Храм трифона в Москве

Или Московский ковчег Реликвий и Чудес

Всего 69 фото
Этот пост, по всей видимости, может, наконец, завершить мой цикл статей, связанных с именем святого великомученика Трифона. Впервые я подробно узнал о нем в усадьбе Голицыных — Дубровицы, что под Подольском, посетив там великолепную и поражающую воображение Знаменскую церковь. И именно в ней впервые осознанно я познакомился с образом святого великомученика Трифона, что вызвал тогда в моей душе многочисленные теплые и удивительные отклики.
Открывая для себя, не побоюсь этого слова, великие духовные приключения этого, уже ставшего практически исконно русским святым, я узнал, что со святым Трифоном связано очень многое в Москве, как то Сакральный Трифоновский треугольник, Трифоновский храм в Напрудном, Храм в честь иконы Божьей Матери «Нечаянная радость» в Марьиной Роще и, конечно же, Храм иконы Божьей Матери Знамение в Переяславкой Слободе, что на Рижской в Москве. Именно здесь находится великая московская святыня – мощи святого Трифона и его чудотворная икона, к которой не иссякает поток страждущих исцеления и решения своих насущных житейских проблем. Храм со временем стал сокровищницей наших духовных ценностей, что стекались сюда по мере наступления безбожности и неверия…
Я уже вскользь упоминал об этом храме в своих постах о Чуде Иконы Знамения, посте о святом Трифоне и Трифоновском Храме в Москве. Теперь же, мы остановимся поподробней на Храме иконы Божьей Матери Знамение в Переяславской Слободе. Далее под катом история Храма иконы Божьей Матери Знамение в Переяславской Слободе, рассказ о реликвиях и чудотворных артефактах хранящихся здесь и много фотографий этого удивительного храма-ковчега, сумевшего сберечь чу́дные духовные сокровища нашего народа в бурных волнах истории и причалившего, наконец, к родному берегу.


Знаменский храм ведет свою историю с конца XVI века, когда «…блаженныя памяти при Государе и Великом Князе Иване Васильевиче всея Руссии поставлена им Переславская Ямская слобода на поклонной горе, а ямщиков было пятьдесят человек…». Построенный в слободе деревянный храм был освящен в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи (по тезоименитству царя Иоанна Грозного). Вскоре в храме появился придел в честь святителя Николая, которого ямщики особенно почитали как покровителя путешествующих. А уже в 1638 году в Переписной книге города Москвы было записано: «…В Переславской в Гонной слободе во имя храм Знамение Пречистыя Богородицы…». Причину переименования история не сохранила.

В 1712 году церковь сгорела и была отстроена заново на деньги благотворителей и прихожан в 1713 году. При этом главный престол был освящен уже в честь образа Божией Матери «Знамение». Это был один из самых многолюдных приходов в Москве — в 1722 г. он насчитывал 550 дворов. В 1757 году «тщанием прихожан и посторонних доброхотных дателей» началось строительство каменного храма, который был освящен в 1765 году и существует по сей день.
В 1888 году по проекту епархиального архитектора С.В. Крыгина храм был расширен: боковые приделы вынесли вперед, в линию с главным, по бокам колокольни были сооружены две пристройки, построен переход, соединяющий второй ярус колокольни с хорами. В то же время по проекту Крыгина возведена церковная ограда.


Выстроенное в стиле барокко здание имеет симметричную осевую композицию, окончательно сформировавшуюся в 1888 году. Последовательное и точное воспроизведение в архитектуре поздних приделов и пристроек первоначальных барочных форм позволяет воспринимать здание как стилистически единое. Красный цвет стен и белый цвет деталей придают храму строгий и в то же время нарядный вид.
В начале XX века при храме работали богадельня и церковно-приходская школа.

Надо отметить, что «…Этот храм один из немногих никогда не закрывавшихся московских храмов. Войдя под его своды, вы сразу почувствуете эту особую атмосферу, которую принято называть «намоленностью»…». Эта фраза с главной страницы сайта храма, но я, все же, хочу, наконец, описать и свои впечатления от нахождения в ней и все то, что также связано с чудесами, что окружают нас, и от которых мы всячески талантливо «уворачиваемся». Об этой церкви стоит написать хотя бы потому, что она стала истинно народной. Во времена большевизма в ней собирались духовные реликвии нашего народа из многочисленных храмов, церквей и монастырей, что закрывались или разрушались в советское время.
Давайте, для начала, просто обойдем храм вокруг, а уж, затем, посетим его…


На фасаде выполнены восхитительные мозаичные иконы.
Архангел Михаил…


…Архангел Гавриил…


Фасад церкви с южной стороны.

Крыльцо южного входа в церковь.

Литые чугунные врата южного фасада церкви. Замечательная работа.

На восточной части фасада — три мозаичные иконы на стенах апсид храма:
Усекновения главы Иоанна Предтечи…

…Иконы Божьей Матери…

… и, Николая Чудотворца.

Северный фасад храма.

Как уже упоминалось выше, я открыл для себя этот удивительный храм, встретив икону Святого Трифона в чудесной Знаменской церкви в Дубровицах, что под Подольском. Трифон произвел на меня тогда совершенно неизгладимое впечатление. Свои поиски и исследования о святом Трифоне я уже изложил в соответствующем посте. Надо сказать, что меня ожидали открытия, загадки и чудеса, что и привели, наконец, в эту церковь к мощам святого Трифона. Знаменская церковь на Рижской стала по сути реальным ковчегом, где собирались со временем многие православные святыни…

Это икона святого Трифона с тремя ковчежцами его мощей из Трифоновской церкви в Напрудном, закрытой в 1931 году, где с благоговением она хранится и по сей день. В честь мученика Трифона в 1980 г. был освящен приставной престол, изготовленный из 250-летнего дуба столяром-краснодеревщиком В.И. Кудиновым. В народе Знаменский храм теперь больше известен как «Трифоновский».

Святой мученик Трифон является скорым помощником во всяких бедах и нуждах: он исцеляет телесные и душевные недуги, защищает от нечистых духов, помогает обрести жилье и работу, избавляет от внезапных бед и скорбей. К XVI веку относится появление московского варианта изображения мученика Трифона в виде юноши на белом коне с птицей в руках. Некоторое время святой мученик Трифон считался покровителем Москвы, но позже уступил эту честь более «брутальному» великомученику Георгию Победоносцу.

Вот так эта чудотворная икона святого Трифона выглядит вблизи…

Это Животворящий крест-распятие из Страстного девичьего монастыря, что стоял некогда на нынешней Пушкинской площади. Распятие Господа, изображающее Голгофу, искусно вырезано из дерева. Сзади за Крестом изображен вид Иерусалима. Поначалу, после перенесения из Страстного монастыря, этот Крест находился в храме преподобного Пимена Великого. Когда же Пименовский храм заняли обновленцы, то по благословению митрополита Сергия (Страгородского), впоследствии Патриарха, святыня была перенесена сюда.

Это знаменитый дубовый восьмиконечный Крест из часовни у Крестовской заставы, очень почитавшийся когда то в Москве. Он находится сейчас в новом храме-часовне Воздвижения Креста Господня на территории Храма Знаменя.

И, конечно, же, Храмовый образ Богоматери «Знамение», что находится в центральной части храма в резном киоте. Это список XVI в. с древней новгородской иконы. Изображение Божией Матери с молитвенно поднятыми руками и являемым на лоне Её Божественным Младенцем окружено клеймами с изображениями святых. Напротив главного иконостаса, над центральной аркой, вокруг хоров, помещено изображение битвы под стенами Новгорода, во время которой произошло событие, положившее начало прославлению Знаменской иконы. О самой иконе «Знамение» и чудесах связанных с ней, я подробно рассказал в свое время в ЖЖ. Там, кстати, приведены и мои вольные соображения о том, как же «работает чудо»…

А также здесь множество чудотворных икон, мощей святых и других духовных артефактов. Больше всего в храме, конечно, икон Пресвятой Богородицы: «Знамение», «Всех скорбящих Радость», Владимирская, Казанская, «Нечаянная Радость», «Достойно есть», «Взыскание погибших», «Благодатное Небо», Корсунская, «Утоли моя печали», «Скоропослушница», Иверская, «Нерушимая Стена», «Неупиваемая Чаша», Феодоровская, Черниговская, Боголюбская, икона «Покров Божией Матери»; иконы святых, в земле Российской: преподобный Сергий Радонежский, преподобный Серафим Саровский, святитель Феодосий Черниговский, святитель Иоасаф Белгородский, святой благоверный князь Александр Невский, святая равноапостольная княгиня Ольга, святитель Димитрий Ростовский, священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси.
Особо хочу отметить икону Святой равноапостольной великой княгини Ольги, что находится сразу налево от входа в храм. Совершенно портрясающая по воздействию икона и высочайшего уровня психологический портрет великой княгини и исторической личности,во многом изменившей духовный облик нашей страны. Образ святой равноапостольной княгини Ольги находился ранее в приемном отделении детской больницы, которая располагалась в Орлово-Давыдовском переулке и называлась Ольгинской. Корпуса этой больницы сохранились до сих пор. Она была построена на средства С.В. Орлова-Давыдова в память о его матери — Ольге Ивановне Орловой-Давыдовой (урожденной Барятинской; †1876), известной московской благотворительнице. После революции икона, естественно, не могла оставаться в больнице и была принесена в Знаменский храм… Обязательно напишу, в свое время, и об этой русской святой.

Все эти святыни реально «работают», в частности, быстрее всех отзывается на молитвы Святой Трифон, икону которого москвичи окрестили «скорой помощью», что я и сам с удивлением обнаружил и подтверждаю.
Храмовые росписи были выполнены в 1899 г. художником Я.Е. Епанечниковым. В храме три придела и четыре святых престола: в честь иконы Божией Матери «Знамение», во имя святителя и чудотворца Николая, в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи и во имя святого мученика и чудотворца Трифона (приставной).

Редкое ощущение испытываешь, когда входишь под своды Церкви Знамения. Энергетика такая густая и сильная, что ты как будто погружаешься в обволакивающую атмосферу любви, гармонии и необычайного спокойствия и умиротворения. Время неумолимо останавливается… Кто-то там, внутри нас отключает сознательные оценки, скепсис, постоянную внутреннюю болтовню сознания. Оно теряет свою вездесущность и начинает засыпать, перегружаясь от того потока информации и многоплановой сильной духовной энергии, что изливается на него. Ты как будто начинаешь входить в транс и ощущать то, что никогда не ощущал ранее. Это вполне можно назвать и измененным состоянием сознания. Я бывал во многих церквях и монастырях и критично с пристрастием делал попытки принять энергию святых мест, ощутить их подобную специфику, но надо сказать, что такая духовная атмосфера, что царит именно в этой церкви, встречается гораздо реже, чем можно себе вообразить. Конечно, это сугубо индивидуальные ощущения, но та самая «намоленность», а другого термина, наверное, и не подберешь, здесь ощущается, безусловно.

В 1979 году прошёл большой внешний ремонт здания. В начале 1980-х был выстроен новый церковный дом. В феврале 1998 освящен новый каменный крестильный храм во имя священномученика Александра Хотовицкого, где и находится его чудотворная икона.

Строительство этого храма началось в 1995 г. при помощи жертвователей и благотворителей. Проект храма — дар архитектора В.С. Васильева. Росписи выполнены художником А. Шишкиным. Это копии картин «Явление Христа народу», «Крещение Руси», «Крещение князя Владимира». Композиционным центром храма является купель для совершения Таинства Крещения с полным погружением. Главный престол храма освящен в честь иконы Божией Матери «Знамение» (Новгородской). Напротив главного иконостаса, над центральной аркой, вокруг хоров, помещено изображение битвы под стенами Новгорода, во время которой произошло событие, положившее начало прославлению Знаменской иконы.

Древний колокол храма Знамения.

Давайте, теперь, прогуляемся по довольно обширной территории храма.

Это церковный дом.

Воскресная школа.

Это новый храм-часовня Воздвижения Креста Господня.

Здесь размещен для поклонения известный всем Крест из часовни у Крестовской заставы. Правее на фото видны реставрационные мастерские.

Это очень красивый возвышенно-воздушный храм.

Мозаичная икона Спаса Крестовской часовни.

А вот и памятная мраморная плита благодателям, с помощью которых была воссоздана эта древняя Московская святыня.

Территория, где стоит памятный камень о Крестовской заставе, была возвращена храму уже в совсем недавнее время. Здесь, пока, кроме этого памятного камня ничего нет, но все и вся напоминают о былых временах…

Храм-часовня Воздвижения Креста Господя со стороны Крестовской заставы.

Еще одна памятная мраморная доска о благодетелях храма…

И, еще несколько взглядов на эту удивительную церковь…

Уходить не хотелось, но у меня в планах следующей была Трифоновская церковь в Напрудном, поэтому посидев в тени на церковной лавочке и глубоко осмыслив свои незабываемые впечатления, я отправился в исконно Трифоновские места Напрудного…

Сайт Храма Иконы Божьей Матери Знамение в Переяславской слободе
Сайт vidania.ru
© Vladimir d’Ar

Всего 31 фото
Давно уже я собирался рассказать об этом удивительном, небольшом, но возвышенном храме святого Трифона в Напрудном, что в Москве на Рижской. В начале лета я выложил в ЖЖ пост о святом Трифоне, где поведал об этом христианском и практически уже исконно русском святом. И поскольку поисковые запросы на ключевое слово «святой Трифон» по данным метрики у меня занимает самое высокое место из всех, я подумал, что рассказать о храме святого Трифона в Напрудном с легким погружением в исторический контекст будет для многих очень актуально, востребовано, да просто, любопытно, с одновременной возможностью осмотреть его внимательно и со всех сторон.
Храм святого Трифона в Напрудном является интереснейшим архитектурным объектом и важнейшим памятником древнерусского зодчества в столице, поскольку это практически единственный уцелевший и древнейший русский храм XV-го века вне границ Московского Кремля, исключая, по всей видимости, Спасский собор Андроникова монастыря. Его история любопытна, таинственна, загадочна, как и сама историческая личность святого Трифона и связанные с ним чудеса. Я не буду подробно останавливаться на истории этого святого — о нем можно прочитать в моем посте, ему посвященном. Здесь же мы узнаем о самом храме святого Трифона, его истории происхождения и строительства, многочисленных загадках и вопросах, которые во многом остались пока неразгаданными нашими современниками.
Поводом для появления этого храма стала известная легенда с обретением в этих исконно великокняжеских охотничьих угодьях утерянного царского кречета сокольничим Трифоном Патрикеевым, которому под страхом смерти была поставлена задача — отыскать любимую птицу великого князя. Во сне ему явился святой Трифон и вернул чудесным образом кречета своему тезке. Якобы сокольничий Трифон в благодарность святому дал обет построить в этом месте обретения дражайшей птицы храм в его честь, что и сделал вскоре.

В этом мифе смешалось очень многое. Ранее считалось, что Трифон Патрикеев служил Ивану Грозному, но при археологических раскопках оказалось, что каменный храм уже существовал к 1492 году и к периоду его правления не имеет непосредственно прямого отношения. Есть соображения, что имелся ввиду не Иван Грозный, а Иван III, которого тоже звали «Грозный». Кстати, князь Иван Юрьевич Патрикеев был реальной исторической личностью и играл видную роль при дворе Ивана III… На печати Патрикеева был изображен как раз всадник с соколом, и этот образ соответствует русско-православному каноническому изображению святого Трифона (в том числе и на фреске, находившейся на алтарной апсиде церкви в Напрудном), — при том, что византийская традиция изображает Трифона стоящим в рост, и не с соколом, а с крестом в руке. Есть также сведения, что при Иване Васильевиче Грозном эту церковь, что являлась тогда каменной, уже перестраивали.

Существует другое, очевидно, более достоверное предание, относящее чудодейственное вмешательство святого Трифона к XIV-му столетию. Однажды на охоте у Великого князя Московского Ивана Даниловича по прозвищу Калита (1325-1340 гг.) улетел любимый кречет, и он приказал сокольнику, во что бы то ни стало разыскать его в три дня. Долгие поиски были тщетны. Измученный ловчий на третий день остановился около Напрудного села и заснул крепким сном под деревом. Перед этим он усердно помолился святому Трифону: «…Угодник Божий, чью память чтит сегодня Святая Церковь, помоги мне найти великокняжеского кречета, и я даю обет создать храм во имя твое на сем месте…». И предстал пред ним во сне благолепный юноша на белом коне, держа на руке великокняжескую птицу…

Проснулся сокольник, а на руке у него действительно сидит пропавший сокол. А на том месте, где приснился ему чудный сон, и был построен храм во имя Трифона, так как ловчая птица нашлась 1 февраля по старому стилю, в день памяти святого. А в церкви был поставлен его образ, на котором святой изображен так, как предстал сокольничему в сновидении — на коне и с кречетом на руке.
05..
Однако, скорее всего, на этом месте уже существовала деревянная сельская церковь еще при Иване Калите (о чем есть письменные подтверждения) и, только, значительно позже появилась каменная, очевидно, построенная из-за явления в этих месах христианского святого, расцененного, естественно, как великое чудо. Наверняка великий князь поддержал идею строительства каменного храма, тем более это чудо произошло в его дворцовом селе.

Легенда имеет еще один важный аспект: она показывает значимость села Напрудного. Еще со времен Ивана Калиты оно было великокняжеским. Сюда, на Великий пруд и в Сокольничий лес, любили приезжать великие князья и цари с соколами и кречетами для охоты на водяную или, как тогда говорили, «мокрую» птицу. Эта традиция дожила до времен Алексея Михайловича.

Но и это все не главное, а главное то, что в конце пятнадцатого века в этом дворцовом селе Напрудном на невысоком холме близ пруда, существовавшего еще в конце прошлого столетия, был возведен этот небольшой, но удивительно одухотворенный явленным чудом белокаменный храм во имя святого Трифона.

Загадками является само появление этой церкви как архитектурного сооружения, и по сути, имя зодчего, кто ее возводил, а также примененные новаторские приемы строительства для тех времен. Это был один из первых каменных храмов посадского типа, где бесстолпная конструкция обусловила появление крестчатого (крещатого) свода и как следствие этого — трехлопастного завершения фасадов. Сочетание двух строительных материалов (белого камня в стенах, цоколе, порталах и кирпича — в сводах, барабане и деталях), в Москве впервые примененное в Успенском соборе Кремля, вероятно, было особенно характерным для ранних построек этого типа.
В отсутствие точной летописной датировки ученые, прежде всего, сопоставляют архитектурные детали и приемы различных церквей подходящего периода. Трифоновская церковь и здесь дает пищу для размышлений. Главная ее загадка — т.н. «крещатый свод», сложный инженерный прием, который считается изобретением именно московских мастеров конца XV — начала XVI века.

Но в пользу датировки церкви XV веком С.В. Заграевский приводит несколько простых фактов. «К середине XVI века в значимых великокняжеских (с 1547 года — царских) подмосковных селах уже были построены такие храмы, как Вознесения в Коломенском и Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове. Поставить с ними в один ряд Трифоновский храм, конечно же, невозможно… Храм Трифона в Напрудном невелик по размерам, имеет приземистые пропорции, небогатый декор, простые «раннемосковские» порталы и неаккуратно разбитый план».

При Иване III в Москве работали не только заграничные архитекторы и мастера из не менее далекого Пскова. У великого князя были и местные, московские зодчие. Но лучшие были заняты на «госзаказе» в Кремле, а в подмосковное великокняжеское село могли направить мастеров поскромнее. Что случилось во время планировки Трифоновского храма, почему его основание «кривое» — сейчас уже трудно сказать. Можно списать на недобросовестность подрядчиков… Или заказчиком и в самом деле выступил не лично великий князь, а его сокольничий?)
Никто, кроме великого князя или без его соизволения, не мог построить храм в великокняжеском селе. Получается странная ситуация: с одной стороны, в строительстве был применен сложный инженерный прием и новая для того времени строительная техника (белокаменные стены и кирпичные своды), с другой стороны — план церкви действительно «неаккуратный», стены в буквальном смысле не параллельны друг другу.

Что касается даты постройки, с Заграевским также согласна Наталья Горбачева: «Доказательством истинности предания является изображение мученика Трифона на иконе в его московском храме именно таким, каким он явился сокольничему — на белом коне с соколом на руке. Для подобного изображения, названного в народе «русской иконой» св. Трифона, нет мотивов ни в житии этого угодника, где сказано, что он пас домашнюю птицу, ни в церковных молитвословиях, которые почитают его защитником полей и огородов от вредных насекомых. Греческая иконография знает образ Трифона, запечатленного пешим и с крестом в руке, а иногда еще и с ножом для обрезки виноградных лоз.

В княжение Василия I (1389–1425 гг.) соколиная охота приобрела такой размах и значение, что изображение конного сокольника с птицей в руке получило даже статус государственного герба Москвы, он даже чеканился на монетах. Монеты Василия II Темного (1425–1462 гг.) тоже имеют изображение всадника с соколом в руке. Конный сокольник в правление Иоанна III (1462–1505 гг.) исчезает с московских монет, заменяясь постепенно Георгием Победоносцем, однако появляется на родовой печати князей Патрикеевых. Учитывая выводы профессора С.В.Заграевского о строительстве храма в 1470–1480 гг., к этому времени следует отнести и чудо с соколом, давшее повод к возведению храма мученика Трифона в Напрудном»…

При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом. А после эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода, так, что ее даже собирались за ветхостью снести. Но одумались и не тронули этот очень древний и красивый храм.

А вскоре в нем появилась безценная святыня — частицы от св. мощей Трифона, которые почивали в Черногорском городе Бока Которска. Произошло это вот как.
В 1800 году в Москву приезжал архимандрит из Черногории Стефан Вукотич. Узнав об этом, серебряных дел мастер Трифон Добряков предложил за свой счет соорудить раку для находящихся в черногорском городе Которе мощей мученика Трифона. Спустя время Петр Негош прислал Добрякову в благодарность за благодеяние три частицы мощей от мученической главы св. Трифона. В 1812 году Добряков поднес эту святыню Александру I, а в 1819-м она была передана в церковь Трифона в Напрудном и в дорогих ковчежцах «вделана» в икону св. Трифона с соколом в руке.

Вскоре после этого храм стал центром прославившегося на всю Москву Трифоновского богомолья. Появились средства. В начале XIX века к западу от церкви Трифона были возведены колокольня и трапезная (к этому времени в храме были пробиты новые окна, надложены углы трифолия, устроена четырехскатная кровля, барабан получил высокую декоративную главку, храм был оштукатурен).
В 1825 году к церкви был пристроен южный Никольский предел, в 1861 году — северный Филаретовский предел. В 1889-1895 годах с запада была пристроена еще одна колокольня, а на месте старой трапезной была возведена новая трапезная-храм с куполом и двумя пределами (также Никольским и Филаретовским). Древняя Трифоновская церковь визуально смотрелась как алтарная часть нового храма.

В 1889–1895 годах почти все пристройки XIX века разобрали, и по проекту архитектора П.П.Зыкова-младшего построили новую, с высокой колокольней и куполом церковь, вмещавшую три с половиной тысячи богомольцев. Древний храм примыкал к ней с востока. Новый Никольский предел освятили в 1896 году, Филаретовский — в 1898 году. Самый большой колокол весил 560 пудов (9 тонн). Сейчас это трудно представить, но Трифоновская церковь в итоге стала одной из самых больших в Москве!
Вот так выглядела колокольня храма святого Трифона в 1901 году. Впечатляет, не правда ли!

Но на этом «архитектурные приключения» храма не закончились. Наступило новое время — революционное и безбожное. Но некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в храме св. Трифона незадолго до смерти служил св. патриарх Тихон.
И уже в 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. Конечно, не обошлось без участия знаменитого спасителя московских архитектурных шедевров, Петра Барановского.

Для верующих церковь была закрыта в 1931 году. Часть церковных ценностей и икон, в том числе и знаменитую чудотворную икону с частицами мощей мч. Трифона, перенесли в соседний храм Знамения иконы Божией Матери, что в Переяславской слободе (к которому сегодня приписан храм мученика Трифона). Остальное было разграблено. Написанную на апсиде храма древнюю фреску мч. Трифона отправили на хранение в Третьяковскую галерею.
От полного разрушения церковь спасло ходатайство многих архитекторов. Но все же предусмотрительно были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. В 1932 году была произведена радикальная реставрация: направленными взрывами были «отстрелены» пристройки XIX века. Церковь Трифона, одна из крупнейших церквей Москвы, вернулась к изначальным средневековым размерам. Работы проводились под руководством П.Д. Барановского и Л.А. Давида.
В результате реставрации 1947-1948 годов его архитектурно-художественный облик восстановлен с достаточной полнотой. Фасады храма, завершенные трехлопастными кривыми, расчленены лопатками на три части. Средняя закомара имеет килевидную форму. Горизонтальная кирпичная тяга — пояс и цоколь «крепуется» на пересечении с лопатками, которые благодаря этому приобретают вид пилястр. Тяга, отделяющая трехлопастное завершение от главного объема, соответствует пятам крестчатого свода, перекрывающего внутреннее пространство.

Храм завершен глухим барабаном со шлемовидной главой и килевидными кокошниками в основании. Над юго-западным углом восстановлена однопролетная звонница (нижние части ее столбов сохранились изначально). Внутреннее помещение храма освещается двумя оконными проемами, расположенными над килевидными — западным и южным — порталами, а также двумя щелевидными окнами в алтарной апсиде.

Порталы с килевидными завершениями, многообломными импостами и каннелюрированными бусинами типичны для раннемосковского зодчества. Форма завершений порталов перекликается с килевидными завершениями трифолиев и килевидными кокошниками под тонким и высоким барабаном, и благодаря этим архитектурным приемам Трифоновский храм производит впечатление очень «стройного» и устремленного вверх…

А потом… Больше 40 лет церковь стояла в запустении и только в 1992 году начались эпизодические богослужения. Сейчас около храма возведен церковный домик и ведется строительство других служебных помещений, благоустраивается территория.

В 2000 году торжественно отмечалось 1750-летие со дня преставления святого мученика Трифона. К этой дате в храм было проведено отопление, территория была огорожена забором и благоустроена, была построена звонница. Теперь храм был открыт круглый год. На Светлой седмице 2000-го юбилейного года впервые за многие годы из дверей Трифоновского храма вышел крестный ход.

16 марта 2002 года возле храма святого мученика Трифона отмечены резными памятными столбами-знаками места разрушенных престолов — во имя святителя Николая…

…и святого праведного Филарета Милостивого. Молебен с освящением этих столбов совершил настоятель храма протоиерей Феодор.

В Трифоновском храме хранятся чтимые святыни: крест с частицей Животворящего Креста Господня, частицы мощей многих угодников Божиих. Значительную часть этих святынь передал храму протоиерей Михаил Нейгум († 2001), который любил молиться в храме мученика Трифона в последние годы своей жизни.
Храм произвел на меня очень сильное трогательное и возвышенное впечатление. Земля вокруг церкви наполнена умиротворением и какой-то особенной благостью. Как будто эта святая земля выдохнула с облегчением от мрака десятилетий безбожества и иконоборчества.
Очень хотелось снять церковь изнутри, однако все оказалось не так просто. Одинокая служительница проявив резвость и фанатичную непримиримость категорически запретила фотографировать в храме (а я попросил разрешения на съемку), объяснив свою позицию указом свыше и тем, что она на послушании… так, что ограничусь одной фотографией с сайта о храме и своими личными ощущениями.

Внутри церковь кажется совсем маленькой и, в условиях Москвы, может показаться простой часовней. Однако воздушный безстолпный свод храма, его древняя энергетика ввела меня в глубокое исступленное чувственное состояние слияния с ним. Тихая радость возрождения, струящийся мерцающий сквозь мрак свет от узких окон храма, его намоленные стены, все это говорит с тобой, отзывается на молитвы… Несмотря на «сверлящий взгляд» послушницы в спину, мне удалось все же получить то, чего я и ожидал — отклик святого Трифона, его доброе пожелание и благословление пребывать на своем Пути…

Московский Трифоновский храм в Напрудном

Храм во имя мученика Трифона в Напрудном в Москве.

Появление храма — предания и исследования

Трифоновский храм считается древнейшей из сохранившихся до нашего времени церквей Москвы за пределами Кремля. Был построен как обыкновенный приходской храм.

По преданию, сокольничий Московского великого князя однажды охотился в этих местах, и упустил здесь любимую княжью птицу. За это он был посажен в тюрьму, и, находясь в заточении, вспомнил, что когда-то святой мученик Трифон тоже имел дело с птицами, и стал усердно молиться ему, пока не заснул. Во сне ему явился мученик Трифон и протянул на руке сокола. Проснувшись, сокольничий действительно увидел перед собою потерянную птицу, после чего его освободили. В благодарность сокольничий выстроил церковь во имя мученика Трифона в тех местах, где случилось его несчастье. К чудотворной иконе святого Трифона, прозванной в народе «Скорая помощь», приходили богомольцы со всей Москвы и из других городов. Это предание было запечатлено на одной из фресок храма конца XVI — начала XVII столетий, изображавшей всадника с соколом на вытянутой руке — святого Трифона.

Впоследствии появилась иная версия предания, описывавшая схожие события, но в отношении к князю Трифону Патрикееву, сокольничему Грозного царя Иоанна Васильевича. Однако в советское время, при реставрации Трифоновской церкви обнаружили старинную надпись на надгробной плите, которая позволила датировать храм более ранней датой — 1492 годом. Изучение белого камня, из которого была построена церковь, подтвердило датировку, после чего на стене храма была укреплена мемориальная табличка «1492 год».

Известно, что святому Трифону традиционно молились о помощи в различных бедствиях на полях и огородах, почему построение Трифоновской церкви в дворцовом селе Напрудном представляется понятным.

Имеется мнение, что в древности церковь была деревянной и была построена как обыкновенный сельский приходской храм. По убедительной версии деревянная церковь существовала здесь уже при Иване Калите, поскольку местность Напрудное в его документах называется селом.

Каменная Трифоновская церковь была возможно выстроена при Иване III. Но постройка дожившая до наших дней была либо выстроена, либо перестроена во второй половине княжения Василия III, около 1520 года. Версия о перестройке храма подтверждается археологическими находками. Первые письменные свидетельства непосредственно о каменном Трифоновском храме в Напрудном относятся к первой четверти XVII века.

Синодальный период

При императрице Елизавете в приходе Трифоновской церкви одно время собирались устроить первое в Москве городское кладбище за чертой города, а саму церковь превратить в кладбищенский храм для совершения служб и панихид и отпеваний покойников. Это было связано с указом императрицы, запрещавшим погребать умерших в приходах центральных церквей и повелением закрыть все кладбища на пути из Кремля в ее Лефортовский дворец. Однако эта идея не осуществилась, так как Напрудное с небольшой церковью не подошло для создания там большого кладбища, и его основали в Марьиной роще с Лазаревским храмом.

После эпидемии чумы 1771 года, когда на соседней Крестовской заставе открыли Пятницкое кладбище, а дома в округе сожгли, Трифоновская церковь долго стояла без прихода. Ее даже собирались за ветхостью снести, но все же не тронули этот древний храм.

Вскоре в нем появилась безценная святыня — частицы от святых мощей мученика Трифона, которые ранее почивали в Черногорской Боке Которской. В 1800 году в Москву приехал архимандрит Черногорского владыки Стефан Вукович, и в первопрестольной готовились к его торжественной встрече. Московский мастер-серебряник Трифон Добряков изготовил в дар для святых мощей своего небесного хранителя серебряную раку и преподнес ее почетному гостю. В ответ он получил от Черногорского митрополита частицы святых мощей и в 1812 году велением сердца подарил святыню императору Александру I. Через семь лет государь, в свою очередь, передал ее Трифоновской церкви, где мощи были в особых дорогих ковчежцах вделаны в храмовую икону святого Трифона.

В XIX веке приход Трифоновской церкви увеличился, и храм был значительно расширен. В нем был устроен южный придел во имя святителя Николая Чудотворца, в 1861 году — северный придел святого Филарета Милостивого. В самом конце столетия появилась и высокая красивая колокольня по проекту архитектора П. П. Зыкова, а в обширной трапезной, сооруженной по его же проекту, был освящен и придел во имя святителя Филиппа, митрополита Московского.

Все больше и больше перестроек и наслоений на древний остов храма сделали его облик в дореволюционной Москве почти неузнаваемым по сравнению с канонами древнерусского зодчества, по которым он был изначально построен. Однако, и в эту пору храм выделался среди прочих: «Поэтическая миниатюра из белого камня, включенная в современный городской пейзаж», — так писал о Трифоновской церкви дореволюционный краевед.

После революции

Некоторое время после Октябрьской революции отдаленную Трифоновскую церковь не закрывали. Известно, что в феврале 1925 года в храмовый праздник Литургию в нем незадолго до смерти служил святитель патриарх Тихон.

В 1920-е годы начались работы по изучению и восстановлению облика древнейшего московского храма. В них принимали участие известные мастера-реставраторы Д. П. Сухов, спасший храм Иоанна Богослова в Бронной слободе, и П. Д. Барановский. Продолжились эти работы и после закрытия храма в 1930 году и даже во время войны — они, как и дата построения храма, частично спасли его от сноса, хотя в 1932 году он был разрушен на три четверти, а территория его погоста была занята под лесосклад.

Однако во время войны были сделаны обмеры церкви на случай ее уничтожения. Храм уцелел, а в 1947-1948 годах архитектор Л. А. Давид реконструировал первоначальный облик храма, заново выстроив барабан, главу, крест и трехлопастное покрытие. Говорят, что после этого местные жители окрестили храм часовней.

Чтимую храмовую икону святого Трифона с мощами после революции передали в Знаменскую церковь в Переяславской слободе близ Крестовской заставы, где в 1980-х годах был устроен придел во имя св. Трифона — освящен приставной престол.

Трифоновская церковь была поставлена на государственную охрану, а в 1993 году приписана к Знаменскому храму в Переяславской слободе, куда была перенесена икона святого Трифона. Ныне духовенство этого храма проводит воскресные службы в Трифоновской церкви.

Настоятели

  • Иоанн Приклонский (1881 — 1897) )
  • Димитрий Соколов (? — 1919 )
  • Александр Голосов
  • Феодор Рожик (с 1990 )

Использованные материалы

  • Лебедева, Елена, «Московская церковь св. Трифона в Напрудном», 12 февраля 2003:
  • Заграевский, С. В., «Архитектурная история церкви Трифона в Напрудном и происхождение крещатого свода», М., 2008, Электронная научная библиотека по истории древнерусской архитектуры РусАрх:
  • (фото)

Равноапостольный Николай Японский (Касаткин) .Дневники. Том I. Часть 9 (именной указатель):

Ольга Щербакова.История Московского Казанского храма в Узком. Очерки. Москва, 2000. ЦГАМО. Ф. 66. Оп. 18. Д. 71. Л. 16.:

Духовенство,

ИСТОРИЧЕСКАЯ СПРАВКА


Приход храма Знамения Божией Матери в Переяславской слободе известен с конца XVI века.
Современное здание трёхпрестольного храма построено в 1765 году. Архитектор неизвестен.
Главный престол освящён во имя иконы Божией Матери Знамение (Новгородской), боковые приделы — в честь Усекновения Главы Иоанна Предтечи и святителя Николая Мирликийского.
В 1980 году освящен приставной престол в честь святого мученика Трифона. Освящение совершено малым иерейским чином.
В приходе имеется Крестильный храм в честь священномученика Александра Хотовицкого. Храм построен в 1998 году. Архитектор В.С. Васильев.
10 декабря 1999 года Святейший Патриарх Алексий II совершил великое освящение храма.

СВЯТЫНИ ХРАМА

Икона Божией Матери Знамение, список с древней новгородской иконы. Икона Иоанна Предтечи. Чудотворная икона мученика Трифона с частицами его мощей. Резное Распятие из Страстного монастыря. Чтимый Крест, прежде стоявший в часовне у Крестовской заставы. Икона преподобного Серафима Саровского с частицей его гроба. Мощевик с мощами многих святых.

БОГОСЛУЖЕНИЕ

Богослужение в храме совершается ежедневно – утром в 8.00, вечером в 17.00.
В воскресные дни, а так же в дни двунадесятых и великих праздников совершается две Божественных литургии в 7.00 и в 10.00.
В праздники Пасхи и Рождества Христова совершается три Божественных литургии в 1.00, в 7.00 и в 9.30.
Ежедневно после утреннего богослужения совершается молебен с акафистом мученику Трифону и панихида.
В воскресенье после вечернего богослужения совершается водосвятный молебен с акафистом Знамению Божией Матери.
В среду после вечернего богослужения совершается акафист мученику Трифону, который поется прихожанами нараспев.
В пятницу после вечернего богослужения совершается акафист Кресту Господню.

ДУХОВЕНСТВО

Протоиерей Феодор Семенович РОЖИК, настоятель.
Родился 25 мая 1956 года.
Образование: Московская Духовная Академия, кандидат богословия.
27 сентября 1982 года рукоположен в сан диакона,
14 октября 1986 года рукоположен в сан пресвитера.
Назначен настоятелем храма в 1990 года.

Протоиерей Николай Михайлович ПУШКИН.
Родился 9 апреля 1963 года.
Образование: МГПИИЯ им. Мориса Тореза. Московская Духовная Академия.
27 ноября 1990 года рукоположен в сан диакона.
10 августа 1991 года рукоположен в сан пресвитера.

Протоиерей Павел Вадимович КОНЮХОВ.
Родился 13 сентября 1956 года.
Образование: МВТУ им. Баумана. Московская Духовная Семинария.
14 февраля 1992 года рукоположен в сан диакона.
3 июля 1996 года рукоположен в сан пресвитера.

Протоиерей Максим Викторович БАТУРИН.
Родился 9 августа 1974 года.
Образование: Московская Духовная Академия. Кандидат богословия.
6 февраля 2000 года рукоположен в сан диакона.
15 октября 2000 года рукоположен в сан пресвитера

Священник Дмитрий Дмитриевич ПРИВЕЗЕНЦЕВ.
Родился 16 декабря 1974 года.
Образование: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт.
22 декабря 2005 года рукоположен в сан диакона.
23 июля 2010 года рукоположен в сан пресвитера.

Протодиакон Дионисий Владимирович ГУСЕВ.
Родился 31 октября 1970 года.
Образование: МГПИ им. Ленина. Московская Духовная Семинария.
21 июля 1991 года рукоположен в сан диакона.

СХЕМА ПРОЕЗДА

Проезд до ст. метро «Рижская».

В приходе храма действует детская Воскресная школа, Воскресная школа для взрослых, школа иконописи, народный хор, библиотека, группа милосердия (помощь инвалидам и детям-сиротам).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *