Храм преподобной евфросинии Московской на нахимовском проспекте

История храма

Местонахождение храмового комплекса непростое — имеет историческое значение. На территории Котловки, — района, где находится церковь, — было имение княгини Евдокии, супруги Дмитрия Донского. Первые свидетельства о ее существовании встречаются, начиная с 1380 года, когда воины Дмитрия Донского проходили мимо этого места, направляясь на Куликовскую битву и обратно.

Через 10 лет вновь произошло важное историческое событие, связанное с имением Котлы. После ухода из жизни московского митрополита Алексия Константинопольский Патриарх прочил на его место своего ставленника. Но Дмитрий Донской противился этому. Спор разрешился после смерти Великого князя. В 1390 году его жена Евдокия и ее сыновья с почестями ожидали «за Москвой на Котле» будущего митрополита Киприана, прибывшего от Вселенского Патриарха.

Возведение и основание

Фактически строительство началось в 2002 году. Был назначен настоятель — протоиерей Алексей Ладыгин. Под его руководством происходил процесс постройки. Вначале открылась домовая церковь (Севастопольский проспект 15), где 20.04.2003 г. прошла первая служба, начала работать воскресно-приходская школа.

Домовая церковь действовала до 2010 года, пока шло основное строительство:

  • 07.2005 г. — освящение закладного камня на престольный праздник;
  • 06.2006 г. — начало строительства;
  • 07.2006 г. — устройство котлована;
  • 07.2006 г. — освящение строительства;
  • 02.2009 г. — передача колоколов;
  • 03.2009 г. — монтаж шатра колокольни;
  • 04.2009 г. — освящение и установка креста колокольни;
  • 2010 г.— время от времени идут службы;
  • 02.2011 г. — малое освящение церкви, богослужения стали совершаться регулярно;
  • 2012 г. — строительство завершено;
  • 2011—2012 гг. — закончен иконостас;
  • 2013 г. — началась роспись церкви;
  • 2016 г. — новый настоятель иеромонах Клавдиан (Сафонов);
  • 07.2017 г. — великое освящение церкви Святейшим Патриархом Кириллом;
  • 07.2017 г. — первая литургия в нижнем крестильном храме.

Церковь строилась на добровольные взносы. Каждый кирпичик в ее стенах подписан именем жертвователя. Ни городские, ни федеральные власти помощи не оказывали.

Историческая судьба

Церковь на Нахимовском проспекте в Москве — уникальная, единственная. Ее появление дало толчок к началу возрождения памяти святой, забытой за годы советской власти. Многократно умножается число верующих, помнящих и почитающих преподобную княгиню. В храме ей регулярно служится акафист, верующими посещается Кремль, где хранятся мощи. Новая церковь стала своеобразным памятником почитания святой Евфросинии.

Помимо строительства храма были приведены в порядок рядом лежащие сквер и пруд. Окрестные жители отдыхают здесь вместе с детьми, гуляют, любуются на красоту и живописность мест. В 2015 году зеленая зона была названа, как и храм, — в честь прославленной княгини, что стало уникальным случаем в истории города.

Современное положение

На сегодняшний день в храме, помимо регулярных богослужений, ведутся широкая просветительская, миссионерская деятельность, социальное служение и многое-многое другое. Клирики и прихожане храма как будто подражают жизни и общественной деятельности преподобной Ефросинии, стараясь выполнить ее заветы, приобщить и других к исторической культуре и наследию.

На регулярной основе действуют:

  • паломническая служба;
  • просветительские собрания прихожан;
  • волонтерская деятельность;
  • консультативная помощь;
  • социальная работа;
  • миссионерский кружок;
  • занятия по иконописи;
  • школа алтарников.

Ведется регулярная работа со школами, проводятся уроки нравственности, беседы, просмотры видеофильмов, экскурсии, семинары. В интернете, помимо официального сайта храма, можно найти страницы в социальных сетях: в контакте, на фейсбуке, в инстаграме. При храме действует детская комната. Здесь мамы вместе с маленькими детьми могут подождать причастие без отрыва от богослужения — в помещении ведется звуковая трансляция.

Как проходят богослужения

Несмотря на будние дни, здесь всегда можно увидеть много людей. Литургия здесь служится каждый день. Лишь по понедельникам, когда совершается генеральная уборка, служба переносится в нижний храм.

Подробное расписание церковных служб можно посмотреть на интернет-сайте храма, где оно представлено в трех видах:

  • на неделю (для быстрого просмотра);
  • на месяц (файл доступен для скачивания, печати);
  • график служения клириков храма.

Здесь можно узнать, когда и где (в каком храме) назначена исповедь, кто из клириков будет проводить таинство. Расписание дано очень подробно, можно легко разобраться во всем разнообразии служб, треб.

Обычно в будние дни график следующий:

  • 8-00 — литургия;
  • 17-00 — вечерняя.

В течение дня можно зайти, поставить свечку, заказать требы, поприсутствовать на богослужении. В храме всегда присутствует кто-нибудь из клириков, с которыми можно пообщаться на интересующие темы, задать вопросы. В воскресенье, праздничные даты расписание сильно отличается. В эти дни храм посещает значительно большее количество людей.

Чтобы все получили возможность присутствовать на Божественной литургии, проводят, как правило, две службы:

  • 7-00 — ранняя;
  • 10-00 — поздняя.

На первую литургию предпочитают приходить верующие, которым необходимо весь день посвятить решению насущных проблем, а также те, которым нравятся немноголюдные храмы. На вторую — христиане, любящие пышные торжественные службы с большим скоплением народа и священнослужителей.

На престольный праздник (30.05, 20.07) в храме всегда собирается много людей:

  1. 16-00 (накануне) — акафистное пение святой.
  2. 17-00 (накануне) — Всенощное бдение с освященными хлебами, елеопомазанием.
  3. 7-20 (день праздника) — водосвятный молебен.
  4. 8-00 — встреча архиерея и начало Божественной литургии, в конце которой — крестный ход.

Святая вода в этот день годовая, наделенная особой благодатью. Преподобная всегда помогает людям, но больше всего — в день памяти. Исполняет прошения, которые посылаются людьми в молитвенном порыве в престольный день.

Воскресная школа при храме

Начиная с декабря 2002 года, при общине, образовавшейся вокруг церкви, начала действовать воскресная школа. В начале каждого учебного года настоятелем служится молебен, на который собираются дети вместе со своими родителями. Преподаватели школы ставят своей задачей не только дать юным слушателям теоретические знания об истории церкви, ее уставе и т. д., а также помочь детям стать достойными христианами и людьми.

Преподаются следующие науки:

  1. Закон Божий.
  2. Иконописные работы.
  3. Клиросное пение.
  4. Церковнославянский язык.

Дисциплинам обучаются в возрасте от 7 до 14 лет. Для дошкольников действует детская студия «Вместе с мамой». Ее можно посещать, начиная с 1,5 лет.

Здесь проводятся комплексные занятия, которые включают:

  • игры;
  • беседы;
  • рукоделие;
  • сказку;
  • занятия музыкой.

Обязательно присутствует кто-нибудь из членов семьи. Всей группой готовятся и отмечаются основные церковные праздники. Совместные занятия помогают укрепить отношения между детьми и родителями, обрести новых друзей. Все дети воскресной школы и их родители участвуют в подготовке Рождественского и Пасхального утренника, фестиваля, различных конкурсов.

Для взрослых

Старшее поколение также активно участвует в жизни прихода. И у взрослых прихожан есть возможность посещать воскресную школу. Занятия проводятся клириками храма. На них рассматривается широкий круг вопросов, касающихся различных церковных тем, а также основы иконописи. После занятия прихожане имеют возможность задать интересующие их вопросы, пообщаться со священнослужителями и другими христианами.

Беседы с батюшкой — так называются занятия церковной школы для взрослых — проходят по средам в 19-00. Исключение составляют дни, предшествующие двунадесятым и престольным дням.

Также в крестильном храме проходят беседы по изучению Библии:

  1. Евангелие — пятница 19-00.
  2. Ветхозаветные книги — воскресенье 15-00.

В пятницу (19-00-21-00) и субботу (13-00-15-00) проходят встречи для всех тех, кто собирается принять Святое Крещение. Взрослым и детям, начиная с 7 лет, посетить огласительные беседы следует лично, а также родителям, чьи дети не достигли еще сего возраста.

Видео о храме

О жизни храма преподобной Евфросинии Московской на Нахимовском проспекте свидетельствуют следующие кадры.

КУЛЬТУРА ТВ-ПЕРСОНА

Наверное, неслучайно название российской столицы Москва женского рода. Женщин-умниц и красавиц всегда полно на ее улицах. А какие удивительные женщины-московитки жили здесь в прошлые века. Именно им посвящен 50-серийный телевизионный исторический цикл

«Женская история Москвы», снятый режиссером Любовью Акелиной и ставший в 2008 году лауреатом 11-го Евразийского телефорума, обойдя теледокументалистику и анимацию из Китая, Черногории, Казахстана, стран СНГ и Балтии.

— Любовь Сергеевна, как, пройдя через пионерию, комсомол, вы пришли к вере? И как это совместилось с журналистикой?

— Да, была как все, — пионеркой, в ВЛКСМ. На факультете журналистики возглавляла комитет комсомола. И в партию вступала.

Родилась я на Пятницкой. Рядом, на Ордынке, стоял и стоит храм Всех скорбящих радости. Там меня крестили. Крестной стала моя тетка — кстати, член партии. Детьми мы часто к храму ходили, влекла темнота с огоньками свечей. Но войти боялись, ведь нам говорили, что религия — пережиток, опиум для народа…

Православным человеком стала в одночасье. В 1992-м привезла меня подруга холодным мартом в храм в Троекурове. Все вокруг было запущено. Дуло из щелей. Служили литургию, люди подпевали. А когда я вышла на загаженное Троекуровское кладбище, как вспышка возникло осознание, что мы растоптали собственную историю. Что у нас отняли большую часть ее и это почти непоправимо…

— Сложен ли путь к православной вере?

— Я прошла через русскоязычество. Мы стали делать праздники русской культуры. Как тут обойтись без Масленицы? А куда без православия? И пошло от языческого, славянского к более серьезному. Народная песня, хоры православные, коллектив духовной музыки «Сирин», хоры Осипова, Минина… С начала этого года я буду вести православные передачи на телеканале «Доверие».

— А как родился этот цикл — «Женская история Москвы»?

— Так сложилось, что я возглавила «Общество во имя святых женщин на Руси». Благословил ныне покойный патриарх. И самый первый фильм был снят о Серпуховском женском монастыре «Любви неупиваемая чаша». А второй, самый значимый, пожалуй, — «Победительница». О великой московской княгине Евдокии, в монашестве Евфросинии, жене Дмитрия Донского. Мощи ее сохранились в Кремле.

Когда делаешь фильм о женщине, не обойтись без ее семьи. Юную суздальскую княжну Евдокию отец учил: люби веру православную, Отечество, народ, все личное — на втором плане. Потому княгиня безропотно жертвует — посылает старшего 12-летнего сына в заложники в Орду, ибо так надо для блага Отчизны. И князь Дмитрий в первых рядах идет умирать за родную землю — вот оно первородное право и честь великокняжеского служения.

— За два года снято 50 серий. Разброс персонажей удивительно разнообразен: от Софьи Палеолог до Марины Мнишек. Чем вы руководствуетесь, делая выбор?

— Я пишу все сама, но пользуюсь проверенными источниками. Жития святых, исторические книги, летописи. Есть очень интересные историки, например Людмила Евгеньевна Морозова, сотрудник Института русской истории. У нее потрясающие книги о русских женщинах. Фильмы сделаны в жанре документально-историческом. В них я высказываю свое отношение к героине, хотя привожу, а они есть, разные версии событий и мнения о них.

Выбирая одну из множества — обязательно нужно восхититься этой женщиной.

Мы работаем в кадре. И картинка очень важна. Если я снимала о Марии Тучковой, вдове генерала Тучкова, погибшего в Бородинской битве, ехала в Бородино. Об Ольге Лабзиной, возглавившей после смерти отца павлово-посадское производство, рассказывала, накинув на плечи знаменитый павлово-посадский платок. Иногда из кадра ухожу. Зачем я буду говорить об игуменье Серафиме (Черной), когда жива ее келейница? Или кто убедительнее подтвердит факт, что Иван Грозный был сыном Василия III, а не Овчины-Телепнева, как не Татьяна Панова, заведующая археологическим отделом музеев Московского Кремля? Многие мои героини — из кремлевских палат и светелок. Так что пришлось работать на территории Кремля, на Соборной площади. Мы благодарны коменданту Кремля Сергею Хлебникову за предоставленную возможность снимать там.

Говоря о московитках, важно и внутренне как-то соответствовать, и характером их проникнуться. Ведь какие личности потрясающие! Сколько они сделали для Москвы!

Богатейшая боярыня Феодосья Морозова отреклась от всего ради идеи. И никого в жертву не принесла, кроме себя. Елена Глинская успешно провела первую денежную реформу, причем безболезненно для народа — ей мы обязаны с детства знакомой «копейкой». Правительница Софья, сестра Петра I, отменила местничество. Карамзин назвал ее величайшей женщиной России. Софья Палеолог принесла в дар России державного византийского двуглавого орла…

— Что же хотела сказать своим творчеством современницам автор Любовь Акелина?

— Современные дамы, смотрите, как мы мельчаем. Силой духа, характером, умом женщины того времени дают нам пример — какой быть русской женщине. Есть замечательные матери, милосердные россиянки. Меня удручает, что у нас начинают восторгаться не теми, кем следовало бы, делают идеал из низкопробных певиц, актрис, пытаются оправдать продажных женщин. Измельчание женщин влечет за собой мельчание государства. Духовность, материнство — вот что надо ставить во главу угла. Я люблю серьезных женщин — серьезных в служении миру, семье. Не все, к сожалению, это понимают. Живут беззаботно, танцами заменяют душу.

— Исторический цикл завершен. А мнение московских зрителей о работе вам известно?

— Звонят частенько, причем и женщины, и мужчины. Благодарят. Иногда бранятся, что нет очередного фильма в программе или что прошел без предупреждения и кому-то не удалось его посмотреть.

Обязательно хотелось бы сказать «спасибо» заместителю мэра Москвы Валерию Юрьевичу Виноградову, мужчине, который поддержал наш «женский» проект, став ему буквально «крестным отцом».

— Что в планах Любови Акелиной и вашей небольшой, но мобильной и дружной команды профессионалов?

— Хотелось бы и далее продолжить проект, расширить тему. У меня только по женской истории Москвы 50 фильмов. А есть же еще «Женское лицо России»…

Лариса ЛИХОВИДОВА

Наша справка Любовь Сергеевна Акелина родилась в Москве. Окончила журфак МГУ. Профессиональный журналист, телеведущая. Председатель Фонда имени великой княгини Евдокии Московской. Награждена медалью Серафима Саровского, орденом Дмитрия Донского, грамотой Святейшего Патриарха Алексия II. ЖИЗНЬ ПО РАСЧЕТУ ГАСТРОЛИПикколо театро ди Милано» и «Театри Унити» представили на днях на сцене Государственного Малого театра спектакль «Дачная трилогия» по произведениям Карло Голь- дони в постановке известного итальянского режиссера, актера театра и кино Тони Сервилло. У себя на родине, в Италии, этот спектакль был сыгран 130 раз, имел огромный успех в Берлине и Бухаресте. И вот, наконец, добрался до Москвы. В основе спектакля три произведения Гольдони — «В ожидании дачи», «Дачные приключения» и «Возвращение с дачи». Две семьи горожан, не аристократов и не богачей, проводят время в деревне, отдыхая на соседних виллах. Жизнь протекает за игрой в карты, обедами, ужинами, зваными вечерами. В конце дачного периода все герои оказываются на грани финансового краха и вынуждены жениться по расчету, ради денег жертвуя независимостью. Публика живо реагировала на великолепную работу актеров, которые довольно точно разыгрывали каждую сцену спектакля. Им удавалось держать зал в неослабевающем внимании. Аплодисменты раздавались буквально после каждого монолога. К тому же стоит отметить прекрасные костюмы и декорации, выполненные с утонченным вкусом. Тони Сервилло, режиссер и исполнитель главной роли, сказал после спектакля: — Кажется, что персонажи, с которыми мы встречаемся в пьесе, рассказывают нам о сегодняшнем дне, о поклонении мамоне, о необходимости «казаться», а не «быть», об отчаянном и невротичном поиске счастья любыми способами. Гольдони предлагает нам трезвый и жесткий анализ своего мира, который является и нашим. Мира, где с чувствами и судьбами зачастую расправляются с холодной черствостью, как в двойной игре. «Дачная трилогия», которую увидели московские зрители, получилась почти чеховской. В ней переплелись пороки находящегося на закате общества и его страхи перед настоящей жизнью. Светлана ТЕЛЯТНИКОВА НОВОСТИ Женские чары плюс профессионализм Двадцать лет со дня образования отмечал на днях «Вивальди-оркестр». С днем рождения коллектив поздравил президент России Дмитрий Медведев. В репертуаре «Вивальди-оркестра» не только строгая классика, но и танцевальная музыка, исполненная с соответствующим мастерством и знанием нюансов. Недавно коллектив представил проект с легкомысленным названием «Привет от стиляг 50-х». Название нового проекта звучит более респектабельно: «Вивальди-танго, или 20 лет спустя». Светлана Безродная и ее коллектив, в котором даже на ударных инструментах играют только леди, начинали с классики — сочинений Баха, Моцарта, Чайковского, Вивальди, потом решили экспериментировать, со -единить, например, классику и джаз, звучание скрипки и саксофона. В «Вивальди-оркестре» нет просто музыкантов, здесь актрисы. И когда они выходят вместе на сцену, получается не концерт, а музыкальный спектакль. Продолжая традиции Солженицына Имя нового лауреата Литературной премии Александра Солженицына будет названо в первой декаде марта. Об этом сообщила президент фонда писателя, его вдова Наталья Солженицына. По ее словам, эта награда существует с 1998 года, и в разное время ее обладателями становились Валентин Распутин, Константин Воробьев, Евгений Носов, Игорь Золотусский, Борис Екимов, Инна Лиснянская и другие мастера слова. В этом году премия впервые будет вручаться без самого Александра Исаевича. По словам Натальи Дмитриевны, хотя в последние годы из-за болезни писатель не мог присутствовать на церемонии вручения, он всегда интересовался работой жюри и одобрял окончательный выбор. «Конечно, и впредь награда ежегодно будет вручаться автору, чье творчество в полной мере отвечает идеалам Александра Исаевича», — сказала она. Солженицын учредил премию на гонорары за издание в различных странах эпопеи «Архипелаг ГУЛАГ». Ею награждаются писатели, живущие в России и пишущие на русском языке. В денежном эквиваленте она составляет 25 тысяч долларов. «Бременские музыканты» 40 лет спустя Герои популярного советского мультфильма «Бременские музыканты», которому в этом году исполняется 40 лет, оживут на сцене. Премьера мюзикла с одноименным названием состоится в Москве 31 января. Постановку знаменитой сказки братьев Гримм осуществил заслуженный артист России, руководитель Московского музыкального театра «Экспериментъ» Борис Борейко. В мюзикле участвуют молодые российские певцы, танцоры и музыканты. Постановка основана на мультфильме по сценарию актера Василия Ливанова и детского писателя Юрия Энтина, который также выступил автором текстов песен. Музыку к мультфильму написал Геннадий Гладков. Она же будет звучать и на сцене. Мюзикл «Бременские музыканты» будет идти на московской сцене до апреля. После этого артисты отправятся в гастрольный тур по городам России и Германии.

Телеканал «Москва Доверие»

Любовь Сергеевна Акелина

Ведущая программы «Вера. Надежда. Любовь».
Я коренная москвичка. Родилась в Замоскворечье, на Пятницкой, возле храма святителя Климента, Папы Римского. Я ещё помню уютные московские дворики с палисадниками, заросшими сиренью и весёлые детские игры во дворах. Мы дружили, общались, ходили друг к другу в гости, писали стихи и запоем читали книги. И, конечно, я росла среди удивительных московских храмов. Сколько их было на ближайших улицах – не пересчитать! Можно сказать, что в зрелом возрасте я вернулась в детство – к прекрасному московскому зодчеству.
Рядом, на Ордынке, стоял и стоит храм Всех скорбящих радости. Там меня крестили. Крёстной стала моя тётка — кстати, член партии. Детьми мы часто к храму ходили, влекла темнота с огоньками свечей. Но войти боялись, так как нам говорили, что религия — пережиток… Была как все, — и пионеркой, и комсомолкой. На факультете журналистики даже возглавляла комитет комсомола. И членом КПСС была.
Но пути Господни неисповедимы. Православным человеком стала в одночасье. В 1992-м привезла меня подруга холодным мартом в храм в Троекурове. Всё вокруг было запущено. Дуло из щелей. Служили Литургию, люди подпевали. А когда я вышла на осквернённое Троекуровское кладбище, как вспышка возникло осознание, что мы растоптали собственную историю. Что у нас отняли большую часть её и это почти непоправимо. И эта боль, чувственная и осознанная, всё перевернула и в душе моей, и в жизни. Я часто повторяю откровения монаха Симеона Афонского «Не нужно изменять мир, измени только малую частичку этого мира – самого себя, и весь мир изменится вслед за тобой».
Это было то самое озарение, тот самый свет, которому я следую всю свою жизнь. И именно тогда я и посвятила всю себя и всё своё творчество Вере, Надежде и Любви. Трём главным христианским добродетелям. И когда мне предложили создать на телеканале «Москва Доверие» цикл познавательных фильмов о московских православных святынях, то и название, можно сказать, уже лежало на поверхности. Долго придумывать его не пришлось.
Но до этого, так сложилось, что я возглавила «Общество во имя святых женщин на Руси», которое благословил ныне покойный патриарх Алексий второй. Главной задачей общества было восстановить историческую справедливость по отношению к женщинам, роль которых в истории России забыта. Обществом было собрано немало свидетельств о той огромной роли, которую сыграли женщины в истории России. Именно они стали исходным материалом цикла фильмов «Женская история Москвы». За два года было снято 60 серий. Самый первый фильм был снят о Серпуховском женском монастыре «Любви неупиваемая чаша». А второй, самый значимый, пожалуй, — «Победительница». О великой московской княгине Евдокии. Фильм стал лауреатом ХI Международного Евразийского телефорума и Международного фестиваля «Радонеж». Я пишу всё сама, но пользуюсь проверенными источниками. Жития святых, исторические книги, летописи. Все мои работы сделаны в документально-историческом жанре. Их также можно определить как небольшое теле-эссе. Это понятие пришло в русский язык из французского и переводится буквально как опыт, но исторически восходит к латинскому слову exagium (взвешивание). Именно в нём и определяются и принцип, и рациональное зерно создания фильмов цикла «Вера. Надежда. Любовь».
В свободной композиции я, как ведущая программы, следуя историческим фактам, выражаю свои собственные впечатления по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определяющую или исчерпывающую трактовку предмета. И всегда мы предлагаем разные версии событий и мнения о них, стараясь сохранять баланс между историческими фактами и предположениями и догадками, чаще всего представляющие собой предания и легенды. Вообще, когда мы говорим о гармонии, мы это понятие сужаем до обычных бытовых проблем, забывая о самом главном, о духовности. А оно всегда стояло во главе угла всей православной Руси. И сравнивая тех же наших современниц с великими российскими женщинами эпох минувших, я бы отметила, как мы мельчаем. Силой духа, характером, умом женщины того времени дают нам пример — какой быть русской женщине. Есть замечательные матери, милосердные россиянки. Меня удручает, что у нас начинают восторгаться не теми, кем следовало бы, делают идеал из низкопробных певиц, актрис, пытаются оправдать продажных женщин. Измельчание женщин влечёт за собой измельчание государства. Повторюсь, духовность, материнство — вот что надо ставить во главу угла. Я люблю серьёзных женщин — серьёзных в служении миру, семье. Не все, к сожалению, это понимают. Живут беззаботно, танцами заменяют душу, второстепенность определяют как смысл жизни. Конечно же, чужая душа потёмки. И не всякий луч света озарит её и укажет священный путь истинной благодати. Но хочется надеяться, что мои скромные труды хоть кого-то приблизят к нему. И приобретённая Вера – станет для них источником Надежды. Надежда – будет лестницей в Небеса, где царствует вселенская Любовь. На том и стою, на том и держится и мой и весь наш мир во имя Отца, Сына и святого Духа. Аминь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *