Храм троицы живоначальной в останкино

Сайт: trinitychurch.ru

E-mail: trinitychurh@mail.ru

Почтовый адрес: 129515, Москва, 1-я Останкинская ул.,7, стр. 2

Ст. метро: ВДНХ

Телефоны:

(495) 616-50-05 (староста);

(495)-602-23-28 (церковная лавка);

(495)-683-39-97 (канцелярия);

(495) 686-32-23 (дежурные храм).

Факс: (495)-686-24-38

Смотреть расписание богослужений

Престолы

Центральный престол — Живоначальной Троицы (День Святой Троицы, Пятидесятница — переходящая дата);

Южный – преподобного Александра Свирского (30 апреля, 12 сентября);

Северный — Тихвинской иконы Божией Матери (9 июля);

Нижний (крестильный) – святителя Николая архиепископа Мир Ликийских, Чудотворца (22 мая, 19 декабря).

Святыни:

  • храмовая икона Ветхозаветной Троицы (1654 г.) — в местном ряду иконостаса (празднование — в День Святой Троицы, переходящая дата),
  • Черниговская икона Божией Матери — в местном ряду иконостаса (празднование — 14 сентября);
  • Грузинская икона Божией Матери — в Свирском Приделе (4 сентября);
  • Феодоровская икона Божией Матери — в центральной части храма (29 августа, 27 марта);
  • Собрание частиц мощей святых угодников Божиих — в центральной части храма.

Богослужение

Ежедневно

8.00 — молебен

8.30 — Божественная Литургия

16.45 — вечерня и утреня, всенощное бдение

В воскресенье

6.30 — ранняя Божественная Литургия, водосвятный молебен

9.40 — поздняя Божественная Литургия, Панихида

в 17.00 — акафист Живоначальной Троице, прп. Амвросию Оптинскому, Тихвинской иконе Божией Матери, свт. Николаю, прп. Александру Свирскому, празднуемым иконам Божией Матери поочередно.

По субботам в Успенской часовне на Останкинском кладбище в 12.00 будет совершается заупокойное богослужение.

К настоящему времени освящен нижний (крестильный) храм в честь святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, чудотворца.

Проезд

Общественным транспортом

«ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73, авт. 803, 24, 76

На машине

от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке направо до ул. Останкинская 1-я. На светофоре налево, до храма 400 метров.

Престол(ы): Центральный — Живоначальной Троицы; Южный – преподобного Александра Свирского; Северный — Тихвинской иконы Божией Матери; Нижний (крестильный) – святителя Николая архиепископа Мир Ликийского (не освящ., строящийся).

Настоятель

епископ Солнечногорский Сергий, викарий Московской епархии.

Причт

  • Протоиерей Владимир Мишкорез
  • Протоиерей Виктор Сарана
  • Протоиерей Димитрий Мышев
  • Протоиерей Кирилл Шевцов
  • Иерей Александр Чурочкин
  • Иерей Евгений Суслов
  • Протоиерей Петр Хлибун
  • Священник Евгений Суслов
  • Диакон Александр Назаров
  • Диакон Михаил Бану

История

Храм – прекрасный памятник стиля «русское узорочье» – построен в 1677–1683 гг. на месте ранее существовавшего деревянного храма на средства кн. М. Черкасского. В 1683 г. был освящен Тихвинский придел, в 1691г. – придел прп. Александра Свирского, главный храм освящен в июне 1692 г. В 1878–1880 гг. храм был капитально отреставрирован, пристроена колокольня (арх. Н.В. Султанов). Тогда же был подновлен и уникальный резной девятиярусный центральный иконостас. В 1919–1935 гг. богослужения совершались в нижнем храме свт. Николая, затем храм был закрыт; в нем был устроен выставочный зал. Богослужения возобновлены 23 марта 1991 г.

Архитектурный стиль: Русское узорочье

Воскресная школа

Действует воскресная школа для детей от 5 до 14 лет и группа для взрослых.

Молодежный Центр

Действует для молодых людей от 17 до 34 лет. Встречи проходят по воскресеньям с 15.00 до 19.00 в трапезной храма. Контакты: mailto:trinity.center@yandex.ru и группа Вконтакте.

При храме работает детская телестудия и пресс-центр «Экипаж». Занятия бесплатные, проходят по субботам в 11 часов. С вопросами и предложениями обращаться к диакону Александру Назарову.

Социальная служба

Куратор — иерей Димитрий Мышев.

Проводятся благотворительные ярмарки, мероприятия в обществах инвалидов «Останкино» и «Марфино». Организован пункт по сбору и раздачи одежды для малоимущих. Организуются паломнические поездки по святым местам России. Клирики подворья окормляют Мытищинскую школу-интернат и Детский дом в районе «Отрадное».

Таинство Крещения

Совершается каждый день.
Огласительные (катехизаторские) беседы перед Крещением для взрослых крещаемых, родителей и крестных в нашем храме проводятся:

  • первая беседа — по средам, четвергам, пятницам — в 19-00, по субботам — в 13-00
  • вторая беседа — перед Таинством Крещения, обычно — в 10-00 (ежедневно).

На Огласительные беседы могут приходить все желающие.

Часовня свв. равноапп. Кирилла и Мефодия при Международном славянском институте

Открыта ежедневно с 9.00 до 19.00.

Ст. метро: «Алексеевская»

Почтовый адрес: 129085, Москва, ул. Годовикова, 9, стр. 25.

Телефон: 8-495-602-46-76

Общественным транспортом: до станции метро «Алексеевская», далее пешком до ул. Годовикова, 9, стр. 25. Центральный вход в Международный Славянский институт.

На машине: от станции метро «Алексеевская» по ул. Проспект Мира в сторону центра, через 500 метров поворот направо на ул. Широкий проезд. Далее до ул. Годовикова.

в 2006 году по инициативе ректора (МСИ) Смирнова Кима Алексеевича была выделена аудитория под обустройство православной часовни. В январе 2007 года игумен Феофилакт (Безукладников) совершил освящение часовни в честь равноапостольных братьев Кирилла и Мефодия.

Архитектурный стиль: домовая часовня.

Святыни: храмовая икона святых равноапостольных Кирилла и Мефодия.

Богослужение: каждый вторник в 12.00 совершаются молебны и заупокойные литии.

Часовня Успения Пресвятой Богородицы на Останкинском кладбище (строящийся храм)

Ст. метро: «ВДНХ».

Почтовый адрес: 127427, Москва, пр. Дубовой Рощи, д.3.

Телефон:(495)-616-50-05 (староста).

Общественным транспортом: «ВДНХ», трамв. 11, 17, трол. 13, 73.

На машине: от «ВДНХ» по ул. Академика Королева. На четвертом светофоре по стрелке налево до ул. Проезд Дубовой Рощи к Останкинскому кладбищу 200 метров.

История

По просьбам родственников погребенных православных христиан на Останкинском кладбище летом 2006 года началось строительство часовни в честь Успения Пресвятой Богородицы.

Архитектурный стиль: византийский.

Святыни: надвратная мозаичная икона Успения Божией Матери.

Богослужение: совершаются панихиды в дни поминовения усопших. Заупокойные литии на могилах, по просьбам родственников.

После завершения внутреннего оформления часовни, состоится её освящение. Заупокойные богослужения будут совершаться еженедельно. Ежедневно будет открыта свечная лавка. В часовне можно будет совершать отпевание.

Предлагаю вниманию любителей русской архитектуры интереснейшую статью об одной из красивейших церквей северо-восточной части Москвы — храма Троицы Живоначальной в Останкино. Статья, как и положено научной публикации, снабжена ссылками на библиографию, а подготовленный на ее основе пост — хорошо иллюстрирован фотографиями разных лет (разумеется, с указанием авторов фотографий или источников, откуда они взяты).

Возведение храма шло поэтапно .
В 1677 году князь Михаил Яковлевич Черкасский, бывший в то время владельцем усадьбы Останкино, женился на дочери богатого боярина Якова Николаевича Одоевского . В честь этого события было решено выстроить в усадьбе большой каменный храм вместо деревянной Троицкой церкви, существовавшей здесь с середины XVI века. Челобитная князя о постройке церкви датируется 15 сентября 1677 года.
На первом этапе были возведены основные объемы: самого храма и двух боковых приделов, заложены галерея и три крыльца. 8 февраля 1683 года произошло освящение северного Тихвинского придела, 1 августа 1691 года – южного придела во имя св. Александра Свирского. Главный престол во имя Живоначальной Троицы освятили 3 июня 1692 года, а немного позже, на втором этапе, завершилось строительство галереи и крылец. Третий этап – возведение над западным крыльцом нарядной колокольни .

Колокольня Троицкого храма первоначально была увенчана шатром. Между 1739 и 1754 годом , изящный шатер был заменен на иное – двухъярусное завершение. Своим внешним видом оно напоминало надвратное сооружение храмового комплекса в Толчковской слободе Ярославля. Возможно, новые владельцы усадьбы (в 1743 году она перешла во владение графа Бориса Петровича Шереметьева в качестве приданого его супруги – княжны Варвары Алексеевны Черкасской), решили обновить завершение колокольни, когда шатер обветшал.

С течением времени новое завершение колокольни, крыльца и галереи храма постепенно приходили в негодность, и их разбирали. Довольно долго останкинская церковь стояла в несколько «разоренном» виде. До 1878 года колокольня, южное крыльцо и паперть не имели никаких завершений .
В 1878-1880 годы была проведена полная реставрация храма. Работами руководил известный архитектор и реставратор – Николай Васильевич Султанов – знаток русского искусства и архитектуры. Помогал ему архитектор Н.В. Серебряков. Николай Султанов констатировал плачевное состояние церкви и многочисленные поздние переделки в ее архитектуре и интерьере . Он предложил вернуть колокольне шатровое завершение, восстановить южное крыльцо, паперть и некоторые обветшалые наличники и фрагменты изразечного убранства . В ходе работы над проектом архитектор тщательно изучил все известные аналоги московской и ярославской архитектуры и выполнил все необходимые чертежи. К 1880 году работы по ремонту храма были завершены.

Новый этап его истории начался после революции.
В 1935 году церковь закрыли, и в ее помещениях расположился выставочный зал музея.

Богослужения в храме возобновились только в 1991 году. Торжественный чин великого освящения 23 марта 1991 года совершил Святейший Патриарх Алексий II. Перед торжественным Патриаршим освящением церковь вновь отреставрировали по инициативе ее настоятеля — игумена Феофилакта (ныне наместник Ново-Иерусалимского монастыря). Реставрация проводилась под руководством архитектора Черникова Евгения Александровича. В настоящее время Троицкий храм является подворьем Введенской Оптиной пустыни.

Нельзя обойти вниманием судьбу колокольного подбора Троицкого храма. В начале ХХ столетия он насчитывал 10-12 колоколов XVIII – XIX веков. Самый тяжелый из них — благовестник весом 71 пуд 15 фунтов (1163 кг) — отлил замечательный мастер XVIII века – Константин Михайлович Слизов в июле 1755 года . Этот колокол оставался на колокольне весь «музейный» период истории храма.

Остальные колокола подбора (кроме одного, судьба которого неизвестна) бережно сохранялись сотрудниками музея на хорах храма, и в настоящее время возращены на колокольню. В ходе оборудования яруса звона большой колокол временно сняли и, после, завершения работ, вновь подняли на колокольню, уже на новую систему мягкой подвески; был сооружен металлический сварной звонарский помост и другие приспособления для звона. Работы по обустройству звона церкви осуществлялись под руководством старшего звонаря храма Христа Спасителя и звонниц Московского Кремля (а то время — старшего звонаря Московского Данилова монастыря) — И.В. Коновалова. Первым штатным звонарём храма стал Дмитрий Валерьевич Кузьмичёв — его ученик.

Живописный и нарядный облик храма, необычный даже для московского «узорочья» второй половины XVII века, представляет собой интересный и органичный синтез особенностей разных архитектурных школ.
В настоящее время не существует единого мнения об имени мастера, возводившего церковь Живоначальной Троицы в Останкино. В начале ХХ столетия считалось, что образцом для нее послужила деревянная церковь с «прирубами» – ее предшественница . Однако, следует отметить, что сходная композиция приделов у основного объема храма появилась в каменном зодчестве Москвы уже с середины XVI века. Скорее всего, аналоги следует искать именно там. Долгое время весьма популярной была версия об авторстве крепостного архитектора Одоевских – Павла Сидоровича Потехина . Сейчас она не является бесспорной, т.к. не имеет никаких документальных подтверждений. Тем не менее, ряд особенностей декора и композиции храма, как мы увидим ниже, сближает его с другими творения талантливого зодчего, и, может быть, не стоит окончательно отказываться от этой гипотезы. Тем более, что некоторые исследователи, к сожалению, без ссылки на источник, называют и имена помощников Павла Потехина. Это были тоже крепостные мастера — Федор Перфильев, Семен Усков, Яков Мутовин и Кузьма Взварыкин.

План останкинского храма довольно сложен: крытая галерея окружает с трех сторон основной объем, с юга и севера к нему примыкают приделы, а три входа оформлены в виде нарядных крылец. Колокольня с западной стороны существенно ниже самой церкви. В московской архитектуре этого времени существует пример столь сложной композиции – это церковь Святой Троицы в Никитниках (1628-1653 годы). Оба храма имеют план, вытянутый по оси восток-запад, боковые приделы, почти одинаково украшенные крыльца. Оба они перекрыты сомкнутым сводом, украшенным распространенной в московском зодчестве этого времени «горкой» кокошников, и некоторое сходство в декоре колоколен. Однако храм в Никитниках не имеет галереи, колокольня его примыкает к трапезной, но не по оси восток-запад, а с северо-западного угла, как это было принято в ярославской архитектуре (кстати, ее и возводили по заказу ярославского купца Григория Леонтьевича Никитникова). Более близкий аналог композиции – храм иконы Знамения Божией Матери в селе Марково (Бронницкий уезд под Москвой) 1690 года, возведенный Павлом Потехиным.

Существенное особенность Троицкого храма в Останкино – расположение колокольни над западным крыльцом. Такое решение было известно в московском зодчестве. Например, ее можно сравнить с колокольнями храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы) и Воскресения в Кадашах (1690-е годы). Как и у колокольни в Поярково, нижний ярус – открытое аркадами с трех сторон крыльцо – представляет собой западный вход в храм. Над его перекрытием возведен небольшой четверик, на котором покоится восьмерик (тоже небольшой высоты) и проемы звона.

Декоративное убранство храма Живоначальной Троицы в Останкино отличается изысканной, даже утонченной пышностью. Можно сказать, что на нем нет ни одного участка поверхности, не украшенного сложным декором. Одна из его составляющих – это широкие нарядные карнизы. Они подчеркивают переход от куба основного объема к сводам, а в архитектуре колокольни отделяют нижний ярус – крыльцо – от верхних ярусов и продолжаются на галерее паперти, объединяя колокольню и храм в единое композиционное целое. Похожий прием использован в декоре храма Рождества Пресвятой Богородицы в Путинках (1653 год): декоративный «пояс» отделяет основной объем придела во имя иконы Божией Матери «Неопалимая купина» от сводов. Кстати, придел, как и останкинский храм, перекрыт сомкнутым сводом с «горкой» кокошников. Такой же прием использован и в архитектуре храма свт. Николая в Пыжах (1686, колокольня — около 1695 года) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

Вертикальное движение массы храма подчеркивают декоративные «пучки» колонок на углах четверика. Этот элемент известен и в московской, и в ярославской архитектуре второй половины XVII века. Мы видим его в декоре ярославских храмов Иоанна Златоуста в Коровниках (детали декора – 1690-е годы), Иоанна Предтечи в Толчковской слободе (1671-1687 годы), Богоявления (1684-1693 годы). В московском зодчестве декоративные колонки украшают нижний ярус-четверик колоколен храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1684 годы), свт. Николая Явленного на Арбате (1689 год), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и Рождества Пресвятой Богородицы в Поярково (1670-е годы).

Значительную роль в декоративном убранстве останкинского храма играет очень сложное оформление наличников на окнах. Все он имеют многопрофильный, почти «лепной» рисунок, а некоторые и необычную форму звезды или короны. Точно такие же (или сходные) по рисунку наличники украшают окна храмов Рождества Пресвятой Богородицы в Бутырках (1682-1884 годы), свт. Николая в Хамовниках (1694 год) и иконы Знамения Божией Матери в селе Марково 1690 года.

Оформление колокольни соединило в себе черты московской и ярославской архитектуры. Особую легкость и четкость ее облику придают ряды нишек-ширинок сложного профиля. Нишки большего размера, расположенные в два ряда, украшают столбики крыльца. Маленькие ширинки поясом в четыре ряда покрывают поверхность четверика и переходят на галерею храма. Тот же пояс, но в два ряда украшает восьмерик. Избежать сухости и графичности ему помогают цветные изразцы. Очень схожий декоративный мотив в столь же разнообразных формах украшает уже названные ярославские храмы, а также храм во имя Воскресения Господня на Дебре в Костроме (1652 год).

На ярусе звона особенно богато рельефными кирпичными деталями украшены арки-проемы для колоколов. Практически идентичное решение имеют «кокошники» сложного профиля над арками у колоколен останкинского храма и ярославской церкви Иоанна Златоуста в Коровниках. Сами арки в виде раковин имеют аналоги только в московской архитектуре. В качестве примеров можно привести колокольни Покровского собора на Красной площади (1670-1690-е годы), Новодевичьего монастыря (1690 год), храма свт. Николая в Хамовниках (1694 год).

Таким образом, можно предположить, что храм Живоначальной Троицы в Останкино строил московский зодчий, руководивший артелью, где работали мастера из разных регионов Руси. В итоге, в облике храма гармонично соединились черты несколький архитектурных школ. В 1640-е – 1660-е годы мастера Ярославля, Костромы, Новгорода и других русских земель не раз работали в Московском Кремле над росписями кремлевских соборов. Возможно, что в Москву приезжали и зодчие этих земель. Именно этой совместной работой объясняется взаимное влияние иконописи и архитектуры Ярославля, Мурома, Костромы, Каргополя с одной стороны и Москвы с другой стороны во второй половине XVII века. Останкинский храм Живоначальной Троицы является одним из примеров этого взаимного влияния.

Библиография:

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино // Сорок сороков. М., 2003. Т.3. С. 157

Соловьев К.А. Останкино. М., 1944. С.: 4,5

Церковь Живоначальной Троицы в Останкино / Под ред. Г.В. Вдовина. М., 1993

Путеводитель по Москве, изданный Московским археологическим обществом для участников V съезда зодчих в Москве / Под ред. И.П. Машкова. С.: CXI-CXLII

Красовский М.В. Очерки по истории московского периода древнерусского зодчества. М., 1911. С.: 347, 353.

Подмосковные музеи / Под ред. И.В. Лазаревского и В. Згура. М., 1925. Вып. 1. С.: 43-46

Романюк С.К. По землям московских сел и слобод. М., 1998. Ч.2. С.: 237

Грабарь И.Э. История русского искусства. М., 1911. С.: 134-135

Ильин М. Москва. М., 1963. С.: 316-318

Султанов Н.В. Реставрация церкви в селе Останкине // Зодчий. 1877. №7. С.:65-66
При подготовке поста были использованы следующие источники:
Народный каталог православной архитектуры (фотографии храма разных лет были взяты именно с этого сайта).
Использованы фото следующих авторов:
1. Андрей Агафонов Снято: 4 октября 2013
2. Фото с сайта http://sontucio.livejournal.com/330376.html
3. Андрей Агафонов Снято: 1 июля 1987
4. etienne Снято: 18 мая 2008
5. Анастасия Снято: 22 июля 2009
6. Радист Снято: 15 марта 2011
7. Иванов Дмитрий Снято: 23 мая 2009
8. etienne Снято: 18 мая 2008
9. Андрей Агафонов Снято: 1 ноября 1995
10. etienne Снято: 18 мая 2008
11. etienne Снято: 18 мая 2008
12. Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
13. Фото с сайта http://andcvet.narod.ru
14. Hramsohran Снято: 21 сентября 2015
15. Hramsohran Снято: 18 марта 2015
16. Андрей Петрович, Анастасия Андреевна, Елизавета Андреевна Сычевы Снято: 22 февраля 2013
17. etienne Снято: 18 мая 2008
18. Игорь Демин Снято: 8 февраля 2003
19. Игорь Демин Снято: 8 февраля 2003
20. Мунарев Сергей Снято: 20 мая 2012

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

Там, где несколько сотен лет назад были поля и сельская тишина, находится краснокаменный храм в стиле русское узорочье, посвященный Живоначальной Троице. Сегодня в этом месте кипит столичная жизнь. Какова история храма Живоначальной Троицы в Останкино, когда в нем проходят службы и как до него добраться, расскажет эта статья.

История возведения храма

Деревянный храм Живоначальной Троицы в селе Останкино была возведена еще в 1617 году, а к концу XVII века ее сменила каменная. Эта церковь была домовой для владельцев села Останкино князей Черкасских. Тогда же был возведен девятиярусный иконостас с золочеными резными рамками.

Храм Животворящей Троицы в Останкино

В новой каменной церкви было три придела:

  • главный во имя Живоначальной Троицы;
  • северный в честь Тихвинской иконы Божией Матери;
  • южный — в память святого Александра Свирского.

На заметку! Накануне своего венчания на царство здесь молился император Александр Второй.

В XX веке, как и все остальные церкви в России, храм Живоначальной Троицы, постепенно приходил в упадок. Из верхней части верующие сначала переместились в подклет, ставший четвертым приделом — в честь святителя Николая. Это произошло в 1919 году. А в 1922 году из Троицкой церкви вывезли оклады со всех икон и иконостаса — всего свыше 60 кг серебра.

Другие православные храмы в Москве:

  • Храм Александра Невского при МГИМО в Москве
  • Храм Всех Святых во Всехсвятском на Соколе
  • Храм Евфросинии Московской на Нахимовском проспекте

В 1930 году здание передали Антирелигиозному музею искусств совместно с финотделом Дзержинского района столицы. В нижнем приделе хранили картофель. С началом Великой Отечественной войны храм окончательно превратился в склад.

Медленно, но верно возрождение началось в 1970-е годы. Сначала отреставрировали иконостас, отремонтировали фасад и кровлю. В 80-е здесь еще проходили концерты: играли музыку XVII века.

Весной 1991 года главный престол храма Святой Живоначальной Троицы был освящен вновь. В течение пяти лет после этого восстановлены и освящены были уже все три верхних придела.

Внимание! В настоящее время церковь стала снова четырехпрестольной: нижний придел во имя Николая Чудотворца также освящен и используется в основном как крестильный.

Современное состояние

Сегодня посетить богослужение в храме Живоначальной Троицы можно ежедневно по следующему расписанию:

  • 8:00 — молебен, затем — Литургия
  • 16:45 — вечернее богослужение согласно церковному календарю.

    Интерьер церкви Живоначальной Троицы в Останкино

В воскресные и праздничные дни Литургию служат дважды:

  • ранняя Божественная литургия начинается в 6:30, после нее совершается водосвятный молебен;
  • поздняя Литургия — с 9:40, затем — панихида.

Кроме того, каждое воскресенье в 17:00 читают акафисты.

Православные кладбища Москвы:

  • Николо-Архангельское кладбище
  • Хованское кладбище
  • Перепечинское кладбище

Настоятелем храма Живоначальной Троицы в Москве в 2009 году назначен архиепископ Солнечногорский Сергий (Чашин), входящий в Высший Церковный Совет Русской православной церкви.

На заметку! В 2007 году архиепископу Сергию было поручено пастырски окормлять приходы в Сингапуре, в 2012 году — и в Малайзии.

Деятельность прихода

Современная жизнь общины концентрируется вокруг нескольких направлений деятельности:

  • воскресная школа для детей и взрослых (обучение начинается с 5 лет);
  • молодежный центр для прихожан от 17 лет;
  • детская телевизионная студия и пресс-центр;
  • социальная служба, поддерживающая инвалидов, малоимущих сирот Московской области.

Святыни

Верующие могут поклониться в этой церкви таким святыням:

  • иконе Троицы XVII века, расположенной в иконостасе главного придела;
  • иконам Божией Матери Черниговской, Грузинской, Феодоровской;
  • мощам святых.

Престольные праздники

Чаще всего вопрос о том, как добраться до храма Живоначальной Троицы, интересует верующих в дни престольных праздников, особенно в День Святой Троицы.

Архиерейское богослужение в храме Живоначальной Троицы, Останкино

В 2018 году Пятидесятница пришлась на 27 мая, в 2019 году Троицу отпразднуют 16 июня.

Кроме того, престольные праздники церковь в Останкино отмечает:

  • 30 апреля и 12 сентября — в дни памяти святого преподобного Александра Свирского;
  • 9 июля — в честь Тихвинской иконы Божией Матери;
  • 22 мая, 11 августа, 19 декабря — память святителя Николая.

Как добраться

Адрес храма Живоначальной Троицы: ул 1-я Останкинская, д.7, стр.2.

Как видно из схемы, удобнее всего до храма Живоначальной Троицы добраться на метро, поскольку поблизости расположены станции ВДНХ, Телецентр, Улица Академика Королева. От станции ВДНХ придется проехать небольшое расстояние на трамвае №№ 11,17, троллейбусе №№ 13,73 или автобусе №№ 803,24,76.

Храм Живоначальной Троицы в Останкино

Владение, первоначально носившее название «Осташково», известно с середины XVI века. После 1585 года здесь появилась первая деревянная Троицкая церковь, разрушенная в Смутное время. В 1625–27 годах князья Черкасские построили новую деревянную церковь. В 1692 году князь М.Я. Черкасский возвел каменную церковь во имя Троицы Живоначальной которая с некоторыми изменениями сохранилась до наших дней.

По одной из версий, зодчим церкви был крепостной П. Потехин. Троицкий храм является выдающимся памятником русской архитектуры второй половины XVII века и примером наибольшего использования узорочья и изразцов в убранстве фасадов. Структура церкви оригинальна: у нее нет трапезной, к четверику примыкает лишь коридор, на который ведет три крыльца. Приделы не только внешне выглядят как самостоятельные церкви, пристроенные к основному храму, но и внутри отделены от него стенами. В ширинки на фасадах крылец вставлены белокаменные резные детали и разноцветные глазурованные изразцы. Наличники окон богато декорированы резными деталями. Особой гордостью церкви был пышный иконостас в стилистике нарышкинского барокко.

Главный престол был освящен в честь Троицы, южный придел – во имя святого Александра Свирского, северный – во имя Тихвинской иконы Божией Матери. Последний служил домовой церковью князей Черкасских, соединяясь переходом с их домом. В 1918 году в подклете церкви был освящен нижний храм во имя святого Николая Чудотворца, а в 1920 при нем появился придел Серафима Саровского.

Традиционная шатровая колокольня не раз перестраивалась. Нынешний облик она приобрела в 1877 году, когда храм обновлялся по проекту архитекторов Серебрякова и Султанова. Над южным крыльцом церкви тогда появился небольшой декоративный шатрик с двумя рядами кокошников.

Богослужения в Троицкой церкви продолжались до 1933 года, после чего ее передали музею-усадьбе «Останкино». Это спасло здание от уничтожения и искажения. В 1980-х годах здесь проходили концерты духовной музыки. Уникальное убранство храма пострадало: от иконостаса сохранилась только нижняя часть с царскими вратами.

С 1991 года были возобновлены богослужения. Несколько лет при церкви находилось подворье Оптиной пустыни. Сегодня это приходской храм.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *