Храм кадаши


Всего 37 фото
Напротив Кремля, за слободой Садовники, Царицыным лугом и Болотом, в Замоскворечье, располагалась одна из самых больших и богатых слобод в Москве в XVII в. – дворцовая Кадашевская слобода. Ее исторические границы проходят по современным Кадашевской набережной, улицам Большой Ордынке и Якиманке. С запада Кадашевская слобода граничила с Голутвинской слободой, с востока с ней соседствовали Стрелецкие слободы, а с юга – Всполье и Казачьи слободы. Название слободы произошло от села Кадашево, о котором впервые упоминается в завещании великого князя Ивана III сыну Василию в 1504 году. Распространено мнение, что в названии села было отражено главное занятие его жителей в XV-VXI веках – изготовление кадей (бочек). Однако, это не находит точного документального подтверждения.
На территории Кадашевской слободы находилось несколько храмов. В XV веке были построены церковь Воскресения Христова в Кадашах, а также церковь Иоакима и Анны, давшая название улице Якиманке — она находилась на юго-восточной окраине Кадашевской слободы, на современном пересечении Б. Полянки и Б. Якиманки, первоначально была деревянная, а в конце XVII в. заменена каменной. До наших дней она не сохранилась. Продолжение под катом.
Будет много фотографий поскольку главным для меня было — попытаться передать больше Красоты и удивительно духовной возвышенной жизнеутверждающей силы в светлой архитектуре Воскресенского храма. В первой части мы остановимся на истории церкви, осмотрим преимущественно южную сторону храма; во второй, в основном северную, уделим внимание территории церкви, усыпальнице под храмом прп. Иова Почаевского и рассмотрим в деталях Поклонный крест храма и историю недавнего захоронения в этом месте старых останков прихожан Воскресенского храма.
В XVI-м веке в Кадашевской слободе были построены еще несколько деревянных храмов: церковь Григория Неокесарийского на Полянке, церковь Николы в Толмачах и церковь Космы и Дамиана в Кадашеве, которая была возведена во время царствования Ивана Грозного в связи с основанием Государева хамовного двора. Все храмы были перестроены на каменные во второй половине XVII века. К сожалению, церковь Космы и Дамиана не сохранилась – она стояла в начале Большой Полянки у Малого Каменного моста.
Центром Замоскворечья еще до образования Кадашевской слободы стал храм Воскресения Христова. Переписная книга 1631-1632 гг. указывала местоположение Кадашевской слободы между Болотом, Полянской площадью, на востоке – Ордынкой, а на западе – Якиманкой.


Храм Воскресения Христова в Кадашах. Фото 1910-1917 годов.
Местоположение храма – напротив Кремлевского Успенского собора, между двух основных дорог на юг – Полянкой и Ордынкой, определяло его важное стратегическое положение и духовную значимость.


Первое упоминание об этой деревянной церкви находится в грамоте московского воеводы – князя Ивана Юрьевича Патрикеева своим сыновьям, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Это наименование было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. А с 1625 года появляются регулярные записи о храме в Патриарших окладных книгах.


Храм Воскресения Христова в Кадашах. Фото 1882 года.
По мнению современных ученых церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой и была «соборным» храмом Замоскворечья. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском.


Вид на Кремль с колокольни Воскресенской церкви. Фото 1856 года.
Первое каменное здание, построенное в 1657 году, просуществовало не более 30 лет, и в 1687 г. при патриархе Иаокиме было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Строительство осуществлялось на средства жителей Кадашевской слободы – гостей (купцов) Кондрата Марковича Добрынина и его сына Лонгина Кондратовича. Усердием Лонгина Добрынина была также построена церковь Николы в Толмачах в 1697 г.
В расходной Патриаршей книге сообщается, что Кадашевский храм «начат строением при святейшем Патриархе Иоакиме в 1687 году, окончен же строением при следующем Патриархе Адриане в 1695 году». Патриарх Адриан 13/26 января 1695 г. г. «ходил на освящение церкви Воскресения Христова, что за Москвою-рекою, в Кадашове, и после освящения служил Божественную Литургию». Южная апсида и фрагмент юго-восточного угла четверика, сохранившиеся от древней церкви 1657 г., были встроены в новое сооружение. А в 1695 г. была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня, которая получила в народе название «свеча».


«Кадашевская свеча». Вид на Воскресенскую церковь с 1-го Кадашевского переулка.
Предполагается, что строителем храма был Сергей Турчанинов, сподвижник Патриарха Никона, завершивший после его смерти Воскресенский собор в Ново-Иерусалимском монастыре.


До постройки колокольни облик церкви был несколько иным. С западного, северного и южного фасадов храма были пристроены три широкие лестницы, которые поднимались к галерее-гульбищу, вели к порталам второго этажа.


Апсиды второго этажа первоначально были небольшими, что позволяло сделать круговой обход по верху апсид. Подобный прием был применен при строительстве Воскресенского собора Ново-Иерусалимского монастыря – любимого детища патриарха Никона.

В 1695 г. три лестницы были разобраны, с западной стороны пристроена колокольня высотой более 43 метров. Это во многом обогатило художественный образ храма.

Имеются сведения о первоначальной покраске храма: «стены ее были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой».

Церковь Воскресения Христова в Кадашах является выдающимся памятником «московского барокко». Этот стиль характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Церковь входит в основные издания, посвященные истории русской архитектуры, и в наши дни привлекает внимание своей красотой, являя высоту русского художественного гения.

Изысканность образа памятника достигается белокаменной резьбой. Все детали – наличники окон, порталы, гребешки, карнизы бережно сглаживают сухость и строгость кирпичной кладки.

В храме Воскресения Христова в Кадашах четыре алтаря. Верхний храм с одним, главным престолом Воскресения Христова, в честь которого назван и весь храм, был летним, холодным. Нижний храм, с тремя престолами, был теплым, отапливаемым двумя изразцовыми печами. Центральный придел нижнего храма посвящен Успению Божией Матери, правый придел был освящен в 1704 г. и посвящен Тихвинской иконе Божией Матери. В 1772 г. был освящен левый придел в честь святителя Николая Чудотворца.

Иконостас Верхнего храма. XIX век.
Кадашевский храм был знаменит своим внутренним убранством, о котором немало заботились тогдашние прихожане и благотворители. В интерьере верхнего храма наибольшую ценность представлял в художественном отношении шестиярусный иконостас высотой 12 метров и шириной 11 м, о котором сохранились отзывы как об одном из лучших произведений резного искусства XVII века (на фото выше). Иконы разделялись 52 деревянными колонками. Сквозная резьба представляла собой плетение из виноградных кистей и листьев. Иконостас был вызолочен листовым красным золотом, не резные части были покрашены в голубой цвет.

Для росписи стен и написания икон были приглашены царские изографы – Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин – один из лучших учеников Симона Ушакова, мастера Оружейной палаты. В память Кодрата и Лонгина Добрыниных были написаны иконы апостола Кодрата и мученика Лонгина Сотника.
Рассмотрим архитектурные детали декора колокольни

В XVIII в. храм был известен редкой по великолепию утварью и ризницей. В описях упоминаются крест из чистого золота, ризы, воздухи и поручи украшенные жемчугом. Главное Евангелие было в серебряном, вызолоченном окладе, изготавливалось с 1694 по 1712 гг. по заказу Лонгина Добрынина и весило около 13 кг. В верхнем храме висели три медных паникадила.

В войну 1812 г. храм был разграблен, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме французами была устроена конюшня. Уходя, они подожгли храм с западной стороны, огонь, распространившись на колокольню, дошел до окна у правого клироса и… потух.

В 1812 г. значительная часть ценностей была расхищена. Предание говорит, что после 1812 г. из одних найденных в верхней церкви осыпков жемчуга был устроен жемчужный убрус Смоленской иконе Божией Матери.

В 1848 г., при настоятеле о. Иоанне Маргаритове, была выполнена новая стенопись художником Щепетовым П.Н., а иконостас, начиная с грунтовки, был заново позолочен. После окончания реставрации храм был заново освящен митрополитом Филаретом в 1849 году.

В XIX-м веке сохранялось большое количество довольно дорогих облачений, в библиотеке хранились редкие издания конца XVII-нач. XVIII века.
Храм с давних пор славился своим колокольным звоном. Главный колокол был вылит в 1750 г. и его вес составил 400 пудов (1 пуд = 40 фунтов = 16,38 кг), т.е. примерно 6,5 тонн! Отливал его известный мастер Константин Михайлович Слизов, который спустя десятилетие отлил Большой Успенский колокол на колокольне Ивана Великого. Этот колокол отличался удивительно мягким, бархатистым звуком. На Кадашевской колокольне был замечательный подбор колоколов «разных характеров звука и притом с приятными тембрами». В начале XX века здесь часто играл московский звонарь-виртуоз К.К. Сараджев.

В первой половине XIX века были переложены апсиды, разобраны трехмаршевые лестницы по обеим сторонам колокольни, а на их месте построены две крытые паперти с полукупольным завершением.
После закрытия храма колокола исчезли. Но в 1990-х гг. стало известно, что некоторые из них находятся в Большом театре. Так, в 1995 г. в интервью «Московскому журналу» старший звонарь Московского Кремля И.В. Коновалов заметил: «Мы, конечно, благодарны театрам за то, что они сохранили это ценнейшее наследие, но теперь неплохо было бы подумать над тем, чтобы вернуть колокола туда, где их используют по прямому назначению. В Большом эти колокола звонят в «Борисе Годунове»…

Последние строительные работы в храме проводились в 1860 г. под руководством архитектора Н.И. Козловского. Древние стены галерей были сломаны, а новые в целях расширения были отнесены на 3,2 метра. В таком виде здание церкви сохранилось до нашего времени.

Южный фасад
В 1895 году прошли торжества, посвященные двухсотлетию Кадашевского храма. Об этом подробно написано в «Московских Церковных Ведомостях», 1895 г., № 39. Упомянем их во второй части.

Осмотрим внимательно южный фасад четверика Воскресенской церкви в Кадашах

В 1934 году храм был закрыт. В нём располагались различные государственные учреждения, в том числе архив КГБ и спортивный клуб колбасной фабрики. В середине XX века храм был отреставрирован архитектором Гали Алфёровой, и в 1966 году отреставрированное здание передали во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр имени И.Э. Грабаря.27.
В 1992 году был образован приход храма, а 1 декабря 2006 года подписан акт о передаче храма приходу Русской православной церкви. Продолжаются работы по восстановлению храма и споры о территории, ему принадлежащей. Попытки столичных властей в 2010 году снести дом дьякона и некоторые близлежащие здания ради возведения новостроя натолкнулись на общественное сопротивление. Конфликт широко освещался в российской прессе («Битва при Кадашах»).

Храм построен как и упоминалось, в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом.

Декор фасадов Воскресенского храма в Кадашах для своего времени был новым: белокаменная резьба в виде виноградных лоз и листьев украшает выходящие на гульбище порталы верхней церкви, наличники окон увенчаны многоступенчатыми гребнями, использованы витые колонки, карнизы так же оформлены из белого камня.

На южном фасаде трапезной можно увидеть солнечные часы – единственные в Москве, которые расположены непосредственно на здании храма.

Выстроенный в модной тогда стилистике, храм, тем не менее, сохранил традиционную для XVII века структуру «кораблём»: его здание вытянуто с запада на восток, от колокольни к алтарю, а главная часть увенчана пятиглавием.

Но если в иных случаях под главами располагались характерные для русской храмовой архитектуры кокошники, то в Воскресенской церкви вместо них использованы белокаменные гребни. Всё это делает храм Воскресения Христова в Кадашах выдающимся архитектурным памятником.

Еще некоторые архитектурные детали декора церкви — вид с юго-востока

Алфёрова Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах. — М.: Просвещение, 1974.
Воскресенский Н. Десятилетие Московской Воскресенской, что в Кадашеве, церкви (1893-1903 гг.)
История храма от истоков. Храм Воскресения Христова в Кадашах. официальный сайт церкви.
Кадашевские чтения: сборник докладов конференции. Вып. XV / Гл. ред. протоиерей Александр Cалтыков. – М.: Луг духовный; Общество сохранения литературного наследия (ОСЛН); ОРПК «Кадашевская слобода». 2014.
Портал «Москва, которой нет».
Использован фотохостинг ЖЖ (как неизбежное зло) )))

Воскресенская церковь в Замоскворечье упомянута впервые в конце XV века как деревянная. Позже, в начале XVII век, появилось название «в Кадашах», когда храм стал духовным центром Кадашевской слободы – крупнейшей в Замоскворечье, пережившей свой расцвет в середине XVII века, в эпоху царя Алексея Михайловича. О высоком уровне благосостояния жителей слободы, среди прочего, свидетельствует и возведение ими вместо старой деревянной церкви каменной, которая упомянута впервые в 1657 году. Однако со временем и этот храм оказался мал для увеличившейся слободы. На его основе, с использованием части стен, была выстроена новая двухъярусная церковь с главным храмом во имя Воскресения Христова наверху и приделом Успения Богородицы внизу (в 1860-е годы в нижнем ярусе появилось ещё два придела – святого Николая Чудотворца и Тихвинской иконы Божией Матери). Строительство, начатое в 1687 году, было завершено в 1695 году, когда церковь освятил патриарх Адриан. В том же году с западной стороны к церкви пристроена колокольня. Храмоздателями, на чьи средства появилась новая церковь, были купцы Кондрат Добрынин и его сын Лонгин.
</p>
<p>
Декор фасадов Воскресенского храма в Кадашах для своего времени был новым: белокаменная резьба в виде виноградных лоз и листьев украшает выходящие на гульбище порталы верхней церкви, наличники окон увенчаны многоступенчатыми гребнями, использованы витые колонки, карнизы так же сделаны из белого камня.. На южном фасаде трапезной можно увидеть солнечные часы – единственные в Москве, которые расположены непосредственно на зданиихрама. Выстроенный в модной тогда стилистике московского барокко, храм, тем не менее, сохранил традиционную для XVII века структуру «кораблём»: его здание вытянуто с запада на восток, от колокольни к алтарю, а главная часть увенчана пятиглавием. Но если в иных случаях под главами располагались характерные для русской храмовой архитектуры кокошники, то в Воскресенской церкви вместо них использованы белокаменные гребни. Всё это делает храм Воскресения Христова в Кадашах выдающимся архитектурным памятником.
</p>
<p>
В XIX веке церковь несколько раз расширялась. Были разобраны старые лестницы по сторонам колокольни. Вместо них с севера и с юга были построены две большие крытые паперти с лестницами. Новые пристройки получили декор в псевдоготическом стиле. В 1860-1863 годах архитектор Николай Ильич Козловский расширил галерею первого этажа. Но, несмотря на эти изменения, общий вид храма остался прежний.
</p>
<p>
После революции он был закрыт и превращён в клуб соседней фабрики. Росписи и лепнина XIX века в интерьере храма сохранились, но, к сожалению, оказался утрачен древний иконостас. В 1960-х годах здание отреставрировано и отдано в ведение реставрационных мастерских. Процесс передачи храма общине верующих затянулся на долгие годы: некоторое время богослужения проводились в бывшем каретном сарае на территории церкви. Лишь в 2004 году верующим был отдан верхний храм, а ещё через два года – нижний. Сегодня здесь проводятся богослужения. При церкви создан музей «Кадашевская слобода», открытый для всех желающих. Два раза в год проводятся «Кадашевские чтения», посвящённые истории и культуре Москвы.
</p>
В 2014-2016 гг. была проведена комплексная реставрация фасадов храма и колокольни.

Храм Воскресения Христова в Кадашевской слободе, называвшийся жемчужиной Замоскворечья, сохранился до наших дней. С 1992 года в храм вернулась церковная жизнь, позднее при приходе появился краеведческий музей. В 2009-2010 годах Кадаши стали местом противостояния строительной компании и общественности: возведение комплекса «Пять столиц» угрожало сохранности исторических построек, охраняемых государством. Тогда протесты горожан привели к приостановлению сноса и пересмотру плана застройки в Кадашевском тупике. Но уже при новых городских властях вновь обсуждается вопрос застройки Кадашей.

Первое упоминание о деревянной церкви обнаружено в грамоте московского воеводы, князя Ивана Юрьевича Патрикеева, составленной в 1493 году, где она именуется «церковью Воскресения, что на Грязех». Такое название было связано с весенними разливами Москвы-реки и близким расположением храма к болотистому берегу. С 1625 года в Патриарших окладных книгах появляются регулярные записи о храме. В 1657 году было возведено первое каменное здание, но уже в 1687 году было начато строительство нового двухэтажного пятиглавого храма. Он построен в стиле московского барокко, который характеризуется изяществом пропорций и ажурным силуэтом. Резьбой по белому камню украшены наличники окон, порталы, гребешки и карнизы. Стены храма расписаны царскими изографами Петром Беляевым, Николем Соломоновым, Петром Коробовым и Петром Билиндиным. Предположительно, архитектором был Сергей Турчанинов, а строительство осуществлялось на средства жителей Кадашёвской слободы — купцов Добрыниных.

1882 год: https://pastvu.com/p/5141
В 1695 году была построена стройная шатровая шестиярусная колокольня высотой 43 метра, она получила в народе название «свеча». Воскресенский храм с древних пор славился своим колокольным звоном. Главный колокол весил 400 пудов (около 6,5 тонн), он был отлит в 1750 году известным мастером Константином Слизовым и славился удивительно мягким и бархатистым звоном.

С колокольни можно осмотреть окрестности, наверх ведёт узкая винтовая лестница.



В советские годы храм был закрыт, а колокола передали в Большой театр, где они и удерживаются до сих пор. Говорят, колокола звонят в «Борисе Годунове». Как резонно заметил старший звонарь Московского Кремля И.Коновалов, почему бы не использовать во время спектакля фонограмму, ведь «они же не выносят на сцену настоящий трон из Оружейной палаты».
По мнению архитекторов, церковь Воскресения в Кадашах служила главной вертикалью, композиционной доминантой. Она определяла главную градостроительную ось Москвы, проходившую от колокольни Ивана Великого через церковь Воскресения в Кадашах к дворцовой церкви Вознесения в Коломенском. Главенство Воскресенского храма было выражено в порядке городского колокольного звона: вслед за первым ударом колокольни Ивана Великого в Кремле начинали звонить колокола этого храма, и только после него вступали в звон все посадские храмы.
Первоначальная покраска церкви была иная — стены ее были покрашены суриком, главы позолочены, весь белокаменный декор был выкрашен в желтый цвет и выглядел как золото. Швы между кирпичами на стенах здания были покрашены голубой краской, это создавало впечатление, что вся церковь окружена легкой голубоватой дымкой.
В 1812 году храм был разграблен, ценности расхищены, пострадала старинная роспись XVII века, в нижнем храме наполеоновскими войсками была устроена конюшня. В результате поджога пострадала и колокольня. После изгнания французских оккупантов началось восстановление, продолжавшееся до 1863 года.
В 1848 году было решено вновь расписать храм, так как прежняя потемневшая живопись, по мнению клира «древности к искусству не заключает». Выполнил эту работу художник П.Щепетов. Роспись (а также лепная отделка сводов того периода) сохранилась до наших дней.
Говорят, что двери в храм и металлические полы были изготовлены на знаменитых демидовских заводах.
Воскресенский храм был центром духовной жизни православной Москвы. В начале ХХ века его настоятелем стал протоиерей Николай Смирнов (1868-1922). Отец Николай подвижнически призывал народ в храм, идя с проповедью в окрестные трактиры, чайные и столовые. При отце Николае кадашевский хор славился большим количеством певчих и совершенством исполнения. Настоятель организовал детский приют для бедных детей дошкольного возраста, средства для которого собирала приходская молодежь, открыта богадельня для престарелых женщин. При храме проводились организованные паломничества по святым местам; в ближние пешие паломничества по окрестностям города иногда ходило до двух тысяч человек. В дальние поездки (Киев, Чернигов, Саров, Дивеево, Соловки, Валаам) отправлялось до тысячи паломников. При храме была создана приходская библиотека, открыты Богословские курсы, во время Первой мировой войны организовано два лазарета для раненых воинов, сестричество. В первые послереволюционные годы, во время кампании по изъятию церковных ценностей, настоятель мужественно защищал свой храм. Исповедуя больного тифом, отец Николай заразился и скончался 15 июня 1922 года. Москва проводила пастыря колокольным звоном и многолюдной похоронной процессией.
Службы продолжались вплоть до закрытия храма в 1934 году. Священники Илья Громогласов и Александр Андреев были арестованы и расстреляны в 1937 году, Гавриил Мелекесский и Василий Воскресенский провели годы в тюрьмах и ссылках.
Нельзя не упомянуть еще об одном человеке, который немало сделал для храма. Николай Григорьев, выходец из семьи ярославских крестьян, стал успешным предпринимателем и создал в Москве крупное колбасное производство. Фабричные корпуса примыкали к подворью Воскресенского храма. Григорьев оказался настоящим меценатом, который заботился о нуждающихся и малоимущих, помогал храмам, на его пожертвования отреставрирован нижний храм, написаны фрески, вызолочена церковная утварь. После революции 1917 года имущество Григорьева конфисковали, фабрику закрыли, а самого фабриканта сослали под Углич, где он умер от голода.
Кадашевская фабрика Н.Г.Григорьева. 1900-1910 гг.: https://pastvu.com/p/20614
Московский экспериментальный консервный завод. 1990 год: https://pastvu.com/p/39924
Позднее в колбасных корпусах обосновался Московский экспериментальный консервный завод. В его ассортименте была самая разная продукция, включая миниатюрные упаковки джема для пассажиров Аэрофлота.
После закрытия храма в 1934 году иконостас и церковная утварь были разграблены, а в помещениях храма разместились различные учреждения, в том числе архив НКВД и спортивный клуб колбасной фабрики. Спустя три десятка лет состояние церковных зданий приблизилось к аварийному и Воскресенский храм передали в аренду реставрационному центру ВХНРЦ имени И.Э.Грабаря. Бригаду реставраторов возглавила архитектор Гали Алфёрова, благодаря её стараниям храм обрёл исторический облик.
Церковная жизнь начала возрождаться в 1992 году, когда была создана приходская община во главе с настоятелем протоиереем Александром Салтыковым. Прихожане занялись благоустройством территории и на месте мусорных свалок появились цветники. Для совершения богослужений переоборудовали бывший каретный сарай, ставший церковью преподобного Иова Почаевского. Позднее под ним соорудили храм-усыпальницу, где покоятся останки иноков из нескольких московских монастырей, останки москвичей, захороненных в XII-XVIII веках, которые в ходе раскопок обнаружили археологи и передали для захоронения. Во время устройства этой усыпальницы было обнаружено древнее захоронение с полуразрушенным саркофагом из известняка.
От лесных угодий, государевых и монастырских садов не осталось и следа, но одна ботаническая достопримечательность сохранилась за церковью преподобного Иова Почаевского, это реликтовая липа, посаженная протоиереем Василием Воскресенским на рубеже XIX–XX веков.
Лишь в 2004 году арендаторы окончательно покинули Воскресенский храм и община смогла начать ремонтные работы. Внутри прихожане увидели поражённые грибком стены и бетонные перегородки, сооружённые в советские годы. Усилиями прихода внутреннее пространство очищено от всего лишнего, отремонтирована протекающая кровля храма, проржавевшие железные купола заменены на медные, позолочены купола и кресты. Впереди большая работа по научной реставрации.
1990-2000 гг.: https://pastvu.com/p/216665
При проведении строительных работ осуществлялись археологические раскопки. В 2004 году при храме открылся музей археологических находок, где представлены экспонаты, начиная с XV века (предметы быта горожан, глиняные сосуды, медные монеты «московское пуло» XV–XVI веков, нательные кресты, образцы печных изразцов, белокаменные надгробия).
Музейный комплекс «Кадашевская слобода» включает
храм Воскресения Христова в Кадашах 1695 года — памятник архитектуры федерального значения
колокольню 1695 года – знаменитую «Кадашевскую свечу»
музейную экспозицию, размещенную в исторических зданиях XIX века
художественно-ремесленную мастерскую
Музей получил свое название от ремесленной слободы, которая находилась в Замоскворечье прямо напротив Кремля. Жители этой слободы занимались ткацким производством для нужд царского двора. В XVII веке Кадашевская слобода была одной из самых больших и богатых в Москве. В музее собрана и коллекция предметов церковного обихода: старопечатные книги, облачения, иконы и утварь.
Как вскоре выяснилось, место в непосредственной близости от древнего храма приглянулось девелоперам, собравшимся возвести большой комплекс «Пять столиц» с жилыми, офисными и торговыми помещениями. Строительные работы представляли серьёзную угрозу церкви Воскресения, предполагался снос стены бывшей колбасной фабрики, которая является также стеной церковного флигеля. Конфликт между градозащитниками и охраной стройки достиг апогея к июню 2010 года, когда активисты не пропустили на стройплощадку экскаватор. История получила широкий резонанс благодаря вмешательству депутатов и федеральных телеканалов. Глава Москомнаследия Александр Кибовский признал, что за два последних десятилетия в центре Москвы построено больше новых зданий, чем за все годы Советской власти. «Исторический центр фактически превратился в полигон амбициозных строительных объектов,»- заявил Кибовский. Вскоре случились кадровые перестановки в Мэрии и девелоперы умерили свои аппетиты, но только на время.
Место потенциальной застройки Кадашевской слободы. 1990 год: https://pastvu.com/p/40077
В январе 2015 года протоиерей Александр Салтыков, настоятель храма, искусствовед прокомментировал ситуацию:
«Вокруг храма, как памятника архитектуры федерального значения, находится охранная зона. Кроме того, этот квартал входит в состав заповедной зоны. Согласно законодательству, в охранных зонах разрешается только восстановление утраченных строений, никакого нового капитального строительства не допускается. Это очень хороший закон. Существует постановление Правительства Москвы о заповедной зоне.
Вопреки федеральному законодательству и собственному московскому постановлению, градостроительная земельная комиссия под председательством господина Собянина 30 октября 2014 года вынесла решение о застройке этого участка в интересах частных инвесторов. Я просто не понимаю, что происходит.
Они собираются добить оставшуюся историческую застройку. В ход идут рассуждения экспертов о незначительности этих строений. А они, как я понимаю, построят что-то очень значительное. Никто не ответил за незаконные сносы 2009-2009 годов. А сейчас они хотят уничтожить и историческое межевание, историческую планировку города хотят стереть.
Для храма это реальная угроза. Здесь хотят построить комплекс из девяти зданий, расположенных столь тесно, что, пожалуй, и пожарная машина не проедет.»
Официальный сайт: http://www.kadashi.ru/
Кадашевские чтения. Сборник статей конференции. Выпуск 1. — М.: Кадашевская слобода, 2007. — 130 с.
Алфёрова Г.В. Памятник русского зодчества в Кадашах. — М.: Просвещение, 1974. — 208 с.

Ткацкое производство в Кадашах получило название Кадашевский Хамовный двор. Там делали полотно со сложным художественным рисунком.

Как давали названия московским улицам

Ткачи устроили слободу на месте прежней слободы бондарей, изготовлявших кади. Так и возник топоним Кадаши. Есть еще народная версия, связывающая название местности с жившими здесь татарскими судьями «кади». А Забелин и вовсе решил называть слободу Каташево, так как ее жители занимались катанием полотна для беления.

Между Большой Полянкой и Пятницкой улицей лежит крупный городской массив, сохранивший в основных чертах планировочную структуру древней Москвы (сравнение современного плана этой части Замоскворечья с первым геодезическим чертежом столицы, планом Ивана Мичурина, свидетельствует о незначительности изменений и о том, что подобной сохранности всей системы уличной сети не имеет ни один другой район города). Центр этого массива образует церковь Воскресения в Кадашах — застройка как будто наращивалась вокруг нее последовательными слоями. Именно такая система группировки домов слободы объясняет расположение переулков, современному человеку кажущееся сложным и запутанным.

Церковь Воскресения Христова в Кадашах построили в 1687-1695 годах на месте каменного храма 1493 года, от которого остались южная апсида и подклет.

Путеводитель по архитектурным стилям

Средства выделили купцы Добрынины. Богато декорированный белокаменной резьбой «петушиными гребешками» двухэтажный пятиглавый храм с шестиярусной колокольней — яркий образец московского барокко. Его декор как будто «растет» вверх и «расцветает»: скромный первый этаж сменяется пышно украшенным вторым.

Храм в Кадашах перестраивали в 1802 году и 1860-1863 после разорения французами. Наполеоновские солдаты устроили в церкви конюшню и разграбили сам храм. Уходя, они подожгли церковь, но огонь дошел до окна у правого клироса и потух.

Храм расписывали царские живописцы Петр Беляев, Николай Соломонов, Петр Коробов и Петр Билиндин. А иконостас церкви стал прообразом иконостаса соборного храма Донского монастыря.

Входящий в Воскресенскую церковь поражается уже общей его высотой… иконостас имеет в высоту 17 аршин… Но особенно замечателен он своею в высшей степени искусною резьбою. Многочисленные колонны (числом 52), отделяющие иконы одну от другой, представляют из себя едва ли не лучшее произведение резного искусства 17 в. Все эти колонны сделаны из цельного дерева, внутри — пустые, и потому сквозная резьба их представляет как бы плетение из виноградных кистей и листьев.

А колокольню Кадашевского храма за стройность прозвали свечкой. Главный ее 400-пудовый колокол отлил в 1750 году Константин Слизов, создатель знаменитого Успенского колокола Ивана Великого. Важное значение этого храма подчеркивает тот факт, что в колокольном перезвоне Кадашевские колокола звонили вторыми — сразу после Ивана Великого.

В 1934 году храм Воскресения Христова в Кадашах закрыли. В здании размещались различные государственные учреждения и спортивный клуб колбасной фабрики.

Что есть что в церкви

В 1992 его вернули церкви, но регулярные богослужения в Воскресенском храме начались только с декабря 2004. Для этого общине храма пришлось забаррикадироваться в церкви и требовать освобождения здания у сотрудников реставрационного центра Грабаря, которые должны были съехать еще в 2001 году. Эти события вошли в современную историю как «битва при Кадашах».

Сейчас на территории Воскресенской церкви действует подземный храм-усыпальница, где покоятся останки древних жителей Москвы, современников Юрия Долгорукова. На южном фасаде трапезной сохранились солнечные часы — единственные в Москве на церковном здании.

По решению настоятеля храма открыли археологический музей «Кадашевская слобода». Во время экскурсии можно также подняться на колокольню церкви Воскресения Христова в Кадашах.

Но «Битва за Кадаши» еще не завершилась: было уже несколько попыток устроить на месте древней слободы элитный жилой комплекс с многоэтажками, наступающими на храм. Пока Кадаши отстаивают, хотя несколько исторических зданий все же не удалось спасти.

Говорят, что… …зодчий Воскресенской церкви в Кадашах не известен, но некоторые называют строителем колокольного мастера Сергея Турчанинова.
…после закрытия Воскресенского храма в Кадашах исчезли его колокола. Новое пристанище они нашли в Большом театре в постановке «Борис Годунов». Но во время реконструкции здания они исчезли.
…в церкви Воскресения в Кадашах хранится образ святого царя-мученика Николая, написанный на кирпиче из разрушенного дома Ипатьева в Екатеринбурге, где расстреляли семью Романовых. А почитаемую икону Божией Матери Кадашевской теперь можно увидеть в Государственном Историческом музее.

Храм Воскресения Христова в Кадашах на фотографиях разных лет:

А чем бы вы дополнили рассказ о церкви Воскресения Христова в Кадашах?

Это место можно посмотреть на экскурсиях

16 Августа, 2020 12:00 Объятия дивного Замоскворечья с подъемом на колокольню храма в Кадашах

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *