Храм троицы живоначальной в хорошеве

Более четырех столетий стоит храм Живоначальной Троицы в Хорошеве. Возведенное в годы правления Бориса Годунова здание и сегодня сохранило свое величие и великолепие.

Его не смогли уничтожить многочисленные войны и нашествия, а в настоящее время церковь приобрела свой первозданный облик, став одним из удивительных памятников культуры Подмосковья.

История постройки и становления храма

Местность, где позднее будет возведена церковь, располагается между двумя реками: Ходын и Москва. Она носит множество названий, самыми популярными из которых являются:

  • Беседы;
  • Хорошево;
  • Ходынский луг.

В начале XVI века эти земли входили в состав дворцового надела Ивана Грозного. Многие историки считают, что именно в это время и было начато строительство дворцового комплекса и деревянной церкви при нем. Этот комплекс создавался для того, чтобы члены правящей династии могли отдохнуть во время охоты.

Немного позже эти земли получил Борис Годунов в качестве свадебного подарка от своего тестя. Эта фигура в истории представлена довольно неоднозначно.

Но отрицать, что он внес неоценимый вклад в развитие церковного и светского зодчества, не станет никто. Именно Годунов приказал возвести рядом с деревянным зданием каменный храм.

Романовы и их вклад в историю

Наибольшую известность церковь Живоначальной троицы в Хорошеве получила в начале XVII века. Именно в ней встретили отца Филарета, который спасся из польского плена, он же был отцом молодого Михаила Романова. Развитию и обогащению святой церкви поспособствовал царь Алексей Михайлович, который отдал ей окрестные деревни.

После того как столица России была перенесена, Хорошево утратило свой статус любимого места отдыха правящей семьи, храм обложили налогом. Но в XVII веке здание несколько раз реконструируют и ремонтируют, в ней поддерживается первоначальный вид стен, сохраняются все образа.

Война 1812 года принесла храму разграбление и разруху. Однако местные жители и меценаты помогли восстановить основное убранство и вернуть всю утварь. К середине XIX века главную часть храма и колокольню объединили общей трапезной. Во время ремонта были обновлены иконостасы во всей церкви, а также покрыли росписью бо́льшую часть стен.

Ремонтные работы проводятся строго под присмотром членов правящего рода. Это подтверждает важность здания для правительства.

Изменения в советское время

С приходом большевиков началось истребление церквей и религии. Эта черная полоса не обошла стороной и неприметный храм Троицы в Хорошево. В 1922 году из нее вынесли все ценности и образа. Но местные жители постепенно вернули первозданный облик иконостасу. Каждый, кто приходил в часовню, нес с собой лики святых из дома. Спустя несколько лет церковь вновь обворовали. В середине XX века ее закрыли.

На протяжении нескольких десятков лет в стенах здания располагались многие заведения. Здесь была фабрика, сельский клуб и еще масса других организаций. Но своей святости она от этого не потеряла.

В 1960 году село вошло в состав городской черты Москвы. Часовню признали памятником культуры и поставили на особую охрану.

После этого была начата реконструкция храма Животворящей Троицы в Хорошеве Мневниках. Изучались исторические документы, в которых хранились записи о первоначальном облике здания.

В связи с этим строители и реставраторы провели целый спектр работ, в которые вошли:

  • восстановление ярусов кокошников в обоих куполах;
  • обновление оконных наличников, декоративных элементов, карнизов;
  • реконструирование оконных проемов.

До настоящего времени здание перенесло еще несколько реставраций, во время которых были восстановлены фрески, боковые входы. С тех пор церковь относится к культурным памятникам и охраняется государством.

Нынешнее состояние храма

Хорошевское здание было передано Русской православной церкви в 1989 году. Восстановление иконостаса происходило не только силами священников. Люди приносили как образа из домашнего обихода, так и редкие иконы, оставшиеся от предков.

В 1993 году храм перенес акт вандализма — все иконы были похищены. Но прихожане вновь не оставили религиозный центр без внимания. Они помогли восстановить утраченное. И через год в здании появились новые иконостасы, выполненные в рублевском стиле.

Настоятелями и служителями монастыря являются люди, которые относятся к Отделу внешних церковных связей Московской области. Реставрационные работы закончились в 2002 году. Последним штрихом стало восстановление кокошника, в котором были установлены копии тарелок, подаренных Борису Годунову турками.

В настоящее время у храма есть свой официальный сайт, где располагается актуальная информация и расписание по богослужениям и службам.

Святыни и иконы

Многие годы здание использовалось в хозяйственных целях. За это время роспись и фрески на стенах и куполе церкви были утрачены. Во время большевицких набегов иконы и украшения были похищены, а когда храм закрыли, остатки роскошного оформления скрылись под копотью и грязью.

Восстановление собрания икон началось после того, как церковь была возвращена Московской епархии. Сегодня Троицкий храм хранит множество ценных ликов, написанных в XVIII—XIX вв. Самыми почитаемыми принято считать:

  • Образ Николая Чудотворца, написанный на круглом основании в XVIII веке.
  • Мамврийский дуб, который является частью любого образа Троицы. В киоте, где располагается образ, также расположены крест и иконы, обрамление которых выполнено из белого, розового и перламутрового мрамора.
  • Феодоровская икона Божьей Матери, к которой приходят с молитвами о благополучном течении беременности и родоразрешении. Этот образ написан в XIX веке.
  • Икона Сергия Радонежского, на которой старец изображен в полный рост. Она является списком с крыши раки, в которой находятся мощи святого. Датируется концом XIX века.
  • Богоматерь Рудненская — это список c чудотворного лика XVIII века. Образ творит чудеса, многие верующие приходят помолиться и поклониться лику.

Самой почитаемой иконой на сегодняшний день является образ Казанской Богоматери, который был подарен Троицкому храму на Карамышевской набережной Алексием 2. Лик был преподнесен в день празднования 400-летнего юбилея.

Расписание богослужений

Служители церкви ведут не только богослужения, но и активную просветительскую деятельность. Служба в храме идет ежедневно в будние дни с 8.30 до 10.30 и в праздничные дни в 17.00. Божественная литургия проводится в 6.40 в воскресенье.

О праздничных богослужениях можно узнать на сайте храма. Его престольными праздниками принято считать День Святой Троицы, который празднуется на 50 день после Пасхи. Кроме того, к его праздникам относится день пророка Ильи — 2 августа, Николая Чудотворца, отмечаемого 22 мая и 19 декабря.

Посещение церкви имеет свои особенности. В ее стенах запрещена фото- и видеосъемка. Мужчины и женщины должны прийти скромно одетыми. Плечи и ноги должны быть закрытыми, косметикой разрешается пользоваться в минимальных количествах, либо она должна полностью отсутствовать.

При храме имеется Воскресная школа, где обучаются дети местных жителей. В учебном заведении преподается хоровое пение, Закон Божий. Также здесь открыт кружок рукоделия и церковнославянского языка.

Способы доехать до места

Адрес храма: село Хорошево, Карамышевская набережная д. 15. Приехать сюда может каждый желающий. Достаточно знать, как правильно добраться до места. От станции метро «Щукинской» отходят два трамвая № 30 и 28, на которых следует отправиться до конечной станции.

Не менее популярен другой маршрут, который подразумевает отправление на троллейбусе № 59 до конечной остановки. От нее до церкви остается совсем недалеко, оставшийся путь можно пройти пешком.

Троллейбусы № 65, 20 и 35 также довезут пассажиров до нужного места через Карамышевский мост. Конечной остановкой является станция «Живописная». От нее через подземный переход можно добраться до храма, который располагается на противоположной стороне.

Родителям с детьми следует помнить, что Троицкая церковь довольно мрачная и темная внутри. Поэтому отправляться на молитву с детьми не стоит, им может не понравиться обстановка.

Однако это место, где человек духовно отдыхает и общается с Господом, оно и не должно быть ярким и кричащим.

О храме

Храм Живоначальной Троицы в Листах — православный храм середины XVII века, принадлежащий к Сретенскому благочинию Московской городской епархии Русской Православной Церкви.

Первое письменное упоминание деревянной церкви относится к 1632 году. Название «в Листах», по наиболее распространенной версии, происходит от лубочных картинок — листов, выставляемых печатниками на продажу у ограды церкви.

Первоначально церковь была кладбищенской, а к середине XVII века стала полковым храмом стрельцов В. Пушечникова, селившихся около Земляного вала для охраны проездных ворот в город.

Освящение нового каменного Троицкого храма состоялось в 1661 году. И его история неразрывно связана со значительными событиями в жизни России, с укреплением ее государства, армии и флота. Храм всегда находился под покровительством царей династии Романовых и патриархов.

В 1704 году храму присвоили статус адмиралтейского, так как рядом, в Сухаревой башне, в то время размещалась Школа математических и навигацких наук, преподаватели и учени ки которой являлись его прихожанами.

В годы жестоких гонений на Русскую Православную Церковь, храм разделил участь многих московских приходов. В 1939 году его закрыли.

Восстановление храма как архитектурного объекта парадной столичной магистрали началось в канун Московской Олимпиады 1980-го года. В проекте участвовало Всероссийское общество охраны памятников и культуры. Полностью реставрация храма была завершена в 1990 году. В том же году его передали Русской Православной Церкви. В 1991 году храм освятили и в нём начались регулярные богослужения.

С Днём Победы!

Бессмертный полк

Дети о войне

БОГОМОЛОВ ГАВРИИЛ ВАСИЛЬЕВИЧ

Прадедушка Гавриил родился в Сибири в семье Забайкальских казаков. Когда началась война, дедушка уже служил в армии. С 1941 года был разведчиком. Много раз прыгал с парашютом в тыл фашистам. В составе разведгруппы захватывал в плен немецких офицеров, взрывал фашистские поезда, сообщал нашим войскам о передвижениях противника, его вооружении. Закончил войну с фашистами в апреле 1945 года после взятия Кёнигсберга. Затем дедушка был направлен в Монголию и Китай, где воевал с армией Японии до полной победы.
Награжден боевыми орденами Красной Звезды, Отечественной Войны, медалями за боевые заслуги, за победу над Германией и за победу над Японией, другими государственными наградами. Был ранен в боях.
После войны прадедушка Гавриил еще несколько лет служил в армии, затем строил метро в Москве. Имеет звание ветерана труда.

КАНТЫШЕВА ИРАИДА ИВАНОВНА

Прабабушка Ираида пошла на фронт в 1941 году добровольцем в 17 лет, «приписав» себе 1 год. Служила в зенитном полку. Её часть не давала вражеским самолетам бомбить наш город. Десятки тысяч вылетов совершили фашистские самолеты на Москву, но практически никому не удалось нанести серьезный вред Столице. Прабабушка специальным прожектором ловила в луч сильного света немецкий самолет и не давала ему скрыться. В это время зенитчики сбивали фашиста.

Бабушка награждена боевыми медалями и орденом Отечественной войны.
После войны прабабушка вышла замуж, работала в освобожденной от фашистов германии — в консульстве нашей страны в городе Веймаре, где 9 мая 1955 года родила моего дедушку Борю.

БОРИСОВ АНАТОЛИЙ АРСЕНТЬЕВИЧ

Прадедушка Анатолий был еще подростком, когда началась война. Фашисты оставили в Балтийском море много мин, на которых могли подорваться мирные люди. Дедушка Толя, когда чуть подрос, пошел матросом на минный тральщик и вместе с другими моряками находил и уничтожал фашистские мины. Награжден медалями. После войны всю жизнь трудился на очень тяжелом химическом производстве, за что ему присвоено звание «Ветеран труда».


БОРИСОВА ЗИНАИДА АЛЕКСЕЕВНА

Прабабушка Зинаида до войны жила в Ленинграде. Девочкой 13 лет пережила всю блокаду, терпела голод и холод наравне со взрослыми. Ее отец и брат, которому едва исполнилось 18 лет, погибли, сражаясь с фашистами. Прабабушка гасила зажигательные бомбы, работала на заводе, делала оружие для фронта. Награждена медалью «За оборону Ленинграда» и другими наградами. После войны шила костюмы для артистов балета. Имеет звание ветеран труда.

20 июля 2019 года в Северо-Западном викариатстве состоялось выездное совещание по Программе строительства православных храмов в городе Москве.

В мероприятии приняли участие кураторы Программы депутат Государственной Думы, советник Патриарха Московского и всея Руси по вопросам строительства В.И. Ресин и первый заместитель председателя Финансово-хозяйственного управления Московского Патриархата епископ Павлово-Посадский Фома, префект Северо-Западного административного округа А.А. Пашков, наместник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, управляющий Северным викариатством, настоятель храма великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве епископ Сергиево-Посадский Парамон, управляющий Северо-Западным и Южным викариатствами епископ Бронницкий Фома, заместитель префекта СЗАО М.В. Галанин, начальник отдела советника мэра Москвы В.И. Ресина М.В. Саженов, испытатель отряда центра подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина летчик-космонавт РФ Е.О. Серова, сотрудники Финансово-хозяйственного управления, представители городских департаментов и префектуры СЗАО, проектировщики, строители, благотворители.

В начале совещания его участники посетили храмовый комплекс с храмом великомученика Димитрия Солунского в Хорошеве (ул. Берзарина, напротив д. 15, к. 1).

Храм и приходской дом построены. На Пасху 2019 года было совершено первое богослужение. В настоящее время собираются документы для сдачи объекта в эксплуатацию. Храм готовится к великому освящению.

Отвечая на вопросы представителей СМИ о востребованности храма в этом районе, епископ Сергиево-Посадский Парамон отметил: «Когда началось строительство основного храма, прихожане уже не помещались во временном. И число прихожан продолжало расти. Самое главное, что сегодня люди не стоят на улице, а находятся в тепле, в храме, где уютно и чисто. Храм построен с душой. И не только благотворители — «Норильский никель» — жертвовали средства на строительство, но и сами прихожане. Многие храмовые иконы были написаны на пожертвования жителей района. И сегодня верующие «намаливают» эти иконы, чтобы потом, когда придут их дети, внуки, они бы помнили об истории храма и иконописных образов, чтобы передавался дух Православия, дух православной традиции нашим будущим поколениям».

«Никогда храм здесь не будет пустовать, — подчеркнул епископ Парамон. — Это один из «молодежных» храмов, где активно развивается молодежное движение, создана большая воскресная школа, есть даже детский сад дневного пребывания. Мы стараемся, чтобы для жителей района храм был не просто украшением, но чтобы они могли прийти сюда и за духовной поддержкой, и за общением — немножко от компьютера оторваться, друг на друга посмотреть и друг с другом поговорить».

На комплексный подход к строительству новых храмов в Москве обратил особое внимание журналистов епископ Павлово-Посадский Фома: «Наша Программа задает правильный подход к строительству храмов. В Москве главное — не просто построить, но потом оформить. И здесь, в столице, прежде чем начать строительство, необходимо пройти определенные этапы: по оформлению земельного участка, по подготовке и согласованию проектной документации, по технадзору, по выбору подрядчика и т.д. И все это соблюдается. И это правильно. И такое четкое построение всего процесса храмостроительства является для регионов хорошим, добрым примером».

В свою очередь А.А. Пашков также говорил о важности комплексного подхода: «С точки зрения благоустройства прилегающих территорий, мы сделали детский городок, площадку отдыха с фонтаном, наружное освещение, красивое ограждение, парковки, чтобы прихожанам было удобно подъезжать к храму на своем автотранспорте. Но самое главное то, что этот храм стал действительно долгожданным и очень востребованным. Очень важно то, что была правильно выстроена история его строительства. Получилось все так, как требовал Владимир Иосифович. Он требовал постоянно общаться с людьми. И мы прислушивались к просьбам жителей. Владимир Иосифович требовал, чтобы документация была в порядке, чтобы все технологии соблюдались и соблюдался комплексный подход. И мы строго следовали этому принципу. И получилось так, что душу в это дело вложил владыка Парамон, строгий «менеджмент» был со стороны Владимира Иосифовича, и все сложилось очень благоприятно. На мой взгляд, это пример строительства храма в городе Москве. Здесь комплексно решены все вопросы. И храмовый комплекс был встречен жителями района с большим восторгом».

«Когда мы приезжали сюда еще во время строительства, сотни людей, сотни детей со своими матерями нас встречали, — рассказал В.И. Ресин. — Сегодня все готово для великого освящения. Этот храмовый комплекс — огромная заслуга и победа, конечно, в первую очередь, владыки Парамона. Конечно, это победа «Норильского никеля», основного благодетеля. Победа префекта Северо-Западного округа с его коллективом. И в целом для нас это тот рубеж, с которого уже можно будет повышать планку по строительству храмов в Москве. И уровень строительства поднимать, и в то же время строить экономно. Этот храм построен очень экономно. И при этом вы видите, какой красивый иконостас, какое убранство, какое благоустройство, как будто этот храмовый комплекс здесь всегда стоял».

«И тут важно отношение самих прихожан, жителей района, — подчеркнул В.И. Ресин. — Нам же не стены нужны, а именно вот эти люди: посмотрите им в глаза, и вы увидите, как они любят свой храм, и это для нас наивысшая награда!»

Строительство храмового комплекса началось в 2015 году. В связи со сложной геологией было выполнено укрепление грунта. У прихода изначально не было крупного благотворителя, так что на фундаментную плиту средства собрали сами прихожане. Как позднее, и на храмовые иконы, и на колокола. Видя горячее желание жителей иметь на этом месте свой храм, проект поддержала компания ПАО «ГМК «Норильский никель»».

Автор идеи и архитектор храма: Ольга Анатольевна Баранникова. Проектировщик и по храму, и по приходскому дому: ООО «Инвест Проект Групп». В храмовый комплекс входят храм на 500 человек и приходской дом. За основу архитектурного облика взяты памятники новгородской и звенигородской школ. «В итоге, правда, сместились в модерн», — отмечает архитектор. Храм украшает шатровая колокольня. На фасадах — мозаики. Всего пять композиций. Храм
спроектировали бесстолпным.

В этот день участники совещания посетили еще шесть храмов:

Финансово-хозяйственное управление

Главная Храмы округа Храм Троицы Живоначальной в Хорошеве

Построен в 1598 по повелению Бориса Годунова в его вотчине, селе Хорошёве, по образцу Малого собора Донского монастыря предположительно Фёдором Конем. Трапезная часть и колокольня — XIX века.

Расположен в районе Хорошёво-Мнёвники (Карамышевская набережная, 15).

Внешний декор храма сочетает в себе пышность кокошников под центральным и боковыми куполами и кажущуюся скромность фасадов и апсид. Но если присмотреться, то видно, как изящно и мастерски достигается эта простота: апсиды разделены пилястрами, а карнизы сделаны ступенчатыми, в несколько ярусов.

Первоначально окна были намного уже: их растесали в XVII веке, тогда же, когда заменили открытую паперть на галерею. В середине XVIII века (1764—1768) разобрали обветшавшую звонницу и выстроили отдельную колокольню, сохранившуюся до наших дней. В процессе строительства проект колокольни, выполненный Андреяном Афанасьевым, сильно изменился: её сделали выше и скромнее по декору. Чуть меньше, чем через сто лет, в 1845 году, разобрали западную часть галереи и выстроили новую трапезную, соединившую церковь с колокольней. По некоторым свидетельствам, уже к тому времени кокошники спрятали под простую четырёхскатную железную кровлю, более практичную, но не идущую ни в какое сравнение с «огненной» шапкой кокошников.

В августе 1939 года был закрыт и отдан под колхозный клуб, потом — под детскую консультацию. В 1963—1964 гг. под руководством архитектора Б. Л. Альтшуллера её исследовали и отреставрировали, вернув хотя бы частично первоначальный облик, за некоторыми исключениями, такими, как стесанные при перестройках перспективные порталы, восстановить в прежнем виде которые не оказалось возможным. Трапезной и колокольни реставрация не коснулась. В них располагался цех фабрики офсетной печати. Только в 1990-х гг. церковь полностью передали верующим.

Богослужения возобновлены 30 апреля 1989 года, на Пасху.

С 26 января 2000 года настоятель — Марк (Головков) ныне архиепископ Егорьевский, викарий Московской епархии.

Клир храма — Сотрудники синодальных отделов Русской православной церкви в священном сане.

Святыня храма — особо чтимая икона Божией Матери Грузинская.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *