Храм подмоклово

Это не просто храм – это настоящее произведение искусства! Храм Рождества Богородицы в Подмоклово, выполненный в форме ротонды и окруженный статуями двенадцати Апостолов и четырех евангелистов, запросто мог бы украсить собой площадь какого-нибудь старинного итальянского города. Но находится он в небольшом селе Подмоклово, в котором до революции находилась процветающая усадьба.
Храм Рождества Богородицы историки и искусствоведы единогласно называют одним из наиболее интересных сооружений петровской эпохи России. В стиле этого архитектурного шедевра присутствуют ноты западноевропейского барокко.
Историю строительства, владения и дальнейшего развития храма в Подмоклово окутывают множество историй – одна интереснее другой. В наши дни уже трудно поверить в то, что после революции уникального храма Рождества Богородицы могло просто-напросто не стать. К счастью, этой старинной церкви очень повезло – и в годы идеологического перепутья, и сейчас, когда о ней заботится увлеченный и грамотный человек. Я считаю, что второе рождение этого храма произошло тогда, когда его настоятелем был назначен протоиерей Дионисий Крюков. Заручившись поддержкой семьи и своих талантливых детей, отец Дионисий смог добиться огромных успехов в сохранении храма. Семья Крюковых наладила в Подмоклово проведение интересных экскурсионных программ для туристов, организовала проведение культурных программ для жителей села, создала прекрасный сайт храма и стала учредителем удивительного по концепции и уровню организации фестиваля старинной музыки у стен церкви.
К истории отца Дионисия и его замечательной семьи мы с вами еще обязательно вернемся в этом материале. А начать его я предлагаю с небольшой исторической справки об истории церкви Рождества Богородицы. В какой период она была построена? Как получилось так, что храм в Подмоклово продолжал строиться вопреки строжайшим царским запретам? Почему она была возведена в столь необычном стиле? На какие известные зарубежные храмы он похож? Бракосочетание какого представителя дома Романовых, по легенде, планировали провести в этом храме? Как и при каких обстоятельствах в подмокловской церкви появилась фреска «Лермонтов» в аду» и почему она стала причиной настоящего скандала в стране? Кто и как защитил храм Рождества Богородицы в советские годы? И какие замечательные мероприятия проходят у храма в Подмоклово в наши дни?
Кстати: уже в эти выходные, 16 сентября, состоится наша экскурсия «Окрестности города С», во время которой мы посетим, в том числе, и прекрасный храм Рождества Богородицы в Подмоклово. Спешите забронировать билеты в поездку!
А вы были в Подмоклово? Привлекают ли вас такие нетипичные для России образцы храмовой архитектуры?

Дата фотографий: 8 апреля 2016 года, 1 июля и 9 августа 2017 года.
Перед вами — один из сохранившихся флигелей некогда роскошной усадьбы Подмоклово. Ою истории этого имения и его нынешнем состоянии я хотел бы рассказать в отдельном материале, а сейчас я хочу остановиться на истории главной жемчужины этой усадьбы — храме Рождества Богородицы.

В этом посте вы увидите мои фотографии усадьбы Подмоклово, которые были сделаны в разные временные промежутки. Это станет хорошей возможностью порадоваться тому, насколько быстро и буквально на глазах расцветает храм Рождества Богородицы.

Строительства храма Рождества Богородицы в Подмоклове началось в самом начале XVIII века. Считается, что датой ее основания считается 1714 год – именно тогда было получено разрешение на ее строительство. Сама ситуация активного начала строительства храма Рождества Богородицы в Подмоклово в данный временной период по-настоящему удивительна. А все дело в том, что в 1714 году Царским указом запрещается «во всём государстве на несколько лет всякое каменное строение».
6. Строительство этого храма началось в далеком 1714 году.

Внешний вид церкви Рождества Богородицы в с. Подмоклово. Дата: 1890-е гг. И. П. Никитин, личный фонд Якушевых. Вид фотодокумента: негатив (стекло). ЦАЭиАДМ Архивный номер: 5 – 195.
7. Скульптуры апостолов и евангелистов, которые украшали церковь Рождества Богородицы, были полностью выполнены русскими мастерами-скульпторами, что было первой задокументированной работой наших умельцев столь выского уровня.
Однако, амбициозный князь Григорий Федорович Долгоруков смог получить от Петра I устное разрешение на строительство подмокловской церкви, основанием чего является факт уже начавшегося строительства до указа о запрете. В 1717г. он просит о письменном указе Петра к Московскому губернатору.

Архитектурный прототип храма — молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели.


Второй прототип — храм Св. Петра в Риме (т. н. Темпьетто, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г.). Здесь он изображен на фреске Рафаэля Санти «Обручение Мадонны».

Самый известный владелец Подмоклово – Григорий Федорович Долгоруков был человеком настойчивым. Отчасти, эти его качества сказались и на внешнем облике храма Рождества Богородицы, инициатором строительства которого являлся он. Историки и искусствоведы до сих пор спорят о том, как такой нетипичный для России храм мог появиться в усадьбе петровского вельможи. Скорее всего, будучи человеком просвещённым, он искренне восхищался многими образцами западной архитектуры и захотел создать похожий архитектурный шедевр на территории своей усадьбы.
10. Часть скульптур была восстановлены в наши дни.

Восточный фасад. Фото Н. Я. Епанченникова 1936г. Фототека ГНИМА им. Щусева, кол. V, нег. 427

Исследователи считают, что у храма Рождества Богородицы в Подмоклово есть несколько известных зарубежных прототипов. Первый по времени пример такого рода – молельня-оратория Санта Мария дельи Анджели, построенная Ф. Брунеллески в 1427-1436 гг. Затем он повторяется в формах поминального храма на месте казни Св. Петра в Риме (т. н. Темпьетто, постройка Донато д’Анджело Браманте, 1502 г.). Ближайшим по времени аналогом церкви Рождества Богородицы в Подмоклово служит и неосуществлённый проект храма Торжествующей церкви (Ecclesia triumphans) для арены римского амфитеатра Флавиев — Колизея, разрабатываемый римским архитектором Карло Фонтана в 1676-1700 гг.

12. Храм в Подмоклово уникален еще и тем, что его продолжали строить в то время, когда петровским указом по всей стране было запрещено каменное строительство.


Евангелист Лука. Фото Петухова А.И. 1967 г.
14. Реставрация храма завершилась в 2016 году.
Существует неподтвержденная и сомнительная легенда о том, что в подмокловской церкви планировалось венчание Петра II с двоюродной сестрой храмосоздателя Григория Фёдоровича Долгорукова, княжной Екатериной Алексеевною Долгорукой. Однако, о ней по-прежнему рассказывают многие местные любители истории.

На первоначальном этапе строительством храма в Подмоклово руководил военнопленный Лоренц фон Фикин, затем работу над шедевром продолжил другой иностранец — Андрей Шульц. Декоративная резьба и скульптуры храма были выполнены артелью резчиков по камню под руководством Ивана Зимина. Эту искусную, невероятно сложную работу историки и искусствоведы считают самой ранней задукоментировнной работой такого уровня, которая была полностью выполнена руками русских умельцев.
17. Храм был освящен в 1754 году.
18. На этом фото в храме только заканчиваются реставрационные работы. А перед ним — очаровательный маленький прудик.

Церковь с. Подмоклово (с колокольней и воротами). Фотография начала 1920 г. (Пересъемка с частного собрания).

Освящение храма отодвинулось на достаточно большой промежуток времени из-за нестабильного положения Дорлгоруковых при российском дворе. Однако, в 1754 году храм все же освятили и он начал жить размеренной приходской жизнью.

Однако, однажды в истории церкви Рождества Богородицы случился и громкий скандал, который по своим масштабам вышел далеко за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. В 1875 г. на средства приходского церковного старосты, серпуховского 1 гильдии купца Тимофея Ивановича Каштанова, было проведено «возобновление», т. е. капитальный ремонт Богородицерождественского храма, в том числе — и работа над фресками.

Интерьеры храма. Внутренний вид церкви (юго-западная часть). Фото Н. Я. Епанченникова 1936г. Фототека ГНИМА им. Щусева кол. V, нег. 816. (Поступление из музея ВАА).

Во многих русских храмах было принято изображать цены Страшного Суда у выхода из церкви — чтобы прихожанин, покидая пределы храма понимал, что его главная задача — стараться соответствовать заповедям во всех аспектах мирской жизни.

26. Остатки усадебного парка.

Аналогичное изображение Страшного Суда появилось и в Подмоклово. Казалось бы, в этом не было ничего особенного, если бы не одно «но». В образе одного из грешников, страдающих в пламени ада, можно было явно увидеть образ…Михаила Юрьевича Лермонтова. О том, как такое могло произойти, существует несколько версий. И, как вы понимаете, о банальной и случайной внешней схожести образов никто даже не говорит.
28. Увидев эту красоту впервые на берегу Оки, можно запросто потерять дар речи!

Настенная композиция «Страшный суд». ГМИР. Обратите внимание на нижний правый угол.

Одни исследователи считают, что при жизни Михаил Юрьевич, любивший метко бить острым словом, сильно оскорбил одного из владельцев Подмоклово. Вторые предлагают более сложную версию. Они связывают фреску в Подмоклово с обстоятельством похорон писателя. Каджому из нас известно, что Михаил Юрьевич погиб во время дуэли. А согласно православным канонам, участие в дуэли приравнивалось к самоубийству, и, стало быть, самоубийцу не могли отпевать в храме и служить о нем панихиды. Но несмотря на столь известный запрет священник Павел Александровский по просибе друзей Лермонтова проводил писателя в последний путь. Когда об этом узнали в свете, свяженника ждало судебное разбирательство. Если вы присмотритесь к фреске, то увидите, что рядом с «Лермонтовым» в аду почему-то находится и священник. Таким образом, автор скандального изображения мог привлечь внимание к проблемам дуэлей и несоблюдению церковных правил отдельными клириками.
30. Усадебный флигель пытались выставить на аукцион с целью поиска нового инвестора. Инвестор нашелся, но вскоре он разорвал договор аренды.

32. Храм после окончания реставрационных работ в 2017 году.
Третья версия говорит нам о том, что, вероятно, «Лермонтова» осудили скорее не как личность, а как некое олицетворение образа человека того времени, который был лишен некоторых духовно-нравственных ориентиров.

Упавшая внутрь галереи скульптура евангелиста Марка (Кузнецов В.Я. май 1983).
История с фреской получила гласность и обернулась настоящим скандалом. Ведь то, что демонстрировалось прихожанам храма в Подмоклова как нравстенное назидание, было ужасным проявлением антихристианства. Ведь ни один живущий на земле человек даже в мыслях не имеет права брать на себя функции Господа и решать, куда попадет пусть даже грешный человек: в ад, либо в рай. Впоследствии этой фреской очень «гордились» коммунисты, которые с удовольствием демонстрировали ее в петербургском Музее истории религии и атеизма.

А когда в Подмоклово наступили страшные годы революции, то прихожане храма Рождества Богородицы проявили огромную волю и единство, не дав оскверить этот прекрасный храм. На протяжении долгих лет в довоенный период они преодолевали множество бюррократических ступеней, чтобы отстоять свой храм. И, действительно, службы в Подмоклово шли даже в те страшные дни, когда прихожанам многих городов и сел было опасно даже приближаться к храму.
35. Вид на остатки усадебного парка и сохранившийся флигель.
А потом, в храме Рождества Богородицы наступило многолетнее запустение, которое потихоньку подрывало состояние памятника архитектуры. В 80-е годы группа вандалов осквернила статуи апостолов и евангелистов и нанесла огромный ущерб их целостности.
36. С каждым годом храм привлекает к себе все больше туристов и любителей искусства благодаря большому труду настоятеля церкви Дионисия Крюкова и его семьи.
Реставрационные работы в Подмоклово начались в 1983 году силами треста Мособлреставрация. Арки обходной галереи галереи-паперти были вновь открыты.
Разрез церкви в с.Подмоклое. Реконструкция арх. Л.А. Петрова, 1941 г. Фототека ГНИМА им. Щусева.

В феврале 1986 г. разработан проект использования церковного здания под музей скульптуры: с заменою статуй над папертью копиями и экспонированием самих оригиналов внутри церкви. Одиннадцать уцелевших статуй были сняты с балюстрады — и восстановлены к окончанию работ, с нарушением первоначального их порядка: скульптуры Апостолов Филиппа и Фаддея поменяли местами (что видно по фотоснимкам храма 1914 и 1936 гг.) Пять повреждённых вандалами статуй, украшавших храм с. Подмоклово, восстановлены во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре им. И.Э. Грабаря: реставраторами Антоняном А.С, Любченко Ю.А., Черемхиным В.А. (Ныне они находятся в фондах СИХМ и хранятся в Троицком соборе г. Серпухова. Стоит вопрос об установке на здании храма их копий).

40. Церковь Рождества Богородицы. Вид сверху.
Величественная церковь Рождества Богородицы в Подмоклово была передана верующим в 1992 году.

А ее настоящее возрождение как важного духовно-образовательного центра началось с начала служения здесь нынешнего настоятеля храма, протоиерея Дионисия Крюкова. В заботе о большой старинной церкви ему помогает его «малая церковь» — большая и дружная семья. Семейство Крюковых организует замечательные экскурсии по Подмоклово для всех туристов. Этим удивительным людям принадлежит идея о проведении около храма замечательного фестиваля старинной музыки, с подробностями которого вы можете познакомиться здесь. Благодаря отцу Дионисию и его семье в Интернете появился абсолютно безупречный сайт храма, где подробно изложена вся информация по истории храма с интересными историческими фактами и архиаными фотографиями. При подготовке этого материала я пользовался материалами именно этого сайта.
42. Я верю в то, что это уникальное место будет процветать!
Друзья, если вы когда-нибудь будете в Серпуховском районе, то обязательно посетите этот храм. Вы придете в настоящий восторг от такой неповторимой красоты! А отцу Дионисию Крюкову и его замечательной семье я хотел бы пожелать крепкого здоровья, успехов в его нелегком труде и деятельных благотворителей, которые смогли бы помочь привести территорию бывшей усадьбы в живописный обустроенный уголок!
Источник, архивные фото:
1) Официальный сайт храма Рождества Богородицы в Подмоклово.Экскурсии по усадьбам на сайте usadboved.ru

Мiръ Россия Московская область деревня Подмоклово Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Подмоклово)

Идёт загрузка карты…

Церковь Рождества Богородицы — наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени от первой половины XVIII века ротонд. Важность церкви состоит ещё и в том, что, в ходе научных изысканий по изучению церкви, было доподлинно установлено, что работы по декоративной резьбе и созданию скульптур были выполнены русскими мастерами под руководством Ивана Афанасьева Зимина.

Один из подмосковных православных храмов начала XVIII века, которые обозначили радикальный разрыв с древнерусской архитектурной традицией. Вотчинный храм князя Григория Фёдоровича Долгорукова представляет собой двусветную ротонду, в современном итальянском стиле, более радикальном чем голицынское барокко, перекрытую высоким куполом с люкарнами и световым барабаном, завершённым полусферой. Ротонда окружена шестнадцатипролётной аркадой, на которой установлены выполненные в человеческий рост, статуи двенадцати апостолов и четырёх евангелистов. Построен в 1714 — 1722 годах в усадьбе Подмоклово Городецкого стана Тарусского уезда Калужской губернии (ныне деревня Серпуховского района, Московской области). Архитектором храма на начальном этапе был Лоренц фон Фикин, основные работы по строительству храма были выполнены Андреем Шульцом.

История

Первое упоминание церкви Рождества Богородицы в селе Подмоклово содержится в тарусских писцовых книгах от 1628 — 1629 годов. В книгах церковь значится как «деревяна клецки» с приделом святителя Николая.

Заказчиком нового каменного храма стал князь Григо­рий Фёдорович Долгоруков — успешный дипломат, ближайший сподвижник Петра I. Идея создания храма пришла к Г. Ф. Долгорукову, вероятнее всего, во время его поездок по странам Европы в составе «Великого посольства» в 1697—1699 годов. Вместе с другими сподвижниками Петра Долгоруков побывал в Германии, Голландии, Франции и Италии. Как результат поездки, был написан «Журнал путешествий», авторство которого до сих пор не удалось установить, но в числе претендентов на авторство значится и Долгоруков.

Разрешение на постройку каменного храма на месте обветшавшей деревянной церкви было получено 22 июня 1714 года Указом Митрополита Рязанского и Муромского Стефана. Просителем выступал сам Григо­рий Фёдорович Долгоруков.

Первый контракт на постройку храма-ротонды был заключён с артелью Андрея Опурина 1 мая 1714 года: «…подрядились они построить из ево товару в Таруском уезде в селе Подмоклом церковь по церклюлю круглую по чер­тежу по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». Лоренц фон Фикин — военнопленный, был квартирмейстером в шведской армии Карла XII.

1890-е гг.

Но строительство храма было остановлено в том же году с связи с выходом царского указа от 9 октября 1714 года о запрещении во всем государстве кроме Санкт-Петербурга каменного строительства. Остановка строительства храма произошла на уровне перемычек сводов галереи первого яруса.

Однако уже в 1717 году Долгорукову удалось получить разрешение у государя на «достройку» храма и уже 28 мая он заключил новый контракт на строительство с прежней артелью.

Вероятнее всего Лоренц фон Фикин не обладал достаточной квалификацией для строительства столь сложных сооружений. Поэтому 5 мая 1718 года Долгоруков заключил контракт с новой артелью строителей — записного московского каменщика Ивана Каландина, который к тому времени имел большой опыт возведения каменных построек. Руководство строительными работами осуществлял иноземец Андрей Шульц.

Декор храма и скульптуры были выполнены из местного окского известняка. Известняк был поставлен крестьянином Максимом Васильевым из подмосковной деревни Нижнее Мячково к 19 мая 1719 года.

Декоративная резьба и скульптуры храма были выполнены артелью резчиков по камню под руководством Ивана Зимина. Важность этого факта состоит в том, что это самая ранняя, достоверно задокументированная работа такого высокого уровня, выполненная руками русских мастеров. Работы производились непосредственно на месте строительства по рисункам и чертежам заказчика. В пользу этой версии говорит то, что рядом с храмом впоследствии были обнаружены испорченные, вследствие неудачных, каменные блоки.

В 1723 году Г. Ф. Долгоруков умер, так и не дождавшись освящения храма. На момент его смерти храм был почти построен, из невыполненных работ остались только: иконы, иконостас, столярные работы.

Его сын Сергей Григорьевич, которому по наследству перешло село Подмоклово, своей вотчиной не занимался. Строительство храма так и не было завершено, несмотря на то, что он находился на последних стадиях постройки.

В 1730 году после воцарения на троне императрицы Анны Иоановны, род Долгоруковых попадает в опалу. Все вотчины Долгоруковых, в том числе и село Подмоклово переходят в дворцовое ведомство. В связи с чем, храм остаётся недостроенным и его окончательная отделка задерживается на несколько лет. В 1741 году, после смерти императрицы Анны Иоановны, Долгоруковы вновь становятся владельцами своих бывших поместий, в том числе и своей подмосковной вотчины, села Подмоклово. Внук Г. Ф. Долгорукова, Николай Сергеевич, после вступления во владение селом распоряжается завершить строительство храма, и в 1754 году, после завершения строительных и отделочных работ, подаёт прошение в Синод на имя императрицы Елизаветы Петровны о разрешении освятить храм. В этом же году, после того, как разрешение было получено, храм торжественно освещают.

В 1779 году имение принадлежит Затрапезному Алексею Ивановичу. Вероятнее всего, что после смерти своего единственного сына Николай Сергеевич Долгоруков продал имение Затрапезному.

В 1785 году рядом с храмом началось строительство колокольни. Строительство колокольни так и не было закончено и 1898 году, она была разобрана «по ветхости». В дальнейшем у имения Подмоклово менялись хозяева.

В разное время село принадлежало Тютчевым (1830-ые года), Васильчиковым (с 1840-ые года).

В 1861 году к церкви пристраивают колокольню и каменную ограду с воротами в формах «Русского национального стиля».

В 1875 году уроженец села Подмоклово церковный староста Тимофей Иванович Каштанов, возобновил храм. В 1882 году на его же средства были выполнены работы по росписи храма, а в церковном притворе была выполнена картина «Страшный суд». Картина получила скандальную известность из-за портретного сходства одного из изображённых на картине грешников на М. Ю. Лермонтова.

В 1883—1893 годы храм ремонтировался: заложили часть арочных проемов, галерей и пробили в стенах каналы калориферного отопления. К началу XX века была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркады.

В 1903 году при храме была сооружена каменная звонница, которая была разобрана в 1930-ые годы, в хозяйственных целях.

К началу XX века уже была утрачен балю­страда над карнизом круговой аркадной галереи. В начале 1910 годов было проведены ремонтные работы ненадлежащего качества, в результате чего храм утратил свой прежний вид. Сводчатые арки вокруг церкви были заложены кирпичом, статуи апостолов раскрашены яркими красками.

В конце XIX века приход церкви состоял из 525 мужчин и из 575 женщин. В состав прихода входило село Подмоклово и часть сельца Прокшино. В 1915 году в храме служил один священник и псаломщик.

Последним владельцем усадьбы был серпуховский фабрикант Н.П. Рябов.

Несмотря на проводимую советскими властями политику гонения на церковь, церковные богослужения в храмы выполнялись вплоть до 1936 года. Но уже в 1937 году храм был закрыт и использовался под хозяйственные нужды, как зернохранилище.

В начале 1980-х годов храм подвергся посягательству вандалов, 5 из 16 украшающий храм статуй были разрушены. Впоследствии разрушенные статуи были восстановлены специалистами Всероссийского художественного научно-реставрационного центра имени И. Э. Грабаря. Восстановление статуй проводилось с 1988 по 1995 год. Восстановленные статуи хранились в Серпуховском Историко-художественным музее, но в 2016 году были возвращены на свои первоначальные места.

С 1983 по 1994 год здание храма реставрировалась силами специалистов треста «Мособлреставрация». После завершения реставрационных работ у храма были вновь открыты арки кольцевой паперти. После реставрации церкви в ней планировалось организовать музей русской скульптуры, однако уже в 1992 год храм был передан Русской Православной церкви, а с 1993 года вновь стал действующим храмом.

В 2009 году в храме вновь начались реставрационные работы, которые продолжаются уже 7 лет. В этом же году были начаты мероприятия по внесению храма в список всемирного наследия ЮНЕСКО.

В 2015 году, в ходе аукциона, у усадьбы в Подмоклово определился её хозяин, им стал Дмитрий Малофеев, родной брат Константина Малофеева. Согласно губернаторскому проекту «Усадьбы Подмосковья», в рамках которой и был проведён аукцион, новый хозяин усадьбы обязан к 2022 году полностью отреставрировать здание флигеля. Храм в рамках аукциона реализован не был, так как находится в ведении Русской Православной Церкви.

Описание

Архитектурные прототипы храма обнаруживаются в первую очередь в Италии, где наиболее ранним вариантом развития восьмигранной ротонды в 16-столпную кольцевую галерею была несохранившаяся оратория Санта Мария дельи Анджели Ф. Брунеллеско во Флоренции (1427-1436 годы). Архитектурная близость к храму обнаруживается и у Темпьетто архитектора Браманте в Риме (1502 года).

Иконостас

В России, ближайшей аналогии храма, является Знаменская церковь в Дубровицах, которая был построена Борисом Алексеевичем Голицыным, двоюродным братом супруги Григо­рия Фёдоровича Долгорукова, Марии Ивановне Голицыной.

Формы храма в Подмоклово гораздо ближе к размеренной ясности Ренессанса, чем к экзальтированной патетике господствовавшего на рубеже XVII и XVIII вв. стиля барокко. Статуи апостолов и евангелистов по-ренессансному устойчивы и монолитны, а их экспансивные жесты – лишь формальная дань традиции барокко, в целом же образы святых отличает спокойное достоинство. При сравнении церкви в Подмоклово с ближайшим итальянским прототипом, проектом К.Фонтана, наиболее заметны различия в программе скульптурного декора – о чём ещё будет сказано. Необходимо признать, что выбор скульптур для украшения храма и порядок их размещения на галерее паперти является оригинальной частью проекта, возможно — собственным творчеством заказчика.

Святыни

Особо почитаемая икона в церкви — старинная икона Владимирской Божьей матери.

В честь иконы, по случаю избавления от холеры в 1848 году, ежегодно 23 июня после утрени совершается крёстный ход.

Престольные праздники

Рождество Пресвятой Богородицы — 21 сентября

Как добраться

Адрес: Московская область, Серпуховской район, село Подмоклово

Проезд:

  • Общественным транспортом из Москвы:

1. Электричкой до Серпухова, Расписание электричек Москва (Курский вокзал)-Серпухов

или автобусом №458 Москва (м.Южная) — Серпухов

далее автобусом №28 «Серпухов-Ланьшино» до ост. «Подмоклово»

Расписание автобуса № 28 «Серпухов-Ланьшино»

2. Электричкой «Москва-Тула» до станции «107 км», далее автобусом №28 «Серпухов-Ланьшино» до ост. «Подмоклово»

3. Электричкой «Москва-Тула» до станции «Приокская», далее пешком 6 км

  • На автомобиле

Из Москвы нужно следовать по Симферопольскому шоссе — трассе М-2 «Крым» Москва — Симферополь (Украина), до моста через реку Оку, переехать через мост, доехать до транспортной развязки, ведущей в Пущино, и далее свернуть направо на развязку, а въехав на неё, свернуть налево в сторону Лукьянова и всё время ехать по главной дороге до указателя на Подмоклово.

Телефон настоятеля: +7-985-212-70-09 (протоиерей Дионисий Крюков)

Электронный адрес: hram-podmoklovo@yandex.ru

Паломнику

Летом при храме действует молодежный палаточный лагерь «Подмоклово».

Расписание богослужений:

По субботам в 16.00 Всенощное бдение

По воскресеньям в 9.00 Часы, Божественная Литургия

ИСПОВЕДЬ совершается на вечернем богослужении в субботу и в воскресенье с 9.00 до начала Литургии

В двунадесятые праздники (если не совпадает с воскресеньем) служится молебен в 14.00

Расписание богослужений на месяц

Фото

Видео

Храм Рождества Пресвятой Богородицы с.Подмоклово

Музыкальный фестиваль в Подмоклово

Церковь Рождества Богородицы в Подмоклово

Подмоклово — церковь Рождества Пресвятой Богородицы (1754)

Ссылки

Церковь Рождества Пресвятой Богородицы (Подмоклово)

Подмоклово (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео. Предыдущая фотография Подмоклово, сад усадьбы Долгоруковых

Усадьба Подмоклово, принадлежавшая семье князей Долгоруковых, расположена в одноименной деревне в Серпуховском районе Московской области на берегу Оки. У Подмоклова солидная история: впервые как село оно упоминается в исторических документах, датированных 1648 годом. На тот момент им владели князья Голицыны.

Главная достопримечательность подмосковной усадьбы Подмоклово — храм Рождества Богородицы. Этот шедевр русского зодчества построен в стиле итальянского барокко.

Свое название деревня получила из-за того, что Ока во время половодья заливает строения, находящиеся поблизости. Кроме того, в окрестностях очень много ручьев, что тоже могло послужить причиной такого названия деревни. Кстати, если верить преданиям, под деревней расположено подземное озеро. Во времена Ивана Грозного недалеко от Подмоклово добывали железную руду и поделочный камень — тарусский мрамор.

Храм Рождества Богородицы в Подмоклово

Главная достопримечательность усадьбы Подмоклово — храм Рождества Богородицы. Этот шедевр русского зодчества построен в стиле итальянского барокко. Церковь начал строить в 1714 г. на свои собственные средства Григорий Долгоруков. Строительство продолжили его сын и внук. В итоге храм был освящен лишь в 1754 г. Церковь считается одним из наиболее интересных строений петровской эпохи: архитектурная композиция здания представляет собой редкий для России тип купольной ротонды. Автор проекта неизвестен, но скорее всего, над ним работали иностранные архитекторы Карло Фонтано и Андрей Шульц. Одним из главных украшений храма можно считать 16 скульптур святых (стоит отметить, что подобные скульптурные композиции очень редки в православной архитектуре). В 1970 годы пять скульптур были сняты для реставрации. Сейчас они находятся в серпуховском художественном музее.

Многие постройки усадьбы Подмоклово не сохранились. Так, например, утрачен двухэтажный каменный господский дом. Некоторые здания были перестроены и не имеют сегодня никакой ценности. Частично сохранились каскадные пруды и большой парк с липовыми и тополиными аллеями. К сожалению, храм Рождества Богородицы выглядит не лучшим образом. Настоятель всеми способами пытается реставрировать церковь, но понятно, что средств катастрофически не хватает.

В 1937 году храм Рождества Богородицы в Подмоклово прекратил свою деятельность. Через некоторое время в нем было оборудовано зернохранилище. Лишь в 1993 году службы в церкви возобновились.

Практическая информация

До усадьбы Подмоклово можно добраться на общественном транспорте или на автомобиле. Из Москвы с Курского вокзала ходят электрички до города Серпухов, а также со станции метро «Южная» автобусы № 458. Затем нужно пересесть на автобус № 28 (Серпухов — Ланьшино) и доехать до остановки Подмоклово. Кроме того, можно на электричке Москва — Тула доехать до станции 107 км и пересесть на автобус № 28. Либо на этой же электричке доехать до станции Приокская и пройти пешком 6 км.

На автомобиле нужно ехать по Симферопольскому шоссе (М2) до моста через реку Оку. Переехать через мост, доехать до транспортной развязки, въехав на нее, свернуть налево в сторону Лукьяново и ехать по главной дороге до указателя на Подмоклово.

В храме Рождества Богородицы проводят бесплатные экскурсии после службы по воскресеньям и в дни великих церковных праздников, ориентировочно в 15:00. Также можно заказать экскурсию за пожертвования, предварительно договорившись за неделю до визита с настоятелем храма протоиереем Дионисием Крюковым.

Каменная церковь Рождества Богородицы в деревне Подмоклово Московской области – двусветный храм-ротонда, построенный в начале XVIII в. в усадьбе князя Григория Долгорукова, наиболее ранняя из дошедших до настоящего времени ротонд, воплотившая в своей архитектуре черты западноевропейского барокко.

Впервые храм Рождества Богородицы «в Подмоклом», являвшемся старинной вотчиной князей Голицыных, упоминается в тарусских писцовых книгах за 1628–1629 г.г. Согласно этому документу, «деревяна клецки» церковь с приделом святителя Николая была построена и украшена вотчинником. Видимо, в том же XVII столетии, позднее, вместо нее была построена новая Богородице-Рождественская церковь, тоже деревянная.

К началу XVIII в. Подмоклово перешло во владение князей Долгоруковых, став крупнейшим из их подмосковных имений. Долгоруковы не были прямыми потомками князя Юрия Владимировича, вошедшего в историю как основатель Москвы, а вели свою родословную от Рюрика по ветви черниговских князей. Основателем этого рода был князь Иван Андреевич Оболенский (XIV или XV вв.), получивший за мстительный нрав прозвище Долгорукий. Его потомков стали называть Долгоруковыми. С XVI века представители этой фамилии служили при московском дворе на важных постах в гражданском и военном управлении.

1 мая 1714 г. очередной владелец села Подмоклово князь Григорий Фёдорович Долгоруков (1657–1723) заключил контракт с каменщиками: подрядчик из Московской Каменной слободы Андрей Опурин и крестьяне села Красного Костромского уезда Василий Александров «с товарищи» (всего двадцать два работника) подрядились построить «из ево товару в Таруском уезде в селе Подмоклом церковь по церклю круглую по чертежю, по повелению иноземца Лоренца фон Фикина». Из этой записи следует, что Лоренц фон Фикин стал руководителем строительства, однако не обязательно являлся автором проекта, который был, скорее всего, западноевропейского происхождения. Позднее, в челобитной 1716 г. Лоренц фон Фикин, первый руководитель строительства, назван шведским квартирмейстером. Вероятно, этот специалист был шведским военнопленным. Интересно, что в XVII – первой четверти XVIII в.в. выходцами из села Красного был построен целый ряд зданий в Москве и окрестностях. 23 июля Г. Ф. Долгоруков получил разрешение митрополита Рязанского и Муромского, местоблюстителя патриаршего престола Стефана Яворского на строительство каменной усадебной церкви.

Осенью 1714 г. только начатые строительные работы были остановлены из-за указа Петра I, изданного 9 октября, согласно которому под страхом ссылки и конфискации всего имущества «на несколько лет» в России запрещалось каменное строительство кроме Санкт-Петербурга. Целью указа было ускорение застройки новой столицы государства. В 1717 г. Долгорукову удалось получить государево разрешение на «достройку» храма в Подмоклове. Основные строительные работы к этому времени были уже завершены, что подтверждается архивными материалами. В челобитной 1716 г. крепостной князя Г. Ф. Долгорукова Андрей Рыжиков сообщал, что стены церкви, выстроенные в 1714 г. фон Фикиным, дали «расседины». Новым руководителем строительства был назначен «голанской земли иноземец Елизарий Давыдов сын Крафорт», который посчитал эти повреждения неопасными для строящегося здания. Однако сооружение вскоре развалилось, а назвавшийся архитектором Крафорт оказался самозванцем.

28 мая 1717 г. князь Григорий Долгоруков снова заключил контракт с артелью Андрея Опурина, начинавшей строить храм в 1714 г., и с ярославским каменщиком Алексеем Дмитриевым «с товарищи». Сумма за работу, в сравнении с первоначальным контрактом, была увеличена, но с поставленной задачей артель не справилась. Вероятно, сказалось отсутствие архитектора.

5 мая 1718 г. был заключен новый контракт – с артелью московского каменщика Ивана Каландина, имевшего к тому времени большой опыт строительства каменных зданий. Руководство строительными работами было возложено на иноземца Андрея Шульца. Подрядчики обещали за строительный сезон возвести церковь из кирпича, заказанного за несколько дней до этого, 29 апреля, московским мастерам Трофиму Захарову и Мине Игнатьеву. 27 сентября был сделан заказ Максиму Васильеву, крестьянину села Нижнее Мячково, на партию белого камня (известняка) для украшения храма скульптурами. Известняк был поставлен к 19 мая 1719 г.

9 апреля 1720 г. был заключен контракт с артелью резчиков под руководством московского мастера Ивана Афанасьева Зимина на украшение храма резьбой и скульптурами 12 апостолов и 4 евангелистов по имеющимся рисункам. Наблюдение за работой резчиков, которая должна была быть выполнена в течение лета, осуществлял все тот же Андрей Шульц. Вероятно, украшение белокаменным декором церкви в Подмоклове было завершено в установленные сроки, в теплый сезон 1720 г., и во всяком случае, не позднее весны 1722 г., т.к. 21 мая этого года постановлением Святейшего Синода было запрещено иметь «в церквах иконы: резные, вытесанные, изваянные…».

15 августа 1723 г. Григорий Фёдорович Долгоруков умер, не дожив до освящения церкви. К этому времени здание было фактически построено, оставалось только установить двери и окна, завершить столярные работы, установить иконостас и снабдить храм иконами. Окончания этих работ церковь ждала более 30 лет. Унаследовавший Подмоклово от отца Сергей Григорьевич Долгоруков не проявлял к находящемуся на последней стадии постройки храму никакого интереса.

После воцарения на троне в 1730 г. императрицы Анны Иоанновны Долгоруковы попадают в опалу. Село Подмоклово в числе других вотчин Долгоруковых переходит в дворцовое ведомство. В 1741 г., после смерти Анны Иоановны и воцарения Елизаветы Петровны, реабилитированным Долгоруковым были возвращены их бывшие поместья, в том числе подмосковное Подмоклово, владельцем которого становится Николай Сергеевич Долгоруков, внук Г. Ф. Долгорукова. При нем были завершены все строительные и отделочные работы, установлен иконостас, церковь снабжена необходимой утварью. В 1754 г. Николай Сергеевич подал прошение в Синод об освящении храма. В том же году церковь была торжественно освящена во имя Рождества Пресвятой Богородицы, как и старый деревянный храм, стоявший на площади к западу от новой церкви и к этому времени, видимо, пришедший в полную ветхость.

По данным на 1779 г., имение Подмоклово находилось во владении Алексея Ивановича Затрапезного. Вероятнее всего, после смерти единственного сына Н. С. Долгоруков продал имение А. И. Затрапезному. В 1785 г. рядом с церковью началось строительство колокольни, нижний ярус которой должен был стать придельным храмом Владимирской иконы Божьей Матери. В 1898 г. так и незавершенную колокольню разобрали «по ветхости».

В разное время Подмоклово принадлежало разным хозяевам. В 1830-х г.г. селом владели Тютчевы, с 1840-х г.г. – Васильчиковы.

В 1875 г. храм Рождества Пресвятой Богородицы был возобновлен на средства уроженца села Подмоклово церковного старосты Тимофея Ивановича Каштанова. В 1882 г. на его же деньги церковь была расписана, в притворе написана картина «Страшный суд», впоследствии получившая скандальную известность: один из изображенных на ней грешников имел портретное сходство с М. Ю. Лермонтовым. Особо чтимой иконой в подмокловской церкви была древняя икона Владимирской Богоматери, в ее честь по случаю избавления в 1848 г. от холеры 23 июня ежегодно совершается крестный ход.

В 1883–1893 г.г. в Богородице-Рождественском храме провели ремонт, в ходе которого была заложена часть арочных проемов и галерей, в стенах пробиты каналы калориферного отопления. На рубеже XIX и XX в.в. была утрачена балюстрада над карнизом круговой аркадной галереи. В 1903 г. при церкви соорудили каменную звонницу (разобрана в 1930-х г.г.).

В конце XIX в. в приходе числилось 525 мужчин и 575 женщин из села Подмоклово и сельца Прокшино. По сведениям на 1915 г., причт храма состоял из одного священника и псаломщика.

С 1894 по 1917 г.г. Подмоклово принадлежало серпуховскому фабриканту П. И. Рябову, ставшему последним владельцем села. В первые десятилетия после Октябрьской революции 1917 г. церковь Рождества Богородицы оставалась действующей, в отличие от многих других храмов. Богослужения в ней проводились вплоть до 1936 г. Но 28 ноября 1937 г. был арестован священник подмокловского храма Иоанн Александрович Раевский, после чего церковь закрыли. 3 декабря того же года И. А. Раевский был приговорен тройкой при УНКВД СССР по Московской области к 10 годам ИТЛ. В дальнейшем здание стали использовать под хозяйственные нужды, в нем устроили зернохранилище.

В начале 1980-х г. вандалами были разрушены 5 из 16 статуй, украшавших храм. В 1988–1995 г.г. специалисты научно-реставрационного центра им. И. Э. Грабаря восстановили разрушенные скульптуры. Восстановленные статуи были переданы на хранение в Серпуховский историко-художественный музей, а в 2016 г. возвращены храму и установлены на свои первоначальные места.

В 1983–1994 г.г. здание Богородице-Рождественской церкви реставрировалось сотрудниками треста «Мособлреставрация». Отреставрированный храм предстал с вновь открытыми арками кольцевой паперти. В церкви планировали организовать музей скульптуры, но уже в 1992 г. ее передали Русской Православной церкви. С 1993 г. храм вновь стал действующим.

По своему архитектурному стилю церковь Рождества Богородицы в Подмоклове является замечательным примером круглого храма-ротонды. Здания подобного типа с раннехристианских времен служили либо храмами-баптистериями (крестильнями), либо мемориальными церквями в память мучеников. Формы подмокловской церкви гармоничны и ясны, в этом отношении подобных памятников петровских времен нет ни в Петербурге, ни в Москве.

Круглый постамент цоколя возносит приземистый и собранный восьмидольный объем храма, завершенный плавно круглящимся куполом, просторным световым барабаном и ажурным крестом. Центральный объем окружен кольцом паперти на шестнадцати столбах. Эта галерея из изящно рифмованных арок вместе с окнами восьмерика, люкарнами купола и световыми проемами барабана придает сооружению особую легкость. Ключевые пункты храма-ротонды – алтарь с восточной стороны, входы с западной, северной и южной сторон – ничем не выделены, все стороны здания равноправны, его пластика открыта на все стороны света.

Центральное ядро Богородице-Рождественской церкви восьмидольное или восьмигранное, что в раннехристианский период являлось символом вечности, восстановления: само начертание цифры 8 представляет собой эмблему бесконечности. Эта символика вполне соответствует храмовому пространству, посвящаемому или возрождению человеческой души в ритуале Крещения, или подвигу отдавших свою жизнь за веру по образу Христа, «смертию смерть поправ». Данный архитектурный тип в Италии эпохи Возрождения осмысливался как образ идеального мира, обдуваемого восемью ветрами и завершенного куполом небесного свода.

Если архитектура подмокловской церкви заимствована из итальянской традиции, то скульптурный декор, выполненный резчиками под руководством Ивана Зимина, своеобычен и по исполнению, и по содержанию. Все внешние украшения здесь являются частью продуманной структуры, наделены особым символическим значением, их сюжеты явно продиктованы единым замыслом заказчика или архитектора.

Украшающая стены храма резьба выражает символику Нового Иерусалима. В верхнем, «небесном» ярусе здания пилястры восьмерика, фриз, наличники, постаменты статуй на балюстраде украшены гирляндами плодов, символизирующими изобильный неувядающий райский сад и, в то же время, укрепленный, строго охраняемый град (херувимы над южным и северным входами, над окнами восьмерика, сквозными и ложными, – по своей сути, обереги: «…и поставил на востоке у сада Едемского херувима… чтобы охранять путь к дереву жизни» (Быт 3:24)).

Церковь гармонирует с окрестным простором. Структуре плана здания с шестнадцатью столпами паперти соответствуют 12 апостолов и 4 евангелиста. Их изображения являются классическим мотивом потолочных росписей древнерусских и византийских храмов. Святые Матфей и Иоанн изображены дважды – как апостолы и как евангелисты. Статуи на балюстраде храма представляют собой пластическое завершение столпов.

Западный вход на балюстраде (главный) сопровожден фигурами апостолов Петра (справа) и Павла (слева). Над северным и южным входами установлены скульптуры четырех евангелистов, в православном искусстве эти образы традиционно отвечают за отношения между земным и сакральным мирами. Две фигуры евангелистов из 12 апостолов – Иоанна и Матфея – поставлены на привилегированном месте в алтарной зоне. Очевидно пространственное соотнесение скульптур святого Луки, сопровождавшего в странствиях апостола Павла (у северного входа) и святого Марка, спутника апостола Петра (у южного входа) – с помещенными по сторонам от западного портала фигурами первоверховных апостолов.

Расстановка статуй святых на галерее церкви Рождества Богородицы изначально осуществлялась по осмысленному плану: контракт князя Долгорукова с артелью Ивана Зимина специально предусматривал установку всех скульптур на надлежащих местах «против архитектуры и абриза и как показано будет архитектом». Первоначальный порядок размещения фигур, к сожалению, ныне утрачен.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *