Храм нерукотворного образа

Москва, 24 октября 2019 г.

В соответствии с распоряжением Территориального управления Росимущества в городе Москве от 16 августа 2019 года № 77-857-р в собственность прихода Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря г. Москвы передано здание выявленного объекта культурного наследия «Скорбященский монастырь, комплекс, 1856-1910-е гг. — собор Всемилостивейшего Спаса, 1891-1894 гг., архитектор И.Т. Владимиров», расположенного по адресу: ул. Новослободская, д. 58, сообщает Епархия города Москвы.

Храм Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря — это единственный храм, сохранившийся до наших дней из прекрасного ансамбля Скорбященской женской обители в Москве.

Ранее распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 1 июля 2016 года №17989 выявленный объект культурного наследия «Скорбященский монастырь, комплекс, 1856-1910-е гг. — Корпус келий и мастерских («Рукодельный корпус»), 1909-1911 гг., арх. С. Ильинский» также был передан в собственность прихода.

Закладка храма состоялась в 1889 году, освящение — в 1894 году. В 1910 году собор обновлялся: реставрировался иконостас, расписывались стены. Был вновь освящен 3 октября 1910 года митрополитом Владимиром (Богоявленским) в присутствии великой княгини Елисаветы Феодоровны.

После закрытия был передан на баланс московского Станкина. В 70-е годы предполагался снос для строительства корпуса информационно-вычислительного центра. Благодаря вмешательству общественности и личному участию И.С. Глазунова памятник удалось отстоять.

В настоящее время богослужения совершаются в домовом храме Всемилостивого Спаса, который устроен в трапезном корпусе бывшего Скорбященского монастыря, на первом этаже. Это краснокирпичный, пятиглавый храм в русском стиле эпохи Александра III. Архитектор — И.Т. Владимиров. После смерти И.Т. Владимирова достраивал архитектор П.А. Виноградов. Храм внутри богато украшен четырехъярусным иконостасом и киотами изящной работы.

Престолы: главный — Всемилостивого Спаса, правый — иконы Божией Матери «Скоропослушница»; левый — Двенадцати апостолов.

Сайт храма: www.vsemspas.ru.

Координаты: N 43°24′53″; E 39°58′09″

Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя – в обиходе называется Олимпийский храм, или Спасская церковь, относится к Екатеринодарской епархии. С момента основания настоятель храма архимандрит Флавиан.

Описание (общие данные)


Храм Нерукотворного Образа Христа Спасителя построен на крайней оконечности мыса Адлер, на месте широкой Имеретинской равнины, принадлежащей поселку Адлер. Находится на территории приюта Святого Иоанна Предтечи. Это место является центром духовности, несущим культурную и просветительскую миссию. Приют это 4 (четыре) здания:

  • корпус размещения обслуживающего персонала,
  • корпус проживания духовенства
  • Благовещенский корпус,
  • Спиридоновский корпус.

В период подготовки к Сочинской Олимпиаде наметилась глобальная всемирная тенденция и интерес к Российской культуре, встал вопрос об организации религиозного православного центра в Олимпийской столице. Комплекс изначально задумывался как культурно-исторический, с главным зданием Спасской церкви, расположенной на 2-х этажном стилобате, внутри которого расположились просторные залы для проведения конференций и выставок (одной из первых стала выставка, посвященная истории Христианства на Кавказе). Все это позволило Комплексу стать не только выдающимся объектом международного уровня, но и средоточием исторически сложившейся духовной и культурной жизни Сочинского Причерноморья, давая возможность сочинцам и посетителям курорта понять культурно-историческое и религиозное значение Православия в России.

Храм Образ Христа Нерукотворный. Проект

Архитектурные особенности

Архитектурный облик храма был разработан в архитекторами во главе с Федором Афуксениди. В основе здания лежит тетраконх (центрическое 4-х лепестковое строение, к внутреннему подкупольному помещению которого, пристраиваются пониженные полукруглые выступы – аспиды, крытые полу куполом), спроектированный в неовизантийском стиле (XIX-XX в.в.). Храм 5-ти этажный, почти 43 (сорок три) метра. Центральная купольная часть значительно возвышается над притворами, а купол закрыт медью. Колокольня расположена на западе, а с восточной стороны аспида Алтаря. Внутри храма, в своде, изображен лик Христа с окружающими его серафимами. В течение 4-х месяцев шла работа по росписи стен и сводов силами 25 (двадцати пяти) мастеров Российской академии живописи, ваяния и зодчества Ильи Глазунова. За основу настенной росписи были взяты модерн и реализм, которые отразили принципы творения Виктора Васнецова. Главной особенностью написания библейских персонажей являются их глаза, написанные с особенной выразительностью. 5 февраля 2014 года впервые был услышан голос двухтонного колокола Храма.

Внутренняя роспись

История здания

Храм возник не случайно, своими корнями он восходит к IX в. – времени присутствия Римской Империи и Византии на Кавказе.

Во время строительства Олимпийских объектов на территории Имеретинской низменности были обнаружены останки Византийского храма IX в. В алтарной части этого крестово-купольного сооружения были обнаружены захоронения. После тщательного исследования установили, что это останки мучеников христианских, впоследствии их передали в Олимпийский храм, где они и находятся в раке под алтарной частью. В восточную (алтарную) стену храма был вмонтирован камень из развалин Византийского собора. Произошло это в день 29 месяца августа года 2012 – это день, когда из Эдессы (на территории Турции) был перенесен Нерукотворный образ Христа Спасителя в Константинополь. После чего, митрополит Исидор отслужил молебен. Строительство планировалось закончить к концу 2013, но работы были завершены почти в канун Рождества Христова 2014 года. А в ночь с 6 на 7 января в храме провели первую службу, на которой присутствовало более 300 (трехсот) христиан, в том числе присутствовали главы государства В.В.Путина и А.Жуков (Первый зам. пред. Госдумы). Только 2 февраля 2014 года, митрополит Екатеринодарский и Кубанский Исидор освятил храм. За два дня до начала Олимпийских игр — 2014, Патриарх Кирилл, в присутствии российской сборной, представителей других стран, исповедующих Православие, а также всех, кто содействовал подготовке и проведению Зимней Олимпиады в Сочи, отслужил молебен. Строительство Храма финансировалось краевым бюджетом, попечительскими фондами, пожертвованиями и обошлось в 478 млн. рублей.

О святом (или владельце) здания

Спас Нерукотворный — особый способ изображения лика Иисуса на плате, доске или черепице. Восходит к преданию об отпечатке на плате-убрусе, которым Христос вытирал лицо, клина пряди бороды, потому такие изображения могут называть «Спас Мокрая Брада». Произошло это в Эдессе. Там долгое время и хранился льняной плат – богато украшенный он был вложен в нишу над воротами Эдессы, чтобы все кто входил в город могли Ему поклониться. Но вскоре начались гонения на Веру, образ пришлось спрятать, заложив его кирпичом (или черепицей). Так Он и был замурован до самого нашествия персов на Эдессу. Перед ночью нашествия персов эдесскому епископу Евлалию было видение, в котором указано было место сокрытия Образа и его чудодейственная сила. С рассветом епископ отыскал это место, разобрал кладку и обрел Нерукотворный Образ Христа Спасителя. А на кирпиче, которым был заложен Образ, обнаружили отпечаток, который не отличался от Лика на плате. Так было обретено два образа – один на убрусе, а другой на черепице. Отсюда пошла традиция изображения Нерукотворного Образа Христа Спасителя в куполе храма ему посвященного, в двух, супротив друг друга написанных ликах.

Как добраться, расположение

Храм находится в г.Сочи-А (Адлерский район) ул. Спасская, 1. Добраться до храма можно от железнодорожных вокзалов Сочи и Адлера городским общественным транспортом No 124С до остановки «Олимпийский парк», электропоездом «Ласточка» до станции «Имеретинский курорт» или городским такси.

Храм Спаса Нерукотворного Образа в Андрониковом монастыре является одним из древнейших сохранившихся белокаменных сооружений Москвы. Точное время строительства Спасского собора установить уже невозможно, принято считать, что это 1420-е годы. О том, что он строился, существует лишь одно письменное сообщение. В третьей Пахомиевской редакции Жития преподобного Сергия Радонежского есть сведения, что собор в честь Нерукотворного образа Спасителя создается при ученике преподобного Саввы Московского – игумене Александре и иконнике Андрее Рублеве, расписывавшем храм.

Собор построен из естественного камня – плотного известняка, отесанного в виде правильных прямоугольных блоков с гладкой лицевой поверхностью, высотой от 30 до 40 сантиметров. Белый камень («яузский известняк») добывали неподалеку от Спасо-Андроникова монастыря.

Спасский собор стоит на высоком белокаменном основании – подклете. С запада, севера и юга – высокие белокаменные крыльца с тремя входными дверями, которые обрамлены перспективными порталами. Над западным входом – «Нерукотворный образ Спасителя». На восточной стороне собора – алтарь. Здесь находятся три полукруглые алтарные апсиды, центральная из которых имеет больший размер.

Фасады Спасского собора разделены пилястрами (столпами, встроенными в стены и выступающими на фасадах). Пилястры точно соответствуют внутренним лопаткам и подпружным аркам интерьера. Основной объем Спасского собора – небольшой куб, заканчивающийся тремя рядами: первый (нижний) – килевидные закомары, второй и третий – кокошники. Завершает собор большой световой барабан, увенчанный пологим куполом и крестом.

Спасский собор Андроникова монастыря – пример раннемосковского зодчества. Храмы этого периода крестово-купольные, четырехстолпные, одноглавые, с тремя апсидами. Крестово-купольная конструкция Спасского собора наглядно прослеживается в его интерьере. Здесь мы видим четыре больших крестчатых столпа, которые делят внутреннее пространство на три нефа. Столпы служат опорой своду и световому барабану с венчающим его куполом. Вверху хорошо читается крест, образованный пересечением продольного и поперечного цилиндрических сводов. Стены храма украшены лопатками, это вертикальное членение подчеркивает высоту здания.

Главная особенность композиции собора – динамичность его силуэта, ясно выраженная устремленность вверх, что связано с его особым мемориальным характером: это храм-памятник героям Куликовской битвы, погребенным в Андрониковом монастыре, как о том сообщают отдельные списки «Повести о Мамаевом побоище».

Андрей Рублев расписывал фасады и интерьер собора, но сохранились лишь фрагменты на двух откосах окон в алтаре собора – южном и северном. Эта живопись представляет собой стилизованный орнамент, помещенный в одинаковых по размеру кругах, соединенных между собой.

Перестройки собора начались уже с середины XV столетия: с запада к нему добавляют притвор с двумя главами. В конце XVII века на месте старой колокольни возводится новая, с шатровым верхом.

Во время пожара 1748 года Спасский собор сильно пострадал от огня; в ходе последующих ремонтных работ была сделана новая кровля, которая закрыла первоначальное позакомарное перекрытие. В 1763–1779 годах собор расширили. Узкие древние двери растесали, устроили широкие окна. В конце XVIII века была разобрана шатровая колокольня.

Во время французского нашествия в 1812 году Спасский собор вновь пострадал – полностью обрушился верх. В том же году его начали восстанавливать, в 1813 году работы продолжились, было сделано новое завершение.

В середине XIX века Спасский собор еще раз перестраивается. В 1848–1850 годах архитектором П.А. Герасимовым устанавливается восьмигранный барабан с высоким шатром и главкой. С левой (северной) стороны собора был пристроен придел во имя преподобного Андроника, с правой (южной) – во имя Успения Пресвятой Богородицы. Устроена крытая железом паперть с крыльцами. В результате собор приобрел характерный для XIX столетия вид.

В Спасском соборе находилась величайшая святыня монастыря – рака с мощами первых игуменов обители – преподобных Андроника и Саввы. В начале 1918 года Спасо-Андроников монастырь закрыли. Церковная утварь и иконы были изъяты. С раки, в которой покоились мощи первых игуменов, было сорвано серебро весом более семи пудов. Что стало со святыми мощами преподобных Андроника и Саввы – неизвестно.

В середине ХХ столетия началась реставрация Спасского собора, в результате которой был возвращен его древний облик. Первый проект реставрации собора выполнил известный архитектор Петр Николаевич Максимов. Над проектом реставрации работали также П.Д. Барановский, Г.Ф. Сенатов; реставрационные работы были выполнены бригадой архитекторов (Б.Л. Альтшуллер, С.С. Подъяпольский, М.Д. Циперович) под руководством Л.А. Давида в 1959–1961 годах.

В начале 1990-х годов, после того как в Спасском соборе стали регулярно проводить богослужения, в нем сделали солею, иконостас, отопление, а главное – престол. В 1993 году западный фасад над входом в собор был украшен настенной живописью – образом Спаса Нерукотворного. Подобный был здесь и в древности, он принадлежал кисти Андрея Рублева. Современный образ выполнен в технике термофосфатной живописи, устойчивой к различным воздействиям среды. Методику новой живописной техники разработал О.Б. Павлов. Прорись «Спас Нерукотворный» выполнил Н.В. Гусев, а живописные работы – О.Б. Павлов и А. Ремнев.

В ходе реставрационных работ было открыто двенадцать белокаменных резных блоков. Установлено, что орнаментальная резьба производилась в непосредственной близости от месторождения известняка, сразу после его добычи. Этим специалисты объясняют особенности большинства сохранившихся рельефов: каменный декор выглядит сделанным как будто из мягкого пластичного материала, тончайшие грани резьбы по нему не имеют сколов. Возможно, в конце XIV – начале XV столетия алтарная преграда Спасского собора Андроникова монастыря представляла собой резную белокаменную стену, в которую и входили сохранившиеся блоки с рельефами.

При перестройках Спасского собора менялся и иконостас. В 1794 году был воздвигнут четырехъярусный иконостас с пышным декором. Иконостас начала XIX века, выполненный в стиле классицизма, значительно отличался от предыдущего большей сдержанностью, монументальностью композиции, выделением центральной части. В 1867 году его сменил пятиярусный деревянный позолоченный иконостас «с резьбою разнофигурною», о чем свидетельствовала «Главная опись Спасо-Андроникова монастыря».

После закрытия монастыря иконостас был разорен, большинство икон пропало. Когда в Спасском соборе возобновились богослужения, был установлен небольшой временный деревянный иконостас, без каких-либо украшений. Справа от Царских врат традиционно помещена храмовая икона – «Нерукотворный образ Спасителя», а также «Святая Троица» (выполнены настоятелем собора протоиереем Вячеславом Савиных). В левой части иконостаса находятся большие ростовые иконы русских святых – «Равноапостольная княгиня Ольга и князь Владимир», «Иноки-иконописцы преподобные Андрей Рублев и Даниил» (работа Владимира Сидельникова).

К 650-летнему юбилею Спасо-Андроникова монастыря в иконостасе собора был установлен ряд небольших праздничных икон (автор – Матвей Шибаев). На северной стене собора – большая икона «Преподобные Андроник и Савва» второй половины XIX века. Поистине уникальна икона «Преподобные Александр и Ефрем» (автор – Вячеслав Савиных): впервые созданы образы святых игуменов Спасо-Андроникова монастыря.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *