Храм троицкое голенищево

Совершенно случайно оказался в Храме Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве. Для меня стало открытием, что во дворах рядом с Мосфильмом есть такой интересный храм.

Моим проводником стал ювелирных дел мастер Борис, с которым я познакомился за полчаса до этого. Крошечная мастерская Бориса расположена прямо на территории храма, и это неспроста. Мы разговорились, и выяснилось, что Борис активно участвует в жизни храма. Увидев мой интерес, Борис предложил зайти внутрь.

Александр, сторож храма, связался с отцом-настоятелем, протоиереем Сергием, и тот дал благославление на фотосъемку.

Еще один портрет Александра

Храм Троицы Живоначальной в Троицком-Голенищеве — классический православный шатровый храм — был построен в 1645 году. Тогда район нынешнего Мосфильма принадлежал к старинному патриаршему селе Голенищеву.

Во время Отечественной войны 1812 года село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре 1812-го погиб древний иконостас.

В советское время история повторилась — храм был закрыт в 1939 году, иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся. Храм был восстановлен только в 1990е годы.

Реставраторы постарались на славу — внутри очень красиво, органично и просторно.

Особым почитанием пользуется в храме икона св. блж. Матроны Анемнясевской (Рязанской). Блаженная Матрона была репрессирована в 37-м, как враждебный советскому обществу элемент. Однако за свою жизнь она, будучи незрячей калекой, смогла излечить множество людей.

Отец нынешнего настоятеля Сергия боролся за канонизацию Святой Матроны, за что был также репрессирован.

Помимо собственной реставрации, храм как организация занимается благотворительностью, поддерживая несколько детских домов. Эта «газель» приехала из Смоленской области, чтобы забрать игрушки, одежду и другие подарки для детишек, у которых ничего нет, даже родителей. Процессом руководит староста — Симонова Ольга Игоревна.

Занятие благотворительностью — сложная, но воодушевляющая работа.


Иконостас Троицкого храма в Троицком-ГоленищевеС 1998 по 2005 гг. в главном храме постепенно установлен пятиярусный тябловый иконостас, украшенный басмой. Проект иконостаса создан нашим прихожанином иконописцем Алексеем Вронским. Все иконы написаны им самим с помощниками и выполнены в одном иконописном стиле Московской школы XVI в. Благодаря этому новый иконостас конца XX — начала XXI вв. гармонирует с архитектурным пространством XVII в. и участвует в богослужении.

Иконостас являет собой образ мироздания. В нем запечатлены события от сотворения мира до Будущего века. И что слово повествования, по выражению свт. Василия Великого, предлагает для слуха, то молчаливая живопись показывает через изображения.

В нашем храме представлена традиционная система пятиярусного иконостаса, сложившаяся в XV–XVI вв.

Самый верхний ряд — Праотеческий — представляет Ветхозаветную Церковь — праотцев, отцев веры, от Адама. В Праотеческом ряду нашего иконостаса десять праотцев: Адам, Авель, Сиф, Иаков, Иосиф Прекрасный, Ной, Сим, Иафет, Исаак и Иов Многострадальный. В центре — Господь Иисус Христос Ветхий Денми. Это изображение Христа в полноте Отчей славы, которое утверждено словами Самого Господа: «Видевший Меня видел Отца» (Ин. 14, 9).

За ним следует ряд Пророческий. В него включены пророки Ветхого Завета, писания которых содержали указания на Пришествие Мессии (Давид, Соломон, Иеремия, Иезекииль, Даниил, Гедеон, Исайя, Аввакум, Моисей, Иаков). Они изображены со свитками их пророчеств о главном событии мировой истории — воплощении Сына Божия от Девы. В центре Пророческого чина располагается икона Богоматери «Знамение» как символ исполнения всех пророчеств.

Праздничный ряд являет исполнение пророчества — пришествие Христа в мир и дело спасения человечества. В Праздничном ряду нашего иконостаса представлены иконы, изображающие земную жизнь Христа и Богоматери, — расположенные в хронологическом порядке евангельские события от Рождества Пресвятой Богородицы до Успения Божией Матери и икона Покрова Пресвятой Богородицы.

Деисусный чин (от греческого слова «деисис» — «моление») — самый крупный ряд иконостаса. Это главная тема иконостаса, и расположенная в центре икона «Спас в силах» являет нам образ Господа Иисуса Христа во время Его второго Пришествия в силе и славе. Он восседает на троне, как Судия, как Спаситель мира, как Царь Царей и Господь Господствующих. Справа и слева Ему предстоят святые и силы небесные, а также все приходящие на суд. Ближе всех ко Христу — Богоматерь, Она — одесную (то есть по правую руку) от Сына, Она ходатайствует перед Ним за весь человеческий род. Напротив Нее — Пророк и Предтеча Иоанн Креститель, проповедовавший скорое пришествие Царства и покаяние перед первым пришествием Христа на землю. Богоматерь — как первый человек Нового Завета, Иоанн Креститель — последний пророк Ветхого Завета. Ветхий и Новый Завет, символизируемый в образах Крестителя и Богородицы — во Христе обретает полноту, единство, исполнение и воплощение, равно как и соединение милости (Богородица) и истины (Иоанн Предтеча).

Далее деисусный чин развивается следующим образом: напротив Пресвятой Богородицы — архангел Гавриил (вновь повторяется схема Благовещения, но поскольку она «проходит» через центральный образ Христа, она обретает особую символическую напряженность); напротив Предтечи — архангел Михаил (оба эти образа олицетворяют духовную брань — архистратиг Михаил, как предводитель небесного воинства, Предтеча, как покровитель подвижников и аскетов). Вслед за архангелами изображены апостолы Петр и Павел, Первоверховные апостолы, основоположники Церкви, которая есть Тело Христово. Далее следуют святые — покровители нашего храма и прихода, молящиеся за род людской: мч. Агапий, свт. Киприан, митрополит Московский, свт. Иона, митрополит Московский и свт. Тихон, патриарх Московский и всея России.

И завершает иконостас местный ряд, в центре которого располагаются Царские врата. Царскими они называются потому, что символизируют вход в Царство Божье. Царство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Царских вратах дважды изображена благовещенская тема: сцена Благовещения с Девой Марией и Архангелом Гавриилом в навершии дверей, а также четыре евангелиста, благовествующие миру. Справа от Царских врат главная храмовая икона — Святой Троицы, а слева — икона Пресвятой Богородицы «О Тебе радуется…».

Царские врата в нашем храме выполнены по древнему образцу — со столбиками, на которых крепятся створки дверей. На столбцах вертикальными рядами изображены диаконы и святители.

На диаконских дверях изображены: Благоразумный Разбойник — на северной, и праотец Авраам и души праведных на лоне Авраамовом — на южной.

Над местным рядом в нашем иконостасе поставлен ряд небольших икон, пожертвованных в разное время нашими прихожанами. Справа расположены иконы Господа нашего Иисуса Христа и святых мужей, а слева — иконы Пресвятой Богородицы и святых жен. А также отдельные иконы некоторых двунадесятых праздников.

В Тихоновском приделе в 1995–96 гг. был поставлен одноярусный деревянный резной иконостас. Разработка проекта иконостаса, резьба по дереву, написание икон, — весь объем работ был выполнен нашим прихожанином художником Ильей Кручининым. Иконостас сочетает в себе новые иконы, написанные в архаической манере, и иконы XIX в.

В 1999–2000 гг. для Ионинского придела тем же иконописцем был написан двухярусный иконостас в том же иконописном стиле.

О высоком иконостасе и иконе «О Тебе Радуется» (ссылка на материал в рубрике; оттуда ссылка на публикации)

Иконостас Троицкого храма в Троицком-Голенищеве
Царские врата Троицкого храма в Троицком-Голенищеве
Местная храмовая икона Живоначальной Троицы. Иконописец Алексий Вронский
«О Тебе Радуется». Из иконостаса Троицкого храма в Троицком-Голенищеве. Иконописец Алексий Вронский
Благоразумный Разбойник. Диаконская дверь Троицкого храма
Праведники на лоне Авраамовом. Диаконская дверь Троицкого храма в Троицком-Голенищеве

РАСПИСАНИЕ БОГОСЛУЖЕНИЙ В ХРАМЕ ЖИВОНАЧАЛЬНОЙ ТРОИЦЫ

В ТРОИЦКОМ-ГОЛЕНИЩЕВЕ

ДЕКАБРЬ – 2003

1 Понедельник

17 ч Всенощное бдение.

2 Вторник

Свт. Филарета, митрополита Московского и Коломенского. Священномученика Михаила Селищинского. Иконы Божией Матери «В скорбех и печалех Утешение”. 9 ч. Часы. Божественная Литургия. Требы.

3 Среда 17 ч. Всенощное бдение.

4 Четверг ВВЕДЕНИЕ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ

7 ч. Ранняя Литургия. 10 ч. Божественная Литургия.

5 Пятница

8 ч. Утреня. Литургия. Требы.

6 Суббота

Св. Благоверного князя Александра Невского. 8 ч. Утреня. Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

7 ВОСКРЕСЕНЬЕ

Св. вмч. Екатерины. 7 ч. Ранняя Литургия. 9 ч. Молебен с водосвятием. Панихида. Часы. 10 ч. Поздняя Божественная Литургия.

9 Вторник

17 ч. Вечерня и Утреня.

10 Среда

Иконы Божией Матери «Знамение”. 9 ч. Божественная Литургия. Требы.

12 Пятница

8 ч. Утреня. Б. Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

13 Суббота

Апостола Андрея Первозванного. 9 ч. Божественная Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

14 ВОСКРЕСЕНЬЕ

7 ч. Ранняя Литургия. Молебен. Панихида. 10 ч. Божественная Литургия. 17 ч. Молебен с акафистом св. Бл. Матроне Анемнясевской.

16 Вторник

17 ч. Всенощное бдение.

17 Среда

Св. вмц. Варвары. 9 ч. Божественная Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

18 Четверг

Священноисповедника Сергия Касимовского. 9 ч. Божественная Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

19 ПЯТНИЦА СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ МИРЛИКИЙСКОГО ЧУДОТВОРЦА.

7 ч. Ранняя литургия. 10 ч. — Поздняя Божественная Литургия.

20 Суббота

8 ч. Утреня. Божественная Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

21 ВОСКРЕСЕНЬЕ

7 ч. Литургия. Молебен. Лития. 10 ч. Божественная Литургия. 17 ч. Молебен с акафистом св. Бл. Матроне Анемнясевской.

22 Понедельник

Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость”. 8 ч. Утреня. Литургия. 17 ч. Всенощное бдение.

23 Вторник

Священномученика Анатолия Касимовского и с ним пострадавших. 9 ч. Божественная Литургия. Требы.

24 Среда

8 ч. Утреня. Литургия. Требы. 18 ч. БЕСЕДА 5-я О ВЕРЕ, ПРАВОСЛАВИИ И МОЛИТВЕ. – прот. Сергий.

25 Четверг

Святителя Спиридона Тримифунтского чудотворца. 8 ч. Утреня. Литургия. Требы.

26 Пятница

8 ч. Утреня. Литургия. Требы.

27 Суббота

8 ч. Утреня. Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

28 ВОСКРЕСЕНЬЕ

Святых Праотец. Памяти свв.: Илариона епископа Верейского, священномученика, Соловецкого; Луки Войно-Ясенецкого, Крымского; Священномученика Аркадия епископа (Остальского). 7 ч. Ранняя Литургия. Молебен. Панихида. Часы. 10 ч. Божественная Литургия. 17 ч. Молебен с акафистом св. Бл. Матроне Анемнясевской.

31 Среда

Священномученика Архиепископа Фаддея Тверского. 8 ч. Утреня. Литургия. Требы. 17 ч. Новогодний молебен.

ЯНВАРЬ — 2 0 0 4 года

2 Пятница

Св. мч. Вонифатия (память перенесена с четверга). Св. праведного Иоанна Кронштадтского. 8 ч. Утреня. Божественная Литургия. Требы.

3 Суббота

Свт Петра, Митрополита Московского. 8 ч. Утреня. Божественная Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

4 ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя Святых Отец. 7 ч. Ранняя Литургия. Молебен. Панихида. Часы. 10 ч. Поздняя Божественная Литургия. 17 ч. Вечерня и Утреня Предпразднства Рождества Христова.

5 Понедельник

17 ч. Вечерня и Утреня Навечерия Рождества Христова.

6 Вторник

Рождественский сочельник. Навечерие Рождества Христова. 8 ч. Великие Царские часы. Изобразительны. Около 10 ч. Вечерня Праздника и Божественная Литургия св. Василия Великого. 17 ч. Великое Повечерие. Лития. Утреня Рождества Христова.

7 Среда

РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО 12 ч. Ночи. Великое Повечерие. Лития. Утреня. Сразу после утрени Часы и Божественная Литургия св. Иоанна Златоуста. 10 ч. утра – Поздняя Праздничная Божественная Литургия. 17 ч. Вечерня. Великий Прокимен. Утреня.

8 Четверг

СОБОР ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ. 13 лет первого молебна, отслуженного впервые после закрытия у стен храма. 9 ч. Божественная Литургия. Крестный ход вокруг храма. Многолетствование Святейшего Патриарха.

9 Пятница

8 ч. Утреня Часы Божественная Литургия.

10 Суббота 8 ч. Утреня. Божественная Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

11 ВОСКРЕСЕНЬЕ

Свт. Макария, Митрополита Московского. 7 ч. Ранняя Литургия. 10 ч. Поздняя Божественная Литургия. 17 ч. Молебен с акафистом Рождеству Христову.

13 Вторник

Отдание Рождества Христова. 8 ч. Утреня. Литургия. Требы. 17 ч. Всенощное бдение.

14 Среда

Обрезание Господне. Святителя Василия Великого. 9 ч. Часы. Божественная Литургия св. Василия Великого. 17 ч. Всенощное бдение с акафистом преп. Серафиму Саровскому.

15 Четверг

Преподобного Серафима Саровского чудотворца. 9 ч. Божественная Литургия. Молебен.

16 Пятница

9 ч. Великие Царские часы. Литургии не положено.

17 Суббота

8 ч. Утреня. Часы обычные. Литургия св. Иоанна Златоуста. 17 ч. Всенощное бдение.

18 ВОСКРЕСЕНЬЕ

Неделя пред Богоявлением. Крещенский сочельник. День постный.

8 ч. Часы. Литургия св. Иоанна Златоуста. Сразу после Литургии начинается Вечерня Праздника. Около 12 часов начнется Великое Освящение воды перед храмом у колокольни. Раздача будет до позднего вечера. 17 ч. Великое повечерие. Лития. Праздничная Утреня.

19 ПОНЕДЕЛЬНИК

БОГОЯВЛЕНИЕ ИЛИ КРЕЩЕНИЕ ГОСПОДНЕ.

7 ч Ранняя Литургия св. Василия Великого. 9 ч. утра – Великое освящение воды. 10 ч. – Поздняя Божественная Литургия св. Василия Великого. Около 12. 30 – Великое освящение воды. 17 ч. Вечерня с Великим Прокимном.

Октябрь 2018 года






Троица 2009 года

2009 год

….октябрь 2018 года
П.С. Фотографии разных лет и времён года.
Из истории:
Село Голенищево, впервые упоминаемое в 1406 году, было загородной летней резиденцией святого Киприана, митрополита Московского и Киевского. В 1474 году митрополитом Геронтием была сооружена церковь Иоанна Богослова. В XVII веке уже существовала деревянная Троицкая церковь с приделом святителя Леонтия. В 1644—1645 годах Ларионом Ушаковым по проекту нижегородского зодчего Антипы Константинова на её месте возведён каменный храм. Боковые приделы сооружены несколько позже. Колокольня и трапезная построены в 1660 году. В 1860 году колокольня была перестроена и несколько сдвинута, а придел мученика Агапия продлён новой трапезной.

Во время Отечественной войны 1812 года село было захвачено наполеоновскими войсками, в храме размещалась конюшня. В пожаре погиб древний иконостас, но некоторые иконы уцелели благодаря тому, что незадолго до событий были переданы в поновление. В 1898—1902 годах храм был несколько обновлён. В советское время храм был закрыт в 1939 году, иконостас был взят в пользование Сергеем Эйзенштейном для съёмок картины «Иван Грозный», после чего обратно в храм не вернулся.

Церковь в Троицком-Голенищеве представляет собой образец шатрового каменного храма. Храмы шатрового типа начали строиться на Руси в начале XVI века и были запрещены в ходе церковной реформыпатриарха Никона в 1653 году. Центральный шатёр обшит железом в позднейшее время. Четверик основного объёма завершается килевидными закомарами. С запада и юга он окружён галереей. К нему на уровне апсид примыкают два придела, посвящённые Ионе, митрополиту Московскому и священомученику Агапию. Главы, завершающие шатры, поставлены на узкие восьмерики, украшенные едва заметным ажурным рядом кокошников. Приделы имеют отдельные апсиды, шатры приделов украшены рядами ложных слуховых отверстий.

В 20-х годах XX века еще сохранялась живая память о Голенищеве как уделе московских святителей. В день Святой Троицы незадолго до кончины здесь служил Литургию и ходил с крестным ходом к Ионинскому источнику Святитель и Патриарх Московский Тихон, Исповедник. Сохранилась фотография этого крестного хода, а также фотография святителя Тихона с духовенством и прихожанами храма в престольный праздник святителя Ионы.

Настоятелем храма во время Первой мировой войны и обеих революций был протоиерей Петр Копьев. По рассказам родственников, отец Петр происходил из священнической семьи и был человек очень добрый, но в то же время очень волевой. Неизвестно, где отец Петр получил образование, но потомки его отмечают большую эрудированность о. Петра. Он хорошо ладил с молодежью, которая нередко собиралась у него в доме, неплохо музицировал. Приходилось отцу настоятелю и увещевать молодых людей, собиравшихся у него, увлеченных революционными идеями. Это был своего рода духовный кружек, принимающий всех, кто искал и жаждал истины; двери дома о. Петра были открыты каждому. Как и во многих домах священнослужителей в то время, в числе любимых занятий семьи его были музыкальные вечера, а также чтения и беседы. У отца Петра было три дочери и сын. До конца своих дней они остались верны Христу.

Во времена, когда переход на сторону обновленцев означал более или менее спокойное сосуществование с властями, а отказ вступать в союз с раскольниками обрекал почти на неминуемые репрессии и ссылку, отец Петр сохранил приверженность канонам Русской Православной Церкви и Святейшему Патриарху Тихону. Родственники о. Петра помнили, что в дом к ним очень часто приходили сотрудники ОГПУ и другие уполномоченные. Постоянно проводились обыски, переписи жильцов, угрозы. Тем не менее никого из членов семьи не арестовали.

Умер протоиерей Петр Копьев в 1925 году и похоронен около алтаря Троицкого храма. Его внучка, Анна Сергеевна Копьева, была в числе первых прихожан и активистов возрожденного храма с 1991 года.

После смерти отца Петра настоятелем Троицкого храма стал будущий священномученик протоиерей Александр Васильевич Орлов (1885–1937). С 1924 года он был истопником и сторожем при храме, жил в церковной сторожке и тайно совершал богослужения. Одновременно он служил в молитвенном доме, издавна существовавшем в соседней деревне Матвеевская, который был закрыт под давлением властей в 1929 году.

К началу 1932 года в ОГПУ стали поступать доносы, из которых сотрудники ОГПУ сделали заключение, что в «селе Троице-Голенищево… существует антисоветская группировка церковников, возглавляемая священником Орловым… и связанная с антисоветским элементом окрестных деревень – Матвеевская, Гладышево и др. Названная группировка ведет антисоветскую агитацию… Орлов… систематически обрабатывал в антисоветском духе часть местных крестьян, регулярно посещая их под видом богослужения». Все обвинения были весьма неконкретны, но усиливалось гонение на Русскую Православную Церковь, и в феврале священник Александр Орлов был арестован. Приговоренный к трем годам заключения в исправительно-трудовом лагере, он был отправлен на Беломоро-Балтийский канал. Из заключения вернулся в 1934 году, в Голенищево более не служил. Арестован в сентябре 1937 года, 9 октября приговорен к расстрелу Тройкой НКВД и расстрелян на Бутовском полигоне 13 октября 1937 года.

Храм был закрыт постановлением Мособлисполкома от 21.06.1935 г. «под школу по ходатайству большинства населения» (из 219 человек голосовало против 11 человек). В постановлении отмечалось, что «жалуется на закрытие от имени верующих один член церковного совета. Указывает, что верующих в селе больше чем не верующих, что под школу церковь не подходит и что при церкви имеется кладбище». Естественно, этот протест не повлиял на исход дела. Хотя верующих, скорее всего, было действительно много, но, напуганные арестами и ссылками, они не решались открыто выступать на стороне защитников храма. Естественно и то, что в результате закрытия храма школа в нем устроена не была.

Антиминсы приделов мученика Агапия и святителя Ионы были перенесены в ближайшую действующую церковь Святой Троицы на Воробьевых горах. Впоследствии был освящен приставной престол Муч. Агапия и свт. Ионы, к главному престолу в Воробьеве

В 1936 году на Мосфильме и в Троицком-Голенищеве Сергей Эйзенштейн начинает съемки фильма «Бежин луг», сюжет которого ничего общего не имеет с рассказом Тургенева, а повествует о «борьбе старого и нового» в деревне и воспроизводит схему мифа о Павлике Морозове: фанатичный отец убивает пионера-богоборца сына. В первой версии фильма ключевым для самого режиссера был эпизод переоборудования храма в сельский клуб (так как фильм запретили, сценарий был переписан с участием Бабеля, и во второй версии классовая борьба выражалась в других формах). Этот храм — наш, Троицкий; однако в сценах внутри храма иконостас и все иконы не наши (хотя известно, что голенищевские иконы тогда же были забраны на Мосфильм). От фильма, который был окончательно запрещен, сохранились лишь немногие кадры (да и те были найдены только в конце XX века), но сцены радостного энтузиазма при разорении храма производят жуткое впечатление. Храм был действительно разорен, почти уничтожен. По рассказам местных жителей, в лужах и ручейках плавали иконы, а люди не могли смотреть друг другу в глаза.

Итак, после этих съемок храм остается мертвым и разоренным.

Вот что вспоминал о Троицком-Голенищеве 30-х годов Митрополит Волоколамский и Юрьевский Питирим (Нечаев): «В 1935 году отец должен был уже вернуться, и мы искали возможность поселиться рядом с Москвой – в самом городе ему жить было нельзя. После его возвращения мы переехали в село Троицкое-Голенищево. Там мы снимали полдома у самой церкви за алтарем. Сама церковь к тому времени была уже закрыта; рядом с нею было четыре дома (место называлось Попов переулок), в одном из них жила семья к тому времени уже покойного настоятеля: жена, сын, дочь, и с ними бывшая няня дочери…Местность выглядела совсем не так как сейчас: университета и парковой зоны не было, стояли деревеньки, окруженные фруктовыми садами…. Троице-Голенищево считалось территорией сельсовета, а школа, там же, на Потылихе, была московская — это было важно, потому что из сельской школы в московскую принимали тогда с потерей года… В Троице-Голенищеве мы пробыли три зимы и два лета. Жили хорошо, дружно, вся семья вместе. Зимой только было очень холодно, по дому все ходили в валенках «.

Позже в храме размещались сельский клуб (как пророчил несостоявшийся фильм Эйзенштейна), радиостанция Коминтерна, затем — картонажная фабрика, заводик декоративных светских свечей, и, наконец, склад и нотная библиотека Гостелерадио СССР…

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *