Храм николы в толмачах

Московский Никольский храм в Толмачах, 2006 г. Фотография Чупринина Михаила с сайта sobory.ru

Московский храм во имя святителя Николая Чудотворца «в Толмачах», домовой храм-музей при Государственной Третьяковской галерее.

  • Адрес: Россия, Москва, Малый Толмачевский переулок, дом.9 (вход через здание Третьяковской галереи, расположенное слева от здания храма)
  • Проезд:
    • от метро Третьяковская — из перехода налево, перейти через улицу Большая Ордынка и идти по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
    • от метро Полянка — из перехода налево, перейти через улицу Большая Полянка и идти до дома 13, за которым повернуть направо в проулок, далее по Б.Толмачевскому переулку до пересечения с Малым Толмачевским переулком. Вход в храм осуществляется через здание Галереи рядом с зданием Храма.
  • Телефон: (495) 957-07-81
  • Официальный сайт:
  • На карте: Яндекс.Карта, Google-карта

Первое упоминание о деревянной еще «Церкви Великого Чудотворца Николы, да в пределе Иван Предтеч, что за Москвою рекою в Толмачах» содержится в Приходской книге Патриаршего приказа за 1625 год. «Толмачи» — слово татарского происхождения, так именовались устные переводчики, которых отличали от тех, кто умеет писать на иностранном языке. Толмачами или Татарской слободой называлась местность подле дороги в Орду, тогда — в отдалении от остальной Москвы, где селились переводчики — татары, владевшие русским языком, а затем и русские переводчики.

Каменный храм был возведен в 1697 году «гостем», прихожанином церкви Воскресения в Кадашах, Лонгином Добрыниным и главный престол храма был освящен в честь Сошествия Святаго Духа, а Никольский перенесен в трапезную. Однако, только с 1697 по 1770 годы церковь в деловых бумагах и книгах именовалась «Сошественскою», а затем стала опять прописываться «Николаевской».

В 1770 году в трапезной был сооружен Покровский придел на средства вдовы купца 1-й гильдии И.М. Демидова. В 1834 году, по прошению прихожан и «согласно с мыслию Митрополита Филарета», была перестроена трапезная по проекту архитектора Ф.М. Шестакова и возведена новая колокольня. В 1856 году был обновлен четверик и перестроен главный алтарь. Средства на обновление храма были пожертвованы, в числе других, Александрой Даниловной Третьяковой с сыновьями. Один из них, Павел Михайлович, основатель картинной галереи, был ревностным прихожанином храма.

В этом храме с 1867 по 1895 год служил диаконом старец Алексий (Соловьев) (до пострига в 1898 — о. Феодор).

В 1924 году в храме совершил богослужение святитель Тихон (Белавин), жребий на патриаршее служение которому вынул старец Алексий (Соловьев).

В 1929 году храм был закрыт.

Все пять глав церкви и три из четырех ярусов колокольни разрушены около 1930 г. Помещение храма было передано Третьяковской галерее.

Восстановление храма началось в 1990 году.

В 1993 году были возобновлены богослужения.

8 сентября 1996 года главный престол храма освящен Святейшим Патриархом Московским и Всея Руси Алексием II. Богослужение совершалось перед Владимир­ской иконой Пресвятой Богородицы, перенесенной в храм.

В 1997 году, к 300-летнему юбилею храма, завершилось его восстановление. Была заново возведена стройная колокольня и восстановлено пятиглавие четверика. Воссозданы три иконостаса, пристенные киоты, полностью восстановлена живопись.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он становится одним из залов Третьяковской Галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству.

Значительная часть убранства храма – экспонаты из собрания музея Государственной Третьяковской галереи. Это иконы главного и боковых иконостасов, в том числе икона святителя Николая, икона Сошествия Святого Духа на апостолов, а также заалтарные кресты, литургическая утварь.

В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня – Владимирская икона Божией Матери.

При храме работает библиотека православной литературы, детская воскресная школа и просветительские курсы для взрослых «Основы Православия».

Настоятели

Литература

  • Музей-храм Святителя Николая в Толмачах // Сайт Государственной Третьяковской галереи

Использованные материалы

В настоящее время этот храм является хранителем главной святыни Русского народа и Российского государства – Чудотворного Образа Владимирского Пресвятой Богородицы.
С 1851 г. участок храма Святителя Николая Угодника в Толмачах стал соседним с участком городской усадьбы П.М.Третьякова – московского купеческого головы и основателя легендарной Третьяковской Галереи, который выступил меценатом крупных работ в храме в 1856 – 1858 гг.
Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Матери Божьей Девы Марии был принесен из Владимира в Москву в 1395 г. во время похода на Северо-Восточную Русь среднеазиатского полководца Тимура (Тамерлана). Благодаря заступничеству Чудотворного Образа Северо — Восточная Русь была спасена от разгрома: дойдя до р. Оки, Тамерлан повернул назад, в Среднюю Азию. Чудотворный Образ Владимирской Пресвятой Богородицы Девы Марии был установлен в кафедральном митрополичьем (позднее – патриаршем) Успенском Соборе Московского Кремля, в котором находился до 1918 г. В 1918 г. Чудотворный Образ был передан в Исторический музей, в 1927 г. – в Третьяковскую галерею.
В настоящее время Чудотворный образ установлен в храме Святителя Николая Угодника в Толмачах для всеобщего обозрения и поклонения в специальном закрытом киоте – футляре, внутри которого обеспечивается
постоянная музейная система максимально благоприятных условийсохранения бесценной реликвии; контроль за сохранением Чудотворного Образа осуществляют сотрудники Третьяковской галереи.
Сам храм Святителя Николая Угодника Мир-Ликийского и Барийского в Толмачах в Замоскворечье является выдающимся памятником истории и культуры Москвы.
Храм в Малом Толмачевом пер. уже определением своего местонахождения напоминает об одном из интереснейших районов Москвы и особом этапе развития Замоскворечья, когда в южной части Москвы за р. Москвой размещали иноверцев, рядом с которыми разместились переводчики – толмачи. Замоскворечье стало районом крупного торга – об этом напоминает название ул. Пятницкой в честь снесенного храма Параскевы Пятницы (место павильона метро «Новокузнецкая»). Естественно появление в этом районе храма в честь Святителя Николая Угодника – покровителя путешественников.
Храм Святителя Николы Угодника в Толмачах впервые упоминается в описях Москвы в 1625 г., но существовал, скорее всего, гораздо раньше. Это объясняется тем, что плотное заселение Замоскворечья в качестве полноценного района Москвы, начинается только после завершения Смуты начала XVII в., более ранняя информация об этом районе достаточно отрывочная.
Современный комплекс храма Святителя Николая Угодника в Толмачах расположен почти строго по оси запад – восток перпендикулярно трассе Малого Толмачева пер. (с севера на юг от русла р. Москвы) и включает две основные исторические части: выходящую на красную линию трапезную храма с колокольней 1833 – 1834 гг. на месте частей храма конца XVII в. и расположенный за трапезной собственно храм 1690 – 1697 гг.
Современное здание собственно храма Святителя Николая Угодника в Толмачах было построено в 1690 – 1697 гг. с посвящением храма Сошествию Св. Духа и устройством Никольского предела в трапезной на средства
богатых кадашевских торговых гостей Кондратия и Лонгина Добрыниных и представляет собой яркий пример московского храмового строительства конца XVII в.
Уже в конце XVII в. комплекс храма Сошествия Св. Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах представлял собой пример организованной градостроительной композиции (типология «кораблем»), когда колокольня,
трапезная – «теплый храм» и собственно основной объем «зимний храм». строились с соблюдением расположения частей по единой оси, при благоприятных обстоятельствах – либо перпендикулярно трассе, либо параллельно. Храм Сошествия Св. Духа (Святителя Николая) в Толмачах сильно пострадал во время Отечественной войны 1812 г., к концу 1820х гг. колокольня накренилась и пошла трещинами, что вызвало необходимость ее разборки и строительства новых частей комплекса.
Сохранившееся от конца XVII в. основное здание «зимнего храма» представляет собой крупный вертикальный объем с двумя симметричными рядами проемов на южном и северном фасадах в 3 оси. С южной стороны в центре нижнего яруса расположен проход внутрь храма.
Храм бесстолпный, внутри перекрыт высоким 4-лотковым сомкнутым сводом (из четырех треугольников), снаружи перекрыт четырехскатной кровлей с 5 декоративными барабанами без окон под луковичными главами.
Примерно на уровне подъема сводов на фасадах храма карнизом выделен своеобразный аттик с декоративными раковинами над осями окон, подражающими раковинам на фасадах Архангельского собора Московского Кремля.
Оформление проемов на фасадах храма Святителя Николая в Толмачах отличается определенной строгостью. Наличники включают достаточно строгие почти ордерные полуколонны, завершения наличников – тимпаны выполнены в виде разорванных фронтонов с «гирьками» в месте разрыва.
В 1832 – 1833 гг. под руководством известного московского архитектора Ф.М.Шестакова к историческому зданию храма Сошествия Св.Духа (Святителя Николая Угодника) в Толмачах на месте аварийных частей были пристроены новые трапезная и колокольня, выступающие на красную линию Малого Толмачева пер.
Ф.М.Шестаков, работавший с такими ведущими архитекторами Москвы первой трети XIX в., как О.И.Бове и В.П.Стасов, стал очень видным представителем московского послепожарного ампира, к прекрасным памятникам которого относятся части храма Святителя Николая в Толмачах.
Новые части храма составляют очень эффектную композицию, центральную часть этой композиции занимает четырехярусная колокольня, нижний ярус которой занимает тамбур главного входа в храм.
Вертикальный взлет колокольни эффектно подчеркивает фланкирующий колокольню ярко выраженный горизонтальный объем трапезной, вытянутый вдоль трассы Малого Толмачева пер., внутри которого устроены Покровский и Никольский пределы. Наружное оформление трапезной включает эффектные ампирные арочные тимпаны над прямоугольными окнами, которые отчасти напоминают оформление строившегося чуть раньше расположенного неподалеку на Большой Ордынке храма Чудотворного Образа Всех Скорбящих Радости архитектора О.И.Бове.
Крупные работы в храме Святителя Николая в Толмачах были проведены в 1856 – 1858 гг. на средства П.М.Третьякова и братьев Медынцевых, когда храм в значительной степени приобрел исторический внутренний облик, сохранявшийся до его закрытия в 1929 г. Именно тогда было выполнено необычайно торжественное оформление пределов трапезной, был расписан внутри храм конца XVII в. (бригада иконописца Степанова), был заново выполнен по историческому образцу иконостас с установкой исторических икон храма.
В 1929 г. храм Святителя Николая в Толмачах был закрыт и передан Государственной Третьяковской Галерее для размещения фондов.
В 1993 г. зданию возвращен статус храма с проведением служб.
В 1997 г. при самом активном участии Государственной Третьяковской галереи была проведена полная реставрация храма Святителя Николая с максимальным восстановлением исторического облика фасадов и интерьеров на 1929 г.
Постоянно проводятся поддерживающие работы.

О Храме

Храм святителя Николая в ТолмачахХрам Святителя Николая в Толмачах — это уникальный храм-музей, расположенный в Замоскворечье. Здесь хранится великая святыня России – икона Богоматери «Владимирская»

Тысячи паломников ежемесячно приходят в Толмачевскую церковь поклониться этому чудотворному образу.

Храм Святителя Николая в Толмачах был построен в начале XVII века. Первое письменное упоминание датируется 1625 годом. Церковь была восстановлена после пожаров 1812 года, постоянно действовала вплоть до советских времен и ;была закрыта в 1929 году. До 90-х годов помещения перестроенной церкви занимали службы Третьяковской галереи. Богослужения в храме Святителя Николая в Толмачах возобновились только в 1993 году.

Храм исторически представлен четвериком XVII века с центральным алтарем сошествия Святого Духа на апостолов и колокольней с трапезной XIX века, включающей два придела – Покровский и Никольский.

Сегодня храм обладает статусом домовой церкви при Государственной Третьяковской галерее. Здесь созданы все необходимые условия для хранения уникальных святынь, являющихся духовным и культурным достоянием нашего народа.

Раз в год на праздник Святой Троицы из залов Третьяковской галереи в храм приносится икона Андрея Рублева «Троица».

В интерьере храма представлено более 150 единиц хранения из собрания Третьяковской галереи.
В храме-музее в специально оборудованном киоте хранится величайшая святыня и всемирно известное произведение искусства – Владимирская икона Божией Матери. Ее пребывание в храме Свт. Николая в Толмачах позволяет органично сочетать религиозную и художественную природу этого памятника. Также здесь находятся особо почитаемые святыни: иконы Божией Матери «Иверская» и «Утоли моя печали», Дмитровский крест и мощевик. Для сохранности религиозно-исторических ценностей в помещении храма установлены системы кондиционирования, поддерживающие определенную температуру и влажность.

В богослужебное время храм открыт для всех верующих, а в остальные часы он открыт как зал Третьяковской галереи, в который приходят посетители музея, чтобы приобщиться к церковному искусству, и нередко возвращаются снова, но уж не как в храм искусства, но как в храм Божий.

Однако приход – это не стены храма и его святыни, это, в первую очередь, община верующих, ведомая клириками храма и его настоятелем протоиереем Николаем Соколовым.

Храм пользуется особым покровительством своих бывших служителей и прихожан, причисленных ныне к лику святых. Среди них известны и почитаются: прп. Алексий Зосимовский, прослуживший в храме еще в сане диакона 28 лет, причисленный к лику святых Архиерейским Собором в августе 2000 года; свщмч. Илия Четверухин, последний настоятель храма перед его закрытием в 1929 году, канонизированный решением Священного Синода в 2002 году; мч. Николай Рейн, бывший прихожанин храма.

Толмачевский дух объединяет людей многих профессий, социального положения и жизненных устремлений. Всему этому способствует и социальная деятельность, взаимопомощь, занятия детской воскресной школы и просветительских курсов для взрослых «Основы Православия», работа библиотеки православной литературы, паломнические поездки, общие труды по изданию храмовой газеты «Толмачевский листок» и, конечно же, чудное пение хора, созданного известным регентом — А.А.Пузаковым, получившим воспитание на клиросе Н.В. Матвеева. Алексей Александрович был удостоен звания заслуженного артиста России, т.о. получив признание и со стороны светской культуры

В храме Святителя Николая в Толмачах вы можете приступить к таинствам Крещения, Венчания, Елеосвящения, Исповеди, Причащения. Помолиться на молебне или панихиде за своих близких. Побеседовать со священником на духовные темы.

Во время совершения богослужений, войти в храм-музей можно через первую слева от колокольни дверь, в здании Третьяковской галереи. Прежде чем подняться по лестнице в храм, положено обязательно оставлять в гардеробе верхнюю одежду.

Богослужения совершаются:

Среда 10 00 Молебен с Акафистом перед чудотворной Владимирской иконой Божией Матери
Пятница 17 00 Утреня
Суббота

9 00 Часы и Божественная литургия
17 00 Всенощное бдение

Воскресенье 9 00 Часы и Божественная литургия
В дни Двунадесятых праздников

9 00 Часы и Божественная литургия
накануне 17 00 Всенощное бдение

В дни памятей великих святых и чудотворных икон: 8 30 Утреня и Божественная литургия

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *