Храм кааба

Само название «Кааба» происходит от слова «куб». Высота здания составляет 15 метров. Длина и ширина – 10 и 12 метров соответственно. Углы Каабы ориентированы по странам света, и каждый из них имеет свое название: йеменский (южный), иракский (северный), левантийский (западный) и каменный (восточный). Кааба изготовлена из гранита и покрыта сверху тканью, а внутри нее располагается помещение, куда ведет сделанная из чистого золота дверь, которая весит 286 килограммов.

В восточный угол Каабы на уровне полутора метров вмонтирован черный камень (аль-Хаджар аль-Эсвад), окаймленный серебряным ободом. Это твердый камень неправильной овальной формы черного цвета с алым оттенком. На нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии в местах соединения отколовшихся частей. Диаметр камня составляет около тридцати сантиметров. Он, как уверены мусульмане, был послан Аллахом с неба.

Кааба имеет особое значение в мусульманских обрядах. В направлении Каабы мусульмане всего мира во время молитвы обращаются лицом. Вокруг этого сооружения во время хаджа верующие мусульмане совершают обряд таваф – ритуальный семикратный обход Каабы против часовой стрелки. В ходе этого обряда совершается поклонение иракскому и йеменскому углам Каабы, при котором паломники прикасаются руками, целуют эту постройку и молятся около нее.

По мусульманской традиции в Каабу помещен камень, который Бог даровал Адаму после грехопадения и изгнания из рая, когда первый человек осознал свой грех и раскаялся в нем.

Другая легенда повествует, что камень – это ангел-хранитель Адама, который был превращен в камень за то, что недоглядел и допустил грехопадение вверенного его охране первого человека.

По арабской легенде, после изгнания из рая Адам и Ева (Хава) были разлучены – Адам оказался на Шри-Ланке (остров Цейлон), а Ева – неподалеку от Мекки, на берегах Красного моря, в местах, где ныне расположен порт Джидда. На окраине этого города якобы до сих пор находится могила Хавы. Встретились они с Адамом лишь спустя двести лет, и произошло это в районе Мекки. После долгой разлуки они познали друг друга на горе Арафат, которая тоже является священной для арабов. Адам, однако, и после встречи с женой скучал по храму, в котором он молился в раю. Тогда Бог спустил для него с неба копию того храма.

Согласно преданию, когда Черный камень был спущен с неба, он был ослепительно белым и при этом блестел так, что его можно было видеть за четыре дня пути до Мекки. Но со временем от прикосновений к нему многочисленных грешников камень стал темнеть, пока не стал черным.

Время постройки Каабы и ее строители неизвестны.

По преданию, Каабу построил первый человек – Адам, но она была разрушена Всемирным потопом, и даже место, где она стояла, было забыто. Восстановили святыню патриарх Авраам (Ибрагим) с сыном Исмаилом, родоначальником местных народов. Авраам строил Каабу при помощи одного чудесного приспособления. Это был плоский камень, на котором стоял праотец Авраам, и этот камень мог летать над землей и подниматься на любую высоту, выполняя функцию мобильных строительных лесов. Он сохранился, находится в нескольких метрах от Каабы и называется Макам Ибрагим (место стояния Ибрагима) и, несмотря на то что давно утратил свои летные свойства, также является святыней мусульман. На нем остался отпечаток ступни Авраама-Ибрагима. Над этим камнем со временем был возведен купол.

В восстановлении Каабы Ибрагиму помогал архангел Гавриил (Джебраил). От него Ибрагим и Исмаил узнали, что возведенный ими храм является точной копией того храма, в котором молился Адам.

Для народов и племен Аравийского полуострова Кааба традиционно была священным сооружением задолго до возникновения ислама. Кааба была главным святилищем Хиджаза – исторической области на юго-западе Аравийского полуострова. Арабы с древнейших времен верили, что Кааба – дом Бога, и совершали к ней паломничества.

Благодаря этой святыне прославилась Мекка – ныне это священный город ислама, расположенный в семидесяти километрах от побережья Красного моря, в очень засушливой и непригодной для земледелия области. Единственный фактор, сделавший эти места привлекательными для поселения там людей, – источник пресной воды – Замзам. Удачным оказалось и расположение Мекки на торговых путях региона. Появление источника, по местной легенде, произошло чудесным образом – Бог сотворил его ради патриарха Авраама (Ибрагима) и его сына Исмаила – родоначальника арабских племен.

От сына Авраама Исмаила Каабу унаследовало южное арабское племя джурхумитов, пользовавшееся поддержкой вавилонян. А в III веке нашей эры их вытеснило другое южное арабское племя Бану Хузаа. От отчаяния джурхумиты, оставляя Мекку, разрушили Каабу и засыпали источник Замзам. Хузаиты Каабу восстановили, и с середины III века до нашей эры Кааба становится пантеоном арабских племен.

Вождем хузаитов в то время был Амр ибн Люхей, ставший властелином Мекки и покровителем Каабы. Вопреки первоначальному монотеизму Авраама-Ибрагима и его сына Исмаила, он поставил в Каабе идолов и призвал людей поклоняться им. Первого поставленного им идола – Хубала – он привез из Сирии.

Курайшиты – еще одно арабское племя, жившее в районе Мекки и происходившее от Аднана, одного из потомков Исмаила, и его жены, дочери вождя хузаитов, изгнавшее хузаитов из Мекки и получившее контроль над городом и храмом около 440-450 года. Из этого племени и происходил прославивший Каабу на весь мир пророк Мухаммед.
До его проповеди Кааба была центром многочисленных религиозных культов. В центре Каабы стоял идол Хубала – божества племени курайш. Он считался повелителем небес, властелином грозы и дождя. Со временем там поставили еще 360 идолов языческих богов, которым поклонялись арабы. Возле них приносили жертвы и гадали. На этом месте строго воспрещались ссоры и кровопролития. Интересно, что среди персонажей языческих культов были изображения Авраама (Ибрагима) и Исмаила с пророческими стрелами в руках; Исы (Иисуса) и Мариам с младенцем (Девы Марии). Как видим, каждый находил в этом месте что-то близкое своей вере. Паломники прибывали в Мекку регулярно. Дважды в год на местную ярмарку съезжалось множество народу.

Кааба была известна и почитаема и далеко за пределами Аравийского полуострова. Чтили ее хинду, согласно верованиям которых дух Сивы, третьего лица Тримурти, сопровождаемого своей женой во время посещения Хиджаза, вошел в Черный камень.
Одним из семи святых мест считали ее сабейцы Персии и Халедонии. Остальными их святынями считались: Марс – вершина горы в Исфахане; Мандусан в Индии; Hay Бахар в Балхе; Дом Гамдана в Сане; Каусан в Фергане, Хорасан; Дом в Верхнем Китае. Многие из сабейцев верили, что Кааба является Домом Сатурна, поскольку она была древнейшим известным строением в ту эпоху.

Персы также совершали паломничество к Каабе, полагая, что там обитает дух Тормоз.
Уважительно относились к этой святыне и евреи. Они поклонялись там единому Богу. С не меньшим почтением приходили к Каабе и христиане.

Однако со временем Кааба стала исключительно мусульманской святыней. Идолов, почитаемых язычниками, в 630 году уничтожил пророк Мухаммед, родившийся в Мекке и бывший, согласно Корану, потомком пророка Авраама (Ибрагима). Он оставил лишь находившиеся там изображения Девы Марии и Иисуса. Их изображения были там нанесены не случайно: в Мекке проживали христиане, а кроме них – иудеи, а также ха-нифы – праведные последователи веры в единого Бога, не входившие ни в одну из религиозных общин. Пророк не только не стал отменять паломничества к святыне, но и сам почтительно приложился посохом к Каабе.

Во втором году после хиджры, или по более привычному нам календарю – в 623-624 годах нашей эры, пророк Мухаммед установил, что мусульмане должны совершать молитву, повернувшись в сторону Каабы. До того они молились, повернувшись к Иерусалиму. К Каабе в Мекку потянулись мусульманские паломники. Они верят, что святыня – это прообраз небесной Каабы, вокруг которой ангелы также совершают таваф.

Святое место подверглось разрушению и в 930 году, когда карматы, шиитские сектанты-исмаилиты из Бахрейна, похитили Черный камень, который возвратили на свое место лишь спустя 21 год. После этого случая возникли некоторые сомнения по поводу его подлинности, однако их развеял следственный эксперимент: камень бросили в воду и удостоверились, что он не тонет. Но приключения Черного камня на этом не закончились: в 1050 году халиф Египта выслал в Мекку своего человека с заданием уничтожить святыню. Да и потом два раза Каабу охватывал пожар, а в 1626-м – потоп. В результате всех этих бедствий камень разбился на 15 частей. В наше время они скреплены цементом и вставлены в серебряный оклад.

Почтение к Каабе выражается и в укутывании реликвии специальным покрывалом – кисвой. Оно ежегодно обновляется. Верхнюю его часть украшают вышитые золотом изречения из Корана; на изготовление кисвы расходуется 875 квадратных метров материи.

Первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем, тубба (король) Йемена Абу Бакр Асад. Его преемники продолжили этот обычай. Использовались различные виды тканей. Традиция укрывать Каабу претерпела существенные изменения: первоначально, до паломничества в Мекку Аббасидского халифа Аль-Махди в 160 году после хиджры, покрывала на сооружение надевали просто друг на друга. После того как покрывало изнашивалось, сверху водружали новое. Однако служители Запретной Мечети высказали правителю Халифата свои опасения, что здание может просто не выдержать веса нагроможденных одно на другое покрывал. Халиф согласился с их мнением и повелел укрывать Каабу не более чем одним покрывалом одновременно. С тех пор это правило соблюдается неукоснительно. Изнутри строение тоже украшено занавесями.

За всем этим порядком следит семья Бени Шейбе. Святыня бывает открыта для посещения лишь во время церемонии омовения Каабы, а случается это лишь дважды в год: за две недели до начала священного месяца Рамадан и в течение двух недель после хаджа.

Само сооружение много раз перестраивалось. Впервые – при втором праведном халифе Умаре ибн Абд аль-Хаттабе. В период династии Омейадов халиф Абд аль-Малик реставрировал постройку, расширил пределы Священной мечети, он также установил арки, украшенные мозаикой, которые были специально привезены из Сирии и Египта. В период правления Аббасидов по указанию халифа Абу Джафар аль-Мансура мечеть была дополнительно расширена и по ее периметру возведена галерея. Территорию вокруг Каабы основательно перестроил и османский султан Абд аль-Маджид. А в недавнем прошлом, в 1981 году, пространство вокруг реликвии реконструировал король Саудовской Аравии Фахд ибн Абд аль-Азиз.

Ныне территория мечети Месджед аль-Харам с площадью вокруг Каабы составляет 193000 квадратных метров. Одновременно ее могут посетить 130000 мусульман. По углам мечети стоят 10 минаретов, шесть из которых (вместе с надстройками в виде полумесяца) достигают высоты 105 метров.

Что представляет собой Черный камень, вмонтированный в сооружение, неизвестно до сих пор. Одни ученые считают его очень крупным метеоритом. Это мнение оспаривают веским доводом, что камень не может быть железным метеоритом, исходя из его трещин, не может он быть и каменным метеоритом, так как не выдерживает перемещений и плавает в воде. Другие исследователи склонны видеть в камне большой кусок неизвестной вулканической породы: потухшими вулканами богата каменистая Аравия. Известно, что это не базальт и не агат. Однако и высказываемое мнение, что камень не является метеоритом, подвергается серьезной критике.

В 1980 году исследовательница Элизабет Томсен высказала предположение, что Черный камень имеет ударную природу – это расплавленный песок, смешанный с метеоритным веществом. Он происходит из кратера Вабар, находящегося в 1800 километрах от Мекки, в Пустом квартале Саудовской Аравии. Камень из этого кратера представляет собой застывшее пористое стекло, оно достаточно твердое и хрупкое, может плавать в воде и имеет включения белого стекла (кристаллы) и песчинки (полосы). Однако столь стройная теория имеет свое слабое место: вывод, сделанный учеными по результатам нескольких измерений, говорит о возрасте кратера, составляющем лишь несколько веков. Путаницу вносят данные других измерений, позволяющие предположить, что кратеру около 6400 лет.

Кратеров в Вабаре на самом деле три. Они разбросаны на площади около 500 на 1000 метров и имеют диаметры 116,64 и 11 метров. Это место кочевники-бедуины называют аль-Хадида – железные предметы. На площади в половину квадратного километра лежит множество обломков черного стекла, белых камней из спекшегося песка и железных кусков, частично засыпанные песком. У железных камней из окрестностей кратеров Вабар гладкая поверхность, покрытая черным налетом. Самый большой кусок железа и никеля из найденных там учеными весит 2200 килограммов и называется Верблюжий Горб. Он был обнаружен научной экспедицией в 1965 году и позже был выставлен на обозрение в Королевском университете аравийской столицы Эр-Рияда. Гладкий камень конусообразной формы, по-видимому, является куском метеорита, упавшим на землю и развалившимся на несколько фрагментов.

Священная книга мусульман – Коран содержит рассказ о царе города Убара по имени Аад. Он насмехался над пророком Аллаха. За свою нечестивость город Убар и все его жители были уничтожены черным облаком, принесенным ураганом. Этой историей заинтересовался английский исследователь Гарри Филби. Местом, наиболее вероятным для расположения погибшего города, он счел Пустой квартал. Однако вместо руин – произведений рук человека он нашел в том месте обломки метеорита. По следам, оставленным этим событием, было установлено, что энергия, выделившаяся при падении метеорита, была эквивалентна ядерному взрыву мощностью около 12 килотонн, что сравнимо со взрывом в Хиросиме. Известны и другие места падения метеоритов, вызывавших даже еще более мощные удары, однако случай с Вабаром имеет важную особенность. Метеорит упал в открытое песчаное место, сухое и достаточно изолированное, что представляет собой идеальное естественное хранилище. Там его легко было обнаружить как кочевникам древности, так и современным ученым. Последние пока что не могут дать окончательного ответа на загадку Черного камня.

Кааба – мечеть, к которой ежедневно обращены взоры всех мусульман во время совершения молитвы. Так происходит в течение более 1400 лет со времен Пророка Мухаммада (мир и благословение ему).
Дословно слово «Кааба» в арабском языке означает «высокое место, окруженное почетом и уважением». Это слово может также быть производным от слова «куб». Другие названия Каабы включают в себе такие слова, как «Байт аль Атек», первое значение которого «самый ранний и древний». Согласно второму значению, это слово переводится как «независимый и освобождающий». Оба значения сочетаются в слове «Байт аль-Харам» – «священный дом».
Первую Каабу построил пророк Адам, после потопа во времена пророка Нуха (Ноя) постройка и её место были утеряны. По приказу Аллаха пророк Ибрахим (Авраам) вновь возвёл на этом месте здание Каабы. Согласно текстам, ему помогал Джабраил. Он принёс Ибрахиму камень, стоя на котором, он мог подниматься на любую высоту. Камень, Макам Ибрахим (стоянка Ибрахима), и по сей день хранится в Каабе. На нём остались отпечатки Ибрахима.
Последователи веры пророка Ибрахима, утвердившего строгое единобожие, совершали паломничество к Каабе, она символизирует небесную Каабу, вокруг которой совершают таваф ангелы.
Возможно, Кааба была главным языческим святилищем Хиджаза; по некоторым традициям, в центре Каабы находился идол Хубала — божества племени курайш в образе человека с золотой рукой (золото заменило некогда отбитую руку). Древние арабы считали его повелителем небес, властелином грозы и дождя. За пределами Каабы были и другие идолы, большинство из которых представляли собой бесформенные камни. Культ камней самый древний у первобытных племен. Культ камней существовал также у финикийцев и ханаанеян.
Вокруг главного божества располагались идолы других аравийских богов. По преданию, до утверждения Ислама в святилище насчитывалось более 300 идолов.
Около них приносили жертвы и гадали. В святилище и вокруг него на запретной территории нельзя было ссориться, мстить кому бы то ни было, тем более проливать кровь — арабские племена поклонялись разным богам, но все одинаково чтили Каабу. Считалось, что если кто-либо оскорбит языческое божество, будет неминуемо наказан: заболеет проказой или лишится рассудка. Жили в Мекке иудеи, христиане, а также ханифы — аскеты и последователи веры пророка Ибрахима (Авраама) — благочестивые люди, исповедовавшие строгое единобожие, но ни к какой из этих религиозных общин себя не причислявшие.
Родившийся в Мекке, новый пророк по имени Мухаммад (по Корану — потомок пророка Ибрахима) повелел разрушить все идолы и очистил от них территорию вокруг Каабы. В настоящее время вокруг Каабы воздвигнута гигантская Запретная Мечеть.
Размеры Каабы
В настоящее время высота Каабы составляет 12,05 метров, и ее общая площадь равна 191 кв. м. Внутренняя площадь Каабы составляет 13х9 м. Ширина стен Каабы – 1 метр. Пол внутри на 2,2 метра выше, чем место, где совершается Таваф. Потолок и крыша сделаны из тика, который покрыт нержавеющей сталью. Стены сложены из камня, который отполирован с внутренней стороны. Это маленькое сооружение строилось и восстанавливалось Пророками Адамом, Ибрахимом, Исмаилом и Мухаммадом (мир им всем) — такой чести не удостаивалось ни одно здание. Тем не менее, немного известно о подробностях сооружения этого небольшого, но очень важного строения.
Ученые и историки утверждают, что реконструкция Каабы производилась от 5 до 12 раз. Впервые Кааба была перестроена Пророком Адамом. Аллах говорит в Коране, что это первое сооружение для поклонения Ему. При Пророке Ибрахиме размеры Каабы составляли:
— восточная стена – 14,80 метров;
— стена со стороны Хатем – 10 метров;
— сторона между Черным камнем и Йеменским углом – 9,15 метров;
— западная сторона – 14,2 метров.
Исходя из этого, можно предположить, что до эпохи Пророка Мухаммада Кааба реконструировалась несколько раз.
Каабу содержат в порядке представители семьи Бени Шейбе. Кааба открывается для посещения только во время церемонии омовения Каабы, которая проходит два раза в год: примерно за две недели до начала священного месяца Рамадана и за две недели до хаджа.
С давних пор мусульмане задавались вопросом: «Почему при молитве нужно обращаться к Каабе и почему землю вокруг Мекки Всевышний возвеличил над остальной, назвав ее «харам» – запретной?» Известный исследователь научных данных, содержащихся в Коране, Залюля Наджара в этой связи отсылает к хадису Пророка (мир ему и благословение): «Мекка была небольшим кусочком земли на воде, и вся суша распространилась оттуда».
Египетский же специалист, профессор географии Каирского университета доктор Хусейн Камалуддин, развивая данную мысль, научно установил, что впервые в результате вулканической деятельности над водой суша появилась именно там, где ныне стоит Кааба. И дальше земля начала распространяться оттуда. До этого вся планета была покрыта водой. Кроме того, на основании длительных расчетов и моделирования было доказано, что Кааба и Мекка являются центром всей суши. В этом нетрудно убедиться и самому, если все континенты соединить вместе.
Это научное открытие было официально заявлено в ноябре 1977 года. Ученые установили, что на том месте, где ныне находится Аравийский полуостров, в древности был суперконтинент Гондвана, который затем распался на семь континентов. Образование этого суперконтинента произошло в палеозойскую эру. Изначальный вид он сохранял и в первый период мезозойской эры. Но примерно 180 млн лет назад, во второй части мезозойской эры, в результате глобальных тектонических процессов материк Гондвана начал распадаться на континенты и принял те формы, которые мы привыкли видеть сегодня.
Хусейн Камалуддин также пишет, что в Мекке, а именно на месте, на котором стоит Кааба, находится магнитный центр Земли. К такому выводу ученый пришел после того, как установил, что если даже у Земли меняются магнитные полюса, то магнитный центр в Каабе остается прежним. Это он установил при вычислении направления к Каабе (кибла) из любой части Земли. К своему удивлению, ученый нашел, что это направление совпадает с направлением магнитных линий, которые со всех сторон вели в Мекку, к Каабе.
Помимо этого, д-р Камалуддин установил, что истинный магнитный меридиан Земли проходит не по г. Гринвич (Англия), как принято считать в мире, а по Мекке. Гринвичский меридиан, оказывается, перемещается при смене магнитных полюсов, меридиан же, проходящий по Каабе, остается на месте, так как магнитная ось Земли проходит именно через первый храм Единобожия.
Примечательно, что наука утверждает на сей счет также то, что в человеческом теле имеются магнитные меридианы, которые, в зависимости от того совпадают они с магнитными линиями Земли или пересекают их, оказывают благотворное или вредное влияние на организм человека.
Все это может быть причиной предписания обращаться в намазе и других случаях в сторону Каабы. Известно, что Пророк (мир ему и благословение) старался по возможности как можно чаще находиться по направлению к Каабе, где бы он ни был и что бы ни делал: вел беседу, возносил мольбу Аллаху или даже спал.
Также есть гипотеза ученых, что хождение паломников вокруг Каабы во время тавафа против часовой стрелки в определенной степени символизирует приобщение паломника ко вселенскому движению. Ведь, начиная с электрона и кончая галактиками, в мироздании все движется именно так.
В этой связи ученые выдвинули мысль, что хадис Пророка (мир ему), в котором сказано, что грехи паломников стираются и после хаджа они становятся как новорожденные дети, может быть связан с тем, что при обходе оси Земли негативная информация у верующего стирается.
Камалуддин рассматривает и другие хадисы по данной теме. «Над Каабой находится Байт уль-Ма’амур (небесное подобие Каабы), над ней ‘Арш (Трон Господень) и семь небес, под Каабой же находится семь земель». По его мнению, семь земель – это семь оболочек Земли, а семь небес – это семь небесных сфер нашей планеты.
Конечно, все это в огромной степени пока лишь догадки. Но многовековая история Ислама ясно показала, что во всех предписаниях Всевышнего есть огромный смысл и мудрость.
Кааба без Кисвы (черное покрывало)
Что внутри Каабы?
Доктор Музаммил Сиддики, президент Исламского Общества Северной Америки, имел возможность зайти внутрь Каабы в октябре 1998 года. В одном из своих интервью он рассказал о следующих деталях:
— внутри две колонны (другие говорят о трех);
— там находится стол, чтобы ставить на него какие-либо предметы, например, благовония;
— к потолку прикреплены две лампы;
— там может поместиться 50 человек;
— внутри нет электрического света;
— стены и полы сделаны из мрамора;
— внутри нет окон;
— верхние внутренние стены Каабы были закрыты занавесом, на котором была написана Калима (Шахада).
Реконструкция Каабы курайшитами
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) участвовал в восстановлении Каабы до того, как на него была возложена миссия Пророка. После внезапного наводнения Кааба была повреждена, ее стены растрескались, и потребовался ремонт. Право на проведение ремонта было возложено на четыре племени курайшитов, и пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) принял участие в этом строительстве. Когда были возведены стены, настало время вставить Черный камень (аль-хаджар аль-асвад) в восточную стену Каабы, и возник спор о том, кто заслуживает этой чести. Когда была готова разгореться междоусобная война, Абу Умайя, самый старый житель Мекки, предложил, что первый человек, который войдет в ворота мечети на следующее утро, разрешит этот спор. Этим человеком оказался Пророк. Жители Мекки восторжествовали: «Ему можно доверять (аль-амен)», — кричали они хором, — «это Мухаммад». Когда Мухаммад подошел к ним, они попросили его разрешить этот вопрос. Пророк Мухаммад предложил решение, с которым все согласились – положить Черный камень на плащ и внести его старейшинам четырех кланов, держась за его концы. Затем Пророк взял камень и вставил его в стену Каабы. Так как у племени Курайш не хватило средств, эта реконструкция Каабы не охватила всю площадь сооружения, построенного Пророком Ибрахимом. Так появилось здание кубической формы вместо прямоугольной, как оно было раньше. Та же часть, которая осталась снаружи, теперь называется Хатем.
Реконструкция после эпохи Пророка – Абдулла ибн аз-Зубайр
Сирийская армия разрушила Каабу в Мухаррам в 64 году по Хиджре (683 г.), и перед следующим хаджем Абдулла ибн аз-Зубайр (да будет доволен им Аллах) заново построил Каабу. Ибн аз-Зубайр хотел сделать Каабу такой, какой ее видел Пророк Мухаммад, на основании, заложенном Пророком Ибрахимом. По словам Ибн аз-Зубайра, он слышал, как Айша (да будет доволен ею Аллах) сказала: «Пророк изрек: «Так как твои люди отказались недавно от заблуждения (Неверия) и так как у тебя достаточно средств для ее восстановления , я бы добавил пять локтей от Хиджра. Я бы также сделал две двери: одну — для входа, а другую — для выхода». Ибн аз-Зубайр сказал: «Сейчас я могу так сделать, и я не боюсь мнения людей».
Как было сказано выше, Ибн аз-Зубайр построил Каабу на основании, заложенном пророком Ибрахимом. Крыша покоилась на трех колоннах из особой древесины Аоуд (ароматизированная древесина, которая обычно сжигается как благовоние в Аравии), и были сделаны две двери: одна – на восток, а другая – на запад, как того хотел Пророк. В Каабу был включен Хатем (Хатем – полукруглая часть, примыкающая к Каабе, окруженная низкой стеной). Абдулла аз-Зубайр также сделал следующие изменения:
— сделал небольшое окошко в крыше Каабы для проникновения в нее света;
— опустил дверь до уровня земли и сделал еще одну дверь;
— увеличил высоту Каабы на девять локтей (4 метра), и ее высота стала 20 локтей (9 метров);
— ширина ее стен составляла 2 локтя (90 см);
— сделал внутри три колонны вместо шести, которые были построены курайшитами.
Во время строительства Ибн аз-Зубайр соорудил вокруг Каабы четыре колонны и повесил на них занавес, который был снят только после завершения работ. Однако люди могли совершать Таваф вокруг этих колон, поэтому Таваф вокруг Каабы был всегда разрешен, даже во время ее восстановления.
Кааба во времена Абдула Малика бин Марвана
В 74 году Хиджра (или в 693 г. по григорианскому календарю) Аль-Хаджай бин Юсуф аль-Тагафи, известный тиран того времени, с одобрения халифа Умаяда Абдула Малика бин Марвана разрушил здание, построенное Ибн аз-Зубайром, и создал Каабу такой, какой она была во времена курайшитов. Изменения, которые он сделал, были следующими:
— он уменьшил объем сооружения, который не изменился до сегодняшнего дня;
— он отделил Хатем;
— он замуровал западную дверь (до сих пор заметны ее следы), но оставил восточную;
— разрушил стену, окружавшую Хатем;
— убрал деревянную лестницу, установленную ибн аз-Зубайром внутри Каабы;
— уменьшил высоту двери на пять локтей (2,25 метра).
Когда Абдул Малик бин Марван приехал для Умры, он услышал Хадис о том, что сам Пророк пожелал, чтобы Кааба была воссоздана в таком виде, в каком ее построил Абдулла аз-Зубайр, и пожалел о своих действиях.
Совет имама Малика халифу Харуну аль-Рашиду
Халиф Харун аль-Рашид захотел перестроить Каабу согласно желанию пророка Мухаммада, как это сделал Абдулла ибн аз-Зубайр. Но когда он посоветовался с имамом Маликом, имам попросил халифа изменить свое решение, потому Кааба не должна быть игрушкой в руках правителей, каждый из которых хотел разрушить, а потом заново отстроить ее. Послушавшись его совета, Харун аль-Рашид не стал перестраивать Каабу, и она оставалась в той форме, в какой ее построил Абдул Малик бин Марван, на протяжении 966 лет, не считая мелких ремонтных работ.
Реконструкция в эпоху султана Мурада Хана
В 1039 году по Хиджре (1629 г.) из-за сильных дождей, наводнения и града две стены Каабы были разрушены. Наводнение, во время которого это произошло, случилось в 19-го Шабана 1039 по Хиджре. Уровень воды поднялся почти на 3 метра, что составляло половину высоты стен Каабы. В четверг 20 Шабана 1039 г. по Хиджре восточная и западная стены упали. Когда уровень воды уменьшился в пятницу 21-го Шабана, началась подготовка к реконструкции здания. Как и во времена Абдуллы ибн аз-Зубайра, были установлены четыре колонны, на которых был повешен занавес, а 26-го Рамадана началось строительство. Остатки стен, кроме тех, которые были рядом с Черным камнем, были снесены.
Форма здания, построенного под покровительством и при поддержке султана Мурада Хана, была такой же, как и во времена Абдула Малика ибн Марвана, которая, в свою очередь, соответствовала размерам здания, воздвигнутого курайшитами.
28 Раджаба 1377 года по Хиджре (1957 г.) один из историков подсчитал, что количество камней Каабы, имеющих разную форму, равно 1614, однако не были учтены камни, которые находились внутри стены.
Реставрация Каабы в 1996 году
Большая реконструкция Каабы была проведена в период между маем и октябрем 1996 года, спустя почти 400 лет после эпохи султана Мурада Хана. Во время этой реконструкции из первоначальных материалов остались только камни, а все другие элементы были заменены, включая крышу.

Итак, ее построил первый человек Адам (мир ему!). Это − первое сооружение человека на земле, первый дом, воздвигнутый с целью поклонения Единому Богу!

«Воистину, первый Дом, который был воздвигнут, чтобы люди , – это тот, который в Бакке. Он благословен и служит руководством к истине для обитателей миров. В том Доме – ясные знамения для людей. Это – место стояния Ибрахима. Тот, кто войдет в этот Дом, будет в безопасности. Аллах обязывает тех людей, кто в состоянии совершить поездку, отправляться в хадж к Дому. А если кто-либо не верует , то ведь Аллах не нуждается в обитателях миров» (Коран, 3: 96−97).

Достоверно известно о том, что Каабу восстановил после всемирного потопа Ибрахим (мир ему!) со своим сыном Исмаилом. На то время в ее окрестностях жили сын его Исмаил и племя Джурхума (родом из Йемена). Сооружение Ибрахима (мир ему!) оставалось нетронутым вплоть до времени его перестройки племенем аль-Амалика и позже племенем Джурхума.

Когда во втором столетии до хиджры управление Каабой перешло в руки Кусая ибн Килаба – предка пророка (мир ему и благословение!), он разобрал ее и заново отстроил на твердом фундаменте, соорудив крышу из пальмовых стволов. На одной из сторон им был также построен «Дару-н-Надва» (Дом собрания) – место, с которого он осуществлял правление и где держал совет со своими сподвижниками.

Позже он разделил все стороны Каабы среди различных родов Курайшитов, каждый из которых строил дома на отведенной ему стороне. Двери их открывались в направлении Каабы.

За пять лет до начала миссии пророка (мир ему и благословение!) случившееся наводнение разрушило строение. Обязанности, связанные с ее отстройкой, Курайшиты поделили между собой. Для ее постройки они наняли римского строителя и египетского плотника, который должен был помогать в столярных работах.

Когда пришло время установления черного камня (по преданию, спущенного из рая вместе с Адамом и Евой), возник спор о том, какой род должен быть удостоен чести установления камня на его место. Тогда они обратились к Мухаммаду (мир ему и благословение!), которому на то время исполнилось тридцать пять лет, с просьбой разрешить их спор, ибо глубоко верили в его мудрость и рассудительность.

Взяв плащ, он поместил на него черный камень, после чего велел взяться всем за края плаща и вместе поднять его. Когда камень принесли обратно и подняли на необходимую высоту (по восточному углу), он взял его и собственноручно установил на место.

К тому времени средства Курайшитов были истощены, и они решили уменьшить одну из сторон Каабы – именно так она и выглядит в наше время, поскольку часть первоначального строения была исключена. Это место носит название «хиджр Исмаил» («запретное место Исмаила»).

Конструкция Каабы

По форме Кааба является почти кубическим строением, в которое вмонтированы тяжелые темные синевато-серые камни. Сейчас в высоту она достигает шестнадцати метров. Во времена пророка (мир ему и благословение!) она была значительно ниже, что можно заключить из следующего факта: в день открытия Мекки пророк (мир ему и благословение!) поднял себе на плечи Али ибн Абу Талиба, чтобы тот смог сбросить идолов, расположенных на крыше Каабы.

Северная стена (обращенная к хиджр Исмаил), через которую подается вода, и противоположная ей (южная) достигают в длину десять метров и десять сантиметров, тогда как восточная, в которой встроена дверь, и западная имеют двенадцать метров в длину. Дверь находится на высоте двух метров над землей.

Черный камень установлен в восточном углу, поэтому для входящего в двери он оказывается слева. Камень установлен на высоте полутора метров от земли (то есть над уровнем места обхода). Во время обряда таваф (кружения) вокруг Каабы паломники стараются притронуться или поцеловать камень как дань тому, что делал пророк Мухаммад (мир ему и благословение!) во время хаджа. В исламе данный обряд имеет лишь символическое значение, то есть камень воспринимается верующими просто как камень.

Хаджар аль-Асвад (черный камень) представляет собой твердую массу (не известного пока науке происхождения), похожую на скалу. Черный камень не висит в воздухе, а вставлен в один из углов Каабы. Черный камень имеет неправильную овальную форму черного цвета с алым оттенком, на нем есть красные пятнышки и желтые волнистые линии, появляющиеся в местах соединения отколовшихся частей. Его диаметр составляет около тридцати сантиметров.

С древних времен углы Каабы именуются «аль-Аркан» (множественное число от «ар-Рукн», столб). Северный − Ираки Рукн (иракский), западный – Сирийский, южный – Йеменский и восточный (в нем установлен черный камень). Место между дверью и черным камнем называется «аль-Мультазам» (буквально место, которому он остается верным), поскольку совершающий обход твердо держится его, молясь и взывая к Аллаху.

Желоб, встроенный в северной стене и называемый желобом милосердия, впервые был вмонтирован аль-Хаджаджем ибн Юсуфом. В 954 году турецкий Султан Сулейман заменил его на серебряный, который, в свою очередь, в 1021 году был заменен Султаном Ахмадом на серебряный с позолотой. В 1273 году хиджры турецкий Султан Абдул-Маджид сменил его на золотой, таким он остается и поныне.

Покрывало Каабы

Относительно покрывала Каабы известно, что Тубба (титул королей Йемена) Абу Бакр Асад первым покрыл Каабу полотнами, украшенными серебряным шитьем. Его преемники следовали данному обычаю.

Пророк (мир ему и благословение!) покрыл Каабу йеменскими тканями. Эта традиция была продолжена, и покрывало называется по-арабски «кисва». Когда халиф Аббасидов приехал для совершения паломничества, смотрители дома пожаловались ему на большое число покрывал, которые накопились на крыше, подвергая ее тем самым опасности обрушения. Халифом был отдан приказ об их устранении. С тех пор каждый год старое покрывало должно было сменяться новым, на котором вышиты аяты из Священного Корана. Этой традиции следуют и по сей день. А фрагменты ткани «кисвы» с вышитыми аятами Священного Корана преподносят в дар разным странам от имени короля Саудовской Аравии, так как он имеет титул хранителя двух святынь (Мекки и Медины).

Забота (попечительство) о Каабе

Попечительство над Каабой оставалось за родом Хузаа вплоть до времени Халиля аль-Хузаи. Он назначил свою дочь (которая вышла замуж за Кусая ибн Килаба) своей преемницей и наделил человека из своего рода – Абу Габшана аль-Хузаи − правом открывать и закрывать двери. Абу Габшан продал свое право Кусаю ибн Килабу за одного верблюда и полный мех вина.

Право заботы о Каабе впоследствии было передано Курайшитам. Положение дел сохранялось до тех пор, пока пророк (мир ему и благословение!) не вступил в Мекку и, войдя в Каабу, не приказал выбросить все изображения и разрушить всех идолов.

Место стояния Ибрахима (мир ему!) – камень, на котором остались отпечатки его ног во время его молитвы. Над ним на четырех столбах был построен купол. В этом месте после совершения обхода люди часто выстаивают молитвы.

Значение Каабы

Каабу высоко чтили многие народы и племена, жившие на Аравийском полуострове. Евреи чтили Каабу и поклонялись там Богу согласно религии Авраама (Ибрахима) (мир ему!). В Каабе раньше находилось много рисунков и изображений, в том числе Ибрахима и Исмаила (мир им!) с пророческими стрелами в руках. В ней находились также образы Девы Марии и Исы, сына Марии (мир им!), это свидетельствует о том, что христиане также, подобно евреям, почитали Каабу.

Арабы всегда относились к Каабе с наивысшим уважением. С самых ранних времен они веровали, что Кааба – дом Аллаха, и совершали паломничество к ней со всех уголков своих земель. Они знали, что Каабу построил Ибрахим (мир ему!) и что паломничество к ней является частью религии, унаследованной ими от него.

Забота о Каабе была поручена Исмаилу (сыну Ибрахима), и он передал это право своим потомкам. Со временем численность и мощь Исмаилитов значительно возросли. Вождем Исмаилитов в то время был Амр ибн Лахий, глава одного из родов Хузаа. Он стал владыкой Мекки и взял в свои руки попечительство над Каабой. Именно он отошел от религии ханифа (единобожия), установил идолов в Каабе и призвал людей поклоняться им. Первым идолом, который он поставил, был Хубал, привезенный им из Сирии, позже появились и другие.

Постепенно в Каабе было собрано множество идолов, и среди арабов распространилось идолопоклонничество. Первоначальная религия единобожия предка арабов Ибрахима (мир ему!) была искажена и забыта, пока Аллах не послал Своего пророка и посланника Мухаммада (мир ему и благословение!) с миссией призыва к единобожию.

Поделиться
Другие статьиЗа всю историю ислама хадж был отменен около 40 раз. Когда и почему? Просвещение / 8 апреля 2020 /Судный день — плата за нашу свободу! Что такое предопределение? Надо знать / 31 марта 2020 /«Ассаляму Алейкум” — приветствие мусульман Просвещение / 15 апреля 2020 / Показать ещеСегодня наступает ночь «Бараат». В чем ее особенность? Просвещение / 7 апреля 2020 /Таравих намаз: правила чтения! Ответы на самые важные вопросы. Просвещение / 27 апреля 2020 /Как ислам может решить мировой экономический кризис? Надо знать / 20 марта 2020 / Айкол Болотбекова Не забудьте выплатить закят! Все о том, как его высчитывать? Просвещение / 28 апреля 2020 / Итоги Шатра Рамадана 2020: 1110 семей получили продукты питания. Надо знать / 28 мая 2020 / Умма 8 правил здорового сна от Пророка Мухаммада (мир ему) Просвещение / 13 марта 2020 / Айжамал Айдарбекова

Ежегодно, в священный месяц Зуль-хиджа, мусульмане всего мира стремятся совершить паломничество в Мекку. Это событие считается главным из пяти столпов исламской культуры и может быть большим – хадж, или малым – умра. Далеко не всякий мусульманин способен осуществить путешествие во славу Аллаха, так как для этого требуется хорошее здоровье, стабильное финансовое положение, четкое намерение, понимание смысла и цели. Знакомство с видами паломнических туров, правилами и особенностями поведения помогут правильно подготовиться и выполнить важнейший долг истинно верующего человека.

История появления

Традиция паломничества мусульман в Мекку ведется со времен Адама и Хавы. После изгнания из Рая они были прощены Всевышним и возвели молельный дом для религиозных обрядов. Храм находился на месте нынешней Каабы, но был разрушен во время Всемирного потопа.

Святыня требовала восстановления. По окончании потопа Всевышний велел пророку Ибрахиму с семьей идти по указанному пути, который привел странников в Мекку. На том же месте была построена новая Кааба. Возвели ее Ибрахим с сыном Исмаилом. Их пример вдохновил мусульман на совершение подобного богоугодного деяния – хаджа в Мекку и посещения святых мест.

Со временем интерес к паломничеству у мусульман стал угасать. Вновь пробудил его пророк Муххамед. Он напомнил верующим о главной сути ритуала, призвал к единению с Аллахом, поклонению и отказу от гордыни, миру и спокойствию.

Истинный смысл пути в Мекку

В религиозной жизни мусульман существует пять основных заповедей или столпов, соблюдение которых закреплено верой во Всевышнего и глубоко укоренившимися традициями:

  • шахад – нет Бога, кроме Аллаха, всякое намерение, действие, молитва начинаются с Его имени;
  • салят – пять ежедневных молитв, совершаемых в определенное время по установленному порядку;
  • закят – ежегодный налог для духовного очищения в пользу бедных или на развитие исламских проектов и традиций;
  • сыям – пост в священный месяц Рамадан, послабления допускаются для детей, беременных женщин, больных и немощных;
  • хадж в Мекку – главная цель, к которой нужно стремиться, но лишь праведным путем и выполняя остальные заповеди.

Хадж – это не просто путешествие, а путь с конкретной целью. Каждый правоверный мусульманин, будь то мужчина или женщина, должен хотя бы единожды совершить паломничество в Мекку. Но прежде – определить свое намерение, основанное на вере и личных убеждениях. Аллах допускает несколько возможностей:

  • покорность и смирение – выражается в отказе от роскоши и мирской суеты;
  • благодарность за то, что Аллах даровал две милости – здоровье и финансовое благополучие;
  • единение душ – социальные, расовые и другие различия не имеют значения на жизненном пути;
  • единобожие – любое слово, действие, мысль истинных мусульман во время паломничества посвящаются Аллаху;
  • подготовка к Судному дню – хадж в Мекку напоминает о неизбежности встречи с Всевышним, позволяет подготовиться, упорядочить мысли.

Каждый, прошедший сложный, но радостный для мусульманина путь паломничества, получает безграничную любовь Аллаха, Его одобрение, поддержку, помощь в делах.

Виды мусульманского паломничества

Знание терминологии поможет не ошибиться с выбором тура в Саудовскую Аравию, посетить все запланированные святые места и выполнить намерения в полном объеме.

Паломничество мусульман в Мекку называется хаджем, если оно происходит в определенный период, с точным соблюдением ритуалов, и завершается в праздник Курбан-байрам. Каждый год происходит смещение дат, так как лунный календарь Хиджра отличается от григорианского. Раз в 33 года появляется уникальная возможность провести хадж дважды.

Такое паломничество у мусульман считается обязательным. Иногда оно называется большим хаджем. Совершить это путешествие – главная цель истинно верующего человека, но только при наличии всех необходимых условий. Хадж умра считается малым и не является обязательным. Его можно совершать в любое время, кроме периода со дня Арафа до праздника Курбан-байрам.

Хадж и умру позволяется совместить или выполнить отдельно. Паломничество мусульман в Мекку включает три варианта – ифрад, киран, тамату. Что выбрать – зависит от финансовых возможностей и наличия свободного времени.

Ифрад – это непосредственно хадж без умры. Подходит для тех, кто ограничен во времени, но свободен финансово и имеет возможность посетить Мекку еще не раз для совершения умры или повторного хаджа.

Киран – умра и хадж, объединенные в одно событие и выполненные последовательно друг за другом. Такое паломничество выбирают люди, планирующие посетить Мекку единственный раз или готовые выдержать достаточно длительное и напряженное путешествие.

Тамату – выбор тех, кто не ограничен финансовыми и временными рамками. Умра и хадж выполняются отдельно, с перерывом и в полном объеме. У паломников есть возможность находиться в Саудовской Аравии длительное время, совмещать религиозную и светскую жизнь.

Цена каждого тура формируется индивидуально. Узнайте заранее, сколько стоит ваше путешествие и приготовьте необходимую сумму денег с запасом на личные расходы.

Программа хаджа в Мекку

Перед совершением умры или хаджа паломник должен войти в ихрам. Это и белые одежды, и особое состояние, подразумевающее определенные запреты и четкие намерения. Далее следует соблюдение обязательных ритуалов.

Для умры:

  • таваф – семикратный обход вокруг Каабы;
  • намаз – два ракаата молитвы;
  • сай – бег между холмами Сафа и Марва;
  • таксир – остригание волос и ногтей.

Завершив сай, паломники посещают святой источник Зам-зам. Они пьют воду, набирают в бутылки, пропитывают одежду. Малое паломничество в Мекку можно считать законченным. Всякий выполнивший его, не освобождается от хаджа, но получает благословение и помощь Всевышнего. Умра в месяц Рамадан приравнивается к хаджу.

Большое паломничество начинается на 8 день Зуль-хиджа. Совершив полное омовение, паломники входят в ихрам и направляются к долине Мина, что в 10 км от Каабы. Далее их путь лежит в долину Арафат, чтобы в полдень 9 дня выполнить главный обряд – предстояние на горе Милости. Ритуал длится до захода солнца. День Арафа считается главным событием хаджа.

Ночь проходит в долине Муздалиф, где собираются камни для следующего ритуала. Утром 10 Зуль-хиджа в долине Мина совершается обряд бросания камней, символизирующий изгнание дьявола. Паломники вновь состригают волосы, женщины – небольшую прядь. Затем в жертву приносится животное – овца, баран, молодой верблюд и начинается Курбан-байрам.

Совершается прощальный обход Каабы. Паломники приближаются к двери, простирают в ее сторону руку, читают молитвы с просьбами о милости и прошении грехов. С 11 по 13 день Зуль-хиджа продолжаются жертвоприношения, бросание камней в долине Мина во все три столба. В заключение присваивается почетный титул, мужчинам – хаджи, женщинам – хаджа.

Основные святыни

Паломничество мусульман в Мекку начинается с облачения в ихрам. Это можно сделать в микате, специальном месте в 4 км от Каабы, или прямо в самолете, женщины и мужчины летят раздельно. Основные события хаджа происходят в мечети Масджид аль-Харам.

Название переводится, как Запретная (Заповедная) мечеть. Здание постоянно реконструируется, расширяется, оснащается современными инженерными сооружениями. Храмовый комплекс занимает огромную территорию, где и находятся главные мусульманские святыни.

Кааба

Кубическое строение, высотой 13,1 метра – это Кааба. Второе название – священный дом, место расположения точно совпадает с магнитным центром Земли, углы четко направлены на четыре стороны света. Произнося молитву, мусульмане всего мира обращаются лицом в ее сторону, паломники имеют возможность прикоснутся к главной святыне.

Достоверно неизвестно, кто и когда возвел Каабу. Возможно, создателем был Адам, первый человек на Земле. Но постройка разрушилась во времена Великого потопа. Красивая легенда гласит, что восстановил ее пророк Ибрахим со своим сыном Исмаилом по велению Всевышнего.

О Каабе кратко:

  • раньше двери храма были открыты для всех желающих;
  • сейчас попасть внутрь нельзя даже во время хаджа;
  • исключение делается два раза в год для самых почетных гостей;
  • дверь расположена на высоте 2,5 м от основания;
  • на ее изготовление было потрачено около 280 кг золота;
  • ключи находятся у рода, избранного еще пророком Мухаммедом;
  • стены укрывает черное шелковое покрывало – кисва;
  • раз в год его заменяют новым, старое режут на лоскуты и раздают паломникам.

Кааба неоднократно реставрировалась, последний раз в 1996 году. Неизменной остается кубическая форма и главная особенность святыни.

Черный камень

В восточный угол Каабы вмонтирован черный булыжник. Сейчас он облачен в серебряную оправу, так как сильно пострадал во время похищения сектой курмутидов. Историю появление этого камня и его необычный цвет описывает древнее предание.

Во время строительства пророк Ибрахим хотел отметить место, означающее начало семикратного обхода, подобного тому, что совершается в Раю вокруг небесного храма. Его сын Исмаил отправился на поиски подходящего камня.

Не найдя ничего примечательного и вернувшись, юноша увидел, что отец уже вмонтировал в стену необычный белый камень, в котором просматривались очертания Рая. Его принес Ибрахиму ангел. Чистый цвет постепенно мутнел от человеческих грехов и в результате стал черным.

Во время паломничества мусульмане стараются дотронуться до камня рукой или поцеловать его. Это не является обязательным ритуалом или целью хаджа. Так повелось с тех времен, как сам пророк Мухаммед прикоснулся к особенному булыжнику тростью.

Колодец Зам-зам

Святой источник появился для спасения жены и сына Ибрахима, оставленных им в пустыне по велению Аллаха. Всевышний не принял в жертву младенца. Когда растерянная женщина металась между холмами Сафа и Марва в поисках еды и воды, он дал ей живительную влагу.

Большое и малое паломничество в Мекку включает обязательный ритуал. Семь раз необходимо пробежать или пройти быстрым шагом от холма к холму и насладиться водой из святого источника. Она обладает поистине уникальными свойствами:

  • чистая – отсутствуют все виды органических загрязнений;
  • целебная – содержит вещество, улучшающее внутриклеточный обмен;
  • обладает антибактерицидными и противовоспалительными свойствами;
  • долго хранится без потери вкусовых и оздоровительных качеств.

Вода из колодца Зам-зам помогает только истинным мусульманам, поклоняющимся Аллаху, верящим в его могущество.

Подготовка к паломничеству

Важнейшее в исламской религии событие у некоторых случается один раз в жизни, у других чаще, но ценность от этого не умаляется. Долг всякого правоверного мусульманина – тщательно подготовиться к паломничеству в Мекку в материальном, физическом, моральном плане.

Забота о душе и теле:

  • раздайте долги, оставьте деньги на проживание семье, обеспечьте себе финансовую свободу в путешествии;
  • если есть длительные кредитные обязательства – закройте текущие и получите разрешение кредитора;
  • средства для паломничества ложны быть заработаны честным путем;
  • четко определитесь с намерением и убедитесь, что оно искреннее;
  • разрешите конфликты – отпустите обиды, попросите прощения, если виноваты;
  • обучайтесь – читайте религиозную литературу, вникайте в смысл молитв и ритуалов;
  • будьте в хорошей физической форме, заранее уделите больше внимания тренировкам на выносливость;
  • сделайте обязательную вакцинацию, необходимую для прохождения таможенного контроля;
  • выучите несколько распространенных арабских слов и фраз;
  • сделайте копии всех документов и держите их в надежном месте.

Паломничество мусульман в Мекку попадает под категорию религиозного туризма. Чтобы поездка была безопасной, обращайтесь к надежному оператору. Выбирайте тур с подходящими условиями по цене и комфорту.

Необходимо и желательно взять с собой:

  • биометрический загранпаспорт, действительный еще минимум полгода;
  • копию гражданского паспорта;
  • два цветных фото 4х6 см;
  • документ о принятии ислама;
  • маски для лица, антибактериальные салфетки или гель для рук;
  • светлую одежду из натуральных тканей, удобную обувь;
  • средства личной гигиены без парфюмерных отдушек;
  • лекарства от простуды, кишечных расстройств, аллергических реакций;
  • молитвенный коврик, спальный мешок, если планируете ночевать в палатке;
  • Коран или религиозную книгу малого формата.

Будьте готовы, паломничество в Мекку – это неизбежное столпотворение людей и возможные давки. Не подвергайтесь панике, договаривайтесь о встречах в приметных местах, носите с собой карточку паломника, адрес отеля на английском и арабском языках.

Особенности паломничества для женщин

Женщины, исповедующие ислам, могут совершать хадж и умру наравне с мужчинами. Паломничество мусульман в Мекку не разделяется по половому признаку. Но для слабого пола существуют некоторые ограничения.

Женщина моложе 45 лет может совершить первое паломничество только в сопровождении мужа или махрама, близкого совершеннолетнего родственника. Строгих требований к внешнему виду нет. Рекомендуется светлая одежда простого кроя и любая удобная обувь.

Естественные физиологические циклы не считаются препятствием для совершения паломничества. Женщинам разрешается в особые дни выполнять обязательные ритуалы, исключается только обход Каабы.

Запрещается:

  • показывать волосы;
  • касаться мужчин, даже в толпе;
  • пользоваться декоративной косметикой, парфюмерией;
  • громко разговаривать и произносить молитвы;
  • скрывать лицо и кисти рук после вхождения в ихрам.

Нельзя выщипывать брови, стричь ногти, терять волосы даже во время расчесывания. Позаботьтесь о плотной прическе, заплетите косу или соберите тугой пучок. В остальном паломничество мусульман в Мекку для мужчин и женщин практически не имеет отличий.

Препятствиями могут служить – плохое здоровье, отсутствие денег, юный возраст. Дети, путешествующие с родителями, во взрослом состоянии должны совершить хадж самостоятельно. Паломничество для мусульман в долг недопустимо. Обеспеченный, но нездоровый человек может отправить вместо себя представителя, оплатив за него расходы.

Совершить паломничество – священный долг всякого мусульманина и главный из пяти столпов ислама. Путешествуйте в Мекку вместе с «УммаТур»!

Поделитесь с друзьями: Подпишитесь на новые статьи

Подписываясь, даю согласие на обработку персональных данных.

Кааба – небольшое строение в Мекке, символ мусульманской веры. Строительство первой Каабы, по преданию, вел изгнанный из рая Адам. Во время потопа первая Кааба вознеслась на небеса (или просто разрушилась), а после была заново отстроена Авраамом.
Работал пророк вместе с сыном Измаилом, а помогал им архангел Гавриил. В частности, архангел предоставил строителям левитирующий камень – чтобы не пришлось морочиться с лесами. Помогавший строительству камень сохранился доныне, причем с отпечатками ног самого Авраама.
Впоследствии Кааба не раз подвергалась перестройке. За последние десятилетия Кааба «оделась» в мрамор, украсилась золотом и шелком.
Особый интерес вызывает Черный камень Каабы – составной минеральный объект, оправленный в серебро и прикрепленный (серебряными же гвоздями) к восточному углу Каабы. Расположенный на высоте чуть более полутора метров, Черный камень открыт обзору и прикосновениям верующих.
Почитание Черного камня – обязательный элемент хаджа. История Черного камня Каабы богата событиями и тайнами.

Черный камень с точки зрения минералога

Какие-либо научные исследования Каабы и ее элементов запрещены. Поэтому точного минералогического портрета черного камня не составить. Высокообразованные мудрецы, удостоенные чести прикоснуться к Черному камню Каабы, рассказывают о нем как о нескольких осколках, сцементированных вместе, и являющих собой довольно крупную (16 х 20 см) овальную вставку в массивную оправу из серебра.
С давних пор бытует мнение, что Черный камень относится к агатам, хотя может быть и яшмой. Сторонние наблюдатели высказывали предположение, что Черный камень Каабы является раздробленным осколком обычного базальта, слагающего окрестные горы.
Предания гласят, что Черный камень прежде сиял белизной (аргумент в пользу силикатной природы минерала), а почернел от грязи людских грехов. Более прозаическая версия гласит о пропитывании кремня маслами после многочисленных миропомазаний камня. С течением времени жиры окислились и распались, поэтому чернота священного символа веры естественна – это чернота углерода.
Весьма здравое предположение в 1980-м году высказала Элизабет Томпсон из университета Копенгагена. По дошедшим до наших дней сведениям, Черный камень был ниспослан людям Небесами – и не тонул в воде. Что свидетельствует, рассудила Томпсон, о метеоритном происхождении святыни – во-первых, и о пористой структуре – во-вторых. Черный камень, вполне вероятно, образовался из смеси земных пород с метеоритным материалом в момент соударения достаточно крупного небесного гостя с поверхностью Земли.

Откуда родом Черный камень Каабы?

В пользу версии датского специалиста говорит наличие в тысяче километров от Мекки импактного кратера Вабар. Правда, ученые не могут окончательно датировать катастрофическое событие. Большинство геологов склоняется к мысли о ветхозаветном возрасте кратера, предполагая, что удар металлического метеорита произошел за две-четыре тысячи лет до Новой Эры. Кое-кто полагает, что падение метеорита случилось много позже, всего несколько сот лет назад.

Однако именно твердое и хрупкое стекло естественного происхождения как нельзя лучше соответствует описанным качествам Черного камня. Неоднородности, отдельные кристаллы кварца, полосы сплавленных песчинок, вспененная и застывшая стеклянистая масса вполне могут и плавать, и впитывать миро, и разрушаться под ударами завоевателей и осквернителей.

Долгая и сложная история Черного камня

Традиция почитания Черного камня зародилась еще в доисламские времена. Множество столетий назад этот осколок (тогда еще не черный) принадлежал племени курайшитов, впечатленных, возможно, необычным происхождением камня.
Во времена становления ислама пророк Мухаммед вел решительную борьбу против идолопоклонства во всех его проявлениях, однако Черный камень – пощадил. Скорее всего, только потому, что сам принадлежал к курайшитам, и Черный камень для него, вероятно, был объектом еще детского познания мира.
Следует отметить, что ислам исключает какое-либо одухотворение Черного камня. Для мусульман Черный камень, во-первых, предмет божественной природы, элемент рая, оставленный изгнанному Адаму на память; а во-вторых – и в-главных! – Черного камня касались руки пророка Мухаммеда.
Почитание Черного камня суть есть следование пути, указанном Мухаммедом – а сам артефакт никак не влияет на жизнь, «… не наносит вреда и не приносит пользы».
Ревностное отношение мусульман к Черному камню всегда возбуждало воителей ислама. Символ веры похищали, чтоб после вернуть за огромный выкуп. Черный камень разбивали, пытались осквернить или сделать предметом магического культа… Бестолку! Чтимый правоверными, Черный камень и сегодня находится там, куда его поместили отцы веры.

Легенды Черного камня

В народе о Черном камне Каабы ходят многочисленные легенды. Одна из них гласит, что этот небольшой кусок породы являет собой ни что иное как конгломерат окаменелых ангелов, приставленных охранять то ли Каабу, то ли Мекку, то ли весь исламский мир.
О происхождении Черного камня говорят двояко. По мнению некоторых верующих, Аллах вручил камень покидающему рай Адаму. По другой версии, Адам самолично прихватил камень из райской молельни, чтобы иметь возможность хотя бы иллюзорного приближения к богу. Иные верующие убеждены, что Черный – тогда еще белый – камень принес к месту строительства Каабы архангел Гавриил, взяв его с вершины соседней горы.
Говорят также, что Черный камень может защищаться от иноверцев и нечестивцев. Будто бы тысячу лет назад некто попытался разбить реликвию – и погиб на месте. Камень же получил совершенно незначительные повреждения.
Исламское духовенство спокойно относится к народному творчеству. Позиция лидеров ислама непоколебима: Черный камень Каабы – реликвия, зримый свидетель жизни Мухаммеда. Не более того, но и не менее!
А вы читали другие статьи этого раздела?
Загадки, гипотезы, сенсации.

  • Поющие пески барханов и дюн
  • Моаи – каменные исполины острова Пасхи
  • Мастаба древнее пирамид
  • Абу-Симбел – скала, вмещающая храм
  • Пирамиды фараона Снофру
  • Египетские пирамиды: история
  • Трованты
  • Долина кувшинов в Лаосе
  • Капля Руперта
  • Из чего и как построен Мачу-Пикчу?
  • Хрустальные черепа
  • Стоунхендж – каменный свидетель незапамятной старины
  • Александровская колонна
  • Черный камень Каабы
  • Фульгурит — след молнии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *