После возрождения монашеской жизни его вернули в обитель.

Этой церкви несказанно повезло: ее обошел пожар 1812 года, а запланированному закрытию храма 22 июня 1941 помешало начало Великой Отечественной войны. Поэтому в советское время церковь Ильи Обыденного не закрывали. Более того, сюда свозили иконы из закрытых храмов.

Говорят, что… …поводом к написанию иконы «Нечаянная радость» стала история одного разбойника. Он каждый день молился Богородице, и особенно благоговейно перед тем, как пойти на «дело». Однажды, во время молитвы, он увидел, как у младенца Христа начали кровоточить язвы на руках и ногах, а глас Богородицы изрек: «Ты и прочие грешники вновь распинаете грехами своими моего сына». Разбойник умолил Богородицу о прощении, и с тех пор стал вести благочестивую жизнь.

Церковь Ильи Пророка Обыденная на фотографиях разных лет:

А чем бы вы дополнили рассказ о церкви Ильи Пророка Обыденной?

«Сосед, инженер Гершенкрон, раз увидел, как шестилетний Ника пытается заглянуть в высокие окна храма Ильи Пророка Обыденского, и строго сказал: «Никочка, не подходи к церкви. Здесь – трупный запах. Она сама стоит на трупах».

Ника ужасно испугался, ему стало очень холодно (в церкви шло отпевание). Он решил, что сейчас его втащат внутрь, каким-то образом убьют и тут же закопают.

Он бросился домой (дом был в двадцати метрах) и пересказал дедушке слова Гершенкрона.

Дедушка потрогал лоб тонкими зеленоватыми пальцами и ответил так: «Виталий Эммануилович совершенно прав: все стоит на трупах. Церковь – тоже.

Посмотри, вот сейчас строят метро. И где бы ни копали, везде находят человеческие кости. И то, что это (он не сказал «религия») – смерть, тоже верно.

Впрочем, что касается церкви, то мне кажется, что он принял за трупный запах ладана. Но может быть, в каком-то смысле и это – так». У дедушки дрожали руки, и Нике показалось, что ему тоже холодно».

Это воспоминания советского и российского философа Александра Моисеевича Пятигорского из его книги «Философия одного переулка».

Александр Пятигорский – востоковед, индолог, буддолог, писатель, знаток санскрита и тибетского языка. В советское время занимался активной правозащитной деятельностью, с 1973 года жил за рубежом. Профессор Лондонского университета.

Храм Ильи Обыденного (или Обыденского) – один из немногих храмов, сохранившихся в районе Остоженки. Ему повезло – в советское время он ни на один день не закрывался.

Каменное здание было построено в 1702-1706 году Гаврилой Деревниным, думным дьяком. Это один из высших чинов в бюрократической иерархии Древней Руси. Думные дьяки, например, были «спикерами» в Боярской думе.

Дата постройки нам известна точно, так как в церкви сохранилась заложенная в стену доска с этой информацией.

Храм пророка божия Илии косвенно связан с основателем Третьяковской галереи – Павлом Михайловичем Третьяковым.

Известно, что мать Павла и Сергея Третьяковых жила в приходе этой церкви, поэтому семья жертвовала на украшение и поддержание этого храма.

Например, высокая (36 метров) колокольня церкви была построена в 1868 году по проекту архитектора Александра Каминского – «семейного» архитектора рода Третьяковых.

Неудивительно, что окружающие переулки всегда назывались по церкви — Ильинскими или Обыденскими.

Адрес Храма пророка божия Илии

Москва, 2-й Обыденский пер.,6.

Мiръ Россия Москва Храм Илии пророка в Обыденском переулке (Москва)

Идёт загрузка карты…

Храм Илии́ Проро́ка Обыде́нного — приходский православный храм в честь пророка Илии (главный престол) в Москве.

История

Царская Россия

Храм, возведённый на рубеже XVI—XVII веков, первоначально деревянный, вероятнее всего, был сооружён по случаю засухи. Дата его построения точно не известна; первое упоминание о нём относится к концу XVI века. Существование церкви подтверждал Синодик, составленный при святителе Патриархе Иове между 1589 и 1607 годами и хранившийся в ризнице храма ещё в начале XX века. Но первым упоминанием о храме считается сочинение Авраамия Палицына «История в память предъидущим родом» (известное под названием «Сказание Авраамия Палицына»), описывавшее события 1584—1618 годов. По свидетельству «Сказания», 24 августа 1612 года, в день решающего сражения русских с поляками, князь Дмитрий Пожарский служил молебен перед образом Святой Троицы, Богородицы и чудотворцев Сергия и Никона, «молящеся о побеждении на враги на месте, идеже был обыденный храм во имя святаго пророка Илии.»

В иконостасе главного алтаря нынешнего храма от этой древней деревянной церкви предположительно сохранились образ Спаса Нерукотворного (1675) и Казанский образ Божией Матери, написанные ведущим царским изографом Симоном Ушаковым.

Вероятно, в деревянной церкви находились иконы: храмовая — святого Илии Пророка с 20 клеймами жития, «Святая Троица Ветхозаветная», Владимирский образ Богоматери, «Усекновение главы святого Иоанна Предтечи», «Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)».

В 1702 году на месте деревянного начали строить каменный храм, алтарная часть которого и основное здание, построенное по типу «восьмерик на четверике», сохранилось доныне в неизменных формах. Сохранилось документальное свидетельство о начале строительства в книге подрядных записей. Из этого документа следует, что в качестве образца для строительства был выбран соборный храм Николо-Перервинского монастыря, однако, возможно, из-за нехватки средств этот замысел не осуществился, и на месте деревянной церкви была возведена не двухэтажная, а одноэтажная церковь с семиярусным иконостасом, первоначальный каркас которого сохранился до нынешнего времени. О создателях храма братьях Деревниных напоминают мраморные плиты, находящиеся внутри храма. В «Синодальном справочнике» было указано: «Построена в 1702 г. думным дьяком Гавриилом Деревниным на месте прежней деревянной».

6 октября 1706 года был выдан антиминс в построенный придел Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы, который вскоре сильно пострадал во время пожара 1748 года и был возобновлён «усердием и стараниями бригадира Никиты Андреевича Болкунова». В ноябре 1819 года освящён южный придел во имя апостолов Петра и Павла.

Современный архитектурный облик храм приобрёл в настоятельство протоиерея Иоанна Матвеевича Лебедева. Это было пореформенное время, когда в России многое менялось. В это время произошёл значительный рост числа предпринимателей, большинство из которых принадлежали к купеческому сословию. Многие предприниматели не только являлись жертвователями, но и лично участвовали в приходской жизни церквей, многие были церковными старостами.

В 1867 году одновременно с назначением настоятелем протоиерея Иоанна Лебедева церковным старостой Ильинского храма стал купец первой гильдии Владимир Дмитриевич Коншин. Первой своей задачей настоятель и староста сочли капитальный ремонт трапезной и колокольни из-за образовавшейся в западной части свода трещины.

К составлению проекта Коншин привлёк архитектора А. С. Каминского. Оба были женаты на сёстрах П. М. Третьякова, который часто бывал в Ильинском храме, поскольку рядом с 1865 года проживала его мать Александра Даниловна, а позже, неподалеку, на Пречистенском бульваре поселился и брат Сергей Михайлович. Вместе с Коншиным Третьяковы пожертвовали значительную сумму на реконструкцию храма и постройку колокольни. Освящение новой трапезной и колокольни было совершено 9 июня 1868 года митрополитом Иннокентием, отслужившим в храме свою первую литургию после прибытия в Московскую митрополию.

В. Д. Коншин был инициатором создания первой церковно-приходской школы храма и стал её попечителем. Занятия начались в январе 1875 года; учебной частью руководил действительный статский советник А. Г. Кашкадамов. В 1882 году при храме было построено отдельное здание для школы и богадельни.

Во времена СССР

В 1930 году храм дружно отстояли от закрытия верующие: 1 марта было принято постановление о закрытии, а 20 мая власти приняли новое постановление: «Имея в виду, что в районе нахождения закрываемой церкви уже закрыты 4 церкви: Антипьевская, Ржевская, Бариковская и Зачатьевский монастырь и что особо острой нужды в здании обыденской церкви не видно… церковь оставить верующим.»

По преданию, храм собирались закрыть после службы 22 июня 1941 года, но началась война.

15 июня 1944 года сюда была перенесена из храма Воскресения Христова в Сокольниках почитаемая как чудотворная икона Божией Матери «Нечаянная Радость». В храме хранится ряд иных святынь, в частности, связанных с деятельностью митрополита Серафима (Чичагова): икона «Спаситель в белом хитоне». Высота колокольни — 36 метров. С южной стороны звонарской площадки можно увидеть отсутствие ажурной кованой решётки — след от колокола, сброшенного во время антирелигиозной кампании в 1940-м году.

Современное состояние

Настоятель храма протоиерей Максим (Шевцов)

В настоящее время настоятелем храма является протоиерей Максим (Шевцов). На приходе действует воскресная школа для детей и лекторий для взрослых. Кроме того приход занимается социальным служением, молодежной и миссионерской работой, организуются паломнические поездки, в храме проводятся экскурсии, организуются паломнические поездки.

Приделы

  • Илии пророка (главный)
  • Свв. пророчицы Анны и Симеона Богоприимца (левый)
  • Свв. Петра и Павла (правый)

Святыни

  • Спас Нерукотворный (с 12 клеймами)
  • Святой пророк Илия (с 20 клеймами)
  • Усекновение главы Иоанна Предтечи
  • Святитель Николай Чудотворец (Зарайский)
  • Святой мученик Иоанн Воин
  • Великомученица Варвара
  • Преподобный Сергий Радонежский
  • Левый мощевик в центральной части
  • Правый мощевик в центральной части
  • Святой священномученик Антипа Пергамский
  • Святой великий князь Данииил Московский
  • Преподобный Серафим, Саровский чудотворец
  • Великомученица Екатерина
  • Святитель Афанасий Ковровский, исповедник
  • Священномученик Серафим (Чичагов)
  • Святой страстотерпец царь Николай принимает у священномученика Серафима (Чичагова) Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря
  • Преподобный Серафим Саровский, молящийся на камне
  • Cвятые первоверховные апостолы Петр и Павел
  • Благовещение Пресвятой Богородицы
  • Вход Господень в Иерусалим (Вербное воскресенье)
  • Икона Всех Святых
  • Мощевик в правом приделе
  • Святой пророк Иоанн Предтеча
  • Святой великомученик и целитель Пантелеимон
  • Святые мученики Гурий, Самон и Авив
  • Распятие. Крест Господень
  • Святители Николай Мирликийский и Спиридон Тримифунтский
  • Святой благоверный великий князь Александр Невский
  • Спаситель в белом хитоне
  • Святитель Николай Чудотворец (с 12 клеймами жития)
  • Икона «Сошествие Святого Духа на апостолов»
  • Три святителя, апостол Иаков, брат Господень, архангел Михаил, мученица Мавра
  • Покров Пресвятой Богородицы
  • Святой пророк Илия в пустыни
  • Святые Симеон Богоприимец и пророчица Анна
  • Господь Вседержитель на Престоле
  • Святой мученик Трифон
  • Святая Троица
  • Воскресение Господне
  • Успение Богоматери
  • Священномученик Ермоген, патриарх Московский
  • Святой великомученик Георгий Победоносец
  • Спас Нерукотворный
  • Ковчег с частицей пояса Пресвятой Богородицы

Престольные праздники

Илия Фесвитянин, пророк — 2 августа

Петр и Павел, первоверховные апостолы — 12 июля

Анна, пророчица — 16 февраля

Симеон Богоприимец, праведный — 16 февраля

Фото

  • Престольный праздник

  • Внутреннее убранство, иконостас

Видео

Храм Пророка Илии

Храм Пророка Илии

Как добраться

Адрес: Москва, 2-й Обыденский пер.,6

Телефоны: 8 (499) 766-91-51 8 (495) 966-18-56 факс: 8 (495) 695-28-78

web: http://www.hram-ostozhenka.ru/

E-mail: info@hram-ostozhenka.ru

Проезд до ст. метро «Кропоткинская”, выход из первого вагона от центра; в городе – направо вниз по ступенькам и пешеходному переходу к началу улицы Пречистенка, затем пешеходный переход налево к памятнику Ф.Энгельса и еще один переход — через улицу Остоженка, далее по 1-му или 2-му Обыденскому переулку (перпендекулярно Остоженке) до храма. Время в пути — 6-7 мин спокойным шагом.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *